Научная статья на тему 'Возрастные аспекты профессиональной адаптации к летной профессии'

Возрастные аспекты профессиональной адаптации к летной профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
459
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / АДАПТИРОВАННОСТЬ / ADAPTABILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DEADAPTATION / ВЕГЕТАТИВНЫЕ ДИСФУНКЦИИ / AUTONOMIC DYSFUNCTIONS / ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / SPATIAL THINKING / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / PERFORMANCE / SHORT-TERM MEMORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Финогенко Елена Ивановна

Приведены результаты исследования профессионально важных качеств пилотов гражданской авиации, а также их адаптации к летной профессии. Рассмотрены различные концептуальные подходы к понятию адаптация. Установлено, что профессионально важные качества пилотов подвержены возрастным изменениям: в группе испытуемых, достигших 45 лет и больше, наблюдается ухудшение оперативной памяти, пространственного мышления, работоспособности, что сопровождается снижением адаптационных ресурсов, не достигающих уровня дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE ASPECTS OF PROFESSIONAL ADAPTATION FOR FLIGHT PROFESSION

The article introduces the results of studying professionally important qualities of civil aviation pilots and their adaptation for the flight profession. Different conceptual approaches to the concept of adaptation are considered. It has been found out that professionally important qualities of pilots are subject to age-related changes: in the test group of 45-year old subjects and older the deterioration of short-term memory, spatial thinking, and performance is observed. This is accompanied by the decrease of adaptive resources that do not reach the level of deadaptation.

Текст научной работы на тему «Возрастные аспекты профессиональной адаптации к летной профессии»

УДК 159.9

ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К ЛЕТНОЙ ПРОФЕССИИ

л

© Е.И. Финогенко1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены результаты исследования профессионально важных качеств пилотов гражданской авиации, а также их адаптации к летной профессии. Рассмотрены различные концептуальные подходы к понятию адаптация. Установлено, что профессионально важные качества пилотов подвержены возрастным изменениям: в группе испытуемых, достигших 45 лет и больше, наблюдается ухудшение оперативной памяти, пространственного мышления, работоспособности, что сопровождается снижением адаптационных ресурсов, не достигающих уровня дезадаптации.

Ключевые слова: адаптация; адаптированность; профессионально важные качества; дезадаптация; вегетативные дисфункции; оперативная память; пространственное мышление; работоспособность.

AGE ASPECTS OF PROFESSIONAL ADAPTATION FOR FLIGHT PROFESSION E.I. Finogenko

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article introduces the results of studying professionally important qualities of civil aviation pilots and their adaptation for the flight profession. Different conceptual approaches to the concept of adaptation are considered. It has been found out that professionally important qualities of pilots are subject to age-related changes: in the test group of 45-year old subjects and older the deterioration of short-term memory, spatial thinking, and performance is observed. This is accompanied by the decrease of adaptive resources that do not reach the level of deadaptation.

Keywords: adaptation; adaptability; professionally important qualities; deadaptation; autonomic dysfunctions; short-term memory; spatial thinking; performance.

Адаптация к летному труду предъявляет большие требования к индивидуально-психологическим свойствам работника. Это обусловлено тем, что летная профессия имеет особенности: отличающаяся от земной среда обитания, ответственность за сохранность жизни пассажиров, готовность к преодолению экстремальных ситуаций, необходимость постоянной адаптации организма к условиям деятельности [7].

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому осуществляется поддержание гомеостаза между личностью и биосоциальной средой. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, и, следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации.

Понятие адаптация рассматривается с различных позиций: а) адаптация как состояние равновесия, которое устанавливается между организмом и средой (синонимично понятию адаптированности); б) адаптация как результат приспособительного процесса; в) адаптация как процесс, в результате которого организм приспосабливается к изменениям в окружающей среде.

В.И. Медведев выделяет два типа реакций организма. При первом на действие адаптационного фактора реализуются все возможные механизмы ответа и формируется функциональное состояние, заведомо превышающее требования к адекватному ответу

(гипермобилизация). Такая реакция наблюдается при действии экстремального или неожиданного фактора. Второй тип реакции заключается в постепенном наращивании числа и мощности механизмов ответа. Соответственно, в адаптационном механизме выделяются две системы реагирования - быстрого и медленного [6].

А.Г. Маклаков рассматривает механизмы физиологической, психической и социальной адаптации и как уровни единой адаптации, и как отдельные виды адаптации [5].

Выделяют следующие взаимосвязанные виды адаптации человека:

- Физиологическая адаптация - свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функции в соответствии с требованиями среды. Обусловлена такими средовыми факторами, как высокая или низкая температура, химические вещества, обездвиживание, болевые воздействия и т.п.

- Собственно психологическая адаптация (или психическая), протекающая на уровне психической сферы, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом.

- Психосоциальная адаптация, или адаптация личности к общению с новыми людьми, новым коллективом.

Ф.Б. Березин дает определение психической адаптации как процессу установления оптимального

1Финогенко Елена Ивановна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89501265717, e-mail: [email protected]

Finogenko Elena, Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Psychology, tel.: 89501265717, e-mail: [email protected]

соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям. Ф.Б. Березин обозначил комплекс показателей, отражающих эффективность психической адаптации человека. Это степень выраженности эмоциональной напряженности и устойчивость к психоэмоциональному стрессу; особенности микросоциального взаимодействия; способность к логической оценке ситуации и энергетический потенциал, необходимый для реализации адаптивного поведения [2].

Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда - профессиональная среда». Она предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру профессиональной группы. Профессиональная адаптация включает в себя также принятие всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии [7].

По мнению В.Д. Небылицина (1976), устойчивость оптимальных рабочих параметров субъекта зависит от факторов, имеющих личностный характер: состояния внутренних органов и, прежде всего, сердечнососудистой системы, остроты зрения и слуха, вегетативной реактивности; динамики свойств нервной системы: силы и уравновешенности; собственно психологических факторов - характерологических особенностей личности.

Профессия пилота требует абсолютной профессиональной пригодности, в ней осуществляется строгий отбор по определенным свойствам и качествам индивида/личности. Характеристика этих свойств находит отражение в профессионально важных качествах (ПВК), - таких индивидуальных психических, психофизиологических особенностях человека, наличие которых обеспечивает успешность выполнения трудовой деятельности. Среди них выделяют личностные, интеллектуальные, психофизиологические, физиологические, физические особенности [4]. Сфор-мированность ПВК во многом определяет адаптиро-ванность пилота к профессии.

Известно, что физиологические и психические функции человека претерпевают инволюционные изменения, особенно после 45-летнего возраста. Недостаточно изученным остается вопрос о том, как изменяются ПВК и адаптированность пилотов к профессиональной деятельности в этот возрастной период.

В связи с этим на базе Иркутского учебно-тренировочного центра Гражданской авиации (ГА) было проведено исследование возрастных особенностей профессиональной адаптации и сформированно-сти ПВК пилотов ГА. В нем приняли участие 39 чело-

век в возрасте от 26 до 60 лет. Вся выборка была разделена на две группы. В первую группу вошли пилоты от 26 до 40 лет, во вторую - от 46 до 60 лет.

Адаптацию человека к профессиональной деятельности подразделяют на ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, вторичная адаптация. Первому и третьему этапам посвящено множество исследований. Значительно менее изучен период динамического равновесия субъекта труда и профессиональной среды, т.е. состояние адаптированности.

Адаптированность профессионала проявляется, прежде всего, в эффективности деятельности. Эффективной можно назвать деятельность, характеризующуюся высокой производительностью и качеством продукта, оптимальными энергетическими и нервно-психическими затратами, удовлетворенностью работающего человека.

Ф.Б. Березин (1988) формулирует три критерия психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности: успешность деятельности; способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий); осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья [2]. А.А. Реан выдвигает идею внутреннего и внешнего критериев адаптированности. Внутренний критерий он связывает с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности требованиям среды, правилам и меркам нормативного поведения. В контексте психологии профессиональной деятельности внешним критерием является эффективность труда.

В нашем исследовании критериями профессиональной адаптации пилотов явились: успешность профессиональной деятельности; удовлетворенность трудом; состояние мотивационной сферы - интерес к летной работе, направленность на дело, а также оптимальные функциональные состояния.

Проведенное исследование выявило отсутствие проявлений дезадаптации среди летного состава гражданской авиации, что является закономерным следствием регулярных медико-психологических обследований, проводимых в летных отрядах. Все исследуемые успешно выполняют свои профессиональные обязанности, не имеют летных ошибок и инцидентов, взысканий по работе.

Одним из критериев профессиональной адапти-рованности является состояние мотивационной сферы профессионала, в частности, выраженность мотива достижения («Шкала оценки потребности в достижении» Ю.М. Орлова). Х. Хекхаузен определяет его как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения являются обязательными. Результаты исследования показали, что в обеих группах преобладает средний уровень потребности достижения (84 и 73%). Низких показателей несколько больше во второй группе, хотя различия незначительны, высокие показатели отсутствуют. Таким образом, доминирует

средняя степень выраженности потребности в достижении успеха в деятельности пилотов, что свидетельствует об удовлетворительной адаптации к профессии.

Известно, что увлеченность работой является необходимым условием эффективной деятельности. У большинства испытуемых выявлен высокий уровень интереса к работе, что свидетельствует об эффективной адаптации пилотов к профессии. Интерес профессионалов к работе выше среди более молодых пилотов: он достигает высокого уровня у 86% респондентов первой группы в отличие от 64% второй.

Направленность личности («Определение направленности личности» Б. Басса) большинства испытуемых характеризуется ориентированностью как на результат, так и на сотрудничество. Направленность на дело отражает увлеченность в овладении новыми навыками и технологиями. Она более выражена в первой группе - у 86% респондентов, тогда как направленность на общение преобладает у 11% пилотов этой группы. Во второй группе эти показатели составляют соответственно 64 и 36%. Таким образом, направленность на дело является доминирующей в обеих группах, но в 1-й группе она выражена сильнее (р<0,05). В то же время готовность сотрудничать с другими, потребность в социальных контактах, дружеском общении более выражены у летчиков старшей возрастной группы.

Удовлетворенность работой («Опросник удовлетворенности трудом» А.В. Батаршева) достигает у большинства испытуемых высокого уровня (89% в первой группе и 82% во второй); отсутствуют низкие показатели. Удовлетворенность трудом представляет собой эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания [1]. Пилоты удовлетворены взаимоотношениями с сотрудниками и с руководством, условиями и организацией труда, что также свидетельствует об их эффективной адаптации к профессии.

Оптимальность функционального состояния пилотов определялась с помощью методики «Самочувствие. Активность. Настроение» В.А. Доскина. Самочувствие - это система субъективных ощущений, свидетельствующих о некоей степени физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния. В первой группе показатели самочувствия выше, чем во второй: высокие значения имеют соответственно 86 и 55% испытуемых (р<0,05).

Настроение, характеризующее эмоциональное состояние пилотов, также имеет более высокие значения в первой группе (82%) по сравнению со второй (55%), р<0,05; при этом отсутствуют низкие показатели.

Активность, свидетельствующая о подвижности, скорости и темпе осуществления функций, несколько выше в первой возрастной группе, в ней больше высоких значений по сравнению со второй (57 и 43% соответственно).

Таким образом, наиболее оптимальные функциональные состояния характерны для испытуемых, возраст которых менее 40 лет. Ухудшение самочувствия,

активности и настроения в группе старше 45 лет может свидетельствовать о снижении адаптационных ресурсов представителей летной профессии.

Обобщая полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что в группе пилотов старше 45 лет в сравнении с первой возрастной группой более низкие значения имеют такие показатели, как направленность личности на дело, удовлетворенность трудом, интерес к работе, а также менее оптимальными являются функциональные состояния. При этом возрастное снижение адаптационных ресурсов испытуемых не достигает уровня дезадаптации.

Для изучения профессионально-важных качеств пилотов осуществлялось исследование оперативной памяти, скорости сенсомоторной реакции, помехоустойчивости, пространственного мышления, работоспособности, свойств темперамента, состояния здоровья по показателям вегетативной регуляции.

Результаты исследования оперативной памяти («Методика диагностики оперативной памяти» Ю.К. Стрелкова) показали, что в первой группе больше высоких результатов (32%), чем во второй (18%). Оперативная память включает процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действий и необходимой для решения текущих задач, что необходимо в профессии летчика. Таким образом, высокий уровень оперативной памяти преобладает в первой группе, тогда как низких показателей больше в группе старше 45-ти лет.

Скорость сенсомоторной реакции отражает возможности восприятия приборной информации и быстроты реагирования на сигналы, что является профессионально важным качеством пилотов. Она измерялась с помощью компьютерной программы «Светофор». Исследование показало, что скорость сенсомо-торной реакции выше в группе до 45-ти лет, хотя различия не достигают уровня статистической значимости.

С помощью этой же программы исследовалась помехоустойчивость (определялось изменение скорости реакции в условиях звукового зашумления). Помехоустойчивость - это свойство человека эффективно выполнять заданную производственную программу при наличии помех, близких по своему характеру к параметрам полезных сигналов. Исследование показало, что в первой группе больше высоких значений по сравнению со второй (46 и 36%) и меньше - низких. Различия не достигают уровня статистической значимости.

Исследование пространственного мышления пилотов осуществлялось при помощи методики «Компасы» Ю.К. Стрелкова. Результаты исследования не показали достоверных различий, хотя во второй группе несколько больше низких показателей, что свидетельствует о возрастных изменениях когнитивных функций пилотов старше 45 лет.

Работоспособность является одним из важных качеств в труде пилота. Под работоспособностью понимается потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном

уровне эффективности в течение определенного времени. Исследование проводилось по методике В.Г. Асеева с использованием корректурной пробы В.Я. Анфимова.

Исследование выявило преобладание высокого уровня работоспособности в первой группе по сравнению со второй: 58 и 18% соответственно (р<0,05). Во второй группе достоверно больше низких показателей работоспособности по сравнению с первой: 55 и 21% (р<0,05). Ухудшение работоспособности пилотов после 45 лет, возможно, обусловлено снижением адаптационных ресурсов, ухудшением состояния здоровья испытуемых.

Исследование свойств темперамента осуществлялось с помощью опросника психологической структуры темперамента Б.Н. Смирнова. Анализ полученных результатов не показал значимых различий между первой и второй группами исследуемых свойств темперамента: ригидности, возбудимости, темпа реакции и активности. По-видимому, темпераментные свойства наименее подвержены возрастным изменениям по сравнению с другими профессионально важными качествами.

Летная профессия требует высокого напряжения нервно-психических функций, большого расхода физических и психических ресурсов. Состояние здоровья - одна из важных психофизиологических характеристик работников летной профессии, определяющих профессиональную пригодность.

Здоровье определяет способность человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности. Наиболее распространенные болезни современного человека имеют в своей основе неврогенные нарушения, это так называемые психосоматические расстройства. К психосоматическим принято относить соматические заболевания, в этиопатогенезе которых существенную роль играют неблагоприятные психологические факторы. При этом формула перехода психических нарушений в соматические имеет трехчленный характер: психические нарушения (преимущественно в эмоциональной сфере) - изменения в вегетативной и эндокринной системах - соматические расстройства [3]. Вегетативные дисфункции являются одним из симптомов психосоматических расстройств. Состояние вегетативной регуляции является важной прогностической характеристикой состояния здоровья

индивида.

Исследование вегетативных дисфункций пилотов сравниваемых групп проводилось с помощью «Опросника для выявления признаков вегетативных изменений» А.М. Вейна, включающего перечень наиболее типичных проявлений вегетативных дисфункций с балльной оценкой каждого параметра.

Исследование вегетативных дисфункций показало, что у всех испытуемых состояние вегетативной регуляции находится в пределах нормы, при этом преобладает отсутствие вегетативных нарушений: у 82% пилотов в первой группе и у 73% - во второй. Высокая степень выраженности признаков вегетативных дисфункций отсутствует. Выявлена средняя степень вегетативных нарушений у испытуемых во второй группе (27%) и слабая степень - в первой (18%). Преобладающие жалобы на головные боли, плохой сон и утомляемость указывают на наличие негативных функциональных состояний, снижающих адаптационные возможности пилотов. Мы можем сделать вывод, что у испытуемых второй группы более выражены вегетативные дисфункции по сравнению с первой, что позволяет прогнозировать формирование психосоматических расстройств у пилотов старшего возраста.

Обобщая полученные результаты, можно сказать, что профессионально важные качества пилотов подвержены возрастным изменениям. В группе испытуемых старше 45-ти лет наблюдаются снижение оперативной памяти, пространственного мышления, работоспособности, формируются возрастные изменения состояния здоровья.

Таким образом, исследование показало, что адап-тированность пилотов к профессиональной деятельности и их адаптационные ресурсы после 45-ти лет снижаются. Более низкие значения во второй группе имеют такие показатели профессиональной адаптации, как направленность личности на дело, удовлетворенность трудом, интерес к работе; менее оптимальными являются функциональные состояния; ухудшаются самочувствие, активность и настроение.

В целом описанные выше результаты в своей совокупности отражают состояние профессиональной адаптированности пилотов. Мы можем сделать вывод о том, что после 45-ти лет происходит снижение профессионально важных качеств и адаптации пилотов, не достигающее уровня дезадаптации.

Статья поступила 27.10.2015 г.

Библиографический список

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь, 2005. 208 с.

2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 189 с.

3. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / под ред. А.М. Вейна. М.: Медицинское информационное агентство, 1998. 752 с.

4. Козлов В.В. Человеческий фактор: история, теория и практика в авиации. М.: Полиграф, 2001. 280 с.

1. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 3. С.76-82.

5. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. С. 3-16.

6. Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии. Красноярск: Поликом, 2006. 629 с.

7. Финогенко Е.И. Вегетативные нарушения как критерий дезадаптивных состояний студентов вуза // Вестник ИрГТУ. 2015. № 4 (99). С. 341-344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.