Научная статья на тему 'ВОЗРОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ЗЕРНА В РОССИИ'

ВОЗРОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ЗЕРНА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
31
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО ЗЕРНА / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗЕРНА / КОНТРОЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЗЕРНА / ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Микитаева Индира Руслановна

Анализ развития системы надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации показывает, что в различные периоды времени данному аспекту функционирования зернового хозяйства страны уделялось недостаточное внимание. Отказ от эффективного государственного контроля в сфере оборота зерна сразу же отрицательно сказался на его качестве. В настоящее время ситуация меняется к лучшему, надзорные функции возложены на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а ФГБУ «Центр оценки качества зерна» осуществляет функции методического центра и испытательной лаборатории. Однако в современных условиях внешнеполитических изменений, обновления отечественной нормативно-правовой базы, предстоит решить ряд задач, среди которых создание единой государственной информационной системы в данной сфере производства, унификация стандартов для формирования общего зернового рынка Евразийского экономического союза и т.д.The analysis of supervision system of the quality and safety of grain and its processing products in the Russian Federation shows that in different periods of time, this aspect of the country's grain production functioning has been given insufficient attention. Refusal of effective state control in the sphere of grain circulation immediately had a negative impact on its quality. Presently, the situation is changing for the better, the supervisory functions areassigned to the Federal Veterinary Service and Phytosanitary Supervision, and the State Organization "The Assessment Centre of Grain Quality" performs the functions of methodical center and a testing laboratory. However, in modern conditions of foreign policy changing, updaing the national legal framework, the number of problems must be resolved, such as including the creation of the single state information system in production sphere, the unification of standards for formation the common Eurasian Economic Union grain market, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ЗЕРНА В РОССИИ»

УДК 338.439.025

Микитаева И. Р. Mikitaeva I. R.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ЗЕРНА В РОССИИ

REVIVAL OF THE STATE SAFETY AND QUALITY GRAIN CONTROL IN RUSSIA

Анализ развития системы надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации показывает, что в различные периоды времени данному аспекту функционирования зернового хозяйства страны уделялось недостаточное внимание. Отказ от эффективного государственного контроля в сфере оборота зерна сразу же отрицательно сказался на его качестве. В настоящее время ситуация меняется к лучшему, надзорные функции возложены на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а ФГБУ «Центр оценки качества зерна» осуществляет функции методического центра и испытательной лаборатории. Однако в современных условиях внешнеполитических изменений, обновления отечественной нормативно-правовой базы, предстоит решить ряд задач, среди которых создание единой государственной информационной системы в данной сфере производства, унификация стандартов для формирования общего зернового рынка Евразийского экономического союза и т.д.

Ключевые слова: производство зерна, контроль качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.

The analysis of supervision system of the quality and safety of grain and its processing products in the Russian Federation shows that in different periods of time, this aspect of the country's grain production functioning has been given insufficient attention. Refusal of effective state control in the sphere of grain circulation immediately had a negative impact on its quality. Presently, the situation is changing for the better, the supervisory functions areassigned to the Federal Veterinary Service and Phytosanitary Supervision, and the State Organization «The Assessment Centre of Grain Quality» performs the functions of methodical center and a testing laboratory. However, in modern conditions of foreign policy changing, updaing the national legal framework, the number of problems must be resolved, such as including the creation of the single state information system in production sphere, the unification of standards for formation the common Eurasian Economic Union grain market, etc.

Key words: grain production, quality and safety control of grain and its processing products.

Микитаева Индира Руслановна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и недвижимостью ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет» г. Нальчик

Тел.: 8 (8662) 40-50-37 E-mail: diseconkbgau@mail.ru

Mikitaeva Indira Ruslanovna -

Ph.D in Economics, Docent

of Department of Quality and Real Estate Management The State Kabardino-Balkaria Agrarian University Nalchik

Tel.: 8 (8662) 40-50-37 E-mail: diseconkbgau@mail.ru

Результаты последних лет демонстрируют позитивные сдвиги в зерновом производстве, заключающиеся в устойчивом увеличении сборов зерна в стране, постепенном достижении прогнозных объёмов валового сбора. Однако всё чаще встаёт вопрос о качестве российского зерна и продуктов его переработки, о соответствии потребительских свойств требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и гигиенических правил.

Качество зерна определяется совокупностью действия различных факторов: от естественных особенностей растений до состава почвы, климатических условий и совокупности агротехнических мероприятий. Использование полученного зерна различных культур предполагает применение научно обоснованных стандартов, которые учитывают его технологические достоинства, сортовые и другие особенности. Без стандартов невозможно целенаправленное повышение качества и обеспечение сохранности зерновых ресурсов, сокращение потерь на всех этапах производства, хранения и переработки

зерна. Стандарты имеются на каждую зерновую культуру. В них определяются качественные показатели, связанные с дальнейшим его использованием. Для характеристики качества зерна применяют общие показатели, относящиеся к зерну всех культур, и специальные, применяемые лишь для зерна отдельных культур. С помощью стандартизации обеспечивается решение таких задач, как формирование партий зерна, стабильных по качеству и, соответственно, лучшую их сохранность; наличие определенных групп по качеству, позволяющих осуществлять целевое использование зерна в перерабатывающих отраслях промышленности; дифференциацию цен в соответствии с показателями качества и т. д.

Как известно, к общим показателям относят вкус, цвет, запах, влажность, засоренность, зараженность амбарными вредителями, натуру. Специальными считаются все показатели, характеризующие потребительские свойства зерна: стекловидность, выход и качество сырой клейковины для пшеницы; крупность, пленча-тость, содержание чистого ядра для зерна крупяных культур; всхожесть и энергию прораста-

в

:№ 2(22/1), 2016:

105

ния для пивоваренного ячменя и другие. Кроме того, рассматриваемые стандарты включают требования к методам ведения технологических процессов, а также к методам, применяемым при определении качества зерна.

Обеспечение качества и безопасности зерна предполагает его оценку на всех стадиях обращения, включая мониторинг качества зерна нового урожая, контроль качества и безопасности при хранении, переработке и реализации.

В истории постсоветской России одним из непродуманных решений стали изменения, внесенные в Закон Российской Федерации «О зерне», в соответствии с которыми правовая основа государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна была поставлена под сомнение (Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации). В результате Российская Федерация оказалась страной, с одной стороны, относящейся к категории крупнейших мировых производителей зерна, а с другой - практически отказавшейся от государственного контроля качества этого важнейшего стратегического продукта. Между тем, как отмечал директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» Хатунцов А. В., в Канаде, США, странах ЕС и др. эти функции укрепляются, превращаясь в традицию сельхозпроизводителя производить только качественную продукцию [6].

Также известно, что у государств-партнеров России по Таможенному союзу (Казахстан и Белоруссия), национальные системы контроля качества и безопасности на внутреннем рынке действуют достаточно эффективно, и этот процесс осуществляют соответствующие уполномоченные государственные органы. Таким образом, национальные законодательства этих стран дают основу для обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки на необходимом уровне.

Следует отметить, что недостатки институциональной природы в сфере контроля со стороны государства при хранении и перемещении зерна внутри страны отрицательно сказываются на качестве продукта. Из таблицы 1 видно, какие результаты имели организационные и другие изменения в рассматриваемой сфере.

Общие показатели выявления некачественного и опасного зерна на внутреннем рынке до 2004 г. составляли менее 1 % от проверенных объемов, через 2 года при отсутствии государственного контроля они составили более 19 % и не только не снижаются, а имеют тенденцию к повышению. В первом полугодии 2010 года выявления составили более 3,6 млн.т. или 30 % к проверенному объему.

Отсутствие государственного контроля за качеством и безопасностью зерна на внутреннем рынке России дает возможность хлебоприемным предприятиям и элеваторам диктовать

сельхозпроизводителю заниженные показатели качества произведенного им зерна при его приемке. Тем самым занижается материальная выгода сельхозпроизводителя, что в последующем не стимулирует его к производству зерна высокого качества.

Кроме того, при отсутствии государственного контроля за качеством, под видом низкокачественного товара из России может быть вывезено самое высококачественное зерно, в результате чего государство недополучит значительные суммы налогов, будет наблюдаться дефицит качественного зерна для производства высокосортной муки и крупы.

Учитывая большую социальную значимость обеспечения продовольственной безопасности страны, Президент и Правительство Российской Федерации дали ряд поручений Министерству сельского хозяйства России, направленных на возрождение системы государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, подготовки законодательных актов, в том числе новой редакции федерального закона. К подготовке проекта новой редакции базового Закона «О зерне и продуктах его переработки» были привлечены не только федеральные органы исполнительной власти, ФГБУ «Центр оценки качества зерна», но и общественные организации, действующие в данной сфере, а также научная общественность, представляющая ведущие научно-исследовательские и учебные заведения (МГУ-ТУ, ВНИИЗерна, МПА) [10].

Новый закон «О зерне и продуктах его переработки» предусматривает количественный и качественный учет запасов зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации посредством упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения информации о хозяйственных операциях с зерном [9]. Сплошной, непрерывный документальный учет позволит контролировать сохранность и рациональное использование зерна; количественно-качественные показатели зерна при хранении и обработке зерна; исполнение обязательств по договорам складского хранения зерна; предупреждать порчу, ухудшение качества зерна.

Закон обязывает зерновые компании подавать декларации обращения зерна и предусматривает создание единой государственной системы учета. Определено, что предприятия, осуществляющие деятельность в сфере производства и обращения зерна, а также продуктов его переработки, обязаны обеспечивать количественно-качественный учет зерна и представлять необходимые сведения в указанную систему. Сохранность и безопасность зерна должна обеспечиваться на основе контроля его качества с помощью аккредитованных лабораторий.

Закон «О зерне и продуктах его переработки» устанавливает правила регулирования зернового рынка, в том числе в рамках саморегулируемых организаций, которым отводится доволь-

Таблица 1 - Динамика выявлений некачественной и опасной продукции (зерна и продуктов его переработки) [6]

Год Объем проверенного зерна, тыс. тонн Выявления, тыс. тонн % выявления

ВСЕГО в т.ч. зараженность

по данным Государственной хлебной инспекции

1995 93 903 894,0 800,0 1995

1996 92 193 440,0 398,0 1996

1997 90 157 943,4 800,0 1997

1998 94 581 862,0 701,0 1998

1999 54 229 162,2 119,0 1999

2000 61 926 292,8 240,8 2000

2001 87 983 314,5 267,0 2001

2002 64 453 371,1 312,9 2002

2003 43 317 307,6 203,2 2003

I - III кв. 2004 13 494 77,7 62,7 I - III кв. 2004

2005 нет данных

по данным ФГУ «Центр оценки качества зерна»

2006 12 430,8 2427,0 2 426,98 2006

2007 20 583,3 2585,0 2 585,03 2007

2008 20 968,6 1655,1 1 649,49 2008

2009 31 856,4 6335,1 6 327,23 2009

I - II кв. 2010 12 923,0 3820,2 3648,8 I - II кв. 2010

но серьезная роль в регулировании зернового рынка. Они могут принимать участие в формировании и реализации государственной политики в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.

При этом многие специалисты отмечают, что пока зерновое хозяйство остается одной из немногих отраслей зернопродуктового комплекса, не имеющей собственной программы развития, что негативно отражается и на вопросах оптимизации качества зерна с учетом запросов рынка [1,2,4,5 и т. д.]. Качество - один из базовых показателей конкурентоспособности российского зерна на мировом зерновом рынке. Им надо управлять с учётом целевого использования зерна (на продовольствие, семена, фураж или техническую переработку), а также экспортных возможностей [3]. Однако следует отметить, что обзор литературных источников показал недостаточное внимание ученых и специалистов к организационно-экономическим аспектам обеспечения качества зерна. В публикациях большое внимание уделяется оптимизации территориального размещения мощностей хранения и переработки зерна, развитию других элементов инфраструктуры, регулированию зернового рынка и т. д., в то время как контроль качества зерна и продуктов его переработки, а также надзор за безопасностью данной продукции рассматриваются, в основном, с позиций технического обеспечения данных процессов. Практически полное отсутствие анализа экономических аспектов контроля качества следует считать фактором, снижающим обоснованность управленческих решений, принимаемых по вопросам производства и обращения зерна.

В настоящее время ответственная государственная задача по осуществлению контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки во всех зернопроизводящих регионах нашей страны возложена на Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки, входящий в структуру федеральной службы по ветеринарному и фитосани-тарному надзору (Россельхознадзора) (рис.1).

Рисунок 1 - Структура федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

в

:№ 2(22/1), 2016:

107

В соответствии с полномочиями Россель-хознадзором было немало сделано для совершенствования системы организации контроля безопасности и качества зерна, включая создание современной инструментальной и методической базы, о чем свидетельствуют лаборатории референтных центров Россельхознадзора, ведущее место среди которых занимает Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки». ФГБУ «Центр оценки качества зерна» выступает в качестве методического центра, испытательной лаборатории, а также органа по сертификации пищевых продуктов, продовольственного сырья и кормов. Учреждение имеет 12 филиалов и 35 пунктов в основных зернопроизводя-щих регионах Российской Федерации. ФГБУ «Центр оценки качества зерна» аккредитовано в системе Россельхознадзора, в системе ГОСТ Р и в международной системе вАРТА [10].

В лаборатории центра с использованием эксклюзивного импортного и отечественного оборудования проводят оценку качества и безопасности зерна, закладываемого на хранение в государственный резерв и интервенционный фонд России. Зерновые потоки на границе страны также подвергаются проверке специализированного центра. Все это способствует созданию достоверной картины качества российского зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки.

Аккредитованная испытательная лаборатория в подмосковном городе Раменское является единственной в России арбитражной лабораторией в системе вАРТА. Учреждением выдаются сертификаты качества как государственного, так и международного образца. Более пятисот российских сельскохозяйственных компаний и

холдингов сертифицировали свою продукцию в Центре. Более 100 стран мира принимают российское зерно с сертификатами качества Центра оценки качества зерна. Это очень важная функция, так как в настоящее время география зернового экспорта расширяется. В частности, за счет того, что экспортные возможности Аргентины - традиционного поставщика пшеницы в этом регионе - значительно снизились, Россия сегодня поставляет зерно в Перу, Боливию, Парагвай, Уругвай, Эквадор [7].

Испытательная лаборатория является методическим центром для всей сети филиалов и других подведомственных Россельхознадзо-ру учреждений в области оценки качества зерна, оказывает консультационную помощь и признанный мировым сообществом лидер в области оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.

Что же касается территориальных управлений Россельхознадзора в различных регионах, то в их состав входят отделы, на которые возложена функция осуществления надзора и обеспечения государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочной продукции переработки зерна. Эти структуры обеспечивает государственный контроль при осуществлении закупок зерна для государственных и региональных нужд, поставке (закладке) зерна и его хранении в составе государственного резерва, а также при ввозе на территорию и вывозе с территории Российской Федерации. Масштабы работы указанных структур расширяются, о чем свидетельствуют, например, итоги деятельности одного из них (рис. 2).

Следует отметить, что экспортный потенциал зерна Ставропольского края составляет от 4-х до 5,5 млн тонн, поэтому расширение объемов деятельности Ставропольского управления

348

262

138

95 86

43

КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ ПРОВЕ РОК(ШТ)

КОЛИЧЕСТВО ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК (ШТ)

КОЛИЧЕСТВО ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК (ШТ)

I 2014

2015

Рисунок 2 - Результаты работы отдела фитосанитарного надзора и качества зерна, входящего в состав Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю

Россельхознадзора и филиала ФГБУ «Центр тие единой государственной информационной

оценки качества зерна» является совершенно системы в данной сфере производства. Другая

необходимым [10]. важная задача - унификация стандартов на зер-

Однако в современных условиях внешне- но и продукты его переработки, а также мето-

политических изменений, обновления отече- дов контроля за их качеством, необходимая для

ственной нормативно-правовой базы, пред- формирования общего зернового рынка Евра-

стоит решить еще целый ряд задач, причем не зийского экономического союза. только в области расширения масштабов кон- Решение указанных задач будет способство-

троля качества зерна, но совершенствования вать обеспечению устойчивости зернового рынка,

организационно-правовых аспектов. Одной из улучшению хлебофуражного снабжения, в стране,

основных задач является дальнейшее разви- укреплению продовольственной безопасности.

Литература:

1. Алтухов А. И. Основные тенденции развития хранения и переработки зерна в России // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 4. С. 2-6.

2. Алтухов А. И. Современное состояние и перспективы развития рынка зерна в СНГ: проблемы и возможные пути их решения // Нива Поволжья, 2015. № 3 (36). С. 2-12.

3. Балкизов М. Х., Микитаева И. Р., Хамуков М. А. К вопросу развития зерновой отрасли и повышения качества ее продукции // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6.

4. Баранова И. В., Шевкунова Е. С. Государственная поддержка рынка зерна Рф // Зерновое хозяйство России, 2015. № 2. С. 70-72.

5. Винничек Л. Б., Иванов А. А. Концептуальные основы развития, размещения и специализации производства зерна в Пензенской области // Аграрный научный журнал. 2011. № 2. С. 64-70.

6. Доклад «Зерновой форум Сибири-2011» [Электронный ресурс]. URL: http:// do.gendocs.ru/docs/index-51088.html

7. Злочевский А. Л. Всегда - вопреки // Стандарты и качество/ 2016. № 1. С. 4-9.

8. О проекте Федерального закона «О зерне и продуктах его переработки» [Электронный ресурс]. URL: http://fermer.ru/forum/ zerno-i-zernoobrabotka/136188

9. Российская Федерация. Законы. О зерне и продуктах его переработки : федер. закон [Электронный ресурс]. URL: http://www. zol.ru/review/show.php?data=81243

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки»: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http:/ www.fczerna. ru/News.aspx

References:

1. Altukhov A. I. Major trends in the storage and processing of grain in Russia / A. I. Altukhov // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - № 4. - P. 2-6.

2. Altukhov A. I. Current status and prospects of grain market development in CIS: problems and possible solutions / A. I. Altukhov // Volga Niva, 2015. - № 3 (36). - P. 2-12.

3. Balkizov M. H. On the issue of development of the grain industry and improve the quality of its products / M. H. Balkizov, I. R. Mikita-eva, M. A. Hamukova // «Economics and Entrepreneurship», 2013. - № 6.

4. Baranov I. V. State support of the grain market of the Russian Federation / I. V. Baranova, E. S. Shevkunova // Grain economy Russia,

2015. - № 2. - P. 70-72.

5. Vinnichek L. B. The conceptual basis for the development, distribution and specialization of grain production in the Penza region / L. B. Vinnichek, A. A. Ivanov // Agricultural Research magazine, 2011. -№ 2. - P. 64-70.

6. Report of the «Grain Forum-Siberia 2011» [Electronic resource]. - Access: http:// do.gendocs.ru/docs/index-51088.html

7. Zlochevskiy A. L. Always - contrary / A. L. Zlochevskiy // Standards and Quality,

2016. - № 1. - P. 4-9.

8. Draft Federal Law «On Grain and its products» [Electronic resource]. - Access: http://fermer. ru/forum/zerno-i-zernoobrabotka/136188

9. The Federal Law «On Grain and its products» [Electronic resource]. - Access: http://www. zol.ru/review/show.php?data=81243

10. FGBI «Federal center of grain safety and quality assessment and its products», official website [Electronic resource]. - Mode of access: http: / www.fczerna.ru/News.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.