© В.Л. Дементьев, В.В. Пужаев, Т.Н. Сахарова, 2018 УДК 378 ББК 74
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Владимир Львович Дементьев,
профессор кафедры физической подготовки УНКСП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР;
Владимир Владимирович Пужаев, преподаватель кафедры физической подготовки УНКСП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук,
мастер спорта международного класса России;
Татьяна Николаевна Сахарова, декан факультета педагогики и психологии, профессор Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается формирование смысложизненных ориентаций в различные временные периоды развития личности спортсмена в юношеском возрасте в процессе занятий спортом.
Ключевые слова: личность, смысложизненные ориентации, спортивная деятельность, возрастные периоды, юниорский возраст, спортсмены-борцы.
Для цитирования: Дементьев В.Л., Пужаев В.В., Сахарова Т.Н. Самоопределение личности в процессе спортивной деятельности. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):275-9.
SELF-DETERMINATION OF THE PERSON IN THE PROCESS OF SPORTS ACTIVITY
Vladimir L. Dement'ev,
Professor of the Department of Physical Training of the UEPSP Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Master of sports of the USSR; Vladimir V Puzhaev, the teacher of the physical training department of the UEPSP Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikotya, Candidate of Pedagogical Sciences,
Master of sports of the international class of Russia;
Tat'yana N. Sakharova, Dean of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Professor Moscow State Pedagogical University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
Abstract. Discusses the formation of life-meaningful orientations in different time periods in the development of the athlete's
personality in adolescence in the process of playing sports.
Keywords: personality, life-meaning orientation, sport activity, age, junior age, athletes-wrestlers.
Актуальность. Спортивная деятельность человека оказывает огромное влияние на формирование его личности. Это объясняется тем, что для ее успешности требуется высокая мотивация и большая активность человека, обусловленная характерными
для нее физическими нагрузками и психическими напряжениями, преодоление которых способствует формированию физических и волевых качеств [2, с. 10—15]. Именно поэтому ученые и специалисты рассматривают спорт как своеобразную лаборато-
рию по определению человеческих возможностей, которая позволяет реализовывать спортсменам свои способности и способствует реализации последующих жизненных перспектив (личностных, образовательных, материальных) [4].
Активные занятия спортом оказывают непосредственное влияние на формирование мировоззренческой и жизненной позиций человека, его способов деятельности, социального поведения и общения [6, с. 254—257]. В то же время процессы самоопределение личности в многолетней спортивной деятельности спортсмена, формирование и развитие его смысложизненных ориентаций остаются мало изученными. Необходимо также отметить малую изученность влияния кризис-переходов (например, переход из юношеского спорта в спорт высших достижений, восстановление после серьезной травмы, прекращение соревновательной деятельности и т.п.) на личность и деятельность спортсмена и выявление различных возможностей их преодоления. В своем исследовании при рассмотрении понятия личность мы ориентировались на концепцию В.С. Мухиной, которая рассматривает личность как индивидуальное бытие общественных отношений [5].
Цель исследования — изучение самоопределения личности в процессе спортивной деятельности на различных этапах юношеского возраста, определение особенностей и содержания смысложизнен-ных ориентаций спортсмена.
Методы исследования — анализ научно-методической литературы, теоретический анализ, опрос, наблюдение, анкетирование.
Результаты исследования. Основными тенденциями современного спорта являются: 1) профессионализация и коммерциализация спорта, которые стали глобальным явлением, затрагивающим все новые и новые стороны социальной жизни человеческого общества; 2) «омоложение» спорта и ранняя специализация юных спортсменов, которые привели к внедрению инновационных средств и методов обучения и тренировки, увеличению объема и интенсивности физической нагрузки. Данные тенденции привели к тому, что кризис-переход из юношеского спорта в спорт высших достижений стал наступать раньше и охватывать различные возрастные этапы становления высококвалифициро-
ванного спортсмена (с 14 до 25 лет), включая в себя и промежуточный период, который принято называть юниорский возраст. Необходимо отметить, что характерное время кризис-перехода в разных видах спорта существенно отличается друг от друга.
Специалисты-психологи рассматривают юношеский возраст как одну из частей молодости, которая в свою очередь подразделяется на ряд отдельных лет и возрастных стадий [10]. Такая периодизация юношеского возраста в своей основе подразумевает наличие определенных отличий отдельных временных отрезков друг от друга. Рассмотрим особенности возрастных периодов в спортивной деятельности спортсмена (на примере борца от 14 до 25 лет). При выделении возрастных стадий, исходя из психологических особенностей развития личности, также используется принятое в борьбе разделение участников соревнований на возрастные группы, т.к. это разделение в основном и обусловливает спортивную деятельность борца, непосредственно влияя и на остальные стороны его жизнедеятельности.
Первая группа — младший юношеский возраст (девушки и юноши 14—15 лет). В данном возрасте у спортсменов особую значимость приобретает межличностное общение друг с другом и со своими сверстниками, а также со значимыми для них взрослыми. У подростков появляется дополнительный мотивационный стимул к спортивным занятиям, который заключается в потребности общения и поиска друзей как непосредственно в своем спортивном коллективе, так и на соревнованиях [7, с. 89—93.]. Регулирующая поведение юного спортсмена, самооценка формируется в ходе его жизнедеятельности и общения с окружающими. Ее формирование представляет собой сложный процесс со своими противоречиями и трудностями, которые могут приводить к немотивируемым поступкам подростка. Взаимоотношения в тандеме тренер-спортсмен могут носить различный характер, но при этом все равно осуществляется сильное влияние тренера на своего ученика. Причем данное влияние может варьироваться от негативного до доверительного и дружеского. Требуется отметить, что первая радость большого успеха и разочарование на значимых спортивных соревнованиях приходятся именно на этот период времени. Очевидно, поэтому на этом
периоде у подростков возникают и первые серьезные проблемы, связанные с последующей жизнедеятельностью: закончить спортивные занятия или продолжить; совмещать учебу и занятия спортом или сделать между ними однозначный выбор; продолжать после школы учиться или идти работать. Социальная среда требует от подростка самоопределиться в отношении последующей профессиональной деятельности на основе понимания собственных желаний и склонностей, осознания наличия определенных способностей, самооценки своей успешности в спорте. При этом многие учащиеся старших классов, как и их родители, ориентированы на поступление в высшее учебное заведение (вуз) и определенность будущей профессиональной карьеры для них очень туманна. Определенную помощь подросткам-спортсменам в правильном профессиональном выборе оказывают родители, которые сами активно занимались спортом и имели собственный опыт решения данных проблем.
Вторая группа — старший юношеский возраст (девушки и юноши 16—17 лет). Если в подростковом возрасте спорт в большей степени выступает в качестве средства, позволяющего существенно расширить круг общения, стать более быстрым, выносливым, сильным и т.д., то по мере взросления и с ростом спортивного мастерства у подростка происходят существенные изменения в его взглядах и отношении к спорту.
Наибольший интерес вызывают возрастные этапы, которые начинаются с 16 лет, т.к. в этом возрасте у молодых спортсменов происходит (или не происходит) становление их дальнейшей спортивной профессиональной деятельности. В данном возрасте формируется определенное устойчивое мировоззрение, складывается понимание своего места в окружающем социальном обществе, осуществляется профессиональное самоопределение. Причем в этом возрасте самооценка, как правило, становится выше, чем она была в предыдущем возрастном периоде [1].
Спортсмен-старшеклассник должен научиться разбираться в требованиях, предъявляемых той или иной профессией, используя при этом не личностный опыт, а опираясь на опыт других людей. Для него большое значение имеют правильные ответы на насущные вопросы: связать ли со спортом
свою профессиональную деятельность или нет; как совместить свою спортивную деятельность и обучение в вузе. Как показывают проведенные исследования, более 50% обучающихся в 10—11-х классах не имеют четкого представления о выбранной профессии или не могут решить, какая профессия им нужна и в какую образовательную организацию идти учиться [3]. Они ориентированы на семью и ждут от нее помощь и поддержку при решении этих серьезных вопросов. При этом они осознают, что учеба является необходимой основой успешности их последующей профессиональной деятельности. Поэтому у них четко прослеживается интерес к учебным дисциплинам, знания которых необходимы для овладения выбранной профессией. На первый мотивационный план выходит сдача Единого государственного экзамена и поступление в выбранную образовательную организацию, а соревновательная деятельность при этом остается на втором плане.
Для успешного продолжения спортивной деятельности юноша должен быть сильно мотивирован в этом плане и постараться объективно оценить свои возможности, а именно: во-первых, уровень своей спортивной формы и потенциальные возможности роста спортивной подготовленности на базе развития специальных способностей и укрепления здоровья; во-вторых, успешность своего текущего образования; в-третьих, семейное материальное положение, от которого во многом зависит жизнеобеспечение молодого спортсмена.
В многолетнем процессе спортивной подготовки на данном этапе в различных видах спорта подготовленность юных спортсменов очень сильно отличается друг от друга. В таких видах спорта как гимнастика, синхронное плавание спортивная подготовленность приближается к наивысшему уровню мастерства, а в таких как борьба, бокс, футбол формируется база для последующего двигательного и физического совершенствования.
Третья группа — группа юниоров (женщины и мужчины 18—19 лет). Этот возрастной этап является первым периодом взрослой жизни и характеризуется тем, что в данном возрасте начинается реализация поставленных перед собой целей и задач, осуществляется выбор между различными сферами деятельности (спортом, учебой, работой, а для муж-
чин еще и службой в армии), а также зачастую возникает потребность в разрешении вопроса создания семьи с вытекающей из этого необходимостью решения серьезных проблем и выполнения ряда обязанностей. Необходимость принятия ответственных решений, которые, безусловно, могут оказывать сильное влияние на последующую судьбу человека, вызывает у него мучительные сомнения, неуверенность в себе и своих возможностях, а в целом психическую напряженность. К тому же привычная учебная деятельность в школе меняется на учебу в вузе, работу и т.п. Довольно часто меняются и бытовые условия, так, например, поступление в иногородний вуз приводит к проживанию в общежитии. Данные изменения привычного уклада жизнедеятельности спортсмена являются очень серьезным препятствием для роста спортивного мастерства.
Как показывают многолетние педагогические наблюдения, обучение в вузе или другой образовательной организации в течение нескольких лет в подавляющем большинстве случаев приводит к изменению приоритетов у спортсмена-студента, т.е. спортивная деятельность отходит на второй план (а часто и заканчивается), уступая по значимости успешности окончания вуза. Данное положение обусловлено: изменением социально-ценностных ориентиров его нового студенческого окружения; возникновением новых трудностей (сдачей экзаменов и зачетов) и сбивающих факторов (в первую очередь из-за желания активно участвовать в студенческой жизни); отсутствием оптимальных условий для организации качественной спортивной подготовки (индивидуальный план обучения, удаленность спортивных объектов и т.д.); стремлением добиться материального благополучия. В целом то же самое происходит при переходе вчерашнего школьника-спортсмена к производственной деятельности.
Таким образом, в данном возрасте успешность дальнейшей спортивной деятельности напрямую зависит от осознанного переключения личностного отношения (самоопределения личности) к спорту от любительского к профессиональному со всеми вытекающими из этого решения последствиями.
Реализовать данное самоопределение личности после окончания средней школы возможно посредством работы спортсменом-инструктором в спор-
тивном клубе, прохождением службы в армии в спортивной роте и т.п.
Четвертая группа — группа молодежи (женщины и мужчины 20—22 лет). На данном этапе происходит дальнейшее самоопределение личности, появляются первые значимые плоды и результаты собственных решений и достижения поставленных целей. Причем если ранее при занятиях спортом для спортсмена характерно проявление внешней мотивации со стремлениями удовлетворения своих потребностей в общении, достижения определенной эмоциональной насыщенности жизни, то в этот возрастной период осуществление спортивной деятельности переходит во внутреннюю мотивацию, т.е. в личную потребность, соответствующую психически сформированному стереотипу. В связи с этим в процессе формирования мотивов проявляется определенная последовательность: на первом этапе, как правило, появляются мечты о высочайших спортивных достижениях; на втором — привнесение в занятия спортом эмоционально окрашенных моментов; на третьем — доминирование в деятельности рациональности и прагматизма [9]. Для квалифицированных спортсменов данный период может привести к неоправданным потерям в спортивной подготовленности или даже к уходу их из спорта по причине открытия более выгодных перспектив в социально-экономическом плане, создания семьи, спортивных травм и т.д.
Пятая группа — взрослые спортсмены (женщины и мужчины от 23-х лет и старше). В данный период у спортсмена заканчивается кризис-переход из молодежного (в том числе и студенческого) спорта в спорт высших достижений (в том числе и профессиональный). Спортсмен достигает оптимального возраста для спортивных свершений и максимальной реализации накопленного опыта, для достижения поставленных целей и задач. Приоритетом в мотивации становится достижение успешности в профессиональной деятельности и личной жизни. Поэтому основная цель при занятиях спортом трансформируется в достижение материального благополучия и самоутверждения в социальном окружении [8, с. 337—338]. При этом у женщин главным мотивом прекращения занятий спортом является замужество с последующим рождением ребенка, а у мужчин — финансовое благополучие
в другой сфере деятельности. Именно в этот период больше всего спортсменов уходит из спорта.
Заключение. Юношеский возраст включает в себя целый ряд частных периодов, в том числе и возрастную стадию так называемых спортсменов-юниоров. Периодизация возрастных этапов дает нам возможность построить логическую цепь жизнедеятельности спортсменов и проследить самоопределение личности в процессе спортивной деятельности.
У спортсмена с возрастом значимость смыс-ложизненных ориентаций для профессиональной успешности меняется. Если на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства для его профессиональной успешности значима ориентация на «цели в жизни», то на этапе завершения спортивной карьеры роль психической детерминанты профессиональной успешности играет «результативность жизни».
Литература
1. Гафурова Н.В. Педагогические условия профильного самоопределения учащихся: монография / Н.В. Гафурова, В.И. Лях. LAP LAVBERT AcademicPublishingGmbH&Co.KG, 2011.
2. Гожин В.В. Значимость и особенности психологической подготовки юных спортсменов на начальном этапе специализации в восточных единоборствах / В.В. Гожин, В.Л. Дементьев, С.В. Сизя-ев // Детский тренер. 2005. № 2.
3. Казарова Е.Г. Психолого-педагогическое содействие преодолению трудностей профессио-
нального самоопределения учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2009.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003.
5. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность. (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационный аспект). М., 2017.
6. Пужаев В.В. Проблемы смысложизненных ориентаций личности спортсмена / В.В. Пужаев, В.Л. Дементьев, Т.Н. Сахарова // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4.
7. Соломатин С.А. Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений // Психология в России и за рубежом: матер. Междунар. заоч. науч. конф. СПб.: Реноме, 2011.
8. Уляева Л.Г. Изучение особенностей социально-психологических регуляторов поведения спортсменов высших достижений, сменивших место жительства и выступающих в новой команде / Л.Г. Уляева, Н.Д. Султанова. // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: матер. VII Междунар. науч. конгресса. Т. 1. М.: СпортАкадемПресс, 2003.
9. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
10. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. СПб., 1998.
Психология: Учебное пособие, Цветков В.Л., Калиниченко И.А., Хру-сталева Т. А. // Изд-во ЮНИТИ, 2016.
ПСИХОЛОГИЯ
Современная психология — один из основных ресурсов профессиональной деятельности сотрудника полиции.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность». Знание общей и юридической психологии, владение приемами использования этих знаний в профессиональной деятельности обеспечивают качественное выполнение служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов.
Для курсантов и адъюнктов высших образовательных учреждений системы МВД России.