Научная статья на тему 'Возрастная стратегия классификации: Анализ классификационных нормативов 2010-2014 гг'

Возрастная стратегия классификации: Анализ классификационных нормативов 2010-2014 гг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
687
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРЯДНЫЕ НОРМАТИВЫ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ / ФАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В БЕГЕ С БАРЬЕРАМИ / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ И В БАРЬЕРНОМ БЕГЕ / NORMS IN ATHLETICS / FACTUAL RESULTS IN HURDLING / AGE-ASSOCIATED RESULTS DYNAMICS IN RACING AND HURDLING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самойлов Г. В.

Разрядные нормы должны соответствовать основным педагогическим принципам, базироваться на статистическом анализе положения дел в спорте (в частности, в беге на короткие дистанции и в барьерном беге). Построение разрядной сетки предопределяет политику развития в каждом виде спорта и требует большого внимания со стороны специалистов, особенно работающих с подрастающим поколением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самойлов Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE STRATEGY OF CLASSIFICATION: ANALYSIS OF CLASSIFICATION NORMS 2010-20141

The norms should correspond to the main pedagogical principles, be based on the statistical analysis of the current sport situation (namely, in sprint and in hurdling). The determination of norms accounts for the policy of development for every kind of sport and needs great attention of specialists, especially those working with the youth.

Текст научной работы на тему «Возрастная стратегия классификации: Анализ классификационных нормативов 2010-2014 гг»

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: 2000. 312 с.

5. Козлов Е.Г. Психологические аспекты спортивной деятельности. М., 1973. 127 с.

6. Психология спорта высших достижений: учеб. пособие для ИФК / под ред. А.В. Родионова. М.: ФиС,1979. 143 с.

7. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. М.: Академический проект, 2005. 126 с.

Попов Эдуард Михайлович, доц., fvistgu@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF IMPROVING THE COMPETITIVE RELIABILITY

of GYMNASTS

E.M. Popov

The role of psychological analysis in gymnastics has been demonstrated. The main approaches to enhancing the competitive reliability of gymnasts have been covered. The methods of regulation that adversely impact the health of the athletes in the training and competition processes have been detailed.

Key words: psychological preparation, training and competitive process, competitive reliability, sports gymnastics.

Popov Eduard Mikhailovich, associate prof., fvistgu@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.422.093.35

ВОЗРАСТНАЯ СТРАТЕГИЯ КЛАССИФИКАЦИИ: АНАЛИЗ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НОРМАТИВОВ 2010-2014 ГГ.

Г.В. Самойлов

Разрядные нормы должны соответствовать основным педагогическим принципам, базироваться на статистическом анализе положения дел в спорте (в частности, в беге на короткие дистанции и в барьерном беге). Построение разрядной сетки предопределяет политику развития в каждом виде спорта и требует большого внимания со стороны специалистов, особенно работающих с подрастающим поколением.

Ключевые слова: разрядные нормативы в легкой атлетике, фактические результаты в беге с барьерами, возрастная динамика результатов в беге на короткие дистанции и в барьерном беге

Основное назначение классификации заключается в установлении единых в стране разрядных норм и требований по видам спорта, порядка и условий их выполнения и присвоения спортсменам спортивных званий и разрядов в зависимости от пола, возраста и уровня спортивной квалификации. Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) позволяет оптимизировать степени трудности выполнения разрядных норм и требований между различными видами спорта, чтобы не допустить положения, при котором звание мастера спорта России и мастера спорта России международного класса в одних видах спорта можно было бы получить заметно легче, чем в других [1].

ЕВСК решает следующие задачи:

- привлечение граждан России к активным занятиям спортом;

- повышение уровня всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства лиц, занимающихся спортом;

- установление разрядных норм и требований, условий их выполнения;

- определение порядка присвоения спортивных званий и разрядов в соответствии с уровнем развития спорта в стране и в мире и задачами, стоящими перед конкретным видом спорта;

- содействие развитию видов спорта, совершенствование системы проведения соревнований.

Из приведенных задач особо хотелось бы отметить такие слова, как «привлечение...» и «содействие развитию...».

Анализ классификационных нормативов в беговых видах легкой атлетики надо начинать с показателей бега на короткие дистанции. Именно эти дистанции являются отправными точками, с которыми на практике связывают степень тренированности на более длинных дистанциях.

При определении юношеских нормативов мы исходим из следующих положений.

1. Разряды должны соответствовать среднему уровню новичков, занимающихся спортом около года в возрасте, определенном как «начальный» для данного вида спорта.

Одним из условий для определения начального уровня нормативов должен быть мониторинг состояния вида спорта на детско-юношеском уровне. В последние годы политика набора детей изменилась коренным образом. В советские годы к постоянным занятиям в секциях легкой атлетики рекомендовалось допускать детей не моложе 10-11 лет, то есть в возрасте, когда костно-мышечный аппарат ребенка может без отрицательных последствий справляться с регулярно повторяющейся прыжково-беговой ударной нагрузкой [2].

Сегодня уже для детей 9-10 лет проводятся соревнования на уровне первенств города (Москва). Эта мера вынужденная, так как к возрасту 11-

12 лет, который определен специалистами как возраст начала регулярных занятий легкой атлетикой, набор во многих видах спорта уже закончен. И тренеры-легкоатлеты ждут, когда к ним придут те, кто отсеялся из других видов спорта. Или приходится набирать детей 8-9 лет. И это как то должно отражаться на уровне начальных нормативов.

Сегодня конкуренция за ресурсы идет между различными спортивными школами на самом высоком уровне, и получение первых разрядов для детей является дополнительным стимулом для занятий.

Надо исправить парадоксальную ситуацию, когда девочки, позанимавшись один-два месяца, выполняют юношеские разряды (а нередко доходят до третьего взрослого), в то время как большинство юношей «ждут» свою первую разрядную книжку год, а то и два.

Существующая таблица, оставшаяся с советских времен, не отражает положение дел в современном обществе. Во времена СССР юных легкоатлетов в большинстве своем отбирали, просеивали. В настоящее время детских тренеров заставляют работать на количество, что, как известно, на начальном этапе всегда идет в ущерб качеству. В крупных городах дети очень неохотно идут в спорт, а если они приходят, то тренерам 2-3 года требуется для того, чтобы выправить осанку, научить элементарным движениям, которым в школе почему-то «забывают» научить.

На этом фоне нужны более демократичные разряды, особенно юношеские и те, что мы называем «массовыми». Надо учитывать и то, что в возрасте 9-11 лет разница в силе, скорости и выносливости у мальчиков и девочек нивелирована, более того, девочки имеют более раннее созревание и в возрасте 11-13 лет часто обгоняют своих сверстников-мальчиков.

В качестве примера приводим таблицу 1, в которой представлены результаты юношей и девушек 13 лет и моложе на первенстве г. Москвы 2013 г.

Как видно, в большинстве видов (кроме прыжка в длину с разбега) различие в уровне результатов юношей и девушек много меньше, чем в юношеских нормативах. Более того, эти различия часто превышают фактическую разницу результатов взрослых спортсменов.

В силу сказанного необходимо рассмотреть возможность некоторого снижения начальных уровней классификационных ступенек для юношей с тем, чтобы приблизить различие в результатах юношей и девушек к фактическому уровню.

Конечно, здесь не идет речь о полном выравнивании юношеских разрядов. Необходимо, чтобы они опирались на обширную статистическую базу результатов.

Таблица 1

Средние результаты призеров и первых 10 и 25 участников весеннего первенства г. Москвы среди кадетов 2013 г.

Вид Пол Призеры Первые 10 Первые 25 Разряды Мировой рекорд

3 юн. 1 юн.

60 м, с Юноши 7,8 8,2 8,6 9,3 8,2 6,39

Девушки 8,5 8,8 9,0 10,5 9,4 6,92

Разность, % 8,6 6,7 4,2 12,5 11,2 7,7

500 м,* мин, с Юноши 1,28,0 1,30,4 1,33,2 2,05,0 1,46,0 1,15,12

Девушки 1,26,9 1,32,1 1,37,5 2,25,0 2,04,0 1,23,44

Разность, % -1,3 1,8 4,4 13,4 14,5 10,0

Прыжок в длину, м Юноши 5,03 4,82 4,52 4,00 5,00 8,95

Девушки 4,54 4,38 4,10 3,60 4,30 7,52

Разность, % 10,8 9,9 10,0 11,1 16,3 19,0

Прыжок в высоту, м Юноши 1,37 1,36 1,29 1,30 1,50 2,45

Девушки 1,49 1,37 1,30 1,10 1,30 2,09

Разность, % -7,8 -0,8 -0,9 18,2 15,4 17,2

60 м с барьер., с Юноши 9,6 10,3 10,7 11,4 10,4 7,30

Девушки 9,7 10,1 10,8 12,8 11,4 7,68

Разность, % 1,7 -1,9 1,7 9,2 8,6 4,95

*на дистанции 500 м нет разрядных нормативов

2. Юношеские нормативы должны быть доступными до такой степени, чтобы начинающие спортсмены в массе выполняли их без особого труда. Это поможет заинтересовать детей и увлечь их дальнейшими занятиями спортом.

Для решения этой проблемы должна работать статистика, которая поможет определить:

- средний результат юношей и девушек в беге на 100 м в возрасте 9-10 лет, занимающихся легкой атлетикой около года;

- средний результат юношей и девушек в беге на 100 м в этом же возрасте, не занимающихся спортом.

Определив исходный уровень результатов по годам (а желательно и по дням) рождения, мы сможем определить средний годовой прирост результатов юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся легкой атлетикой. После чего можно найти среднестатистический тренировочный вклад по годам в результат в беге на 100 м.

Анализ роста результатов в беге на 100 м у девушек в существующей таблице отражает более плавную динамику (прирост нормативов колеблется от 4,39 % до 6,65 %), в то время как у юношей видны неравномерные «скачки» нормативов, прирост от 2,74 % до 6,96 %.

Неравномерность динамики разрядных нормативов, неравномерность в динамике параметров снарядов для различных возрастных групп ведут к искажению основных принципов тренировки:

постепенности и планомерности повышения нагрузки, что в определенной мере сказывается и на качестве подготовки.

3. В барьерном беге возникла ситуация, при которой младшие девушки, вчерашние подростки, обязаны бежать барьеры при расстоянии между препятствиями 8,25 м, хотя мы помним, что до 1972 г. расстановка для взрослых спортсменок равнялась 8 м.

Имея опыт работы в спортивной школе на протяжении уже более 20 лет, наблюдаем одну картину. Первые 1-2 года тренеры учат детей барьерному бегу, идет кропотливая «базовая» работа. Но приходит время первых официальных стартов, и те же тренеры вынуждены учить детей «прыгать» через барьеры или тянуть шаги для того, чтобы осилить официальную барьерную расстановку. И рост «барьерной» скорости останавливается до возраста 16-17 лет, то есть до возраста активного роста мышечной массы. Не в этом ли причина того, что наши ведущие барьеристы редко показывают результаты высокого международного уровня?

Исходя из педагогического принципа постепенности, логичнее было бы сделать следующую динамику параметров барьерных дистанций для юных спортсменов (таблица 2).

Таблица 2

Предполагаемые параметры барьеров для юношей и девушек

Возраст Юноши Девушки

1-й барьер высота расстояние 1-й барьер высота расстояние

9-11 лет 12,00 0,65 7,00 12,00 0,65 7,00

12-13 лет 13,00 0,76 7,80 12,50 0,65 7,50

14-15 лет 13,72 0,84 8,50 13,00 0,76 7,80

16-17 лет 13,72 0,91 8,80 13,00 0,76 8,10

18-19 лет 13,72 0,99 9,14 13,00 0,84 8,50

4. Что же касается самих нормативов в барьерном беге, то они должны быть адаптированы под конкретный возраст. Ведь если юноши преодолевают меньшие барьеры, то это не означает, что они бегут быстрее. Чтобы это понять, достаточно сравнить уровень результатов юношей и юниоров с результатами взрослых на уровне первенства страны или континента. Например, высшее мировое достижение в барьерном беге на 60 м для юниоров - 7,55 с (Сянь Лю), в то время как мировой рекорд на этой дистанции - 7,30 с (разница в 3,3 %).

Отправной точкой при этом может быть тот же результат бега на 100 м, а разницей - показатель техники (время бега на 100 м минус время бега с барьерами), который уменьшается с ростом технической (а не физической) подготовленности.

Ниже мы представляем существующие нормативы в барьерном беге в сопоставлении их с соответствующими результатами в беге на 60 м и 100 м (таблица 3).

Таблица 3

Сопоставление существующих нормативов в барьерном беге у юношей и их сопоставление с нормативами в спринте

Нормативы в беге на 60 и 100 м

60 м 6,70 6,84 7,04 7,1 7,4 7,8 8,2 8,7 9,3

100 м 10,28 10,64 10,94 11,2 11,8 12,7 13,4 14,2 15,2

Нормативы в беге на 60 и 110 м с барьерами

60 м с барьерами 1,067 м 7,75 8,10 8,54 8,8 9,4 10,0

0,99 м 8,34 8,6 9,2 9,8 10,4

0,914 м 8,14 8,4 9,0 9,6 10,2 10,8

0,84 м 8,2 8,8 9,4 10,0 10,6 11,4

110 м с барьерами 1,067 м 13,70 14,34 15,24 16,0 17,2 18,5

0,99 м 14,84 15,6 16,8 18,1 19,4

0,914 м 14,44 15,2 16,4 17,7 19,0 20,2

Коэффициент технической реализации

60 м с барьерами 1,06 м 1,05 1,16 1,5 1,7 2,0 2,2

0,99 м 1,3 1,5 1,8 2,0 2,2

0,914 м 1,1 1,3 1,6 1,8 2,0 2,1

0,84 м 1,1 1,4 1,6 1,8 1,9 2,2

110 м с барьерами 1,067 м 3,42 3,7 4,3 4,8 5,4 5,8

0,99 м 3,9 4,4 5,0 5,4 6,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,914 м 3,5 4,0 4,6 5,0 5,6 6,0

На первый взгляд, налицо рост технического мастерства для всех возрастных групп как у мужчин, так и у женщин. Но если сопоставить результаты разных возрастных групп, то найдем, что техническое мастерство юношей, выполняющих 2-3 разряд на барьерах высотой 0,91 м, находится на уровне кандидата в мастера спорта и 1 разряда для взрослых.

Еще более парадоксальная ситуация у женщин в беге на 60 м с барьерами: коэффициент технической реализации перворазрядниц,

преодолевающих барьеры высотой 0,76 м на 0,25 с выше, чем у мастеров международного класса (таблица 4).

Таким образом, при построении нормативных таблиц необходимо более внимательно следить за равномерным переходом от уровня к уровню с постепенным снижением процентного прироста результата по мере роста уровня мастерства. Это поможет тренерам проводить подготовку легкоатлетов юношеского возраста более рационально, без лишних перенапряжений и передозировок по нагрузке, обеспечит преемственность задач, средств и методов в контексте многолетней подготовки.

Таблица 4

Существующие нормативы в барьерном беге у девушек и их сопоставление с нормативами в спринте

Нормативы в беге на 60 и 100 м

60 м 7,30 7,50 7,84 8,0 8,4 8,9 9,4 9,9 10,5

100 м 11,32 11,84 12,54 13,0 13,8 14,8 15,8 17,0 18,0

Нормативы в беге на 60 и 100 м с барьерами

60 м с барьерами 0,84 м 8,15 8,54 9,04 9,64 10,2 11,0

0,762 м 8,64 9,24 9,8 10,6 11,4 12,2

0,65 м 9,04 9,6 10,4 11,2 12,0 12,8

100 м с барьерами 0,84 м 12,95 14,24 15,24 16,24 17,2 18,5 20,0

0,762 м 15,04 16,04 17,0 18,3 19,8 21,3 22,8

0,65 м 16,8 18,1 19,6 21,2 22,6

Т

Коэффициент технической реализации

60 м с барьерами 0,84 м 1,15 1,04 1,2 1,4 1,8 2,1

0,762 м 0,8? 1,0 1,4 1,7 2,0 2,3

0,65 м 0,8 1,2 1,5 1,8 2,1 2,3

100 м с барьерами 0,84 м 1,63 2,4 2,7 3,0 3,4 3,7 4,2

0,762 м 2,5 2,8 3,2 3,5 4,0 4,3 4,8

0,65 м 3,0 3,3 3,8 4,2 4,6

Параметры снарядов должны соответствовать уровню антропометрической и физической готовности для соответствующего возраста. Необходимо помнить, что искусственно завышая параметры снарядов, мы отучаем юных спортсменов от скорости на барьерах. Высота барьеров должна быть такой, чтобы юные спортсмены могли более или менее грамотно преодолевать их на скоростях, соответствующих их уровню подготовленности. А для этого надо всегда сравнивать скорость на барьерной дистанции и на гладкой, чтобы определить уровень технической реализации.

Необходимо сделать так, чтобы юношеские и массовые разрядные нормы не зависели от политики руководства на уровне федерации и выше. Убрали 200 м из чемпионатов Европы и мира - это не значит, что этих дистанций уже нет. Тем более, летняя дистанция осталась.

Необходимо также ввести разряды на всех дистанциях, которые включаются в соревнования республиканского и федерального уровня. Отсутствие нормативов в беге на 300 м с барьерами не красит классификационную таблицу. Тем более, что от этого зависит зарплата тренеров. Учет всех этих критериев будет способствовать повышению качества работы тренеров, а также привлечет широкий круг ребят к такому интересному и красивому виду легкой атлетики, как бег с барьерами.

Список литературы

1. Единая всероссийская спортивная классификация. URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska / сайт Министерства спорта Российской Федерации (дата обращения: 30.04.2013).

2. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография. М.: Физическая культура, 2010. 240 с.

Самойлов Геннадий Васильевич, канд. пед. наук, доц., gensam6lamail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма («ГЦОЛИФК»)

AGE STRATEGY OF CLASSIFICATION: ANALYSIS OF CLASSIFICATION

NORMS 2010-2014

G.V. Samoilov

The norms should correspond to the main pedagogical principles, be based on the statistical analysis of the current sport situation (namely, in sprint and in hurdling). The determination of norms accounts for the policy of development for every kind of sport and needs great attention of specialists, especially those working with the youth.

Key words: norms in athletics, factual results in hurdling, age-associated results dynamics in racing and hurdling.

Samoilov Gennady Vasilievich, candidate of pedagogical Sciences, gensam61@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism

УДК 796.015.5; 796.966

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА СИЛОВОЙ И СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

А.В. Сергеев

Раскрыты основные положения дифференцированной методики силовой и скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов разных игровых амплуа на этапе спортивного совершенствования. Выявлена совокупность педагогических условий, способствующих повышению эффективности учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов.

Ключевые слова: дифференцированная методика, силовая и скоростно-силовая подготовка, юные хоккеисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.