Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ'

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / КОНФЛИКТ / РЕБЕНОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧИТЕЛЬ / КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казачкина Ю.Ю.

Статья посвящена возрастным особенностям учащих младших классов современных образовательных учреждений, которые являются причинами возникновения конфликтов с другими участниками образовательного процесса.The article is devoted to the worst characteristics of teachers of Junior classes of modern educational institutions that are pricing conflicts with other participants in the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»

УДК 316

Казачкина Ю.Ю. студент магистратуры 1 курса факультет «Государственное и муниципальное управление»

Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет научный руководитель: Николаева А.А., к.социол.н.

доцент

кафедра теории и практики управления

Россия, г. Москва ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Статья посвящена возрастным особенностям учащих младших классов современных образовательных учреждений, которые являются причинами возникновения конфликтов с другими участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: образование, конфликт, ребенок, образовательная организация, учитель, кризис семи лет, управление конфликтами.

The article is devoted to the worst characteristics of teachers of Junior classes of modern educational institutions that are pricing conflicts with other participants in the educational process.

Keywords: education, conflict, child, education organization, teacher, crisis seven years, managing conflicts.

В настоящее время мы нередко слышим о конфликтах, возникающих в образовательных учреждениях разного уровня. Время, проводимое учащимся в образовательном учреждении настолько велико, что поведенческие особенности и индивидуальность характера и много другое формируется и развивается именно здесь. Конфликтология образовательных учреждений имеет большой спектр для изучения, формируемый внесением изменений в образовательные программы, правила приема и обучения детей, общей реорганизации, затрагивающей как организацию управления образовательным учреждением, критерии оплаты труда педагогов, так и степень вмешательства родителей в воспитательный и образовательный процесс.

Конфликт - явление социального характера, которое представляет собой столкновение интересов. Зачастую, конфликты в образовательном учреждении носят внутренний характер, не выходят за рамки его участников и не освещаются в средствах массовой информации. Любой конфликт может иметь как отрицательные, так и положительные стороны. К отрицательным зачастую относят:

- нервные расстройства, переживания, возникшие в его ходе приводят к стрессу. А большинство медиков утверждают, что все болезни именно от нервов, а, следовательно конфликт негативно сказывается на

состоянии здоровья человека;

- приводит к снижению показателей продуктивности и качества выполняемой работы;

- оказывает негативное влияние не только на участников конфликта, но и на весь персонал работников организации.

А.А. Урбанович в своих работах говорит о том, что конфликт может носить не только негативный характер, а может выступать в качестве стимулятора эффективности деятельности, а именно:

- сплочение коллектива путем поиска наиболее выгодного способа выхода из конфликта;

- укрепление взаимоотношений в части коллектива, не принимающей прямого участия в конфликте.

Человек, проживая свою многопериодную жизнь от момента рождения до момента ее завершения, постоянно социализируется. Социализация является неотъемлемой частью процесса становления и формирования личности. Осуществление развития социального «Я», в свою очередь влияющего на комфортность положения человека в обществе, а также на его способность добиваться поставленных целей, есть социализация

Караханян К.Г. говорит о значимости этапа социализации, затрагивающего преобразование в последующую ступень социального формирования. Переход ребенка на новую ступень образования в этом смысле, оказывается как раз таким переходом. Хотя ребенок или подросток ранее уже получал навыки общения и поведения в обществе от родителей, или на предыдущей ступени образования, ему снова приходится примерять на себе новые роли и интегрироваться в образовательную среду, иногда путем разрешения возникающих конфликтов [2]. Образовательная среда имеет свою специфику, которой присуще возникновение столкновения интересов, т.е. возникновение конфликтов. Зачастую это обусловлено возрастными отличиями всех участников образовательного процесса.

Получение общего образования в Российской Федерации является обязательным, что прописано в Конституции Российской Федерации. Сам образовательный процесс представляет собой постоянное взаимодействие его основных элементов, в свою очередь разграниченных по управляемому спектру. Схема взаимодействия в образовательном учреждении представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Взаимодействия в образовательной системе

С возникновением конфликта сталкивается каждая образовательная организация вне зависимости от уровня получения образования будь то дошкольное, начальное, среднее, высшее или послевузовское [5].

Наиболее распространёнными конфликтами в образовательном учреждении, по мнению Зазыкина, являются конфликты, затрагивающие следующие диадные взаимодействия:

- «педагог-ученик»;

- «педагог-родитель»;

- «педагог-педагог»;

- «ученик-ученик»;

- «педагог-руководитель».

В период своего развития сам ребенок и его родители сталкиваются с таким явление как кризисы детского возраста. На протяжении всей жизни каждый из нас подвержен кризисным периодами, которые затрагивают как саму личность, так и семейные и другие межличностные взаимоотношения. Кризисные периоды жизни есть как ни что иное как физиолого-психологические процессы, возникающие по причине изменений жизненных приоритетов, ценностей и установок. С первыми кризисами человек сталкивается еще в первые годы своей жизни.

Начало обучения в школе в современном обществе приходится на период постижения ребенком возраста 6-7 лет. Именно на данный возраст приходится один из кризисов, описанных Выгодским Л.С. в своих работах, носящем название «кризис семи лет». Именно к семи годам ребенок сталкивается с первыми настоящими затруднениям касающихся физиологии, социологии и психологии. Протекание и степень выраженности кризиса любого возраста зависит не только от физиологических и психологических особенностей ребенка, но и обстановке, в которой он находится. Ключевыми чертами кризиса данного возраста являются:

- необходимость соблюдения социальных правил;

- вопросы, касаемые соблюдения дисциплины.

Конфликтность ребенка в младшем школьном возрасте обуславливается проявлением основных и наиболее часто встречающихся

симптомов кризиса семи лет:

- негативизм;

- упрямство;

- строптивость;

- своеволие;

- протест;

- обесценивание [1].

Негативизм у младшего школьника зачастую путают с обычным непослушанием и не предают должного значения его проявлениям. Основным признаком негативизма является отказ ребенка выполнять не только обоснованные требования, но и обыкновенные просьбы родителя, а в учебном заведении педагога и воспитателя. Прибегание к наказанию в данной ситуации, как считает Чернобровкина С.В., не даст видимых результатов [6].

Упрямство в кризисе семи лет подразумевает желание ребенка самоутвердиться в общении с родителем или педагогом. Его интересует не конечный результат действия, а сам процесс достижения результата путем капризничества и необоснованного желания обладать чем-то.

Часто встречается и строптивость, заключающаяся в нежелании придерживаться выстроенного распорядка дня, который появляется при начале обучения в школе.

Своеволие имеет схожую природу с кризисом совсем раннего возраста (кризис 3-х лет), когда в поведение ребенка включается самостоятельность и отношение к действию в позиции «Я сам» является преобладающей.

Протест есть как ничто иное как показатель активного протекания процесса адаптации у ребенка. Под влиянием внутреннего конфликта и переживаний, все эмоции ребенок выплескивает на свое окружение.

К семилетнему возрасту ребенок уже имеет свои личные предпочтения, интересы и ценности. В данный отрезок времени зачастую происходит их обесценивание. Нередко в данном возрасте семья при неправильно выстроенной иерархии сталкивается с деспотизмом со стороны юного члена семьи, который контролирует и руководит ее укладом в полном объеме. Упущение контроля над ребенком дома ведет к появлению конфликтов в образовательной организации как между сверстниками, так и с педагогическим составом.

В настоящее время основной причиной конфликтов в образовательной организации с участием детей, в частности младших и средних классов, является некорректное воспитание в семье. Определение неверных или противоречащих нормам морали правил поведения и приоритетное представление личности ребенка влечет непонимание и неприятие другими участниками образовательного процесса [4].

В связи с рационализацией современного общества, по мнению А.А. Николаевой, приобретает все большое значение исследование отношения

участников образовательного процесса к возможным конфликтным проявления [3]. Тогда встает вопрос о создании комплекса профилактических мер, включающий в себя как психолого-педагогическое, так и социологическое направление.

В младшем школьном возрасте дети требуют повышенного внимания со стороны родителей, что обусловлено активным формированием личности ребенка. По статистике, для нормального развития ребенка время общения его непосредственно с родителем не должно опускаться ниже показателей 15 минут.

В такой период жизни у младшего школьника общий психический склад личности в значительной степени зависит от соотношения процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над тормозными, вследствие чего ребенку трудно управлять своими чувствами, произвольным вниманием и т. д., то уже в младшем школьном возрасте, под влиянием условий жизни и воспитания, происходит некоторое уравновешивание процессов возбуждения и торможения.

Традиционно конфликтные проявления рассматриваются в плане отклонений от социальных норм, приводящих к депрессии, фрустрации, пассивным вариантам ухода от активной социальной роли. Ребенок в таком случае не принимает участия в разрешении ситуаций и демонстрирует нежелание решать проблемы, порождающие их. Поэтому важно изучить способность разрешать конфликты у младших школьников, обнаруживающую себя в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Использованные источники:

1. Буянова, С.М. Становление представлений о себе в младшем школьном возрасте / Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.2011. С. 8-16.

2. Караханян, К.Г. Социальная идентичность как условие управления межличностными конфликтами в профессиональной деятельности / В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. 2015. С. 15-23.

3. Николаева, А.А. Рационализация социальных взаимодействий в современном обществе / Николаева А.А., Караханян К.Г. / Путь науки. 2016. № 8 (30). С. 83-85.

4. Николаева, А.А. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление / Николаева А.А., Караханян К.Г. / Инновации и инвестиции .2015. №11. С. 15-18.

5. Савченко, И.А. Технология управления конфликтами в современной организации / Савченко И.А., Кайманакова О.Б., Кожемяко О.С. / Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 796-802.

6. Чернобровкина, С.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений с личностными особенностями ребенка в период кризиса семи лет / Вестник

Омского университета. Серия «Психология». 2009. С. 125-129. УДК 336.64

Кайль А.А. студент 4 курса Степанов И. С. студент 4 курса СФУ

Институт управления бизнес-процессами и экономики

научный руководитель: Говорина О.В.

старший преподаватель Россия, г. Красноярск ФАКТОРИНГ И ФОРФЕЙТИНГ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ Аннотация: В данной статье будут рассмотрены такие способы финансирования бизнеса, как факторинг и форфейтинг: механизм работы, преимущества, недостатки данных процедур, их сходство и различие, а также ситуация на рынке факторинга в России.

Ключевые слова: факторинг, форфейтинг, дебиторская задолженность, финансы, банки

Kail A.A.

Student 4th year, SFU

Institute for Business Process Management and Economics

Russia, Krasnoyarsk Stepanov I.S.

Student 4th year, SFU

Institute for Business Process Management and Economics

Russia, Krasnoyarsk Scientific adviser: Govorina O. V.

Senior Lecturer FACTORING AND FORFAITING: BASICAL ASPECTS Abstract: This article discusses the ways of business financing as factoring and forfaiting. The mechanism of working, advantages, disadvantages of these procedures, their similarities and differences, as well as the situation on the factoring market in Russia.

Key words: factoring, forfaiting, accounts receivable, finance, banks

Невозможность оплатить сделку в данный момент времени преследует почти каждую организацию, что всегда ведет к возрастанию экономических рисков по таким операциям между субъектами хозяйствования. Данные риски можно снизить, если обратить внимание на форфейтинговые и факторинговые операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.