Научная статья на тему 'Проблемы смысложизненных ориентаций личности спортсмена'

Проблемы смысложизненных ориентаций личности спортсмена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СМЫСЛ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СПОРТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / IDENTITY / MEANING / VALUES / SPORTS / ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пужаев Владимир Владимирович, Дементьев Владимир Львович, Сахарова Татьяна Николаевна

Рассматривается процесс самоопределения молодого человека как в жизни, так и в спорте, формирования его жизненной и мировоззренческой позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пужаев Владимир Владимирович, Дементьев Владимир Львович, Сахарова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of life orientations of the individual athlete

The article discusses the process of self-determination of a young man in life and in sport, the formation of his life and ideological positions.

Текст научной работы на тему «Проблемы смысложизненных ориентаций личности спортсмена»

УДК 1/159.9 ББК 88

ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУЖАЕВ,

преподаватель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

мастер спорта международного класса России, кандидат педагогических наук

E-mail: puzhaev07@rambler.ru; ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ ДЕМЕНТЬЕВ, профессор кафедры физической подготовки УНКСП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор педагогических наук, профессор; ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА САХАРОВА, декан факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета,

профессор кафедры психологии развития, кандидат психологических наук Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки оздоровительной и адаптивной физической культуры;

19.00.13 — психология развития, акмеология

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается процесс самоопределения молодого человека как в жизни, так и в спорте, формирования его жизненной и мировоззренческой позиции.

Ключевые слова: личность, смысл, ценностные ориентации, спорт, деятельность.

Annotation. The article discusses the process of self-determination of a young man in life and in sport, the formation of his life and ideological positions.

Keywords: identity, meaning, values, sports, activities.

Введение. Правительством Российской Федерации вначале 2009 г. была утверждена «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» [1]. В соответствии с этой стратегией были поставлены следующие задачи: к 2015 г. увеличить количество взрослых, вовлеченных в занятия спортом и физкультурой — до 30%, а среди детей и молодежи — до 60%. На втором этапе, к в 2020 г., довести эти показатели до 40% и 80% соответственно. Среди комплекса мер, принятых для достижения этих целей, помимо расширения спортивной инфраструктуры, а также множества других задач, немалое внимание было уделено и пропаганде здорового образа жизни, и привлечение молодежи к занятиям спортом.

С давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия — спорт, способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой. Многие люди приходят в спорт как любители, а со временем становятся настоящими профессионалами своего дела, связывают

свое будущее с занятиями спортом, в связи с этим спортсмены испытывают не только физические нагрузки, но также сильнейшее психологическое напряжение, которое сопровождается ответственностью за результат [7].

На сегодняшний день «во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к профессионализации и коммерциализации спорта, представляющего собой глобальное явление и затрагивающее многие стороны жизнедеятельности человеческого общества» [4, с. 25]. Профессиональный спорт — это занятия спортом, которые спортсмены выбирают как основной вид деятельности, иногда жертвуя не только общением с друзьями, но и семейными отношениями [9]. Зарабатывать на жизнь спортом и не заниматься ничем другим им помогает «зрелищность», которая позволяет получать коммерческую выгоду, привлекая людей к просмотру спортивных соревнований и других мероприятий по телевидению или непосредственно на спортивных аренах. Спортсмены получают прибыль в зависимости от своих достижений, что требует от них полной самоотдачи в тренировоч-

ном процессе, а также жестких рамок самоконтроля. Необходимо отметить, что в профессиональный спорт люди идут не только ради денег; для многих приоритетное значение имеет слава и спортивные достижения. Любой человек, увлекающийся каким-либо видом спорта, хочет показать свои максимальные возможности, постоянно их улучшать и стремится к более высоким результатам. Это в полной мере касается и спортсменов-любителей, которые, как правило, также не останавливаются на достигнутых ими результатах, постоянно соревнуются между собой и совершенствуются.

Построение спортивной карьеры у всех спортсменов протекает по-разному, равно как и ее завершение, которое может произойти на любой стадии, столкнувшись с многочисленными проблемами. На протяжении всей спортивной карьеры, от ее начала в детском возрасте и до завершения на любом из этапов, спортсмены вынуждены сталкиваться с «кризисами-переходами» и преодолевать их [5].

Завершение спортивной карьеры для человека, который всю свою жизнь посвятил любимому делу, сопровождается сильнейшим кризисом. Теряется смысл жизни, значительно понижается самооценка. Организм и тело требуют привычной постоянной и интенсивной нагрузки, утрачивая постепенно свои, приобретенные за годы занятий спортом, свойства и тренированность. Уклад жизни меняется, она как бы замирает. Ценности и стремления, которые еще вчера были приоритетными, направленными на достижение цели, давали энергию жить, перестают существовать. Вместе с ними существенно изменяется ощущение собственного я. Возникают закономерные вопросы: «Куда я пойду? Кому я теперь нужен? Что мне делать?», которые очень беспокоят человека, ему даже может показаться, что нет выхода. Вчерашнему спортсмену, который, как правило, находится в состоянии тревожности, затруднительно осознавать свои чувства, эмоции, желания, так как он на протяжении долгого времени жил и подчинялся жестким рамкам режима и тренерского контроля, спортивным интересам команды и самого себя, а все его желания были направлены на достижение максимального результата.

Цель исследования — конкретизировать понятие смыслoжизненных ориентаций спортсмена, выявить проблемы, с которыми в процессе формирования ценностных ориентаций может столкнуться личность при занятиях спортом.

Методы исследования — анализ научной литературы и теоретических исследований, теоретический анализ, интервьюирование спортсменов и тренеров.

Результаты исследования. В процессе занятий спортом осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его мировоззренческая и жизненная позиции, осваиваются индивидуализированные приемы и способы деятельности, поведения и общения. При этом процессы определения ценностных ориентаций в жизни спортсмена остаются неизученными, возникают такие вопросы: какие ценностные ориентации формируются в процессе спортивной деятельности и как они влияют на самoактуализацию личности спортсмена в достижении спортивного совершенствования и на процесс его жизненного пути и дальнейшего выбора профессии.

Формирование смыслoжизненных ориентаций личности спортсмена чаще всего происходит в юношеском возрасте, именно в то время, когда одновременно происходит первичный выбор им спортивной деятельности не просто как досуга, а как преобладающей в жизни. В этот период очень значима роль тренера, который, будучи авторитетом для спортсмена, способен в большей мере, нежели остальные, влиять на его ценностные представления, установить тренировочный процесс и соревновательную деятельность, организовать доверительно-слаженную работу системы «тренер-спортсмен», выявить психологическую и физиологическую предрасположенность спортсмена к предельным нагрузкам в выбранном виде спорта и многие другие факторы, определяющие стабильную успешность спортивной деятельности своего ученика [8, с. 89—93].

Кроме того, существует явная зависимость содержательного наполнения ценностных ориентаций спортсмена от понимания социокультурных ценностей ближайшим окружением, в которое входят, кроме тренера, родители, члены команды, спортивная администрация. Это обусловливается кругом общения, с которым приходится иметь дело спортсмену при его загруженности тренировками, сборами, переездами к местам соревнований и пр.

Своеобразная «закрытость», отчужденность спортсменов от многих проблем повседневной действительности, разрешение которых берут на себя родители, тренеры, административный персонал, влияют на определение спортсменом содержания социокультурных ценностных ориентаций исходя из

ситуативного восприятия социальной действительности в той степени, в которой ему приходится неизбежно сталкиваться с данной действительностью. С этим связано некоторое снижение влияния социального фактора на формирование социокультурных ценностных ориентаций спортсмена и его значительная подмена личностным. Большинство ценностных ориентаций воспринимаются и отбираются спортсменом в качестве личностно значимых на интуитивном уровне, при значительном влиянии эмоционального фактора.

Значительную роль играет также соревновательный характер спортивной деятельности и межличностных отношений на определение спортсменами личностной значимости большинства социокультурных ценностных ориентаций, которые ими оцениваются и как бы примеряются с точки зрения их «полезности» для достижения поставленной цели [2, с. 75—77].

Заключение. На основе проведенных исследований мы конкретизировали понятие смысложизнен-ных ориентаций, под которыми понимается система взглядов (представлений) человека на жизнь, на свою деятельность, определяющая характер всей деятельности человека. Ее содержание и основу составляет мировоззрение, а степень убежденности личности в своей мировоззренческой позиции определяет в решающей степени ее активность, направленную на реализацию этой позиции.

Спорт является великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей, обеспечивающей реализацию своих способностей и дальнейших жизненных перспектив (личностной, материальной, образовательной) [6]. Спортивная деятельность, обладающая высочайшей мотивацией, четкими критериями оценки результатов, требующая высокой активности от человека, связана с большим физическим и психическим напряжением, необходимостью преодолевать не только сопротивление сильного соперника, но и собственные недостатки [3, с. 10—15].

Проблема ценностно-смысловой сферы в современной психологической науке занимает особое место. Человек стал изучаться как духовно-практическое существо; на первый план вышли его ценностные и смысложизненные ориентации, так как именно они определяют и направляют жизнедеятельность человека в целом. Смысложизненные ориентации

спортсмена представляют собой сложные психолого-социальные образования, важные по отношению ко всему жизненному пути спортсмена как любителя, так и профессионала, задающие направление и границы его самореализации через структурную организацию жизненных целей и ценностей. Если не уделять должного внимания формированию смысложизненных ориентаций спортсмена на протяжении всей его спортивной карьеры, то это может стать одной из главных причин кризиса на этапе завершения спортивной карьеры и может также проявиться в неправильной адаптации спортсмена к реальной жизни вне спорта.

В связи с этим особо значимым становится:

♦ наблюдение за изменением смысложизненных ориентаций личности в процессе занятия человека спортом;

♦ выявление взаимовлияния смысложизненных ориентаций личности и включенности человека в профессиональную деятельность;

♦ определение возможных путей психолого-педагогического сопровождения профессионального становления личности в сфере спорта.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 7 августа 2009 г. № 1101-р.

2. Баранов Н.А. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций у спортсменов // Ананьевские чтения: Тезисы науч.-прак. конф. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000.

3. ГожинВ.В., Дементьев В.Л., Сизяев С.В. Значимость и особенности психологической подготовки юных спортсменов на начальном этапе специализации в восточных единоборствах // Детский тренер. 2005. № 2.

4. Дементьев В.Л., Рогов Ю.Н., Султанахме-дов Г. С. Инновационные пути повышения зрелищ-ности и эффективности соревновательной деятельности борцов вольного стиля // Совершенствование системы подготовки кадров по единоборствам: Мат. науч. конф. Ч. 1. М.: РГУФКСМиТ, 2012.

5. Дергач Е.А. Педагогическое обеспечение процесса перехода спортсменов-юношей в спорт высших достижений: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2016.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.

7. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Изд-во Евразия, 1997.

8. Соломатин С.А. Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений // Психология в России и за рубежом: Мат. Междунар. заоч. науч. конф. СПб.: Реноме, 2011.

9. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999.

References

1. Rasporiazhenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii «Ob utverzhdenii Strategii razvitiia fizicheskoi kultury i sporta v Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» ot 7 avgusta 2009 g. № 1101-r.

2. Baranov N.A. Psikhologicheskie aspekty formi-rovaniia tsennostnykh orientatsii u sportsmenov // Ana-nevskie chteniia: Tezisy nauch.-prak. konf. SPb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo un-ta, 2000.

3. Gozhin V.V., Dementev V.L., Siziaev S.V. Znachimost i osobennosti psikhologicheskoi podgo-

tovki iunykh sportsmenov na nachalnom etape spet-sializatsii v vostochnykh edinoborstvakh // Detskii tre-ner. 2005. № 2.

4. Dementev V.L., RogovIu.N, Sultanakhmedov G.S. Innovatsionnye puti povysheniia zrelishchnosti i effektiv-nosti sorevnovatelnoi deiatelnosti bortsov volnogo stilia // Sovershenstvovanie sistemy podgotovki kadrov po edino-borstvam: Mat. nauch. konf. Ch. 1. M.: RGUFKSMiT, 2012.

5. Dergach E.A. Pedagogicheskoe obespechenie protsessa perekhoda sportsmenov-iunoshei v sport vy-sshikh dostizhenii: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Krasnoiarsk, 2016.

6. LeontevD.A. Psikhologiia smysla: priroda, stroe-nie i dinamika smyslovoi realnosti. M.: Smysl, 2003.

7. Maslou A. Dalnie predely chelovecheskoi psik-hiki. SPb.: Izd-vo Evraziia, 1997.

8. Solomatin S.A. Struktura i osobennosti motivat-sii v sporte vysshikh dostizhenii // Psikhologiia v Rossii i za rubezhom: Mat. Mezhdunar. zaoch. nauch. konf. SPb.: Renome, 2011.

9. Stambulova N.B. Psikhologiia sportivnoi karery. SPb.: Tsentr karery, 1999.

Социология жизни: Монография / Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 399 с. (Серия «Magister»).

Обосновывается возможность анализа общественных явлений и процессов с позиций новой теоретической концепции — социологии жизни. В ее основе лежит представление о жизненном мире, образуемом триединством таких индикаторов, как реально функционирующее общественное сознание, действительное поведение людей, которые реализуются в условиях макро-, мезо- и микромира.

Анализируются генезис идей социологии жизни, ее объект и предмет, понятийный аппарат, структура и уровни социологического знания. Особое внимание уделяется ранее практически не используемому в социологии понятию «смысл жизни», которое позволяет глубже проникнуть в жизненный мир людей, точнее описать и интерпретировать анализируемые социальные проблемы для получения надежной достоверной и ориентированной на практику информации.

Для исследователей социально-экономических, социально-политических и социально-духовных проблем, преподавателей общественных дисциплин, аспирантов и студентов, для всех интересующихся социальными проблемами развития общества.

Ж.Т. Тощенко

СОЦИОЛОГИЯ

жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.