ВЕСТНИК
МГСУ
удк 72.03
Т.А. Молокова
ФГБОУ ВПО «МГСУ»
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОСКВЫ ПОСЛЕ ПОЖАРА 1812 г.: НОВЫЙ ОБЛИК ГОРОДА
2012 год указом президента РФ объявлен Годом Российской истории. Среди знаменательных дат, отмечаемых в нашей стране, особое место занимает 200-летие Отечественной войны 1812 г. Именно это событие привлекает сегодня исследователей как одно из наиболее важных в отечественной истории. Рассмотрены проблемы восстановления и реконструкции Москвы после пожара 1812 г.
Ключевые слова: градостроительство, архитектура, классицизм, зодчий, война, восстановление, комиссия, план, памятник, особняк, Манеж, новаторство, площадь, реконструкция, гражданственность, патриотизм.
в отечественной войне 1812 г. среди городов российской империи больше всех пострадала Москва. город восстанавливался более двух десятков лет по законно утвержденным планам и самопроизвольно, при этом постоянно менялся к лучшему его облик. как это происходило? в чем секрет градостроительных новаций той эпохи? что и как строили москвичи первой половины XIX столетия? эти и другие проблемы привлекли автора с целью изучения опыта градостроительства и архитектуры наших предшественников.
на общественно-политическую и культурную жизнь россии огромное влияние оказала отечественная война 1812 г. Первые десятилетия после ее завершения прошли в обстановке всенародного подъема, связанного с победой над «непобедимой» армией наполеона Бонапарта. Поэтому эпоха 1812 г. — важный этап в развитии национального самосознания россиян, когда многое изменилось во всей стране и особенно в Москве, опустошенной французами и на три четверти выгоревшей. «Пожар Москвы, бушевавший с 3 по 8 сентября 1812 г., уничтожил 7632 из 9151 московского здания» [1]. сильно пострадал кремль от взрывов, организованных французами при отступлении. центр Первопрестольной практически полностью выгорел. Многие современники оценивали пожар в Москве как подвиг самопожертвования россиян. Москвичам пришлось восстанавливать весь город, создавая его заново.
для восстановления Москвы указом императора Александра I от 14 февраля 1813 г. была создана комиссия для строений, которой руководил московский генерал-губернатор ф.в. ростопчин. рабочий орган комиссии «чертежная» разделялся на два отделения: землемерное и архитектурное, руководителем последнего был о.и. бове. комиссия получила право на выдачу разрешений на застройку и контроль над строительством, ей были выделены большие материальные ресурсы. комиссии подчинялись три московских кирпичных завода, ее членам была поручена вся работа по благоустройству и инженерному оборудованию Москвы, а также оказанию помощи москвичам в индивидуальном строительстве. в 1813 г. ф.в. ростопчин передал комиссии полученный из санкт-Петербурга «Прожектированный план для урегулирования некоторых частей столичного города Москвы», составленный архитектором в. гесте и одобренный императором. в отличие от «Прожектированного плана» Москвы 1775 г., в разработке которого принимал участие архитектор М.ф. казаков и утвержденного в свое время императрицей Екатериной II, стремившегося использовать особенности московского ландшафта и раскрыть архитектурные возможности ее исторически сложившейся радиально-кольцевой планировки, новый проект предполагал создание
архитектурного облика города следующим образом. По плану Гесте прежде всего в Москве должна быть создана система геометрически правильных площадей.
Вдоль Кремля и Китай-города намечалась цепь площадей, образованных путем сноса различных строений. Вторая цепь из 13 площадей проектировалась по Камер-Коллежскому валу. Кроме этого, на месте бывших ворот Белого города и Земляного вала планировалось разбить еще 7 площадей. Новые площади должны были появиться в Лефортово, на Миуссах, в Сокольниках и других районах города. Всего по плану Гесте Москва должна получить 36 новых площадей. Помимо этого, Гесте предложил параллельно старой Тверской улице проложить новую Тверскую, параллельно старой Солянке — новую Солянку, спрямлявшую неудобное для движения «русло» старой улицы, новую никитскую сделать продолжением Малой никитской улицы.
несмотря на грандиозность, этот план не имел архитектурно организованного центра, который был бы хорошо связан с главными улицами Москвы. После обсуждения проект Гесте был отклонен Комиссией для строений, и под руководством архитектора О.И. Бове был разработан новый план «Прожектированный столичному городу Москве», утвержденный в 1817 г. и изданный в 1818 г., в 1819 и 1824 гг.
новые градостроительные принципы получили в этом плане более реальную и гармоничную форму. В составлении и реализации этого плана, а значит в обновлении облика Москвы послепожарной, большая роль принадлежит таланту и труду осипа Ивановича Бове. Творческая деятельность архитектора приходится на сложный для Москвы период ее восстановления, когда необходимо было почти заново отстроить город и тщательно продумать и осуществить намеченный план. О.И. Бове был одним из ведущих архитекторов Комиссии для строений, в его ведении находилась «фаса-дическая» часть всех предполагаемых построек. А это означало, что каждый новый проект должен был получить разрешение зодчего. Эта ответственная работа сделала О.И. Бове по сути главным архитектором Москвы. Вместе с тем он много проектировал и строил сам. В 1813—1814 гг. под его руководством проходила реконструкция Красной площади и восстановление разрушенных стен и башен Кремля.
По предложению Бове на Красной площади были снесены старые торговые постройки, стоявшие по периметру площади и перестроенные в строгом классическом стиле Верхние торговые ряды (1815 г., не сохр.). Бове расчленил стены постройки плоскими аркадами, обрамляющими окна. Единая горизонтальная линия проходила через весь фасад здания. Устои аркад были декорированы парными колоннами. В центре фасада располагался дорический портик с пологим фронтоном. На кровле здания был плоский купол, отмечающий его центральную ось и ориентированный на купол здания Сената в Кремле [2].
В центре Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому, который как бы объединял ансамбль площади в единое целое, подчеркивая идею гражданственности и патриотизма в облике главной площади Москвы. это был первый скульптурный памятник в городе.
С работами по реконструкции центра Москвы связано и оформление русла реки Неглинной, которая была заключена в трубу. У западных стен Кремля в 1821— 1822 гг. были проведены работы по разбивке и благоустройству Александровского сада. При входе в сад со стороны Моховой улицы сооружены ворота в виде парных каменных столбов с чугунными рельефными вставками и завершениями (архитектор Ф.М. Шестаков). Чугунные ворота со стороны Воскресенской площади символизировали победу над Наполеоном (архитектор Е. Паскаль). Сад состоял из Верхнего сада — от Воскресенской площади до Троицких ворот Кремля, его длина 350 м, Среднего — от Троицких до Боровицких ворот, длиной 382 м и Нижнего — от Боровицких ворот до Кремлевской набережной — 132 м. В основе планировки — три аллеи, идущие параллельно к Кремлевской стене. Под Средней Арсенальной башней
ВЕсТниК МГСУ
кремля по проекту архитектора о.и. бове был сооружен грот «руины» как символ возрождения Москвы из пепла.
План регулярной перепланировки Москвы предусматривал создание кольца центральных площадей возле кремля. крупнейшим ансамблем центра города должна была стать театральная площадь, проект застройки которой также разрабатывал о.и. бове. По тому времени это была единственная по цельности замысла классическая регулярная площадь Москвы. она была спроектирована в виде прямоугольника. ее продольная ось закреплялась колоссальным зданием большого (Петровского) театра (1821—1824 гг., архитекторы о.и. бове, А.А. Михайлов). интересен факт, что в своем варианте проекта большого театра бове отказался от размещения в нижнем этаже здания торговых помещений, «почитая сие неприличным для театра» [3].
здание театра было спроектировано с севера на юг. Его классические формы органично сочетались с геометрически правильным пространством площади. величественность сооружения подчеркивал огромный портик, размещенный перед массивом гладкой стены. над портиком была расположена полукруглая ниша, на фоне которой четко выделялась квадрига, управляемая Аполлоном. с юга театральная площадь ограничивалась косо идущей стеной китай-города. По сторонам проезда к охотному ряду стояли каменные двухэтажные дома. слева от большого театра было построено здание Малого театра (1824 г.). в 1826 г. на театральной площади был сооружен фонтан, на котором почти через 10 лет установлены скульптурные группы по проекту скульптора и.П. витали. таким образом, здания, вошедшие в ансамбль театральной площади, проектировались разными архитекторами, но в их основе лежал план застройки площади, утвержденный архитектором о.и. бове.
к работам по реконструкции центра Москвы относится строительство Манежа. осенью 1817 г. в Москву должен был приехать Александр I. для встречи императора предполагалось проведение торжественного парада. с этой целью было начато строительство Манежа, в котором мог бы развернуться целый полк пехоты. начальник главного управления путей сообщения и публичных зданий генерал А.А. бетанкур разработал проект Манежа, поручив его строительство генералу А.л. карбонье. Александр I в апреле 1817 г. утвердил проект бетанкура, повелев закончить строительство к 1 октября 1817 г. Манеж должен был иметь толстые стены и не должен был иметь внутри ни одной подпирающей потолок колонны. с этой целью для перекрытия здания шириной 45 м бетанкуром была разработана уникальная безопорная конструкция из дерева, перекрывающая пространство поперек здания. но уже через год она дала осадку и была переделана А.л. карбонье, а затем в 1824 г. сделана заново полковником р.р. рабусом и инженером А.я. кашперовым. и только в 1825 г. под руководством и по чертежам о.и. бове с внутренней и внешней сторон Манежа были произведены штукатурные и лепные работы, причем сам архитектор настоял на том, чтобы на огромных фронтонах здания с западной и восточной сторон не делать никаких украшений. современники писали о здании Манежа: «в огромности, архитектуре и конструкции кровли точно нет в Европе подобного». иностранные инженеры приезжали изучать систему его перекрытий [4]. Просторный Манеж, заключающий внутри целую площадь, свидетельствовал об успехе инженерной мысли и новаторских подходах в строительстве. Манеж предназначался для проведения смотров, парадов, учений. в нем свободно мог маневрировать пехотный полк свыше 2 тыс. солдат. 30 ноября 1817 г. с прибытием в Москву императора Александра I в Манеже прошел парад в честь пятой годовщины победы над наполеоном.
одним из наиболее значительных проектов бове является ансамбль Первой градской больницы, которая проектировалась и строилась в 1826—1832 гг. на б. калужской улице. в ее композиции зодчий применил усадебную планировку. центральный объем выделен торжественным восьмиколонным портиком, над которым возвышается купол больничной церкви.
Архитектор Бове является автором памятника победы в Отечественной войне 1812 г. — Триумфальной арки (1827—1834 гг.), которая первоначально стояла на Тверской улице, на въезде в Москву из Санкт-Петербурга (в настоящее время восстановлена и находится на Кутузовском проспекте, где создана мемориальная зона, посвященная подвигу русского народа в войне 1812 г.).
Одним из последних проектов О.И. Бове стала ротонда церкви Всех Скорбящих на Б. Ордынке (1834 г.), которая была построена уже после смерти зодчего.
значительным был вклад Бове в жилую застройку Москвы. Несмотря на широкое использование элементов типового жилищного строительства, применявшегося при восстановлении Москвы, построенные по проектам архитектора О.И. Бове особняки отличались индивидуальностью композиции, планировки и декоративного убранства. Таким был особняк Н.С. Гагарина на Новинском бульваре (не сохр.).
До 1817 г. практически вся работа Комиссии была сосредоточена на постройке добротных домов для горожан, пострадавших от пожара 1812 г. С целью компенсации ущерба, понесенного жителями, была создана «Комиссия для решения прошений обывателей московской столицы и губернии, потерпевших разорение от неприятельского нашествия».
Уже к маю 1816 г. жилой фонд Москвы был в основном восстановлен, и, когда задача постройки домов потеряла свою остроту, было принято постановление Комитета министров о выделении Комиссии для строений свыше 1,5 млн р. на нивелирование улиц и их благоустройство.
Очень скоро облик московских улиц радикально изменился. В Комиссии были разработаны правила, определяющие этажность, размеры, окраску зданий, утверждались проекты фасадов. В послепожарной застройке города выработался тип московского частного особняка, в котором классическая представительность сочеталась с камерностью жилого дома. Особенно хороши в этом плане постройки архитекторов А.Г. Григорьева и Д.И. Жилярди.
В 1820—1830 гг. в дополнение к Бульварному кольцу на месте скрытых укреплений земляного города разбивается Садовое кольцо с площадями на местах его пересечения с радиальными улицами. Во избежание пожара внутри Садового кольца была запрещена деревянная застройка, хотя этот закон очень часто нарушался. При обустройстве кварталов было предписано проектировать улицы и проулки прямыми по обе стороны, чтобы ширина улицы была не менее 10 саженей, а проулка — 6 саженей.
Радиально-кольцевая структура города была улучшена созданием новой кольцевой Садовой улицы. земля была прирезана к владениям, расположенным вдоль улицы. Хозяева их должны были «разводить садики во всю длину своих мест перед домами по валу, дабы со временем весь проезд Земляного города с обеих сторон был между садами».
Так постепенно возрождалась Москва послепожарная. Уже в 1817 г. было полностью восстановлено 2514 домов и вновь построено 623 каменных и 556 деревянных домов [5]. Застройка города проводилась по традиционной радиально-кольцевой схеме. Большая часть новых зданий строилась вдоль полукольца площадей: вокруг Кремля, Китай-города, на Бульварном и Садовом кольце и вдоль радиальных улиц: Петровка, Тверская, Большая Никитская, Поварская, Арбат, Воздвиженка, Пречистенка, Остоженка. Именно эти площади и улицы стали аристократическими районами города. Планы 1818 и 1821 гг. обновили и уплотнили московскую застройку, облегчили создание нового городского центра, позволили значительно улучшить исторически сложившуюся структуру Москвы.
Во многом благодаря своему новому облику в 1830-х гг. Москва, сохраняя черты патриархального дворянского города, постепенно превращалась в крупный промышленный и торговый центр. В первой половине XIX в. быстро восстанавливалась промышленность Москвы. В городе работали крупнейшие мануфактуры Гучковых,
ВЕсТниК МГСУ
Прохоровых и др., для которых были построены новые промышленные здания заводов и фабрик. сохранилось и множество мелких ремесленных предприятий. за старой столицей закрепилось значение главного торгового центра россии. Помимо восстановленного гостиного двора и верхних торговых рядов появилась новая форма торговли — магазин. больше всего магазинов было на кузнецком Мосту, ильинке, тверской и никольской улицах.
именно в послепожарной Москве окончательно сложилось своеобразие московского классицизма. экономическое положение главного заказчика — московского дворянства — было серьезно подорвано войной. Уже не строились богатые дворцы, какими славился век Екатерины II. особняк, как тип здания, определил облик послепожарной Москвы. обычная величина его меньше, чем у домов-дворцов, построенных до 1812 г. Усадебные ансамбли сменила застройка вдоль линии улицы [6]. Стремление сохранить за небольшим по величине особняком все свойственные классицизму формы метко подмечено А.и. Герценом. он писал, что дома в Москве «малы, облеплены колоннами, задавлены фронтонами».
традиционный строительный материал в это время по-прежнему — дерево. из почти 5 тыс. жилых строений, сооружаемых в Москве за 1813—1816 гг., немногим более 100 каменных домов.
Архитекторы А.Г. Григорьев и Д.и. Жилярди, как и бове, в своем творчестве проявили исключительное чувство ансамбля. работая над своими проектами, они стремились представить себе, как в дальнейшем будет развиваться город в целом и его центр в частности.
Для строительства частных особняков и подмосковных усадеб дворянства и купечества характерна особая пластичность архитектурных форм. к числу известных творений Д.и. Жилярди относится конный двор в усадьбе кузьминки, центральный павильон которого решен в виде ниши, огражденный с фасада колонным дорическим портиком. в кузьминках Жилярди построил также Пропилеи и другие сооружения.
к лучшим произведениям Жилярди и григорьева относится перестройка казаков-ского здания Московского университета на Моховой улице с его тяжелым греко-дорическим портиком, фронтоном и невысоким куполом над ним. великолепен полукруглый актовый зал, находящийся на оси здания и перекрытый грандиозным полукуполом.
особое место в архитектурном творчестве Д.и. Жилярди и А.Г. Григорьева заняли городские особняки. одним из наиболее совершенных является построенный архитектором А.Г. Григорьевым в 1817—1822 гг. дом Лопухиных на Пречистенке. чередование больших и малых помещений в этом небольшом деревянном оштукатуренном доме дает впечатление простора. комнаты приведены к гармоничной пропорциональности — потолок каждой из них устроен на высоте, соразмерной площади. Многие характерные особенности форм деревянных построек зодчие перенесли в каменную архитектуру. Примером может служить дом луниных близ никитских ворот, построенный в 1818—1827 гг. архитектором Д.и. Жилярди.
комиссия для строений завершила свою деятельность в 1843 г., полностью выполнив возложенную на нее миссию.
таким образом, благодаря деятельности комиссии для строений существенно изменился архитектурный облик Москвы послепожарной. классицизм, ярко выраженный в московских общественных зданиях и частных особняках, придал городу новый, современный по тому времени образ: «...пожар способствовал ей много к украшенью» — писал А.С. Грибоедов в своем романе «Горе от ума».
Библиографический список
1. Гольденберг П.И. Старая Москва. М. : изд-во Академии архитектуры СССр, 1947. С. 57.
2. Покровская З.К. осип бове. М. : Стройиздат, 1999. С. 103.
3. Памятники архитектуры. инженерные обследования / Н.М. Алмазова, т. А. Молокова, в.П. Фролов, в.в. Павлинов. вып. 1. М. : изд-во АСв, 2003. С.89.
4. Сытин П.В. Из истории московских улиц. Изд. 3-е. М. : Московский рабочий, 1958. С. 110.
5. БудылинаМ.В. Планировка и застройка Москвы после пожара 1812 года // Архитектурное наследство. Вып. I. М. : Госстройиздат, 1951. С. 157.
6. ИконниковА.В. Тысяча лет русской архитектуры. М. : Искусство, 1990. С. 311.
Поступила в редакцию в мае 2012 г.
Об авторе: Молокова Татьяна Алексеевна — кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и культурологии, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (499) 183-21-29, [email protected].
Для цитирования: Молокова Т.А. Восстановление Москвы после пожара 1812 г.: новый облик города // Вестник МГСУ 2012. № 6. С. 17—22.
T.A. Molokova
RECONSTRUCTION OF MOSCOW AFTER THE 1812 FIRE OF MOSCOW: NEW LOOK OF THE CITY
Historical and cultural problems of reconstruction of Moscow that followed the 1812 fire are considered in the article. The author analyzes the influence of the 1812 Patriotic War on the political and cultural life of Russia, as there had been a rise of national consciousness in Russia in the first decades of the 19th century related to the victory over Napoleon. The author drives particular attention to the historic fact that Moscow suffered a lot more than other Russian cities in the War of 1812; the city was completely destroyed by the fire. The author provides statistical data related to the city as of the autumn of 1812. Moscow reconstruction plan proposed by Mr. Gestle, architect, and the procedure of "Commissioning of Structures", drafted under the guidance of O.I. Bove, architect, are analyzed in detail. The author also covers the personal contribution made by O.I. Bove, his associates D.I. Zhilyardi and A.G. Grigor'ev, into the reconstruction of the city centre.
The article features the town-planning policy of 1820—1830 and patterns of late classicism in the Moscow architecture.
The article is dedicated to the year of the Russian history and one of its major events, the anniversary of the victory in the Patriotic War of 1812.
Key words: town-planning, architecture, classicism, architect, war, restoration, commissioning, plan, monument, private residence, manege, innovation, square, reconstruction, civilization, patriotism.
References
1. Gol'denberg P.I. Staraya Moskva [Old Moscow]. Moscow, Publishing House of the USSR Academy of Architecture, 1947, p. 57.
2. Pokrovskaya Z.K. Osip Bove [Osip Bove]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1999, p. 103.
3. Almazova N.M., Molokova T.A., Frolov V.P., Pavlinov V.V. Pamyatniki arkhitektury. Inzhenernye ob-sledovaniya [Architectural Monuments. Engineering Examinations]. Moscow, ASV Publ., no. 1, 2003, p. 89.
4. Sytin P.V. Iz istorii moskovskikh ulits [Abstracts from the History of Moscow Streets]. Moskovskiy Rabochiy Publ., 1958, p. 110.
5. Budylina M.V. Planirovka i zastroyka Moskvy posle pozhara 1812 goda [Planning and Building of Moscow after the Fire of 1812]. Moscow, Arhitekturnoe Nasledstvo [Architectural Heritage]. Gosstroyizdat Publ., 1951, no. 1, p. 157.
6. Ikonnikov A.V. Tysyacha let russkoy arkhitektury [One Thousand Years of Russian Architecture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1990, p. 311.
About the author: Molokova Tat'yana Alekseevna — Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer, Chair, Department of History and Culturology, Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected], +7 (499) 183-21-29.
For citation: Molokova T.A. Vosstanovlenie Moskvy posle pozhara 1812 g.: novyy oblik goroda [Reconstruction of Moscow after the 1812 Fire of Moscow: New Look of the City]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 6, pp. 17—22.