Научная статья на тему 'Возрождение Тарского казачества в 1997 2012 гг'

Возрождение Тарского казачества в 1997 2012 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / ТАРА / ТАРСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ / СРЕДНЕЕ ПРИИРТЫШЬЕ / ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / TARA COSSACKS MOVEMENT / MIDDLE PRIIRTYSHE / HISTORICAL AND PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудланов Владислав Васильевич

В данной статье рассматривается деятельность по возрождению Тарского казачества в течение прошедших пятнадцати лет, устанавливается периодизация этой деятельности. Анализу подвергаются основные проблемы взаимодействия и координации деятельности трех казачьих организаций на территории Тарского Прииртышья, их взаимосвязь с вышестоящими казачьими структурами и участие в реализации целевых федеральных и областных программ возрождения российского, сибирского и омского казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revival of Tara Cossacks Movement in 1997-2012

Activity on the revival of the Tara Cossacks movement during the last fifteen years is considered in this article, the periods of this activity are established. The main problems of interaction and coordination of three Cossack organizations activities on the territory of Tara near the Irtysh river region are analyzed. The interrelation of these organizations with higher Cossack structures and participation in implementation of target federal and regional programs of revival Russian Siberian and Omsk Cossacks movement are exposed to the analysis.

Текст научной работы на тему «Возрождение Тарского казачества в 1997 2012 гг»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014

«Zvaigzшte — Звайгзните»». Центр организует мероприятия, ориентированные на фольклорные праздники: Лиго, Лиго-Юханус. В 1997 году на базе центра был создан фольклорный ансамбль «Дайна», участники которого демонстрируют игру на народных латышских инструментах: табулэ (дудочка), коклэс (гусли), бунгас (барабан).

Среди национально-культурных центров народов стран Кавказа, Ближнего и Дальнего Востока выделяется омская региональная общественная организация «Армянский культурный центр — Луйс», деятельность которого связана с сохранением и развитием культуры армян. Организация принимает активное участие в массовых городских и областных мероприятиях, среди которых областной фестиваль национальных культур «Единение», фестиваль армянской культуры, межнациональный фестиваль «Орнамент восточной души».

Для того чтобы максимально реализовать весь имеющийся этнографический потенциал, национально-культурным центрам, на наш взгляд, следовало бы провести следующие мероприятия:

1) усилить позиционирование собственной деятельности;

2) активно сотрудничать с вузами, которые занимаются подготовкой специалистов для туристской сферы;

3) расширять контакты со средними общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями;

4) разрабатывать отдельные программы (проекты), связанные с привлечением большего количества молодежи;

5) принимать активное участие в научно-практических конференциях, проводимых на территории Омска и Омской области.

Безусловно, в статье мы охватили далеко не все имеющиеся на территории Омска и Омской области национально-культурные центры, но уже деятельность рассмотренных центров позволяет говорить о том, что потенциал для развития этнографического туризма на территории нашего региона имеется. Омская область очень многонациональна. На ее территории функционируют национально-культурные

центры большинства национальностей, проживающих в данном регионе. Их деятельность очень насыщена, разнообразна и органично вписывается в область государственного регулирования туристской индустрии [5]. Все мероприятия, в которых участвуют вышеперечисленные автономии, могут стать мощным стимулом для привлечения туристов.

Библиографический список

1. Бюджетное учреждение культуры Омской области «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь» Дом Дружбы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dd.omsk.ru (дата обращения: 27.09.2013).

2. Карасёв, И. Е. Туристские стандарты Российской Федерации (1990 — 2011 гг.) / И. Е. Карасёв, Б. К. Смагулов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность.— 2012. — № 5 (112). — С. 32-35.

3. Карасёв, И. Е. Национально-культурные автономии Омской области и развитие туризма в регионе / И. Е. Карасёв, Б. К. Смагулов // Туризм как межотраслевой комплекс экономики региона : материалы науч.-практ. конф. (Махачкала, 2425 сентября 2010 г.).- Махачкала: ДГТУ, 2010. — Ч. 1.— С. 104- 106.

4. Туризм региона / Н. А. Гулиев [и др.]. — Омск : ОГИС, 2002. — С. 247-298.

5. Смагулов, Б. К. Государственное регулирование туристской индустрии / Б. К. Смагулов, Л. О. Штриплинг, И. Е. Карасёв. — Омск : Омский государственный институт сервиса, 2011. — 122 с.

КАРАСЁВ Игорь Евгеньевич, кандидат филологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.

Адрес для переписки: [email protected] СМАГУЛОВ Болат Кудайбергенович, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.10.2013 г.

© И. Е. Карасёв, Б. К. Смагулов

УДК 94 (470):908(571.13) В. В. КУДЛАНОВ

Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТАРСКОГО КАЗАЧЕСТВА В 1997-2012 гг.

В данной статье рассматривается деятельность по возрождению Тарского казачества в течение прошедших пятнадцати лет, устанавливается периодизация этой деятельности. Анализу подвергаются основные проблемы взаимодействия и координации деятельности трех казачьих организаций на территории Тарского Прииртышья, их взаимосвязь с вышестоящими казачьими структурами и участие в реализации целевых федеральных и областных программ возрождения российского, сибирского и омского казачества.

Ключевые слова: тарское казачество, Тара, Тарское Прииртышье, Среднее Прииртышье, историко-патриотическое воспитание.

В 2012 году тарские казаки отметили две юбилейные даты. Во-первых, это пятнадцатилетие возрождения тарского казачества. Во-вторых, тарские казаки, являясь одновременно и казаками сибирскими, 19 декабря 2012 г.

отпраздновали 430-летие Сибирского казачьего войска. Но вопрос об истории тарского казачества, о его вкладе в формирование культурного пространства Тары на сегодняшний день остаётся практически неизученным [ 1].

Старшинство сибирского казачества было определено казаками-ермаковцами, которые завоевали для России плацдарм для освоения огромных просторов Сибири и Дальнего Востока в исторически мизерном периоде — менее полувека. Сибирские казаки — наши предки — всегда были первопроходцами, первооткрывателями, первостроителями и первопоселенцами. Так было и в далеком 1594 году, когда 140 сибирских казаков стали тарскими и основали город Тару как оплот для освоения Среднего Прииртышья [2].

Данная статья посвящена деятельности тарских казаков по возрождению казачьего движения на родной земле. Эта деятельность уже около двух десятилетий осуществляется на территории всех регионов Российской Федерации. Возрождение традиций и ценностей казачества именно на тарской земле обусловлено богатым прошлом города, своеобразием его историко-культурного наследия [3].

Нормативно-правовым катализатором этого процесса стали Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов», принятый 26 апреля 1991 г. и постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июля 1992 г. Эти документы создали нормативно-правовые основы для дальнейшей деятельности по возрождению всего казачества России [4, с. 6 — 7, 12 — 14]. В течение 90-х годов XX века Министерство юстиции РФ зарегистрировало 19 федеральных общественных казачьих объединений и организаций. Многие из них, имея свои штаб-квартиры и правления в Москве, создавали подчиненные региональные структуры на территории всей России, в том числе и в Западной Сибири, и в Омском Прииртышье.

В свою очередь, региональные казачьи организации стремились создать на своей административной территории подчиненные себе казачьи структуры. На территории Омского Прииртышья больших успехов в обретении соратников до 1997 г. добились федеральные общественные организации Союз казаков России, Союз казачьих войск России и зарубежья, Союз казачьих формирований. С момента утверждения Устава Сибирского войскового казачьего общества Указом Президента РФ № 95 от 12 февраля 1997 г. сибирское, омское и муниципальное казачество разделяется на «реестровое» и «общественное» [5]. Это наложило в дальнейшем свой отпечаток и на возрождение тарского казачества.

Начало возрождения сибирского и омского казачества исследователи-казаковеды связывают с проведением в исторической столице Сибирского казачьего войска — г. Омске — 4 — 5 августа 1990 г. I Большого Всероссийского круга, провозгласившего образование Союза сибирских казаков.

Если для сибирских и омских казаков период возрождения и становления длится более двадцати лет, то для тарских казаков этот процесс продолжается шестнадцатый год. Точка отсчета его связана с созданием в г. Таре подразделения казаков, вошедшего в состав федеральной общественной организации Союза казачьих формирований со штаб-квартирой в г. Москве. Именно в 1997 г. тарские казаки провели свой круг, на котором избрали атаманом Н. М. Бала-бина, который, во многом субъективно, определил основные направления на первом этапе деятельности тарского казачества в 1997 — 2004 гг.

В июле 2005 г., после смерти атамана Н. М. Бала-бина, происходит раскол тарского подразделения Союза казачьих формирований. Часть казаков выходит из его состава и создает Тарскую казачью общину

как подразделение Омской областной казачьей общины Сибирского казачьего войска Союза казаков России. На своем первом круге в июле 2005 г. Тарская казачья община избрала своим атаманом тарчанина С. А. Редькина, его заместителем был избран В. К. Седельников, а начальником штаба — В. А. Коровин. С этого времени начинается сосуществование двух тарских казачьих организаций. Преемником Н. М. Ба-лабина — атаманом тарского подразделения Союза казачьих формирований становится тарский предприниматель Г. Н. Сарин.

Тарские казаки под руководством С. А. Редькина в основном занимались природоохранной деятельностью в течение 2005 — 2010 годов. В 2010 г. правление Сибирского казачьего войска приняло решение о прекращении деятельности Тарской казачьей общины во главе с С. А. Редькиным в связи с отсутствием эффективности ее возрожденческой деятельности. А исполняющим обязанности атамана этой общественной казачьей организации был назначен Н. А. Шатов, который принимал активное участие в возрождении тарского казачества с 1997 года и обрел в этом процессе большой позитивный опыт.

В том же 2005 году в Таре был образован Тарский казачий хутор как подразделение Сибирского войскового казачьего общества, вошедшее в реестровое казачество России. Атаманом этого тарского реестрового подразделения стал А. Г. Лисовский, который сохраняет этот пост до настоящего времени.

Реестровые тарские казаки действовали в эти годы в соответствии с нормативно-правовой базой, созданной со времени образования Сибирского войскового казачьего общества в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 95 от 12 февраля 1997 г.

На федеральном уровне в период 20-летнего возрождения казачества с 1991 по 2010 гг. было принято свыше 200 нормативно-правовых актов по вопросам общественного и реестрового казачества [6, 7]. Эти нормативно-правовые акты регламентировали процесс возрождения казачества и его взаимодействие с органами власти всех уровней. 5 декабря 2005г. Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Логическим продолжением этого было утверждение 3 июля 2008 г. Президентом РФ Д. А. Медведевым «Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». Окончательно правовой статус казачьих обществ определили поправки к Федеральным законам «О государственной службе российского казачества» и «О некоммерческих организациях», принятые Госдумой РФ 20 мая 2009 г. В основном эти поправки определили статус казачьих обществ, обязательства по несению государственной или иной службы реестровыми казаками и предоставление казачьим обществам права заниматься предпринимательством. К сожалению, до сегодняшнего дня на федеральном уровне не решена проблема конструктивного взаимодействия между реестровыми и общественными казаками.

В Омской области в течение этих же двадцати лет возрождения казачества было принято около 20 нормативно-правовых актов по вопросам возрождения омского казачества. Наиболее значимое из них — постановление Главы Администрации (Губернатора) «О мерах по обеспечению государственной и иной службы казаков Сибирского войскового казачьего общества на территории области» от 14 марта 1997 г. №110-п, «О привлечении казаков Сибирско-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014

го казачьего войска к государственной и иной службе» от 15 октября 1998 г. №445-п [8].

Своеобразным подарком к 10-летию возрождения омского казачества стало подписание 7 марта 2000 г. Главой Администрации (Губернатором) Омской области Полежаевым Л. К. постановления «О программе государственной поддержки казачьих обществ и организаций Омской области на 2000 — 2001 годы» № 79-п. Данное постановление было принято в продолжение постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ на 1999 — 2001 годы» от 21 июля 1999 г. №» 839 [7, с. 63 — 74].

Региональная омская программа поддержки казачества выгодно отличалась от своей федеральной предшественницы тем, что, вместо ее декларативности, четко указывала источники финансирования в течение 2000 — 2001 гг. — фонд непредвиденных расходов Администрации области. В региональной программе принципиально обозначена позиция Губернатора и Администрации области — оказывать государственную поддержку и казачьим реестровым обществам, и казачьим общественным организациям. Такая позиция, на наш взгляд, содействовала единению ка-заков-реестровиков и казаков- общественников в процессе достижения ими главной цели — возрождения тарского, омского и сибирского казачества.

Наряду с комплексом мероприятий по привлечению казачьих обществ и организаций к несению государственной и иной службы в программе были предусмотрены меры по социальной защите казаков-инвалидов, по воспитанию казачьей молодежи, по созданию и обеспечению органов государственного контроля за казачьими обществами и организациями, по освещению в СМИ проблем возрождения омского казачества, по организации исторических, научнопрактических, культурологических исследований. Возрождение и развитие культуры омского казачества предусматривает создание Сибирского казачьего хора на основе казачьих ансамблей Омской области «Ермак», «Станичники», «Звонница», «Казачок», организацию деятельности музея Сибирского казачьего войска, создание лаборатории казачьего фольклора, установление в столице сибирского казачества памятника атаману Ермаку.

Постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 07.03.2000 г. №° 79-п кроме программы поддержки казачества был также утвержден состав координационного совета Омской области по делам казачества на 2000 — 2001 годы под председательством первого заместителя Главы Администрации Омской области Третьякова В. А., органам исполнительной власти области было предложено назначить кураторов по работе с казачьими обществами и организациями и оказать помощь в реализации ранее принятых федеральных целевых программ в части, касающейся казачества [9, с. 2 — 3, 16—17].

Для современного этапа возрождения омского и тарского казачества актуальным является принятый 24 сентября 2009г. Закон Омской области «О развитии казачества на территории Омской области» №° 1189-ОЗ.

И все же в течение названных выше годов казаки тарского подразделения Союза казачьих формирований проводили огромную работу по возрождению и сибирского, и омского, и тарского казачества. Нельзя не охарактеризовать кратко основные направления деятельности казаков этой общественной казачьей организации.

Во-первых, это забота о росте рядов своих сторонников и увеличение числа казачьих организаций

в Тарском Прииртышье. Наиболее эффективно работали сельские казачьи организации в с. Чекру-шево, с. Самсоново, с. Кальтюгино. Они принимали участие во всех мероприятиях, проводимых тарскими казаками.

Во-вторых, участие во всех казачьих мероприятиях, проводимых на региональном и федеральном уровнях.

В-третьих, пропаганда целей и задач возрождения тарского казачества на страницах газет «Тарский перезвон», «Русский рубеж», «Тарское Прииртышье», «Любо», «Тарская станица».

В-четвертых, участие в общественно-политических мероприятиях, в гражданских и церковных праздниках на территории всего Тарского района.

В-пятых, патриотическое воспитание казачьей молодежи путем привлечения к общественно значимым казачьим мероприятиям, таким как спортивные соревнования, казачьи традиционные праздники, изучение исторического опыта сибирского казачества, участие в научно-практических конференциях, возрождение казачьих культурных традиций, охрана общественного порядка, организация деятельности военно-патриотического палаточного лагеря «Казачок» и др.

В-шестых, организация деятельности по сотрудничеству с политическими, национально-патриотическими и культурными центрами Тарского Прииртышья.

В-седьмых, поддержка деятельности тарских казачьих ансамблей «Казаченьки», «Ложкари», «Казачок», «За околицей».

Из всех семи названных выше основных направлений деятельности казаков этой общественной организации можно особо выделить конкретные казачьи мероприятия, актуальные и популярные у тар-чан. Среди них ежегодное празднование войскового дня рождения сибирских казаков 19 декабря на Николу Зимнего, в честь покровителя Сибирского казачьего войска — архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Николая. Так, 19 декабря 2010 г. тарские казаки всех трех организаций провели этот праздник в Тарском культурно-досуговом центре с привлечением казачьих ансамблей, с приглашением руководителей Тарского муниципального района и тарских СМИ.

При проведении ежегодных летних спортивных праздников Тарского района тарские казаки выступали в качестве организаторов конных состязаний, в которох участвовали не только казаки, но и все желающие. Все победители этих соревнований награждались призами, учрежденными тарским казачеством.

Тарские казаки активно участвовали в работе научно-практических конференций всех уровней, выступая с научными докладами по казачьей тематике на вузовских, межвузовских конференциях, а также участвуя в научно-практической конференции «Вагановские чтения» и во Всероссийских конференциях «Катанаевские чтения». В феврале 2011 г. тарские казаки выступали на Всероссийской научно-практической конференции «Сибирское казачество: история и современность». Н. А. Шатов выступил с докладом «Патриотическое воспитание детей и подростков Тарского муниципального района посредством историко-патриотического лагеря «Казачок», а В. В. Кудланов — с докладом «Тарское казачество на современном этапе возрождения».

К научным исследованиям по казачьей тематике активно привлекаются школьники Тарского района. Результаты этих исследований они демонстрировали на традиционных ежегодных краеведческих конференциях «Летопись сибирских деревень».

С 2007 г. при поддержке тарских казаков в летние месяцы проводятся под эгидой Тарской станции юных туристов лагерные смены историко-патриотического полевого лагеря для детей Тарского района «Казачок». Летом 2012 г. было проведено две смены этого полевого лагеря.

В основу историко-патриотического воспитания детей закладываются учебные блоки и программы сюжетно-ролевой игры «Казачья станица», а ведущим элементом ее игрового сюжета является «Школа казачьей культуры», которая дает казачатам знания и умения по следующим учебным блокам:

— история, быт и культура казачества;

— основы православия;

— казачьи игры и песни;

— стрелковая подготовка;

— приемы рукопашного боя;

— конная подготовка;

— туристские навыки;

— приемы владения шашкой и нагайкой.

С момента открытия лагеря все его участники становятся жителями «Казачьей станицы» и делятся на три куреня, избирающих своих атаманов и их заместителей. Каждый участник лагеря экипирован в полевую форму, имеющую казачью атрибутику.

На территории лагеря оформляются стенды по истории сибирского казачества, походный музей, походный православный храм. К работе лагеря «Казачок» привлекаются священнослужители Тарского Спасского кафедрального собора Омско-Тарской епархии, историки-казаковеды, военнослужащие Тарской воинской части, работники Тарской детской библиотеки. В гости к станичникам приезжают тарские казаки, самодеятельные артисты казачьих ансамблей из Самсоновского дома культуры, омские казаки из станицы «Радонежская».

После закрытия лагеря «Казачок» в Тарской районной библиотеке проводятся творческие отчеты, на которые приглашаются организаторы и участники лагеря, представители муниципальных ветвей власти, общественных организаций и тарских СМИ.

Опыт организации лагеря «Казачок» был обобщен в «Программах летнего детского палаточного историко-патриотического лагеря «Казачок», опубликованных руководителем лагеря Н. А. Шатовым в 2007 и 2010 гг.

В 2010 г. им же был получен грант для патриотического воспитания молодежи Администрации Тарского муниципального района. В 2011 г. Н. А. Ша-тов стал лауреатом Всероссийского конкурса методических разработок по патриотической проблематике. Коллектив Тарской станции юных туристов неоднократно отмечался почетными грамотами и дипломами Администрации и комитета по образованию Тарского муниципального района, Министерства образования и Министерства по делам молодежи и спорта Омской области.

В 2010 г. в Тарском казачестве произошли существенные изменения, которые и определили начало третьего этапа возрождения. Как ранее говорилось, в этом году произошла смена руководства Тарской казачьей общины, был назначен, а затем и избран на казачьем круге этого подразделения Союза казаков России атаманом Н. А. Шатов. Товарищем атамана стал В. В. Кудланов, а заместителями атамана —

А. А. Пунтусов, Н. В. Флеглер, Н. И. Вентер. Правление этой казачьей общественной организации выступило инициатором создания при Администрации Тарского муниципального района Совета по делам казачества с целью координации деятельности всех трех

тарских казачьих организаций. В состав этого совета вошли: председатель — Н. А. Никитушкин, первый заместитель главы Администрации Тарского муниципального района; заместитель председателя —

B. В. Кудланов, казачий полковник; ответственный секретарь — Н. В. Флеглер, хорунжий; члены совета — атаманы трех тарских казачьих организаций — А. Г. Лисовский, сотник, Н. А. Шатов, подъесаул,

C. Л. Яруткин, казачий полковник, а также отец Анатолий (Леденев Анатолий Иванович), иерей, настоятель Спасского кафедрального собора г. Тары [10].

Кроме координирующей роли созданный совет установил взаимоотношения тарских казаков со структурными подразделениями Администрации Тарского муниципального района, с муниципальными сельскими поселениями, с культурными центрами Тарского Прииртышья, со служителями Омско-Тар-ской епархии РПЦ, с общественными тарскими организациями. В ближайшее время под эгидой Совета по делам казачества будет создан Тарский казачий культурный центр с целью повышения уровня культурно-просветительской и научно-исследовательской работы.

Из сказанного выше можно сделать аргументированный вывод о том, что на земле Тарского Прииртышья в течение прошедших 15 лет действовали тарские казаки, внося свою посильную и ощутимую лепту в возрождение всего российского казачества, помня о своих сибирских, тарских корнях. Обретенный опыт поможет им в дальнейшем проводить эту работу еще более эффективно и плодотворно.

Библиографический список

1. Соколова, Е. В. Вопросы формирования культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья в советский период в трудах историков и краеведов / Е. В. Соколова // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2012. — № 1. — С. 294 — 300.

2. Тара. К 400-летию образования города / сост. Н. Маслов [и др.]. — Омск, 1994. — С. 18.

3. Соколова, Е. В. Формирования культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья в 1920-1980-е гг. : автореф. дис. ... канд. истор. наук / Е. В. Соколова. — Омск, 2008. — 26 с.

4. Сборник нормативных документов по российскому казачеству. — М., 1996. — 54 с.

5. Об утверждении Устава Сибирского войскового казачьего общества : указ Президента РФ № 95 от 12 февраля 1997 г. // Российская газета. — 1997. — 19 февраля. — С. 3.

6. Современное казачество. Информационно-аналитический бюллетень. — М., 1999. — С. 25.

7. Кудланов, В. В. Сибирское казачество: история, современное состояние, перспективы возрождения / В. В. Кудланов. — Тара, 2011. — С. 49 — 50.

8. Государственное становление казачества (1996— 1998 гг.):

информ. бюл. — М., 1998.-----С. 90 — 94.

9. О программе государственной поддержки казачьих обществ и организаций Омской области на 2000 — 2001 годы : постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 07.03.2000 г. № 79-п. — Омск, 2000. — С. 2 — 3, 16-17.

10. О Совете по делам казачества при Администрации Тарского муниципального района Омской области : распоряжение Администрации Тарского муниципального района от 26.04.2011 г. № 179. — Тара, 2011. — С. 4.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2(126) 2014

КУДЛАНОВ Владислав Васильевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и фундаментальных дисциплин.

Адрес для переписки: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 18.09.2013 г. © В. В. Кудланов

УДК 631.42(571.1)109)

Д. В. КУЗНЕЦОВ

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЧВЕННОБОТАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СРЕДНЕМ ПРИИРТЫШЬЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

В статье рассматривается проблема организации почвенно-ботанических исследований в Среднем Прииртышье в начале XX в. На основе анализа обширного и разностороннего фактического материала автор показывает, что эти исследования проводились достаточно основательно и интенсивно. Однако вплоть до начала столыпинских переселений оставались неполными. Лишь с началом осуществления столыпинского курса аграрнопереселенческой политики была выработана комплексная концептуальная программа, которая обобщила отдельные разрозненные результаты и придала им целенаправленный организованный характер. С этого времени эти исследования были поставлены на серьезную научную основу и внесли значительный вклад в дело организации эффективной работы по сельскохозяйственному освоению данного региона. Ключевые слова: местный отдел Русского географического общества, Министерство земледелия и государственных имуществ, Переселенческое управление, научная программа, схематическая почвенная карта.

В связи с началом проведения самодержавием нового аграрного курса, выразившегося в переходе от запретительной политики к политике поддержки переселений и проведении землеустройства, в Среднем Прииртышье остро стала ощущаться потребность в организации широкой агрономической и культурной помощи населению. В этом плане необходимо было провести предварительное изучение местных природно-климатических и почвенно-ботанических условий и особенностей края. В этих целях состоявший при тобольском губернаторе статистический комитет рассылал в уезды вопросные бланки, в которых крестьянам предлагалось сообщать о наблюдаемых ими периодических явлениях природы происходивших в текущем году [1. Ф. 147. Оп. 1. Д. 16.] Вместе с тем велась работа по изучению агрономического опыта крестьян. Для этого администрация также распространяла вопросные бланки о том, какие технические новшества следует вводить, чтобы улучшить положение населения [2].

Рассматриваемый район по своим качественным почвенно-биологическим характеристикам, с точки зрения степени плодородия почв и их эксплуатации, обладал меньшими возможностями, в сравнении, скажем, с богатыми черноземами южносибирскими землями Алтая. Поэтому местные власти зачастую нарезали и отводили для переселенцев земли, непригодные или малопригодные для земледелия и сельскохозяйственного использования. Так, в докладе поземельной комиссии, посетившей Степной край в 1885 г. с целью выяснения условий его колонизации, сообщалось: «Участки, к сожалению, выбирались без

правильной системы, без достаточного предварительного изучения почвенных и климатических условий. Таким образом, переселенцами были заселены и такие участки, которые по свойству почвы, в большинстве глинисто-солонцеватой, даже и в урожайные годы непригодны для хлебопашества, а во время малоснежной зимы или сухого лета негодны даже для пастьбы скота. В общем, остаётся верным тот факт, что отведённые администрацией для заселения земли значительно хуже тех, которые избраны самими переселенцами» [3].

На подобные факты позднее обращал внимание тобольский агроном Н. Л. Скалозубов в записке, поданной 24 июня 1896 г. Управляющему Комитетом Сибирской железной дороги А. Н. Куломзину. Сообщая об исследованиях почв и растительности, которые были проведены в южной части Тобольской губернии летом 1895 г. приват-доцентом императорского Казанского университета А. Я. Гордягиным и ассистентом зоологии М. Д. Рузским, Скалозубов отметил, что эти исследования, помимо прочего, «дадут материал для решения вопросов о способах возмещения плодородия почвы во многих местах, благодаря хищнической культуре уже истощенной. Они должны охватить темный пока, но крайне важный для сибирского хозяина вопрос о природе солонцов и подготовить материал для постановки опытов улучшения солонцов. Какое значение этот вопрос имеет для сельского хозяйства в Сибири можно видеть из того факта, что в юго-восточном районе губернии до 50% всей площади земли за исключением неудобной, находится под солонцами». Обращая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.