Научная статья на тему 'Возрождение национальной культуры Западной Белоруссии в конце 1930-х - начале 1940-х гг'

Возрождение национальной культуры Западной Белоруссии в конце 1930-х - начале 1940-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
627
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССИЯ / КУЛЬТУРА / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ТЕАТРЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / BELARUS / CULTURE / CULTURAL INSTITUTIONS / NATIONAL SCHOOLS / THEATERS / AND MUSICAL GROUPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершова Эльвира Борисовна

Рассматриваются проблемы восстановления и развития белорусской культуры в вернувшихся в 1939 году в состав СССР областях Западной Белоруссии, которые находились после окончания Гражданской войны и интервенции в составе Польши по договору 1920 года. За очень короткий срок в этих областях были открыты школы с изучением белорусского языка, различные учреждения культуры, организованы выступления артистов в городах и селах Западной Белоруссии, созданы отделения Союза писателей, Союза композиторов, театры, хоровые коллективы, Дома народного творчества и т. д. Нападение гитлеровской Германии на СССР в июне 1941 года прервало это движение развития белорусской культуры, продолженное лишь после победы в Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deals with the problems of restoration and development of the Belarusian culture in returning in 1939 to the USSR areas of Western Belarus, which was after the Civil war and intervention in the part of Poland under the Treaty of 1920. In a very short time in these areas were open schools with study of Belarusian language, various cultural institutions, organized the performances in the towns and villages of Western Belarus, a branch of the Union of writers, Union of composers, theaters, choral groups, folk arts, etc. the Attack of Nazi Germany on the Soviet Union in June 1941 interrupted the movement of development of the Belarusian culture began only after the victory in the great Patriotic war.

Текст научной работы на тему «Возрождение национальной культуры Западной Белоруссии в конце 1930-х - начале 1940-х гг»

УДК 94

Ершова Эльвира Борисовна

доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин

Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА»,

г. Москва, Россия 115191, г. Москва, ул. Введенского, 1а, e-mail: [email protected]

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ В КОНЦЕ 1930-Х - НАЧАЛЕ 1940-Х ГГ.

Elvira B. Ershova

Doctor of History, Professor of the Department of humanitarian disciplines

Accredited private educational institution of higher professional education 'Moscow financial and law University MFYUA ' 117342, Moscow, Russia, 1a, Vvedensky Str., e-mail: [email protected]

THE REVIVAL OF THE NATIONAL CULTURE OF WESTERN BELARUS IN THE LATE 1930S - EARLY 1940S

Аннотация. Рассматриваются проблемы восстановления и развития белорусской культуры в вернувшихся в 1939 году в состав СССР областях Западной Белоруссии, которые находились после окончания Гражданской войны и интервенции в составе Польши по договору 1920 года. За очень короткий срок в этих областях были открыты школы с изучением белорусского языка, различные учреждения культуры, организованы выступления артистов в городах и селах Западной Белоруссии, созданы отделения Союза писателей, Союза композиторов, театры, хоровые коллективы, Дома народного творчества и т. д. Нападение гитлеровской Германии на СССР в июне 1941 года прервало это движение развития белорусской культуры, продолженное лишь после победы в Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: Белоруссия, культура, учреждения культуры, национальные школы, театры, музыкальные коллективы.

© Ершова Э.Б., 2017

Abstract. Deals with the problems of restoration and development of the Belarusian culture in returning in 1939 to the USSR areas of Western Belarus, which was after the Civil war and intervention in the part of Poland under the Treaty of 1920. In a very short time in these areas were open schools with study of Belarusian language, various cultural institutions, organized the performances in the towns and villages of Western Belarus, a branch of the Union of writers, Union of composers, theaters, choral groups, folk arts, etc. the Attack of Nazi Germany on the Soviet Union in June 1941 interrupted the movement of development of the Belarusian culture began only after the victory in the great Patriotic war.

Keywords: Belarus, culture, cultural institutions, national schools, theaters, and musical groups.

Положение Западной Белоруссии в составе Польши было обусловлено Рижским мирным договором от 18 марта 1921 г., по которому к Польше отошла значительная часть западно-белорусских земель (Гродненская губерния, восточные районы Виленской и западные районы Минской губерний). Польские власти официально называли эту территорию «кресы восточные» (восточные окраины). Здесь проживало около семи миллионов человек, преобладающее большинство которых составляли белорусы.

По договору правительство Польши обязывалось обеспечить белорусскому и украинскому населению право на свободное развитие культуры, языка и отправление религиозных обрядов. Однако с самого начала эти обязательства не выполнялись. К 1939 году почти все белорусские школы были преобразованы в польские, прекратилось издание белорусских газет и журналов, запрещалось употребление белорусского языка в государственных учреждениях и органах местного самоуправления.

Это положение стало меняться в 1939 году, когда в соответствии

с дополнительным секретным протоколом, приложенным к пакту

о ненападении от 23 августа 1939 г. между СССР и гитлеровской Германией,

Западная Белоруссия и Западная Украина были признаны сферой интересов

СССР. Эти документы, а также договор о дружбе и границе, подписанный

28 сентября 1939 г., уже в ходе нападения Германии на Польшу, в общем плане

объективно восстанавливали национально-территориальную целостность

белорусских земель и народа, измененную по условиям Рижского договора

1921 г. после окончания гражданской войны и польской интервенции. Но,

поскольку эти договоренности противоречили общепризнанным нормам

международного права, документы были скрыты от общественности до конца

1980-х гг., и до сегодняшнего дня нет исследования, в котором объективно

88

были бы рассмотрены события того времени. Много появилось статей о репрессиях на территории Западной Белоруссии в 1939-1941 гг., но все это рассматривается односторонне, без учета других факторов и событий.

Еще до подписания секретных протоколов в конце сентября 1939 г., когда германские войска подходили к границам Западной Белоруссии, а все жизненно важные центры Польши были уже заняты ими, Красная армия 17 сентября 1939 г. начала свой успешный поход по территориям Западной Белоруссии и Западной Украины. Особых боевых действий там не было, за исключением небольших вооруженных стычек. К 25 сентября бывшие территории Западной Белоруссии Красная Армия заняла полностью. Документы свидетельствуют, что люди встречали красноармейцев хлебом и солью, признавая в них своих освободителей. Народ настолько сам стремился к свободе, что тут же арестовывал и разоружал полицию, избирал местные органы власти по примеру областей в БССР - советские органы. В городах и сельских гминах налаживались работа предприятий, медицинское обслуживание населения, формировалась система образования - шло открытие школ на белорусском языке, запрещенных в буржуазной Польше. 22 октября 1939 г. прошли выборы в Народное собрание Западной Белоруссии. Его задачей было решить вопрос о власти в законодательном порядке. В выборах приняло участие 90,7 процента избирателей. Сразу же, 28-30 октября, Народное собрание приступило к работе. Депутаты приняли по докладу С.О. Притыцкого декларацию об установлении в Западной Белоруссии советской власти и вхождении ее в состав БССР, декларации о конфискации помещичьих земель, национализации банков и крупной промышленности. На присоединенных западных территориях были созданы пять областей: Брестская, Белостокская, Барановичская, Вилейская и Пинская.

В первые же дни после присоединения было организованы выступления творческих коллективов Белоруссии в городах и деревнях западных областей. Так, коллектив Минского театра юного зрителя в составе 80 человек с 18 октября по 28 октября 1939 г. дал 21 спектакль и 16 концертов на избирательных участках и в воинских частях Брест-Литовска. В этот же период по маршруту Лунинец - Кобрин - Пинск выступал Полесский драмтеатр из Гомеля. С постановками «Тевье-молочник» и «Гершеле Острополер» в Гродно, Белостоке, Пинске и Кобрине выступили две бригады Еврейского театра, дав 16 спектаклей. 13 концертов дали симфонический оркестр и хор Белгосфилармонии в Белостоке, Волковыске, Вилейке и Барановичах.

Самодеятельные коллективы из Речицы и Хойников, минских чекистов и железнодорожников составом до 130 человек выступали в Белостоке, Лиде, Волковыске. С 25 октября по 1 ноября 1939 г. из пяти концертов в Белостоке два прошли в воинских частях, один - в Народном собрании, два были даны для населения. Документы свидетельствуют об огромном внимании к проведению культурно-массовых мероприятий среди населения западных областей. Не было ни одного населенного пункта, где бы не выступали тогда либо профессиональные, либо самодеятельные коллективы.

Новые творческие горизонты открыло освобождение Западной Белоруссии перед известным мастером хорового пения Григорием Ширмой. Уже 1 октября 1939 г. Г.Р. Ширма получил мандат на создание профессионального коллектива. Он собрал талантливых исполнителей, в том числе бывших участников виленских хоров, и начал целенаправленную работу с ними в Белостоке. В конце 1940 г. Белорусский ансамбль песни и танца под руководством Г.Р. Ширмы выступил в Минске, а в мае 1941 г. - на Декаде белорусского искусства в Москве, откуда коллектив начал свое концертное турне по Советскому Союзу, от Калинина до Ташкента. Война застала ансамбль в Орле, и с этого времени его уделом стали концерты на фронтах Великой Отечественной войны [3, с. 240-241]

Правительством БССР были приняты решения о создании различных учреждений искусства и культуры. Так, в городе Белостоке было предложено организовать до 10 января 1940 г. областную филармонию с коллективами: симфонический оркестр в составе 45 человек, ансамбль белорусской песни и пляски в составе 50 человек и отделение Белгосэстрады, в Барановичах -ансамбль цыганской песни и пляски, в Гродно - еврейский театр миниатюры и областной хор в составе 35-40 человек, в Бресте - отделение Белгосэстрады.

К этому же сроку должны были быть открыты учебные заведения: музыкальные училища в Бресте, Белостоке, художественное училище в Белостоке, музыкальные школы в городах Бресте, Белостоке, Гродно, Пинске, Барановичах, Вилейке, Лиде, Молодечно, Кобрине, Слониме. Эта работа была поручена Союзу композиторов Белорусской ССР.

Бригада композиторов в составе Аладова, Полонского, Самохина, Подковырова и Лукаса, командированная в Западную Белоруссию, провела собрания и регистрацию музыкальных работников (композиторов, дирижеров, оркестрантов, солистов, инструменталистов и вокалистов) в Белостоке, Гродно, Брест-Литовске и Пинске, объединив более 500 музыкантов и организовав в Белостоке симфонический и духовой оркестры, музыкальную школу,

концертно-эстрадную группу, пять концертных музыкальных ансамблей для кино и ресторанов, устроила на временную работу оркестрантов, ансамбли и концертные группы, добилась выдачи пособий и авансов музыкальным работникам. В Бресте ею были организованы концертные оркестры, музыкальная школа, собраны материалы народных песен; в Пинске созданы музыкальная школа, духовой и симфонический оркестры, оркестр народных инструментов, еврейский хоровой ансамбль, реорганизован хор, выданы авансы, пособия, средства для организации музшколы и оркестров; в Гродно основаны музыкальная школа, концертный и духовой оркестры, проведена запись народных песен для дальнейшей творческой работы и т. д. [1. Д. 256. Л. 148].

Во всех местечках, городах и городках повсеместно создавались коллективы художественной самодеятельности, в Белостоке - центре Западных областей БССР - был открыт Дом народного творчества. Всего в городах и деревнях Западной Белоруссии в эти предвоенные годы работали пять областных драматических театров, 100 кинотеатров, 92 Дома культуры, 220 библиотек. До 1 февраля 1940 г. были созданы областные драматические театры: в Белостоке - на белорусском и польском языках; в Бресте - два облдрамтеатра на русском и еврейском языке; в Гродно - белорусский облдрамтеатр и областной театр кукол; в Пинск был переведен Заславский белорусский колхозно-совхозный театр, реорганизованный в облдрамтеатр; в Барановичи переведен Рогачевский белорусский колхозно-совхозный театр, так же ставший областным драматическим театром.

Управлению по делам искусств при СНК БССР было предложено создать при Белгосконсерватории группу для обучения талантливой молодежи западных областей БССР с контингентом в 30-40 человек. В области изобразительного искусства предлагалось привлечь творческие кадры художников западных областей к работе над выставками, провести конкурс на создание памятников, посвященных освобождению Западной Белоруссии, памятника героям Красной армии, погибшим в боях за Гродно, создать отделение Белизокомбината в Белостоке, Бресте, создать Дома художников в Белостоке и Бресте.

Местным органам власти - облисполкомам западных областей БССР и Управлению по делам искусств при СНК БССР - было дано поручение взять на учет и организовать охрану художественных ценностей, имеющихся в бывших помещичьих имениях, а наиболее ценные предметы изобразительного искусства, находившиеся в бывших помещичьих имениях,

замках и общественных учреждениях, вывезти в картинную галерею БССР в Минске. В замке бывшего имения Радзивилла в Несвиже было предложено организовать исторический музей, передав его в ведение Управления по делам искусств при СНК БССР.

Среди мероприятий по развертыванию культурно-просветительной работы для оказания помощи художественной самодеятельности планировалась организация областных Домов народного творчества в городах Белостоке, Бресте, Пинске. С целью выявления кадров для учреждений искусств было объявлено проведение в феврале 1940 г. областных олимпиад самодеятельности западных областей БССР.

Безусловно, вся эта организаторская работа не могла разворачиваться без проведения общественно-политической работы среди художественной интеллигенции и ознакомления деятелей культуры и искусства западных областей БССР с творческими принципами советского искусства, после чего должны были состояться учредительные съезды Союзов композиторов, художников, писателей.

Однако деятели культуры с первых дней установления советской власти в Западных областях Белоруссии стали самостоятельно создавать свои союзы, объединения и т. д. В Белостоке были созданы оргбюро писателей Западной Белоруссии и отделение белорусской литературы, во главе которого встал известный в то время писатель Ф. Пестрак. По докладной записке председателя правления Союза писателей БССР М. Лынькова в ЦК КП(б)Б, в Западной Белоруссии числилось 76 писателей, из них 22 белоруса, двое русских, пятеро поляков и 47 евреев. Половина писателей - беженцы из внутренней Польши и Вильно (ныне - Вильнюс). М. Лыньков дал характеристику ряду писателей как очень талантливых. В том числе были названы Максим Танк, Филипп Пестрак, 3оя Арсеньева, Эфраим Кагановский и другие. М. Лыньков обращался в ЦК КП(б)Б с просьбой об оказании помощи западнобелорусским писателям в сумме 101 тысяча 900 рублей [1. Д. 115. Л. 269].

Действительно, положение писателей Западной Белоруссии было очень сложным и даже тяжелым. Их произведения почти не публиковались в буржуазной Польше, трудным было и материальное положение, а некоторые из писателей, такие как М. Танк, Ф. Пестрак, за свою подпольную коммунистическую деятельность сидели там в тюрьме. Советской властью им была оказана минимальная помощь. При этом их произведения сразу же появились в периодических изданиях Советской Белоруссии [2. Л. 8].

Везде были созданы партийные организации, и сразу же стали проводиться мероприятия по политическому просвещению, идеологизации

сознания трудящихся. В Белостокское отделение писателей приезжали лекторы из Минска и читали лекции о социалистическом реализме, об отношении к классическому наследию, о принципах советской критики, положительном герое в советской литературе и т. д. Работа в Белостокском отделении Союза писателей была поставлена с размахом, с учетом привычных для того времени методов политического воспитания: изучался «Краткий курс истории ВКП(б)», проводились собрания секций поэтов и прозаиков, где устраивали читку новых произведений. Однако специалистов по соцреализму Белостокскому отделению СП БССР явно не хватало, и буквально за несколько месяцев до войны Ф. Пестрак обращался к Александру Фадееву, бывшему в то время председателем Союза писателей СССР, с просьбой о присылке соответствующего лектора, который должен был выехать в Белосток по решению правления ССП СССР в начале июля [Там же. Л. 5]. Но Москва не успела направить лектора в связи с начавшейся войной.

Руководство Белостокского отделения Союза писателей неоднократно обращалось в Москву, в правление Союза писателей СССР, с просьбой о ходатайстве правительства Союза ССР перед германским правительством о возвращении из немецкого плена белорусского поэта М. Василька [Там же. Л. 8]. Советское правительство не слишком торопилось ходатайствовать об освобождении белорусского поэта: были более важные задачи, чем судьба одного человека, да к тому же поэта. Но А. Фадеев в апреле 1941 года сообщал Ф. Пестраку: «...ходатайство нами уже возбуждено. О результатах я вас извещу» [Там же. Л. 3]. Однако вопрос не был доведен до конца. М. Василёк в августе 1941 года бежал из лагеря, стал секретарем Скидальского подпольного антифашистского комитета и печатался в партизанских изданиях под псевдонимом Язеп Гром [см. 4, с. 582].

Невозможно отрицать того, что судьба многих деятелей культуры Западной Белоруссии была трагичной. Сегодня еще не установлено до конца, сколько деятелей культуры Западной Белоруссии было сразу арестовано и выслано в восточные регионы СССР. Тем более удивительно стремление многих деятелей культуры Западной Белоруссии жить в объединенной республике, строить социалистическое общество. И это при том, что присоединение Западной Белоруссии к БССР не принесло ожидаемых результатов, ибо вместо спокойной творческой работы на «благо нового общества» многие деятели Западной Белоруссии попадали под подозрение, обвинялись в национализме и других стереотипных для того времени «грехах». Ряд деятелей культуры был выслан в Сибирь на поселение или прямым этапом в концлагерь.

Чтобы ходатайствовать за такого человека, руководители должны были обладать огромным мужеством. Так, председатель Белостокского отделения Союза писателей Белоруссии Федор Пестрак писал А. Фадееву: «Из Казахстана вернулся польский критик Панский. Он вернулся по специальному разрешению НКВД. Сейчас не имеет никаких средств к существованию. Нужно бы ему как-нибудь помочь специально. Он уже работает литературно, но на первых порах ему нужна небольшая материальная помощь. Знаю, что с этими делами у нас строго теперь и т. д., но ведь в исключительных случаях это можно. А здесь мы имеем случай исключительный. Подумайте, пожалуйста, об этом, тов. Фадеев, и если окажется возможным, то нужно бы что-то сделать» [2. Л. 8]. На эту просьбу А. Фадеев ответил отказом: «У нас нет абсолютно никаких возможностей помочь т. Панскому. Литературный фонд, как Вы знаете, ушел из нашего ведения, и поскольку новое положение о Литфонде не утверждено, Комитет по делам искусств не решится выдать пособие т. Панскому на свой страх и риск» [Там же. Л. 3].

Подобное объяснение А. Фадеева можно было бы принять за правду, если бы над страной не витал страх перед репрессиями. Этот страх был в каждом человеке, и оказать помощь тому, кто уже был в поле зрения НКВД, значило привлечь внимание этой страшной организации к себе, навлечь на себя подозрение в сочувствии к «врагу народа» и т. д. Поэтому подыскивались обтекаемые причины отказа.

Начавшаяся война не позволила продолжить политическое просвещение писателей. Многие из них оказались либо на оккупированной территории, либо в эвакуации. Вал репрессий в сфере культуры в связи с начавшейся войной несколько поутих, ибо перед всеми правительственными и партийными структурами встали другие цели и задачи.

Поступательное движение в деле развития белорусской культуры продолжилось лишь после победы в Великой Отечественной войне.

Список литературы

1. Национальный архив Республики Беларусь. - Фонд 4. - Опись 27.

2. Российский государственный архив литературы и искусства. - Фонд 631. - Опись 6. -Дело 589.

3. Ершова Э.Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии (1917-1941). - М.: Россия молодая, 1994. - 280 с.

4. Энцыклапедыя лггаратуры i мастацтва Беларусь - Мшск: Беларус. савец. энц. имя П. Броую, 1984. - Т. 1. - 727 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.