Научная статья на тему 'Реконструкции архитектурно-ландшафтного ансамбля Александровского сада у стен Московского Кремля'

Реконструкции архитектурно-ландшафтного ансамбля Александровского сада у стен Московского Кремля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
379
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ АЛЕКСАНДРОВСКОГО САДА / АРХИТЕКТУРА / СКУЛЬПТУРА / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ОБЕЛИСК В ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ / ПАМЯТНИК СВЯТИТЕЛЮ ГЕРМОГЕНУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ / ПАМЯТНИК ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ ПЕРВОМУ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щербаков Салават Александрович, Королёва Марина Валерьевна

В статье рассмотрены история формирования архитектурно-ландшафтного ансамбля Александровского сада, а также изменения его не только художественного, но и общественного значения, обусловившие необходимость реконструкции, роль монументальной скульптуры в формировании ансамбля. Авторами приведены исторические этапы становления современного облика Александровского сада уникального архитектурно-ландшафтного ансамбля у стен Московского Кремля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реконструкции архитектурно-ландшафтного ансамбля Александровского сада у стен Московского Кремля»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

РЕКОНСТРУКЦИИ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОГО АНСАМБЛЯ АЛЕКСАНДРОВСКОГО САДА У СТЕН

МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ 1 2 Щербаков С.А. , Королёва М.В.

1Щербаков Салават Александрович - Народный художник РФ, академик, Российская академия художеств; 2Королёва Марина Валерьевна - архитектор, соискатель степени кандидата искусствоведения, Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ,

г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены история формирования архитектурно-ландшафтного ансамбля Александровского сада, а также изменения его не только художественного, но и общественного значения, обусловившие необходимость реконструкции, роль монументальной скульптуры в формировании ансамбля. Авторами приведены исторические этапы становления современного облика Александровского сада - уникального архитектурно-ландшафтного ансамбля у стен Московского Кремля.

Ключевые слова: ансамбль Александровского сада, архитектура, скульптура, реконструкция, обелиск в память 300-летия царствования дома Романовых, памятник Святителю Гермогену патриарху московскому, памятник императору Александру Первому.

Архитектурно-ландшафтный ансамбль Александровского сада всегда занимал особое место в формировании исторического центра Москвы. Он, наряду с Красной площадью, является важнейшим общественным пространством, привлекающим внимание гостей столицы и жителей города. История проектирования, строительства и реконструкции архитектурно-ландшафтного ансамбля представляет особый интерес не только для исследователей культуры и истории, но и для всех, интересующихся историей страны.

Сады на месте русла убранной под землю реки Неглинки были разбиты по проекту архитектора Бове в 1820—1823 годах в соответствии с планом по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Первоначальная строгая осевая планировка сочеталась с извилистыми дорожками, живописно сгруппированными клумбами и кустарниками. Работы начались по указу императора Александра I. Своё современное название - посвящение императору сады (Верхний, Средний и Нижний) получили только в 1856 году, до этого сады были Кремлёвскими [1]. В 1820—1821 годах Бове спроектировал часть сада от Воскресенских до Троицких ворот — Верхний сад, его работу продолжили помощники Давыдов, Петров и другие. Для устройства сада местность выровняли и покрыли дёрном, посадили липы, берёзы, рябины и другие деревья и кустарники [2], [3]. На главный вход установили чугунные ворота с изображением символов победы в Отечественной войне, выполненные архитектором Евгением Паскалем [4].

В те времена, после основания в 1703 году Санкт-Петербурга и переноса столицы, Москва потеряла значение главного города Российской Империи и Александровский сад создавался, как некий локальный парк в память Отечественной войны 1812 года, перед Осипом Бове не стояла задача создания ансамбля, имевшего градостроительное значение центрального архитектурно-ландшафтного ансамбля, рассказывающего о героическом прошлом страны. Единственными украшениями сада, связанными с победой над Наполеоном, были решетка с военной геральдикой и «Итальянский грот»

с установленными внутри него четырьмя массивными колоннами. Грот был построен из разрушенных французской армией московских домов и каменных ядер [5]. Памятник, характерный для садово-паркового искусства той эпохи, облицованный деталями разобранных после пожара московских зданий, по мысли авторов, символизировал возрождение Москвы.

В 1872 году в Александровском саду были размещены павильоны Политехнической выставки, приуроченной к 200-летию со дня рождения императора Петра Великого.

В 1896 году, в связи с восшествием на престол императора Николая Второго, Александровский сад превратился в центр коронационных торжеств.

10 июня 1914 года состоялось торжественное открытие обелиска в память 300-летя царствования дома Романовых, выполненного по проекту архитектора С. Власьева и украшенного именами царственных особ. Так постепенно меняется декоративное наполнение Александровского сада, и он превращается в общественное пространство, своего рода музей под открытым небом, рассказывающий о России.

Принятый после Октябрьской революции ленинский план монументальной пропаганды предусматривал снос памятников царского режима. В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 12 апреля 1918 года «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции», обелиск в Александровском саду собирались уничтожить, однако Владимир Ленин предложил убрать с него имена царей из династии Романовых и поместить вместо них имена выдающихся революционеров. В 1918-м под руководством архитектора Николая Всеволжского вместо имён царей на фасадах памятнике высекли имена 19 революционных мыслителей: Маркс, Энгельс, Либкнехт, Лассадь, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Т. Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов [6]

В советское время была попытка придать архитектурно-ландшафтному ансамблю Александровского сада еще большее военно-историческое значение.

8 мая 1967 года в честь 25-летие разгрома немецко-фашистских войск под Москвой на территории Верхнего сада установили архитектурный мемориальный ансамбль — Могила Неизвестного Солдата, где были перезахоронены останки красноармейцев, погибших в 1941-м в Московской битве. Мемориал спроектировали Юрий Рабаев, Дмитрий Бурдин, Владимир Климов и Николай Томский [7].

Вечный огонь, и день и ночь пылающий на Могиле Неизвестного Солдата, был доставлен в 1967 году из Ленинграда, с мемориального комплекса Марсова поля [8]. В 2009 году памятнику присвоен статус общенационального мемориала воинской славы [9].

8 мая 2010 года по случаю 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в Александровском саду была установлена стела из красного гранита в честь городов воинской славы. [10]

Постепенно ландшафтный парк приобрёл значение историко-архитектурного комплекса, имеющего мемориальный и военно-исторический характер, несмотря на радикальные изменения в общественной и культурной жизни в постперестроечной Москве.

Строительство подземного торгового центра «Охотный ряд», способствовало еще большему привлечению посетителей, но внесло определённый диссонанс в архитектурный облик Александровского сада. Наиболее серьёзную проблему многие архитектурные критики, включая Григория Ревзина и Сергея Заграевского видели в том, как надземная часть «Охотного ряда» нарушила ансамбль Манежной площади и восприятие окружающего пространства — старого здания Московского государственного университета и Александровского сада [11].

«Торговый комплекс «Охотный ряд» «задавил» пространственный выход сада в город и существенно нарушил торжественную атмосферу вокруг Могилы

60

Неизвестного солдата», - пишет на своем сайте доктор архитектуры, профессор Сергей Заграевский.

Проблема реконструкции ансамбля Александровского сада и придания ему соответствующего мемориалу облика, стала особенно актуальной в связи с празднованием 200-летия России в освободительной войне против Наполеона.

В 2013 году под руководством скульптора С.А. Щербакова, Заслуженного архитектора РФ И.Н. Воскресенского и при организационном участии «Союза православных женщин», возглавляемого историком Г.В. Ананьиной, была начата разработка проекта комплексной реконструкции Александровского сада, призванная решить не только ряд инженерно-технических, но и художественных задач, превратить архитектурно-ландшафтного ансамбль в современное общественное пространство, рассказывающее об истории России. Проект включал в себя не только замену мощения и элементов благоустройства, но и восстановление первоначального облика стелы к 300-летию царствования императорского дома Романовых, а также установку памятников Святителю Гермогену патриарху московскому и императору Александру Первому. В качестве одного из элементов навигации была изготовлена декоративная вставка в мощение в виде бронзового рельефа с планом-схемой Александровского сада.

Реконструкция была начата с установки памятника Гермогену и восстановления Романовского обелиска В 2013-м при реставрации обелиску вернули первоначальный вид [12], [13].

Реконструкция архитектурно-ландшафтного ансамбля, находящегося в самом центре Москвы, в непосредственной близости от стен Кремля, предусматривала максимальное сохранение художественных и историко-культурных ценностей данного объекта культурно - исторического наследия. Привнесение в него новых архитектурных и скульптурных элементов, должно было быть максимально деликатным.

После тщательного изучения истории сооружения Александровского сада, системы его архитектурных ориентиров и планировки, проект реконструкции полностью сохранил сложившуюся планировочную структуру ландшафтного ансамбля, как памятника садово-паркового искусства, созданную, ещё О.Бове с главной осью-аллеей от входной части у Арсенальной башни до Боровицкой башни Кремля. Эта ось сохранена, также, как и не менее важные для сохранения целостности ансамбля оси, фиксируемые зданием Московского Манежа, построенного по Указу Александра I в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту А.А. Бетанкура, и зданием Московского государственного университета (МГУ) на Моховой, которое было построено по проекту М. Казакова в 1760 г, и реконструировано после пожара 1812 года архитектором Д. Жилярди.

С установкой памятника Гермогену, была восстановлена и усилена одна из важнейших осей в ландшафтной композиции сада, идущая от здания Манежа и Московского Университета, через боковые ворота Александровского сада к Гроту. Теперь перспектива с памятником просматривается с большой Никитской улицы и Манежной площади.

В создании памятника Гермогену (авторы: С.А. Щербаков и И.Н. Воскресенский) принимали участие архитекторы и скульпторы (Н.П. Сидоров и К.В. Зубрилин) Российской академии живописи, ваяния и зодчества и лично И.С. Глазунов.

Фигура Святителя Гермогена расположена на постаменте с широкими боковыми плоскостями, который по архитектурному и пластическому решению перекликается с постаментом памятника Минину и Пожарскому на Красной площади, где и планировалась первоначально его установка. По сторонам постамента размещены бронзовые барельефы, на одном из которых изображена сцена избрания Михаила Романова царём всея Руси, на втором — сцена изгнания Гермогеном бояр, просящих его благословения перейти в подданство польскому королевичу Владиславу.

61

Изображения иллюстрируют исторические события, определившие ход дальнейшей истории России, духовным вдохновителем которых был патриарх Гермоген.

На размещение и ориентацию памятников Гермогену и Александру I (автор: С.А. Щербаков) оказало влияние распределение пешеходных потоков, идущих с Манежной площади. С установкой памятника Александру I, ранее малопосещаемая часть Александровского сада стала более интересной. Памятник размещен на основной аллее Александровского Сада в месте пересечения нескольких пешеходных путей. Планировочное решение продолжает традиции классической архитектуры Александровского Сада.

Квадратная площадь, пересекаемая главной аллей, создана для удобства созерцания памятника, как издали, так и с близкого расстояния, и ограничена двумя гранитными стелами с бронзовыми рельефами, отражающими основные вехи деятельности Императора. Круглая площадка, в центре которой расположен памятник, хорошо вписывается в рельеф парка, не нарушая ландшафт. Стилистическое решение памятника Александру I близко к монументальным постройкам О. Бове и выполнено с соблюдением канонов русского классицизма.

Благородная и мужественная фигура императора Александра-Благословенного установлена на высокий пьедестал, напоминающий колонну - «Александрийского столпа» в Санкт-Петербурге. Черты его лица прекрасны и тонко проработаны с большим портретным сходством. Император победным жестом попирает наполеоновские военные трофеи. Его рука крепко сжимает рукоять сабли в ножнах. По обеим сторонам постамента представлены бронзовые рельефы: «Битва народов под Лейпцигом в октябре 1813 года» и «Победоносное вступление в Париж в марте 1814 года». На фасаде постамента в виде медальона обрамленного лавровым венком изготовлена надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ ПЕРВОМУ - БЛАГОДАРНАЯ РОССИЯ».

На двух гранитных стелах с бронзовыми рельефами, на которых представлены наиболее яркие сцены из жизни императора: «Встреча Александра Первого и Серафима Саровского», изображена на фоне двух храмов - Храма Христа Спасителя-задуманного Императором Александром в благодарность Богу и народу русскому, за беспримерное усердие, проявленное в борьбе с Наполеоном и Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге, после Отечественной войны 1812 года также приобретшего значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М.И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

На второй стеле запечатлены полководцы российской армии: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион и А.П. Тормасов на фоне «Бородинского сражения» и «Сражения при Березине».

С установкой памятника Александру I архитектурно-ландшафтный ансамбль Александровского Сада получил достойное своего имени художественное завершение.

Список литературы

1. Романюк С.К. Москва за Садовым кольцом. М.: Астрель, 2007. 896 с. ISBN 978-517-044643-8.

2. Покровская З.К. Осип Бове. М.: Стройиздат, 1991. 311 с. ISBN 5-274-00592-6.

3. Смирнова А.Г. «Пожар способствовал ей много к украшенью...» Восстановление и реконструкция Москвы после пожара 1812 года // Труды Коми отделения Академии военно-исторических наук: журнал. 2012. № 4. С. 166. ISSN 1995-0411.

4. Джанджугазова Е.А. Александровский сад как символ возрождения Москвы // Современные проблемы сервиса и туризма: журнал, 2011. № 4. С. 117-118. ISSN 1995-0411.

5. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / Вступит. статья Ю. Богомолова / Пыляев М. И. СПб.: Паритет, 2007. 608 с. ISBN 978-593437-116-7.

6. Кожевников Р. Скульптурные памятники Москвы. М.: Московский рабочий, 1983. Стр 39.

7. В Александровском саду отметили 50-летие Вечного огня. Мослента (8 мая 2017). Дата обращения 18 сентября 2017.

8. Мясников А. 100 великих достопримечательностей Москвы. М.: Вече, 2014. 320 с. ISBN 978-5-4444-1978-6.

9. Технологии ракетостроения и холодное пламя, или Чем необычен Вечный огонь. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (8 мая 2017). Дата обращения 18 сентября 2017.

10. МОСКВА, 8 мая - РИА Новости.

11. Ревзин Григорий. Охотный ряд открыт до самой глубины. Коммерсант (11 декабря 1997). Дата обращения 27 ноября 2017.

12. Памятник Гермогену (Ермогену). Два века: от идеи до воплощения. Москва, 2014—ISBN 978-5-9905567-0-6 Ананьина Г.В. составление, 2014

13. Александровский Сад Московского Кремля. Два века в истории России. Москва, 2014. Автор-составитель Г.В. Ананьина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.