Научная статья на тему 'Возрождение российского парламентаризма в условиях политических реформ 1990-х гг. : опыт и уроки истории'

Возрождение российского парламентаризма в условиях политических реформ 1990-х гг. : опыт и уроки истории Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1662
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / PARLIAMENTARY SYSTEM / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / MULTI-PARTY SYSTEM / РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / RUSSIAN POLITICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Северинко В.В.

В статье исследуется сложный процесс становления российского парламентаризма, осмыслена роль и значение в данном процессе российских политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revival of the Russian parliamentarism in the conditions of political re forms of 1990IES: experience and history lessons

This article examines the complex process of Russian parliamentary system formation, to understand the role and importance in this process of Russian political parties.

Текст научной работы на тему «Возрождение российского парламентаризма в условиях политических реформ 1990-х гг. : опыт и уроки истории»

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ 1990-Х ГГ.: ОПЫТ И УРОКИ ИСТОРИИ

В.В. Северинко, соискатель кафедры истории Московского педагогического государственного университета, (495) 4381741

В статье исследуется сложный процесс становления российского парламентаризма, осмыслена роль и значение в данном процессе российских политических партий.

Ключевые слова: парламентаризм, политический процесс, многопартийность, российская политическая система.

REVIVAL OF THE RUSSIAN PARLIAMENTARISM IN THE CONDITIONS OF POLITICAL REFORMS OF 1990IES: EXPERIENCE AND HISTORY LESSONS

Severinko V.V.

This article examines the complex process of Russian parliamentary system formation, to understand the role and importance in this process of Russian political parties.

Key words: parliamentary system, political process, multi-party system, Russian political system.

В обстановке переходного периода рубежа 1980-х — 1990-х гг., обострения системного кризиса, повлекшего за собой качественные изменения социальной структуры общества, закономерным стал факт возникновения многочисленных партий и общественных движений, отражавших интересы различных слоев и групп российского социума. Многие политические образования начала 1990-х гг. объявили себя наследниками дореволюционных партий, однако ни одному из них не удалось приобрести значительный политический вес. Другие создавались как изначально новые. Стремительное развитие политических партий в первой половине 1990-х гг. заложило основы возрождения российского парламентаризма.

Обновлению политической системы России способствовало закрепление в статье 13 Конституции, принятой в 1993 г., положения о том, что «в Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед Законом» [1]. Важным моментом в образовании новой политической системы стал переход от прежних номенклатурных выборов представительных органов власти к плюралистическим принципам проведения избирательной кампании. Выборы в Государственную думу, прошедшие 12 декабря

1993 г., стали первыми в постсоветской России выборами, сочетающими в себе мажоритарные и пропорциональные принципы избирательной системы. Статус депутата Государственной думы первого созыва регулировался Конституцией Российской Федерации и принятым в мае

1994 г. Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [2].

Становление российского парламентаризма в первой половине 1990-х гг. происходило в сложных условиях преодоления властью кризиса народного доверия. По результатам декабрьских выборов 1993 г. в Государственную Думу ФС РФ по партийным спискам смогли провести своих кандидатов лишь 8 партий и блоков из 13 допущенных Центральной избирательной комиссией к выборам [3]. К моменту выборов в Государственную думу второго созыва (декабрь 1995 г.) для большинства избирателей стало ясно, что властвующая элита и пропрезидентские партии оказались не в состоянии осуществить эволюционный переход экономики к свободному рынку. Вместо обещанного прорыва к постиндустриальной экономике произошел рост безработицы, наблюдалось снижение уровня жизни основных категорий населения, которые в целом привели к заметному снижению рейтинга реформаторов.

Силовой роспуск Верховного Совета РСФСР и местных Советов, спровоцировавший трагические события октября 1993 г., негативно сказался на авторитете действующей власти во главе с Президентом РФ, что в свою очередь привело к росту протестного голосования на выборах в Государственную думу. Конфликтные по сути отношения думы с правительством в середине 1990-х гг. усугублялись противоречиями, заложенными в Конституции 1993 г. Президент не считал необходимым выносить на утверждение думы кандидатуру премьера, депутаты не имели возможности выслушать программную речь главы правительства и в соответствии с ней формировать законодательное поле реформ.

Анализ общественных настроений показал, что к середине 1990-х гг. в российском обществе усилилось влия-

ние левых сил, особенно КПРФ и ее союзников. Симпатии избирателей фактически распределились между «партией власти» и оппозицией, состоящей главным образом из коммуно-патриотической и либерально-демократической частей (КПРФ, ЛДПР и «Яблоко»). В итоге на выборах 1995 г. пятипроцентный барьер преодолели всего 4 партии из 43-х избирательных объединений и избирательных блоков, допущенных ЦИК РФ к выборам, причем среди депутатов новой Государственной думы более чем в 3 раза возросло число депутатов от КПРФ, почти в 2 раза увеличилось число депутатов от «Яблока» [4]. Таким образом, обострившиеся социально-экономические проблемы способствовали активизации участия партий и общественных объединений в думских выборах.

Избирательная кампания по выборам в Государственную думу второго созыва, состоявшаяся 17 декабря 1995 г., имела ряд особенностей, проходила в более стабильных юридических, социально-экономических и политических условиях, чем в 1993 г. Позитивным переменам способствовало создание более широкой правовой базы. В соответствии с Конституцией Президент РФ издал Указ «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», были приняты федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [5].

Результаты выборов 1995 г. привели к значительным изменениям в представительстве партий и других общественно-политических объединений в Государственной думе. Если на выборах 1993 г. 8 избирательных объединений и блоков набрали более 5% голосов избирателей по общефедеральному избирательному округу, то на выборах 1995 г. пятипроцентный барьер смогли преодолеть лишь 4 избирательных объединения. Важным итогом избирательной кампании 1995 г. явилось расширение представительства региональных политиков, которые составили 65,8% по сравнению с 37% в 1993 г. Проведенный анализ социального портрета депутатского корпуса показал, что средний возраст законодателей составил 47 лет. Из них: до 30 лет — 4%, 31—40 лет — 20%, 41—50 лет — 44%, 51—60 лет — 26%, старше 60 лет — 6%. Наибольшее число депутатов в возрасте до 30 лет состояло во фракции ЛДПР (8, или 15,7%), а депутатов старше 60 лет больше всего было в КПРФ (21, или 14,3%) и в группе «Народовластие» (11, или 29,7%). При этом КПРФ являлась единственным объединением, имеющим в своем составе рабочих (7, или 4,8%) [6].

Депутатский корпус Государственной думы характеризовался высоким образовательным уровнем и обладал большим интеллектуальным потенциалом. Почти все депутаты Государственной думы имели высшее образование, 98

депутатов имели степени кандидатов наук, 53 депутата — докторов наук. У многих из них были и ученые звания доцентов и профессоров. Наибольшее число депутатов с ученой степенью состояло во фракции КПРФ (18, или 12,2%), тогда как максимальный удельный вес депутатов с опытом работы в законодательных органах власти был у ЛДПР (31, или 60,8%) [7].

Финансовый кризис августа 1998 г. и отставка правительства С.В. Кириенко привели осенью 1998 г. к временному переходу политической инициативы к Государственной думе. Под влиянием думского партийного большинства на должность Председателя Правительства РФ был назначен Е.М. Примаков. В сформированном новым премьером правительстве представители политической оппозиции впервые заняли ряд ключевых постов. Стабилизирующая роль правительства Е.М. Примакова, его позитивное влияние на политические процессы способствовали изменению электорального поведения избирателей по отношению к действующей власти.

Наличие серьезной оппозиции в Государственной думе в 1990-е гг. обязывало находившихся у власти реформаторов учитывать социальную цену проводившихся преобразований. Не случайно с назначением на должность Председателя Правительства РФ В.В. Путина начался процесс роста политического авторитета действующей «партии власти» [8].

В целом, несмотря на определенные сложности во взаимоотношениях с исполнительной властью, фракции и депутатские объединения в Государственной думе не только проделали значительный объем законотворческой работы, но и смогли успешно адаптироваться к новым политическим реалиям, сложившимся в Российской Федерации в 1990-е гг.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Конституция Российской Федерации. — М., 1997.

2. Парламентаризм в России. Федеральное собрание 1994—1995 гг. V Государственная Дума, Совет Федерации. — М., 1996.

3. Краснов В.Н. Система многопартийности в современной России. — М., 1995.

4. Выборы депутатов Государственной Думы. 1995. Электоральная статистика. — М., 1996.

5. Селезнев Г.Н., Гнедко В. Закон, власть, политика. Государственный и местный уровни. — СПб., 1998.

6. Российская газета. — 1996. — 6 января.

7. Государственная Дума Федерального собрания РФ второго созыва (1996—1999). Информационно-аналитический бюллетень. Выпуск 2. — М., 1999.

8. Путин В.В. Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). — М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.