Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА "ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ" НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА "ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ" НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ "ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленский Н.Д.

В статье раскрыт вопрос о конфликте между педагогами и родителями как факторе деструкции образовательно-воспитательного процесса, уточнены причины такого влияния и последствия для образовательного учреждения в целом.The article reveals the issue of the conflict between teachers and parents as a factor in the destruction of the educational process, the reasons for this influence and the consequences for the educational institution as a whole are clarified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА "ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ" НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

других компаний всегда могут дать полезный совет или помочь решить проблему. Точно также как информация, по межфирменным сетям взаимодействия передаются знания и ноу-хау, которыми обладают представители различных организаций, включенных в единую сеть.

Несмотря на то, что сетевая экономика находится еще на начальных этапах своего развития, тем не менее ее диверсификация во все сферы жизнедеятельности общества имеет действительно глобальный характер.

Использованные источники:

1. Дятлов С.А., Селищева Т.А., Марьяненко В.П. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование: Монография / Дятлов С.А, Селищева Т.А., Марьяненко В.П.. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 414с. - (Научная мысль).

2. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. [Электронный ресурс]. URL:https: // sites.google.com / site / vits85555 / setevaa- ekonomika / konspekty - lekcij

3. Разумная А.М. Сетевая организация бизнеса: методология социологического исследования / Разумная А.М. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/setevaya-organizatsiya-biznesa-metodologiya-sotsiologicheskogo-issledovaniya

4. Сетевая экономика и ее формирование в России [Электронный ресурс]. URL

https://studwood.ru/702396/ekonomika/setevaya ekonomika formirovanie rossii

5. Digital globalization: The new era of global flows / ReportMcKinsey Global Institute. February. 2016. - URL: http://www.mckinsey.com/businessfunctions/digital-mckinsey/our-insights/digital-globalization-thenew-era-of-global-flows - Дата обращения 20.10.2017

УДК 1

Зеленский Н.Д. студент магистратуры Московский государственный психолого-педагогический университет

Россия, г. Москва ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА «ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ» НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Аннотация: В статье раскрыт вопрос о конфликте между педагогами и родителями как факторе деструкции образовательно-воспитательного процесса, уточнены причины такого влияния и последствия для образовательного учреждения в целом.

Ключевые слова: конфликт «педагог-родитель», образовательно-воспитательный процесс.

INFLUENCE OF THE "TEACHER-PARENT" CONFLICT ON THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

Annotation: The article reveals the issue of the conflict between teachers and parents as a factor in the destruction of the educational process, the reasons for this influence and the consequences for the educational institution as a whole are clarified.

Key words: "teacher-parent" conflict, educational and upbringing process.

Для эффективного осуществления образовательно-воспитательного процесса требуются открытость образовательного учреждения и вовлеченность семьи обучаемого. Так как оба социальных института отличаются разными целями, средствами и компетенциями по его реализации, переживают серьезный кризис в современных условиях, между ними возможны разногласия, что влечет при отсутствии мер урегулирования негативные последствия. В научной литературе конфликты педагога и родителя рассматривались косвенно, акцент смещался на отношения между детьми и родителями [2, с. 1413] отмечались эффекты отражения ими общеконфликтной ситуации в образовательном учреждении [7, с. 174.]. Когда же содержание таких конфликтов становилось предметом непосредственного анализа, преимущественное внимание уделялось их детерминирующим условиям (И.А. Боровихина, Т.Т. Гусейнова, И.А. Ершова и др.), но не раскрывались причины и последствия влияния конфликтов «педагог-родитель» на образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

Появление разногласий возможно между разными участниками образовательно-воспитательного процесса [8, с. 8; 9, с. 24]. Особую конфликтогенную напряженность они имеют в случае их возникновения между педагогами и родителями, так как они отличаются разными целями деятельности и отношениями с детьми. Педагоги ориентированы на утверждение своего профессионального статуса и включены в формальные отношения с учащимися, а родители - статуса получателя образовательных услуг для своего ребенка и в неформальные [8, с. 35]. Перерастание разногласий в конфликт может быть обусловлено низкой конфликтологической компетентностью, недостаточностью навыков коммуникативного взаимодействия [1, с. 113], отрицательным отношением друг к другу, безответственностью, различиями в отношении к ребенку [8, с. 35], несогласием родителей с отношением к ребенку педагога, завышенными требованиями последнего [6, с. 149], использованием педагогом личной информации об учениках [8, с. 33]. Эти детерминирующие условия органично включены в образовательно-воспитательный процесс, так как связаны с нежеланием обоих сторон активно влиять на отношения внутри класса, осуществлять контроль за соблюдением школьных норм и проводить профилактику девиантного поведения ребят [3, с. 1421] или, напротив, связаны со столкновением родителя и педагога как двух лидеров,

претендующих на приоритет своей позиции, с непониманием зависимости обучения и воспитания от множества факторов [11, с. 35].

Так как повышение стажа педагогической деятельности отрицательно коррелирует с ростом конфликтов с родителями [12, с. 105], наблюдается отрицательное влияние конфликтов на образовательно-воспитательный процесс, ведь молодые педагоги проявляют большую профессиональную мобильность и имеют исходно меньший уровень профессионализма. Современная экономика находится на стадии динамичного развития, когда работникам постоянно необходимо повышать свою квалификацию. Работники, имеющие более высокий уровень образования, успешнее адаптируются к технологическим, институциональным и социальным сдвигам. Переход Российской экономики от сырьевого типа к инновационной и социально-ориентированной экономике сопровождается пересмотром места человека в этом процессе [13]. Кроме того, существенную роль играет и типологическая характеристика учителей разного уровня педагогического мастерства [4, с. 10]. Причиной существенного влияния конфликта «педагог-родитель» на образовательно-воспитательный процесс в образовательном учреждении выступает конституирующая роль отношений в общении и деятельности, обслуживающих этот процесс. При этом «сбои», обусловленные эмоциональной напряженностью, ведут к «остановкам» или «подменам» в реализации его целей, несвоевременной корректировке методов и форм работы, несоответствиям задач и затраченных ресурсов. В том случае, если наблюдаются конфликты в образовательной организации, вне зависимости от уровня их проявления, они влияют на все процессы ее жизнедеятельности (А.Я. Анцупов, Н.И. Леонова, А.И. Шипилов и др.), но главное - страдает ребенок [10, с. 32]. Учитывая, что он выступает фокусом всех образовательных и воспитательных воздействий, деструктивная роль конфликта между родителем и педагогом очевидна. Реакции этих сторон способны укрепить в ребенке представление об адекватности конкурентной стратегии взаимодействия в случае возникновения проблем, о несправедливости принимаемых решений. При этом часть конфликтов между родителями и педагогами предполагает отстранение ребенка, попытку решить их своими средствами, а другая - оставляет позицию самого ребенка без внимания взрослых при его активном использовании для влияния на другую сторону. В случае пролонгированного течения конфликтов снижается действенность обратной связи сторон относительно усваиваемых учеником знаний, умений, навыков, приобретаемых им черт характера и следования правилам жизнедеятельности в образовательном учреждении. Деструкция учебно-воспитательного процесса (отстраненность от отдельных его участников, решение в нем не педагогических, а иных личных задач, ощущение коммуникативной и профессиональной некомпетентности родителей и педагогов) проявляется в общей неудовлетворенности и нарушении сотрудничества, а в крайних случаях

даже в избегании (игнорирование родителями приглашений на родительские собрания, перевод ребенка в другое образовательное учреждение и т.п.). При этом непосредственная включенность других субъектов образовательно-воспитательного процесса (администрации, других педагогов, родителей, детей), простое соприсутствие или даже косвенное информирование о происходящем путем формирования сплетен и слухов способны деформировать его ценностно-целевые и личностно-деятельностные основания. Они предстают в противоречивом, в непринимаемом другими участниками педагогического взаимодействия виде. В целом, такая ситуация негативным образом влияет на нравственно-психологический климат всего коллектива школы [5, с. 295].

Таким образом, разные цели деятельности и отношения с детьми способствуют конфликтам между педагогами и родителями. Влияние их на образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения связано с нежеланием выполнять требуемые функции по воспитанию и обучению и с претензиями сторон на приоритет собственной позиции. Причинами влияния таких конфликтов на образовательно-воспитательный процесс выступает ориентированность всей его системы на ребенка и конституирующая роль отношений между ее участниками для осуществления обучения и воспитания. В результате возможны «остановки» или «подмены» в реализации их целей, несвоевременная корректировка методов и форм работы, несоответствие задач и затраченных ресурсов, у ребенка укрепляются представления об адекватности конкурентной стратегии взаимодействия в случае возникновения проблем, о несправедливости принимаемых решений, снижается действенность обратной связи сторон относительно усваиваемых им знаний, умений, навыков, приобретаемых черт характера и следования правилам жизнедеятельности в образовательном учреждении, деформируются ценностно-целевые и личностно-деятельностные основания его членов, отмечается общая неудовлетворенность и нарушения сотрудничества. Все это говорит о значимости и перспективности изучения динамики конфликтов между педагогами и родителями на разных этапах образовательно-воспитательного процесса.

Использованные источники:

1. Абрамова М.А., Коныгина И.А. Причины возникновения и профилактика конфликтов в современных образовательных организациях // Психическое здоровье школьников в условиях московского мегаполиса. Материалы Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2014. С. 111-115.

2. Башмакова Е.А. Практические способы преодоления конфликтов в триаде «родители-педагоги-дети» // Конференции АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 1307-1413.

3. Боровихина И.А. Проблемные зоны взаимодействия родителей и педагогов: анализ проведенных научных исследований // Конференции

АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 1414-1422.

4. Виноградова Г.А. Нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе как фактор становления мастерства учителя: автореф. дис...канд.пед.наук. Санкт-Петербург, СПбГУ, 1992.- 13с.

5. Виноградова Г.А. Теоретические основы формирования нравственно-психологического климата в профессионально-педагогических коллективах. Дис...докт.псих.наук. Санкт-Петербург, СПбГУ, 1998.- 345с.

6. Гусейнова Т.Т. Проблемы и конфликты взаимодействия классного руководителя с родителями в образовательном учреждении // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества: материалы V Международных социально-педагогических чтений им Б.И. Лившица. Екатеринбург: УГПУ, 2013. С. 147-150.

7. Кашуба А.О., Осокина Н.Н., Федоров О.Г. Анализ конфликта: конфликт в педагогическом коллективе // Социальные отношения. 2016. № 2. С. 171-177.

8. Клименских М.В., Ершова И.А. Педагогические конфликты в школе: учеб. пособ. Екатеринбург: УГУ, 2015. 76 с.

9. Нижегородцева Н.В. Актуальные проблемы конфликтологии образования. 2013. № 3. С. 200-213.

10. Оборотова С.А. Применение технологии медиации в разрешении семейных и школьных конфликтов // Педагогика и психология образования. 2016. № 1. С. 31-36.

11. Селиванова Е.А. Роль учителя в возникновении и разрешении педагогических конфликтов // Научное обеспечение повышения квалификации кадров. 2010. Т. 3, № 5. С. 34-39.

12. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Учитель о включенности родителей в образовательный процесс // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 102111.

13. Николаева А.А., Васильева А.С. Рынок образовательных услуг и трудоустройства молодых специалистов города Москвы в условиях инновационной экономики // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 3. С. 147-153.

УДК 338.516.42

Зотова М. О. студент магистратуры Рязанский государственный радиотехнический университет

Россия, г. Рязань

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОХРАННЫХ

УСЛУГ

Аннотация: Статья посвящена выявлению особенностей ценообразования в охранной отрасли. Определены основные факторы, влияющие на формирование стоимости охранной услуги. Выявлены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.