Научная статья на тему 'Особенности мышления детей 3-4 лет с учетом индивидуально-личностного аспекта оздоровления средствами физического воспитания'

Особенности мышления детей 3-4 лет с учетом индивидуально-личностного аспекта оздоровления средствами физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6350
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / "КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ" / ВОСПРИЯТИЕ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / "3-YEAR-OLD CRISIS" / THINKING / PERCEPTION / CREATIVE THINKING / HEALTH IMPROVEMENT / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чекашова Анастасия Андреевна

В статье раскрыты особенности развития мышления детей, которые закладываются в возрасте 3-4 лет, и воспитывают у них интерес к физическим упражнениям и к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

3-4-YEAR-OLD CHILDREN''S THINKING SPECIFIC FEATURES WITH CONSIDERATION OF INDIVIDUAL-PERSONALITY HEALTH INPROVEMENT ASPECT BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

The aim of the research is to discover the specific features of children's thinking development that are formed at the age of 3-4 and nurture their interest for physical exercises and healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Особенности мышления детей 3-4 лет с учетом индивидуально-личностного аспекта оздоровления средствами физического воспитания»

УДД 372.4 ББК 74.100.54

Чекашова Анастасия Андреевна

соискатель кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Chekashova Anastasia Andreevna Applicant for a Degree Chair of Childhood Pedagogics and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Особенности мышления детей 3-4 лет с учетом индивидуально-личностного аспекта оздоровления средствами физического воспитания 3-4-Year-Old Children's Thinking Specific Features with Consideration of Individual-Personality Health Improvement Aspect by Means of Physical

Education

В статье раскрыты особенности развития мышления детей, которые закладываются в возрасте 3-4 лет, и воспитывают у них интерес к физическим упражнениям и к здоровому образу жизни.

The aim of the research is to discover the specific features of children's thinking development that are formed at the age of 3-4 and nurture their interest for physical exercises and healthy lifestyle.

Ключевые слова: мышление, «кризис трех лет», восприятие, образное мышление, оздоровление, физическое воспитание.

Key words: thinking, "3-year-old crisis", perception, creative thinking, health improvement, physical education.

Дошкольный возраст - это важнейший период, когда в 3 - 4 года закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. Центральной функцией, которая определяет все остальные процессы, становится память. До трех лет ребенок развивается за счет восприятия внешнего мира, т.е. он был всецело во власти среды, был ею управляем. На четвертом году жизни благодаря памяти, жизненному опыту ребенок начинает приобретать свое «Я», становится достаточно независимым от окружения. Вместе с психическим созреванием происходит стремительное физическое развитие личности. Ребенок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении, в обслуживании самого себя.

Ребенок в этом возрасте, благодаря уникальной возможности буквально впитывать огромное количество информации о внешнем мир, нуждается в

мудром учителе. Для полноценного формирования интеллекта ребенка необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых, которые знают особенности развития психических и физических процессов детей и способны формировать их грамотно и заботливо.

Задача педагога, используя законы развития, так организовать жизнь каждого ребенка с его неповторимой индивидуальностью и обеспечить такое общение с ним в каждый момент его жизни, чтобы это дало максимальный эффект.

Детство делится на периоды, представляющие собой отрезки жизни ребенка. Процесс развития проходит определенные стадии, фазы. Рационально построенное обучение и воспитание обеспечивают бескризисную смену и сокращение сроков прохождения ребенком каждой фазы его развития.

У младших дошкольников развитие выражается в «кризисе трех лет», который характеризуется определенными симптомами.

Негативизм - это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Ребенок может не сделать что-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет свое «мнение» на противоположное. Ребенок как бы пытается опробовать в общении слово «нет», осваивает более богатый спектр человеческих отношений.

Строптивость - это центральный симптом для «кризиса трех лет». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм поведения, установленных для ребенка. Здесь сказывается «строптивая установка» по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет. От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее «Да ну!» выражает тенденцию в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.

И тогда в ребенке возникает своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему еще не хватает знаний и умений.

Упрямство, когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому, что он это потребовал. Ребенок как бы проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это требование. Упрямство следует отличать от настойчивости. Проявляя настойчивость, ребенок находится во власти аффектов, сиюминутных желаний, он как бы очарован желаемым предметом, его к нему «тянет», а степень настойчивости выражается в силе, с которой ребенок стремится к этому предмету, в концентрации внимания на нем; Мотивом же упрямства является то, что ребенок, требуя чего-либо, связан только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.

Протест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями становятся обычным явлением. Этот и последующие два симптома имеют второстепенное значение.

Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. В его лексиконе появляются слова и термины, обозначающие только негативное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никаких неприятностей ему не доставляют.

Деспотизм или ревность. Этот двойственный симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление малыша к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. Так, мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны предоставить все, что он требует. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется

симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим детям. В этом случае проявляется та же тенденция к господству, деспотизму, к власти, но как следствие ревнивого отношения к другим детям.

«Кризис трех лет» проявляется как бунт против авторитарного воспитания - это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Ребенок очень мал и ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью - это одно и то же. Осваивая именно такие формы поведения, ребенок пытается проявить себя как личность.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что «кризис трех лет» является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и взрослые должны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.

Ребенок должен быть уверен в том, что, как бы он себя ни вел, его всегда будут любить и никогда не бросят. Родителям следует уважать то мужество, которое требуется ребенку, переживающему первый кризис самопознания. Им надо постараться отнестись к этому с определенной долей уважения и благоразумия, тогда ребенок вскоре поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто отрицание.

А.С. Галанов отмечает, что при внимательном, мудром и заботливом отношении к ребенку он может не проявлять столь острые формы негативного поведения или быстро их преодолеет [3].

При благоприятном выходе из «кризиса трех лет» ребенок вступает в качественно новые отношения с родителями: у него появляется гордость за свои достижения. Это выражается в определенном комплексе поведения:

- в стремлении к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного -дети не меняют своих намерений и конечной цели;

- в стремлении после достижения желаемого тут же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого эти усилия в значительной

степени теряют свою ценность (отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату может обидеть и даже ранить психику ребенка);

- в обостренном чувстве собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию своих достижений, в эмоциональных вспышках по пустякам, баловстве и преувеличении собственных успехов.

Однако следует учитывать, что индивидуальные отклонения могут достигать 5-6 месяцев в ту или иную сторону, и это нормально.

Мышление как взрослого, так и ребенка, всегда предполагает решение какой-либо задачи, что означает необходимость соотносить цели этой задачи с ее условиями. От решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению в уме, с помощью элементарных мыслительных действий, используя знакомые образы.

Характерной особенностью мышления дошкольников является его конкретный, образный характер.

К четырем годам мышление становится наглядно-образным. Это значит, что некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, главным средством решения задачи становится образ [4].

Основное направление развития образного мышления - овладение способностью к замещению и пространственному моделированию, т.е. формирование умения использовать при решении разнообразных умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений, нагядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки.

Если ребенок строит и применяет пространственные модели, то он в наглядной форме выявляет скрытые отношения вещей, учитывает их в своей деятельности, лучше понимает устройство предметов и событий в мире, их

взаимодействие. Малыш оперирует заменителями и пространственными моделями в уме, представляет себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее предвидит результат собственных действий. А это и есть понимание, мышление [3].

До четырех лет умственное развитие малыша, его познание внешнего мира происходило через практические действия с предметами. Ребенку необходимо было обязательно потрогать предмет, чтобы понять его. На пятом году некоторые задачи ребенок уже может решать в уме, опираясь на образное представление. Средством решения задач становится не действие, а образ, мышление приобретает наглядно-образный характер. Ребенок становится как бы естествоиспытателем.

К четырем годам для развития интеллекта малыша воспитателю и родителям необходимо предоставить ему возможность приобрести опыт манипуляции с различными предметами, обеспечить знаниями о различиях между предметами (цвет, форма, размер и т.д.).

В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Все, во что включается дошкольник: игра, рисование, конструирование и т.п., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему не интересно.

Индивидуально-личностный аспект воспитывает интерес к физическим упражнения у детей 3 - 4 лет, направленный на развитие силы, скорости, выносливости, ловкости, на формирование топографии качественных особенностей различных групп мышц, способности сохранять и изменять ритм движений, на повышение точности в оценке временных интервалов движений, развитие вестибулярной устойчивости.

Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Посредством движений он познает окружающий мир, у него вырабатываются и совершенствуются двигательные навыки, формируется психика. Основное

внимание в этом возрасте необходимо обращать на освоение элементарных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни: ходьбы, бега, прыжков, метаний, ориентировки в пространстве, повышения устойчивости тела.

Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе; они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дети этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются [4].

У детей 3 - 4 лет формируются и развиваются способности благодаря правильно организованному индивидуально-личностному аспекту под влиянием обучения и воспитания. А под развитием двигательных способностей дошкольников следует понимать формирование разнообразных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств.

Все вые перечисленное требует от воспитателя (преподавателя физкультуры) ДОУ целенаправленной работы по формированию и развитию двигательных умений, что будет соответствовать реализации индивидуально-личностного аспекта оздоровления дошкольников средствами физического воспитания.

Уровень понимания ребенком предмета выражается в действиях с предметами и их наглядными образами, возникающими в голове ребенка (их строение, функционирование и т.д.). Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, малыш пытается сформировать целостное представление об окружающем его мире. Итак, интеллектуальное развитие ребенка выражается в формировании представлений о мире как едином, непротиворечивом целым в виде наглядных образов.

Многочисленные исследования детского мышления, проведенные учеными, показали, что хотя мышление трех - четырехлетних детей все еще остается действенным, однако овладение речью быстро изменяет его характер.

Восприятие ребенка трех-пяти лет становится все более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать зачем-либо, рассматривать что-нибудь или искать.

В этом возрасте на развитие восприятия очень большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет его от других предметов. С помощью интеллектуальных усилий, направленных на изучение свойств и состояний предметов, отношений между ними, выявление связей и действий с ними, малыш начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами.

В возрасте 3-4-х лет память ребенка является центральной функцией, которая определяет остальные психические процессы. Мыслить для ребенка в этом возрасте - значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Благодаря очень хорошей памяти ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Если раньше он был во власти конкретной ситуации, то теперь его мышление перестает быть наглядно-действенным. Малыш становится способен устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями, даже если они не получены в непосредственном чувственном опыте. У ребенка появляются способность и стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир [3].

Успешно преодолев «кризис трех лет», ребенок к четырем годам способен владеть не только телом, но и голосом: его речь становится четкой, ясной. Он уже умеет общаться, хорошо излагает свои мысли [4].

Дошкольный возраст - это «период первоначального фактического склада личности» [5]. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Библиографический список

1. Буре, Ф.С. Когда обучение воспитывает [Текст]: метод, пособие / Ф.С. Буре. - СПб.: Детство-пресс, 2002. - 112 с.

2. Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей [Текст]/ И.М. Бутин, А. Д. Викулов. - М.: Владос-пресс, 2002. - С. 69.

3. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет [Текст]: пособие для работников дошк. образ. учрежд. и родителей / А.С. Галанов. - М.: АРКТИ, 2002. - 96 с.

4. Печора, К. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста [Текст]: Методические рекомендации/ К. Печора, В. Сотникова. -М.: МИПКРО, 2001. - C. 3 - 41.

5. Психология детства: учебник/ под ред. члена-корреспондента РАО А. А. Реана. -СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 350 с.

6. Предметно пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. -128 с.

Bibliography

1. Bure, F.S. When Teaching Brings Up [Text]: Methodological Manual / F.S. Bure. - Saint-Petersburg: DETSTVO-PRESS, 2002. - 112 p.

2. Butin, I.M. Development of Children's Physical Abilities [Text] / I.M. Butin, A.D. Vikulov. - M.: Vlados-Press, 2002. - P. 69.

3. Galanov, A.S. Psychic and Physical Development of a Child from Three to Five Years Old [Text]: Aid for Employeers of Preschool Edicational Establishments and Parents / A.S. Galanov. - M.: ARKTI, 2002. - 96 p.

4. Pechora, K. Control over Children's Development and Behaviour, Planning Classes with Early-Age Children [Text]: Methodological Recommendations / K. Pechora, V. Sotnikova. - M.: MIPKRO, 2001. - Р. 3 - 41.

5. Psychology of Childhood: Textbook / Edited by RAE Correspondent Member A.A. Rean. - Saint-Petersburg: PRIME-EUROZNAK, 2006. - 350 p.

6. Object-Spatial Developing Environment in Kindergarten. Design Principles, Advice, Guidance / Complited by N.V. Nishchev. - Saint-Petersburg: DETSTVO-PRESS, 2006. - 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.