Научная статья на тему 'Возвращаясь к научной публикации академика г. Сапаргалиева о роли прокуратуры в государственно-правовой сфере'

Возвращаясь к научной публикации академика г. Сапаргалиева о роли прокуратуры в государственно-правовой сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возвращаясь к научной публикации академика г. Сапаргалиева о роли прокуратуры в государственно-правовой сфере»

:::::::::::::::::::::::::::::::::::::: Архивные страницы «ВвСШШЖ»

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАУЧНОЙ ПУБЛИКАЦИИ АКАДЕМИКА Г. САПАРГАЛИЕВА О РОЛИ ПРОКУРАТУРЫ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ

Нургазинов Багдат Кабылкадырович

Старший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н., старший советник юстиции в отставке

г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]

В чем заключается уникальность научных трудов видного государственного и общественного деятеля Сапаргалиева Г.С.?

Гайрат Сапаргалиевич в период становления независимости Республики Казахстан проявил безграничную творческую активность в виде издания более 60-ти книг, 300 научных работ, большинство из которых стали наиболее тиражируемыми по предметам конституционного права, истории обычного права казахов. Академиком проведены фундаментальные и прикладные исследования по отдельным отраслям права, а особо необходимо отметить его участие в разработке проектов Конституции Казахской ССР 1978 года, конституций Республики Казахстан 1993 и 1995 годов.

С самых первых дней провозглашения государственного суверенитета академик Сапаргалиев принял активное участие в процессе строительства нового государства. Как отмечал сам академик, сегодня для нашей теоретической юриспруденции наступил «момент истины» [1].

Особо следует выделить деятельность профессора Гайрата Сапаргалиева, не вызывающую сомнений в научном и прикладном аспекте, относящуюся к вопросам прокурорского надзора в укреплении обеспечения законности, защите прав и свобод человека и гражданина.

К примеру, рассматриваемая статья профессора Сапаргалиева посвящена анализу места, роли и положению прокуратуры Республики Казахстан в государственном механизме, регламентированной пунктом 2 статьи 83 Конституции, согласно которой прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики.

Академик Сапаргалиев Г.С. в своей статье выделил три направления деятельности органов казахстанской прокуратуры, которые, по его мнению, требуют дальнейшего совершенствования.

Первое направление - конституционное полномочие прокуратуры, относящееся к

сфере законотворчества.

В пункте 1 статьи 83 Конституции в редакции 1995года было записано, что прокуратура опротестовывает законы, противоречащие Конституции. Профессор Сапаргалиев Г.С. в статье сделал акцент, что до сих пор не выработан правовой механизм реализации указанного конституционного полномочия прокуратуры.

Конституция не предусматривает прямое участие прокуратуры в законотворческом процессе Парламента. В данном случае речь идет об уже принятых Парламентом Республики законах, подписанных Президентом и вступивших в законную (юридическую) силу.

25 января 2017 года Президент Республики Казахстан выступил со специальным обращением к населению республики, в котором объяснил суть перераспределения полномочий между ветвями государственной власти.

10 марта 2017 года Главой государства был подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», а пункт 1 статьи 83 изложен в следующей редакции:

«1. Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.».

Правовой механизм реализации указанного полномочия прокуратуры, на который обратил внимание академик Сапаргалиева Г.С., был реализован в пункте 1 статьи 26 Закона РК «О прокуратуре», согласно которому прокурор приносит протест на противоречащие Конституции законы, акты Президента Республики Казахстан и ратифицированные Республикой международные договоры, нормативные и иные правовые акты и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц.

Вместе с тем, согласно пункту 2 этого же Закона, опротестованию прокурорами не

Вестник Института законодательства РК

№3 (48) 2017

«Жаршыныц» мурагат беттерi

подлежат законодательные акты, акты Президента Республики Казахстан, Администрации Президента Республики Казахстан, Конституционного Совета, нормативные постановления Верховного Суда, акты Высшего Судебного Совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (по итогам проведенных проверок), нормативные акты технического характера.

Второе направление - расширение правовой возможности по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина. Профессор Сапаргалиев Г.С. в статье отметил, что конституционной обязанностью прокуратуры является принятие мер по выявлению и устранению любых нарушений законности, в том числе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

По справедливому мнению Гайрата Са-паргалиевича, прокуроры должны участвовать в судах при рассмотрении дел, в которых наиболее распространены нарушения прав человека. Это дела по административным правонарушениям. Часто оспариваются постановления уполномоченных органов

(должностных лиц) по этим делам. Это дела об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, государственных служащих. Это дела по трудовым спорам, по вопросам несвоевременной выплаты зарплаты и т.д.

Данные предложения и на сегодняшний день очень актуальны и нашли свое отображение в пункте 1) статьи 5 (Основные направления прокурорского надзора) Закона РК «О прокуратуре» от 30 июня 2017 года, согласно которому прокуратура осуществляет высший надзор за законностью деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных организаций независимо от формы собственности, а также принимаемых ими актов и решений.

Весьма дискуссионным является пункт 2) статьи 5 вышеуказанного Закона, согласно которому прокуратура осуществляет высший надзор за законностью судебных актов, вступивших в законную силу.

По нашему мнению, данная норма не согласуется с пунктами 1 и 2 статьи 77 Конституции Республики Казахстан, согласно которым судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону, а также какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.

Вестник Института законодательства РК

№3 (48) 2017

Архивные страницы «Вестника»

Третье направление - надзор за соблюдением международных договоров Республики Казахстан.

Основным из направлений прокурорского надзора, регламентированным статьей 5 Закона РК «О прокуратуре», является осуществление высшего надзора за законностью соблюдения международных договоров Республики Казахстан.

Кроме того, деятельность органов прокуратуры Республики Казахстан по надзору международных договоров обширна и обозначена в международных актах, в национальном законодательстве, в частности, в Уголовно-процессуальном кодексе, а также в ведомственных приказах, инструкциях и т.д.

В этой связи весьма актуальной темой является дальнейшее совершенствование рассматриваемой надзорной деятельности прокуратуры, на что также обратил внимание профессор.

Гайрат Сапаргалиевич еще в 2009 году в своей статье для оживления работы прокуратуры в международной сфере выдвинул предложение о необходимости включения в состав загранучреждений Казахстана представителей прокуратуры, знающих механизм сотрудничества по гражданским и уго-

ловным делам и исполнению направляемых материалов (поручений), способных давать разъяснения по законодательству Республики Казахстан.

В 2010 году в Генеральной прокуратуре Республики Казахстан введена штатная единица специального представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в странах Европы и международных организациях.

Это является еще одним доказательством глубокой проницательности академика, а самое главное, что его предложения были услышаны руководством прокуратуры страны.

Судьба академика Гайрата Сапаргалиева является неразрывной частью прошлого, настоящего и будущего казахстанского народа, в котором он был и остается одним из ярких ее представителей, сыгравшим неоценимую роль в правовом развитии и воспитании общества.

Предложения профессора Сапаргалиева Г.С., изложенные в настоящей статье, содержат выводы и предложения, в большинстве своем которые уже использованы в процессе совершенствования деятельности органов прокуратуры и остаются весьма актуальными и по сегодняшний день.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сапаргалиев Г.С. Этапы становления конституционного законодательства Республики Казахстан // Эволюция государственности Казахстана (материалы международной конференции, г. Алматы. 3-5 апреля 1996г.) - Алматы, 1996. - С. 117.

Вестник Института законодательства РК ОО

№3 (48) 2017 ***

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.