Научная статья на тему 'Спринтерская подготовка как исходный базис для роста спортивных результатов в барьерном беге'

Спринтерская подготовка как исходный базис для роста спортивных результатов в барьерном беге Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
890
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / ЧЕМПИОНАТ МИРА / ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ / TOP-ЛИСТ СИЛЬНЕЙШИХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-БАРЬЕРИСТОВ / БАРЬЕРНЫЙ БЕГ / БЕГ НА 100(400) МЕТРОВ С БАРЬЕРАМИ / СПОРТСМЕНКИ-БАРЬЕРИСТКИ / СПРИНТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Горностаева Юлия Викторовна, Цуканова Екатерина Геннадьевна, Машошина Ирина Викторовна

В методике подготовки барьеристов различных стран существуют определенные различия в технологиях достижения наивысших спортивных результатов. Многие специалисты считают, что классный барьерист на 400 м должен начинать подготовку с короткой барьерной дистанции. Однако существует и другой путь подготовки в беге на 400 м с барьерами через бег на 400 м. Этот путь также приводит к высоким результатам. В исследовании поставлена цель ретроспективно проследить динамику роста спортивных результатов у сильнейших барьеристок мира, выявить современные тенденции в подготовке барьеристок и определить направлениях их спортивного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Горностаева Юлия Викторовна, Цуканова Екатерина Геннадьевна, Машошина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sprint training as initial basis for growth of athletic performance in the hurdles

The training methodology for the hurdlers of various countries shows the certain distinctions regarding the technologies for achievement of the highest sports results. Many specialists believe that the good 400 m hurdler shall begin preparation with the short hurdles distance. However, there is also other way of preparation for the running on 400 m with hurdles through run on 400 m. This way also leads to good results. The research has outlined the effective objective to trace retrospectively the dynamics of growth of the sports results among the strongest hurdlers of the world (women), to reveal the current trends in training of hurdlers and to determine the directions of their sports enhancement.

Текст научной работы на тему «Спринтерская подготовка как исходный базис для роста спортивных результатов в барьерном беге»

Вид команды 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Молодежная сборная России - - - 1 - - - -

- из них чемпионов мира - - - 1 - - - -

СКА - Нефтяник 11/12 12/10 8/14 7/17 7/16 8/15 5/15 3/17

Российские команды 2 4 4 4 3 3 3 3

Зарубежные команды - - - - - - - -

Примечание: в числителе указано количество местных игроков, в знаменателе - количество иногородних игроков

Таким образом, анализируя показатели развития хоккея с мячом как спорта высших достижений, следует отметить, нестабильность выступления команды СКА-Нефтяник, значительное снижение количества местных воспитанников в составе, и заметный рост результатов команды, показанный в 2015-2016 годах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федерации хоккея с мячом Хабаровского края (официальный сайт) [Электронный ресурс] // URL : http://www.khabbandy.ru/. - Дата обращения 01.12.2016.

REFERENCES

1. Federation of bandy Khabarovsk Territory (official site) // http://www.khabbandy.ru/.

Контактная информация: pavel.tkachenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2016

УДК 796.422.093.35

СПРИНТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ИСХОДНЫЙ БАЗИС ДЛЯ РОСТА СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БАРЬЕРНОМ БЕГЕ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Юлия Викторовна Горностаева, ассистент, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, г. Москва; Екатерина Геннадьевна Цуканова, кандидат педагогических наук, мастер спорта РФ по легкой атлетике в беге на 400 м с/б, Российский государственный социальный университет, г. Москва;

Ирина Викторовна Машошина, кандидат педагогических наук, мастер спорта РФ по легкой атлетике в беге на 400 м с/б, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Аннотация

В методике подготовки барьеристов различных стран существуют определенные различия в технологиях достижения наивысших спортивных результатов. Многие специалисты считают, что классный барьерист на 400 м должен начинать подготовку с короткой барьерной дистанции. Однако существует и другой путь подготовки в беге на 400 м с барьерами - через бег на 400 м. Этот путь также приводит к высоким результатам. В исследовании поставлена цель - ретроспективно проследить динамику роста спортивных результатов у сильнейших барьеристок мира, выявить современные тенденции в подготовке барьеристок и определить направлениях их спортивного совершенствования.

Ключевые слова: легкая атлетика, спорт высших достижений, Чемпионат Мира, Чемпионат Европы, TOP-лист сильнейших легкоатлетов-барьеристов, барьерный бег, бег на 100(400) метров с барьерами, спортсменки-барьеристки, спринтерская подготовка.

SPRINT TRAINING AS INITIAL BASIS FOR GROWTH OF ATHLETIC PERFORMANCE IN THE HURDLES

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, Moscow City Pedagogical University, Moscow; Yulia Viktorovna Gornostaeva, the lecturer, Moscow State University of Railway Engineering of Emperor Nicholas II, Moscow; Ekaterina Gennadyevna Tsukanova, the candidate of pedagogical sciences, Master of Sports, Russian State Social University, Moscow; Irina Viktorovna Mashoshina, the candidate of pedagogical sciences, Master of Sports, Voronezh institute of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Voronezh

Annotation

The training methodology for the hurdlers of various countries shows the certain distinctions regarding the technologies for achievement of the highest sports results. Many specialists believe that the good 400 m hurdler shall begin preparation with the short hurdles distance. However, there is also other way of preparation for the running on 400 m with hurdles - through run on 400 m. This way also leads to good results. The research has outlined the effective objective - to trace retrospectively the dynamics of growth of the sports results among the strongest hurdlers of the world (women), to reveal the current trends in training of hurdlers and to determine the directions of their sports enhancement.

Keywords: track and field athletics, elite sport, the World championship, the European championship, TOP lists of the strongest hurdler athletes, hurdling, run on 100 (400) m with hurdles, sprint preparation.

ВВЕДЕНИЕ

Барьерный бег является достаточно сложным легкоатлетическим видом, все его дисциплины нельзя рассматривать в виде простого бега по дистанции 100 (400) м, декорированного 10 барьерами, расположенными на дорожке. Определенно, что здесь нужна высокая техническая подготовленность [1, 2, 3]. Вместе с тем, многие из специалистов называют барьерный бег как «спринт с барьерами» [8]. И в этом есть некоторая доля истины. Большинство спортсменок, успешно выступавших и соревнующихся ныне в барьерном беге, показывали высокие результаты на такой же гладкой дистанции. Так, например, Г. Диверс (США, лучший результат 12,33 с), трехкратная чемпионка мира в барьерном беге на дистанции 100 м (1993, 1995, 1999 гг.), гладкую дистанцию бежала быстрее одиннадцати секунд - 10,82 с; Л. Энквист-Нарожиленко (Швеция-СССР, лучший результат 12,26 с), олимпийская чемпионка (1996 г, Атланта, Игры XXVI Олимпиады) и двукратная чемпионка мира (1991, 1997 гг.) - 11,04 с; О. Шишигина (Казахстан, лучший результат 12,44 с), олимпийская чемпионка (2000 г, Сидней, Игры XXVII Олимпиады) и чемпионка мира в закрытых помещениях (1999 г) - 11,13 с. Можно привести еще множество примеров о высокой спринтерской подготовке элитных спортсменов. Другие спортсменки, например С. Пирсон (Австралия; олимпийская чемпионка 2012 г, Лондон, Игры XXX Олимпиады и двукратная чемпионка мира 2011, 2012 гг.), имели коэффициент техничности около 1 секунды - 12,28 с - 11,14 с, Кендра Хариссон (США, лучший результат в истории легкой атлетики) - 12,20 с - 11,35 с.

Однако не всегда наивысшие результаты в сезоне в гладком беге на дистанциях 60 и 100 м соответствовали у этих спортсменок наивысшим показателям в барьерном беге на этих же дистанциях. Например, Г. Диверс, будучи трехкратной чемпионкой мира в закрытых помещениях на дистанции 60 м (1993, 1997, 2004 гг., лучший результат - 6,95 с), в 2004 году на такой же дистанции с барьерами не вошла в тройку призеров.

Многие спортсменки имели результаты мирового уровня на дистанциях 200 и 400 м - Брайана Ролинс (США, олимпийская чемпионка 2016 г, Рио-де-Жанейро, Игры XXXI Олимпиады и чемпионка мира на барьерной дистанции 2013 г) - 23,04 с (200 м), та же Г. Диверс - 52,66 с (400 м). Ряд спортсменок, специализирующиеся в беге на 100 м с барьерами, успешно совмещали спортивную деятельность с выступлениями на 400 м барьерной дистанции, что нельзя сказать об обратной зависимости - примеры перехода с

длинной на короткую барьерную дистанцию в истории единичны [4, 5, 6, 7, 9].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В методике подготовки барьеристов различных стран существуют определенные различия в технологиях достижения наивысших спортивных результатов. Многие специалисты считают, что классный барьерист на 400 м должен начинать подготовку с короткой барьерной дистанции. Этот путь подготовки резервов в длинном барьерном беге достаточно обоснован и у нас в стране [1, 2, 3, 6, 7]. Как показывает анализ исследовательских данных, на этапе начальной подготовки и спортивной специализации тренировка на всех барьерных дистанциях является эффективным направлением подготовки легкоатлета [8,10]. Однако существует и другой путь подготовки в беге на 400 м с барьерами - через бег на 400 м. Этот путь также приводит к высоким результатам [4, 5].

В исследовании поставлена цель - ретроспективно проследить динамику роста спортивных результатов у сильнейших барьеристок мира (женщин), выявить современные тенденции в подготовке бегуний с барьерами и определить направлениях их спортивного совершенствования. Анализировались статистические материалы IAAF (https://www.iaaf.org) в разделе TOP-сильнейших спортсменов за всю историю легкой атлетики. В элитную группу были включены барьеристки (n=40) - чемпионы и призеры олимпийских игр, чемпионы и призеры мира, спортсменки, вошедшие в TOP-лист 40 сильнейших барьеристок мира на дистанции 400 м с/б за всю историю легкой атлетики.

Выделено 5 групп спортсменок:

- I группа барьеристок, успехи которых в беге на 400 м с/б обусловлены предварительной или параллельной подготовкой на коротких барьерах - 100 м с/б, сопряженной с интенсивной спринтерской подготовкой и соревновательным участием на дистанциях 100 и 200 м - таких оказалось из числа рассматриваемых 22,5% (n=9);

- II группа барьеристок, успехи которых в беге на 400 м с/б обусловлены предварительной или параллельной подготовкой на коротких барьерах - 100 м с/б, сопряженной с интенсивной подготовкой и соревновательным участием на дистанции 400 м - таких оказалось из числа рассматриваемых 15,0% (n=6);

- III группа барьеристок, успехи которых в беге на 400 м с/б обусловлены специализированной спринтерской подготовкой на дистанциях 60, 100 и 200 м, что в последующем сыграло положительную роль в прогрессе результатов при переходе на длинную барьерную дистанцию - таких оказалось из числа рассматриваемых 7,5% (n=3);

- IV группа барьеристок, прогресс результатов которых в беге на 400 м с/б связан с дистанционной подготовкой на 400 м и ростом результатов на гладкой дистанции -таких оказалось из числа рассматриваемых 40,0% (n=16);

- V группа барьеристок характеризовалась универсальной специализированной подготовкой на барьерной дистанции 400 м с/б - таких оказалось из числа рассматриваемых 15,0% (n=6).

В результате анализа выявлено две школы подготовки легкоатлетов, специализирующихся в выступлениях на длинной барьерной дистанции - 400 м с/б:

- американская, предписывающая предварительную подготовку на короткой барьерной дистанции, ставящая своей целью, в первую очередь, техническое совершенствование спортсменов, и предусматривающая широкую спринтерскую подготовку;

- европейская, ориентированная на предварительную функциональную подготовку и техническое совершенствование в процессе смежного освоения гладкой и длинной барьерной дистанции.

В последующем исследовании мы пытались получить статистическое подтверждение выдвинутой гипотезе, что совершенствование барьеристов в многолетнем процессе должно быть связано с приоритетом спринтерской и функциональной подготовки, когда, как нам кажется, опережающее развитие скоростных способностей и скоростной выносливости в структуре двигательной подготовленности девушек-легкоатлеток, спе-

циализирующихся в беге на 400 м с барьерами, а вместе с тем максимизация скорости бега на спринтерских дистанциях, будут способствовать эффективному совершенствованию спортивного мастерства.

В исследовании проведен анализ выступления легкоатлеток-барьеристок различных стран на Чемпионатах Европы в период с 1994 по 2014 год (последний Чемпионат Европы не учитывался, так как российские спортсмены решением 1ААР отстранены от участия в международных соревнованиях 2016 г). Анализировались завоеванные медали, в том числе золотые, а также рейтинг мест и количество очков в неофициальном командном зачете, набранных различными странами в том или ином чемпионате. Проведенный корреляционный анализ позволил установить достоверную связь по ряду параметров (Р<0,05). Не секрет, что многие барьеристы в соревнованиях выступают в спринте, участвуют в эстафетах, и как ранее мы показали, предварительная спортивная подготовка на смежных барьерных и гладких дистанциях, является фактором роста спортивной результативности легкоатлеток-барьеристок. Выяснить эффективность различных направлений спортивной подготовки, ориентированных на ту или иную барьерную школу (американскую или европейскую), мы пытались, исследуя протоколы соревнований на сайте ЕАА (http://www.european-athletics.org). Полученные результаты приведены в таблице 1. Таблица 1 - Корреляционная взаимосвязь между рейтингом мест, количеством завоеванных медалей и количеством набранных очков различными странами в Чемпионатах Европы по легкой атлетике 1994-2014 гг. в барьерных и спринтерских дисциплинах (женщины)_

Параметры сравнения Корреляция (г)

Рейтинг мест* Кол-во золотых Кол-во медалей Кол-во очков*

100 с/б - 100 0,060 - 0,464 0,190 0,617

100 с/б - 100+200 0,090 - 0,634 - 0,033** 0,593

400 с/б - 100+200 0,297 - 0,071 0,486 0,640

400 с/б - 400 0,285 - 0,020 0,694 0,856

Все барьеры - весь спринт 0,410 - 0,043 0,616 0,878

100 с/б - 400 с/б - 0,070 0,088 - 0,791 0,216

Примечание: * - в неофициальном командном зачете; **выскакивающий коэффициент объясняется следующей причиной - выступлением за Турцию натурализованных спортсменов из Африки (№уш Уапй)

Выявлена сильная корреляционная связь между количеством набранных очков спортсменками по параметру сравнения «400 м с/б - 400 м» - г=0,856, средняя - между количеством завоеванных медалей - г=0,694. По результатам анализа мы видим отсутствие корреляционной связи по параметру сравнения «100 с/б - 400 с/б», женщины очень редко совмещают специализацию на обеих барьерных дистанциях. Отмечается даже отрицательная корреляция по количеству завоеванных медалей - г=-0,791, что подтверждает наше предположение об избирательной специализированной технической подготовке на короткой и длинной барьерных дистанциях. Итак, если сравнивать направления подготовки, то предварительная барьерная подготовка на короткой дистанции для длинной барьерной дистанции менее эффективна, чем спринтерская и беговая подготовка. Еще более сильная корреляция выявлена по параметрам сравнения «все барьеры - весь спринт» - г=0,878, это подтверждает высокую значимость спринтерской подготовки как исходного базиса для роста спортивных результатов в барьерном беге. Средняя или слабая корреляционная связь наблюдается между количеством завоеванных золотых медалей, а также рейтингом мест практически по всем параметрам сравнения. То есть, отдельный золотой чемпион, не связанный со сформировавшейся школой барьерной подготовки, не может быть признан как носитель спортивных традиций.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в исследовании подтверждена гипотеза, что совершенствование барьеристок в многолетнем процессе должно быть связано с приоритетом спринтерской

и функциональной подготовки, когда опережающее развитие скоростных способностей и скоростной выносливости в структуре двигательной подготовленности легкоатлеток-барьеристок, специализирующихся в беге на 400 м с барьерами, а вместе с тем максимизация скорости бега на спринтерских дистанциях, будут способствовать росту результатов. Несомненно, данное направление в подготовке, такая исходная физическая основа должны и будут содействовать эффективному техническому совершенствованию барьеристов в условиях сопряженного направленного воздействия на структуру барьерных движений, способствовать оптимальному формированию ритма и темпа бега у легкоатлеток на дистанции 400 м с барьерами в период становления и реализации спортивной формы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, В.К. Индивидуально ориентированная технология моделирования тренировочного процесса юных барьеристок : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Апанасенко Валерия Константиновна. - Волгоград, 2011. - 24 с.

2. Банкин, В.Н. Бег на 300-400 м с барьерами : соревновательная деятельность : монография / В.Н. Банкин. - Загреб (Хорватия) : [б. и.], 2010. - 156 с.

3. Барьерный бег : пособие / В.В. Мехрикадзе [и др.] ; М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : Изд-во БГУФК, 2013. - 66 с.

4. Валидность норм в Единой Всероссийской спортивной классификации: к анализу разрядности в беге на 400 м с барьерами у женщин / Г.Н. Германов, А.Н. Корольков, Е.Г. Цуканова, И.В. Машошина, М.А. Ильин, Ю.В. Горностаева // Культура физическая и здоровье. -2016. - № 1 (56). - С. 15-20.

5. Германов, Г.Н. Современные аспекты подготовки мастеров спорта в беге на 400 метров с барьерами: на примере опыта работы с рекордсменом России МСМК Р. Мащенко / Г. Н. Германов, Ю.А. Купцов, А.Д. Стрыгин // Совершенствование научно-методических аспектов физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди различных возрастных групп населения в Центрально-Черноземном регионе : тез. докл. VI науч.-практ. конф. - Воронеж, 1996. - С. 114-115.

6. Мирзоев, О.М. Спринтерский и барьерный бег в XXI веке: к итогам XIV чемпионата мира по лёгкой атлетике / О.М. Мирзоев // Известия Тульского государственного университета. Серия «Физическая культура. Спорт». - 2013. - Выпуск 3. - С. 122-131.

7. Мирзоев, О.М. Легкоатлетический спорт в олимпийском году: бег на короткие дистанции, эстафетный и барьерный бег : к итогам чемпионатов мира по легкой атлетике 2013 и 2015 гг. / О.М. Мирзоев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). -С. 184-194.

8. Отрубянников, Р.Я. Спринт с барьерами / Р.Я. Отрубянников, Е.А. Разумовский. - Киев : Здоровье, 1988. - 120 с.

9. Степанова, М. Барьерный бег на 400 метров : на дистанции - женщины / М. Степанова, В. Степанов ; Моск. регион. центр развития легкой атлетики ИААФ. - М. : Олимпия Пресс ; Терра-Спорт, 2002. - 176 с.

10. Таранов, В.Ф. Становление и совершенствование спортивного мастерства в беге на 100 и 110 м с барьерами : монография / В.Ф. Таранов, В.В. Чемов. - Волгоград : [б. и.], 2007. - 232 с.

REFERENCES

1. Apanasenko, V.K. (2011), Individually-oriented modeling technology of training process of young runners hurdles, dissertation, Volgograd, Russian Federation.

2. Bankin, V. N. (2010), Running at 300-400 m hurdles: competitive activity, monograph. Zagreb, Croatia.

3. Mehrikadze V.V. (2013), Hurdling, manual, Minsk, Belarus.

4. Germanov, G.N., Korol'kov A.N., Tsukanova E.G., Mashoshina, I.V., Ilin, M.A. and Gornosta-eva, Ju.V. (2016), "The validity of the rules in the United All-Russian sports classification: the analysis of the bit in the women's 400 meters hurdles women", Kul'turafizicheskaja i zdorov'e, Vol. 56, No. 1, pp. 15-20.

5. Germanov G N, Kupcov Yu.A. and Strygin, A.D. (1996), "Modern aspects of training of masters of sports in the 400 m hurdles: the example of experience of working with Russian champion MSIC R. Maschenko", Improvement of the scientific and methodological aspects of the sports and recreational and sports activities among the various age groups of the population in the Central Black Earth region,

Voronezh, pp. 114-115.

6. Mirzoev, M. (2013). "Sprint and hurdles in the XXI century: towards the end of the XIV to the athletics World Cup", Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Series "Fizicheskaja kul'tu-ra. Sport", Issue 3, pp. 122-131.

7. Mirzoev, M. (2015), "Track and field sports in the Olympic year: sprint, relay and hurdles: to the end of the World Athletics Championships 2013 and 2015", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2015, Vol. 129, No. 11, pp. 184-194.

8. Otrubyannikov, R.J. and Razumovsky, E.A. (1988), Sprint hurdles, Health, Kiev, Ukraine.

9. Stepanova, M. and Stepanov V. (2002), Hurdling 400 meters: a distance - women, Olympia Press: Terra-Sport, Moscow.

10. Taranov V.F. and Chemov V.V. (2007), Formation and improvement of sports skills in the women's 100 and 110m hurdles, monograph, Volgograd, Russian Federation.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2016

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ В СОЧЕТАНИИ С АЭРОБНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ МУЖЧИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Ирина Антоновна Грец, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск; Эдвард Станиславович Ародь, кандидат педагогических наук, доцент, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Беларусь; Татьяна Михайловна Булкова, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с исследованием уровня здоровья мужчин среднего возраста по методике В.И. Белова (1999) и выявлением влияния физкультурно-оздоровительных занятий атлетической гимнастикой в сочетании с аэробными упражнениями на физиологические показатели, физические качества, заболеваемость и образ жизни исследуемых.

Ключевые слова: уровень здоровья, мужчины среднего возраста, физкультурно-оздоровительные занятия, атлетическая гимнастика.

INFLUENCE OF SPORTS AND RECREATIONAL ATHLETIC GYMNASTICS TRAINING IN COMBINATION WITH AEROBIC EXERCISES ON THE LEVEL OF

HEALTH OF MIDDLE-AGED MEN Irina Antonovna Grets, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk;

Edward Stanislavovich Arod, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Grodno State University named after Yanka Kupala, Grodno, Belarus, Tatyana Mikhailovna Bulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk

Annotation

The article describes the actual issues related to the study of the level of health of the middle-aged men under V.I. Belov's method (1999), and identification of the influence of sports and recreational athletic gymnastics training in combination with the aerobic exercises on the physiological characteristics, physical properties, sickness rate, and lifestyle of the researched people.

Keywords: level of health, middle-aged men, sports and recreational training, athletic gymnastics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.