"Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (62), 2016
номеров (6-7, 8-9) ритм чередования сдержанных и более подвижных темпов сохраняется. Представленный в укрупнении ритм темповых смен (6-7 - 8-9) способствует заострению контраста между финальным и предшествующими номерами цикла:
I II III IV V VI VII VIII IX X
Темповые контрасты внутри номеров цикла обусловлены пристальным вниманием композитора к содержанию поэтического текста, где музыка чутко следует за словом.
В общей компоновке частей вокального сочинения очевидна роль номеров, где первый выполняет функцию вступления и одновременно «завязки действия», финал служит итогом произведения, а средние номера отражают развитие «событий» посредством ряда картин-воспоминаний лирической героини. Таким образом, как и в «Семи романсах на стихи А. Ахматовой», группировка номеров внутри цикла ориентирована на трехчастную структуру: i - № 1, m - №2-9, t - №10.
Особо следует подчеркнуть обобщающую роль финального номера, в котором не только звучит лейттема (тема «любви») цикла, но и представлено все фактурное разнообразие - от скупых октавных дублировок, гармонических, ритмических фигураций, до аккордовой фактуры.
Выявленные в ходе анализа факторы достижения единства позволяют сделать вывод о наличии высокого уровня внутренней целостности цикла, выраженной в композиционно-драматургических особенностях его музыкальной основы.
Литература
1. Рыцарева М.Г. Композитор Сергей Слонимский. Л., 1991.
2. Крылова А.В. Вокальный цикл. Вопросы теории и истории жанра. М., 1988.
References
1. Rytsareva M.G. Kompozitor Sergei Slonimskii [Composer Sergey Slonimsky]. Leningrad,
1991.
2. Krylova A.V. Vokal'nyi tsikl. Voprosy teorii i istorii zhanra [Vocal cycle. Theory and the history of the genre]. Moscow, 1988.
УДК 785 К.Н. ЕКИМОВА
КОНЦЕРТНАЯ СИМФОНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
Екимова Карина Николаевна, аспирант Краснодарского государственного института культуры, преподаватель музыкально-теоретических предметов детской школы искусств ст. Павловской (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности концертной симфонии как одного из ведущих жаров эпохи классицизма и предлагаются определение и классификация этого жанра на основе разных принципов: организации цикла как целого; выбора оркестрового состава и трактовки сольных партий; взаимодействия с другими оркестровыми жанрами западноевропейской музыки XVIII века. Ключевые слова: концертная симфония, жанр, эпоха, композиторская школа, цикл, классификация.
UDC 785 K.N. EKIMOVA
CONCERT SYMPHONY IN THE EUROPEAN CULTURE OF THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY: THE PROBLEM OF GENRE CLASSIFICATION
Ekimova Karina Nikolaevna, graduate of Krasnodar state institute of culture, a teacher of music theoretical subjects at the children's art school in the Pavlovskaja village (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abstract. The article discusses the features of the symphony concert as one of the major fires of the Classical period and proposes a definition and classification of this genre on the basis of different principles: the organization on the cycle as a whole; selection of orchestral composition and interpretation of solos; interaction with other orchestral genres of Western music of the XVIII century. Keywords: concert symphony, genre, era, composer school, cycle.
Европейская музыкальная культура второй половины XVIII века была необычайно плодотворным временем. В этот период интенсивно формируются и развиваются классические жанры инструментальной музыки, эволюционирует оркестровое музицирование, постепенно складывается сонатно-симфонический цикл. Важнейшую роль в становлении музыкального классицизма сыграли оркестровые достижения композиторов мангеймской школы, а основными вехами эволюции классического стиля к концу XVIII века стали ранние и «Лондонские» симфонии Й. Гайдна, симфонии В.А. Моцарта.
Помимо симфонического жанра, классические тенденции проявились в жанре сольного инструментального концерта, эволюционировавшего от староконцертных форм эпохи барокко к высоким образцам зрелого классицизма. И симфония, и сольный инструментальный концерт не утратили своего значения в музыкальном искусстве последующих эпох, обогатившись новыми формами. Иной стала судьба жанра концертной симфонии, зародившегося в предклассический период и практически полностью исчезнувшего с музыкальной арены в начале XIX столетия.
Целью статьи является исследование концертной симфонии как одного из ведущих инструментальных жанров европейской музыки второй половины XVIII века. Выявляются и систематизируются типовые признаки этого жанра, реализуемые через оркестровый состав и трактовку сольных партий, особенности организации цикла как целого, степень влияния оркестровых жанров западноевропейской музыки XVIII века (concerto grosso, сольный инструментальный концерт, раннеклассическая и классическая симфония) на концертную симфонию.
Методы, использованные при написании статьи, сочетают в себе комплексный искусствоведческий анализ и теоретический анализ музыкальных произведений (В. А. Моцарт, Й. Гайдн, И. Плейель, И.-К. Бах, Д. Бортнянский). Это позволяет продвигаться от самых общих вопросов к конкретике музыкальной материи и соотносить аналитические результаты с историческим контекстом.
Во второй половине XVIII века было создано значительное количество концертных симфоний, о чем свидетельствуют издательские каталоги и концертные афиши. Композиторы, писавшие произведения в жанре концертной симфонии, в зависимости от места их проживания указывали различные варианты заглавий: sinfonia concertante - итальянский вариант, sinfonie concertante, simphonie concertante и symphonie concertante - немецкий и французский варианты [1]. Авторами концертных симфоний были преимущественно композиторы «второго ряда», чье творчество сегодня малоизвестно [2]. Также малоизвестен сам жанр - причины его возникновения и упадка, тенденции развития, жанровые признаки и пр.
"Культурная жизнь Юга России" 40 ;
№ 3 (62), 2016
В материалах словаря Гроува сообщается о 570 произведениях, написанных в жанре концертной симфонии. Такое количество произведений возводит концертные симфонии в ранг жанра, достойного специального рассмотрения как самостоятельного музыкального явления.
В чем специфика концертной симфонии? Это жанр инструментальной музыки для камерного оркестра и нескольких солирующих инструментов, которые выделяются из оркестровых партий. Концертная симфония вобрала в себя черты барочной симфонии и сольного концерта. Это отражается в построении цикла, выборе форм, чередовании частей и разделов, принципах использования тематизма, динамических средств и пр. Стиль и структура большинства образцов концертной симфонии относит ее к представителям жанров раннего классического периода [3].
Оркестр в концертной симфонии может быть различного состава: 1) с обязательной струнной группой, которую называли струнным квартетом в составе первой и второй скрипки, альта, виолончели; 2) с участием отдельных инструментов группы деревянных духовых, за исключением кларнета; 3) во многих случаях - с использованием клавесина, что характерно для оркестра эпохи барокко.
Из каждой оркестровой партии вычленялся солирующий инструмент, который в определенные моменты партитуры исполнял специально выписанное соло, а в остальное время играл тот же материал, что и все остальные инструменты. Некоторым солирующим инструментам отдавалось предпочтение, поскольку их сольное звучание преобладало, и тогда они указывались в названии произведения. В отличие от сольного инструментального концерта в концертной симфонии таких инструментов было не меньше двух.
Инструменты, избираемые композиторами в качестве солирующих в известных нам концертных симфониях, довольно разнообразны. В ранних произведениях самым популярным solo-инструментом является скрипка, позднее возрос интерес к духовым. Необычны комбинации солирующих инструментов: клавесин, скрипка и фортепиано; гобой, фагот, скрипка и виолончель; виолончель и контрабас и т.д.
Традиционно концертные симфонии были трехчастными, но встречаются произведения с двумя, а также с четырьмя частями. В темповых обозначениях частей в трехча-стном цикле части расположены по принципу: быстро, медленно, быстро. В двухчастных циклах драматургическая нагрузка частей смещается со второй части на первую. В таких случаях первая часть предстает в медленном темпе, а вторая в быстром. Четырехчас-тные циклы являются своеобразным прототипом еще не полностью сформировавшегося в то время классического сонатно-симфонического цикла, темповые обозначения и функции частей выполняют ту же роль, что и в будущей классической симфонии.
Быстрые части концертных симфоний, как правило, написаны в старинной концертной форме, основанной на чередовании ритурнелей [4]. В данном случае это проведение основной темы всей концертной симфонии в так называемой оркестровой экспозиции, а в дальнейшем без изменений в сольной экспозиции. Эти части основываются на танцеваль-ности и имеют жанровое начало. В некоторых концертных симфониях к первым частям композиторы выписывают каденции либо помечают наличие этого раздела, что дает возможность для импровизации солистов. Медленные части нередко написаны в сложной 3-частной форме и имеют песенное, ариозное начало.
Композиторы, работавшие в жанре концертной симфонии, предпочитали избирать для своих произведений мажорные тональности, подобно тому, как это происходило в ранне-класических симфониях.
Что касается жанрового наименования своих произведений композиторами, то здесь наблюдается множество вариантов. Французская форма написания, как и немецкая (symphonie concertante, sinfonie concertante), чаще использовалась композиторами, нежели итальянская (sinfoniа concertante). Позднее появляется термин «сoncertone», аналогичный термину «concertante». Среди других терминов, которые использовали композиторы и издатели, - дуэт концертино, дуэтто концерт, концертное трио, концертная фантазия, концертный дивертисмент, квартет концерт и др.
В связи с выявлением множественности подходов к анализу произведений данного жанра, можно предложить классификацию образцов жанра по следующим признакам: 1) по эпохе или по стилю произведений1: барокко; классицизм; 2) по принадлежности к национальной композиторской школе: французская (Париж); немецкая (Мангейм); английская (Лондон); австрийская; итальянская; 3) по принципу построения цикла произведений: двухчастный цикл, по типу увертюры; трехчастный цикл, по типу барочной симфонии или инструментального концерта; четырехчастный, по типу классической симфонии; 4) по преимуществу признаков того или иного жанра: concerto grosso; сольный инструментальный концерт; барочная симфония; классическая симфония; 5) по разнообразию инструментовки, избираемого композитором для произведения: оркестр, приближенный к барочному типу; оркестр, приближенный к классическому типу; индивидуальная комбинация и соотношение солирующих инструментов.
Подводя итоги наблюдениям над особенностями жанра концертной симфонии, мы приходим к выводу о том, что представляющие его произведения являются стилевым атрибутом эпохи раннеклассического стиля, переходного от барокко к зрелому классицизму. В них отображены тенденции того времени, когда в музыкальном искусстве происходило формирование классической симфонии и сольного инструментального концерта. Анализ концертных симфоний показывает, в каком направлении развивались вкусы европейской публики, как эволюционировали принципы оркестровой игры, совершенствовалась исполнительская техника музыкантов.
Литература
1. Barrys Brook, Jean Gribenski. Symphonie concertante // The New Grove Dictionary of Music and Musicians (A-Z). In 29 vol. London, 2000.
2. Блинова С. Композиторы «второго ряда» в эпоху венского классицизма // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе: сб. ст. М., 2010. С. 80-90.
3. Арановский М. Симфонические искания: проблемы жанра симфонии в советской музыке. 1960-1975 гг. Л., 1979. 286 с.
4. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII-XX вв. М., 2003. 312 с.
References
1. Barrys Brook, Jean Gribenski. Symphonie concertante // The New Grove Dictionary of Music and Musicians (A-Z). 29 In vol. London, 2000.
2. Blinova S. Composers of the "second row" in the era of Viennese classicism // Composers of the "second row" in historic and cultural process: collection of articles. Moskow, 2010. Pp. 80-90.
3. Aranovsky M. Simfonicheskie iskaniya: problemy zhanra simfonii v sovetskoi muzyke [Symphony quest: problems of the genre of the Symphony in the Soviet music]. 1960-1975. Leningrad, 1979. 286 p.
4. Kyureghyan T. Forma v muzyke XVII-XX vv. [Form in the music of the XVII-XX centuries]. Moscow, 2003. 312 p.
1 Эпоха и стиль в данном случае трактуются нами как близкие и взаимосвязанные понятия -эпохальный стиль.