Научная статья на тему 'Возрастные гендерные различия нормативных показателей в беге на 60 метров'

Возрастные гендерные различия нормативных показателей в беге на 60 метров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
202
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / GENDER DIFFERENCES / ЮНОШИ И ДЕВУШКИ / BOYS AND GIRLS / СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ВЫНОСЛИВОСТЬ / SPEED ABILITIES AND ENDURANCE / ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / AGE DEVELOPMENT OF ABILITIES / RUNNING FOR SHORT DISTANCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самойлов Геннадий Васильевич

Проведено статистическое сравнение, базирующееся на большой базе соревновательных результатов, уровня результатов в беге на короткие дистанции юношей и девушек различных возрастных групп. Выявлен дисбаланс нормативных показателей в беге на 60 м у юношей и девушек. Обоснована необходимость корректировки нормативных показателей в беге на короткие дистанции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самойлов Геннадий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE GENDER DIFFERENCES OF NORMA TIVEINDICA TORS IN 60-METER RUNNING

A statistical comparison based on a large base of competitive results, a level of results in running for short distances of boys and girls of different age groups is carried out. The imbalance of the normative indices in the run at 60 m for boys and girls is revealed. The necessity of adjusting the normative indices in running for short distances is justified.

Текст научной работы на тему «Возрастные гендерные различия нормативных показателей в беге на 60 метров»

RELATIONSHIP BETWEEN INDICATORS OF THE RESULTS OF EVALUATION OF ELEMENTS OF ENGINEERING AND COMPETITIVE RESULTS OF SHORT TRACKERS 15-16 YEARS

I. V. Popenov

The results of the correlation analysis aimed at revealing the interrelations between the indicators of the results of the evaluation of the elements of technology and the competitive results are presented in order to improve the results of passing the competitive distances of the athletes. The means and methods of improving the sports and technical skill of short trackers of 15-16 years are revealed.

Key words: sports technical training, short trackers 15-16 years, leading elements of technology, correlation analysis.

Popenov Igor Vadimovich, post-graduate student, Underwhat081 rambler. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Education

УДК 796.422

ВОЗРАСТНЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В БЕГЕ НА 60 МЕТРОВ

Г.В. Самойлов

Проведено статистическое сравнение, базирующееся на большой базе соревновательных результатов, уровня результатов в беге на короткие дистанции юношей и девушек различных возрастных групп. Выявлен дисбаланс нормативных показателей в беге на 60 м у юношей и девушек. Обоснована необходимость корректировки нормативных показателей в беге на короткие дистанции.

Ключевые слова: бег на короткие дистанции, гендерные различия, юноши и девушки, скоростные способности и выносливость, возрастное развитие способностей.

Каждые четыре года у нас в стране обновляются нормативные требования, по которым работают все специалисты в спорте, и в легкой атлетике в частности. От этих таблиц зависит тарификация и, как следствие, заработанная плата тренеров. Каждые четыре года детские тренеры просят привести эти нормативы в соответствие с истинным положением дел.

Коротко их требования можно сформулировать так:

- в возрасте 9-11 лет, когда дети приходят в легкоатлетическую секцию, результаты у мальчиков и девочек разнятся не очень сильно, в то время как в таблице нормативов эта разница очень велика;

- мальчики выполняют разрядные нормативы гораздо позже девочек (на год-два);

- детские тренеры меньше заинтересованы брать мальчиков в свои группы, потому что они позже переходят в тренировочные группы, что сказывается на заработной плате тренеров;

- теряется мужской контингент в легкой атлетике, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на качестве подготовки легкоатлетов на всех уровнях.

Анализ количественного и качественного представительства СССР и России в беге на короткие дистанции (мужчин и женщин) на крупнейших соревнованиях планеты - Олимпийских играх и чемпионатах мира 19832015 гг. показывает подавляющее преимущество женщин - призеров и участниц финалов в этих соревнованиях. В течение рассматриваемого периода женщины становились 12 раз призерами этих соревнований, мужчины - ни разу. Женщины 33 раза были участниками финальных забегов, мужчины - только 3 раза. При этом общее число участвующих спортсменов в этих видах соотносилось примерно как 4:3 (63 женщины и 45 мужчин) [6].

Создавшемуся положению можно найти следующие объяснения:

- социогенные причины;

- психологические причины;

- образовательные причины.

При этом нельзя отбрасывать факторы, имеющие особую значимость в условиях неустойчивых социально-экономических связей, в которых пока пребывает государство, отражающихся на уровне и направленности дополнительного физкультурного образования [4, 5].

Нормативная таблица советского образца создавалась в условиях единой образовательной системы и детские спортивные школы были частью этой системы. В настоящее время единство образовательной системы нарушено, каждый субъект этой системы получил финансовую самостоятельность, что привело ко многим проблемам, связанным, в частности, с финансированием дополнительного образования. А это, в свою очередь, породило многочисленные проблемы, которые сегодня отрицательно сказываются не только на детско-юношеском легкоатлетическом спорте, но и на качестве базового школьного физического образования. Экспериментальные программы физического воспитания в школах, идейно пропагандирующие здоровый и активный образ жизни, на самом деле лоббируют интересы узких финансовых групп, загоняющих людей в спортивные залы и бассейны, привязывающих население к спортивному питанию и биологически активным добавкам, помогающих наращивать мышечный корсет в короткие сроки. Это увеличивает риск заболеваний, связанных с перегрузкой всех систем организма, страдающих от неестественно быстрого изменения соотношения белковых и жировых компонентов тела.

На этом фоне часы на легкую атлетику в школьной программе активно урезаются, занятия превращаются в формальный прием нормативов, что не может не вызывать беспокойство у тех, кто еще помнит большое число массовых стартов (городских и районных эстафет и соревнований), в которых принимали участие спортсмены всех возрастов.

Физическая нагрузка в легкой атлетике носит естественный для организма характер, потому что скелет человека тысячелетиями формировался под воздействием бега, ходьбы и прыжков. Конечно, и легкоатлетические программы постоянно нуждаются в своевременных корректировках, особенно программы, связанные с подготовкой юношей и девушек. В настоящее время, в связи со снижением числа занимающихся легкой атлетикой, тренеры уже на детско-юношеском уровне вынуждены вводить индивидуальные корректирующие программы подготовки, что довольно нелегко в виде спорта, традиционно ориентированном на массовость. Это должно, в свою очередь, отражаться и в нормативных документах, таких, как ЕВСК 2017-2021 гг. [2].

Для иллюстрации приводим ниже табл. 1, в которой отображены нормативы мужчин и женщин (юношей и девушек) различного уровня подготовленности, а также разница между нормативами.

Таблица 1

Мужские и женские нормативные показатели в беге на 60 и 100 м и разность между ними (в секундах) (по таблице ЕВКС 2017 г.)

Показатели Пол Звания, разряды

МСМК МС КМС I II III 1 юн. 2 юн. 3 юн.

Бег на 60 м М 6,68 6,84 7,04 7,34 7,64 8,04 8,44 8,94 9,54

Ж 7,28 7,50 7,84 8,24 8,64 9,14 9,64 10,14 10,74

Разность 0,60 0,66 0,80 0,90 1,00 1,10 1,20 1,20 1,20

Бег на 100 м М 10,28 10,64 10,94 11,2 11,8 12,6 13,5 14,4 15,4

Ж 11,30 11,84 12,64 13,2 14,1 15,1 16,1 17,2 18,4

Разность 1,02 1,20 1,70 2,0 2,3 2,5 2,6 2,8 3,0

Как видно, разница в результатах в беге на 60 м у юношей и девушек находится от 1,20 с на уровне юношеских разрядов до 0,60 с на уровне МСМК.

Чтобы проверить то, насколько эти требования соответствуют действительности, было проведено статистическое исследование на соревновательных результатах учеников одной из сильнейших спортивных школ страны, СШОР «Юность Москвы» имени братьев Знаменских.

В основу исследования были положены статистические отчеты о ежегодных участиях в соревнованиях учеников СШОР за 2015 г. Всего было отобрано 577 лучших результатов в сезоне в беге на 60 м у юношей и девушек от 10 до 19 лет включительно. В исследовании учитывались

только результаты, показанные с помощью автоматических средств регистрации.

Это позволило, опираясь на большое число измерений и, как следствие, высокую статистическую достоверность исследований, сделать необходимые выводы и дать рекомендации по построению таблицы нормативов, в большей степени приближенной к реальным показателям.

Как видно из табл. 2, самые большие различия среднегрупповых значений начинаются у юношей и девушек с 14 лет. Различия средних показателей у детей младше 13 лет не имеют статистической достоверности. Говоря простым языком, мальчики и девочки 13 лет и младше не имеют заметных отличий в уровне результатов.

Таблица 2

Результаты лидеров и среднегрупповые показатели в беге на 60 м у юношей и девушек 10-19 лет (за 2015 год)

Возраст, лет Юноши Девушки Разница

п Лидер Сред. А п Лидер Сред. А Лидер Сред.

19 14 7,11 7,81 0,39 10 7,68 8,71 0,54 0,57 0,90

18 19 7,13 7,89 0,42 17 7,88 8,76 0,57 0,55 0,87

17 33 7,02 8,06 0,40 29 7,77 8,89 0,55 0,75 0,83

16 25 7,62 8,44 0,54 26 7,66 8,89 0,57 0,04 0,45

15 32 7,47 8,67 0,73 32 8,33 9,45 0,75 0,86 0,78

14 27 7,91 8,99 0,62 54 8,44 9,64 0,60 0,53 0,65

13 27 8,74 10,14 0,78 60 8,84 9,85 0,59 0,10 0,29

12 34 9,04 10,29 0,73 48 9,14 10,24 0,76 0,10 -0,05

11 34 8,94 10,37 0,67 23 9,34 10,65 0,60 0,40 0,28

10 20 9,94 10,91 0,71 9 10,34 11,26 0,72 0,32 0,35

Всего 265 312

В 13 лет среднегрупповой результат у девушек в беге на 60 м соответствует уровню 2 юношеского разряда (электронное время 10,01 с), в то время, как юноши, в среднем, выходят на уровень результатов, соответствующих 3 юношескому разряду только через год (14 лет - 9,26 с).

Таким образом, налицо несоответствие уровней сложности нормативов в беге на 60 м у юношей и девушек. Если дети приходят заниматься в одном возрасте, то и нормативы у них должны быть равной сложности. Различие средних показателей бега на 60 м у юношей и девушек одного возраста не превышает 0,9 с у бегунов старше 14 лет, и 0,3 с у бегунов 13 лет и младше.

Несоответствие нормативных показателей фактическому положению приводит к тому, что юноши действительно выполняют нормативы на год-полтора позже девушек (табл. 3).

Таблица 3

Возраст (лет) достижения нормативов в беге на 60 м юношей

и девушек

Разряд, звание Лидеры Финалисты, среднее Среднее по выборке

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

3 юн. 10-11 - 12-13 10-11 - 12-13

2 юн. 12-13 - - - 14-15 -

1 юн. - 10-11 14-15 12-13 16-17 16-17

III - 12-13 16-17 14-15 18-19 18-19

II 14-15 14-15 18-19 16-17 - > 20

I - - - 18-19 - -

КМС 16-17. 16-17 - - - -

МС > 20 18-19 - - - -

Исходя из представленного выше материала, мы можем сделать следующие выводы:

1. Существующий дисбаланс нормативных показателей в беге на 60 м у юношей и девушек является следствием однобокой политики вовлечения девушек и женщин в спорт, которая господствовала в советской системе воспитания на ранних этапах развития отечественной легкой атлетики.

2. Сохранение существующих диспропорций в нормативных показателях ЕВСК в беге на 60 м ставит юношей в неравное положение по сравнению с девушками, что негативно отражается отборе перспективных юношей в группы начальной подготовки в легкой атлетике.

При этом необходимо помнить:

- современные подростки-юноши не всегда могут показывать результаты в беге на короткие дистанции одного нормативного уровня с девушками на начальном этапе подготовки;

- бег на 60 м является достаточно популярным видом испытаний, своего рода визитной карточкой легкой атлетики, включен и в школьную программу, и в комплекс многоборья ГТО, и учет этого результата объективно отражает уровень физического развития учащихся образовательных учреждений.

3. На основании проведенных исследований предлагается провести коррекцию существующих нормативов ЕВСК в сторону сближения нормативных показателей (снижения гендерных различий) у юношей и девушек до 14 лет.

4. Необходимо отметить, что и у спортсменов - лидеров в представленных группах различие женских и мужских результатов находится в пределах от 0,83 до - 0,1 с (12-летняя девушка показала лучше результат, чем лучший 12-летний мальчик).

Приведенные результаты приводят к мысли о возможности проведения смешанных соревнований по легкой атлетике, в частности в беге на короткие дистанции у подростков до 12 лет, хотя бы на соревнованиях уровня ниже городского.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: ТПФК, 2000.

275 с.

2. ЕВСК 2017-2021. URL: http://www.rusathletics.com/nov/news. 15753.htm (дата обращения: 01.06.2018).

3. Махова И.Ю. Отечественные теории периодизации психического развития. Психология развития: теоретические основы: учеб. пособие. Хабаровск: ДВГУПС, 2006.

4. Молчанова Ю.А. Динамика развития учреждения дополнительного образования. URL: https://infourok.ru/dinamika-razvitiya-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-2233999.html (дата обращения: 01.06.2018).

5. Нуруллина Э.Р. Статус детей в современном российском обществе и семье (на примере г. Казани): автореф. дис. ...канд. социол. наук. Казань, 2012. 24 с.

6. IAAF World Championships in Athletics. URL: https://www.iaaf.org/ results/iaaf-world-championships-in-athletics (дата обращения: 01.06.2018).

Самойлов Геннадий Васильевич, канд. пед. наук, преподаватель, gensam61 @,mail. ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

AGE GENDER DIFFERENCES OF NORMATIVE INDICA TORS IN 60-METER RUNNING

G.V. Samoylov

A statistical comparison based on a large base of competitive results, a level of results in running for short distances of boys and girls of different age groups is carried out. The imbalance of the normative indices in the run at 60 m for boys and girls is revealed. The necessity of adjusting the normative indices in running for short distances is justified.

Key words: running for short distances, gender differences, boys and girls, speed abilities and endurance, age development of abilities.

Samoylov Gennadiy Vasilevich, candidate of pedagogical sciences, teacher, soksf@.mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.