Научная статья на тему 'Возрастные особенности строения и функций организма человека в процессе занятий спортом'

Возрастные особенности строения и функций организма человека в процессе занятий спортом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3976
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности строения и функций организма человека в процессе занятий спортом»

Секция физического воспитания

ББК 75.1

М.В. Зуева ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ

Все дети школьного возраста делятся на три возрастные группы: младшие школьники (7-11 лет), подростки (11-15 лет), старшие школьники (15-17 лет). Такая возрастная периодизация широко используется в педагогике и возрастной психологии [1,2]. Однако особенности биологического развития детей школьного возраста лучше учитываются в физиологической периодизации: 7 лет - конец периода первого детства; 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мадьчики) - период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юноше.

и функций систем организма, учет которых необходим для рационального физического воспитания [3].

Формирование двигательной функции у детей школьного возраста определяется не только и не столько созреванием опорно-двигательного аппарата, сколько степенью зрелости высших центров регуляции движения. К началу школьного периода нервные центры подкорковой регуляции движения, обеспечивающие преимущественно тонические влияния, составляют по абсолютному объему 94-98 % нервных ядер взрослого человека. Корковое же представительство двигательного анализатора составляет только 75-85 % взрослого человека [4]. Созревание корко-

( 12-13

), .

В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы роста в длину, увеличивается вес тела и мышечная масса. С 13 до 14 лет наблюдается интенсивный рост тела, а к 16-17 годам тепм роста длины тела резко падает. Отношение веса мышц к весу тела в 12-летнем возрасте составляет около 30 %. К 18 годам вес мышц увеличивается до 40 % и более. В связи с ростом мышечной массы растет и мышечная сила. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет. После этого темпы роста относительной силы снижаются [5].

Показатели функциональной зрелости нервно-мышечного аппарата - возбудимость и лабильность - уже к 8-10 годам приближаются к уровню взрослых лю.

В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений. Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают близких к предельным значений. К этому воз-

расту высокой степени совершенства достигают отдельные показатели простран: , -соту, прямохождение. Точность движений у 8-11-летних детей развита слабо.

45-50

%. , облегчающих воспроизведение пространственно-временных параметров движения ( , , ), -ности воспроизведения пространственных характеристик [6].

Развитие пространственной ориентировки связано в первую очередь с повышением мышечной чувствительности. Она достигает уже в младшем школьном возрасте такого уровня развития, при котором можно разучивать технически сложные движения. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные упражнения для них оказываются более доступными, чем для взрослых. В 14-15 лет способность к овладению сложной координацией движений становится хуже, чем у подростков 12-13 лет [7].

5 12 90 %

навыков, которые он приобретает в жизни. И, следовательно, чем большим объемом движений он владеет в этот период, тем легче им будут освоены тончайшие элементы технического мастерства в избранной спортивной специализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. / Под ред. А.А. Мар-косяна. М.: Медицина, 1969.

2. Определение физической подготовленности школьников. / Под ред. Б.В. Сермеева. М.: Педагогика, 1973.

3. Филин В.П., Фомин КА. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980.

4. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: ФиС, 1974.

5. Вол ков В.М. Тренеру о подростке. М.: ФиС, 1973.

6. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М.: ФиС, 1971.

7. Фомин НА., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. М.: ФиС, 1972.

ББК 75.1

..

О ВОСПИТАНИИ АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ БАДМИНТОНИСТОВ

Для воспитания общей аэробной выносливости может использоваться равномерный и интервальный метод нагрузки. На начальном этапе подготовки бадминтонистов рекомендуется воспитывать в основном общую аэробную выносливость. Особенностью таких спортивных игр как настольный теннис, бадминтон, в меньшей степени, теннис, является большой кратковременный расход энергии, что сопряжено с интенсивной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому интервальная нагрузка и должна быть определяющей в методике. Она долж-

20 % -

вочного времени, а в последствии - до 80% по нагрузке. Основой интервального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.