Научная статья на тему 'Развитие двигательных качеств у школьников 7-14 лет из 30-км зоны АЭС'

Развитие двигательных качеств у школьников 7-14 лет из 30-км зоны АЭС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
480
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИК / КОРРЕКЦИЯ / НОРМАТИВЫ / ЗДОРОВЬЕ / ШКОЛЯР / КОРЕКЦіЯ / НОРМАТИВИ / ЗДОРОВ'Я / SCHOOLBOY / CORRECTION / SPECIFICATIONS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лиходед Я. В., Клопов Р. В., Лиходед В. С.

В статье представлены результаты экспериментальных исследований, целью которых была оценка степени развития двигательных качеств у школьников 7-14 лет проживающих в 30-км зоне АЭС. Произведен сравнительный анализ с нормативными показателями, определены пути коррекции, направленные на нормализацию показателей развития двигательных качеств, обеспечивающих безопасный уровень физического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лиходед Я. В., Клопов Р. В., Лиходед В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of motorial qualities at schoolboys of 7-14 years from 30-km of zone of atomic power station

The article presents the results of the experiment, aimed at evaluating the motion activities indices with schoolchildren, aged 7-14 years, residing in the 30-km zone satellite to nuclear power plant. It displays the comparative analysis of due and factual figures. The author outlines the ways of correcting and normalizing the motion activities indices and providing the secure physical wellness index.

Текст научной работы на тему «Развитие двигательных качеств у школьников 7-14 лет из 30-км зоны АЭС»

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ 7-14 ЛЕТ ИЗ 30-КМ ЗОНЫ АЭС

Лиходед Я.В., Клопов Р.В., Лиходед В.С.

Запорожский национальный университет

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальных исследований, целью которых была оценка степени развития двигательных качеств у школьников 7-14 лет проживающих в 30-км зоне АЭС. Произведен сравнительный анализ с нормативными показателями, определены пути коррекции, направленные на нормализацию показателей развития двигательных качеств, обеспечивающих безопасный уровень физического здоровья.

Ключевые слова: школьниц; коррекция, нормативы, здоровье.

Анотація. Лиходед Я.В., Клопов Р.В., Лиходед В.С. Розвиток рухових якостей у школярів 7-14 років з 30км зони АЕС. В статті представлені результати експериментальних досліджень, метою яких була оцінка ступеня розвитку рухових якостей у школярів 7-14 років, які проживають у 30-км зоні АЕС. Проведений порівняльний аналіз з нормативними показниками, визначені шляхи корекції які направлені на нормалізацію показників розвитку рухових якостей, що забезпечують безпечний рівень фізичного здоров'я.

Ключові слова: школяр, корекція, нормативи, здоров'я.

Annotation. Lihoded Ya.V., Klopov R.V., Lihoded V.S. Development of motorial qualities at schoolboys of 7-14 years from 30-km of zone of atomic power station. The article presents the results of the experiment, aimed at evaluating the motion activities indices with schoolchildren, aged 7-14 years, residing in the 30-km zone satellite to nuclear power plant. It displays the comparative analysis of due and factual figures. The author outlines the ways of correcting and normalizing the motion activities indices and providing the secure physical wellness index.

Keywords: schoolboy, correction, specifications, health.

Введение.

Проблема влияния радиации на организм человека приобрела в настоящее время чрезвычайную актуальность в связи с широким использованием источников ионизирующего излучения в различных сферах деятельности.

В этих условиях особую значимость приобретают исследования, направленные на изучение влияния АЭС, функционирующих в штатном режиме, на здоровье персонала АЭС и населения ее 30-км зоны. Эта проблема имеет целый ряд аспектов: от прикладных (минимализация потерь здоровья у работников АЭС и населения 30-км зоны) до глобальных (модель эксперимента по изучению действия малых доз радиации на организм человека), а ее решение сопряжено с большими трудностями методического и материального характера.

В то же время в городе-спутнике наблюдается более высокая заболеваемость населения, в том числе детского, что обусловливает необходимость изучения ее причин и реализации эффективных профилактических мероприятий.

В настоящее время особую значимость приобретают вопросы организации оптимального физического воспитания детей и подростков на основе разработки научно обоснованных норм и требований к физической подготовленностиучащихся, а также её коррекции с помощью двигательной активности Последняя зависит от уровня функциональных возможностей организма, определяющих состояние соматического здоровья детей и подростков Так, по данным многих авторов, имеется четкая зависимость между привычной двигательной активностью и частотой заболеваний сердечно-сосудистойсистемы, желудочно-кишечного тракта, зрительного анализатора, органов дыхания, нарушениями обмена веществ [1, 2].

Снижение привычной двигательной активности в детском возрасте негативно влияет на работоспособность человека впоследствии Исследование физической подготовленности и адаптивных возможностей детского организма к мышечной деятельности является одной из центральных проблем медицины и педагогики Без знания критериев, характеризующих здоровье, нельзя оценить происходящие в организме изменения под влиянием привычной двигательной активности, прогнозировать его возможные нарушения в онтогенезе [3, 4, 5].

Работа выполнена по плану НИР Запорожскогонационального университета

Формулирование целей работы.

Цель работы: определить направления оптимизации двигательного режима школьников 7-14 лет проживающих в 30-км зоне АЭС с целью коррекции показателей степени развития двигательных качеств до уровня нормативных величин, обеспечивающих минимизацию факторов техногенного воздействия и безопасный уровень физического здоровья.

Результаты исследо вашій.

Оценка физической подготовленности детей и подростков осуществляется как с целью определения степени развития у них отдельных двигательных качеств, так и уровня физического здоровья.

Предполагается, что при классификации физической подготовленности по 5 уровням, минимальный уровень здоровья обеспечивается средней физической подготовленностью, а идеальный - высокой Соответственно стабильный уровень здоровья предполагает физическую подготовленностьвыше средней [6].

Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах

учебной деятельности.

Представленные в табл. 1 данные свидетельствуют о том, что только у 9,34% обследованных детей физическая подготовленность соответствует среднему и более высоким уровням здоровья, в том числе у 1 ребенка - высокому.

Таблица 1

Распределение школьников 7-14 лет по уровням физической подготовленности (УФП)

п УФП

низкий ниже среднего Средний выше среднего Высокий

364 256 / 70,33 74 / 20,33 27 / 7,42 6 / 1,65 1 / 0,27

Примечание. Абсолютные значения / %

Соответственно, состояние 90,66% школьников из 30-км зоны АЭС характеризуется низким развитием физических качеств, что является следствием функциональных нарушений отдельных органов и систем.

Уровень общей физической подготовленностишкольников определяется тем, в какой мере у них развиты основные двигательные качества - сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость.

Известно, что прирост силовых показателей в школьном возрасте главным образом обусловлен абсолютным и относительным увеличением мышечной массы [4]. Соответственно за время пребывания в школе сила основных мышечных групп у мальчиков возрастает в 2,6-3,2 раза.

Как свидетельствуют данные, представленные на рис. 1, относительные показатели силы у энергодарских мальчиков постепенно увеличиваются, достигая максимума к 14-летнему возрасту - в это время количество подтягиваний на перекладине в среднем 5,2±1,1. Всего же за 8 лет обучения в школе по данному тесту увеличение силы составляет 2,9 раза. Количество подтягиваний у энергодарских девочек максимально в 10летнем возрасте (1,7 ± 0,4 раза), в остальных случаях большинство из них не может подтянуться на перекладине более одного раза. По силовым качествам достоверные отличия от нормы у энергодарских школьников наблюдаются только у мальчиков в 13 лет и у девочек в 11 лет, причем в обоих случаях их результаты превышают средневозрастные.

Известно, что прогресс скоростно-силовых качеств носит дискретный характер. Так, по результатам бега на 30 м со старта и прыжков в длину с места, «взрывная» сила ног у мальчиков начинает заметно прогрессировать к 13 годам. У девочек в этом возрасте отмечается один из наибольших пиков прироста силы ног. К 14 годам темпы прироста «взрывной» силы мышц ног и туловища замедляются, а к 15 годам вновь нарастают как у девочек, так и у мальчиков [4].

У энергодарских мальчиков результаты теста «прыжок в длину с места» за 8 лет обучения в школе увеличиваются на 56,3%, а у девочек на 34,2%, что согласуетсяс данными В. А. Шаповаловой об увеличении на 48,4% и 31,2% соответственно При этом различия между скоростно-силовыми характеристиками школьников разного возраста из 30-км зоны АЭС и показателями нормы в большинстве случаев недостоверны. Уровень результатовчелночного бега 3x10 м позволяет комплексно судить о качестве быстроты, ловкости, координации (рис. 2). Детям 7-8 лет обоего пола для выполнения этого теста потребовалось около 9-10 с и с 7 до 14 лет достоверные возрастные отличия по возрасту практически отсутствовали

подтягивание, разы

Возраст, лет Возраст, лет

Рис. 1 - Тестирование силовых (I) и скоростно - силовых (II) качеств у школьников из 30-км зоны А ЭС (-), — норма

яээ ‘и от х £ !эд

Возраст, лет

Рис. 2 - Оценка координационных способностей (I) и скоростно-силовой выносливости (II) у школьников из 30 - км зоны А ЭС (—), — норма

Показатели энергодарских школьников достоверно снижены по сравнению с нормой в 8 лет, повышены -в 12-13 лет (у девочек - в 11 лет). Существенные региональные отличия установлены с помощью теста «поднимание туловища из положения лежа» (рис. 2) - достоверно сниженные показатели у энергодарских мальчиков и девочек определяются в 9-12 лет, причем, особенно значимы они в 12 лет (в 1,55 раза у мальчиков, в 1,79 раза - у девочек).

Этот факт имеет особое значение, поскольку результаты теста «поднимание туловища из положения лежа» включаются одновременно в блоки оценки физического здоровья и физической подготовленности программы «Школяр». Соответственно, они способны в значительной мере определить конечные результаты обследования детей и подростков а посредством их целенаправленного повышения можно относительно легко и быстро достигать мнимого благоприятного эффекта оздоровительной работы с детьми.

В свою очередь, результаты теста «поднимание туловища) определяют и величину индекса мощности, который кроме них учитывает рост и вес обследуемых [7].

Индекс мощности на протяжении 8 лет обучения в школе увеличивается у мальчиков в 2,34 раза, у девочек - в 2,21 раза (рис. 3), не достигая при этом уровня нормы.

У большинства (67,25%) энергодарских школьников7-14 лет индекс мощности оценивается как средний, а у 18,75% и 90% - как низкий и ниже-средний соответственно

Количество детей со средним уровнем с 30,3% в первом классе увеличивается до 83,4% в восьмом, тогда как количество детей с уровнями индекса «низкий» и «ниже среднего) уменьшается с 63,9% до 8,6%, что свидетельствует о благоприятной динамике изменений росто-весовых показателей и скоростно-силовой выносливости.

Однако при этом только для 5% школьников характерен индекс мощности «высокий» и «выше среднего», что свидетельствует о значительных функциональных резервах организма, не реализуемых в процессе жизнедеятельности.

усл.ед.

250

200 150

50

Ч-------1------1------1------1------1------1------1—

7 8 9 10 11 12 13 14

Возрастает

Рис. 3 - Возрастная динамика индекса мощности у школьников из 30-км зоны АЭС (—) -----норма

Поскольку индекс мощности, интегрируя параметры физического здоровья и физической подготовленности характеризуется тесной корреляцией (г = 0,72-0,79) с МПК и острой заболеваемостью, вновь можно сделать вывод о том, что у большинства обследованных школьников физическое здоровье находится на неу довлетворительномуровне.

О физическом состоянии человека в наибольшей мере можно судить по степени его выносливости.

Общая выносливость в школьном возрасте развивается сравнительно легко и быстро. В результате интенсивной тренировки первоклассники могут повысить аэробную выносливость вдвое, причем без существенных морфологических изменений, в основном за счет синхронизации систем энергообеспечения^].

По мере роста организма повышается и уровень его аэробных возможностей, приближаясь в подростковом возрасте к показателям взрослых. При этом половые различия определяются уже с 9 лет, а к 14 годам результаты бега на 1500 м у девочек на 25-30% хуже, чем у мальчиков (рис. 4).

сек

700

650

600

550

500

450

400

350

750

700

650

600

550

500

450

мальчики

девочки

7 8 9 10 11 12 13 14

Возраст, лет

Рис. 4 - Оценка общей выносливости (бег на 1500 м) у школьников из 30-км зоны А ЭС (—) ----норма

В целом за 8 лет обучения в школе прирост выносливости у энергодарских мальчиков составляет 30,2%, а у девочек - 6,7%. Аналогичное увеличение выносливости у девочек (8,6%) установлено и В. А. Шаповаловой, тогда как у мальчиков оно было несколько выше энергодарских показателей (45,8%).

Наибольший годовой прирост выносливости у энергодарских школьников отмечается в 10-11 лет, что соответствует данным других авторов. [7, 9]

Известно, что к этому периоду аэробные возможности детей достигают своего максимума, а в пересчете на единицу массы тела для детей характерны очень высокие показатели МПК [9]. Объясняется это тем, что у детей этого возраста мышцы состоят из одного типа волокон, приближающихся по своим свойствам к аэробным. Ни в более раннем, ни в более позднем возрасте митохондрии скелетных мышц не бывают так многочисленны и так велики по своим размерам. Дети 10-11 лет способны выполнять значительный объем работы умеренной и большой мощности.

В целом можно заключить, что уровень общей выносливости у энергодарских школьников в основном соответствует возрастной норме. Достоверное ее превышение отмечается у мальчиков 7 лет и у девочек 7 - 9 и 11 лет, что свидетельствует о достаточно высоких аэробных возможностях организма детей и подростков из 30км зоны АЭС.

На основании результатов бега на 1500 м нами рассчитано МПК по способу Мавгсойе Б.[10], которое у энергодарских мальчиков и девочек за 8 лет обучения в школе возрастает с 1234 мл/мин. до 2993 мл/мин. и с 1170 мл/мин. до 2435 мл/мин соответственно (рис. 5).

При этом относительное МПК у энергодарских мальчиков достоверно повышается за период 7-14 лет с 51,2±1 мл/мин./кг до 57,9±мл/мин./кг, а у девочек снижается с 50,0±0,8 мл/мин./кг до 47,1±1,4 мл/мин./кг. Наиболее высокие показатели у девочек отмечены в 11-летнем возрасте (56,1 ±1,2 мл/мин./кг). В целом полученные значения МПК у школьников из 30-км зоны АЭС следует расценивать как благоприятные, поскольку они соответствуют данным других авторов.

Так автором программы «Школяр» В.А. Шаповаловой с помощью способа МаБЮоИе Б. показано, что относительное МПК у 14-летних мальчиков составляет 55,9 мл/мин./кг, у девочек - 44,4 мл/мин./кг [7], тогда как сам МаБЮоИе Б. путем прямого определения установил у мальчиков и девочек 14 лет величину МПК, равную 56,4 и 46,8 мл/мин./кг соответственно [10], что полностью согласуется с нашими результатами

мл/мин 3500 г

3000

2500

2000

1500

1000

60

55

50

45 -к

мл/мтн/кг

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

10

11

12 13

14

Возраст, лет

Рис. 5 - Возрастная динамика МПК у мальчиков (-) и девочек (---) из 30 км зоны АЭС.

С физиологической точки зрения МПК интегрально выражает состояние дыхательной, сердечнососудистой и метаболической функций, с биологической - степень жизнеспособности организма. МПК характеризует высший ступень для данного организма уровень окислительных процессов, предельно усиленных мышечной работой.

Величина МПК обусловлена целым рядом факторов: эффективностью аппарата внешнего дыхания, морфофункциональным состоянием миокарда, объемной скоростью кровотока кислородной емкостью крови, активностью митохондриальногокомплекса, количеством дыхательных субстратов и т.д. МПК - интегральный показатель степени совершенства вегетативных систем жизнеобеспечения В последнее время МПК становится одним из ведущих параметров в оценке здоровья у разных групп населения [1, 11].

В частности, МПК у детей достоверно коррелирует с показателями их физического развития, острой заболеваемостью и пропусками занятий в связи с болезнью [7].

В целом же МПК у энергодарских школьников 7 и 14 лет соответствует среднему уровню, тогда как уровень их общей выносливости на протяжении 7 лет обучения в школе снижается до такового: у мальчиков - с вышесреднего, у девочек - с высокого (рис. 6).

Т олько скоростно-силовые качества, оцениваемые посредством прыжка в длину, у мальчиков и девочек 7

- 14 лет сохраняются на изначальном среднем уровне, как и собственно силовые показатели (подтягивание) у мальчиков Остальные двигательные качества (скоростно-силовая выносливость, ловкость, быстрота) с возрастом снижают свой уровень, в частности, показатели скоростно-силовой выносливости (поднимание туловища) у девочек переходят из диапазона «выше среднего» в «низкий». В целом можно сделать вывод о том, что у детей и подростков из 30-км зоны АЭС физическая подготовленностьс возрастом ухудшается причем за счет снижения уровня большинства физических качеств.

За время обучения в 1-8 классах физическая подготовленность мальчиков снижается с 48,1 до 40,0 баллов, девочек - с 42,3 до 20,5 баллов (рис. 7).

Закономерно, что количество школьников с низким уровнем физической подготовленностивозрастает с 55,2% среди первоклассников до 72,4-81,2% среди учащихся 7-8 классов (рис. 8).

Следовательно, только около 10% энергодарских мальчиков и девочек 7-14 лет характеризуются развитием физических качеств, достаточным для обеспечения безопасного уровня здоровья, который в

последствии определяется менее чем у 30,3% работников АЭС [12, 13] Мальчики

Поднимание туловища

Девочки

Прыжок в длину

Уровень

Подтягивание

Бег 1500 м

Физическая

подготовленность

Рис. 6 - Уровневая структура физической подготовленности у школьников 7 ( СИ ) и 14 ( ) лет из 30 - км

зоны А ЭС

Рис. 7 - Возрастная динамика уровня физической подготовленности у мальчиков (-) и девочек (--)

Рис. 8 - Распре деление школьников из 30-км зоны АЭС по уровням физической

подготовленности (%)

Примечание: □ - низкий; □ - ниже среднего; 0 - средний:

Ш - выше среднего; Н - высокий

Выводы.

На основании результатов проведенных исследований выявлено, что у 90,66% школьников 7-14 лет уровень физической подготовленности ниже нормативных величин, обеспечивающих безопасный уровень физического здоровья. Прослежена динамика изменения показателей степени развития двигательных качеств у школьников 7-14 лет в возрастном аспекте. По нашему мнению, в основе процесса формирования здоровья у детского населения 30-км зоны АЭС должна быть превентивная коррекция на стадии начальных отклонений от соответствующей возрастной нормы. Именно своевременная превентивно-коррекционная работа с детьми дошкольного и школьного возраста способна не только остановить процесс деструкции, реализующийся в соответствии с принципом континуума но и обеспечить оптимальные условия формирования высокого уровня индивидуального здоровья.

Соответственно, оптимизация двигательного режима школьников, использование средств и методов физической культуры для целенаправленной коррекции их здоровья представляется важнейшей задачей превентивной физической реабилитации детей и подростков в современных социально-экологических условиях.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем развития двигательных качеств у школьников 7-14 лет из 30-км зоны АЭС

Литература:

1. Паффенбаргер Р.С., Ольсен Э. Здоровый образ жизни. К.: Олимпийская литература, 1999. - 319 с.

2. Язловецкий В.С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем. - Киев: Здоров'я, 1991. - 231 с.

3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников Пособие для учителя-М.: ООО "Фирма-издательство АСТ", 1998. - 272 с.

4. Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей - Донецк: ДонНУ, 2005. - 290 с.

5. Сергієнко Л.П. Тестування рухових здібностей школярів К.: Олімпійська література. 2001. - 438 с.

6. Давиденко Е.В. Маждалави А. Физическая подготовленностьучащихся-один из факторов стабильности их здоровья. Оптимізація процесу виховання в системі освіти / Киів-Тернопіль, 1997. - С. 88-90.

7. Шаповалова В. А. Функциональная и физическая подготовленностьдетей школьного возраста в онтогенезе: диагностика и оздоровление немедикаментозными средствами: Дисс. докт-ра мед. наук - К., 1992. - С. 225.

8. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека // СПб.: МГП «Петрополис», 1992. - 123 с.

9. Сонькин В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений // Теория и практика физической культуры -1997.

- № 2. - С. 32-39.

10. МаББЮоИе Б., воиЫег Я., Марков Р. / Монреаль 1985/. Отбор и юношеский спорт за рубежом // ЦОНТИ ФиС, - М:, 1986. Цит. по В.А.Шаповаловой, 1992.

11. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология - К.: Здоров'я, 1998. - 248 с.

12. Лиходед В.С., Клопов Р.В., Лиходед Я.В. Физическая реабилитация персонала АЭС. Запорожье: ЗГУ, 2003.

- 203 с.

13. Лиходед Я.В., Клопов Р.В. Лиходед В.С. Здоровье детей в регионе АЭС - Запорожье, 2006. - 193 с.

Поступила в редакцию 07.05.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.