Научная статья на тему 'Возрождение системы ВФСК ГТО в России'

Возрождение системы ВФСК ГТО в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1396
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГТО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / МОЛОДЁЖЬ / ГОСУДАРСТВО / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО / НОРМАТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросова Т.А., Соловьева И.В.

В данной статье рассмотрена историческая составляющая системы ГТО в СССР и возрождённая ныне в России система спортивно-патриотического воспитания подростков и молодёжи. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) рассматривается как механизм организации духовно-нравственного и патриотического воспитания. ГТО это не просто аббревиатура это нечто большее это прежде физическое, моральное совершенство, культурная составляющая и, в конце концов, история нашей родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартиросова Т.А., Соловьева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрождение системы ВФСК ГТО в России»

развития моральной, интеллектуальной, волевой, эстетической и мотивационных сфер.

В медико-педагогической клинике, в отличие от традиционной школы, ребенок сначала рисовал все, что ему интересно. Педагог, учитывая естественные психологические потребности ребенка, стремился развить его наблюдательность, точность зрительных восприятий. Многому дети учились у природы во время походов и экскурсий, наблюдая за закатом солнца, красотой летней ночи, вглядываясь в жизнь животных и растений. Все эти впечатления находили отражение в детских рисунках.

Результатом организованной педагогической работы были любовь воспитанников к труду, неподдельный интерес к познанию окружающего социума и своего внутреннего мира, активность — немаловажные признаки нравственного здоровья. В конечном счете трудные дети учились сами предъявлять высокие требования к себе, к своему окружению.

Задачи сохранения и улучшения здоровья в медико-педагогической клинике В. П. Кащенко решались посредством интеграции изучаемых дисциплин, связи гуманитарных и естественнонаучных предметов с рисованием, лепкой, ручным трудом. Особое внимание обращалось на художественную образность исполнения заданий, степень личного почина и инициативы. Вместе с тем одной из главных задач процессов обучения и воспитания было развитие у детей навыков коллективизма и чувства товарищества.

Педагогическое наследие В. П. Кащенко в настоящее время недостаточно изучено. Созданная им система оздоровления дефективных детей позволяет творчески использовать выдвинутые, и проверенные на практике идеи не только в специализированных медико-педагогических учреждениях, но и в процессе осуществления здоровьесберегающего образования массовых школ, а также при создании инновационных образовательных учреждений.

© Осолодкова Е.В., 2018

УДК 79

Т.А.Мартиросова

Доцент кафедры физической культуры и валеологии СибГУ им.академика М.Ф. Решетнева,

г.Красноярск, РФ E-mail: tat.martirosova@yandex.ru И.В.Соловьева

Студентка 3 курса СибГУ им.академика М.Ф.Решетнева,

г.Красноярск,РФ E-mail: irina_solovyova_98@inbox.ru

ВОЗРОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ВФСК ГТО В РОССИИ Аннотация

В данной статье рассмотрена историческая составляющая системы ГТО в СССР и возрождённая ныне в России система спортивно-патриотического воспитания подростков и молодёжи. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) рассматривается как механизм организации духовно-нравственного и патриотического воспитания. ГТО это не просто аббревиатура это нечто большее - это прежде физическое, моральное совершенство, культурная составляющая и, в конце концов, история нашей родины.

Ключевые слова:

ГТО; физическая культура и спорт; молодёжь; государство; всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО; нормативы.

Идея научить всю страну метко стрелять, метать гранату и быстро бегать родилась еще 70 лет назад. Значимую роль в разработке новых методов физического воспитания сыграл комсомол. Именно он выступил как инициатор создания Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне». Газета «Комсомольская правда» напечатала обращение 24 мая 1930 года, в котором было рекомендовано утвердить всесоюзные испытания на право получения значка «Готов к труду и обороне». Речь шла о введении единого критерия для оценки физической подготовленности молодых людей. Выполняя установленные нормы и требования, спортсмены, награждались значком. Такая инициатива комсомола получила признание в широких кругах общественности, и по поручению Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР был разработан проект комплекса ГТО, который 11 марта 1931 года после общественного обсуждения был принят и стал нормативной основой системы физического воспитания для всей страны. Высокая идеологическая и политическая направленность комплекса ГТО, общедоступность физических тренировок, которые были включены в его нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и развития умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, сделали комплекс ГТО популярным среди населения и особенно среди молодежи. Нормы ГТО выполнялись и в школах, и в колхозных бригадах. Почти 24 тысячи советских граждан уже в 1931 году получили значки ГТО [4, с.5]. Спортивные разряды и звания присваивались при условии сдачи физкультурниками норм и требований физкультурного комплекса ГТО по 10 видам спорта: легкой атлетике, гимнастике, тяжелой атлетике, боксу, борьбе, плаванию, теннису, фехтованию, стрелковому и конькобежному спорту. Благодаря системе ГТО многие советские люди получили навыки стрелковой, лыжной, маршевой подготовки, преодоления водных преград и препятствий, плавания, метания гранат. Именно это и помогло им в кротчайшие сроки овладеть военным делом, стать танкистами, летчиками, разведчиками, снайперами. Для многих скромный значок ГТО стал первой наградой, к которой вскоре прибавились ордена за боевые и трудовые заслуги[1,5,6 с.4].

Так как после распада СССР комплекс ГТО утратил свою актуальность, 24 марта 2014 года был издан Указ Президента Российской Федерации № 172 "О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). На основании этого указа были введены нормы по созданию эффективной системы физического воспитания, направленная на развитие человеческого потенциала и укрепления здоровья у населения всей страны [3,7, с.9].

Развитие физической культуры служит важнейшим инструментом реализации стратегий социального развития страны, поскольку она воздействует на формирование здорового и гармонично развитого общества, повышению качества жизни, увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения страны. В настоящее время существенно возросла роль физической культуры и спорта в жизни современного общества, и студенчества [3,7, с.9]. Система ВФСК ГТО в наши дни снова важна и актуальна из - за прогрессирующего снижения уровня здоровья нашей молодежи. Данная система является важнейшим стимулом для спорта. Подготовка к выполнению нормативов развивает многие группы мышц, увеличивает выносливость, координацию, умение рассчитывать свои силы и потенциал [4, с.5].

Как правило, большая часть людей ведет сидячий или малоподвижный образ жизни, что в результате приводит к снижению функциональных возможностей и различным заболеваниям. Решение проблем со здоровьем, лежит в профилактике заболеваний путем занятия физической культурой. Данную проблему государство частично решает, устанавливая систему ВФСК ГТО для всех групп населения. Это будет способствовать оздоровлению и привитию потребности к занятиям физической культуры и спортом [1,5,6, с.4].

Какие цели и задачи несет в себе эта система? Цели и задачи ВФСК ГТО направлены на улучшение жизни как населения в целом, так и на отдельно взятого гражданина. С уверенностью можно сказать, что система ВФСК ГТО - это движение, которое направлено на развитие массового спорта и оздоровления нации в нашей стране. Перед системой ГТО лежат следующие задачи:

1) укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;

2) привлечение граждан различных возрастов к занятиям спортом;

3) информирование населения об организации самостоятельных занятий;

4) патриотическое воспитание;

5) укрепление обороноспособности страны через систему ВФСК ГТО;

6) увеличение количества общедоступных физкультурно-оздоровительных мероприятий по сдачам норм ГТО, а также тренажерных залов, бассейнов и спортивных площадок;

7) повышение общего уровня знаний населения о средствах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;

8) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов[1,5,6, с.4].

Организаторы системы считают, что возрождение системы ВФСК ГТО в учебных заведениях является принципиально важным для формирования у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах[4, с.5].

Возвращение ВФСК ГТО в Российскую Федерацию востребовано временем и многими социальными факторами. Его положительно встретили большинство россиян. Здоровье народа бесценно, и его фундамент закладывается, в том числе, и подобными общегосударственными мероприятиями регулярного характера. Наработанный десятилетиями механизм основы системы физического воспитания жизнеспособен, и можно понадеяться, что его реализация вскоре инициирует прогресс в развитии российского спорта и физической культуры [4, с.5].

На сегодняшний день система ВФСК ГТО немного изменила вид. Она не вводится силовыми методами, как это было в СССР. В её перечень включена легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, пулевая стрельба и туризм. Эти виды спорта предоставляют учащимся право самостоятельно выбрать пять испытаний для сдачи, а сами нормы, по сравнению с тем, что было в СССР, несколько снижены. Введены три знака отличия ВФСК ГТО по сложности - «золото», «серебро» и «бронза». Если же все нормативы сданы на «золото», но присутствует хотя бы одна «бронза», то в результате присваивается бронзовый знак [2, с.11].

Уральский государственный экономический университет в феврале 2017 года стал площадкой для сдачи нормативов системы ВФСК ГТО. За период с 1 марта по 27 июня 2017 года нормативы системы ВФСК ГТО добровольно сдали 356 студентов, (15% обучающихся на 1-3 курсах университета). На золотой знак сдали 3%, на серебряный - 5 %, на бронзовый - 8 %. Некоторым учащимся не удалось уложиться в требования одного из нормативов. Такой показатель, сдавших ВФСК ГТО, приводит к выводу, что нужно уделять больше времени занятиям физической культурой и спортом, свободное время тратить не на пассивный отдых, а заниматься физической подготовкой [1,5,6, с.4].

Ещё в 2015 году в большинстве ВУЗов были введены дополнительные баллы при поступлении в высшие учебные заведения за золотой знак ВФСК ГТО. Это стало отличным стимулом для будущих студентов к занятиям спортом, ведь любому абитуриенту важен каждый балл при поступлении в ВУЗ. После сдачи ВФСК ГТО для поступления многие включились в спорт и продолжили заниматься уже на новом учебном месте, тем самым повысив личные спортивные показатели [2, с.11].

Без сомнений, можно сказать, что возрождение системы ВФСК ГТО в настоящее время - это важнейший шаг в физическом воспитании нашего населения. В сдаче нормативов принимают участие и пожилые люди. Для пенсионеров нормативы - серьезное мероприятие и относятся они к нему с достоинством, ну и конечно - это ностальгия о молодости. Но необходимо привлекать к системе и младшее поколение, пробудить в нем интерес и желание.

Многие выдающиеся педагоги считали, что развитие должно быть многосторонним, и только при наличии этого личность спортсмена станет гармоничной. В этом каждому человеку может помочь спорт, ведь спорт - это, прежде всего, работа над собой, стремление идти вперед и развиваться.

ВФСК ГТО - это не просто часть культурного наследия нации, это предмет ее гордости и действенное средство приобщения молодежи к духовным традициям своего народа. Будем надеяться, что система ВФСК ГТО постепенно приобретет большее значение в молодёжной среде, завоюет авторитет. Несомненно,

личным примером могут стать всем известные атлеты, спортсмены различных видов спорта, такие как Д.Ю. Носов - бывший Российский дзюдоист, заслуженный мастер спорта по дзюдо, мастер спорта по самбо. А.А. Карелин - бывший Российский борец классического (греко-римского) стиля. Ф.В. Емельяненко -дзюдоист, самбист. И. С. Ярыгин - борец вольного стиля и двукратный олимпийский чемпион. Е.Г. Исинбаева - российская спортсменка, легендарная прыгунья с шестом. И многие другие знаменитые личности, которые будут дальше вносить и развивать популярность системы ВФСК ГТО в нашей стране.

В заключении хочется сказать, что сама идея возрождения физкультурнообразовательной системы ВФСК ГТО является актом своевременным и важным, поскольку она является основой воспитания молодежи и укрепления здоровья спортсменов. Список использованной литературы:

1. Вашляева И.В. Значимость системы ВФСК ГТО [Текст] // Л.И. Лубышева// Физическая культура: воспитание образование, тренировка.-2017.-№8.-С.4.

2. Волкова Е. Возрождение системы ВФСК ГТО [Текст] // М.А.Чайковский// Физкультура и спорт. - 1938.-№4.-С.11.

3. Короткова Д.В. Актуальность системы ВФСК ГТО в наше время[Текст] //И.Б. Масленников// Спортивная жизнь России.- 2014.-№7.-С.9.

4. Котова М. ВФСК ГТО возвращается [Текст] //М.А. Чайковский// Физкультура и спорт.- 1990.-№5.-С.5.

5. Романова Н.А. Значимость системы ВФСК ГТО [Текст] //Л.И. Лубышева// Физическая культура: воспитание образование, тренировка.-2017.-№8.-С.4.

6. Шуралёва Н.Н. Значимость системы ВФСК ГТО[Текст] //Л.И. Лубышева// Физическая культура: воспитание образование, тренировка.-2017.-№8.-С.4.

7. Яцковская Л.Н. Актуальность системы ВФСК ГТО в наше время [Текст] // И.Б. Масленников// Спортивная жизнь России.- 2014.-№7.-С.9.

© Мартиросова Т.А., Соловьева И.В., 2018

УДК37

Н.С. Федосеенко, магистрант, Е.А. Сидякина, к.пед.н., научный руководитель Тольяттинский государственный университет,

Тольятти РФ

МОНИТОРИНГ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТУБЕРКУЛЁЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ

Аннотация

В статье рассматривается мониторинг оздоровительной работы в детском саду для детей с туберкулезной интоксикацией. Рассмотрены основные направления мониторинга оздоровительной работы с детьми с туберкулезной интоксикацией.

Ключевые слова:

здоровье, дошкольники, туберкулезная интоксикация, мониторинг, оздоровительная работа, детский сад.

Приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией является сохранение и укрепление состояния здоровья, формирование навыков здорового образа жизни. Для мониторинга системы оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией необходимо использовать специальные компоненты, которые позволяют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.