Научная статья на тему 'Представления о счастье и успехе российских спортсменов-борцов поколения z в спорте высоких достижений'

Представления о счастье и успехе российских спортсменов-борцов поколения z в спорте высоких достижений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
140
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ Z / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ И УСПЕХЕ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СПОРТИВНАЯ БОРЬБА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СПОРТА / GENERATION Z / IDEAS ABOUT HAPPINESS AND SUCCESS / LIFELONG ORIENTATIONS / WRESTLING / ORGANIZATIONAL CULTURE OF SPORTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Насонова Д.К., Ермолаев В.В.

В статье затрагивается социально-психологическая проблема, формирование представлений о счастье и успехе спортсменов поколения Z. Гипотеза эмпирического исследования: представления о счастье и успехе у спортсменов-борцов поколения Z в большей степени связаны со смысложизненными ориентациями на признание, материальные ценности и их потребление, и в меньшей степени с нравственно-духовными ценностями и смысложизненными ориентациями служению обществу. Выборку исследования составили 93 юноши в возрасте 14-17 лет. Методы исследований: психодиагностические методики. Методы обработки результатов: контент-анализ, корреляционный и факторный анализ. В результате эмпирического исследования было выявлено: связь между понятиями «цели» и «деньги» (R=0,262), данные контент-анализа показали отсутствие различий в содержании представлений счастья и успеха. Доказано, что представления о счастье и успехе спортсменов-борцов поколения Z сконцентрированы на материальной составляющей счастья и успеха. Полагаем, что результаты исследования могут быть полезны и востребованы тренерским составом и спортсменами для оптимизации тренировочного процесса и достижения высоких результатов в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Насонова Д.К., Ермолаев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS ABOUT HAPPINESS AND SUCCESS OF RUSSIAN WRESTLER GENERATION Z ATHLETES IN HIGH-PERFORMANCE SPORTS

The article addresses the socio-psychological problem, the formation of ideas about the happiness and success of athletes of generation Z. The hypothesis of empirical research: the ideas about happiness and success among athletes of wrestlers of generation Z are more associated with life-oriented orientations towards recognition, material values and their consumption, and to a lesser extent, with moral and spiritual values and life-oriented orientations serving society. The sample of the study was: 93 young men, aged 14-17 years. Research methods: psychodiagnostic techniques. Methods of processing the results: content analysis, correlation and factor analysis As a result of empirical research, it was revealed: the relationship between the concepts of “goals” and “money” (R = 0.262), the content analysis data showed no differences in the content of representations of happiness and success. According to factor analysis, the composition of factor 1 with the highest factor loads was identified, which included the following criteria: “success”, “happiness”, “entertainment”, “victory”, “recognition”, “pleasure”. The second weight factor included criteria relating to material wealth: “wealth”, “bank account”, “material wealth”, “money”. It is proved that the ideas about the happiness and success of athletes wrestlers of generation Z are concentrated on the material component of happiness and success. The results of the study indicate that athletes wrestlers of generation Z equate the concept of happiness and the concept of success, practically do not differentiate between them. The results of factor analysis prove the isolation of spiritual and moral orientations in ideas about success in sports activities among athletes wrestlers of generation Z, which indicates a focus on material values. Service and benefit to society, the priority of the worldview of sport as belonging to something more, the harmonious development of the collectivist aspirations of the individual are much less preferred than focusing on individual interests, personal emotional and physical comfort. We believe that the observed change in ideas about happiness and success is a direct consequence of the transformation of the organizational culture of the institute of sports, manifested in the strengthening of consumer attitudes, the cult of material values, and gaps in moral education. We believe that the results of the study can be useful and in demand by sports psychologists, trainers, the leadership of the Sambo and Judo Federations in order to help athletes in the sport of high achievements. The data obtained will help to provide individual assistance to wrestlers in reviewing the training system to achieve high results in sports. And the tested research methods can be used to predict the quality of training of wrestling athletes, as well as for individual recommendations to athletes and coaches due to the fact that fixing young generation Z athletes only on material incentives can deprive them of meaningful lifelong orientations and value regulators that are capable of to form additional resources to achieve victories in the sport of high achievements.

Текст научной работы на тему «Представления о счастье и успехе российских спортсменов-борцов поколения z в спорте высоких достижений»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 3. С. 105-116.

УДК 159.9.075

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ И УСПЕХЕ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ-БОРЦОВ ПОКОЛЕНИЯ Z В СПОРТЕ ВЫСОКИХ

ДОСТИЖЕНИЙ

Насонова Д. К.1, Ермолаев В. В.2

1ООО «Поликониус», Москва, Россия

2Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

E-mail: dari.azisova@gmail.com1, evv21@mail.ru2

В статье затрагивается социально-психологическая проблема, формирование представлений о счастье и успехе спортсменов поколения Z. Гипотеза эмпирического исследования: представления о счастье и успехе у спортсменов-борцов поколения Z в большей степени связаны со смысложизненными ориентациями на признание, материальные ценности и их потребление, и в меньшей степени с нравственно-духовными ценностями и смысложизненными ориентациями - служению обществу. Выборку исследования составили 93 юноши в возрасте 14-17 лет. Методы исследований: психодиагностические методики. Методы обработки результатов: контент-анализ, корреляционный и факторный анализ. В результате эмпирического исследования было выявлено: связь между понятиями «цели» и «деньги» (R=0,262), данные контент-анализа показали отсутствие различий в содержании представлений счастья и успеха. Доказано, что представления о счастье и успехе спортсменов-борцов поколения Z сконцентрированы на материальной составляющей счастья и успеха. Полагаем, что результаты исследования могут быть полезны и востребованы тренерским составом и спортсменами для оптимизации тренировочного процесса и достижения высоких результатов в спорте. Ключевые слова: поколение Z, представления о счастье и успехе, смысложизненные ориентации, спортивная борьба, организационная культура спорта.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

С конца XX века и, особенно, в начале XXI века феномен счастья и успеха находится под все более пристальным вниманием отечественной и зарубежной психологической науки [1-5]. Все больше в фокусе внимания находятся такие феномены как индекс счастья, высчитываемый ежегодно для каждой страны [6], экономика счастья и успеха, психологическая структура счастья, смысложизненная основа счастья и др. В настоящее время психологическая наука проявляет все больший интерес к проблематике изучения жизненной успешности, в поиске подтверждения научных доказательств того, что субъективное восприятие счастья и успеха объективно влияет на социальную ситуацию развития. Увеличению психологических исследований счастья и успеха способствует и осознание того, что, согласно теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува, в управление обществом готовится вступить поколение Z [7]. Именно оно сейчас стремительно переходит в разряд стратегического поколения, которое уже через непродолжительное время будет определять вектор развития представлений о счастье и успехе либо для всего общества, либо для его отдельных социальных и профессиональных групп. Социально-психологическую проблему, которая неизбежно надвигается вместе с

105

усилением роли поколения Ъ в грядущем, мы видим в трансформации представлений о счастье и успехе представителей этого поколения в сравнении с традиционными в российской культуре.

В этом контексте вопрос о счастье переходит из разряда философских рассуждений в прикладной аспект сохранения и развития базовых представлений, смыслов и ценностей. Среди многочисленных концепций и подходов к пониманию феномена счастья до настоящего времени продолжают оставаться заметным ориентиром труды Аристотеля, который давал ему такое определение: «Счастье -это деятельность души в полноте добродетели» [8]. Широко известен и другой подход, согласно которому под счастьем понимают максимально позитивное эмоциональное состояние, а счастливый человек - это тот, который себя таким чувствует. Русские философы, в частности Н. Бердяев, рассматривали счастье как состояние полного слияния, желаемого с действительным, как кратковременное состояние, к которому человек может стремиться, но не оно является главным принципом человеческого поведения. Весьма относительна зависимость переживания счастья от роста материального благополучия. Поэтому традиционно в российской культуре под счастьем подразумеваются самые разные жизненные блага, а также духовно-нравственные ориентации, определенным образом соотнесенные в сознании [9]. К примеру, Д. А. Леонтьев полагает, что «...наиболее счастливы не те, кто испытывает самые острые переживания блаженства, а те, у кого положительное мироощущение наиболее стабильно» [10]. Известные зарубежные исследователи феномена счастья и успеха (М. Селигман, М. Аргайл) также обращают внимание на то, что в фокусе анализа счастья должны быть не только положительные эмоции, комфорт, вовлеченность, но и такая составляющая счастья как «.смысл и цель жизни., которые предполагают принадлежность к чему-то большему и служению ему» [11]. Р. Лэйард, среди выявленных наиболее важных сфер жизни для счастья, называет «.семейные отношения, финансовую ситуацию, работу, общество и друзей, здоровье» [12]. Преподаватель Гарвардского университета Т. Бен-Шахар утверждает, что: «Деньги и слава вторичны по отношению к счастью и не обладают никакой самостоятельной ценностью» [13].

Однако, как показывают результаты современных исследований жизненных ориентаций поколения Ъ, для них сегодня примером счастья и успеха в большей степени являются престиж, слава, финансовое благополучие и в самой меньшей степени феномен служения. Широко известен и тот факт, что в настоящее время эталонами достижения счастья и успеха, а, следовательно, образцами для социального подражания для поколения Ъ являются артисты, чиновники, блогеры и особенно спортсмены, статус, слава, образ и уровень жизни которых становятся сейчас наиболее притягательным ориентиром. В этом контексте особый интерес представляет наблюдаемый социально-психологический феномен,

характеризующийся, с одной стороны, массовой увлеченностью подростками спортом, рассмотрением профессионального спорта как удачной карьеры и наиболее приемлемого социального трамплина к финансовому благополучию, статусу, комфорту, успеху, счастью и, с другой стороны - трансформацией организационной культуры института спорта от служения идеалам физической

106

культуры - всестороннему и гармоничному развитию личности - в сторону практически полной ее коммерциализации на фоне системного снижения позиций российского спорта на уровне Олимпийских игр, Чемпионатов мира и Европы. По нашему мнению, эти процессы детерминированы, в том числе и социально-психологическими явлениями. С одной стороны, результаты научных исследований свидетельствуют о зависимости счастья от наличия смысла жизни в служении чему-то общему и более высокому, что способствует успехам, в том числе, в спорте высоких достижений. С другой, мы наблюдаем сегодня смену ценностей и смыслов в организационной культуре института спорта, тенденцию к росту понимания смысла жизни как чисто индивидуального успеха и счастья. Становится нормой приоритет индивидуальности, рост эгоцентричных потребностей - стать знаменитым, разбогатеть, обеспечить собственное благополучие и очень высокие требования к комфорту жизни. Очевидно явное смещение акцентов понимания смысла счастья и успеха у поколения Ъ на фоне резкого повышения уровня благосостояния спортсменов-участников российских сборных или отдельных команд в видах спорта и общего снижения позиций отечественного спорта в мировом рейтинге. Этот парадокс пока не находит соответствующего объяснения в современных российских научных исследованиях и психологических экспертизах таких социальных явлений. Данная социально-психологическая проблема и определила выбор направления нашего исследования.

Цель исследования - выявить и изучить особенности представления о счастье и успехе у поколения Ъ на примере российских спортсменов-борцов.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследовательской базой стало государственное бюджетное общеобразовательное учреждение (ГБОУ) города Москвы «Центр спорта и образования «####» Департамента спорта города Москвы. Выборку составили 93 юношей в возрасте 14-17 лет. 14 лет - 4 человека, 15 лет - 23 человека, 16 лет - 35 человек, 17 лет - 31 человек. Важно отметить, что стаж занятия спортом самбо и дзюдо от 4 до 11 лет; 58 спортсменов имеют разряд кандидата мастера спорта, 20 спортсменов с первым разрядом.

В ходе исследования применялись следующие диагностические методы и методики: тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева; методика исследования ценностных ориентаций (Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой, П.В. Степанова); мини-сочинение на тему «Личные представления о счастье и успехе»; метод цветовых метафор - модифицированный вариант цветового теста отношений (автор И.Л. Соломин).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Реализовав обозначенную программу эмпирического исследования, мы соединили всю информацию в сводные таблицы данных, после чего применили первичный количественный (метод описательной статистики) и качественный анализ данных. Количественные результаты представлены в диаграммах и таблицах.

107

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

46% 33%

20%

45% 31%

45%

24%

24%

31%

35%

40% 26%

43% 35%

23%

Цели Процесс Результат ЛК-Я

ЛК-Ж

П Высокий уровень ЕЭ Средний уровень

7%

16%

28%

ОЖ

Рис. 1. Смысложизненные ориентации спортсменов-борцов поколения Ъ (N=93).

Средний уровень результатов по каждой шкале свидетельствует о том, что личность молодых спортсменов находится на стадии формирования, а ценностные приоритеты не приобрели устойчивость.

Таблица 1

Результаты исследования (в %) спортсменов-борцов поколения Z по методике ценностных ориентаций П. В. Степанова (N=93)

Шкалы УНО СНО СПО УПО

Семья 0 11 68 22

Отечество 2 13 58 27

Земля 1 22 59 18

Мир 1 19 69 11

Труд 0 1 41 58

Культура 1 35 56 8

Знания 0 23 61 16

Человек 0 37 61 2

Другой человек 1 20 66 13

Иной человек 3 42 52 3

Телесное Я 0 11 51 39

Внутренний мир 8 42 45 5

Духовное Я 0 1 65 34

Примечание: устойчиво-позитивное отношение (УНО), ситуативно-позитивное отношение (СПО), ситуативно-негативное отношение (СНО), устойчиво-негативное (УНО).

Так 58% испытуемых показали устойчиво-позитивное отношение касательно ценностной ориентации «труд».

108

Таблица 2

Результаты исследования спортсменов-борцов поколения Z по методике цветовых метафор И. Л. Соломина (N=93)

В категории «счастье» % В категории «успех» %

Удовольствие 85 Удовольствие 64

Деньги 73 Деньги 58

Удача 52 Самбо 51

Признание 49 Счастье 49

Успех 49 Материальные блага 42

Материальные блага 48 Победа 42

Моя семья 40 Удача 40

Самбо 40 Признание 36

Примечательно, что такие понятия как образование, труд, уважение, патриотизм - получили минимальное количество выборов и не представляют статистической значимости. Тем не менее, с целью уточнения количественных результатов мы подвергли все понятия, используемые в методике Цветовых метафор корреляционному и факторному анализу (см. табл. 3, 4, 5).

Результаты контент-анализа мини-сочинений на тему «Личные представления о счастье и успехе» спортсменов-борцов поколения 2, позволили нам выделить основные понятия о счастье и успехе, которые в значительной степени совпали с представлениями, выделенными в методике Цветовых метафор И.Л. Соломина (см. табл. 2). Так, среди выделенных категорий анализа понятия «Счастье» оказались наиболее представлены: «удовольствие» 86%, «радость» 83%, «успех» 78%, «материальный достаток» 76%, «деньги» 68%. Среди категорий анализа понятия «Успех»: «спортивные достижения» 70%, «счастье» 69%, «деньги» 64%, «семья» 53%.

Таблица 3

Коэффициенты корреляции Спирмена между показателями смысложизненных ориентаций и представлениями о счастье и успехе у спортсменов (N=93)

Шкалы ОЖ Цели Процесс Результат ЛК-Я ЛК-Ж

Радость ,124 ,234* -,013 ,196 ,071 ,129

Деньги ,179 ,262* ,083 ,204 ,152 ,137

Богатство ,203 ,227* ,194 ,282** ,122 ,187

Упорство ,181 ,120 ,082 ,265* ,139 ,164

Примечание: ** - корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

* - корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).

Анализ данных, отраженных в таблице, показывает наличие корреляционной связи между шкалами двух методик (СЖО и цветовые метафоры). Так, шкала «цели» коррелирует с понятиями «радость», «деньги» и «богатство», свидетельствуя, что спортсмены-борцы преследуют цель иметь много денег и получить радость и удовлетворение от жизни, а результат жизни также оценивается в богатстве.

109

Таблица 4

Результаты по выявлению структурной классификации понятий с использованием факторного анализа. Матрица повернутых компонент

Компонента

1 2 3 4 5

Успех ,775

Счастье ,696

Развлечения ,661

Победа ,579

Самбо ,761

Признание ,579

Тренировка ,733

Благородство ,551

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Патриотизм ,561

Труд ,651

Флаг ,571

Образование ,627

Нравственность ,769

Удовольствие ,554

Богатство ,671

Счёт в банке ,702

Материальные блага ,577

Деньги ,738

Таким образом, в состав фактора 1 с наибольшими факторными нагрузками вошли следующие критерии: «успех», «счастье», «развлечения», «победа», «признание», «удовольствие». Во второй по весу фактор вошли критерии, касающиеся материального достатка: «богатство», «счет в банке», «материальные блага», «деньги». В состав фактора 3 вошли, в первую очередь, спортивные критерии: «самбо», «тренировка», «благородство». В 4 и 5 фактор с наименьшим весом вошли понятия с духовно-нравственными ориентирами: «патриотизм», «труд», «флаг», «образование», «нравственность».

Результаты показывают, что корреляционная связь между двумя методиками есть: шкала «семья» имеет прямую корреляцию с потребностью в «патриотизме» (,314) и значимую обратную связь с «признанием» (-,279); шкала «отечество» имеет значимую обратную корреляцию с потребностью «развлечения» (-,211); шкала «мир» имеет обратную корреляционную связь со следующими потребностями: «счастье» (-,225), «деньги» (-,233); шкала «культура» имеет обратную связь с «признанием» (-,226); шкала «знания» имеет прямую корреляцию с «патриотизмом» (,224) и обратную корреляционную связь с «деньгами» (-,230); шкала «человек как таковой» имеет обратные корреляционные связи с потребностями «счастье» (-,212) и «материальные блага» (-,249); шкала «внутренний мир» имеет значимые обратные связи с потребностями: «деньги» (-,276), «развлечения» (-,225), «материальные блага» (-,262); шкала «духовное Я» имеет значимые обратные связи с «самбо/дзюдо» (,286), «материальные блага» (-,329).

110

Таблица 5

Корреляционный анализ по результатам методик ценностные ориентации и

цветовые метафоры (N=93)

Семья Отечес тво Мир Культу ра Знания Чел. как таково й Внутр. мир Духовн ое Я

Самбо ,044 ,089 -,031 ,089 ,106 ,104 ,158 -,286*

Развлечения ,067 -,211* -,016 ,112 -,018 -,061 -,225* -,081

Патриотизм ,314* ,023 ,047 ,019 ,224* ,070 -,032 -,184

Счастье ,192 ,025 -,225* ,048 -,014 -,212* ,048 -,190

Деньги -,081 ,070 -,233* -,130 -,230* ,009 -,276* -,121

Признание -,279* -,156 ,197 -,226* ,006 ,105 ,026 ,160

Материальные блага -,070 -,075 -,111 ,004 ,088 -,249* -,262* -,329*

Примечание: * - корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).

Таким образом, выявлены сильные отрицательные связи между шкалами

«материальные блага», «самбо» и «духовное Я», что свидетельствует о слабой

совместимости занятий самбо и материальным благополучием с духовно-нравственными ориентациями молодых спортсменов.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ количественных результатов привел нас к пониманию того, что представления о счастье и успехе у спортсменов-борцов поколения Ъ максимально сконцентрированы в материальных потребностях, которые они стремятся полностью удовлетворить, предположительно снижая концентрацию своих усилий для достижения побед в спорте высоких достижений. Данное предположение основывается на наблюдаемом социально-психологическом феномене - понятие счастья стало зависимым от успеха, не рассматривается как таковое без него и воспринимается с ним как синонимы. Полагаем, что мы наблюдаем результаты воздействия на представления о счастье и успехе спортсменов поколения Ъ двух факторов макросреды, во-первых, смены общественно-экономического строя, а во-вторых, трансформации организационной культуры института спорта.

Рассмотрим влияние первого фактора макросреды. Несомненно, что изменение общественно-экономических отношений должно было найти свое отражение в монетизации представлений о счастье и успехе юниоров-борцов, которые выросли в условиях сложившихся рыночных отношений. Никого в России уже не удивляет публично объявляемая стоимость футболистов, хоккеистов, боксеров, теннисистов, бойцов смешанного стиля и их культивируемое желание, начиная ещё с детско-юношеской спортивной школы, стоить на спортивном рынке подороже. Социально-психологический феномен этого явления состоит в том, что по законам капитализма спортсмен, прежде всего, должен быть успешным, а значит, конкурентоспособным,

111

способным принести прибыль организации и спонсорам - обладать медийной узнаваемостью, популярностью в социальных сетях для рекламы знаменитых брендов, достаточным авторитетом и количеством поклонников для привлечения к участию в избирательных компаниях и т.п. При этом борьба сегодня по медийной популярности и, соответственно, выплачиваемым гонорарам довольно далека от тенниса, гольфа, футбола и хоккея. Состояние неопределённости вызывает у спортсменов поколения Ъ дополнительное эмоциональное напряжение, тревожность и ощущение неуспешности, побуждает к поиску иных возможностей зарабатывать себе на жизнь для продолжения спортивной профессиональной карьеры, либо в 17 лет принимать решение о её завершении и поступлении в высшее учебное заведение для получения образования.

Вторым фактором воздействия макросреды на спортсменов поколения Ъ выступает трансформации организационной культуры института спорта, под которой понимаются «доминирующие ценности, убеждения, верования, принятые организационные нормы отношений и поведения, которые задаются субъектом организационной власти и способны воспроизводиться в организации посредством практики управления, кадровой политики, традиций, обычаев, ритуалов, уникальной символики» [14]. Еще относительно недавно организационная культура спорта формировала представление каждого спортсмена, взрослого или школьника, любителя или профессионала, всего физкультурного сообщества в том, что они, прежде всего, участники единого, коллективного процесса, направленного на воспитание всесторонне развитой личности человека. Однако, необходимо признать, что в организационной культуре института спорта, как и во всем российском обществе, сместились ценности, нормы, установки, смыслы и духовные ориентиры относительно счастья и успеха. Сегодня успешность спортивной карьеры не связана однозначно с выдающимися спортивными достижениями и результатами, а часто, иногда даже в большей степени, - с обретённым финансовым благополучием за время спортивной карьеры, последующей удачной чиновничьей или депутатской карьерой.

Наблюдаемая социально-психологическая феноменология процесса трансформации организационной культуры института спорта заключается в том, что спорт в настоящее время превратился в спортивно-предпринимательскую деятельность, которая за счет высокой зрелищности состязаний дает высокую коммерческую выручку СМИ, спортивным организаторам, корпорациям-спонсорам и достаточные финансы самим спортсменам, позволяющие им зарабатывать и заниматься только профессиональным спортом. Изменившиеся организационные нормы и ценности формируют социально-психологические представления и установки о счастье и успехе преимущественно как отношения купли-продажи, все более оставляя духовную составляющую счастья и успеха далеко за скобками этих понятий. Вместе с ней неочевидно, но закономерно, позади оказываются и цели спорта, прописанные в олимпийской Хартии, которая предусматривала развитие спорта для гармоничного развития человека, заботу о сохранении человеческого достоинства и уважение к всеобщим этическим принципам, приобщение людей к физкультуре и спорту через положительный воспитательный пример.

112

Полагаем, что наблюдаемое изменение представлений о счастье и успехе является прямым следствием трансформации организационной культуры института спорта, проявляющееся в упрочении потребительских установок, культе материальных ценностей, пробелах в нравственном воспитании. Кроме того, само поколение Ъ, согласно данным науки, склонно к поиску «своего особого пути», предполагающего выраженную ориентированность и растущий запрос на потребление материальных благ. Необходимо признать, что склонению спортсменов поколения Ъ к выбору этого пути способствует и сама специфика профессионального спорта. Станет ли перспективный и успешный юниор чемпионом взрослых континентальных и мировых соревнований или нет - вопрос на многие годы напряжённого труда остается открытым. Не все становятся чемпионами, и история спорта знает множество примеров крушения надежд на счастье и успех - сегодня молодой человек чемпион Универсиады, или чемпионата Мира и Европы, а завтра - возможно, никто. Это подвергает юных спортсменов тяжёлым психическим нагрузкам и способствует развитию потребительской психологии еще на этапе становления спортивной карьеры. Ведь они прекрасно понимают, что даже те, кто достиг высоких спортивных результатов, овеян мировой славой и чемпионскими почестями, к 30-ти годам, как правило, уже считаются «стариками» и вынуждены заканчивать спортивную карьеру не всегда с самым лучшим социальным багажом для продолжения жизни после ухода из «большого спорта». Часто в этом багаже серьезные пробелы в образовании, низкий интеллектуальный кругозор, отсутствие востребованных в обществе профессиональных компетенций, психологические и физиологические проблемы, связанные с последствиями травм и подорванным здоровьем. Это обстоятельство заставляет молодых спортсменов торопиться обрести «все и сразу» в отношении счастья и успеха.

Таковы в настоящее время известные условия и правила спорта высоких достижений, как единоборств, так и коллективных видов спорта. Здесь уместно вспомнить, что изначально организационная культура института советского и российского спорта одной их своих основных функций считала воспитательную -подавать примеры не только физической силы, ловкости и смелости, но и силы духа, гармонии человека в целом. П. Ф. Лесгафт считал физическое воспитание важнейшим средством всестороннего развития личности человека, тесно связанным с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием: «Оно поможет детям стать более активными, культурными людьми, умеющими продуктивно и экономно расходовать свои силы и энергию, как в личном, так и в общественном деле» [15].

Всего несколько десятилетий назад основная задача спорта и каждого спортсмена, профессионально посвящавшего себя ему, была иной в организационно-культурном контексте. Но сегодня необходимо признать, что в системе координат счастья и успеха спортсменов-борцов поколения Ъ базовые позиции отношения купли-продажи - гонорары за победу в спортивных турнирах, особенно в коммерческих, становятся все более привлекательными. Очевидно, что рыночные отношения выводят за рамки представлений спортсменов-борцов поколения Ъ о счастье и успехе, такие понятия как коллективизм, бескорыстность,

113

приоритет нравственности и служения общему делу, освобождая больше места для удовлетворения возведенных в приоритет индивидуальных потребностей: обретения известности и славы, достижения престижного статуса вне спорта, реализации возможностей заключить более выгодный личный контракт. Таким образом социально-психологический фундамент представлений о счастье все более трансформируется, формируя взгляды и убеждения спортсменов поколения Ъ в том, что успешность, а равно и счастье - это яркий индивидуализм и его хорошая продаваемость. Так у спортсменов поколения Ъ постепенно формируется представление, что иных быстрых и надежных способов стать счастливым и успешным на спортивном поприще при сложившейся рыночной системе отношений практически нет. А тенденция изменения специфики отношений к понятиям счастья и успеха в организационной культуре института спорта более всего проявляется в том, что нравственные и коллективистские ориентиры и критерии могут лишь помешать успеху и счастью своей коммерческой несостоятельностью.

ВЫВОДЫ

1. Результаты исследования свидетельствуют, что спортсмены-борцы поколения Ъ приравнивают понятие счастья и понятие успеха, практически их не разграничивают.

2. Результаты факторного анализа доказывают изолированность духовно -нравственных ориентаций в представлениях об успехе в спортивной деятельности у спортсменов-борцов поколения Ъ, что свидетельствует об ориентированности, в большей степени, на материальные ценности.

3. Служение и польза обществу, приоритет восприятия спорта как принадлежности к чему-то большему, гармоничное развитие коллективистских устремлений личности гораздо менее предпочтительны, чем сосредоточенность на индивидуальных интересах, личный эмоциональный и физический комфорт.

Считаем, что результаты исследования могут быть полезны и востребованы спортивными психологами, тренерами, руководством федерациями самбо и дзюдо с целью помочь спортсменам-борцам в спорте высоких достижений. Полученные данные помогут оказать индивидуальную помощь спортсменам-борцам в пересмотре системы подготовки для достижения высоких результатов в спорте. А апробированные методы исследования можно использовать для прогнозирования качества подготовки спортсменов-борцов, а также для индивидуальных рекомендаций спортсменам и тренерскому составу в связи с тем, что фиксация молодых спортсменов поколения Ъ только на материальных стимулах может лишать их весомых смысложизненных ориентаций и ценностных регуляторов, которые способны сформировать дополнительные ресурсы для достижения побед в спорте высоких достижений.

Список литературы

1. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. / М. Аргайл. - СПб.: Питер, 2003. - 272 с.

114

2. Вайн С. Успех и счастье: чему учить ребенка чтобы он достиг всего чего хочет / С. Вайн. - М.: Альпина паблишер, 2015. - 406 с.

3. Джидарьян И. А. Представление о счастье в Российском менталитете / И. А. Джидарьян. - СПб.: Алетейя, 2001. - 53 с.

4. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. Перевод с английского / Мартин Селигман. - М.: София, 2006. - 368 с.

5. Юревич А. В. Психология социальных явлений / А. В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - 349 с.

6. Индекс счастья. // [Электронный ресурс]. Happyplanetindex.org. URL: http://www.happyplanetindex. org (дата обращения 25.10.2018 г.).

7. Теория поколений. // [Электронный ресурс]. Executive.ru. URL: https://goo.gl/L5G3Ed (дата обращения: 17.09.2018).

8. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. / Аристотель. - М.: Мысль, 1984. - С. 74.

9. Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма / И. А. Джидарьян. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 268 с.

10. Леонтьев Д. А. Психология счастья. // [Электронный ресурс]. Youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=d7gmuDTlE-U&feature=youtu.be (дата обращения: 05.02.2019)

11. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / Мартин Селигман. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - C. 22-23.

12. Лэйард Р. Счастье Уроки Новой Науки / Р. Лэйард. - М.: Институт Гайдара, 2012. - 203с.

13. Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым / Т. Бен-Шахар. - Минск: «Издательство «Белорусский дом печати», 2009. - С. 84.

14. Ермолаев В. В. Организационная культура органов внутренних дел России: особенности формирования и развития / В. В. Ермолаев. - Воронеж, Воронежский институт МВД России, 2012. - С. 58.

15. Лесгафт П. Ф. Педагогические идеи. // [Электронный ресурс]. Educontest.net. URL: https://educontest.net/ru/ 2335325

IDEAS ABOUT HAPPINESS AND SUCCESS OF RUSSIAN WRESTLER GENERATION Z ATHLETES IN HIGH-PERFORMANCE SPORTS

Nasonova D. K.1, Ermolaev V. V.2

'Policonius LLC, Moscow, Russian Federation

2Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation

E-mail: dari.azisova@gmail.com', evv21@mail.ru2

The article addresses the socio-psychological problem, the formation of ideas about the happiness and success of athletes of generation Z. The hypothesis of empirical research: the ideas about happiness and success among athletes of wrestlers of generation Z are more associated with life-oriented orientations towards recognition, material values and their consumption, and to a lesser extent, with moral and spiritual values and life-oriented orientations - serving society. The sample of the study was: 93 young men, aged 14-17 years. Research methods: psychodiagnostic techniques. Methods of processing the results: content analysis, correlation and factor analysis As a result of empirical research, it was revealed: the relationship between the concepts of "goals" and "money" (R = 0.262), the content analysis data showed no differences in the content of representations of happiness and success. According to factor analysis, the composition of factor 1 with the highest factor loads was identified, which included the following criteria: "success", "happiness", "entertainment", "victory", "recognition", "pleasure". The second weight factor included criteria relating to material wealth: "wealth", "bank account", "material

115

wealth", "money". It is proved that the ideas about the happiness and success of athletes wrestlers of generation Z are concentrated on the material component of happiness and success. The results of the study indicate that athletes wrestlers of generation Z equate the concept of happiness and the concept of success, practically do not differentiate between them. The results of factor analysis prove the isolation of spiritual and moral orientations in ideas about success in sports activities among athletes wrestlers of generation Z, which indicates a focus on material values. Service and benefit to society, the priority of the worldview of sport as belonging to something more, the harmonious development of the collectivist aspirations of the individual are much less preferred than focusing on individual interests, personal emotional and physical comfort. We believe that the observed change in ideas about happiness and success is a direct consequence of the transformation of the organizational culture of the institute of sports, manifested in the strengthening of consumer attitudes, the cult of material values, and gaps in moral education. We believe that the results of the study can be useful and in demand by sports psychologists, trainers, the leadership of the Sambo and Judo Federations in order to help athletes in the sport of high achievements. The data obtained will help to provide individual assistance to wrestlers in reviewing the training system to achieve high results in sports. And the tested research methods can be used to predict the quality of training of wrestling athletes, as well as for individual recommendations to athletes and coaches due to the fact that fixing young generation Z athletes only on material incentives can deprive them of meaningful lifelong orientations and value regulators that are capable of to form additional resources to achieve victories in the sport of high achievements.

Keywords: generation Z, ideas about happiness and success, lifelong orientations, wrestling, organizational culture of sports.

References

1. Argyll M., Psychology of happiness, 272 p. (Peter, St. Petersburg, 2003).

2. Vine S., Success and happiness: what to teach a child so that he achieves everything he wants, 406 p. (Alpina Publisher, Moscow, 2015).

3. Dzhidarian I.A., Predstavleniye o schastye v Rossiyskom mentalitete, p. 53 (Aleteyay, S.-Peterburg, 2001).

4. Seligman M., New positive psychology: A scientific look at happiness and the meaning of life, 368 p. (Sofia, Moscow, 2006).

5. Yurevich A.V., Psikhologiya sotsialnykh yavleniy, 349 p. (Institut psikhologii RAN, Moskva, 2014).

6. Indeks schastia // [Electronic resource] Happyplanetindex.org. URL: http://www.happyplanetindex.org

7. Teoriya pokoleniy // [Electronic resource]. Executive.ru. URL: https://goo.gl/L5G3Ed

8. Aristotel, Sochineniya v chetyrekh tomakh, p. 74 (Misl, Moskva, 1984).

9. Dzhidarian I.A., Psikhologiya schastia i optimizma, 268 p. (Institut psikhologii RAN, Moskva, 2013).

10. Leontyev D.A., Psikhologiya schastia // [Electronic resource]. Youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=d7gmuDTlE-U&feature=youtu.be

11. Seligman M., The path to prosperity. A new understanding of happiness and well-being, p. 22 (Mann, Ivanov and Ferber, Moscow, 2013).

12. Layard R., Happiness Lessons from the New Science, 203 p. (Gaidar Institute, Moscow, 2012).

13. Ben-Shahar T., Learn to be happy, 84 p. (Belorusskiy dom pechati, Minsk, 2009).

14. Ermolayev V.V., Organizatsionnaya kultura organov vnutrennikh delRossii: osobennosti formirovaniya i razvitiya, 58 p. (Voronezhskiy institut MVD Rossii, Voronezh, 2012).

15. Lesgaft P. F., Pedagogicheskiye idei // [Electronic resource]. Educontest.net. URL: https://educontest.net/ru/2335325

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.