cational institutions of a large city", Preventive Medicine, Vol. 11, No. 3, pp. 44-46.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.05.2016
УДК 796:159.9
НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ
Виктория Викторовна Коломенская, кандидат психологических наук, Наталья Александровна Скляр, кандидат психологических наук, доцент, Ирина Ивановна Таран, кандидат психологических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК),
г. Великие Луки
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных детерминант спортивных достижений высококвалифицированных борцов, которые могут быть использованы для определения направлений психологического сопровождения личностного развития спортсменов.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, личностные детерминанты спортивных достижений, результативность, высоко- и низкорезультативные борцы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p232-236
PHYSIOLOGICAL SUPPORT DIRECTIONS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF THE HIGHLY-QUALIFIES WRESTLERS
Victoria Viktorovna Kolomenskaya, the candidate of psychological sciences, Natalya Aleksandrovna Sklyar, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Irina Ivanovna Taran, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikie Luki
Annotation
The article presents the empirical research results of personal determinants of highly skilled wrestlers' sports achievements. It is necessary to identify the physiological support directions of personal development of athletes.
Keywords: psychological support, personal determinants of sports achievements, efficiency, high and low-impact wrestlers.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития спорта, когда объективные показатели спортивных рекордов и достижений достигли пределов естественных возможностей человеческого организма, психологическое сопровождение становится неотъемлемой частью спортивной деятельности. Одной из важных задач психологического сопровождения спортсменов является нахождение и использование психологических ресурсов роста спортивных результатов.
Общие эффекты системы психологического сопровождения спорта можно ожидать как на уровне динамики спортивных результатов (т.е. результатов спортивной деятельности в узком смысле), так и на уровне общего развития спортсменов (т.е. результатов спортивной деятельности в широком смысле).
В спорте высших достижений психологическое сопровождение занимает центральное место в подготовке к соревнованиям. Это обусловлено ростом физических и нервно-психических нагрузок, резким увеличением ответственности за результат своего
выступления [2].
При организации и проведении психологического сопровождения личностного развития высококвалифицированных борцов необходимо учитывать, присущие спортсменам психологические характеристики, которые выступают в качестве личностных детерминант их профессиональной успешности. Это означает, что именно они будут определять направления работы спортивного психолога.
МЕТОДИКА
Целью нашего исследования стало выявление основных направлений психологического сопровождения личностного развития борцов высокой квалификации.
В соответствие с анализом научно-методической литературы нами были выделены компоненты психологической подготовленности борцов. Для их изучения были подобраны релевантные психодиагностические методики из аппаратно-программного комплекса «НС-Психо Тест»: опросник Г.В. Айзенка (EPI), методика «Помехоустойчивость», методика оценки волевых качеств, опросник оценки агрессивности (А. Басса и А. Дарки в адаптации Л.Г. Почебут), опросник оценки тревожности (Ч.Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина), шкала соревновательная личностная тревожность (СЛТ), методика «Мотивация к успеху».
Диагностический этап исследования проводился на базе Великолукской государственной академии физической культуры и спорта, в нём приняли участие 80 борцов из них 40 МС и 40 КМС.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Мы (http://d.120-bal.ru/pravo/21729/index.html?page=34) условно разделили всю изучаемую выборку спортсменов на две группы в зависимости от результата выступления на соревнованиях. Критерием результативности выступления на соревнованиях является место, занятое борцом. Чем выше место занял борец, тем результативнее он выступил. Деление спортсменов на высокорезультативных и низкорезультативных осуществлялось по принципу их участия в соревнованиях Международного уровня и к занятому на них призовому месту. Те борцы, которые участвовали в Международных турнирах и входили в тройку лидеров, считались нами по количеству набранных баллов высокорезультативными. Борцы, занимающие более низкие места или не участвующие в Международных соревнованиях, согласно балльно-рейтинговой системе вуза, имеют низкий балл спортивных достижений.
В первую группу вошли высокорезультативные борцы, которые занимали призовые места, т.е. успешно выступали на соревнованиях. Такие спортсмены неоднократно в течение соревновательного цикла принимают участие в Международных турнирах и занимают там призовые места, показывают высокие результаты и на первенствах РФ. Все они имеют звание мастера спорта. Результативность в их соревновательной деятельности составила от 30 до 50 баллов (30%). Вторую группу образовали борцы, которые не занимали призовых мест (остальные) - низкорезультативные, средний балл их результативности находится в пределах от 10 до 29 (70%). Данные спортсмены редко принимают участие в Международных турнирах и чаще всего занимают места ниже 4.
Сравнивая показатели соревновательной результативности в исследуемых группах, мы выявили следующие значимые различия: в группе высокорезультативных борцов достоверно выше результаты побед как на первенствах России (118±45,8 у высоко результативных и 85±56,4 у низко результативных t = 3,8 при p < 0,01), так и на Международных турнирах (115±30,5 у высоко результативных и 65±51,2 у низко результативных t = 4,2 при p < 0,01).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Теперь рассмотрим, как представлены выделенные компоненты психологической подготовленности и результативности у борцов с разным уровнем соревновательной результативности. Мы предположили, что низкорезультативные борцы выступили менее успешно из-за несформированности психологических характеристик, отражающих их психологическую подготовленность.
На рисунке 1 (http://d.120-bal.ru/pravo/21729/index.html?page=34) видно, что психологический профиль высокорезультативных и низкорезультативных борцов имеет существенные отличия, достоверно подтверждаемые в ходе математико-статистической обработки.
120 100
н
Л 80
| 60
I 40
л
о
20 0
№
-Ш,
г-п ПН П-П
П ГЪ ГЪ т ГЪ т
шш
123456789
□ высокорезультативные
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
шкалы
□ низкорезультативные
Рисунок 1. Психологический профиль высокорезультативных и низкорезультативных борцов. Условные обозначения на рисунке 1: номера категорий, их названия и средние значения представлены в таблице
_Таблица
№ категории Категория М±б р*
Высокорезультативные Низкорезультативные
1 Экстраверсия-интроверсия 15±2,5 16±3,6 >0,05
2 Нейротизм 14±3,8 14±4,4 >0,05
3 Помехоустойчивость 25±8,6 43±11,3 <0,01
4 Эмоционально-волевые качества 10±1,6 6±1,5 <0,01
5 вербальная агрессия 4±1,9 5±2,4 >0,05
6 Физическая агрессия 5±1,8 4±1,6 >0,05
7 Предметная агрессия 2±1,2 4±1,4 <0,05
8 Эмоциональная агрессия 1±0,7 2±1,5 <0,05
9 Самоагрессия 2±1,1 4±1,5 <0,05
10 Тревога 22±1,2 15±3,1 <0,01
11 Депрессия 17±2,4 10±3,4 <0,01
12 Самоконтроль 15±2 9±2 <0,01
13 Здоровье 13±2 10±2,1 <0,01
14 Эмоциональное благополучие 17±1,6 10±3,3 <0,01
15 Жизненная энергия 12±2,1 9±2,4 <0,01
16 Ситуативная тревожность 32±6,3 47±8,6 <0,01
17 Личностная тревожность 31±4,5 45±9,1 <0,01
18 соревновательная тревожность 16±3 21±4,2 <0,01
19 мотивация достижения 23±2,1 18±2,5 <0,01
20 Результаты побед на первенствах России 118±45,8 85±56,4 <0,01
21 Результаты побед на Международных турнирах 115±30,5 65±51,2 <0,01
* - достоверность различий
Так исследование помехоустойчивости выявило, что у более успешных спортсменов достоверно лучше показатели помехоустойчивости. Следовательно, более результативные борцы обладают способностью абстрагироваться от внешних раздражителей во время боя и более интенсивно концентрироваться на схватке.
Сравнение борцов по степени развитости эмоционально-волевых качеств показало, что у высокорезультативных борцов достоверно более высокие показатели, чем у низкорезультативных. Это говорит о том, что высокорезультативные спортсмены обладают развитой волевой регуляцией и могут длительное время переносить тяжёлые физические и психические нагрузки.
При изучении особенностей проявления агрессивного поведения высоко- и низкорезультативными спортсменами мы выявили достоверные различия по следующим шкалам: физическая, предметная, эмоциональная агрессия и самоагрессия. По шкале вербальная агрессия значимые различия не были обнаружены. Так борцы, обладающие более высоким уровнем профессионального мастерства, имеют более выраженную физическую агрессию и менее выражены у них такие формы деструктивного поведения как предметная, эмоциональная агрессия и самоагрессия.
Сравнительный анализ особенностей психологического благополучия спортсменов с разной соревновательной результативностью показал, что в группе высокорезультативных борцов менее выражены тревога и депрессия, доминируют самоконтроль, здоровье, эмоциональное благополучие и жизненная энергия.
Следовательно, более результативные борцы перед соревнованиями испытывают меньше страхов и негативных эмоций, они способны контролировать и регулировать свой эмоциональный настрой, находятся в состоянии боевой готовности, чего нельзя сказать о низкорезультативных борцах.
Исследование тревожности показало, что у высокорезультативных спортсменов значительно менее выражена ситуативная, личностная и соревновательная тревожность. А это значит, что профессионально успешные борцы перед соревнованиями находятся в спокойном состоянии, они не склонны к проявлению чрезмерных страхов и переживаний. При изучении мотивационной направленности борцов двух групп были выявлены следующие достоверные различия: среди высокорезультативных спортсменов значительно больше тех, у кого мотивация достижения находится на очень высоком уровне. Следовательно, они уверенны в себе и способны адекватно реагировать на неудачи.
Достоверных различий не было обнаружено в индивидуально-типологических особенностях борцов двух групп. По шкалам экстраверсия-интроверсия и нейротизм наблюдается одинаковая ситуация: преобладание экстравертированности и эмоциональной неустойчивости.
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведённый сравнительный анализ психологических особенностей высоко- и низкорезультативных борцов показал, что для более результативных спортсменов характерно преобладание высокого уровня развития помехоустойчивости, волевых качеств, психологического благополучия и мотивации успеха, низких показателей по деструктивным формам агрессивности (предметной агрессии, эмоциональной и самоагрессии) и тревожности.
Каждый из параметров, достоверно отличающих высокорезультативных спортсменов от низкорезультативных, нашёл свое отражение в структуре психологической подготовленности борцов. Всё это свидетельствует о том, что выделенные нами компоненты психологической подготовленности борцов, могут рассматриваться в качестве личностных детерминант их профессиональной успешности и, следовательно, они не могут не являться предметом психологического сопровождения личностного развития борцов высокой квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и практические приложения / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.
2. Туманян, Г.С. Стратегия подготовки чемпионов : настольная книга тренера / Г.С. Туманян. - М. : Советский спорт, 2006. - 494 с.
REFERENCES
1. Platonov, V.N. (2005), The system of training athletes in Olympic sports: general theory and practical application, Soviet sport, Moscow.
2. Tumanyan, G.S. (2006), The Strategy of Champions' preparation: coach's handbook, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2016
УДК 796:159.9
СПОРТИВНЫЕ МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ОБЩИЕ
Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, Москва
Аннотация
Рассматриваются особенности использования общих и специальных мотивационных и когнитивных образов спортивной деятельности. Предполагается, что, кроме перечисленных образов, спортсменами используются и индивидуальные образы, соответствующие философской категории единичного. С помощью однофакторного дисперсионного анализа определена психометрическая валидность анкеты-опросника: «Sport Imagery Questionnaire». Установлено, что игроки в мини-гольф используют мотивационные и когнитивные общие образы с одинаковой частотой. Предлагаются перспективы дальнейших исследований в этом направлении.
Ключевые слова: мысленные спортивные образы, гольф, мини-гольф, валидность, категории общего, особенного и единичного, методика самоотчета, психометрическая валидность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p236-239
SPORTS MENTAL IMAGERY: THE INDIVIDUAL, SPECIFIC AND GENERAL
Alexey Nikolaevich Korol'kov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Moscow City Pedagogical University, Moscow
Annotation
Features of the use of general and specific cognitive and motivational images of sporting activities are considered. It is assumed that in addition to these images, are used by athletes and individual images corresponding to the philosophical category of the single (una). Psychometric validity of the questionnaire: "Sport Imagery Questionnaire" installed using one-way ANOVA. The use of motivational and cognitive common images with the same frequency players in mini-golf set. Prospects for further research in this field are offered.
Keywords: mental images of sports, golf, mini-golf, validity, and general categories, the particular and individual, self-report method, psychometric validity.
ВВЕДЕНИЕ
В спортивной деятельности в сознании спортсменов возникают различные образы, которые можно классифицировать по разным основаниям: по модальностям - их представлению в сознании с помощью разных относительно обособленных сенсорных систем (визуальные, мышечные, вестибулярные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые) и по различным сочетаниям этих сенсорных отражений; по отношению ко времени (образы совершенных, осуществляемых или будущих действий); по степени ясности или отчетливости образов; по возможности их описания в символьном виде (словесном или