ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014
«Zvaigzшte — Звайгзните»». Центр организует мероприятия, ориентированные на фольклорные праздники: Лиго, Лиго-Юханус. В 1997 году на базе центра был создан фольклорный ансамбль «Дайна», участники которого демонстрируют игру на народных латышских инструментах: табулэ (дудочка), коклэс (гусли), бунгас (барабан).
Среди национально-культурных центров народов стран Кавказа, Ближнего и Дальнего Востока выделяется омская региональная общественная организация «Армянский культурный центр — Луйс», деятельность которого связана с сохранением и развитием культуры армян. Организация принимает активное участие в массовых городских и областных мероприятиях, среди которых областной фестиваль национальных культур «Единение», фестиваль армянской культуры, межнациональный фестиваль «Орнамент восточной души».
Для того чтобы максимально реализовать весь имеющийся этнографический потенциал, национально-культурным центрам, на наш взгляд, следовало бы провести следующие мероприятия:
1) усилить позиционирование собственной деятельности;
2) активно сотрудничать с вузами, которые занимаются подготовкой специалистов для туристской сферы;
3) расширять контакты со средними общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями;
4) разрабатывать отдельные программы (проекты), связанные с привлечением большего количества молодежи;
5) принимать активное участие в научно-практических конференциях, проводимых на территории Омска и Омской области.
Безусловно, в статье мы охватили далеко не все имеющиеся на территории Омска и Омской области национально-культурные центры, но уже деятельность рассмотренных центров позволяет говорить о том, что потенциал для развития этнографического туризма на территории нашего региона имеется. Омская область очень многонациональна. На ее территории функционируют национально-культурные
центры большинства национальностей, проживающих в данном регионе. Их деятельность очень насыщена, разнообразна и органично вписывается в область государственного регулирования туристской индустрии [5]. Все мероприятия, в которых участвуют вышеперечисленные автономии, могут стать мощным стимулом для привлечения туристов.
Библиографический список
1. Бюджетное учреждение культуры Омской области «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь» Дом Дружбы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dd.omsk.ru (дата обращения: 27.09.2013).
2. Карасёв, И. Е. Туристские стандарты Российской Федерации (1990 — 2011 гг.) / И. Е. Карасёв, Б. К. Смагулов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность.— 2012. — № 5 (112). — С. 32-35.
3. Карасёв, И. Е. Национально-культурные автономии Омской области и развитие туризма в регионе / И. Е. Карасёв, Б. К. Смагулов // Туризм как межотраслевой комплекс экономики региона : материалы науч.-практ. конф. (Махачкала, 2425 сентября 2010 г.).- Махачкала: ДГТУ, 2010. — Ч. 1.— С. 104- 106.
4. Туризм региона / Н. А. Гулиев [и др.]. — Омск : ОГИС, 2002. — С. 247-298.
5. Смагулов, Б. К. Государственное регулирование туристской индустрии / Б. К. Смагулов, Л. О. Штриплинг, И. Е. Карасёв. — Омск : Омский государственный институт сервиса, 2011. — 122 с.
КАРАСЁВ Игорь Евгеньевич, кандидат филологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.
Адрес для переписки: [email protected] СМАГУЛОВ Болат Кудайбергенович, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.10.2013 г.
© И. Е. Карасёв, Б. К. Смагулов
УДК 94 (470):908(571.13) В. В. КУДЛАНОВ
Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина
ВОЗРОЖДЕНИЕ ТАРСКОГО КАЗАЧЕСТВА В 1997-2012 гг.
В данной статье рассматривается деятельность по возрождению Тарского казачества в течение прошедших пятнадцати лет, устанавливается периодизация этой деятельности. Анализу подвергаются основные проблемы взаимодействия и координации деятельности трех казачьих организаций на территории Тарского Прииртышья, их взаимосвязь с вышестоящими казачьими структурами и участие в реализации целевых федеральных и областных программ возрождения российского, сибирского и омского казачества.
Ключевые слова: тарское казачество, Тара, Тарское Прииртышье, Среднее Прииртышье, историко-патриотическое воспитание.
В 2012 году тарские казаки отметили две юбилейные даты. Во-первых, это пятнадцатилетие возрождения тарского казачества. Во-вторых, тарские казаки, являясь одновременно и казаками сибирскими, 19 декабря 2012 г.
отпраздновали 430-летие Сибирского казачьего войска. Но вопрос об истории тарского казачества, о его вкладе в формирование культурного пространства Тары на сегодняшний день остаётся практически неизученным [ 1].
Старшинство сибирского казачества было определено казаками-ермаковцами, которые завоевали для России плацдарм для освоения огромных просторов Сибири и Дальнего Востока в исторически мизерном периоде — менее полувека. Сибирские казаки — наши предки — всегда были первопроходцами, первооткрывателями, первостроителями и первопоселенцами. Так было и в далеком 1594 году, когда 140 сибирских казаков стали тарскими и основали город Тару как оплот для освоения Среднего Прииртышья [2].
Данная статья посвящена деятельности тарских казаков по возрождению казачьего движения на родной земле. Эта деятельность уже около двух десятилетий осуществляется на территории всех регионов Российской Федерации. Возрождение традиций и ценностей казачества именно на тарской земле обусловлено богатым прошлом города, своеобразием его историко-культурного наследия [3].
Нормативно-правовым катализатором этого процесса стали Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов», принятый 26 апреля 1991 г. и постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июля 1992 г. Эти документы создали нормативно-правовые основы для дальнейшей деятельности по возрождению всего казачества России [4, с. 6 — 7, 12 — 14]. В течение 90-х годов XX века Министерство юстиции РФ зарегистрировало 19 федеральных общественных казачьих объединений и организаций. Многие из них, имея свои штаб-квартиры и правления в Москве, создавали подчиненные региональные структуры на территории всей России, в том числе и в Западной Сибири, и в Омском Прииртышье.
В свою очередь, региональные казачьи организации стремились создать на своей административной территории подчиненные себе казачьи структуры. На территории Омского Прииртышья больших успехов в обретении соратников до 1997 г. добились федеральные общественные организации Союз казаков России, Союз казачьих войск России и зарубежья, Союз казачьих формирований. С момента утверждения Устава Сибирского войскового казачьего общества Указом Президента РФ № 95 от 12 февраля 1997 г. сибирское, омское и муниципальное казачество разделяется на «реестровое» и «общественное» [5]. Это наложило в дальнейшем свой отпечаток и на возрождение тарского казачества.
Начало возрождения сибирского и омского казачества исследователи-казаковеды связывают с проведением в исторической столице Сибирского казачьего войска — г. Омске — 4 — 5 августа 1990 г. I Большого Всероссийского круга, провозгласившего образование Союза сибирских казаков.
Если для сибирских и омских казаков период возрождения и становления длится более двадцати лет, то для тарских казаков этот процесс продолжается шестнадцатый год. Точка отсчета его связана с созданием в г. Таре подразделения казаков, вошедшего в состав федеральной общественной организации Союза казачьих формирований со штаб-квартирой в г. Москве. Именно в 1997 г. тарские казаки провели свой круг, на котором избрали атаманом Н. М. Бала-бина, который, во многом субъективно, определил основные направления на первом этапе деятельности тарского казачества в 1997 — 2004 гг.
В июле 2005 г., после смерти атамана Н. М. Бала-бина, происходит раскол тарского подразделения Союза казачьих формирований. Часть казаков выходит из его состава и создает Тарскую казачью общину
как подразделение Омской областной казачьей общины Сибирского казачьего войска Союза казаков России. На своем первом круге в июле 2005 г. Тарская казачья община избрала своим атаманом тарчанина С. А. Редькина, его заместителем был избран В. К. Седельников, а начальником штаба — В. А. Коровин. С этого времени начинается сосуществование двух тарских казачьих организаций. Преемником Н. М. Ба-лабина — атаманом тарского подразделения Союза казачьих формирований становится тарский предприниматель Г. Н. Сарин.
Тарские казаки под руководством С. А. Редькина в основном занимались природоохранной деятельностью в течение 2005 — 2010 годов. В 2010 г. правление Сибирского казачьего войска приняло решение о прекращении деятельности Тарской казачьей общины во главе с С. А. Редькиным в связи с отсутствием эффективности ее возрожденческой деятельности. А исполняющим обязанности атамана этой общественной казачьей организации был назначен Н. А. Шатов, который принимал активное участие в возрождении тарского казачества с 1997 года и обрел в этом процессе большой позитивный опыт.
В том же 2005 году в Таре был образован Тарский казачий хутор как подразделение Сибирского войскового казачьего общества, вошедшее в реестровое казачество России. Атаманом этого тарского реестрового подразделения стал А. Г. Лисовский, который сохраняет этот пост до настоящего времени.
Реестровые тарские казаки действовали в эти годы в соответствии с нормативно-правовой базой, созданной со времени образования Сибирского войскового казачьего общества в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 95 от 12 февраля 1997 г.
На федеральном уровне в период 20-летнего возрождения казачества с 1991 по 2010 гг. было принято свыше 200 нормативно-правовых актов по вопросам общественного и реестрового казачества [6, 7]. Эти нормативно-правовые акты регламентировали процесс возрождения казачества и его взаимодействие с органами власти всех уровней. 5 декабря 2005г. Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Логическим продолжением этого было утверждение 3 июля 2008 г. Президентом РФ Д. А. Медведевым «Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». Окончательно правовой статус казачьих обществ определили поправки к Федеральным законам «О государственной службе российского казачества» и «О некоммерческих организациях», принятые Госдумой РФ 20 мая 2009 г. В основном эти поправки определили статус казачьих обществ, обязательства по несению государственной или иной службы реестровыми казаками и предоставление казачьим обществам права заниматься предпринимательством. К сожалению, до сегодняшнего дня на федеральном уровне не решена проблема конструктивного взаимодействия между реестровыми и общественными казаками.
В Омской области в течение этих же двадцати лет возрождения казачества было принято около 20 нормативно-правовых актов по вопросам возрождения омского казачества. Наиболее значимое из них — постановление Главы Администрации (Губернатора) «О мерах по обеспечению государственной и иной службы казаков Сибирского войскового казачьего общества на территории области» от 14 марта 1997 г. №110-п, «О привлечении казаков Сибирско-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014
го казачьего войска к государственной и иной службе» от 15 октября 1998 г. №445-п [8].
Своеобразным подарком к 10-летию возрождения омского казачества стало подписание 7 марта 2000 г. Главой Администрации (Губернатором) Омской области Полежаевым Л. К. постановления «О программе государственной поддержки казачьих обществ и организаций Омской области на 2000 — 2001 годы» № 79-п. Данное постановление было принято в продолжение постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ на 1999 — 2001 годы» от 21 июля 1999 г. №» 839 [7, с. 63 — 74].
Региональная омская программа поддержки казачества выгодно отличалась от своей федеральной предшественницы тем, что, вместо ее декларативности, четко указывала источники финансирования в течение 2000 — 2001 гг. — фонд непредвиденных расходов Администрации области. В региональной программе принципиально обозначена позиция Губернатора и Администрации области — оказывать государственную поддержку и казачьим реестровым обществам, и казачьим общественным организациям. Такая позиция, на наш взгляд, содействовала единению ка-заков-реестровиков и казаков- общественников в процессе достижения ими главной цели — возрождения тарского, омского и сибирского казачества.
Наряду с комплексом мероприятий по привлечению казачьих обществ и организаций к несению государственной и иной службы в программе были предусмотрены меры по социальной защите казаков-инвалидов, по воспитанию казачьей молодежи, по созданию и обеспечению органов государственного контроля за казачьими обществами и организациями, по освещению в СМИ проблем возрождения омского казачества, по организации исторических, научнопрактических, культурологических исследований. Возрождение и развитие культуры омского казачества предусматривает создание Сибирского казачьего хора на основе казачьих ансамблей Омской области «Ермак», «Станичники», «Звонница», «Казачок», организацию деятельности музея Сибирского казачьего войска, создание лаборатории казачьего фольклора, установление в столице сибирского казачества памятника атаману Ермаку.
Постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 07.03.2000 г. №° 79-п кроме программы поддержки казачества был также утвержден состав координационного совета Омской области по делам казачества на 2000 — 2001 годы под председательством первого заместителя Главы Администрации Омской области Третьякова В. А., органам исполнительной власти области было предложено назначить кураторов по работе с казачьими обществами и организациями и оказать помощь в реализации ранее принятых федеральных целевых программ в части, касающейся казачества [9, с. 2 — 3, 16—17].
Для современного этапа возрождения омского и тарского казачества актуальным является принятый 24 сентября 2009г. Закон Омской области «О развитии казачества на территории Омской области» №° 1189-ОЗ.
И все же в течение названных выше годов казаки тарского подразделения Союза казачьих формирований проводили огромную работу по возрождению и сибирского, и омского, и тарского казачества. Нельзя не охарактеризовать кратко основные направления деятельности казаков этой общественной казачьей организации.
Во-первых, это забота о росте рядов своих сторонников и увеличение числа казачьих организаций
в Тарском Прииртышье. Наиболее эффективно работали сельские казачьи организации в с. Чекру-шево, с. Самсоново, с. Кальтюгино. Они принимали участие во всех мероприятиях, проводимых тарскими казаками.
Во-вторых, участие во всех казачьих мероприятиях, проводимых на региональном и федеральном уровнях.
В-третьих, пропаганда целей и задач возрождения тарского казачества на страницах газет «Тарский перезвон», «Русский рубеж», «Тарское Прииртышье», «Любо», «Тарская станица».
В-четвертых, участие в общественно-политических мероприятиях, в гражданских и церковных праздниках на территории всего Тарского района.
В-пятых, патриотическое воспитание казачьей молодежи путем привлечения к общественно значимым казачьим мероприятиям, таким как спортивные соревнования, казачьи традиционные праздники, изучение исторического опыта сибирского казачества, участие в научно-практических конференциях, возрождение казачьих культурных традиций, охрана общественного порядка, организация деятельности военно-патриотического палаточного лагеря «Казачок» и др.
В-шестых, организация деятельности по сотрудничеству с политическими, национально-патриотическими и культурными центрами Тарского Прииртышья.
В-седьмых, поддержка деятельности тарских казачьих ансамблей «Казаченьки», «Ложкари», «Казачок», «За околицей».
Из всех семи названных выше основных направлений деятельности казаков этой общественной организации можно особо выделить конкретные казачьи мероприятия, актуальные и популярные у тар-чан. Среди них ежегодное празднование войскового дня рождения сибирских казаков 19 декабря на Николу Зимнего, в честь покровителя Сибирского казачьего войска — архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Николая. Так, 19 декабря 2010 г. тарские казаки всех трех организаций провели этот праздник в Тарском культурно-досуговом центре с привлечением казачьих ансамблей, с приглашением руководителей Тарского муниципального района и тарских СМИ.
При проведении ежегодных летних спортивных праздников Тарского района тарские казаки выступали в качестве организаторов конных состязаний, в которох участвовали не только казаки, но и все желающие. Все победители этих соревнований награждались призами, учрежденными тарским казачеством.
Тарские казаки активно участвовали в работе научно-практических конференций всех уровней, выступая с научными докладами по казачьей тематике на вузовских, межвузовских конференциях, а также участвуя в научно-практической конференции «Вагановские чтения» и во Всероссийских конференциях «Катанаевские чтения». В феврале 2011 г. тарские казаки выступали на Всероссийской научно-практической конференции «Сибирское казачество: история и современность». Н. А. Шатов выступил с докладом «Патриотическое воспитание детей и подростков Тарского муниципального района посредством историко-патриотического лагеря «Казачок», а В. В. Кудланов — с докладом «Тарское казачество на современном этапе возрождения».
К научным исследованиям по казачьей тематике активно привлекаются школьники Тарского района. Результаты этих исследований они демонстрировали на традиционных ежегодных краеведческих конференциях «Летопись сибирских деревень».
С 2007 г. при поддержке тарских казаков в летние месяцы проводятся под эгидой Тарской станции юных туристов лагерные смены историко-патриотического полевого лагеря для детей Тарского района «Казачок». Летом 2012 г. было проведено две смены этого полевого лагеря.
В основу историко-патриотического воспитания детей закладываются учебные блоки и программы сюжетно-ролевой игры «Казачья станица», а ведущим элементом ее игрового сюжета является «Школа казачьей культуры», которая дает казачатам знания и умения по следующим учебным блокам:
— история, быт и культура казачества;
— основы православия;
— казачьи игры и песни;
— стрелковая подготовка;
— приемы рукопашного боя;
— конная подготовка;
— туристские навыки;
— приемы владения шашкой и нагайкой.
С момента открытия лагеря все его участники становятся жителями «Казачьей станицы» и делятся на три куреня, избирающих своих атаманов и их заместителей. Каждый участник лагеря экипирован в полевую форму, имеющую казачью атрибутику.
На территории лагеря оформляются стенды по истории сибирского казачества, походный музей, походный православный храм. К работе лагеря «Казачок» привлекаются священнослужители Тарского Спасского кафедрального собора Омско-Тарской епархии, историки-казаковеды, военнослужащие Тарской воинской части, работники Тарской детской библиотеки. В гости к станичникам приезжают тарские казаки, самодеятельные артисты казачьих ансамблей из Самсоновского дома культуры, омские казаки из станицы «Радонежская».
После закрытия лагеря «Казачок» в Тарской районной библиотеке проводятся творческие отчеты, на которые приглашаются организаторы и участники лагеря, представители муниципальных ветвей власти, общественных организаций и тарских СМИ.
Опыт организации лагеря «Казачок» был обобщен в «Программах летнего детского палаточного историко-патриотического лагеря «Казачок», опубликованных руководителем лагеря Н. А. Шатовым в 2007 и 2010 гг.
В 2010 г. им же был получен грант для патриотического воспитания молодежи Администрации Тарского муниципального района. В 2011 г. Н. А. Ша-тов стал лауреатом Всероссийского конкурса методических разработок по патриотической проблематике. Коллектив Тарской станции юных туристов неоднократно отмечался почетными грамотами и дипломами Администрации и комитета по образованию Тарского муниципального района, Министерства образования и Министерства по делам молодежи и спорта Омской области.
В 2010 г. в Тарском казачестве произошли существенные изменения, которые и определили начало третьего этапа возрождения. Как ранее говорилось, в этом году произошла смена руководства Тарской казачьей общины, был назначен, а затем и избран на казачьем круге этого подразделения Союза казаков России атаманом Н. А. Шатов. Товарищем атамана стал В. В. Кудланов, а заместителями атамана —
А. А. Пунтусов, Н. В. Флеглер, Н. И. Вентер. Правление этой казачьей общественной организации выступило инициатором создания при Администрации Тарского муниципального района Совета по делам казачества с целью координации деятельности всех трех
тарских казачьих организаций. В состав этого совета вошли: председатель — Н. А. Никитушкин, первый заместитель главы Администрации Тарского муниципального района; заместитель председателя —
B. В. Кудланов, казачий полковник; ответственный секретарь — Н. В. Флеглер, хорунжий; члены совета — атаманы трех тарских казачьих организаций — А. Г. Лисовский, сотник, Н. А. Шатов, подъесаул,
C. Л. Яруткин, казачий полковник, а также отец Анатолий (Леденев Анатолий Иванович), иерей, настоятель Спасского кафедрального собора г. Тары [10].
Кроме координирующей роли созданный совет установил взаимоотношения тарских казаков со структурными подразделениями Администрации Тарского муниципального района, с муниципальными сельскими поселениями, с культурными центрами Тарского Прииртышья, со служителями Омско-Тар-ской епархии РПЦ, с общественными тарскими организациями. В ближайшее время под эгидой Совета по делам казачества будет создан Тарский казачий культурный центр с целью повышения уровня культурно-просветительской и научно-исследовательской работы.
Из сказанного выше можно сделать аргументированный вывод о том, что на земле Тарского Прииртышья в течение прошедших 15 лет действовали тарские казаки, внося свою посильную и ощутимую лепту в возрождение всего российского казачества, помня о своих сибирских, тарских корнях. Обретенный опыт поможет им в дальнейшем проводить эту работу еще более эффективно и плодотворно.
Библиографический список
1. Соколова, Е. В. Вопросы формирования культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья в советский период в трудах историков и краеведов / Е. В. Соколова // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2012. — № 1. — С. 294 — 300.
2. Тара. К 400-летию образования города / сост. Н. Маслов [и др.]. — Омск, 1994. — С. 18.
3. Соколова, Е. В. Формирования культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья в 1920-1980-е гг. : автореф. дис. ... канд. истор. наук / Е. В. Соколова. — Омск, 2008. — 26 с.
4. Сборник нормативных документов по российскому казачеству. — М., 1996. — 54 с.
5. Об утверждении Устава Сибирского войскового казачьего общества : указ Президента РФ № 95 от 12 февраля 1997 г. // Российская газета. — 1997. — 19 февраля. — С. 3.
6. Современное казачество. Информационно-аналитический бюллетень. — М., 1999. — С. 25.
7. Кудланов, В. В. Сибирское казачество: история, современное состояние, перспективы возрождения / В. В. Кудланов. — Тара, 2011. — С. 49 — 50.
8. Государственное становление казачества (1996— 1998 гг.):
информ. бюл. — М., 1998.-----С. 90 — 94.
9. О программе государственной поддержки казачьих обществ и организаций Омской области на 2000 — 2001 годы : постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 07.03.2000 г. № 79-п. — Омск, 2000. — С. 2 — 3, 16-17.
10. О Совете по делам казачества при Администрации Тарского муниципального района Омской области : распоряжение Администрации Тарского муниципального района от 26.04.2011 г. № 179. — Тара, 2011. — С. 4.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014
КУДЛАНОВ Владислав Васильевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и фундаментальных дисциплин.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2013 г. © В. В. Кудланов
УДК 631.42(571.1)109)
Д. В. КУЗНЕЦОВ
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЧВЕННОБОТАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СРЕДНЕМ ПРИИРТЫШЬЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
В статье рассматривается проблема организации почвенно-ботанических исследований в Среднем Прииртышье в начале XX в. На основе анализа обширного и разностороннего фактического материала автор показывает, что эти исследования проводились достаточно основательно и интенсивно. Однако вплоть до начала столыпинских переселений оставались неполными. Лишь с началом осуществления столыпинского курса аграрнопереселенческой политики была выработана комплексная концептуальная программа, которая обобщила отдельные разрозненные результаты и придала им целенаправленный организованный характер. С этого времени эти исследования были поставлены на серьезную научную основу и внесли значительный вклад в дело организации эффективной работы по сельскохозяйственному освоению данного региона. Ключевые слова: местный отдел Русского географического общества, Министерство земледелия и государственных имуществ, Переселенческое управление, научная программа, схематическая почвенная карта.
В связи с началом проведения самодержавием нового аграрного курса, выразившегося в переходе от запретительной политики к политике поддержки переселений и проведении землеустройства, в Среднем Прииртышье остро стала ощущаться потребность в организации широкой агрономической и культурной помощи населению. В этом плане необходимо было провести предварительное изучение местных природно-климатических и почвенно-ботанических условий и особенностей края. В этих целях состоявший при тобольском губернаторе статистический комитет рассылал в уезды вопросные бланки, в которых крестьянам предлагалось сообщать о наблюдаемых ими периодических явлениях природы происходивших в текущем году [1. Ф. 147. Оп. 1. Д. 16.] Вместе с тем велась работа по изучению агрономического опыта крестьян. Для этого администрация также распространяла вопросные бланки о том, какие технические новшества следует вводить, чтобы улучшить положение населения [2].
Рассматриваемый район по своим качественным почвенно-биологическим характеристикам, с точки зрения степени плодородия почв и их эксплуатации, обладал меньшими возможностями, в сравнении, скажем, с богатыми черноземами южносибирскими землями Алтая. Поэтому местные власти зачастую нарезали и отводили для переселенцев земли, непригодные или малопригодные для земледелия и сельскохозяйственного использования. Так, в докладе поземельной комиссии, посетившей Степной край в 1885 г. с целью выяснения условий его колонизации, сообщалось: «Участки, к сожалению, выбирались без
правильной системы, без достаточного предварительного изучения почвенных и климатических условий. Таким образом, переселенцами были заселены и такие участки, которые по свойству почвы, в большинстве глинисто-солонцеватой, даже и в урожайные годы непригодны для хлебопашества, а во время малоснежной зимы или сухого лета негодны даже для пастьбы скота. В общем, остаётся верным тот факт, что отведённые администрацией для заселения земли значительно хуже тех, которые избраны самими переселенцами» [3].
На подобные факты позднее обращал внимание тобольский агроном Н. Л. Скалозубов в записке, поданной 24 июня 1896 г. Управляющему Комитетом Сибирской железной дороги А. Н. Куломзину. Сообщая об исследованиях почв и растительности, которые были проведены в южной части Тобольской губернии летом 1895 г. приват-доцентом императорского Казанского университета А. Я. Гордягиным и ассистентом зоологии М. Д. Рузским, Скалозубов отметил, что эти исследования, помимо прочего, «дадут материал для решения вопросов о способах возмещения плодородия почвы во многих местах, благодаря хищнической культуре уже истощенной. Они должны охватить темный пока, но крайне важный для сибирского хозяина вопрос о природе солонцов и подготовить материал для постановки опытов улучшения солонцов. Какое значение этот вопрос имеет для сельского хозяйства в Сибири можно видеть из того факта, что в юго-восточном районе губернии до 50% всей площади земли за исключением неудобной, находится под солонцами». Обращая