Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У СПОРТСМЕНОВ'

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СПОРТ / ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Босенко Юлия Михайловна, Распопова Анна Сергеевна, Берилова Елена Игоревна

Феномен смысла жизни исследуется в разных областях психологии, в том числе и в спортивной деятельности. В статье изложены результаты, полученные при исследовании смысложизненных ориентаций у спортсменов разного возраста (n=269). Результаты исследования показали, что по мере взросления у спортсменов возрастает потребность в осмыслении своего жизненного пути, меняются источники влияния на смысложизненные ориентации. Есть различия и в способности формулировки смысла жизни, что может быть значимым фактором для анализа жизненного пути спортсмена и предупреждения неблагоприятного протекания кризисных явлений в его карьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Босенко Юлия Михайловна, Распопова Анна Сергеевна, Берилова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE-RELATED FEATURES OF IDEAS ABOUT THE MEANING OF LIFE IN ATHLETES

The phenomenon of the meaning of life is studied in various fields of psychology, including sports activities. The article presents the results obtained in the study of life-meaning orientations in athletes of different ages (n=269). The results of the study showed that as athletes grow older, the need for understanding their life path increases, the sources of influence on life-meaning orientations change. There are also differences in the ability to formulate the meaning of life, which can be a significant factor for analyzing the athlete's life path and preventing the unfavorable course of crisis phenomena in his career.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У СПОРТСМЕНОВ»

биологических исследований. - 2020. - Т. 8, № 4. - С. 419-426.

REFERENCES

1. Voronova, V.I. and Kovalchuk, V.I. (2016), "Features of the burnout of the coach's personality in the process of professional activity", Science in Olympic sports, No. 1, pp. 46-50.

2. Lubysheva, L.I. (2018), "Profession "Coach": to know, to understand, to love", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 93.

3. Romanova, E.S. (2010), "Professional formation and development from the standpoint of the dual approach", Systems psychology and sociology, No. 1, pp. 43-56.

4. Uvarina, N.V. and Savchenkov, A.V. (2019), "Emotional stability as the most important component of professional stability of a teacher", Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences, Vol. 11, No. 2, pp. 36-46.

5. Shcherbakova, A.E., Popova, M.A. and Chistova, V.V. (2020), "The functional state of the Central nervous system and physiological reactions to stress in teachers with signs of emotional burnout (on the example of teachers of a pedagogical university)", Journal of Biomedical Research, Vol. 8, No. 4, pp. 419-426.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 14.09.2021

УДК 159.9.07

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У

СПОРТСМЕНОВ

Юлия Михайловна Босенко, кандидат психологических наук, доцент, Анна Сергеевна Распопова, кандидат психологических наук, доцент, Елена Игоревна Берилова, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Феномен смысла жизни исследуется в разных областях психологии, в том числе и в спортивной деятельности. В статье изложены результаты, полученные при исследовании смысложиз-ненных ориентаций у спортсменов разного возраста (n=269). Результаты исследования показали, что по мере взросления у спортсменов возрастает потребность в осмыслении своего жизненного пути, меняются источники влияния на смысложизненные ориентации. Есть различия и в способности формулировки смысла жизни, что может быть значимым фактором для анализа жизненного пути спортсмена и предупреждения неблагоприятного протекания кризисных явлений в его карьере.

Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненные ориентации, спорт, возраст.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p349-352

AGE-RELATED FEATURES OF IDEAS ABOUT THE MEANING OF LIFE IN

ATHLETES

Julia Mikhailovna Bosenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Anna Sergeevna Raspopova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Elena Igorev-na Berilova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

The phenomenon of the meaning of life is studied in various fields of psychology, including sports activities. The article presents the results obtained in the study of life-meaning orientations in athletes of different ages (n=269). The results of the study showed that as athletes grow older, the need for understanding their life path increases, the sources of influence on life-meaning orientations change. There are also differences in the ability to formulate the meaning of life, which can be a significant factor for analyz-

ing the athlete's life path and preventing the unfavorable course of crisis phenomena in his career.

Keywords: meaning of life, life orientations, sports, age.

ВВЕДЕНИЕ

В психологической литературе подчёркивается огромная значимость такого феномена, как смысл жизни [2]. Стремительные перемены в современном обществе ведут к так называемому «слому» смысла жизни, так как люди вкладывали силы и ресурсы в достижение цели, которая оказалась не вполне достижимой [3]. В общепринятом процессе социализации смысл жизни человека ассоциируется у него с конкретной формой деятельности [1], что вряд ли может быть фактором эффективного развития личности. Такая позиция делает самого человека предсказуемым, а его активность - предметной.

Спортивная карьера связана с переживанием кризисных явлений на каждом возрастном этапе. В связи с тем, что спортивная карьера становится образом жизни спортсмена, изменения в ней часто являются предпосылкой сильнейших переживаний. Именно поэтому важно изучать смысложизненные ориентации спортсменов на разных возрастных этапах. Цель исследования - выявить особенностей представлений о смысле жизни и его роли для спортсменов разных возрастов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Были исследованы 269 спортсменов обоего пола подросткового, юношеского возраста и взрослые спортсмены в возрасте от 12 до 35 лет на базе ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар). Для проведения исследования использовалась анкета В.Э. Чудновского; тест «Смысложиз-ненных ориентаций» Д. А. Леонтьева.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

У спортсменов-подростков к особенностям содержания понятия «смысл жизни» можно отнести то, что 36% испытуемых предпочитают формулировать его, как «цель», 40% ответов можно разделить на две категории: «семья» - 16% и «материальные блага» -24%. Упоминание о материальных благах подчёркивает воздействие на подростков-спортсменов социально-экономических условий общества. Особенности конкретизации «смысла своей жизни» заключается в том, что 34% спортсменов затруднились ответить на этот вопрос. Прослеживается динамика осознания «собственного смысла жизни» к юности. Однако спортсмены плохо различают понятия «общий» и «смысл своей жизни».

Среди испытуемых спортсменов юношеского возраста общий смысл жизни смогли сформулировать все. Основные категории ответов: 56% -«цели», 10% - «семья». В этом возрастном периоде спортсмены больше ориентируются на профессию, самообразование, что диктуется современными социально-экономическими и условиями в обществе. Особенности конкретизации «смысла своей жизни» заключаются в том, что 84% испытуемых смогли ответить на данный вопрос.

В группе взрослых спортсменов общий смысл жизни сформулировали все. Основная категория «семья» (57%), к категории «цели» отнесены 9% ответов. В формулировках «своего смысла жизни» явно прослеживается сходство с определением общего смысла своей жизни. В целом смогли сформулировать данное понятие - 92%. И только 8% не смогли этого сделать.

Положительное значение наличию смысла жизни придают 90% спортсменов-юношей. В то же время часть испытуемых (48-70%) не считают, что наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе.

Большее число выборки отдает предпочтение наличию смысла в жизни человека, нежели его отсутствию. Наличие последнего в наибольшей степени выделяют спортсмены-подростки (29%), и есть тенденция к снижению показателей с возрастом. Можно

предположить, что у более взрослых спортсменов жизнь более осмысленна. В ответах на вопрос о том, изменяется ли смысл жизни с возрастом, практически все спортсмены ответили положительно (96-81%), однако, то, что произошли изменения в понимании смысла в последние годы, утверждает уже меньшее количество испытуемых - 80-67%.

Позиция родителей имеет огромное значение в формировании смысла жизни спортсменов-подростков. Этот фактор оказался на первом месте среди предложенных вариантов (58%). На последнем месте оказалось общение со сверстниками (10%). У подростков пример родителей составляет 50% ответов. На последнем месте так же общение с сверстниками - 16%, что можно связать с преобладанием в подростковом возрасте неформального общения. В группе спортсменов-юношей пример родителей остаётся доминирующим во влиянии на становление жизненного опыта (45%), однако на втором месте (30%) собственный жизненный опыт. На последнем месте общение со сверстниками -3%. В этом возрасте это говорит о зрелости личности, то есть, нет необходимости в подражании, как это было в подростковом возрасте (16%).

Взрослые спортсмены главную роль в формировании смысла жизни отводят собственному жизненному опыту (54%), на втором месте пример родителей (30%). Зрелые личности ориентированы уже на собственный опыт. Прослеживается динамика снижения роли родителей и увеличения значимости собственного жизненного опыта на становление смысла жизни с возрастом.

В результате исследования смысложизненных ориентаций все показатели выражены на среднем уровне у подростков и юношей и на высоком - у взрослых (за исключением параметра общей осмысленности жизни, который находится на среднем уровне). При этом достоверные различия в шкале «цели в жизни» были найдены между возрастными группами подростков и взрослых, юношей и взрослых. Прослеживается явная тенденция к росту показателей с возрастом, что говорит о сформированности навыка постановки целей у взрослых спортсменов. В шкале, характеризующей «процесс жизни» или интерес и эмоциональную насыщенность жизни, как и по шкале «результативность жизни» выявлены достоверные различия между подростками и юношами. Следующая шкала характеризует локус контроля - я. Достоверных различий нет. Спортсмены, не зависимо от возраста, склонны относиться к себе как к сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. В шкале «Локус контроля - жизнь» или управляемость жизнью достоверные различия есть между подростками и взрослыми, юношами и взрослыми. По общей осмысленности жизни различий между возрастными группами нет.

ВЫВОДЫ

Содержание жизненных смыслов различается в возрастных группах. Для спортсменов-подростков преобладающими являются цели. К юношескому периоду к ним присоединяются материальные блага, а к взрослости семья составляет главный смысл существования. Есть различия и в способности формулировки смысла жизни, особенно отчётливо это прослеживается у подростков. Потребность в осмысленности своего жизненного пути у спортсменов приходит с возрастом. Особо прослеживается это у взрослых, когда спортсмены начинают задумываться о завершении спортивной карьеры, о поиске новых смыслов, которые можно найти в новых формах активности. По мере взросления у спортсменов тем больше у него потребности в осмыслении своей спортивной карьеры и жизненного пути в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубовова А. А. Особенности психологической готовности юных спортсменов к занятиям спортом / А.А. Дубовова, Е.А. Пархоменко // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2019. - № 1. - С. 261-262.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 1999. - 486 с

3. Салихова Н.Р. Ценностно-смысловой рельеф жизненного пространства личности и уровень физического развития человека / Н.Р. Салихова // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2015. -Т. 157, № 4. - С. 253-264.

REFERENCES

1. Dubovova, A.A. and Parkhomenko, E.A. (2019), "Features of psychological readiness of young athletes for sports", Materials of the scientific and methodological conference of the faculty of the Kuban state University of physical culture, sport and tourism, No. 1, pp. 261-262.

2. Leontiev, D.A. (1999), Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality, Smysl, Moscow.

3. Salikhova, N.R. (2015), "The value-semantic relief of the living space of the personality and the level of human physical development", Scientific notes of Kazan University. Series: Humanities, Vol. 157, No. 4, pp. 253-264.

Контактная информация: Lavina32@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2021

УДК 159.95 + 378.6

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУР ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ПРОЦЕССЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Алексей Анатольевич Дьячков, кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной

гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматриваются развитие эмоционально-волевой сферы в контексте становления личностной субъектности курсантов военного вуза. Автор делает акцент на том, что личностные компоненты развития профессиональной субъектности курсантов подчиняются в своём развитии не только, и не столько эмоциональным аспектам, сколько воспитанию силы воли и элементов самоконтроля, способных подавлять эмоции (особенно в момент принятия управленческих решений). Целью исследования послужило выявление детерминант, связанных с особенностями волевой регуляции курсантов и их коммуникативной компетентности на формирование профессиональной субъектности в процессе обучения в военном вузе. Проведено эмпирическое исследование с использованием следующих методик: «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова), Тест самооценки силы воли Н.Н. Обозова, 16-ти факторный личностный опросник Кеттела, полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу. Познавательная субъектность курсантов связана с их волевыми качествами, которые положительно коррелируют с коммуникативной компетентностью, как связанной с познавательной субъектностью, так и с волевыми качествами, но имеющие отрицательную связь с эмоциональной составляющей, которая с одной стороны показана как незначимая с позиции ценностных ориентаций личности, но, с другой, принимается во внимание, как явная слабость, в самооценке силы воли. Развитие субъектной деятельности курсантов целесообразно рассматривать через призму формирования их профессиональной субъектности, представленную в виде взаимосвязанного процесса формирования коммуникативной компетентности, волевых качеств и познавательной субъектности, что позволяет не только определять специфику управленческой деятельности, но и вырабатывать необходимые шаги для улучшения качества подготовки будущих офицеров Российской Федерации.

Ключевые слова: профессиональная субъектность, ценностная ориентация личности, коммуникативная компетентность, волевые качества, познавательная субъектность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.