Научная статья на тему 'Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста'

Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1939
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС / РЕБЕНОК / ПЕРИОД / АДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / AGE CRISIS / CHILD / PERIOD / ADOPTION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шакирова Динара Марселевна, Гильманова А.Ф.

В этой статье рассмотрены возрастные кризисы, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления. Дана характеристика каждого из рассмотренных процессов, и степень влияния каждого из них на маленького человека. Представлены основные проблемы, которые появляются на каждом этапе становления ребенка, и раскроются причины их появления. Определены наиболее эффективные способы реагирования на детские кризисы, способствующие наиболее безболезненному протеканию данного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age crises of children of preschool and school age

This article discusses the age crises faced by a child in the process of growing up. The characteristic of each of the considered processes, and the degree of influence of each of them on the little man is given. The main problems that appear at each stage of formation of the child are presented, and the reasons for their appearance will be revealed. The most effective ways to respond to children's crises that contribute to the most painless course of this period are identified.

Текст научной работы на тему «Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста»

Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста Age crises of children of preschool and school age

Шакирова Динара Марселевна

Кандидат социологических наук, Ст. преподаватель кафедры «Менеджмент» Казанский Государственный Энергетический Университет,

РФ, г.Казань e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Shakirova Dinara Marselevna

Candidate of Sociological Sciences, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Гильманова А. Ф.

Студент 2 курса, Институт теплоэнергетики, Казанский государственный энергетический университет,

РФ, г. Казань e-mail: adelya.gilmanova2014@mail.ru

Gilmanova A.

2nd year student institute of Power Engineering Kazan State Power Engineering University

Russia, Kazan e-mail: adelya.gilmanova2014@mail.ru

Аннотация.

В этой статье рассмотрены возрастные кризисы, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления. Дана характеристика каждого из рассмотренных процессов, и степень влияния каждого из них на маленького человека. Представлены основные проблемы, которые появляются на каждом этапе становления ребенка, и раскроются причины их появления. Определены наиболее эффективные способы реагирования на детские кризисы, способствующие наиболее безболезненному протеканию данного периода.

Annotation.

This article discusses the age crises faced by a child in the process of growing up. The characteristic of each of the considered processes, and the degree of influence of each of them on the little man is given. The main problems that appear at each stage of formation of the child are presented, and the reasons for their appearance will be revealed. The most effective ways to respond to children's crises that contribute to the most painless course of this period are identified.

Ключевые слова: возрастной кризис, ребенок, период, адаптация, воспитание.

Key words: age crisis, child, period, adoption, education.

Как часто нам с вами приходится сталкиваться с понятием «Кризис среднего возраста». Мы привыкли к тому, что кризисы бывают только у взрослых людей, но на самом деле это не так. Дошколята и школьники также сталкиваются с ними. Разберемся поподробнее в понятии «возрастные кризисы», и какими они бывают.

Возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития [1].

Д.Б. Эльконин, развивая учение Л.С. Выготского о характере динамики переходов от одного возраста к другому, выделяет такие 6 стадий возрастных кризисов:

1) Кризис новорожденности

2) Кризис 1 года

3) Кризис трехлетнего возраста

4)Кризис семилетнего возраста

5) Пубертатный кризис (11-15 лет)

6)Кризис 17 лет

Остановимся поподробнее на каждом из них. Кризис новорожденности связан с адаптацией ребенка к новой окружающей среде, а также новым условиям жизни. Здесь для него все непривычно и тяжело (дышать, питаться).

Тем не менее, это не самый ранний кризис в жизни человека, профессор Брехман Григорий Иосифович руководитель отдела «Пренатальная и перинатальная психология и психосоматика» утверждает, что с первыми кризисами малыш сталкивается еще в утробе матери. В своих трудах он пишет о том, что чувства появляются ещё на 17 неделе. Таким образом, все проблемы, столкнуться с которыми предстоит ребенку в осознанном возрасте, идут ещё с того времени как он находится в утробе матери [2].

Так, например, специальные научные исследования, которые были проведены в Леувенском университете в Бельгии, показали, что повышенная двигательная активность плода связана с увеличением уровня тревожности матери. Эмоциональные переживания матери, воспринятые и зафиксированные в памяти пренейта, составляют бессознательное человека, и воспринимаются им как его собственные [3].

Позже наступает кризис первого года жизни. Сейчас уже начинает проявляться самостоятельность, появляются новые возможности и потребности. Ребенку интересен мир, окружающий его; малыш познает все через тактильный и вкусовой контакт. Одно из главных достижений на этой стадии развития - это своеобразная речь, которую Л.С. Выготский называет автономной.

Кризис трехлетнего возраста - это наиболее тяжелый момент взросления малыша, время перехода из раннего в более осознанный дошкольный возраст. Это время выделения своего собственного «Я», когда ребенок устанавливает новые формы взаимоотношений со всеми, кто его окружает. Л.С. Выготский выделял 7 базовых характеристик кризиса трехлетнего возраста. Негативизм-это отрицательная реакция на требования взрослого (чаще всего родителя). Дети хотят сделать все наоборот. Изменяется мотивация традиционного поведения дошкольника. В 3 года он уже может поступать вопреки своим непосредственным желаниям. Упрямство, это когда малыш настаивает на своем лишь потому что желает, чтобы взрослые услышали его мнение. Строптивость характеризуется с протестом ребенка против всей системы взаимоотношений сложившейся в близком окружении малыша и принятых традиций воспитания.

В данный период ярко проявляется стремление к самостоятельности. Это в целом положительная черта, но возможно проявление своеволия, которое в последующем может стать источником конфликтных ситуаций. В некоторых семьях дошкольник беспрестанно находится в состоянии противостояния со взрослыми. Если же речь идет о единственном ребенке в семье, то вполне может проявиться его деспотизм; или же наоборот, в многодетных семьях дети ревнуют и требуют от родителей к себе большего внимания, ставя себя выше и значимее братьев и сестер.

В 3 года происходит обесценивание прежних правил поведение или же привязанности родным с рождения вещам и игрушкам. Ребенок психологически отдаляется от своих близких, меняет отношение к ним и к самому себе.

Итак, в период кризиса 3 лет ребенок сознает свое «Я» и пытается противиться той системе отношений, которая сложилась вокруг него.

Кризис 7 лет. Его также называют кризисом младшего школьного возраста. Ребенок принимает свой новый статус - ученик, он понимает это как вступление во взрослую жизнь. Все это полностью меняет его

самосознание. Л. И, Божович утверждает, что это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний - устойчивые аффективные комплексы [4]. Устойчивый аффективный комплекс - это чувство собственной неполноценности, униженности, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, своей неповторимости. Постепенно зарождается логика чувств. Устанавливаются совершенно новые для ребенка связи между переживаниями, какие-то из них выдвигаются на первый план, перекрывая все остальные, другие же оказываются не столь важными на их фоне.

Формируется разделение между внешней (жизнь в социуме) и внутренней (личные переживания и мысли) жизнью ребенка. Появляется так называемый интеллектуальный момент, когда школьник, прежде чем совершить какой-либо поступок, продумывает, к каким последствиям это может привести. Таким образом, исчезает та непосредственность, характерная малышам: ребенок размышляет и только после этого переходит к действию; негативным последствием этого является то, что школьник учится скрывать от окружающих свои чувства, мысли и переживания.

В данный период дети стараются всячески защитить свою точку зрения, выделиться из толпы, или же наоборот становятся подвластны чьему-то влиянию; в связи с этим проявляется склонность к конфликтам. По словарю Ожегова, конфликт- это столкновение, серьёзное разногласие, спор [5]. Конфликт в образовательном пространстве как негативный коммуникационный процесс имеет следующую структуру. В своем большинстве его участниками выступают сами учащиеся, хотя имеет место и наличие учителя в качестве активного субъекта конфликтного процесса коммуникации. Доминирующей формой конфликта выступают словесные перепалки, которые могут приобретать нецензурный характер. Каждый пятый конфликт происходит с применением физической силы. При этом гендерный аспект вопроса показал, что в последнем варианте участие мальчиков встречается чаще. В структуре конфликта имеет место группа наблюдателей, которая может провоцировать усугубление конфликта и его выход за рамки общепринятых правил поведения [6]. Частые конфликты со сверстниками говорят о неприспособленности к жизни в коллективе и неумении находить общий язык. Тем не менее, именно в этот период ребенок учится подчинять собственные интересы интересам коллектива.

Кризисы детей семилетнего возраста могут привести к формированию завышенной или заниженной самооценки, если извне, от значимых лиц, поступает необъективное оценивание их способностей, поведения, внешности.

Пубертатный кризис связан с таким явлением как половое созревание школьника. Из-за контакта половых гормонов с гормонами роста, начинается активное изменение внешности и физиологическое развитие. Проявляется психологическая нестабильность, все это приводит к усилению сексуального возбуждения, непременно сопутствующего половому созреванию школьников.

У подростков сильно повышается интерес к своей фигуре и внешности, недовольство всеми изъянами (многие из которых подросток сам придумывает). Дети с более поздним созреванием чувствуют себя неполноценными, из-за чего занижается их самооценка. Подростки ощущают себя абсолютно взрослыми, и всеми путями стремятся доказать это окружающим. Этот период взросления характеризуется постоянно изменяющимися яркими увлечениями, также характерно вступление в различные неформальные сообщества и объединения сверстников. Ребенок стремится к эмансипации, в связи с чем он все больше отдаляется от родителей и начинает зависеть от мнения сверстников.

Кризис 17 лет (часто начинается еще в пятнадцатилетнем возрасте). В это непростое время ребенок оказывается на пороге взрослой и независимой жизни. Во время окончания школы психологическое состояние сильно ухудшается, это связано с тяжелой подготовкой к экзаменам. Поэтому некоторые решают не продолжать

обучение, а сразу устраиваются на работу. Для данного периода характерны множество страхов: страх перед выбором (будущей профессии, места жительства), страх перед предстоящей ответственностью, перед экзаменами для поступления в вуз, перед воинской службой - и ещё большое множество страхов, которые окружают маленького человека в данный период.

Подросток меняет образ жизни, круг общения, начинает увлекаться новыми для него видами спорта или искусства. Все это повышает напряженность. Приходится адаптироваться к необычным условиям, это весьма нелегкий процесс для большинства, тут на помощь приходит поддержка семьи или же высокая самооценка.

В данный период складывается собственное мировоззрение, это, как показывает практика, может проявляться в жестком отстаивании своих убеждений и юношеском максимализме. Человек находит свое собственное место в этом мире.

Можем сделать следующий вывод: особенности протекания возрастных кризисов для всех разные. Все зависит от способности человека адаптироваться в новых условиях. Если он открыт всему новому, то кризисы протекают мягче и быстрее. Если же человек боится перемен, то ему будет тяжело привыкать к новым условиям на всех стадиях взросления.

Также очень важно то, как относятся близкие люди к кризисам у ребенка. Лучший вариант: не обращать на них излишнего внимания, стараться поддержать маленького человека в тяжелый период. При каждом возрастном кризисе увеличивается независимость ребенка, и родители должны принять это, а не держать его привязанным к себе, не давая ему права самому принимать решения. Не стоит устраивать панику из-за непослушания ребенка, лучше постараться разъяснить ситуацию и понять его. Также важно заботиться об эмоциональном состоянии ребенка, когда он ещё находится в утробе матери.

Список используемой литературы:

1. Эриксон Э.Х. «Детство и общество» 2-е издание 2002 год. 216с.

2. Брехман Г.И. Лекция, в Винницком Национальном Медицинском Университете 17.03.2010. Опубликована в журнале «Жшочий Лшар». 2011-№2-С.10-15.

3. Малышева ТА, Брехман ГИ. Стресс беременных женщин и неправильные предлежания плода. В: Пренатальный ребенок и Общество/ Материалы 17-го Всемирного Конгресса Международного Общества Пренатальной и Перинатальной Психологии и Медицины (ШРРМ). Москва. 2007-Т.2-С.32.

4. Л. И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте» 1968 год. 38с.

5. Ожегов С.И. 1984 Словарь русского языка.М.:Русский язык. 797с.

6. Шакирова Д.М. Структура конфликта как негативного коммуникационного процесса в образовательном пространстве. Коммуникология. Том 5- №3- С.47-53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.