Научная статья на тему 'КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА НАРКОМЗДРАВА БССР В ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ (сентябрь 1939 — июнь 1941 гг.)'

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА НАРКОМЗДРАВА БССР В ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ (сентябрь 1939 — июнь 1941 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадровая политика / ассимиляция / временное управление / директива / единое государственное здравоохранение / stuff policy / assimilation / temporary administration / directions / unite state health

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Д М. Толочко

В статье исследуется кадровая политика руководства БССР в области здравоохранения в Западной Беларуси в сентябре 1939 — июне 1941 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUFF POLICY OF THE NARCOMZDRAVA BSSR IN WESTERN BELARUS (from September 1939 to June 1941)

Stuff policy of the BSSR authority in the sphere of medicine in Western Belarus from September 1939 to June 1941 is investigated in the article.

Текст научной работы на тему «КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА НАРКОМЗДРАВА БССР В ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ (сентябрь 1939 — июнь 1941 гг.)»

УДК 614.2.07 (476)

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА НАРКОМЗДРАВА БССР В ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ

(сентябрь 1939 — июнь 1941 гг.)

Д.М. Тол очко Гомельский государственный медицинский университет

В статье исследуется кадровая политика руководства БССР в области здравоохранения в Западной Беларуси в сентябре 1939 — июне 1941 гг.

Ключевые слова: кадровая политика, ассимиляция, временное управление, директива, единое государственное здравоохранение.

THE STUFF POLICY OF THE NARCOMZDRAVA BSSR IN WESTERN BELARUS

(from September 1939 to June 1941)

D.M. Tolochko

Stuff policy of the BSSR authority in the sphere of medicine in Western Belarus from September 1939 to June 1941 is investigated in the article.

Key words: stuff policy, assimilation, temporary administration, directions, unite state health.

Сентябрь 1939 г. стал знаменательной вехой в истории белорусского народа. Именно тогда, более чем 60 лет назад, произошло его воссоединение в ед ином государстве. Заметим, однако, что, несмотря на всю значимость д анного события, и по сей день в его исследовании остается ряд недостаточно изученных проблем. Одной из них является проведение кадровой политики руководства БССР в Западной Беларуси. В настоящей работе мы пошлялись раскрыть весьма важный фрагмент д анного вопроса, относящийся к осуществлению кадровой политики Наркомздравом БССР в Западной Беларуси в сентябре 1939—июне 1941 гг.

Основными источниками для написания работы, большинство из которых вводится в научный оборот впервые, послужили документы Национального архива Республики Беларусь, бывшего партийного архива Гомельской области, Государственного архива общественных объединений Гродненской области, а также материалы периодических изданий.

Уместно напомнить, что в результате советско-польской войны 1919—1920 гг. и подписанного по ее итогам

18 марта 1921 г. между РСФСР и Польшей Рижского мирного договора, к Польше отошла западная часть Беларуси с населением более 4 млн. человек. На присоединенных территориях Западной Беларуси польские власти проводили по отношению к местному населению политику принудительной полонизации, ассимиляции, религиозной нетерпимости к православным и др. 1 сентября 1939 г. гитлеровская Германия напала на Польшу. 17 сентября 1939 г., в условиях, когда немецкие войска подошли к границе Западной Беларуси и практически все жизненно важные центры коренной Польши были ими заняты, Красная Армия начала освободительный поход в Западную Украину и Западную Беларусь. До 25 сентября 1939 г. войска Красной Армии полностью заняли территорию западных областей БССР.

Одной из главных задач, которую необходимо было незамедлительно решить на вновь приобретенных территориях, являлось налаживание работы по медицинскому обслуживанию населения. И это неудивительно, так как в Польше, где имелось 5 медицинских факультетов,

было очень мало врачей, и распределялись они неравномерно: в восточных воеводствах — на 10 тыс. населения 2 врача, в центре страны — 3,5. Всего в Западной Беларуси в 1938 г. в различных секторах здравоохранения работало 1470 врачей (из них 269 женщин), в том числе в сельской местности 288 (из них 43 женщины). На одного врача в Белостокском воеводстве приходилось 4348 жителей (в Белостоке — 1020), в Виленском — 2174 (в Вильно — 470) и т.д. Эти данные современного польского исследователя М. Дудкевича расходятся с информацией представителей советского здравоохранения [1, с.59].

Так, согласно данным Наркомздрава БССР, на 17 сентября 1939 г. в медицинских учреждениях Западной Беларуси насчитывалось 802 врача (на 4,7 млн. чел.!) [2, с. 10]. Это расхождение в цифрах могло быть вызвано, кроме всего прочего, тем, что значительная часть польских врачей с началом нападения Германии была мобилизована в действующую армию и к середине сентября 1939 г. либо погибла, либо была взята в плен (в т.ч. и войсками Красной Армии).

По мере освобождения территории Западной Беларуси для руководства хозяйственными и культурными делами в воеводствах и поветовых центрах региона создавались временные управления, в деревнях и местечках — крестьянские комитеты. При временных управлениях организовывались отделы: промышленный, земельный, здравоохранения и др. Отделы здравоохранения занимались открытием новых больниц, оказанием разнообразной медицинской помощи населению и др. Одновременно требовала решения проблема укомплектования открываемых учреждений медицинским персоналом. Одним из таких мероприятий являлось привлечение к работе оставшихся медицинских кадров Западной Беларуси. В частности, для этой цели проводились разъяснительные собрания (октябрь 1939 г. — Слоним; ноябрь 1939 г. — Новогрудок) [3, с.73]. Кроме того, в Западную Беларусь прибывали медицинские работники из восточных регионов страны. Так, уже в сентябре 1939 г. в Минске были открыты курсы, на

которых обучались 37 фельдшеров с последующим распределением заврайздравами. В начале октября 1939 г. в Западную Беларусь выехали 10 передвижных санитарных отрядов Наркомздрава БССР. Наряду с оказанием медико-санитарной помощи работники отрядов читали населению лекции, проводили беседы по вопросам санитарии и гигиены. Одновременно в города и села Западной Беларуси были направлены 60 медицинских работников, среди них — научные работники клиник, врачи-организаторы здравоохранения и

ДР- И].

Однако далеко не всегда прибывшие в Западную Беларусь для организации здравоохранения работники из БССР соответствовали своим профессиональным, моральным качествам. Приведем характерные примеры. Так, в оперативных сводках НКВД за ноябрь-декабрь 1939 г. читаем следующее: «Работа отдела здравоохранения (Поставского уезда Вилсйской области — Д.Т.) не развернута, аппарат отдела совершенно не укомплектован; присланный в начале октября с.г. исполняющий обязанности завздравотделом Хейфец после нескольких дней работы под предлогом закупки медикаментов, выехал в г. Минск и до сих пор на работу не явился...» [5, л.83].

Необходимо отметить, что в БССР в указанный период времени население испытывало острый дефицит в продуктах питания, промтоварах. В Западной Беларуси такого рода проблем не существовало. Этим спешили воспользоваться некоторые руководящие работники БССР. В докладной записке замнаркома внутренних дел БССР Решетникова на имя первого секретаря ЦК КП(б)Б Пономаренко от 17—20 октября 1939 г. отмечено: «Наркомздрав (выделено мною — Д.Т.) БССР тов. Новиков и его зам. Эпштейн 25 сентября под видом выполнения спец, задания выезжали в Западную Беларусь закупить промтовары. Возвратившись оттуда, они привезли мануфактуру, шерстяные кофточки и другие вещи...» [6, л. 66]. Однако необходимо подчеркнуть, что подобные случаи были скорее исключением.

20 декабря 1939 г., согласно постановлению ЦК КП(б)Б отделы кадров

Минского, Витебского, Могилевского обкомов к 5 января 1940 г. должны были подобрать из работников своих областей и районов 1600 человек для работы в разного рода руководящих структурах органов власти Западной Беларуси. Из них, в частности, 100 человек необходимо было отобрать в качестве зав. райздравотделами [7, лл. 167-168]. 16 февраля 1940 г. подобным постановлением ЦК КП(б)Б в Западную Беларусь дополнительно на должность зав. райздравотделами было послано 37 человек [8, л.132]. В этой связи необходимо подчеркнуть следующее: ЦК КП(б)Б в деле посылки специалистов в Западную Беларусь зачастую проявлял излишнюю поспешность. Например, 28 февраля 1940 г. Жлобинский РК КП(б)Б получил директиву Гомельского обкома подобрать для направления в Западную Беларусь 12 человек, срок исполнения — до 29 февраля [9, л.22]. Однако, разумеется, за один день отобрать людей было невозможно. В результате нередко туда направлялись люди, далекие от медицины. Так, Полесский обком КП(б)Б рекомендовал на работу в качестве заведующих районными отделами здравоохранения следующих товарищей: рабочего Сергеенко В.И., рабочую Кантаурову З.А. [10, л.26]. Гомельский обком КП(б)Б в качестве зав. райздравотдела западных областей Беларуси рекомендовал некого Ляховича Н.П., который все время работал на крахмальных заводах...[11, л.41].

В этой связи неудивительно, что многие из посланных в Западную Беларусь работников не имели необходимых профессиональных знаний. Здесь можно привести один характерный пример. Из 27 человек, которые были направлены из БССР на работу в Крынковский район Брестской области, только некая Александрина, возглавлявшая районный отдел охраны здоровья, имела незаконченное среднее образование, остальные — низшее. Неудивительно, что уровень медицинской помощи в районе был очень низким. Об этом, в частности, первый секретарь райкома и глава райисполкома писал Наркому здравоохранения, которого он просил заменить уже упомянутую выше Александрину (кстати, единственного человека из занимавших должность

медицинских работников района со средним образованием), в связи с тем, что она не мед ицинский работник, не имеет медицинского образования и не обеспечивает работу. Тем не менее, как видно из ответа от 26 апреля 1941 г., поступившего из Минска, заменить заведующую отдела охраны здоровья не разрешили [12, л. 23].

Можно задаться вопросом: с чем связана такая массовая посылка в Западную Беларусь на руководящие должности работников здравоохранения людей, значительная часть которых даже не имела медицинского образования? Во-первых, это связано с недоверием со стороны руководства БССР к местным кадрам, особенно полякам. Главным критерием отбора в Западную Беларусь зачастую были не столько профессиональные качества специалистов, сколько членство их в партии. Так, например, около 90% отобранных и посланных в Западную Беларусь работников были членами ВКП(б). Кадры для западного региона, как правило, подбирались партийными структурами, а Наркоматы в отборе и расстановке участвовали формально, получая всего лишь готовый список подобранных. Зачастую при этом многих районных, областных руководящих работников своей системы Наркомы и их заместители не видели в глаза и не знали, кто эти люди, как они работают.

Во-вторых, в БССР имела место значительная нехватка врачебных кадров. Например, согласно официальным данным, в 1940 г. в БССР на 10 тыс. человек приходилось всего лишь 4,7 врача [16, с. 386]. В этих условиях руководство страны было просто вынуждено направлять в Западную Беларусь на должности, требующие высокой врачебной квалификации, недавних выпускников средних и высших медицинских учебных заведений и даже лиц, не имеющих медицинского образования.

Начиная с июня 1940 г. ситуация изменилась. Теперь Наркоматы получили возможность самостоятельно, без ведома ЦК КП(б)Б, направлять в Западную Беларусь нужные кадры. Однако наряду с плюсами в этой политике начали проявляться значительные недостатки. Так, ряд ведомственных организаций стали присылать в западные области таких людей,

без которых можно было вполне обойтись или подобрать их из местного населения. Например, Наркоматом здравоохранения БССР было командировано в Белостокскую область 504 медицинских сестры, в то время, как для области требовалось всего только 269 человек. Из 842 медицинских сестер, работающих в области, 504 были присланы из восточных областей. В результате такого непродуманного распределения специалистов Белостокский облздравотдел был вынужден более 10 медицинских сестер отправить обратно в Наркомат, а остальных с трудом устроил на работу. Облздравотдел Белосткокской области дважды предупреждал Наркомздрав БССР (телеграммы от 1 августа и 26 сентября 1940 г.) о том, что для области более не требуются медицинские сестры. Однако, несмотря на это, Наркомздрав продолжал направлять их в область. 29 сентября 1940 г. облздравотдел получил указание, содержащее информацию о том, что в область направляется дополнительно 75 медицинских сестер [13, л. 128].

Поворотным моментом в пересмотре кадровой политики в Западной Беларуси стал сентябрь-октябрь 1940 г. 17 сентября 1940 г. Бюро ЦК КП(б)Б в постановлении «Об упорядочении дела подбора и посылки работников в западные области БССР» вынесло запрет Наркоматам БССР и другим организациям направлять работников в Западную Беларусь без санкции ЦК КП(б)Б в каждом отдельном случае. Кроме того, этим же постановлением, ЦК предложил заслушать на Бюро ЦК КП(б)Б доклады всех обкомов западных областей о проделанной работе по выдвижению кадров из местного населения [14, л. 66].

Непосредственно после данной директивы руководство западных областей начинает активно выдвигать на различные должности, в том числе и в отделах здравоохранения, кадры из местного населения. Вместе с тем, для обеспечения западных областей Беларуси медицинскими кадрами объявлено (1940) об открытии в Гродно, Пинске — фельдшерско-акушерских, Барановичах, Слониме, Белостоке — медсестринских, Белостоке — фармацевтических школ [3, с.73].

К концу 1940 — началу 1941 гг. в Западной Беларуси работало 217 больниц, 26 родильных домов. Было открыто 207 поликлиник и амбулаторий, 365 врачебных пунктов медицинской помощи. В 1940 г., согласно данным официальных источников, здесь насчитывалось 1755 врачей и 5585 человек среднего медперсонала [15, с.113].

В заключение необходимо отметить, что кадровая политика Наркомздрава БССР в области здравоохранения в Западной Беларуси в сентябре 1939 — июне 1941 гг., несмотря на определенные недостатки в ее осуществлении, дала возможность обеспечить количественный рост врачей в регионе, достичь утверждения единого государственного здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменко М.Е. Становление и развитие системы охраны здоровья в Беларуси (1917—1941 гг.). — Гомель: Республиканское унитарное предприятие «Центр научно-технической и деловой информации», 2001.

2. Здравоохранение БССР в цифрах на 1.01.1941. — Мн.: Типография СНКБССР, 1941.

3. Тищенко Е.М. История здравоохранения Беларуси в XX в.: Монография / Под ред. и предисл. М.Б. Мирского. — Гродно, 2001.

4. Правда. — 1939. — 2 октября.

5. Национальный архив Республики Беларусь (далее: НАРБ), ф. 4, оп. 21, д. 1684.

6. Там же, д. 1691.

7. Там же, оп. 3, д. 871.

8. Там же, оп. 21, д. 1504.

9. Государственный архив общественных объединений Гомельской области, ф. 439, оп. За, д. 488.

10. Там же, ф. 702, оп.1, д.107.

11. НАРБ, ф.4, оп. 41, д. 170.

12. Г осударственный архив общественных объединений Гродненской области, ф.4,оп. 44, Д-12.

13. НАРБ, ф.4, оп. 5, д. 2199.

14. Там же, оп.З, д.1113.

15. Палуян I.A. Сацыяльна-эканамiчныя i культурныя пераутварэнш (1939—1941 гг.) / Назауседы разам. — Мн.: Бел.энцыкл., 1999.

16. Абраменко М.Е. Из истории развития высшего медицинского образования на Беларуси 1921—1941 гг. //Актуальные проблемы медицины: Сборник научных статей. Вып.4 — Гомель, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.