ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАВО
УДК 340
DOI https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2021.4/3722
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Ж. У. Тлембаева
Медицинский университет Астана Поступила в редакцию 4 июня 2021 г.
Аннотация: статья посвящена исследованию вопросов правового регулирования разработки и использования искусственного интеллекта на международном и национальном уровнях. Проведен анализ международных актов, изучена деятельность международных организаций по формированию международно-правовой основы по вопросам, связанным с регулированием искусственного интеллекта. Сравнительному исследованию подвергнуты национальные стратегии, законодательство в сфере искусственного интеллекта таких стран, как Корея, США, Япония, Китай, Россия, Казахстан, а также стран - участниц Европейского союза. Выявлены особенности .законодательного обеспечения данной сферы в Республике Казахстан. Проанализированы: Государственная программа «Цифровой Казахстан», Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 г., положения ежегодных посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана относительно вопросов создания и использования искусственного интеллекта. Сформулирован вывод, что в современных условиях возникает настоятельная потребность в установлении глобальных стандартов регулирования искусственного интеллекта и использования его положений в качестве модели для формирования внутреннего законодательства государств.
Ключевые слова: правовое регулирование искусственного интеллекта, международные организации, национальные стратегии, законодательство в сфере искусственного интеллекта.
Abstract: the article is devoted to the study of the issues of legal regulation of the
development and use of artificial intelligence at the international and national _
levels. The analysis of international acts is carried out, the activities of interna- 331
tional organizations on the formation of an international legal framework on issues related to the regulation of artificial intelligence are studied. The national strategies and legislation in the field of artificial intelligence of such countries as Korea, the United States, Japan, China, Russia, Kazakhstan, as well as the member states of the European Union were subjected to a comparative study. The features of the legislative support of this sphere in the Republic of Kazakhstan are revealed. The article analyzes: the State Program "Digital Kazakhstan", the Strategic Development Plan of the Republic of Kazakhstan until 2025, the provisions of the annual addresses of the President of the Republic of Kazakhstan to the people of Kazakhstan on the creation and use of artificial intelligence. The author concludes that in modern conditions there is an urgent need to establish
© Тлембаева Ж. У., 2021
global standards for the regulation of artificial intelligence and the use of its provisions as a model for the formation of domestic legislation of states. Key words: legal regulation of artificial intelligence, international organizations, national strategies, legislation in the field of artificial intelligence.
В настоящее время, в эпоху глобализации и цифровизации, вопросы использования искусственного интеллекта уже перестали быть чем-то, что кажется очень далеким и связанным с футуристическими идеями. Сегодня искусственный интеллект помогает справиться с решением самых сложным проблем, которые стоят перед человечеством. Он позволяет оптимизировать множество процессов, которые могут сэкономить большое количество ресурсов. Искусственный интеллект активно внедряется в сферу бухгалтерского учета, в здравоохранение, юридическую практику, законотворчество, в отрасли промышленности. По прогнозам, представленным в 2016 г. группой экспертов из Стэнфорда под названием «AI100» (The One-Hundred Year Study of Artificial Intelligence) об изменениях мира за следующие 15 лет, изменения ожидаются в сферах: транспорта, здравоохранения, образования, трудоустройства, безопасности, развлечений, сферы услуг и социальной сфере1.
Применение искусственного интеллекта в современном мире стало важнейшим фактором развития цифровой экономики государств. Как показывают результаты четвертого ежегодного мониторинга глобальных трендов цифровизации, подготовленного в 2020 г. «Ростелекомом», самый стремительный рост по итогам года показали технологии дата-центров, виртуальной реальности и технологии убеждения. На более высокие места рейтинга переместились электронное здравоохранение, облачные технологии, информационная безопасность и высокопроизводительная обработка данных. Китай остается абсолютным мировым лидером по числу патентов и научных публикаций, США — по объему инвестиций в Z цифровые технологии2. Среди трендов цифровизации второй год подряд эта технология занимает первое место в общем рейтинге3. По итогам дан-q ного исследования в 2020 г. к топ-10 глобальных трендов цифровизации 041 относятся также: мобильные сети связи, электронное здоровье (eHealth),
_облачные технологии (Cloud), интернет вещей (Internet of Things), ро-
332 бототехника (Robotics), информационная безопасность (Information Security), электронная коммерция (eCommerce), интеллектуальный поиск данных (Data Mining), высокопроизводительная обработка данных (Data-Intensive Processing).
1 Как искусственный интеллект изменит мир к 2030 году. Доапокалиптиче-ское будущее. URL: https://gb.ru/posts/ai_2030 (дата обращения: 20.04.2021).
2 Искусственный интеллект подтвердил первенство искусственного интеллекта — рейтинг глобальных трендов цифровизации от «Ростелекома». URL: https://www.company.rt.ru/projects/digital_trends/news/d457180/ (дата обращения: 21.05.2021).
3 Ростелеком. Общий рейтинг трендов. Аналитическая справка. URL: https:// digitaltrends.rt.ru/reports/multiple_sources_rating (дата обращения: 02.05.2021).
Технический прогресс в области алгоритмического развития, больших данных обеспечивает доступность гражданам и организациям к информации. Дополнительным импульсом к развитию онлайн-услуг,
предоставляемых государственными органами, правовыми института- .
ми, явилась пандемия. Распространяясь в различных потребительских :
приложениях, он приносит большую пользу всем отраслям экономики. ё
Нередко потребители, используя ряд распространенных продуктов и при- |
ложений, которые содержат искусственный интеллект, даже не подозре- 2
вают об этом. Вместе с тем важным остается вопрос обеспечения гарантии 2 правовой безопасности оказываемых в дистанционном формате услуг.
На сегодняшний день применение искусственного интеллекта прак- i
тически не обеспечено должной международно-правовой основой. Хотя ®
на уровне международных организаций все чаще поднимаются актуаль- О
ные вопросы, связанные с регулированием искусственного интеллекта и "о
обсуждением проектов международных договоров в этой сфере. О необхо- *
димости наднационального урегулирования общих вопросов, связанных о
с развитием и использованием искусственного интеллекта, во избежание н
неблагоприятных последствий, на протяжении ряда лет говорят как де- 2
ятели науки, так и некоторые разработчики, представители органов вла- о
сти различных государств4. 2
Существует множество руководящих принципов и норм в области ис- о
CD
кусственного интеллекта, принятых международными организациями. о Но ни один из этих документов не является глобальным. ^
Развитие технологий искусственного интеллекта и рост его при- ^ менения в различных сферах экономики способствуют формированию ^ системы международного регулирования данной сферы. Однако се- о годня пока отсутствуют многосторонние международные договоры — q конвенции, принятые на уровне ООН, которые закрепляли бы общие § положения для данной сферы. Приняты лишь отдельные документы, : способствующие формированию основ международно-правового регулирования в сфере искусственного интеллекта и носящие рекомендательный характер, т. е. присутствует нормативно-правовое регулирование в
виде «мягкого права»5. _
В последние годы международные организации все чаще поднимают 333 вопросы, связанные с регулированием искусственного интеллекта. Ак- _ тивная работа в этом направлении ведется в Организации Объединенных Наций (ООН), Совете Европы (СЕ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЕС и ряде государств - лидеров в развитии цифровых технологий (США и Китай).
Но наиболее заметной в 2020 г. была признана работа трех глобальных сообществ:
4 См.: Филипова И. А. Правовое регулирование искусственного интеллекта : учеб. пособие. Н. Новгород, 2020. С. 31. URL: http://www.lib.unn.ru/students/src/ Prav_reg_I_I.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
5 См.: Там же. С. 33.
1. СЕ, прежде всего Спецкомитета по искусственному интеллекту, который активно разрабатывает подходы к европейскому регулированию, а в 2021 г. начнет консультироваться по этим подходам со странами, входящими в Совет Европы.
2. Специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), разработавшее проект рекомендаций по этике искусственного интеллекта, который будет обсуждаться со странами — участницами ЮНЕСКО в течение 2021 г.
3. ОЭСР, которая в марте запустила платформу AI Policy Observatory. Там собирается информация о регулировании ИИ в разных странах мира.
Среди наиболее значимых документов, определяющих регуляторные векторы развития искусственного интеллекта на ближайшие годы, разработанных в 2020 г., выделяют следующие:
— в США — Указ президента по содействию и использованию надежного ИИ федеральными органами власти, принятый 5 декабря 2020 г., Стратегия мирового лидерства в сфере новых технологий, включая технологии искусственного интеллекта, утвержденная в октябре 2020 г.;
— в ЕС — «Белая книга по регулированию искусственного интеллекта» (на стадии проекта), определяющая значительное число подходов к отдельным проблемам ИИ;
— в Российской Федерации (РФ) — Концепция регулирования технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 г., принятая и утвержденная Правительством в августе 2020 г., в которой определяются и общие принципы регулирования, и отраслевые подходы6.
В 2020 г. Европейский парламент предложил также сформировать новую правовую основу с изложением этических принципов и правовых обязательств при разработке, развертывании и использовании искусственного интеллекта и робототехники. Следует отметить, что по всему миру приняты сотни различных документов, посвященных этике искус-Z ственного интеллекта. Среди них наиболее известными являются «Ази-ломарские принципы искусственного интеллекта», принятые в январе о 2017 г. на конференции в Азиломаре, США7. Принятие Азиломарских 041 принципов искусственного интеллекта «стало первым и весьма значи-
_мым шагом ответственного подхода человечества к разработке ИИ и ро-
334 бототехники»8. В числе основных принципов в них выделяют следующие: -принцип «полезного» финансирования; принцип «связи науки и политики»; принцип «безопасности» и «прозрачности неудач»; принцип разработки «суперинтеллекта» только под бдительным наблюдением на благо всего человечества.
6 Итоги 2020 : время детального регулирования искусственного интеллекта. ICT.Moscow. URL: https://ict.moscow/news/itogi-2020-ai-regulation/ (дата обращения: 28.04.2021).
7 Asilomar AI Principles // Al News. URL: https://www.artificial-intelligence.blog/ news/asilo mar-ai-principles (дата обращения: 26.04.2021).
8 Хисамова З. И., Бегишев И. Р. Правовое регулирование искусственного интеллекта // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10, № 2.
В Докладе по этике искусственного интеллекта Всемирной комиссии по этике научных знаний и технологий ЮНЕСКО, озвученном в ноябре 2019 г. на 40-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прозвучал
призыв к разработке международных и национальных стратегий и нор- .
мативной базы с целью обеспечения использования этих новейших тех- .
нологий, ориентированных на человека. ЮНЕСКО выступило с предло- ё
жением о разработке «всеобъемлющего глобального нормативного акта, ^
призванного обеспечить искусственному интеллекту прочную этическую g
основу». Этот документ «станет этическим ориентиром и глобальной нор- $
мативной основой, позволяющей обеспечить соблюдение принципа вер- 0
ховенства права в цифровом мире»9. О
Совет Европы является лидером в определении подходов к регулиро- ф
7s
ванию искусственного интеллекта. Для создания полноценного норма- ^
тивного документа в сфере искусственного интеллекта в 2019 г. СЕ был -§
сформирован Специальный комитет по искусственному интеллекту. В О
2019 г. СЕ разработаны следующие международные акты, в том числе по §
вопросам этики искусственного интеллекта: Европейская этическая хар- -о
тия Совета Европы об использовании искусственного интеллекта в судеб- g
ных системах (European Ethical Charter on the use of artificial intelligence О
(AI) in judicial systems and their environment)10; Декларация Комитета g
министров о манипулятивных возможностях алгоритмов (Declaration by §
the Committee of Ministers on the manipulative capabilities of algorithmic §
processes)11; Рекомендации Комиссара СЕ по правам человека «10 шагов §
для защиты прав человека при использовании ИИ» (Unboxing Artificial ф
Intelligence: 10 steps to protect Human Rights. Commissioner for Human ё Rights Recommendations)12; Проект рекомендаций Совета министров о
влиянии алгоритмов на права человека (Совет Европы, 2019) (Addressing g
the impacts of Algorithms on Human Rights. Draft Recommendation of the ^
Committee of Ministers to member States on the human rights impacts of . algorithmic systems // Council of Europe)13; Принципы искусственного ин-
9 Разработка рекомендации об этических аспектах искусственного интеллекта. URL: https://ru.unesco.org/artificial-intelligence/ethics#recommendation (дата_
обращения: 20.04.2021). 335
10 Европейская этическая хартия Совета Европы об использовании искусствен--
ного интеллекта в судебных системах и окружающих их реалиях : принята на 31-м пленарном заседании ЕКЭП (Страсбург, 3—4 декабря 2018 г.). URL: https:// rm.coe.int/ru-ethical-charter-en-version-17-12-2018-mdl-06092019-2-/16809860f4 (дата обращения: 25.05.2021).
11 Declaration by the Committee of Ministers on the manipulative capabilities of algorithmic processes // Council of Europe. URL: https://search.coe.int/cm/pages/ result_details.aspx?0bjectId=090000168092dd4b (дата обращения: 20.05.2021).
12 Раскрытие искусственного интеллекта : 10 шагов для защиты прав человека. Совет Европы, май 2019 г. URL: https://rm.coe.int/-10-/16809a42e4 (дата обращения: 24.04.2021).
13 Этика и «цифра» : этические проблемы цифровых технологий. Аналитический доклад. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации сфор-
теллекта и рекомендации по национальной политике Экспертной группы по искусственному интеллекту (ОЭСР, 2019)14.
Наибольший интерес представляют Рекомендации Комиссара СЕ по правам человека «10 шагов для защиты прав человека при использовании ИИ» (2019), представляющие собой руководство по предотвращению или смягчению негативного воздействия систем искусственного интеллекта на права человека. В них содержатся следующие рекомендации.
1. Оценка воздействия на права человека. Рекомендуется законодательно регламентировать процедуру, согласно которой государственные органы должны будут самостоятельно и регулярно проводить оценку воздействия на права человека со стороны систем искусственного интеллекта, которые были приобретены, разработаны и (или) внедрены государством.
2. Публичные слушания должны быть прозрачными и давать возможность учитывать мнения всех заинтересованных сторон.
3. Обязательство государств-членов внедрять Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека15 и содействовать исполнению рекомендаций касательно прав человека и бизнеса.
4. Информирование и прозрачность. Информация об использовании систем искусственного интеллекта при принятии решений, существенно влияющих на права конкретного человека, должна быть доступна.
5. Независимый контроль. Государства-члены должны создать нормативно-правовую базу для независимого и эффективного контроля за соблюдением прав человека при разработке, внедрении и использовании систем ИИ государственными органами и частными субъектами.
6. Отсутствие дискриминации и равноправие. Государства-члены не ^ должны использовать системы искусственного интеллекта, которые дис-о1 криминируют людей.
7. Защита данных и конфиденциальность. Государства-члены долж-¡^ ны эффективно исполнять Конвенцию Совета Европы о защите частных сч лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера («Конвенцию 108+»), а также иные международные соглашения о защите данных и конфиденциальности.
336 8. Свобода выражения мнений, свобода собраний. Государства-члены обеспечивают защиту и осуществление прав и основных свобод каждого человека и создают плюралистическую информационную среду о негативном влиянии искусственного интеллекта.
мирован на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС. URL: https://ethics.cdto.center/ (дата обращения: 20.04.2021).
14 Recommendation of the Council on Artificial Intelligence. OECD AI Principles overview. URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0449 (дата обращения: 20.04.2021).
15 Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Нью-Йорк ; Женева, 2011. URL: https://www.ohchr.org/Documents/ Publications/GuidingPrinciplesBusinessHR_ru.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
9. Средства правовой защиты. Государства-члены должны четко определить сферы ответственности за нарушения прав человека, которые могут возникать на разных стадиях жизненного цикла систем искусственного интеллекта. Ответственность за нарушения прав человека, . которые происходят при разработке, внедрении и использовании систем . ИИ, должна всегда возлагаться на конкретное лицо (физическое или ё юридическое) даже тогда, когда действие, повлекшее нарушение прав ® человека, выполнялось без прямого указания ответственного должност- ^ ного лица (оператора). §
10. Распространение знаний об искусственном интеллекте в государ- О ственных учреждениях, независимых контролирующих органах, нацио- О нальных структурах по правам человека, в судебной системе и правоох- ф ранительных органах, а также в обществе в целом. Государствам-членам о следует рассмотреть возможность создания при правительстве консультативного органа по вопросам, касающимся ИИ. Государства-члены ^ должны активно инвестировать в повышение общественной грамотности ш в области ИИ: вести активные просветительские кампании, тренинги, о обучение, в том числе (и особенно) в школах16. °
В контексте исследования вопроса о защите прав человека от нега- О тивного воздействия искусственного интеллекта интерес представляет Отчет об исследовании национальных стратегий искусственного интел- § лекта с точки зрения прав человека под названием «Национальные тегии искусственного интеллекта и права человека: обзор», опублико- Ш ванный в 2020 г. Отчет оценивает степень упоминания в национальных о стратегиях искусственного интеллекта рекомендаций правительств и ре- ^ гиональных организаций по правам человека. Согласно данному Отчету, х в ряде национальных стратегий искусственного интеллекта содержатся о положения о его влиянии на права человека. Авторами Отчета установ- о лено, что среди 30 государственных и двух региональных стратегий (ЕС) . в национальных стратегиях, в которых содержатся положения о влиянии : искусственного интеллекта на права человека, чаще упоминаются следующие права человека (по степени их упоминания):
— право на неприкосновенность частной жизни (Австралия, Бельгия,
Китай, Чехия, Германия, Индия, Италия, Люксембург, Мальта, Нидер-_
ланды, Норвегия, Португалия, Катар, Южная Корея, США); 337
— право на равенство / недискриминацию (ЕС, Австралия, Бельгия,-
Чехия, Дания, Эстония, Франция, Германия, Италия, Мальта, Нидерланды, Норвегия);
— право на правовую защиту (Австралия, Дания, Мальта, Нидерланды);
— право на свободу мысли, выражение мнений и доступ к информации (Франция, Нидерланды, Россия);
— право на труд (Франция, Россия).
16 Раскрытие искусственного интеллекта : 10 шагов для защиты прав человека. Совет Европы, май 2019 г. URL: https://rm.coe.int/-10-/16809a42e4 (дата обращения: 24.04.2021).
При этом лишь немногие стратегические документы содержат глубокие анализ или конкретную оценку воздействия искусственного интеллекта на права человека, а в ряде стратегических документов такие положения вовсе отсутствуют. В значительной степени в них отражаются вопросы экономического развития, конкурентоспособности и инновационной политики в этой сфере17.
Эффективным инструментом международного сотрудничества в области защиты частной жизни и конфиденциальности данных в условиях цифровизации является принятая в 1981 г. Конвенция Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера18. На сегодняшний день к данному договору присоединились 55 государств. Многие другие страны используют его положения в качестве модели для формирования своего внутреннего законодательства, что говорит о возможности договора стать глобальным стандартом19. Модернизированная в 2018 г. Конвенция 108+35, известная как Конвенция 108+20, установила дополнительные гарантии защиты персональных данных на глобальном уровне и новые права человека, связанные с развитием искусственного интеллекта.
Рекомендации по искусственному интеллекту ОЭСР — это первый межправительственный стандарт по искусственному интеллекту, принятый Советом ОЭСР на уровне министров 22 мая 2019 г. Дополняя существующие стандарты ОЭСР в таких областях, как конфиденциальность, управление рисками цифровой безопасности и ответственное ведение бизнеса, Рекомендации содержат пять дополнительных принципов ответственного управления надежным искусственным интеллектом: инклюзивный рост, устойчивое развитие и благополучие; справедливость и ориентированность на человека; прозрачность и объяснимость; надеж-"^г ность и безопасность; подотчетность.
Таким образом, развитие глобализации и появление новых вызовов и угроз, связанных с применением новых технологий, несомненно, влечет сч трансформацию системы международного права и требует обсуждения см вопросов правового обеспечения создания и применения технологий искусственного интеллекта.
338 -—- . ...
17 Artificial Intelligence Index Report 2021. Stanford University Institute for Human-Centered Artificial Intelligence. URL: https://aiindex.stanford.edu/wp-content/ uploads/2021/03/2021-AI-Index-Report_Master.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
18 Convention for the Protection of Individuals with regard to Automatic Processing of Personal Data. ETS № 108 // Council of Europe. URL: https://www.coe.int/ ru/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/0900001680078b37 (дата обращения: 20.04.2021).
19 День защиты персональных данных. Страсбург. 28 января 2020 г. Сайт Совета Европы. URL: https://www.coe.int/ru/web/portal/-/data-protection-d-3 (дата обращения: 22.04.2021).
20 Modernisation of the Data Protection «Convention 108» Council of Europe Portal. URL: https://www.coe.int/en/web/portal/28-january-data-protection-day-fact-sheet (дата обращения: 23.04.2021).
Анализ мировой практики регулирования вопросов, связанных с применением искусственного интеллекта в различных сферах жизни, глобального регулирования использования искусственного интеллекта, свидетельствует о том, что данный вопрос стоит на повестке многих госу- : дарств. Это свидетельствует о том, что развитие технологий искусственно- . го интеллекта порождает вызовы и создает много рисков и неопределен- ё ностей. Вопрос о необходимости принятия законодательных актов в этой ^ сфере в каждой стране решается с учетом особенностей национальной Q правовой системы. Если в одних странах ограничиваются разработкой $ стратегических документов, общих принципов, то в других предприни- я маются попытки нормативно-правового регулирования искусственного интеллекта. В отдельных странах приняты государственные програм- ф мы, направленные на обеспечение конкурентоспособности в сфере ис- ^ кусственного интеллекта (Китай), национальные стратегические планы -§ исследований и разработок в области искусственного интеллекта (США), я документы, содержащие конкретные подходы к правовому регулирова- О нию искусственного интеллекта. В связи с быстрым развитием техниче- -о ского прогресса в последние годы разрабатываются экспериментальные 2 подходы к регулированию: использование «нормативных песочниц», ин-
о
струментов открытого правительства для привлечения к анализу норма- td тивных правовых актов представителей бизнес-сообществ и гражданско- о го общества, мониторинга эффективности уже принятых актов, принятие о дорожных технологических карт. о
Новый подход ЕС к нормативному регулированию искусственного интеллекта, в отличие от американского, где «все решает бизнес», и ки- ё тайского, где «все решает государство» «иногда в ущерб интересам потребителей, базируется на смешанном использовании юридических норм, 2 саморегуляции и контроля со стороны гражданского общества. Такое ре- ^ гулирование, как отмечают Е. Ларина, В. Овчинский, «должно строиться . на сочетании юридических норм и саморегулируемых схем». Эту позицию они объясняют консервативным характером права, которое «фиксирует нормы и неформальные правила, сложившиеся в прошлом». Причем если «при невысоких темпах научно-технического прогресса научно-технические разработки можно регулировать с использованием юридических норм», то «в условиях экспоненциального роста и высокой динамики 339 исключительно юридическое регулирование будет сдерживать развитие технологий. Именно поэтому и необходим блок саморегулирования»21. Данный подход позволяет обеспечить баланс интересов государства, разработчиков, пользователей.
Исследования экспертов, к примеру «законы робототехники», которые были сформулированы Айзеком Азимовым, нередко поддерживаются всем сообществом экспертов и «по существу являются примером первых
21 Ларина Е., Овчинский В. Искусственный интеллект. Судебная система. Этика и право. Сайт С. П. Курдюмова. URL: http://spkurdyumov.ru/networks/ iskusstvennyjj-intellekt-sudebnaya-sistema-etika-i-pravo-glavy-iz-knigi/ (дата обращения: 16.04.2021).
попыток саморегулирования, когда частные лица или компании разрабатывают правила до того, как государство разработает законы, обязательные для выполнения»22. Примером тому могут служить 23 Азило-марских принципа искусственного интеллекта, подписанных около 4000 экспертами и специалистами отрасли, предпринимателями (например, И. Маск и Б. Гейтс), направленных на «создание управляемого, надежного и полезного ИИ», отказ от «гонки вооружений» на основе ИИ и на обеспечение безопасности разработок, ответственности разработчиков. К такому партнерству можно отнести созданное в 2017 г. обьединение Partnership on AI, объединившее такие крупнейшие мировые компании, как Apple, Google, IBM, Amazon, Facebook, Microsoft и др.
В ряде государств предпринимаются попытки разработки подходов и концепций или нормативно-правового регулирования отношений, связанных с использованием искусственного интеллекта в отдельных сферах жизни. Так, с 2017 г. в ряде стран (Канада, Китай, Корея, США, Великобритания, Франция, Дания и др.) были приняты национальные стратегии. В течение 2018—2019 гг. число таких стран превысило 30 (РФ, ОАЭ, Китай, Франция, Швеция, Мексика, Сингапур, Япония, Германия и др.). В Отчете по индексу AI 2021 (Artificial Intelligence Index Report 2021), подготовленном Институтом человека и искусственного интеллекта Стэнфордского университета (Stanford University Institute for Human-Centered Artificial Intelligence), указывается, что «с тех пор как Канада опубликовала первую в мире национальную стратегию ИИ в 2017 г., по состоянию на декабрь 2020 г. аналогичные документы опубликовали более 30 других стран и регионов23. Значительная роль в этом процессе отведена деятельности ОЭСР и экспертов в области искусственного интеллекта. К наиболее известным относят: План разви-^ тия технологий искусственного интеллекта нового поколения (Китай, о: 2017), Национальная стратегия развития искусственного интеллекта France IA (2018), Общеканадская стратегия искусственного интеллекта ¡^ (2018), Национальная стратегия по искусственному интеллекту (Дания, сч 2019)24, Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. (РФ, 2019).
В Отчете по индексу AI 2021 (Artificial Intelligence Index Report 340 2021) национальная стратегия искусственного интеллекта определена
22 Незнамов А. Законы робототехники. Как регулировать искусственный интеллект // Forbes. 2018. 16 янв. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/355757-zakony-robototehniki-kak-regulirovat-iskusstvennyy-intellekt (дата обращения: 21.04.2021).
23 Artificial Intelligence Index Report 2021. Stanford University Institute for Human-Centered Artificial Intelligence.. URL: https://aiindex.stanford.edu/wp-content/ uploads/2021/03/2021-AI-Index-Report_Master.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
24 Этика и «цифра» : этические проблемы цифровых технологий. Аналитический доклад. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации сформирован на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС. URL: https://ethics.cdto.center/ (дата обращения: 20.04.2021).
как «программный документ, который сообщает о цели поддержки развития ИИ, а также преимуществах ИИ для общества»25. К примеру, в Японии в феврале 2015 г. правительство утвердило пятилетнюю стратегию развития робототехники в стране «Новая стратегия роботов. Япон- . ская стратегия роботов: обзор, стратегия, план действий»26. В Стратегии . предполагается осуществление правовой реформы, в том числе внесение изменений в законодательство с целью корректировки регулирования в сферах использования радиочастотного спектра, медицины, страхования, транспорта и дорожного движения, использования дронов, общественной инфраструктуры и безопасности товаров. 0 В США более концептуальный подход к развитию отрасли прослежи- О вается в Дорожной карте развития робототехники в США («Roadmap for ф US Robotics», 2011). Вопросам права в ней посвящена десятая глава, хотя 5 затрагиваются они довольно поверхностно. Авторы документа, в част- -§ ности, выражают озабоченность тем, что действующие законы тормозят О развитие робототехники и указывают на те сферы, которые требуют за- § конодательного регулирования: безопасность, вопросы ответственности, -о страхования, защиты конфиденциальной информации и т. д. Таким об- g разом, в США также пока нет определенных государством подходов к си-
ь
CD
г о\
Q CD
стемному правовому регулированию27. "о
Дорожная карта развития робототехники за 2020-й г. представляет обзор областей развития робототехники. В ней отдельно отмечается влияние COVID-19, которое открывает ряд возможностей для использования о робототехники — от дезинфекции и автоматизации электронной торговли до производства и логистики, рост коллаборативных роботов, использова- ё ния сенсорной техники. Драйверами внедрения робототехники являют-
о
ся: производство, логистика и электронная коммерция, транспорт, здра- g воохранение (роботы — ассистенты пациентов, медицинского персонала), ^ сельское хозяйство, военные и спасательные работы28. .
В Китае концепция развития робототехники представлена целым рядом документов, к которым можно отнести Глобальную государственную программу развития «Made in China 2025» (май 2015 г.), а также План развития робототехнической отрасли («Robotics Industry Development Plan (2016-2020)», апрель 2016 г.). Как и в США, в Китае закона о роботах или концепции развития законодательства нет.
341
25 Artificial Intelligence Index Report 2021. Stanford University Institute for Human-Centered Artificial Intelligence. URL: https://aiindex.stanford.edu/wp-content/ uploads/2021/03/2021-AI-Index-Report_Master.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
26 New Robot Strategy. Japan's Robot Strategy. Vision, Strategy, Action Plan -The Headquarters for Japan's Economic Revitalization. 10/2/2015. URL: https://www. meti.go.jp/english/press/2015/pdf/0123_01b.pdf (дата обращения: 27.04.2021).
27 См.: Незнамов А. Указ. соч.
28 A Roadmap for US Robotics. From Internet to Robotics. 2020 Edition. URL: http://www.hichristensen.com/pdf/roadmap-2020.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
В Российской Федерации в октябре 2019 г. принята Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г.29 Стратегия является основой для разработки (корректировки) государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов РФ, федеральных и региональных проектов, плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием, стратегических документов иных организаций в части, касающейся развития искусственного интеллекта. В Российской Федерации в 2020 г. утверждена Перспективная программа стандартизации по приоритетному направлению «Искусственный интеллект» на период 2021—2024 гг., которая включает разработку свыше 200 стандартов в сфере искусственного интеллекта. Стандарты предназначены для того, чтобы унифицировать бизнес-подходы к разработке ИИ, снизить затраты на них, обеспечить безопасность и права граждан при использовании данных технологий в таких отраслях, как государственное управление, здравоохранение, транспорт, управление природными ресурсами, промышленность, образование, строительство, телекоммуникации, торговля, предупреждение и ликвидация последствий30.
В Республике Казахстан реализуются государственная программа «Цифровой Казахстан»31, а также Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 г.32 с определением конкретных проектов. Одним из них стало создание на базе Назарбаев Университета научно-исследовательского института по разработке технологий искусственного интеллекта33. На базе Назарбаев Университета совместно со Всемирным
29 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации : указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/
■^r prime/doc/72738946/#review (дата обращения: 16.04.2021).
30 Итоги 2020 : время детального регулирования искусственного интеллекта. ICT. Moscow. URL: https://ict.moscow/news/itogi-2020-ai-regulation/ (дата обраще-
- ния: 28.04.2021).
О 31 Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан» : по-
становление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 г. № 827 //
_Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республи-
342 ки Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827 (дата обращения: - 02.04.2021).
32 Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан : указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 г. № 636 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636#z13 (дата обращения: 02.04.2021).
33 Рост благосостояния казахстанцев : повышение доходов и качества жизни : послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 г. // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-5-oktyabrya-2018-g (дата обращения: 01.04.2021).
банком создаются национальный кластер искусственного интеллекта и центры обработки данных34.
В 2019 г. в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог — основа ста- . бильности и процветания Казахстана» искусственный интеллект обозна- . чен как основной фактор глобального прогресса35. Президент Казахстана ë Касым-Жомарт Токаев отметил, что Казахстан обозначил развитие тех- g нологии искусственного интеллекта и анализа больших данных в каче- à стве одного из основных приоритетов развития страны. Он отметил, что 0 применение новых технологий — не самоцель, а способ улучшения жизни 0 граждан и бизнес-климата36. О
В целях реализации Плана мероприятий по реализации Государ- ê
ственной программы «Цифровой Казахстан» для предоставления услуг ^
на портале Электронного правительства внедрен виртуальный консуль- -§
тант на основе искусственного интеллекта (Chat-bot) (п. 34). Активно О
внедряется технология искусственного интеллекта в сфере здравоохра- §
нения» (п. 37)37. -о
В соответствии с инициативой 4.6 «Цифровизация правоохранитель- à
ных органов и судов» Стратегического плана развития Республики Ка- О
захстан до 2025 г. в рамках цифровизации правоохранительных орга- о
нов и судов уголовные, гражданские дела и дела об административных §
правонарушениях поэтапно переведены в электронный формат, создана §
цифровая система подачи заявлений о правонарушениях, оплаты штра- о фов, элементы искусственного интеллекта внедряются в судопроизвод-
стве38. ë
--о
34 Национальный кластер искусственного интеллекта появится в Казахстане // à Деловой портал Капитал^. URL: https://kapital.kz/tehnology/93211/natsional- è nyy-klaster-iskusstvennogo-intellekta-poyavit-sya-v-kazakhstane.html (дата обра- . щения: 03.04.2021).
35 Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана : послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://
www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-_
kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana (дата обращения: 20.04.2021). 343
36 Токаев: Искусственный интеллект не сможет заменить главу государ--
ства // Informburo.kz. URL: https://informburo.kz/novosti/tokaev-predlozhil-mirovym-lideram-prinyat-memorandum-o-neprimenenii-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-vo-vred-cheloveku-115005.html (дата обращения: 02.04.2021).
37 Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан» : постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 г. № 827 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827 (дата обращения: 02.04.2021).
38 Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан : указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 г. № 636 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Респу-
Это значительно снижает возможности для фальсификации и коррупции, делает более экономным производство по этим делам. Создана цифровая система подачи заявлений о правонарушениях, оплаты штрафов. Элементы искусственного интеллекта внедряются в судопроизводстве, применяются для работы с большими объемами данных правовой статистики. Вопросы внедрения искусственного интеллекта регулируются также в рамках инициативы 5.16 «Обеспечение гарантий личной безопасности» (интеллектуальные системы видеонаблюдения и распознавания на улицах и в местах массового пребывания граждан, контроль за дорожным движением), цифровизации системы здравоохранения (внедрение искусственного интеллекта в здравоохранении, использование мобильных цифровых приложений, переход на «безбумажные» больницы). В текущем году в налоговой сфере Казахстан планируется внедрить технологии блокчейн. Цифровизация затронет и национальную систему распределения лекарственных средств, будет обеспечено юридическое признание всех базовых документов в электронном формате, усовершенствована защита персональных данных.
Следует отметить, что ядром регулирования искусственного интеллекта являются нормы законодательства, а также отраслевых стандартов. Однако комплексных нормативных актов с нормами непосредственного действия, посвященных только искусственному интеллекту, в мире пока нет. Впервые о необходимости правового регулирования взаимоотношений между человеком и искусственным интеллектом заговорили южнокорейские ученые, а законодатели Южной Кореи стали первопроходцами в нормативном закреплении таких доктринальных положений («Корейское право развития искусственного интеллекта роботов» (2005), «Этический устав роботов» (2007) и «Правовое регулирование автоном-^ ных систем в Южной Корее» (2012))39. На сегодняшний день Корея явля-OI ется одним из лидеров в сфере регулирования робототехники.
28 марта 2008 г. в Южной Корее был принят закон о содействии раз-¡^ витию и распространению умных роботов № 9014 («Intelligent robots сч development and distribution promotion»)40. Законом регулируются отношения, свяанные с развитием и распространением умных роботов. Целью указанного закона является «содействие улучшению качества жизни 344 граждан и развитию экономики страны путем разработки и продвиже-
блики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636#z13 (дата обращения: 02.04.2021).
39 См.: Шестак В. А., Волеводз А. Г. Современные потребности правового обеспечения искусственного интеллекта : взгляд из России // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 2. C. 198. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennye-potrebnosti-pravovogo-obespecheniya-iskusstvennogo-intellekta-vzglyad-iz-rossii (дата обращения: 20.04.2021).
40 О содействии развитию и распространению умных роботов : закон от 28 марта 2008 г. № 9014 // Проект «РОБОПРАВО». Исследовательский центр проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта. URL: https:// robopravo.ru/zakon_iuzhnoi_koriei_2008 (дата обращения: 20.04.2021).
ния стратегии устойчивого развития индустрии умных роботов, а также создание необходимой основы для развития и распространения умных роботов». В законе закреплены основные термины: «умный робот», «хартия этики умных роботов», «компания, инвестирующая в умных роботов», . «роботлэнд». .
По существу, этот закон является одновременно и концепцией право- ё вого регулирования, объединяя в себе, таким образом, оба уровня регу- ® лирования: и первый, концептуальный, и собственно правовой, за счет ^ принятия предметных норм. Например, закон предусматривает созда- Ш ние специализированного института по развитию робототехники и опре- О деляет меры государственной поддержки производителей робототехни- О ки. Одновременно с этим закон содержит конкретные уголовно-правовые ф нормы, а также нормы, разграничивающие компетенцию и ответствен- о ность конкретных государственных органов и местных властей в связи с -§ реализацией административной и правовой реформы41. ^
Первопроходцем в деле юридического регулирования робототехники ™ и искусственного интеллекта признают Британию. В июле 2018 г. первой в мире она приняла закон об автоматизированных электрических транс- ° портных средствах, включая беспилотные автомобили, суда, а также дро- о ны. Это первый законодательный акт во всем мире, который построен по принципу легкого прикосновения. То есть в нем предусмотрены лишь ш основные понятия и термины в этой сфере и общая конструкция, свя- ^ занная с правами, обязанностями и ответственностью производителей, □ эксплуатантов автоматизированных транспортных средств, а также ко- ф нечных потребителей. В нем изложена формализованная правовая мо- ё дель страхования и ответственности за роботомобили — автоматические транспортные средства42. Ш
Наиболее стремительный рост среди трендов развития цифровых х технологий за последние пять лет показали беспилотные транспортные . средства. Инвестиции по данному направлению держатся на высоком уровне два года подряд, что говорит о зрелости технологии и ее готовности к массовому внедрению43. В отдельных странах приняты акты, регулирующие применение конкретных разновидностей систем искусственного
интеллекта в автоматизированных автомобилях, здравоохранении, при-
реализации концептов «умного» города, в финансовой сфере. К примеру,
345
изменения в закон о дорожном движении Германии для целей использования высокоавтоматизированных автомобилей (2017), Руководство по испытаниям автоматизированных транспортных средств (Австралия, 2017), Пробный свод правил для испытания автономных транспортных средств на территории Китая (2018), Резолюция о запрете применения
41 См.: Незнамов А. Указ. соч.
42 См.: Ларина Е., Овчинский В. Указ. соч.
43 Искусственный интеллект подтвердил первенство искусственного интеллекта — рейтинг глобальных трендов цифровизации от «Ростелекома». URL: https://www.company.rt.ru/projects/digital_trends/news/d457180/ (дата обращения: 22.04.2021).
автономных смертельных систем вооружения (Бельгия, 2018), Директива об автоматизированном принятии решений для федеральных учреждений (Канада, 2019)44, закон об автоматизированных электрических транспортных средствах (Великобритания, 2018).
Так, согласно изменениям в закон о дорожном движении Германии, внесенным 12 мая 2017 г., официально допускается эксплуатация автомобиля посредством значительно или полностью автоматизированной функции вождения, если эта функция используется по назначению. В соответствии с п. 1 ст. 1 Восьмого закона о внесении изменений в закон о дорожном движении от 16 июня 2017 г. под такими автомобилями понимаются автомобили, «имеющие техническое оснащение, которое:
1) после активации может управлять автомобилем для выполнения задачи вождения, включая продольное и боковое управление;
2) при значительно или полностью автоматизированном управлении автомобилем способно соблюдать правила дорожного движения, относящиеся к вождению;
3) может быть в любое время вручную перехвачено или деактивирова-но водителем автомобиля;
4) способно распознавать ситуации, когда управление автомобилем должно осуществляться самим водителем;
5) может визуально, акустически, тактильно или иным образом уведомлять водителя о необходимости взять на себя управление автомобилем с достаточным запасом времени до момента передачи управления;
6) сигнализирует об использовании, противоречащем справочному руководству»45.
Законом увеличены также предельные суммы возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного проишествия с уча-^ стием автомобиля посредством значительно или полностью автоматизированной функции вождения.
В России готовится также ряд проектов по правовому регулированию ¡^ использования беспилотных транспортных средств. Министерство эко-сч номического развития РФ подготовило законопроект, предоставляющий «больше свободы разработчикам беспилотных автомобилей и летательных аппаратов». Ведомство подготовило законопроект, предполагающий 346 возможность корректировать или отменять нормы законов «О безопасности дорожного движения», «О защите персональных данных», Воздушного кодекса, а также закона об обязательном автостраховании граж-
44 Этика и «цифра» : этические проблемы цифровых технологий. Аналитический доклад. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации сформирован на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС. URL: https://ethics.cdto.center/ (дата обращения: 20.04.2021).
45 Восьмой закон о внесении изменений в закон о дорожном движении от 16 июня 2017 г. (неофициальный перевод Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта (Робоправо). URL: http://robopravo.ru/ initsiativy_frantsii_v_sfierie_robototiekhniki_20 13_2 (дата обращения: 20.04.2021).
данской ответственности для участников испытаний инновационных транспортных средств46.
Как отмечает А. О. Ананенко, в России «нормативная база, регламентирующая статус оператора беспилотного наземного транспортного . средства, очень слаба»47. Из действующих нормативных актов следует . отметить Транспортную стратегию Российской Федерации, утвержден- ё ную правительственным распоряжением № 1734 от 2008 г., в которой нет ^ упоминания о беспилотных транспортных средствах. В апреле 2018 г. § правительственным распоряжением утверждена Стратегия развития $ автомобильной промышленности Российской Федерации на период до я 2025 г. В документе подчеркнуто, что успешное развитие автономного (беспилотного) транспорта во многом обусловлено усовершенствованием ф и созданием новой информационно-коммуникационной и дорожной ин- ^ фраструктуры. -§ Казахстан, являясь основным транспортно-логистическим коридором я для автомобильных перевозок по маршрутам «Шелкового пути» стоит §
перед вызовом по формированию необходимого нормативного правового -о
о
регулирования внедрения на рынок новых продуктов и выхода на рынок п новых видов транспортно-логистической деятельности. Необходима кор- * ректировка и принятие новых технических требований (технических ре- о гламентов и стандартов), позволяющих стимулировать развитие рынка § технологий, в частности беспилотного транспорта. § Таким образом, анализ мировой практики регулирования искус- § ственного интеллекта в условиях глобализации свидетельствует о транс- "ф формации системы международного права. В условиях, когда развитие ё технологий искусственного интеллекта порождает вызовы и создает много рисков и неопределенностей, возникает настоятельная потребность в § установлении глобальных стандартов регулирования искусственного ин- ^ теллекта и использования его положений в качестве модели для форми- . рования внутреннего законодательства государств.
46 Минэк планирует дать больше свободы разработчикам дронов и беспилотных авто. Беспилотные автомобили в России. URL: https://www.tadviser.ru/index.
php (дата обращения: 17.04.2021). -
47 Ананенко А. О. Особенности гражданско-правового регулирования исполь- 347 зования и применения беспилотных транспортных средств : науч. доклад об ос- _ новных результатах подготовленной научно-квалификационной работы. М., 2020. URL: https://ui-miit.ru/files/docs/aspirantura/dokladi/ananenko_ao.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
Библиографический список
A Roadmap for US Robotics. From Internet to Robotics. 2020 Edition. URL: http://www.hichristensen.com/pdf/roadmap-2020.pdf
Artificial Intelligence Index Report 2021. Stanford University Institute for Human-Centered Artificial Intelligence. URL: https://aiindex.stanford.edu/wp-content/uploads/2021/03/2021-AI-Index-Report_Master.pdf
Asilomar AI Principles // Al News. URL: https://www.artificial-intelligence. blog/news/asilo mar-ai-principles
Convention for the Protection of Individuals with regard to Automatic Processing of Personal Data. ETS № 108 // Council of Europe. URL: https://www. coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/0900001680078b37
Declaration by the Committee of Ministers on the manipulative capabilities of algorithmic processes // Council of Europe. URL: https://search.coe.int/cm/pages/ result_details.aspx?0bjectId=090000168092dd4b
Modernisation of the Data Protection «Convention 108» Council of Europe Portal. URL: https://www.coe.int/en/web/portal/28-january-data-protection-day-factsheet
New Robot Strategy. Japan's Robot Strategy. Vision, Strategy, Action Plan -The Headquarters for Japan's Economic Revitalization. 10/2/2015. URL: https:// www.meti.go.jp/english/press/2015/pdiy0123_01b.pdf
Recommendation of the Council on Artificial Intelligence. OECD AI Principles overview. URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0449
Ананенко А. О. Особенности гражданско-правового регулирования использования и применения беспилотных транспортных средств : науч. доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы. М., 2020. URL: https://ui-miit.ru/files/docs/aspirantura/dokladi/ananenko_ao.pdf
Ларина Е., Овчинский В. Искусственный интеллект. Судебная система. Этика и право // Сайт С. П. Курдюмова. URL: http://spkurdyumov.ru/networks/ iskusstvennyj-intellekt-sudebnaya-sistema-etika-i-pravo-glavy-iz-knigi/
Незнамов А. Законы робототехники. Как регулировать искусственный интеллект // Forbes. 2018. 16 янв. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/355757-zakony-robototehniki-kak-regulirovat-iskusstvennyy-intellekt
Филипова И. А. Правовое регулирование искусственного интеллекта : учеб. пособие. Н. Новгород : Нижегородский гос. ун-т, 2020. URL: http://www. lib.unn.ru/students/src/Prav_reg_I_I.pdf ^ Хисамова З. И., Бегишев И. Р. Правовое регулирование искусственного интеллекта // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10, № 2. ^ Шестак В. А., Волеводз А. Г. Современные потребности правового обеспечения искусственного интеллекта : взгляд из России // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 2. C. 198. URL: https://cyberleninka.
-ru/article/n/sovremennye-potrebnosti-pravovogo-obespecheniya-iskusstvennogo-
348 intellekta-vzglyad-iz-rossii
References
A Roadmap for US Robotics. From Internet to Robotics. 2020 Edition. URL: http://www.hichristensen.com/pdf/roadmap-2020.pdf
Artificial Intelligence Index Report 2021. Stanford University Institute for Human-Centered Artificial Intelligence. URL: https://aiindex.stanford.edu/wp-con-tent/uploads/2021/03/2021-AI-Index-Report_Master.pdf
Asilomar AI Principles // Al News. URL: https://www.artificial-intelligence. blog/news/asilo mar-ai-principles
Convention for the Protection of Individuals with regard to Automatic Processing of Personal Data. ETS № 108 // Council of Europe. URL: https://www.coe.int/ ru/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/0900001680078b37
Declaration by the Committee of Ministers on the manipulative capabilities of algorithmic processes // Council of Europe. URL: https://search.coe.int/cm/pages/ result_details.aspx?0bjectId=090000168092dd4b
Modernisation of the Data Protection «Convention 108» Council of Europe Portal. URL: https://www.coe.int/en/web/portal/28-january-data-protection-day-fact-sheet
New Robot Strategy. Japan's Robot Strategy. Vision, Strategy, Action Plan -The Headquarters for Japan's Economic Revitalization. 10/2/2015. URL: https:// www.meti.go.jp/english/press/2015/pdi/0123_01b.pdf
Recommendation of the Council on Artificial Intelligence. OECD AI Principles overview. URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LE-GAL-0449
Ananenko A. O. Features of civil and legal regulation of the use and application of unmanned vehicles. Scientific report on the main results of the prepared scientific and qualification work. M., 2020. URL: https://ui-miit.ru/files/docs/aspi-rantura/dokladi/ananenko_ao.pdf
Larina E., Ovchinsky V. Artificial intelligence. The judicial system. Ethics and law. Website of S. P. Kurdyumov. URL: http://spkurdyumov.ru/networks/iskusst-vennyj-intellekt-sudebnaya-sistema-etika-i-pravo-glavy-iz-knigi/
Neznamov A. Laws of robotics. How to regulate artificial intelligence // Forbes. 2018. 16 Jan. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/355757-zakony-robototehni-ki-kak-regulirovat-iskusstvennyy-intellekt
Filipova I. A. Legal regulation of artificial intelligence: textbook-Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University, 2020. URL: http://www.lib.unn.ru/ students/src/Prav_reg_I_I.pdf
Khisamova Z. I., Begishev I. R. Legal regulation of artificial intelligence // Baikal Research Journal. 2019. Vol. 10, № 2.
Shestak V. A., Volevodz A. G. Modern needs of legal support of artificial intelligence: a view from Russia// All-Russian Journal of Criminology. 2019. Vol. 13, № 2. C. 198. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-potrebnosti-pravovo-go-obespecheniya-iskusstvennogo-intellekta-vzglyad-iz-rossii
Для цитирования:
Тлембаева Ж. У. О некоторых вопросах правового регулирования использования технологии искусственного интеллекта в условиях цифровой трансформации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 4 (47). С. 331-349. D0I: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.202L4/3722
Recommended citation:
Tlembaeva Z. U. On some issues of legal regulation of the use of artificial intelligence technology in the context of digital transformation // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2021. № 4 (47). Р. 331-349. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc. law.2021.4/3722
349
Медицинский университет Астана Тлембаева Ж. У., кандидат юридических наук, профессор, заведующая кафедрой медицинского права и этики E-mail: zhanna.ot@mail.ru
Astana Medical University Tlembaeva Z. U., Candidate of Legal Sciences, Professor, Head of the Medical Law and Ethics Department E-mail: zhanna.ot@mail.ru