Научная статья на тему 'ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАБЫТЫХ ИМЕН В АРХИТЕКТУРЕ: НА ПРИМЕРЕ О.И. БОВЕ'

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАБЫТЫХ ИМЕН В АРХИТЕКТУРЕ: НА ПРИМЕРЕ О.И. БОВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСИП ИВАНОВИЧ БОВЕ / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ / МОСКВА / БОЛЬШОЙ ТЕАТР / АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД / ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бондаренко Максим Артемович, Дунин Владимир Евгеньевич

В данной статье рассмотрены основные этапы жизни О.И.Бове а также составлен анализ его работ и сравнение с нынешним обликом данных строений. Произведена оценка влияния архитектора на современный облик Москвы. На основе социологического опроса созданы рекомендации по восстановлению исторически важных имен в архитектуре и продвижению их в массы для патриотического и духовно-нравственного развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIVAL OF FORGOTTEN NAMES IN ARCHITECTURE: ON THE EXAMPLE OF O.I. BOVE

This article, the main stages of the life of O.I. Bove are considered, as well as an analysis of his work and a comparison with the current appearance of these buildings. An assessment of the influence of the architect on the modern appearance of Moscow was made. Based on a sociological survey, recommendations were made for restoring historically important names in architecture and promoting them to the masses for the patriotic, spiritual and moral development of the country.

Текст научной работы на тему «ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАБЫТЫХ ИМЕН В АРХИТЕКТУРЕ: НА ПРИМЕРЕ О.И. БОВЕ»

Столыпинский вестник №10/2022

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 69.007-05+929

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗАБЫТЫХ ИМЕН В АРХИТЕКТУРЕ: НА ПРИМЕРЕ

О.И. БОВЕ

REVIVAL OF FORGOTTEN NAMES IN ARCHITECTURE: ON THE

EXAMPLE OF O.I. BOVE

Бондаренко Максим Артемович, студент специальности «дизайн архитектурной среды» ФГБОУ ВО «Институт архитектуры и строительства волгоградского государственного технического университета» (400117, Россия, г. Волгоград, ул. Шекснинская, д. 10а), тел. 89608846492, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0449-9094, 98rgh9wf@mail.ru

Дунин Владимир Евгеньевич, старший преподаватель кафедры дизайна и монументально-декоративного искусства ИАиС ВолгГТУ «Институт архитектуры и строительства волгоградского государственного технического университета», vladimirdunin7@gmail.com

Bondarenko Maxim Artemovich, student of the specialty «architectural environment design» «Institute of Architecture and Construction of the Volgograd State Technical University» (400117, Russia, Volgograd, Sheksninskaya , 10a), tel. 89608846492, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0449-9094, 98rgh9wf@mail.ru Dunin Vladimir Evgenievich, Senior Lecturer of the Department of Monumental and Decorative Art of the Institute of Architecture and Construction of the Volgograd State Technical University, vladimirdunin7@gmail.com

5783

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные этапы жизни О.И.Бове а также составлен анализ его работ и сравнение с нынешним обликом данных строений. Произведена оценка влияния архитектора на современный облик Москвы. На основе социологического опроса созданы рекомендации по восстановлению исторически важных имен в архитектуре и продвижению их в массы для патриотического и духовно-нравственного развития страны.

Abstract. this article, the main stages of the life of O.I. Bove are considered, as well as an analysis of his work and a comparison with the current appearance of these buildings. An assessment of the influence of the architect on the modern appearance of Moscow was made. Based on a sociological survey, recommendations were made for restoring historically important names in architecture and promoting them to the masses for the patriotic, spiritual and moral development of the country.

Ключевые слова: Осип Иванович Бове, история архитектуры, исторические личности, Москва, Большой театр, Александровский сад, Триумфальная арка.

Key words: Osip Ivanovich Bove, history of architecture, historical figures, Moscow, Bolshoi Theatre, Alexander Garden, Arc de Triomphe.

Для жителей РФ, как и для граждан других стран, столица является олицетворением государства. Гостей города, Москва поражает своими громадными размерами, большим количеством жителей, а также историческим архитектурным обликом. Большой театр, Александровский сад, Триумфальная арка - это знаменитые места, которые являются крупными точками привлечения внимания современной столицы. Такой облик города стал возможен во многом благодаря Осипу Ивановичу Бове.

Для оценки актуальности темы, а также выявления уровня знаний и информированности населения был проведен социологический опрос жителей 3 крупных городов России - Волгограда, Санкт-Петербурга и Москвы (табл.1).

5784

Было опрошено 186 человек в возрасте от 10 до 70 лет. Доля опрошенных женщин составила 56%, мужчин — 44%.

Табл. 1

Подростки (10-17 лет) Молодой возраст (18-44 лет) Средний возраст (45-59 лет) Старший возраст (60+ лет)

27% 48% 19% 6%

Респондентам был задан ряд из нескольких вопросов. На вопрос об известных личностях, с которыми ассоциируется Москва, наибольшее количество упоминаний получил В.В. Путин (табл.2).

Табл.2

В.В. Путин Д.М. Пожарский С.С. Собянин К. Минин Прочие

62% 14% 12% 7% 5%

На вопрос «Знакомо ли вам имя Осипа Ивановича Бове?» 94% респондентов дали отрицательный ответ. Несмотря на свою неосведомленность в данном вопросе, более 90% опрошенных выразили желание получить дополнительную информацию о жизни О.И.Бове и его архитектурных проектах.

Анализ социологического опроса показывает крайне низкий уровень информированности населения относительно архитектурного наследия Бове, а также скудное представление о других исторических личностях, внесших большой вклад в развитие России. Однако люди выражают большой процент заинтересованности касательно получении информации о них.

Решением проблемы малой просвещенности может стать привлечение внимания к историческим деятелям архитектуры на государственном уровне - финансирование создания небольших журналов, фильмов, мультипликаций,

5785

тематических выставок и мероприятий по теме. Информация должна подаваться в ненавязчивой форме и соответствовать следующим критериям: •Понятность •Доступность

•Интересность и легкость подачи Таким образом, целевое направление на массового потребителя, сделает доступным и интересным изучение архитектуры страны и ее истории. Такая практика будет благотворно влиять как на повышение уровня патриотизма населения во всех его слоях, так и на духовно -нравственное воспитание подрастающих поколений. Ниже, в доступной для читателя форме, представлен подробный анализ жизни и деятельности архитектора, определившего облик Москвы - Осипа Ивановича Бове: Жизненный путь архитектора:

6 января 1825 года весь свет Москвы собрался в новом здании Петровского театра. Лучшие актеры представили пролог в стихах «Торжество муз». Едва представление подошло к концу, как зал «взорвался» аплодисментами и овациями. Однако зрители благодарили не выступавших на сцене, а человека спроектировавшего здание театра - Осипа Ивановича Бове. «Он явился в ложе директора и его заглушили рукоплесканиями, и «браво» летали по зале!..» - из воспоминаний А.Булгакова [1]. Однако история этого великолепного архитектора началась задолго до проекта Большого театра.

В Петербурге у неаполитанского художника Винченцо Джованни Бове, приехавшего для работы в Эрмитаже 4 ноября 1784 г. рождается первенец, которого нарекают Джузеппе (в последствии переименуют в Осипа) В 1786, когда Джузеппе было 2 года, семья переезжает в Москву по приглашению князя Голицына - губернатора Москвы. Он пригласил Винченцо Джованни обустраивать свою подмосковную усадьбу «Архангельское». Вскоре на месте старого дома Голицыных был возведен дворец в стиле французского

5786

классицизма [2]. Красота этого строения настолько потрясла детский ум Осипа, что навсегда определила его будущую профессию.

В 1802 Осипа отдали в архитектурное училище экспедиции кремлевского строения - единственное учебное заведение, готовившее зодчих-практиков. Обучение в нем приравнивалось к государственной службе, а его наставниками были лучшие архитекторы - Матвей Казаков и Карл Росси. Осип Иванович показывал большие результаты в учебе, из-за чего его заметили и стали допускать к реставрационным работам. В последующие 10 лет он пройдет путь от канцеляриста до архитекторского помощника 1 -го класса, что по меркам того времени было стремительным взлетом по карьерной лестнице. Осип Бове активно участвует в реставрации Кремля, общественных зданий, реконструкции императорского Путевого дворца в Твери. За эти и другие работы Бове был трижды награжден императорскими золотыми часами и бриллиантовым перстнем. В возрасте 28 лет стал членом Комиссии о строении Москвы, созданной в 1813 г. для ликвидации последствий пожара 12-го года. В мае 1814 года стал заведовать всей «фасаднической частью» [3]. На этой должности Осип Иванович возведет одни из самых знаменитых объектов города: Большой театр, Александровский сад и Триумфальную арку.

Большой театр

В 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса - первой версии Большого театра, сгоревшей в результате пожара. Победителем стал А. Михайлов, но его проект был слишком громоздким и дорогостоящим, вследствие чего был Осип Бове взял его на переработку. Он сохранил основы композиции Михайлова, оставив лучшие компоненты и исправив сомнительные. Так, например, он вынес квадригу Аполлона в переднюю часть здания, тогда как по проекту Михайлова она должна была быть в тыльной части. Также Осип Иванович изменил пропорции театра, уменьшив высоту с

5787

41 до 37 метров, и полностью скорректировал отделку, что существенно уменьшило стоимость здания. 6 января 1825 года строение Большого Петровского театра было завершено (рис.1).

Результатом стал один из самых красивых театров мира: «поглядите на эту огромную прелестную театральную площадь: отделкою и перспективою она едва-ли уступит лучшим площадям столиц европейских!... »[4]

Однако на следующий день по Москве разошлись слухи о том, Осип Иванович украл идею у Михайлова. Компания против Бове, начавшаяся близким друг А. Михайлова - Александром Витбергом, продлилась еще несколько лет, пока московский губернатор Д.В.Голицын не подвел окончательную линию: «Некоторые мысли профессора Михайлова немало способствовали архитектору Бове к составлению одобренного Государем Императором прожекта театрального здания. Но не более того.» [5] Театр простоял до 11 марта 1853 года. В тот день случился пожар, уничтоживший здание. Согласно исследованиям инцидента в здании присутствовала современная на то время система пожаротушения, однако в результате паники, ей не воспользовались сразу, поэтому разгоревшийся пожар повредил ее. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года, благодаря стараниям архитектора Альберта Кавоса. [6],[7]

Рис.1,2 Сравнение старого и современного здания Большого театра В дальнейшем театр претерпел несколько реконструкций и реставраций, однако концепт, созданный Бове до сих пор остался в основе этого здания.

5788

Александровский сад

До XVIII века на месте Александровского сада протекала река Неглинная, где часто проходили народные гуляния, однако со временем она стала загрязняться, а берега рушиться, поэтому после окончания Отечественной войны император Александр 1 лично поручил О.И.Бове убрать реку под землю и разбить мемориальный сад в память о победе на ее месте. Сады возводились с 1819 по 1823 год и первоначально имели называние «Кремлёвские».[8] Это место проектировалось Бове как парк, в котором извилистые пешеходные дорожки гармонировали со строгой осевой планировкой, живописно сгруппированными клумбами и архитектурой малых форм. В 1820—1821 годах была построена часть сада от Воскресенских до Троицких ворот — Верхний сад. Одним из главных строений сада стал «Итальянский» грот, получивший свое название благодаря тому, что состоял из обломков московских домов, разрушенных французской армией. Грот представляет из себя полукруглую арку из чёрного гранита и красного кирпича, внутри которой установлены ворота из мрамора с четырьмя массивными колоннами.

Рис. 3,4 Сравнение старого и современно Александровского сада Сад сыграл большое значение в формировании ансамбля центра Москвы. Он выполнял роль связующего звена между стенами кремля и внешним городом, став частью зеленого пояса бульваров, возникших в начале 1820-х. В дальнейшем его работу продолжили помощники Давыдов, Петров и другие, создав Средний и Нижний сады по наработкам Осипа Ивановича [9]. В 2012 -

5789

2013 гг. Александровский сад был подвергнут реконструкции, в результате которой были высажены 2700 кустарников, а также вырублена часть старых деревьев, на месте который посажены 200 новых. Кроме того был разбит розарий площадью 750 м2 с тремя тысячами кустов.

Триумфальная арка

В апреле 1826-го император Николай I выразил свое желание построить в Москве Триумфальные ворота, и том же году Осип Иванович разработал свой проект. финальный вариант был утвержден императором 26 апреля 1829 года. В основание было забито 3000 свай, а в фундамент ворот положена бронзовая закладная плита вместе с горстью серебряных рублей чеканки 1829 года — «на счастье». Арка выполнена из белого камня, а скульптурный декор выполнен из чугуна. Проект был близок к завершению, однако плохое финансирование а также безразличие местных властей привело к серьезным задержкам в строительстве, в результате чего процесс возведения растянулся на 5 лет [10].

Рис. 5,6 Сравнение старой и современной версии Триумфальной арки Осип Иванович Бове не смог увидеть финального результата, так как скончался за 3 месяца до открытия памятника, состоявшегося 20 сентября 1834. Во времена советской перестройки Триумфальную арку разобрали для переноса, однако управление медлило с началом работ, и к началу Великой Отечественной Войны памятник лежал в разобранном виде. Восстановление было произведено лишь спустя 30 лет по зарисовкам архитектора 1936 г [11].

Осип Бове - знаковая фигура в российской истории, тем не менее не заслуженно забытая. Работа Бове на должности главного архитектора «фасаднической части» позволила ему во многом определять облик Москвы

5790

тех лет, а также оставить свое наследие - памятники архитектуры,

украшающие город и по сей день.

Литература

1. https://www.admagazine.ra/artide/osip-bove-biografiya-i-glavnye-proekty-шЬйекша (дата обращения 11.12.2022) Осип Бове: биография и главные проекты архитектора/ Екатерина Карпухина

2. Половцев А.А. Бове, Осип Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

3. Вавилова С.И. Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники.// Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры, 1948 - 642 с.

4. Андросов В.П. Статистическая записка о Москве// тип. С. Селивановского, Москва - 1832 г. - 185с

5. Зарубин В. И. Большой театр.// М.: Московский рабочий - 1990. — 65 с

6. http://www.histonow.ru/hisnows-437-1.html (дата обращения 10.12.2022) История и ее эпохи Пожары-катастрофы в истории Москвы Большой театр в огне/ Дальнев В.А.

7. https://www.ctif.org/news/extraordinary-story-fire-protecting-one-rassias-largest-antique-monuments (дата обращения 11.12.2022) Необыкновенная история пожарной охраны одного из крупнейших памятников старины России/ СТГР Международная ассоциация пожарно-спасательных служб

8. Михайлов К. П. Москва, которую мы потеряли.// Эксмо - 2010. — 496 с.

9. Романюк С. К. Кремль и Красная площадь: Путеводитель// АНО ИЦ "Москвоведение" - 2004. — 381 с.

10. Броновицкая Н. Н. Памятники архитектуры Москвы// Искусство—XXI век - 2015. — 320 с.

11. Краевский Б. П. Триумфальные ворота.// Московский рабочий - 1984 — 64с.

5791

Literature

1. https://www.admagazine.ru/article/osip-bove-biografiya-i-glavnye-proekty-arhitektora (date 11.12.2022) Osip Bove: biografiya i glavnye proekty arkhitektora/ Ekaterina Karpukhina

2. Polovtsev A.A. Bove, Osip Ivanovich // Russkii biograficheskii slovar' : v 25 tomakh. — SPb.—M., 1896—1918.

3. Vavilova S.I. Lyudi russkoi nauki: Ocherki o vydayushchikhsya deyatelyakh estestvoznaniya i tekhniki.// Gos. izd-vo tekhn.-teoreticheskoi lit-ry, 1948 -642 s.

4. Androsov V.P. Statisticheskaya zapiska o Moskve// tip. S. Selivanovskogo, Moskva - 1832 g. - 185s

5. Zarubin V. I. Bol'shoi teatr.// M.: Moskovskii rabochii - 1990. — 65 s

6. http://www.histonow.ru/hisnows-437-1.html (date 10.12.2022) Istoriya i ee ehpokhi Pozhary-katastrofy v istorii Moskvy Bol'shoi teatr v ogne/ Dal'nev V.A.

7. https://www.ctif.org/news/extraordinary-story-fire-protecting-one-russias-largest-antique-monuments (date 11.12.2022) The extraordinary story of fire protecting one of Russia's largest antique monuments/ CTIF International association of fire and rescue services

8. Mikhailov K. P. Moskva, kotoruyu my poteryali.// Ehksmo - 2010. — 496 s.

9. Romanyuk S. K. Kreml' i Krasnaya ploshchad': Putevoditel'// ANO ITS "Moskvovedenie" - 2004. — 381 s.

10. Bronovitskaya N. N. Pamyatniki arkhitektury Moskvy// IskusstvO—XXI vek - 2015. — 320 s.

11. Kraevskii B. P. Triumfal'nye vorota.// Moskovskii rabochii - 1984 — 64s.

© Бондаренко М.А., Дунин В.Е. 2022 Научный сетевой журнал

«Столыпинский вестник» №10/2022.

Для цитирования: Бондаренко М.А., Дунин В.Е. ВОЗРОЖДЕНИЕ

ЗАБЫТЫХ ИМЕН В АРХИТЕКТУРЕ: НА ПРИМЕРЕ О.И.БОВЕ// Научный

сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022.

5792

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.