ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ И РАБОТАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ
© О. В.Грибкова
Грибкова Ольга Витальевна кандидат биологических наук доцент кафедры обшей и социальной психологии Самарская
гуманитарная академия e-mail: [email protected]
В исслеловании на примере стулентов первого курса было проверено прелположение о том, что низкий уровень развития эмоционального интеллекта, низкие показатели способности управлять своими эмоциями и самомотивации являются характерными особенностями лля мололежи в возрасте 17-18 лет. Выявлены половые различия в управлении своими эмоциями межлу юношами и левушками в возрасте 17-18 лет и межлу мужчинами и женщинами возрастного лиапазона от 24 ло 43 лет. В группе работающих взрослых были получены результаты, свилетельству-ющие о существовании неолнозначной связи межлу каленларным возрастом и уровнем развития эмоционального интеллекта и его компонентов.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, половые различия, возрастные особенности.
В настоящее время в психологии востребованным является исследование эмоционального интеллекта, его компонентов, предпосылок его развития, а также исследование его влияния на различные сферы жизни людей [2, 3, 6, 10]. Высокий инструментальный интеллект IQ не в каждой ситуации может обеспечить его обладателю получение положительного результата [9]. Высказываются мнения о бульшей успешности в своей деятельности тех студентов и менеджеров, которые обладают высоким уровнем развития эмоционального интеллекта [6, 11]. Они проявляют способности в эмоциональном самоуправлении, которые дают им преимущество перед остальными людьми, не обладающими такими характеристиками. У менеджеров с повышени-
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2014. No 1 (15)
ем эмоционального интеллекта (ЭИ) увеличивается получаемая ими материальная прибыль. Выявлена зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня развития ЭИ [7]. Студенты же с развитой указанной характеристикой легче взаимодействуют, умеют правильно выстраивать свои взаимоотношения с сокурсниками [8]. Было выявлено [13], что повышение показателей ЭИ позитивно влияет на субъективную и объективную успешность их учебной деятельности.
В исследованиях проблемы эмоционального интеллекта остается ряд вопросов, не имеющих ответов. Из года в год у поступающих на гуманитарные специальности первокурсников нами выявлялись одни и те же особенности: у большинства участников в изучаемых выборках отмечался низкий уровень развития эмоционального интеллекта, а также низкие показатели по шкалам «Самомотивация» и «Управление своими эмоциями» [4]. Аналогичные результаты были получены в работах других исследователей [1, 5, 10] при изучении развития ЭИ и его компонентов у студентов-первокурсников различных факультетов, как гуманитарного направления, так и технического. Причем на примере психологического образования [5] показано, что он остается неизменным на протяжении всего времени обучения в вузе. На основании этого нами было выдвинуто два предположения:
1) для студентов 17-18-летнего возраста характерны низкий уровень ЭИ и низкие показатели таких его компонентов, как «Самомотивация» и «Управление своими эмоциями», а для старшего возрастного периода характерны более высокий уровень ЭИ и высокие значения указанных компонентов;
2) с возрастом изменяется не столько уровень ЭИ и его компонентов, сколько структура ЭИ как системы.
Методика исследования
Для подтверждения или опровержения эмпирических гипотез были проведены измерения уровня эмоционального интеллекта и его компонентов у студентов первого курса и работающих людей более старшего возраста. В первую группу были отобраны первокурсники, обучающиеся очно на факультете психологии, экономическом, юридическом факультетах и факультете журналистики (всего 75 человека) в возрасте 17-18 лет. Во вторую группу отбирали взрослых, которые работают, имеют высшее образование (техническое, экономическое, химическое и др.) или получают его на очно-заочном или заочном отделениях. Их возраст составил от 24 до 43 лет (всего 26 человек). Различий по уровню развития ЭИ и его компонентов с помощью критерия Манна-Уитни не выявлено. У участников обеих групп определяли уровень развития эмоционального интеллекта и его компонентов с помощью методики «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла [11], которая содержит 5 шкал: эмоциональная осведомлённость, управление своими эмоциями (саморегуляция), самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
Полученные данные подвергли статистической обработке в пакете математической статистики БТАТКТГСА 10.0. Обе группы, не разделяя по половой принадлежности, сравнивали между собой по показателям интегрального ЭИ и его шкал с помощью И-критерия Манна-Уитни.
Известно, что на развитие эмоционального интеллекта и его компонентов влияют тендерные особенности воспитания [1, 2, 3, 6]. В своей работе мы не изучали степень маскулинности или феминности, тендерные стереотипы испытуемых. Об упомянутых личностных характеристиках можно было судить лишь косвенно в ходе беседы с работающими взрослыми или при наблюдении поведения студентов во время учебных занятий. В основном, гендерные особенности демонстрировались теми и другими участниками исследования в соответствии с их половой принадлежностью. Поэтому с помощью t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни в каждой из изучаемых групп мы определяли наличие или отсутствие половых различий по характеристикам ЭИ, а также возрастных различий между юношами и мужчинами, девушками и женщинами.
Для выявления возрастных особенностей развития ЭИ и его компонентов группы были сформированы на основе теории психосоциального развития личности Эрика Эриксона, в которой акцент сделан на развитии Я индивида. В первую группу вошли студенты и взрослые в возрасте от 17 до 25 лет, которые по Э. Эриксону проходят стадии жизненного цикла — юность и молодость. В юности осваиваются новые социальные роли и связанные с ними требования, оценивается мир и отношение к нему. Молодость обозначает формальное начало взрослой жизни [14].
Ко второй группе отнесли испытуемых в возрасте от 26 до 43 лет, которые по Э. Эриксону проживают стадию зрелости. Она характеризуется продуктивной рабочей жизнью и воспитывающим стилем родительства. Во время нее развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.
Для определения взаимосвязи возраста и уровня развития ЭИ проведен корреляционный анализ в группах испытуемых в возрасте от 17 до 25 лет включительно и в возрасте от 26 до 43 лет. В указанных выборках определяли наличие или отсутствие половых различий по указанным характеристикам с помощью критерия Манна-Уитни.
Исходя из теоретических предпосылок мы предположили, что в возрастной группе (от 24 до 43 лет) может быть два вида групп по критерию однородности характеристик ЭИ: первый — группа гомогенная по уровню развития ЭИ и его компонентов. Второй — группа негомогенная, т. е. она включает в себя представителей различных психологических типов по этим характеристикам. Для определения гомогенных групп по показателям ЭИ у работающих взрослых в возрасте от 24 до 43 лет использовался кластерный анализ (иерархический агломеративный кластерный анализ методом полных связей с евклидовой метрикой).
Результаты исследования
При определении уровня развития ЭИ в группе студентов (17-18 лет) были получены следующие результаты: высокий уровень у 5,3 % опрошенных, средний уровень у 36 %, низкий уровень у 58,7 %. В группе взрослых выявлены схожие величины: высокий уровень у 3,8 %, средний уровень у 30,8 %, низкий уровень у 65,4 %. При сравнении групп студентов и взрослых с помо-
щью И-критерия Манна-Уитни достоверных возрастных отличий по уровням развития компонентов ЭИ и интегрального ЭИ не было выявлено. Можно предположить, что это связано с недостаточным количеством испытуемых в «возрастной» группе и ее неоднородностью.
Сформировав в каждой выборке контрастные группы, мы сравнили в них представителей с низким и высоким уровнями развития ЭИ с помощью И-критерия Манна-Уитни. Достоверных различий между студентами и взрослыми, обладающими высоким уровнем развития ЭИ, не было выявлено, тогда, как у учащихся и работающих взрослых с низким уровнем развития ЭИ отличия обнаружены (при р<0,013). Для студентов границей между низким уровнем и средним уровнем развития данной личностной характеристики является 29 баллов, а для взрослых — 22 балла. Можно предположить, что с возрастом граница между средним и высоким уровнями развития ЭИ существенно не смещается, а между низкими и средними показателями - понижается из-за изменения значимости изучаемой характеристики в жизни индивида. У взрослых регрессируют различные биологические и психологические показатели, в том числе и эмоциональный интеллект.
В каждой из выборок испытуемых провели разделение по полу и сравнили между собой юношей и девушек возраста 17-18 лет, мужчин и женщин возраста от 24 до 43 лет. В группе студентов первого курса обучения были выявлены половые различия между девушками и юношами по шкале «Управление своими эмоциями». С помощью ^критерия Стьюдента аналогичная картина отличий обнаружена между мужчинами и женщинами по показателю развития указанного компонента ЭИ. Когда же сравнили представителей одного пола из разных возрастных групп с помощью И-критерия Манна-Уитни по уровню развития ЭИ и его шкал, то различий между ними не обнаружили.
Согласно полученным нами данным юноши и мужчины превосходят девушек и женщин в способности управлять своими эмоциями. Это также было обнаружено в исследованиях И.Н. Андреевой, Д.С. Никулиной, Г.С. Петренко [1, 10]. На развитие этой характеристики влияют разные причины: и особенности воспитания, и гендерные стереотипы. От мужчин требуются более жёсткие контроль и управление своими эмоциями, чем от женщин. Существуют гендерные ограничения на проявление ряда эмоций, при этом женщинам «прощается» большая эмоциональность. Мы можем лишь предположить, опираясь на информацию, полученную в ходе бесед и наблюдения за поведением участников исследованных нами групп людей, что обнаруженные личностные особенности зависят не только от пола испытуемых, но и от степени их маскулинности и феминности.
Опираясь на теорию психосоциального развития личности Эрика Эрик-сона, мы сформировали две новые изучаемые группы. К первой отнесли студентов (17-18 лет) и испытуемых, которые получают высшее образование на очно-заочной форме обучения или не имеют его, в возрасте от 21 года до 25 лет включительно, в итоге количество испытуемых стало 89 человек. Во вторую группу мы определили участников в возрасте от 26 лет до 43 лет, таким образом, число участников сократилось до 17 человек. Участников первой группы объединяет поиск своего места в жизни, социума, а участников второй
группы характеризует интерес к будущему других людей, общества и мира в целом, к общечеловеческим ценностям.
В полученных группах был проведен корреляционный анализ. В группе испытуемых в возрасте от 17 до 25 лет корреляции между возрастом и показателями развития ЭИ и его компонентов не выявлено. U-критерий Манна-Уитни показал, что существуют половые различия в развитии способности управлять своими эмоциями и способности распознавать чужие эмоции. Юноши и мужчины в указанной группе превосходят девушек и женщин в управлении своими эмоциями, тогда как девушки и женщины лучше распознают эмоции других людей. Выявленные особенности зависят не только от половой принадлежности испытуемых, но и от гендерных особенностей воспитания, степени макулинности и феминности, выполняемых социальных ролей. Женщины ориентированы на поведение и эмоции окружающих их людей, поэтому они должны хорошо распознавать эмоциональные реакции остальных. В обществе от мужчин ожидают сдержанности в выражении своих чувств, что требует развития умения управлять своими эмоциями.
В группе более взрослых людей (возраст 26-43 лет) была обнаружена слабая зависимость между возрастом испытуемых и показателями шкалы «Эмоциональная осведомленность», коэффициент корреляции Спирмена равен 0,38 при р<0,10. С другими компонентами ЭИ и уровнем интегрального ЭИ возраст обследованных не коррелирует. Следовательно, среди данной выборки работающих взрослых эмоциональная осведомленность незначительно нарастает с увеличением возраста. Можно предположить, что у них так проявляется приобретенный во взаимодействии с другими людьми жизненный опыт, диапазон испытываемых ими эмоций и чувств расширяется.
Критерий Манна-Уитни показал отсутствие половых различий между мужчинами и женщинами в возрасте от 26 до 43 лет по уровню развития ЭИ и его компонентов. Возможно, этот факт объясняется тем, что с опытом происходит компенсация развития способностей, составляющих ЭИ.
Мы предположили, что в выборку работающих взрослых (возраст от 24 до 43 лет) попали люди разных психологических типов по перечисленным характеристикам. Поэтому полученные нами данные в этой группе с целью повышения ее однородности подвергли кластерному анализу по компонентам ЭИ В итоге все испытуемые распределились на три типа (рис. 1). На рисунке 2 приведен профиль личности для каждого типа в нормированной Z-шкале (от -3 до +3 баллов).
Взрослые, относящиеся к первому типу (испытуемые С2, С4, С6, С8, С9, С10, С11, С12, С14, С25, рис. 1), характеризуются наличием положительной корреляции между шкалой «Управление своими эмоциями» и шкалой «Самомотивация» (r = 0,66 при р<0,05), т. е. у испытуемых с более высокой способностью переключаться с одних эмоций на другие, одновременно высока способность произвольно управлять собственными эмоциями, чувствами и переживаниями, контролировать их. Среди лиц этого типа есть и мужчины, и женщины. Поэтому, скорее всего, половая принадлежность не является причиной существования обнаруженной связи.
У испытуемых второго типа (С5, С7, С15, С16, С18, С19, С20, С22, С23, С24, С26) выявлена отрицательная взаимосвязь между способностью управ-
лять своими эмоциями и эмпатией (г = -0,53 при р < 0,05) и сильно выраженная положительная связь между эмпатией и способностью распознавать чужие эмоции (г = 0,77 при р < 0,05). То есть чем выше уровень эмпатии указанных людей, тем лучше они определяют эмоции окружающих и тем хуже контролируют свои эмоции. Обладание развитой эмоциональной отзывчивостью облегчает понимание эмоциональных переживаний и чувств других, но не подразумевает умения управлять своими собственными.
Рис. 1. Кластерный анализ показателей ЭИ у работающих взрослых
Среди лиц второго типа лишь один мужчина, все остальные женщины. Исключив его из группы, можно было бы предположить, что к причинам, объясняющих характер корреляций между эмпатией, способностью управлять своими эмоциями и способностью распознавать эмоции других, относится половая принадлежность. Как уже подчеркивалось, женщины в бульшей степени, чем мужчины ориентированы на окружающих людей, хорошее взаимодействие с ними. Успешность решения этой задачи достигается через развитие способности определять эмоции и переживания других.
У взрослых, относящихся к третьему типу (С1, С3, С13, С17, С21), выявлено наибольшее количество связей между психологическими характеристиками. У них обнаружены: высокая корреляция между шкалами «Управление своими эмоциями» и «Самомотивацией» (г = 0,87 при р<0,05), высокая корреляция между развитием эмпатии и возрастом (г = 0,89 при р<0,05), а также способностью распознавать эмоции других людей (г = 0,89 при р<0,05).
Рис. 2. Психологические типы по показателям ЭИ в группе работающих взрослых (возраст от 24 до 43 лет)
Примечания: эо — эмоциональная осведомленность, упр — управление своими эмоциями, сам — самомотивация, эмп — эмпатия, расп — распознавание чужих эмоций.
Мы можем предположить, что испытуемые третьего типа лучше используют накопленный жизненный опыт в выстраивании взаимодействия и взаимоотношений с окружающими и более гармонично развиты по сравнению с испытуемыми первого и второго типа. У указанных лиц близкие по своей сути компоненты ЭИ связаны друг с другом. Если у испытуемого более высокая способность распознавать чужие эмоции, то и высока эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать другим людям. У испытуемых третьего типа с развитием способности переключаться с одних эмоций на другие развивается способность произвольно управлять своими эмоциями и переживаниями.
Можно высказать предположение о том, что у лиц третьего типа компоненты ЭИ представляют собой специфическую систему. Для них характерны следующие особенности: средний или высокий уровни развития эмоциональной осведомленности, самомотивации, эмпатии и ЭИ. Они разного возраста и пола, работают в различных сферах (менеджеры, бухгалтеры, медицинский работник, секретарь), но у всех работа тесно связана с общением с другими людьми. В своих высказываниях о ней они отзываются положительно. Скорее им нравится заниматься своим делом, чем не нравится, и они не хотели бы
поменять свое место работы. Вероятно, выявленные психологические особенности позволяют им объективно или субъективно успешно справляться с рабочими проблемами, выстраивать взаимоотношения с окружающими. Как следствие, они хорошо относятся к своему труду. Следовательно, удовлетворенность выполняемой работой положительно отражается на ее качестве. Это согласуется с данными исследований о связи ЭИ с профессиональной успешностью [7, 9].
Таким образом, нами обнаружены закономерности в группе людей возраста от 24 до 43 лет, свидетельствующие о наличие более сложных связей между возрастом индивида и показателями ЭИ, о наличие различных психологических типов испытуемых в указанной выборке. Нельзя однозначно утверждать, что с увеличением календарного возраста человека будут происходить «прогнозируемые» положительные изменения в развитии ЭИ и его компонентов. Следовательно, наша экспериментальная гипотеза о том, что с возрастом изменяется не столько уровень ЭИ и его компонентов, сколько структура ЭИ как системы, подтвердилась.
В исследованиях разных авторов было выявлено, что на формирование и совершенствование эмоционального интеллекта влияют разные биологические и социальные факторы. Так, среди социальных предпосылок И. Н. Андреева указывает андрогинность. Люди, обладающие данной характеристикой, демонстрируют бульшую эмоциональную гибкость, чем остальные [3]. В зависимости от ситуации они проявляют способности, свойственные в большей степени либо мужчинам, либо женщинам, и тем самым достигают успеха. Мы предполагаем, что, зная, в чем проявляются половые различия в сфере ЭИ у мужчин и женщин, юношей и девушек, можно направлять и корректировать развитие компонентов ЭИ в нужную сторону для психологической гармонизации личности через психологические тренинги, групповые дискуссии, психологические игры, мастер-классы, проблемные лекции [9, 12] с учетом уровня развития ЭИ и его компонентов.
Возможно, используя «сильные стороны» человека и через компенсацию его «слабых сторон», удастся повысить успешность его деятельности и улучшить взаимодействие с другими людьми.
Выводы
1. Выдвинутая нами гипотеза о том, что низкий уровень развития эмоционального интеллекта, а также низкие показатели по шкалам «Самомотивация» и «Управление своими эмоциями» — характерные особенности для возраста 17-18 лет, не получила подтверждения.
2. В исследованных выборках были обнаружены половые различия по шкале «Управление своими эмоциями» между девушками и юношами в возрасте 17-18 лет, а также мужчинами и женщинами в возрасте от 24 до 43 лет, т.е. юноши и мужчины гораздо лучше управляют своими эмоциями, чем девушки и женщины.
3. В выборке испытуемых в возрасте от 17 до 25 лет включительно юноши и мужчины превосходят девушек и женщин в способности управлять своими эмоциями, а последние лучше распознают эмоции других людей.
4. В группе работающих взрослых возрастного диапазона от 26 до 43 лет половых различий в уровне развития ЭИ и его компонентов не выявлено. 34
5. В выборке испытуемых в возрасте от 24 до 43 лет выявлено несколько психологических типов, отличающихся друг от друга по характеру корреляций между различными компонентами ЭИ, образующими структуры ЭИ. Мы можем говорить о сложности и многоуровневости эмоционального интеллекта, и не можем утверждать о наличии безусловной и однозначной связи между календарным возрастом и развитием эмоционального интеллекта и его компонентов. Следовательно, выдвинутая нами вторая экспериментальная гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, И. Н. Тендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта // Психологический журнал. — 2008. — № 1. — С. 39—43.
2. Андреева, И. Н. Тендерные различия в сфере эмоционального интеллекта // Женщина. Образование. Демократия: материалы междунар. междисц. науч.-практ. конф. 19-20 декабря 2003 года. — Минск, 2004. — С. 147—149.
3. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. — 2007. — № 5. С. 57—65.
4. Грибкова, О. В. Взаимосвязь личностной тревожности и эмоционального интеллекта у студентов младших курсов гуманитарных специальностей // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2012. — № 1(11). — С. 3—8.
5. Двойнин А. М., Данилова Г. И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов // Вестник ПСТТУ IV: Педагогика. Психология. — 2012. — Вып. 1(24). — С. 121—134.
6. Ерохина, Е. В. Эмоциональный интеллект менеджеров: гендерные и возрастные различия // Российский психологический журнал. — 2008. — Т. 5. — № 4. — С. 74—77.
7. Карпов, А. В. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности // Вестник Ярославского государственного университета. — 2008. — № 10. — С. 34—37.
8. Ковшилова, С. Н. Особенности эмоционального интеллекта студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2010. — № 11-1. — С. 45—48.
9. Комарова, А. И. Структура Эмоционального интеллекта и возможности его развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. — 2010. — № 4. — С. 23—26.
10. Никулина Д. С., Петренко Г. С. Эмоциональный интеллект студентов вуза с разным уровнем эмпатии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2009. — № 7. — С. 7—11.
11. Рыжов, Д. М. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Вестник ЧТПУ им. И. Я. Яковлева. — 2012. — № 1(73). Ч. 2. — С. 142—147.
12. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Т. М. Мануйлов. — М. : Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 490 с.
13. Фурсова, Д. В. Эмоциональный интеллект как условие учебной успешности студента-психолога // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 5(42). — С. 88—89.
14. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. — М. : Тардарики, 2007. — 352 с.
REFERENCES
1. Andreeva I. N. Psikhologicheskiizhurnal [Psychological Journal], 2008, no. 1, pp. 39— 43 (in Russian).
2. Andreeva I. N. Zhenshchina. Obrazovanie. Demokratiya: materialy mezhdunar. mezhdists. nauchno-praktich. konf. 19-20 dekabrya 2003 goda. [Woman. Education. Democracy: Proceedings of the International interdisciplinary scientific conference]. Minsk, 2004, pp. 147—149 (in Russian).
3. Andreeva I. N. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 2007, no. 5, pp. 57—65 (in Russian).
4. Gribkova O. V. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya "Psikhologiya" [The Bulletin of the Samara Academy of Humanities. Psychology series], 2012, no. 1(11), pp. 3—8 (in Russian).
5. Dvoinin A. M., Danilova G. I. Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psikhologiya [The Bulletin PSTGU IV: Pedagogy. Psychology], 2012, edit. 1(24), pp. 121 — 134 (in Russian).
6. Erokhina E. V. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal [Russian psychological journal]. 2008, vol. 5, no. 4, pp. 74—77 (in Russian).
7. Karpov A. V. Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin the Yaroslavl State University], 2008, no. 10, pp. 34—37 (in Russian).
8. Kovshilova S. N. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy: methods and problems of practical application], 2010, no. 11-1, pp. 45—48 (in Russian).
9. Komarova A. I. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Science], 2010, no. 4, pp. 23—26 (in Russian).
10. Nikulina D. S., Petrenko G. S. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy: methods and problems of practical application], 2009, no. 7, pp. 7—11 (in Russian).
11. Ryzhov D. M. Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva [Bulletin CSPU them. IY Yakovlev], 2012, no. 1(73), ch. 2, pp. 142—147 (in Russian).
12. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow, 2005. 490 p. (in Russian).
13. Fursova D. V. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2013, no. 5(42), pp. 88—89 (in Russian).
14. Shapovalenko I. V. Vozrastnayapsikhologiya [Psychology age]. Moscow, 2007. 352 p. (in Russian).
Age and gender differences in the development of emotional intelligence of students and working adults
O. Gribkova
In a study on the example of first-year students was to test the hypothesis that low levels of emotional intelligence, the low ability to manage their emotions and self-motivation are the characteristic features of young people aged 17-18. Identified gender differences in the management of their emotions between boys and girls aged 17-18 years and between men and women of the age range of 24 to 43 years. In the group of working adults, results were obtained, indicating the existence of an ambiguous relationship between calendar age and the level of emotional intelligence and its components.
Key words: emotional intelligence, gender differences, age features.