УДК 94(476)« 1939— 1941»
Л. В. Жарина, доцент (БГТУ) БЕЛОРУСИЗАЦИЯ В ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЯХ БЕЛОРУССИИ В 1939-1941 ГГ.
После воссоединения Западной Белоруссии с Советской в западных областях начался процесс белорусизации. В данной статье нашли отражение такие ее направления, как кадровая политика, развитие системы образования, издательская деятельность, развитие культуры и искусства. Вместе с тем отмечены и допущенные искажения, необоснованные репрессии.
The process of «Belarusization» (making every thing sound Belarusian) storted after unification of Western Belorussia and Soviet Belorussia. The article reflects such directions of this policy as: the staff policy, development of the educational system, publishing activities, development of culture and art. It also points out some mutilations and persecutions.
Введение. В сентябре 1939 г. в жизни всего белорусского народа произошло знаковое событие - белорусская республика восстановила свою территориальную целостность. Этот факт оказал не только значительное влияние на социально-экономическое, культурное развитие, но его можно считать определенным этапом в развитии государственности Белоруссии.
Основная часть. В межвоенное двадцатилетие польские власти по отношению к белорусам проводили политику полонизации, административно-полицейского давления. 23 июня 1939 г. воевода Белостока отправил докладную записку в Министерство внутренних дел в Польше под названием «Проблемы укрепления польского владеющего положения в Белосток-ском воеводстве». Единственным методом решения национального вопроса считается ассимиляция, т. е. «ополячивание». Собственно, это вытекает из самого названия документа [1].
Одним из средств было насаждение польского языка, который стал господствовать в государственных учреждениях, а польские школы - в системе просвещения. На значительных западно-белорусских территориях накануне сентября 1939 г. не было ни одной белорусской начальной школы. Приобщиться к родному языку можно было только через домашнее обучение и самообучение по букварю С. Павловича «Першыя зярнятю». Судьба единственной уцелевшей Виленской белорусской гимназии была неопределенной. Во всей Польше в 1935 г. студентов-белорусов насчитывалось около 0,5% всех студентов вузов [2].
После воссоединения белорусский народ активизировал свое стремление к самобытному национальному развитию и Советская власть не могла проигнорировать эти желания. Секретарь ЦК КП(б)Б П. К. Пономаренко, докладывая И. В. Сталину о положении в Западной Белоруссии от 25 сентября 1939 г., писал: «Крестьяне говорят на настоящем белорусском языке, причем употребляют много слов, о которых нас здесь уверяли, что они нацдемовские, выду-
манные. Нацдемы могли выдумать в литературе, а народу привить не могли, тем более западным белорусам» [3].
Делая ставку на белорусизацию Западной Белоруссии, следовало начать с изменений в просвещении. На новых принципах была проведена реорганизация образования. 2 декабря 1939 г. появилось соответствующее постановление ЦК КП(б)Б «О мероприятиях по организации народного образования в западных областях БССР». В нем говорилось, что основная масса школ в западных областях БССР должна быть белорусскими.
Рекомендовалось переход на белорусские школы не затягивать, однако осуществлять его по мере снабжения школ учебниками и квалифицированными преподавателями-белорусами. Партийным советским органам и отделам народного образования предлагалось развернуть пропагандистскую и агитационную работу по ликвидации пренебрежительного отношения к белорусскому языку [4].
С января 1940 г. обучение во всех школах западных областей началось по новым учебным планам и программам, общим для школ БССР. Школам западных областей Белоруссии не хватало кадров и учебников. 2 февраля 1940 г. СНК Белоруссии принял постановление, где говорилось, что из-за неприятия Народным Комиссариатом Просвещения и Государственным Издательством БССР необходимых мер по обеспечению учебниками и учебными пособиями учебных заведений западных областей «срывается нормальная работа школ» [5].
К 1 сентября 1940 г. в Западной Белоруссии работало уже 5 633 школы. При этом удовлетворялись интересы не только белорусской части населения, но и национальных меньшинств: 74,4% приходилось на школы с белорусским языком обучения; 17,5 - польским; 3,1 - русским; 3,0 - еврейским; 1,1 - литовским, 0,9% - украинским.
В национальных школах белорусский язык должен был изучаться как обязательный пред-
Л. В. Жарина
81
мет. Это вызывалось тем, что политика белору-сизации содействовала проникновению белорусского языка в сферы общественной жизни. Вскоре в Западную Белоруссию поступило 150 тыс. экземпляров белорусской грамматики и 200 тыс. букварей.
Значительный вклад в дело школьного строительства внесло население западных областей Белоруссии. Например, в Брестской области таким образом в 1940 г. было построено 64 новые школы [6].
Следует отметить, что одним из весомых факторов стала доступность образования для народа. Хотя значительная часть специалистов различных сфер деятельности присылались в Западную Белоруссию из Советской Белоруссии и других регионов СССР, стала создаваться собственная сеть средних специальных и высших учебных заведений. Уже в 1940/1941 учебном году в 5 учительских институтах западных областей Белоруссии насчитывалось 1311 студентов. Было открыто 8 педагогических училищ и школ ФЗО. Всего в западных областях Белоруссии в 1940/1941 учебном году насчитывалось 12 средних специальных учебных заведений, в которых занимались около 10 тыс. человек [7].
Тем не менее, бывали случаи игнорирования национального состава населения. Бюро ЦК КП(б)Б на заседании 30 сентября 1940 г. отмечало, что в ряде районов Белостокской области с преобладающим польским населением польские школы переводятся на русский язык, а учителя-поляки в польских школах необоснованно заменяются русскими учителями, что искусственно вызывает недовольство населения. Указывалось на необходимость принятия мер по устранению нарушений. На повышение значимости белорусского языка было направлено постановление бюро ЦК КП(б)Б «Об изучении белорусского языка в ВУЗах, техникумах и школах БССР». Предполагалось значительно увеличить количество предметов, которые преподавались бы на белорусском языке. Рекомендовалось расширить использование белорусского языка в общении преподавателей со студентами, делопроизводстве.
Большое внимание советская власть в Западной Белоруссии уделяла культурно-просветительским учреждениям, которые рассматривались как важное средство политико-воспитательной работы, распространения советской идеологии. 19 ноября 1939 г. ЦК КП(б)Б принял решение о создании изб-читален, библиотек, клубов.
В июле 1940 г. было принято постановление ЦК КП(б)Б, где указывалось на недочеты в организации политико-просветительской работы,
особенно в сельской местности. Могилевская политпросветшкола не справлялась с подготовкой кадров для этой работы. Какое-то подспорье оказывали и существующие курсы по подготовке клубных работников, библиотекарей.
Большую роль в просветительской деятельности призвана была сыграть печать. 1 мая 1940 г. бюро ЦК КП(б)Б приняло решение «Об издании районных газет в западных областях БССР на белорусском языке». 27 апреля 1940 г. в постановлении ЦК КП(б)Б говорилось о начале с 1 мая 1940 г. издания в Белостоке областной газеты на еврейском языке и разрешалось из тиража областной газеты «Свободный труд» (25 тыс. экземпляров) 5 тыс. экземпляров печатать на польском языке.
7 сентября 1940 г. постановлением ЦК КП(б)Б утверждалось с 20 сентября 1940 г. издание республиканской газеты на польском языке [8].
Положительные сдвиги произошли в искусстве. В духовную жизнь Белоруссии включились талантливые западно-белорусские писатели, поэты, общественные деятели, артисты. Для этого предпринимались определенные шаги. Анализируя положение писателей западных областей Белоруссии, председатель правления Союза советских писателей БССР М. Лыньков в докладной записке в ЦК КП(б)Б от 15 декабря 1939 г. предложил среди прочих следующие меры: ... Разрешить вопрос о создании польского сектора при Государственном издательстве Белорусской ССР и издании польской детской газеты или соответствующего приложения при существующей белорусской газете «Иянер Беларусь», организовать издание польского литературно-художественного журнала.
Расширить листаж существующего еврейского литературно-художественного журнала «Штерн» или организовать издание нового журнала в г. Белостоке. Необходима также и детская еврейская газета или издание соответствующих приложений при газете «Иянер Беларусь». Дать указания областным партийным органам об оказании всесторонней помощи -материальной, квартирной и другой - писателям западных областей [9].
Осенью 1940 г. было создано Белостокское отделение Союза писателей Белоруссии во главе с П. Пестраком. В конце этого же года вышел его сборник стихов «На страже», а также книги Нины Тарас, Максима Танка.
Начали открываться белорусские профессиональные театры. В 1940 г. работали белорусские драматические театры в Барановичах, Пин-ске, Вилейке, Белостоке, отделение Белорусской государственной филармонии в Белостоке. В Белостоке был создан государственный джаз БССР
(художественный руководитель Эдди Рознер). В 1940 г. творческую деятельность начал Белорусский ансамбль песни и танца (художественный руководитель Рыгор Ширма).
Повсеместно в западно-белорусском крае наблюдалось оживление художественной самодеятельности, возникали многочисленные драматические и музыкальные кружки, хоры, оркестры, организовывались вечера художественной самодеятельности. В районных и областных центрах проводились олимпиады художественной самодеятельности.
В апреле 1940 г. в Минске состоялся заключительный концерт самодеятельности коллективов западных областей республики. Хор деревни Большое Подлессе Ляховичского района Барановичской области стал участником декады белорусского искусства в Москве в мае 1940 г.
Следует сказать, что положительный эффект от проводимых преобразований ослаблялся растущей кампанией борьбы с «врагами народа», репрессиями и депортацией. Местным кадрам не особенно доверяли и не всегда обоснованно. В большинстве своем прибывшие из других регионов СССР не знали местного образа жизни, обычаев и языка.
С целью корректировки кадровой политики в октябре 1940 г. ЦК КП(б)Б принял постановление «Об упорядочении дела подбора и посылки работников в западные области БССР». В постановлении подчеркивалось, что Нарком-просс направил учителей в западные области без учета действительной потребности и национального состава школ. Практика общего недоверия к местным специалистам была признана вредной.
Аналагичная ситуация имела место не только в просвещении. В письме ЦК КП(б)Б от 21 октября 1940 г. «О недостатках в работе партийных и советских органов в западных областях Белоруссии» обращалось внимание на тот факт, что «в Молодечненском и в ряде других районов Вилейской области некоторых председателей сельсоветов, выдвинутых на месте, вполне доказавших свою преданность и работоспособность, сместили и заменили приехавшими комсомольцами под предлогом, что эти комсомольцы лучше знают советские порядки» [10].
Определенные выводы были сделаны, о чем свидетельствует справка «О выдвижении и воспитании кадров местного населения по Бе-лостокской области». На 1 января 1941 г. по Белостокской области выдвинуто из местного населения 18 066 человек. По национально-
стям: белорусов - 4 451; поляков - 10 245; русских - 392; евреев - 2 833; других национальностей - 145 человек.
Тем не менее, архивные документы свидетельствуют, что в Западной Белоруссии имела место депортация, проводившаяся в 4 этапа. Она коснулась поляков, белорусов, русских и представителей других национальностей. Все го с октября 1930 г. по 22 июня 1941 г. органами НКВД БССР в Западной Белоруссии были репрессированы более 135 000 человек [11].
Заключение. Политика белорусизации в западных областях республики была прервана войной, но за то непродолжительное время, которое ей было отведено, она добилась неплохих результатов в сфере образования, культурно-просветительской работы, искусства и печати.
Литература
1. Проблемы уз'яднання Заходняй Беларус1 з БССР: псторыя 1 сучаснасць: матэрыялы М1ж-нар. навук.-тэарэт. канф., Мшск, 17-18 верасня 1999 г. / Беларусю дзярж. ун-т; рэд. П. Н. Бры-гадзш [{ шш.]. - Мшск, 2000. - С. 95-97.
2. Назаусёды разам. Да 60-годдзя уз'яднання Заходняй Беларус1 з БССР / рэд. М. П. Касцюк, I. Я. Навуменка. - Мшск: БелЭн, 1999. - С. 147.
3. Беларуская нацыя: уз'яднанне. Верасень 1939 - чэрвень 1941 г. / рэд. У. Ф. Ладысеу // Зборшк дакументау 1 матэрыялау. - Мшск: БДУ, 2004. - С. 19.
4. Тамсама. С. 84-85.
5. Чалавек. Этнас. Тэрыторыя. Праблемы развщця заходняга рэпёна Беларусь матэрыялы М1жнар. навук.-практ. канф., Брэст, 23-24 красавца 1998 г. / Брэсц. дзярж. ун-т; навук. рэд. С. В. Арцеменка [1 шш.]. - Брэст: БрДУ, 1998. -Ч. 2. - С. 194.
6. Тамсама. С. 192.
7. Назаусёды разам. Да 60-годдзя уз'яднання Заходняй Беларус1 з БССР / рэд. М. П. Касцюк, I. Я. Навуменка. - Мшск: БелЭн, 1999. - С. 148.
8. «Ты з заходняй, я з усходняй нашай Беларусь..»: дакументы 1 матэрыялы. Верасень 19391956: у 2 кн. / склад. У. А. Адамушка [1 шш.]. -Мшск: Беларуская навука, 2009. - Кн. 2. - С. 183.
9. Беларуская нацыя: уз'яднанне. Верасень 1939 - чэрвень 1941 г. / рэд. У. Ф. Ладысеу // Зборшк дакументау 1 матэрыялау. - Мшск: БДУ, 2004. - С. 96.
10. Тамсама. С. 198.
11. Энцыклапедыя псторьи Беларуси у 6 т. / рэдкал.: Г. П. Пашкоу (гал. рэд.) [1 шш.]. -Мшск: БелЭн, 1996. - Т. 3. - С. 342-343.
Поступила 02.04.2010