Научная статья на тему 'Возрождение инструментальных жанровых моделей эпохи барокко в творчестве Альфреда Шнитке'

Возрождение инструментальных жанровых моделей эпохи барокко в творчестве Альфреда Шнитке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
477
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / МОДЕЛЬ / КОНЦЕРТ / CONCERTO GROSSO / КОМПОЗИТОР / ЭПОХА / ТВОРЧЕСТВО / ТЕНДЕНЦИЯ / GENRE / MODEL / CONCERT / COMPOSER / EPOCH / CREATIVITY / TREND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Екимова К.Н.

В данной статье рассматривается жанр concerto grosso в творчестве Альфреда Шнитке с точки зрения сочетания, взаимодействия характерных черт жанра эпохи барокко и его обогащения за счет современных тенденций музыкального искусства XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIVAL OF INSTRUMENTAL GENRE MODELS OF THE BAROQUE EPOCH IN THE WORKS OF ALFRED SCHNITTKE

This article discusses the concerto grosso genre in the works of Alfred Schnittke from the point of view of combining, interacting with the characteristic features of the Baroque epoch genre and enriching it due to modern trends in musical art of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Возрождение инструментальных жанровых моделей эпохи барокко в творчестве Альфреда Шнитке»

11. Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the RSFSR of June 15, 1960 «On the work of the civil registry offices in the RSFSR». URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_5550.htm

12. Zhiganova S.A. Wedding ceremonies and folklore // History, ethnography, folklore of Kuban. V. 1. Korenovskiy district (materials of the Kuban folklore-ethnographic expedition). Krasnodar, 2015. 230 p.

13. SAKR. F. R-1731. Inv. 2. C. 18.

14. SAKR. F. R-1519. Inv. 2. C. 34.

15. Kudryavtsev I. Komsomol wedding // Selskaya nov. 1964. November, 21. P. 2.

16. SAKR. F. R-687. Inv. 4. C. 928.

17. Kudryavtsev I. In Single family // Selskaya nov. 1965. February, 6. P. 2.

18. SAKR. F. R-1850. Inv. 1. C. 5.

УДК 785 К.Н. ЕКИМОВА

ВОЗРОЖДЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЖАНРОВЫХ МОДЕЛЕЙ ЭПОХИ БАРОККО В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ

Екимова Карина Николаевна, аспирант, преподаватель Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), belokurova_89@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается жанр concerto grosso в творчестве Альфреда Шнитке с точки зрения сочетания, взаимодействия характерных черт жанра эпохи барокко и его обогащения за счет современных тенденций музыкального искусства XX века.

Ключевые слова: жанр, модель, концерт, concerto grosso, композитор, эпоха, творчество, тенденция.

UDC 785 K.N. EKIMOVA

REVIVAL OF INSTRUMENTAL GENRE MODELS OF THE BAROQUE EPOCH IN THE WORKS OF ALFRED SCHNITTKE

Ekimova Karina Nikolaevna, graduate, lecturer of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), belokurova_89@mail.ru

Abstract. This article discusses the concerto grosso genre in the works of Alfred Schnittke from the point of view of combining, interacting with the characteristic features of the Baroque epoch genre and enriching it due to modern trends in musical art of the 20th century. Keywords: genre, model, concert, concerto grosso, composer, epoch, creativity, trend.

С философской точки зрения XX век характеризуется преобладанием плюралистической картины мира, что проявляется во всех социальных, экономических, технологических и культурных сферах жизни современного общества. Свойственные этому периоду преобразования мирового масштаба обусловлены сложившейся исторической обстановкой: революции, мировые войны, технический прогресс и т.д. [1]. Напрямую это сформировало и мировоззренческие взгляды и вкусы представителей различных видов искусства, будь то создатели произведений искусства, критики, журналисты или ценители искусства. Музыкальная культура в свою очередь также поддается всеобщей тенденции множественности.

Музыкальное искусство XX столетия пестреет разнообразием направлений, стилей, жанров, новаторством музыкального языка и драматургии. Доминирующей темой

iie

музыкальных произведений становится философия жизни и смерти. Одной из основных характерных черт музыкальной культуры данного периода становится обращение композиторов к культуре эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения. Это проявляется в избрании жанровых имен, формообразующих моделей прошлых эпох, но обязательно в сочетании с современными тенденциями.

Одним из ярких представителей, писавших музыку в данном направлении академической музыки, был русско-немецкий композитор Альфред Гарриевич Шнитке. Этот композитор использовал в своем творчестве жанровые модели духовной музыки (реквием, страсти, месса) и инструментальной музыки (concerto grosso, двойной и тройной концерты) эпохи барокко и раннеклассического периода. Альфред Шнитке был выдающимся мастером инструментальной музыки, одним из создателей музыкального языка в XX веке [2].

Шесть его Concerto grosso, написанные в разные годы и периоды творчества (с 1977 по 1993 г.), являются жанровым образцом concerto grosso, типичного для эпохи барокко [3]. В 1971 году А. Шнитке написал одночастный Концерт для гобоя, арфы и струнных, а в 1994 году четырехчастный Концерт для скрипки, альта, виолончели и струнных с фортепиано - образец раннеклассической концертной симфонии. Таким образом, можно отметить тяготение на протяжении всего творческого пути композитора к инструментальным жанровым моделям старины с использованием неоклассических и авангардных тенденций.

Для сравнения жанра concerto grosso в творчестве А. Шнитке следует рассмотреть, какие признаки имел данный жанр в эпоху барокко. Concerto grosso представлял собой чередование и противопоставление tutti оркестра (ripieno) с группой солистов (concertino). Как правило, в группу солирующих инструментов включались изначально 2 скрипки, виолончель и бассо континуо (клавесин), позднее композиторы начинают вводить деревянные духовые инструменты. Солирующие инструменты не вписывались в название произведения, а выделялись лишь в нотной партитуре. Группа солирующих инструментов сопровождалась струнным оркестром. Concerto grosso эпохи барокко имел цикл, состоящий из четырех и более частей, которые располагались по принципу темпового контраста быстро - медленно. Формы написания музыкального материала избирались преимущественно староконцертные, вариационные и ритурнельные. В основе произведения лежало развлекательное, танцевальное начало [4].

Рассматривая Concerto grosso в творчестве Шнитке как своеобразное возрождение жанра спустя два с половиной века, можно сказать следующее. В состав солирующей группы композитор включает инструменты, как свойственные для барочного concerto grosso - скрипка, виолончель, клавесин, так и современные - фортепиано (Concerto grosso № 1, 3, 5, 6). Использование струнного оркестра для противопоставления группе соло сохранено в Concerto grosso № 1, 3 и 6. Состав симфонического оркестра обозначен в Concerto grosso № 2, 4, 5. Также в составе симфонического оркестра принимают участие и другие второстепенные инструменты, которые вводятся по усмотрению композитора - вибрафон, электрогитара, бас-гитара, колокола, челеста, арфа и другие. Количество частей в произведениях Шнитке варьируется от трех- до шести-частного цикла (3 части - Concerto grosso № 6; 4 части - Concerto grosso № 2, 4; 5 частей - Concerto grosso № 3, 5; 6 частей - Concerto grosso № 1). Расположение частей по принципу «быстро-медленно» сохраняется. По типу барочного Concerto grosso Альфред Шнитке избирает рондальные, вариационные, староконцертные формы. Несмотря на то, что основные признаки жанра сохраняются в творчестве рассматриваемого композитора, развлекательное, танцевальное начало исчезает полностью, и в основу драматургии всех Concerto grosso положена идея противостояния личности современного человека с враждебным для него миром.

Жанровые признаки Concerto grosso эпохи барокко Concerto grosso в творчестве А. Шнитке

1. Инструменты Скрипка, виолончель, клавесин, Скрипка, виолончель, клавесин,

солирующей группы деревянно-духовые инструменты деревянно-духовые инструменты, фортепиано

2. Состав оркестра Струнно-смычковый ансамбль Струнно-смычковый ансамбль, симфонический оркестр с дополнительными инструментами

3. Количество частей От четырех и более От трех до шести

4. Принцип Быстро-медленно Быстро-медленно

расположения частей в

цикле

5. Формообразование Ритурнельная, староконцертная, Ритурнельная = рондообразная,

вариационная староконцертная, вариационная

6. Драматургическая Развлекательная Философская

концепция

Несмотря на то, что основополагающие принципы строения цикла в целом соблюдены, следует заметить, что музыка А. Шнитке по слуховым ощущениям кардинально отличается от музыки эпохи барокко. При этом автор использует характерные для эпохи барокко мелодико-гармонические и ритмические формулы, иногда доходящие до квазицитат, приемы тематического изложения по принципу «ядро-развертывание», каноническое изложение тем и другое. При сочетании всех вышеперечисленных принципов, «заимствованных» из прошлого, а также современных тенденций и стиля самого композитора появляется новая транскрипция жанра Concerto grosso в XX столетии.

Новое наполнение барочного concerto grosso происходит через его обогащение современными музыкально-выразительными средствами, свежим взглядом на художественную концепцию данного жанра, содержанием и стилистическими тенденциями XX века.

В первую очередь Шнитке кладет в основу драматургии concerto grosso современные философские идеи - это показ различных состояний внутренней жизни человека, его души. Таким образом, художественная концепция произведений строится из определенных оппозиций: добро - зло; свет - тьма; жизнь - смерть и т.п.

Художественная составляющая жанра concerto grosso обогащается за счет применения композитором полистилистического принципа, который присущ всему творческому наследию автора. Мозаика стилей охватывает объемные временные рамки: от эпохи барокко до современности. В напластовании, диалоге и взаимодействии тем-репрезентантов стилей и эпох Шнитке использует три основных линии: 1) «авторская музыка» - темы в стиле самого автора; 2) цитаты, квазицитаты и аллюзии на музыку композиторов прошлых эпох; 3) банальная музыка быта - танцы, эстрадная музыка и т.п.

Помимо полистилистического принципа А. Шнитке использует в своих concerto grosso полисемантичность материала, где тональная система сменяется додекафонией, атональностью - происходит смешение и взаимодействие этих систем. Композитор активно применяет лейтинтервалы - секунды и терции. Фактура наполнена глиссандиру-ющими, алеаторическими пассажами, кластерами, которые подчеркивают трагическое начало сочинений.

Подводя итоги исследования жанра concerto grosso в творчестве Альфреда Шнитке, следует сказать, что, используя в основе жанр эпохи барокко, старинные формы, принцип концертности и инструментарий, автор наполняет свои сочинения современными тенденциями и средствами выразительности, что дает возможность нового прочтения старого жанра интерпретаторам, слушателям и ценителям музыкального искусства.

Литература

1. Сартр Ж. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2009.

2. Холопова В. Композитор Альфред Шнитке. М., 2003.

3. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. М., 1990.

4. Arthur Hutchings, Michael Talbot, Cliff Eisen, Leon Botstein, Paul Griffiths. Concerto // The New Grove Dictionary of Music and Musicians (A-Z). In 29 vol. London, 2000.

References

1. Sartre J. Bytie i nichto. Opyt fenomenologicheskoy ontologii [Being and nothing. Experience of phenomenological ontology]. Moscow, 2009.

2. Kholopova V. Kompozitor Alfred Shnitke [Composer Alfred Schnittke]. Moscow, 2003.

3. Kholopova V., Chigareva E. Alfred Shnitke [Alfred Schnittke]. Moscow, 1990.

4. Arthur Hutchings, Michael Talbot, Cliff Eisen, Leon Botstein, Paul Griffiths. Concerto // The New Grove Dictionary of Music and Musicians (A-Z). In 29 vol. London, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.