Научная статья на тему 'Взаимосвязи между результатами оценки элементов техники и соревновательными результатами шорт-трекеров'

Взаимосвязи между результатами оценки элементов техники и соревновательными результатами шорт-трекеров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
167
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / SPORTS TECHNICAL TRAINING / ШОРТ-ТРЕКЕРЫ 15-16 ЛЕТ / SHORT TRACKERS 15-16 YEARS / ВЕДУЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ / LEADING ELEMENTS OF TECHNOLOGY / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попенов Игорь Вадимович

Представлены результаты корреляционного анализа, направленного на выявление взаимосвязей между показателями результатов оценки элементов техники и соревновательными результатами. Выявлены средства и методы повышения спортивно-технического мастерства шорт-трекеров 15-16 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN INDICATORS OF THE RESULTS OF EVALUATION OF ELEMENTS OF ENGINEERING AND COMPETITIVE RESULTS OF SHORT TRACKERS 15-16 YEARS

The results of the correlation analysis aimed at revealing the interrelations between the indicators of the results of the evaluation of the elements of technology and the competitive results are presented in order to improve the results of passing the competitive distances of the athletes. The means and methods of improving the sports and technical skill of short trackers of 15-16 years are revealed.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязи между результатами оценки элементов техники и соревновательными результатами шорт-трекеров»

Кулешов Роман Сергеевич, ассистент, Roman.Kuleshov. 92@,mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный педагогический университет

RELA TIONBETWEEN THE LEADING MOTIVES OF SPORTS ACTIVITY AND THE LEVEL OF PHYSICAL CONDUTION

R.S. Kuleshov

The scientific and methodical literature has been analyzed and it is established that an increase in the level of the leading motives of sports activities positively affects the level of physical fitness of athletes. The relationship between the indicators of the leading motives of sports activities and the level of physical fitness of athletes 10-12 years with intellectual disability on the basis of the conducted correlation analysis is revealed.

Key words: sport motivation, children with intellectual disabilities, leading motives of sports activity, physical condition.

Kuleshov Roman Sergeevich, assistant, Roman.Kuleshov. 92@ mail.ru, Russia, Ufa, Bashkir State Pedagogical University

УДК 796.355.015

ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОЦЕНКИ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ШОРТ-ТРЕКЕРОВ

И.В. Попенов

Представлены результаты корреляционного анализа, направленного на выявление взаимосвязей между показателями результатов оценки элементов техники и соревновательными результатами. Выявлены средства и методы повышения спортивно-технического мастерства шорт-трекеров 15-16 лет.

Ключевые слова: спортивно-техническая подготовка, шорт-трекеры 15-16 лет, ведущие элементы техники, корреляционный анализ.

В структуре системы подготовки просматриваются ее составляющие: спортивная тренировка, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований. От того насколько рационально строится работа в отдельных разделах системы многолетнего тренировочного макроцикла, во многом зависит конечный результат совместной деятельности спортсмена и тренера [6].

В настоящее время от российских шорт-трекеров требуется, как высокий уровень владения технической, так и физической подготовкой. При грамотно организованном тренировочном процессе техническое мастерство и физическая подготовленность спортсменов будут расти [2].

Однако не стоит забывать, что правильная техника формируется не только в процессе обучения. Перечисленные ниже критерии оказывают не меньшее влияние на формирование технической базы спортсменов, а именно: режимы тренировочной деятельности; условия, в которых проходят тренировки; использование специальных упражнений; функциональное состояние опорно-двигательного аппарата; качество спортивного инвентаря и льда. По этой причине процесс совершенствования техники бега на коньках в шорт-треке следует рассматривать как процесс управления с большим набором средств воздействия, как традиционного, так и нетрадиционного плана [3].

В основе традиционного метода лежит обучение и совершенствование с использованием показа, объяснения, использование специальных подготовительных упражнений, изменение режимов тренировочной деятельности [4].

В традиционной методике принято выделять два главных подхода. Первый основан на показе, знакомстве с внешней кинематической структурой бега, дополненной объяснением, ощущением и т. д. Важным критерием для данного обучения является наличие «двигательного эталона» у тренера - модели, из которой он хочет «вылепить» своего подопечного. Этот метод эффективен только на начальных этапах обучения при устранении грубых ошибок, формировании правильной осанки, положения отдельных частей тела и устранение лишних движений. Стремление к внешнему сходству с «эталоном» не всегда приводит к высокой эффективности двигательного действия, так как невозможно учесть все особенности конкретного человека [6].

Используя этот метод в шорт-треке, выявлены главные ошибки при выполнении некоторых технических элементов бега на коньках и разработана методика по их устранению. Для управления движениями в данном случае используется метод императивных указаний, суть которого заключается в приказах в повелительной форме. Но представленные способы корректировки на базе императивных указаний никак не подкрепляются применением общих критериев с целью улучшения техники бега, что не предоставляет возможности в ходе обучения оценивать правильность корректирующих воздействий [6].

Существует и совершенно иной путь обучения спортсменов, в основе которого лежат закономерности динамики движения. В этом случае главным методом сообщения двигательной задачи является комментированный показ, а методом ознакомления со способом ее решения - объяснение ощущений усилий, характеризующих правильное действие, и поиска этих ощущений. Двумя основными проблемами данного подхода являются:

1) для бега на коньках в шорт-треке еще не создана достаточно

точная динамическая модель;

2) необходим наивысший уровень профессиональных умений и навыков тренера [4].

В свете вышесказанного можно сделать вывод, что оба подхода традиционного обучения дают недостаточно высокие результаты. Для повышения уровня обучения можно ввести метод объективной информации о динамической и кинематической характеристике бега, а также можно повысить уровень обучения при помощи оценки действий спортсмена на базе общих критериев эффективности техники бега [1].

Самым популярным и общепризнанным на практике методом совершенствовании технического мастерства в шорт-треке считается метод применения специальных упражнений. Выгодным отличием данного метода является то, что с его помощью можно выделять любые части целостного движения и выявлять базовые элементы, требующие к себе особого внимания. Существует ряд требований, предъявляемых к специальным упражнениям:

1) приближенность к соревновательным упражнениям по ведущим двигательным характеристикам;

2) сходство по характеру электроактивности мышц [5].

Наиболее популярными упражнениями являются: техническая и

прыжковая имитация, бег на роликовых коньках, пригибная ходьба во всевозможных вариантах. Тем не менее, излишнее использование упражнений специальной направленности, может стать помехой для достижения уточненных дифференцированных мышечных ощущений, присущих конькобежцам, в особенности на этапах высшего спортивного мастерства [5].

Нестандартное обучение основывается на упражнениях с использованием специальных тренажёров и других технических средств, при помощи которых обеспечивается изменение взаимосвязи спортсмена с окружающей средой и становится возможным получение точной информации о выполняемых движениях [2].

В начале 80-х годов XX века профессор В.С. Фарфель (2001), разработал методический принцип срочной информации. В 1982 году профессор В.М. Дьячков (2003) предложил методический принцип сопряженности развития физических качеств и совершенствование технического мастерства. Данные методические принципы стали главными элементами процесса обучения на основе технических средств [3].

Профессором И.П. Ратовым (1999) была разработана концепция «искусственной управляющей среды», которая в последствии стала методической основой применения нетрадиционных средств обучения [ 1].

Детерминированная роль специально подбираемых условий выполнения тренировочных упражнений для формирования требуемых

параметров техники бега была подчеркнута в серии публикаций, выдвинувших концепцию «направленного воздействия» и «управляемого взаимодействия с внешними силами» [5].

На основе данных концепций был выведен новый класс тренировочной системы «управляемого взаимодействия с внешними объектами», главным отличием которого стало ограничение вторичных направлений действия сил и включение в процесс выполнения дополнительных силовых добавок [3].

На основе этой методологической базы для скоростного бега на коньках был разработан ряд тренажеров, но основным недостатком большинства изготовленных технических средств стала их направленность на совершенствование конкретных элементов двигательного действия и неспособность совершенствования целостного двигательного образа. Это ограничило их применение в течение всего цикла подготовки. Из-за этого большая часть тренажеров применяется в подготовительном периоде на «суше», а для совершенствования технического мастерства непосредственно на льду придумано мало устройств. Так, в работе Г.К. Подарь (1991) использовались программирующий темпо-ритмовой звуколидер и устройство срочной информации о постановке конька на лед. Был проведен педагогический эксперимент с шорт-трекерами низкой квалификации, который показал, что применяемые устройства способствуют быстрому формированию темпо-ритмовой структуры движения и ускоряют процесс освоения рациональными навыками постановки конька на лед [1].

В работе А.М. Докторевича (2005) испытывалось устройство, дающее информацию о величинах ускорений ноги конькобежца в момент постановки конька на лед. Применение этой методики способствовало уменьшению потерь горизонтальной скорости и за счет этого повышалась эффективность движения. Тем не менее предложенные устройства совершенствовали только некоторые элементы техники бега. В общем, управление техникой бега производилась при помощи модельных характеристик, полученных посредством кино- и видеоанализа. Результаты проведенного анализа позволяют нам говорить о необходимости разработки и внедрения новых, прогрессивных методов спортивного совершенствования шорт-трекеров. Главным образом это имеет отношение к методу управления движениями шорт-трекера на льду, когда запас используемых средств ограничен [2].

Анализ научно-методической литературы позволил выявить, что эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом. Из этого следует, что критериями оценки технического мастерства могут служить результаты прохождения соревновательных дистанций на время.

Для выявления взаимосвязи между результатами оценки элементов техники и результатами прохождения соревновательных дистанций на время шорт-трекерами 15-16 лет был проведен корреляционный анализ между данными показателями (таблица). В тестировании приняли участие 20 спортсменов.

Взаимосвязи между результатами оценки элементов техники и результатами прохождения соревновательных дистанций

Элементы техники Дистанция

500 м 1000 м 1500 м

Постановка конька 0,75 0,64 0,54

Длина скольжения 0,52 0,59 0,66

Высота посадки 0,53 0,41 0,39

Высота посадки 0,74 0,33 0,58

Положение таза 0,63 0,61 0,55

Длина скольжения 0,47 0,57 0,64

Из таблицы видно, что значимые статистические взаимосвязи в фазе прохождения прямой были выявлены между элементом техники «постановка конька» и следующими показателями: на дистанции 500 м -г=0,75 и р=0,001, на дистанции 1000 м - г=0,64 и р=0,03, на дистанции 1500 м - г=0,54 и р=0,01. Таким образом, значимые статистические взаимосвязи были выявлены во всех показателях. Из этого можно сделать вывод, что элемент техники «постановка конька» положительно влияет на результаты прохождения дистанций 500, 1000 и 1500 м.

Проведенный анализ показал, что значимые статистические взаимосвязи в фазе прохождения прямой были выявлены между элементом техники «длина скольжения» и следующими показателями: на дистанции 500 м - г=0,52 и р=0,04, на дистанции 1000 м - г=0,59 и р=0,01, на дистанции 1500 м - г=0,66 и р=0,03. Таким образом, значимые статистические взаимосвязи были выявлены во всех трех показателях. Из этого можно сделать вывод, что элемент техники «длина скольжения» положительно влияет на результаты прохождения всех трех соревновательных дистанций.

Также взаимосвязи в фазе прохождения прямой были выявлены между элементом техники «высота посадки» и показателями на дистанции 500 м - г=0,53 и р=0,1. На дистанции 1000 и 1500 м значимых взаимосвязей выявлено не было.

Результаты исследования показали значимые статистические взаимосвязи в фазе прохождения поворота между элементом техники «высота посадки» и следующими показателями: на дистанции 500 м -г=0,74 и р=0,009, на дистанции 1500 м - г=0,58 и р=0,04. На дистанции 1000 м значимых взаимосвязей не выявлено.

Также были установлены значимые статистические взаимосвязи в фазе прохождения поворота между элементом техники «положение таза» и следующими показателями: на дистанции 500 м - г=0,63 и p=0,007, на дистанции 1000 м - г=0,61 и p=0,04, на дистанции 1500 м - г=0,55 и p=0,01. Следовательно, можно предположить, что элемент техники «положение таза» оказывает положительное влияние на прохождение всех соревновательных дистанций.

По результатам проведенного анализа значимые статистические взаимосвязи в фазе прохождения поворота были выявлены между элементом техники «длина скольжения» и следующими показателями: на дистанции 1000 м - г=0,57 и p=0,04, на дистанции 1500 м - г=0,64 и p=0,02. Между длиной скольжения и дистанцией 500 м статистической взаимосвязи выявлено не было.

По итогам корреляционного анализа было выявлено, что наиболее сильные взаимосвязи с результатами прохождения соревновательных дистанций были выявлены с элементами техники в фазе прохождения прямой: постановка конька, длина скольжения. В фазе прохождения поворота наиболее сильные взаимосвязи были зафиксированы с элементами техники «положение таза» и «длина скольжения». С элементом техники «высота посадки» в обеих фазах значимых взаимосвязей выявлено не было. Данное исследование позволяет предположить, что улучшение результатов прохождения соревновательных дистанций может являться показателем повышения спортивно-технического мастерства шорт-трекеров 15-16 лет.

Список литературы

1. Гросс Н.А. Новые тенденции в планировании тренировки в шорт-треке // Спортивный вестник: сб. науч.-метод. статей. М., 2001. С. 83-89.

2. Докторевич A.M. Управление техническим мастерством конькобежцев: сб. науч. трудов. Смоленск, 2005. С. 22-27.

3. Дьячков В.М. Объективные критерии оценки высшего технического мастерства в спорте // Теория и практика физической культуры. 2003. № 4. C. 12-15.

4. Машкеева Н.Н. Роль специальных упражнений в совер -шенствовании техники бега на коньках: тез. докл. на конф. аспирантов инта. М.: ГЦОЛИФК, 2007. С. 12-13.

5. Павловский Ю.А. Шорт-трек. М.: Физкультура и спорт, 2016.

177 с.

6. Andersen S. All round training programs for senior speed skaters Norwegian speed skating association: digest of articles, 2011. 15 с.

Попенов Игорь Вадимович, аспирант, Underwhat081@rambler. ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры

RELATIONSHIP BETWEEN INDICATORS OF THE RESULTS OF EVALUATION OF ELEMENTS OF ENGINEERING AND COMPETITIVE RESULTS OF SHORT TRACKERS 15-16 YEARS

I. V. Popenov

The results of the correlation analysis aimed at revealing the interrelations between the indicators of the results of the evaluation of the elements of technology and the competitive results are presented in order to improve the results of passing the competitive distances of the athletes. The means and methods of improving the sports and technical skill of short trackers of 15-16 years are revealed.

Key words: sports technical training, short trackers 15-16 years, leading elements of technology, correlation analysis.

Popenov Igor Vadimovich, post-graduate student, Underwhat081 rambler. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Education

УДК 796.422

ВОЗРАСТНЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В БЕГЕ НА 60 МЕТРОВ

Г.В. Самойлов

Проведено статистическое сравнение, базирующееся на большой базе соревновательных результатов, уровня результатов в беге на короткие дистанции юношей и девушек различных возрастных групп. Выявлен дисбаланс нормативных показателей в беге на 60 м у юношей и девушек. Обоснована необходимость корректировки нормативных показателей в беге на короткие дистанции.

Ключевые слова: бег на короткие дистанции, гендерные различия, юноши и девушки, скоростные способности и выносливость, возрастное развитие способностей.

Каждые четыре года у нас в стране обновляются нормативные требования, по которым работают все специалисты в спорте, и в легкой атлетике в частности. От этих таблиц зависит тарификация и, как следствие, заработанная плата тренеров. Каждые четыре года детские тренеры просят привести эти нормативы в соответствие с истинным положением дел.

Коротко их требования можно сформулировать так:

- в возрасте 9-11 лет, когда дети приходят в легкоатлетическую секцию, результаты у мальчиков и девочек разнятся не очень сильно, в то время как в таблице нормативов эта разница очень велика;

- мальчики выполняют разрядные нормативы гораздо позже девочек (на год-два);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.