психологические науки
Ганин Дмитрий Владимирович ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ...
УДК 159.9.075
ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ
© 2018
Ганин Дмитрий Владимирович, аспирант
Ивановский государственный университет (153025, Россия, Иваново, ул. Ермака 39, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются причины изменения субъективного отношения к копинг-стратегиям, возрастные изменения локуса контроля. Обнаружена возрастная взаимосвязь между изменением локуса контроля и копингом. С возрастом люди начинают чаще предпочитают приписывать себе ответственность за результаты своей деятельности. Изменение системы жизненных ценностей приводит к смене алгоритмов поведения. При возрастном накапливании заболеваний, снижении жизненной силы, происходит неизбежное снижение адаптации людей пожилого возраста, приводящее к обеднению копинг-репертуара. Вместе с тем при снижении количества применяемых стратегий совладающего поведения, возрастает качество и эффективность их применения. Происходит переосмысления отношения к себе и другим, переоценка ценностей. Изменение локуса контроля по отношении к копинг-стра-тегии вызывает более продуктивное социальное взаимодействие. Появляются новые возможности для развития и самореализации. Сохранение неизменных вариантов копинг-поведения, без их переоценки, приводит к нарушению адаптационных механизмов. На основе приобретённого социального опыта и имеющихся ресурсов, в структуре личности происходит смена системы взаимодействия с окружающим миром. При использовании привычных для человека стратегий совладающего поведения, со временем происходит изменение и по отношению к ним. Так, в нашем исследовании, мы наблюдаем возрастное смещение локуса контроля с внешнего на внутренний и другие возрастные специфические особенности.
Ключевые слова: копинг, копинг-стратегии, защитные механизмы, интернальность, экстернальность, эффективность совладания, психологическое благополучие.
AGE-RELATED CHANGES IN THE LOCUS OF CONTROL AND COPING-STRATEGIES OF BEHAVIOR
© 2018
Ganin Dmitry Vladimirovich, post-graduate student
Ivanovo State University (153025, Russia, Ivanovo, Ermak strreet, 39, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses the reasons for the change in subjective attitude to coping strategies, age-related changes in the locus of control. The age relationship between the change in the locus of control and coping was found. With age, people often prefer to take responsibility for the results of their activities. Changing the system of life values leads to a change in behavior algorithms. With age-related accumulation of diseases, a decrease in vitality, there is an inevitable decrease in the adaptation of elderly people, leading to the impoverishment of the coping repertoire. At the same time, when the number of coping strategies is reduced, the quality and effectiveness of their application increases. There is a rethinking of the attitude to yourself and others, a reassessment of values. Changing the locus of control in relation to the coping strategy causes more productive social interaction. There are new opportunities for development and self-realization. The preservation of unchanged options for coping behavior, without their reassessment, leads to a violation of adaptation mechanisms. On the basis of the acquired social experience and available resources, the structure of the individual is changing the system of interaction with the surrounding world. With the use of habitual strategies of coping behavior, over time, there is a change in relation to them. So, in our study, we observe the age shift of the control locus from the external to the internal and other age-specific features.
Keywords: coping, coping strategies, protective mechanisms, internality, externality, coping efficiency, psychological well-being.
Копинг-поведение представляет собой стратегии, выбранные людьми, необходимые им для поддержания социального и психологического здоровья. По мнению Е.Р. Исаевой «потенциал преодоления стрессогенных событий отражается в выборе успешных или неуспешных приспособительных стратегий поведения, а уровень развития и репертуар адаптационных механизмов имеют огромное значение, как для уровня функционирования человека, так и для сохранения его психического благополучия» (Е.Р. Исаева [1]). В нашем исследовании мы попытались установить, изменяется ли локус контроля, по отношению к выбранным копинг-стратегиям, какие копинги начинают предпочитаться с возрастом.
Актуальность исследования вызвана недостаточной изученностью взаимосвязи локуса контроля и копинг-стратегий лиц различных возрастных групп.
Исследования проводились в санаториях и пансионатах Ивановской области, была протестирована группа респондентов в количестве 200 человек из разных городов. Респонденты были условно разделены на две группы 20-64 года (64 человека) и 64-95 лет (136 человек). Не было ограничения по времени, что давало возможность для более взвешенных и обдуманных ответов.
По результатам проведенных исследований по двум опросникам Р. Лазаруса и В. Шутца, использовав корреляцию по Спирмену, с применением системы IBM SPSS Statistics 23 были получены следующие значимые корреляционные связи:
Возрастная группа 20-64 лет
В возрастной группе от 20 до 64 лет поиск социальной поддержки коррелирует с общей интернальностью
- обратная значимая связь (1=-0,265, р (0,034)<0,05) -это означает, что с повышением уровня субъективного контроля над ситуациями снижается поиск социальной поддержку со стороны, и наоборот ожидание поддержки, внимания, совета характерно для лиц с низким уровнем интернальности. Бегство-избегание коррелирует с интернальностью в области достижений - обратная, очень значимая связь (г=-0,412, р (0,001)<0,01) - это свидетельствует о том, что люди субъективно полагающие что лучшего и успешного в жизни добились сами, меньше прибегают к стратегии бегства-избегания, не погружаются в фантазии, вымысел, необоснованные ожидания, не отрицают проблемы, и наоборот если люди субъективно связывают свои достижения с удачей, везением или помощью других, то они уклоняются от ответственности по решению ситуаций, реагируют отрицанием проблемы, как таковой. Бегство-избегание также коррелирует с интернальностью в области неудач - обратная значимая связь, так как г=-0,311, а р (0,012)<0,05
- это значит, что при увеличении уровня субъективного контроля по отношению к негативным ситуациям, проявляющиеся в самообвинении в неприятностях и неудачах, снижается стратегия избегания негативных переживаний. Ранее проведенные исследования отечественных ученых показали, что стратегия бегства-избегания является неадаптивной: - «однако это обстоятельство не исключает ее пользы в отдельных ситуациях, в особен-
Ganin Dmitry Vladimirovich psychological
AGE-RELATED CHANGES ... science
ности в краткосрочной перспективе и при острых стрес-согенных ситуациях. Положительные стороны: возможность быстрого снижения эмоционального напряжения ситуации стресса...» [2]. И, наоборот, при уменьшении уровня субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям, увеличивается реагирование по типу уклонения.
Планирование решения проблемы коррелирует с ин-тернальностью в области неудач - здесь связь также обратная и значимая (г=-0,267, р (0,033)<0,05) - это свидетельствует о том, что чем больше такие люди пытаются преодолеть проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации, тем меньше склонности у них обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. И наоборот, чем меньше у респондентов возможность целенаправленного решения проблемной ситуации, тем они больше обвиняют самих себя. При этом лица молодого и среднего возраста предпочитают в возникающих трудностях обвинять других людей.
Обвиняя преимущественно других в своих неудачах и возникающих проблемах, эти люди тем самым снимают с себя всякую ответственность за происходящее, сохраняя тем самым душевное равновесие, что помогает в свою очередь действовать, не опасаясь последствий, рисковать, искать что-то новое. Для людей молодого и среднего возраста с экстернальным локусом контроля, копинг, планирование решения проблем, вероятно, является более продуктивным.
Более высокая эмоциональность, впечатлительность, присущая молодому и среднему возрасту мешает расчётливо с «холодной головой» подходить к решению проблем. Не случайно, что, обвиняя себя люди с интер-нальным локусом контроля, находятся в растерянности, им тяжелее находить выход из сложившейся ситуации. Происходит как бы «накручивание, перегорание», несмотря на имеющиеся ресурсы. Рациональность преобладает над интуитивностью.
Позиция людей с экстернальным (внешним) локу-сом в этом возрасте, вероятно, является более выгодной для использования данной поведенческой стратегии. Виноват не я, а другие, виноваты обстоятельства, случай, не повезло, - так считают они. Перекладывая ответственность на других, люди молодого и среднего возраста, спонтанно разрешают сложившиеся проблемы. Чем выше экстернальность и чувство субъективного контроля в возрастной группе от 20 до 64 лет, тем более человек склонен обвинять себя в различных неприятностях и неудачах. Это обратно коррелирует с планированием решения проблем (копинг-тест Лазаруса). Респондентам (20-64 года) с высоким чувством субъективного контроля, труднее анализировать ситуацию и искать возможные варианты её разрешения, планировать какие-либо действия. Самообвинение мешает в данном случае применять имеющиеся ресурсы.
Планирование решения проблемы коррелирует также и с интернальностью в отношении здоровья и болезни, но здесь связь уже прямая, так как г=0,297 и значимая (р (0,017)<0,05) - это говорит о том, что человек, с высоким показателем поиска стратегии разрешения проблемы, считает себя во многом ответственным за свое здоровье. А респондент с низким показателем поиска стратегии разрешения проблемы, считает, что выздоровление придет в результате действий врачей.
Положительная переоценка коррелирует с двумя показателями:
- Интернальностью в области производственных отношений - связь прямая и значимая (г=0,316, р (0,011)<0,05) - это говорит о том, что чем выше работа личности над саморазвитием, тем выше его организация собственной производственной деятельности, например, свое продвижение по службе. И наоборот, чем меньше человек работает над саморазвитием, тем он склонен придавать более важное значение внешним обстоятельствам; 356
- Интернальностью в области межличностных отношений - связь также прямая и значимая (г=0,255,
р (0,042)<0,05) - то есть, чем выше у человека возможность положительного переосмысления проблемной ситуации, тем выше у него склонность брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. И наоборот меньшее осмысление проблемной ситуации, присуще человеку, не способному вызвать уважение и симпатию других людей.
Возрастная группа 65-95 лет.
У лиц пожилого и старческого возраста (65-95 лет) -136 респондентов, корреляционных связей значительно меньше, что указывает на обеднение копинг-репертуара:
Дистанцирование коррелирует с общей интернально-стью - связь обратная, значимая (г=-0,216, р(0,012)<0,05)
- это свидетельствует о том, что чем больше попыток у человека преодолеть негативные переживания снижением значимости проблемы, тем меньше уровень их субъективного контроля. И наоборот чем меньше человек отстраняется от трудноразрешимых проблем, тем больше уровень субъективного контроля над любыми ситуациями.
Самоконтроль коррелирует прямой значимой связью с интернальностью в области производственных отношений (г=0,175, р (0,041)<0,05) - это свидетельствует о том, что чем выше у человека самоконтроль над различными ситуациями, тем он более склонен к организации собственной производственной деятельности, и наоборот чем меньше попыток преодоления негативных переживаний сдерживанием эмоций, тем он менее склонен к продвижению по службе.
Планирование решения проблемы коррелирует с интернальностью в области достижений прямой очень значимой связью (г=0,234, р (0,006)<0,01), а с интернальностью в области неудач - прямой значимой связью (г =0,182, р (0,034)<0,05 - это говорит о том, что чем больше человек преодолевает проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации, тем он больше способностей идти к намеченной цели, и у него больше развито чувство субъективного контроля по отношению к негативным событиям. И чем меньше показатель планирования решения проблем за счет выработки различных стратегий, тем меньше человек считает, что всего самого хорошего в своей жизни он добился сам, и у него менее развито чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным ситуациям.
Хочется особенно отметить, что копинг (интерналь-ность в области неудач) используется как в одной, так и в другой возрастной группе. Здесь мы можем предположить, что поскольку данный копинг используется респондентами на протяжении всей жизни это является устойчивым паттерном поведения или копинг-стратеги-ей. Согласно Р. Лазарусу: «копинги являются изменчивыми процессами. Устойчивые паттерны копингов формируют копинг-стратегии, или личностные стили» [3]. В возрастной группе 65-95 лет (136 человек), в отличие от группы респондентов 20-64 лет (64 человека), происходят существенные изменения.
Это связано с тем, что происходит переосмысление своих действий и стратегий поведения с учётом прошлого опыта и имеющиеся ресурсы уже частично исчерпаны. Н.Е. Водопьянова даёт следующее определение ресурсов: - это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессо-генных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно
- волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрес-согенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией» [4, с. 290]. В данном случае меняется самоотношение к применяемой стратегии.
Как считают отечественные исследователи: «эффективность той или иной стратегии зависит от особенно-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
психологические науки
Ганин Дмитрий Владимирович ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ...
стей актуальной ситуации и имеющихся личностных ресурсов. Стратегии, эффективные в одной ситуации, могут быть неэффективными и даже приносить вред - в другой» [2].
Так, чем более склонны люди возрастной категории 65-95 лет обвинять преимущественно себя в возникших трудных ситуациях, тем более эффективно они ищут и находят пути решения сложившихся проблем. По мнению М.М. Кашенковой: «любая сложная жизненная ситуация (реальная или воображаемая) приводит к динамическим изменениям репертуара стратегий совлада-ния» [5, с. 44].
К недостаткам данного исследования можно отнести то обстоятельство, что люди пожилого и старческого возраста дают социально желаемые ответы. Это, в свою очередь, отражается на результатах исследования, снижая ретестовую надёжность.
Выводы исследования. Подавляющее большинство людей молодого и среднего возраста винят в своих неудачах окружающих, не желая принимать на себя ответственность за возникшие трудности, не признают свою роль в проблеме, не стремятся её положительно переосмысливать. При этом рискуя, они извлекают из полученного опыта знания, способствовавшие их дальнейшему развитию.
Люди пожилого и старческого возраста чаще предпочитают обвинять себя - происходит смещение локуса контроля, с интернального на экстернальный.
Некоторые копинги с возрастом перестают использоваться, происходит так называемое обеднение
копинг - поведения. Это связано с ухудшением здоровья и снижением имеющихся ресурсов. Вместе с этим меняется и самоотношение к совладающему поведению.
Одна и та же копинг-стратегия в разные возрастные периоды при наличии неизменного локуса контроля перестаёт быть эффективной. Здесь уместно высказывание известного психолога К. Юнга, считавшего: «непоправимой ошибкой проводить сумерки жизни в соответствии с программой её зари». С возрастом, при смене выбранной модели поведения и отношения к ситуации, приходит продуктивное решение возникающих проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни.-СПб ГМУ, 2009. 136 с.
2. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю., Новожилова М.Ю., Вукс А.Я. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед. психологов. СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009.
3. Lasarus R. Emotions and interpersonal relationships: toward a person-centered conceptualization of emotions and coping // Journal of Personality. 2006. Vol. 74, N 1. P. 9-43.
4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
5. Кашенкова М.М. Перспективы науки, 2011. №12 (27). С. 41-45.
Статья поступила в редакцию 29.03.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018