УДК 616-057:613.693:612.017.2
ОЦЕНКА САМОЧУВСТВИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ЛИЦ ЛЕТНОГО СОСТАВА
© 2006 г. В. И. Евдокимов, *М. Н. Симчук
Государственный научно-исследовательский институт военной медицины Минобороны РФ, г. Москва
*Военный санаторий ВВС Минобороны, г. Санкт-Петербург
В связи с социальной значимостью летной профессии в настоящее время возникает проблема ранней диагностики состояний нарушения адаптации у лиц летного состава. Целью исследования явилось изучение соотношений оценок самочувствия, состояния здоровья и некоторых показателей качества жизни у летного состава.
Объект исследования составили показатели качества жизни у пилотов (п = 67) Государственной летной академии Украины (ГЛАУ), которые проводили подготовку авиационных специалистов гражданской авиации, у летного состава ВВС Украины (п = 54) и у летного состава ВВС России (п = 51). Лица летного состава ВВС по результатам врачебно-летных комиссий были признаны здоровыми, а 14 пилотов ГЛАУ имели отклонения в состоянии здоровья, которые ограничивали их годность к летной работе. Группы летного состава были практически идентичны по возрастному и профессиональному признакам.
Под качеством жизни понимается система жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развитие человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой [6, 7].
Качество жизни летного состава изучали при помощи специально разработанной анкеты, содержащей 34 вопроса, которые касались оценок уровня жизни, профессиональных и семейных отношений, состояния самочувствия, социальной защищенности и т. д. [1, 2]. Ответы на вопросы ранжировались в 7-балльной системе оценок, где 1 — наименьшая, 4 — средняя, 7 — наибольшая оценки. На лиц летного состава были собраны экспертные оценки профессиональной эффективности, данные врачебно-летных комиссий (ВЛК) и медицинского наблюдения. Полученные результаты определялись на нормальность распределения, сравнивались при помощи ^критерия Стьюдента и обрабатывались при помощи стандартных программ «Статистика» для персональных компьютеров типа IBM PС-АТ.
Из данных табл. 1 видно, что лица летного состава всех групп имели низкие оценки составляющих уровня жизни. Например, проведенный частотный анализ показал, что обобщенная оценка уровня жизни была у пилотов ГЛАУ низкой в 58, средней — в 18 и высокой — в 32 % случаев; у летчиков ВВС Украины соответственно в 60, 29 и 11 %; у летчиков ВВС России — в 80, 15 и 4 % случаев.
Самые низкие оценки показателей уровня жизни были у летного состава ВВС Украины. По сравнению с летным составом ВВС России они имели более низкие оценки удовлетворенности материальным положением ^-Стьюдента = 2,22; р < 0,05), характером питания ^ = 2,22; р < 0,05) и оценки самочувствия ^ = 4,16; р < 0,001).
Объект исследования составили показатели качества жизни, состояние здоровья и оценка самочувствия у летного состава ВВС России и Украины и пилотов Государственной летной академии Украины (ГЛАУ). Всего обследовано 172 человека. Качество жизни определяли при помощи разработанной анкеты. Анализ анкет показал низкий уровень жизни у 60—65 % обследуемых лиц. Наиболее низкие показатели уровня жизни отмечались у пилотов ГЛАУ, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Корреляционный анализ данных исследования показал, что оценка самочувствия является важным показателем адаптации и качества жизни лиц летного состава.
Ключевые слова: качество жизни, оценка самочувствия, летчики.
Таблица 1
Некоторые показатели качества жизни у лиц летного состава,
баллы
Показатель Пилоты ГЛАУ Летчики ВВС
Украины России
Оценка уровня жизни 3,1±0,3 2,7± 0,30 2,8±0,2
Материальное положение 2,4±0,3 1,9±0,3 2,7±0,2
Жилищные условия 4,2±0,3 3,1±0,3 2,5±0,3
Характер питания 3,1±0,2 2,7±0,7 3,7±0,3
Летная мотивация 4,0±0,2 3,3±0,3 5,3±0,3
Профессиональные
перспективы 2,8±0,3 2,5±0,3 3,8±0,3
Межличностные отноше-
ния в летной группе 4,6±0,3 5,2±0,2 4,9±0,2
Семейные отношения 5,1±0,3 5,2±0,3 5,5±0,2
Оценка самочувствия 3,8±0,2 3,2±0,2 4,7±0,3
Низкий уровень жизни оказывал негативное влияние на характер профессиональных отношений. Например, частотный анализ профессиональной мотивации у летного состава ВВС Украины показал, что 22 % летчиков полностью утратили мотивацию к летной работе, 43 % отмечали низкую мотивацию и только 35 % были мотивированы на свою профессию. Различия в величине оценок профессиональной мотивации и профессиональных перспектив у этих лиц по сравнению с летным составом ВВС России статистически достоверны (соответственно t = 4,71; р < 0,001 и t = 3,06; р < 0,01).
В наших исследованиях летчики ВВС и пилоты ГЛАУ оценили самочувствие ниже средних величин (см. табл. 1). Можно полагать, что низкий уровень жизни, бесперспективность профессиональной деятельности способствуют возникновению у лиц летного состава состояний социальной и психической дезадаптации и, безусловно, не способствуют безопасности полетов. У летчиков ВВС Украины отмечались самые низкие оценки самочувствия. По сравнению с пилотами ГЛАУ и летным составом ВВС России различия у них статистически достоверны (соответственно t = 2,02; р < 0,05 и t = 4,16; р < 0,001).
По данным ежегодных ВЛК, 14 (21 %) пилотов ГЛАУ имели отклонения в состоянии здоровья (в основном психогенно обусловленные заболевания). Мы решили сравнить уровень жизни у групп пилотов ГЛАУ: здоровых и лиц, имеющих психогенно обусловленные расстройства.
Из данных табл. 2 видно, что у пилотов ГЛАУ с отклонениями в состоянии здоровья оказались самые низкие оценки показателей уровня жизни не только по сравнению с другими профессиональными группами летного состава, но и со здоровыми пилотами. Например, у здоровых пилотов и имеющих расстройства здоровья обнаруживались статистически значимые различия в обобщенной оценке уровня жизни ^ = 6,66; р < 0,001), удовлетворенности материальным положением ^ = 4,37; р < 0,001) и характером питания ^ = 3,40; р < 0,01).
Таблица 2
Некоторые показатели качества жизни у пилотов, баллы
Показатель Пилоты ГЛАУ
Здоровые Имеющие расстройства здоровья
Оценка уровня жизни 3,5±0,3 1,1± 0,2
Материальное положение 2,8±0,4 1,0±0,1
Жилищные условия 4,2±0,3 4,0±0,6
Характер питания 3,5±0,3 1,8±0,4
Летная мотивация 4,0±0,2 3,9±0,5
Профессиональные перс-
пективы 3,0±0,3 2,0±0,5
Оценка организации произ-
водственного процесса 2,1±0,2 3,5±0,7
Межличностные отношения
в авиаэскадрилии 4,3±0,3 5,3±0,4
Семейные отношения 5,0±0,3 5,1±0,8
Оценка самочувствия 4,0±0,2 2,9±0,3
Отношение членов семьи
к летной профессии 3,7±0,3 2,9±0,5
Социальная активность
членов семьи 5,0±0,2 2,8±0,4
В производственной сфере значимых различий не найдено. Лица с отклонениями в состоянии здоровья стремились к более конформным отношениям в коллективе, планировали свою производственную деятельность, однако их профессиональная эффективность была ниже, чем у здоровых пилотов. Межгрупповые статистически значимые различия были найдены в оценке состояния самочувствия ^ = 3,05; р < 0,01) и социальной активности семей ^ = 3,92; р < 0,001).
Чтобы определить, в какой степени показатели качества жизни влияют на состояние здоровья и самочувствие лиц летного состава, результаты опроса пилотов ГЛАУ были подвергнуты корреляционному анализу с экспертными оценками профессиональной успешности, данными состояния здоровья, полученными при ежегодном обследовании во ВЛК (табл. 3).
Таблица 3
Корреляционные зависимости состояния здоровья и показателей качества жизни пилотов
Показатель Коэф. корреляции Достовер- ность
Оценка самочувствия 0,39 < 0,01
Уровень жизни 0,48 < 0,001
Материальное положение 0,38 < 0,01
Характер питания 0,54 < 0,001
Профессиональные перспективы 0,24 < 0,05
Организация производственного
процесса 0,34 < 0,01
Отношение семьи к профессии
пилота 0,28 < 0,05
Социальная активность семьи 0,59 < 0,001
Семейные конфликты -0,24 < 0,05
Вредные привычки -0,27 < 0,05
Оказалось, что экспертная оценка состояния здоровья статистически значимо коррелировала с оценкой самочувствия (г = 0,39; р < 0,01), с основными показателями уровня жизни, профессиональными отношениями, социальной активностью семьи пилота и ее отношением к летной профессии. Отрицательное влияние на состояние здоровья пилотов оказывали семейные конфликты и
вредные привычки (по степени удовлетворенности от употребления спиртных напитков).
Корреляционные зависимости оценок самочувствия пилотов и показателей качества жизни (табл. 4) были практически одинаковыми с предыдущими, отраженными в табл. 3. Следует заметить, что самочувствие пилотов, в отличие от состояния здоровья, в большей степени определялось характером семейных взаимоотношений, активностью на работе и перспективами профессионального роста.
Таблица 4
Корреляционные зависимости оценок самочувствия и показателей качества жизни пилотов
Показатель Коэф. корреляции Достовер- ность
Состояние здоровья 0,39 < 0,01
Уровень жизни 0,39 < 0,01
Материальное положение 0,47 < 0,001
Характер питания 0,55 < 0,001
Профессиональные перспективы 0,42 < 0,001
Организация производственного
процесса 0,34 < 0,01
Активность пилота на работе 0,47 < 0,001
Участие пилота в домашних делах 0,27 < 0,05
Отношение семьи к профессии
пилота 0,44 < 0,001
Социальная активность семьи 0,52 < 0,001
Семейные отношения 0,30 < 0,01
Семейные конфликты -0,31 < 0,01
Проведенные широкомасштабные эпидемиологические исследования показывают, что структура заболеваемости лиц летного состава определяется в основном психогенно обусловленными расстройствами, ведущая роль в этиологии которых отводится состояниям социальной и психофизиологической дезадаптации [4 — 6]. Установлено также, что в ряде случаев субъективная оценка здоровья (самочувствие) является более информативной и оперативной, чем объективные показатели [3, 8]. Более того, информативная значимость этого показателя определяется не только конкретными значениями, но в большей степени — динамикой изменений за определенный период экстремальной деятельности.
В качестве вероятностной модели возникновения состояний дезадаптации у лиц летного состава была использована оценка самочувствия и регрессионный анализ результатов экспертных оценок профессиональной успешности, состояния здоровья по ВЛК и показателей качества жизни.
При коэффициенте детерминации (Н = 64 %) и достоверной информационной способности по критерию Фишера ^ = 9,09; р < 0,001) модель показала приоритетность показателей качества жизни, характеризующих состояние самочувствия. По приоритетности факторы распределились следующим образом:
Y = —0,32 — 0,20х1 + 0,26х2 — 0,23х3 + 0,36х4 + 0,39х5 + 0,38х6 ,
где у — оценка самочувствия; х1 — состояние здоровья по ВЛК; х2 — материальное положение; х3 — характер питания пилота; х4 — степень участия пилота в производственном процессе; х5 — отношение
семьи пилота к летной профессии; х6 — социальная активность семьи пилота.
Таким образом, можно заключить, что оценки самочувствия и состояния здоровья являются важными показателями и составляющими качества жизни лиц летного состава. Проведенные исследования показали низкий уровень жизни практически у всех обследованных профессиональных групп летного состава. Наиболее низкие показатели уровня жизни и оценок самочувствия наблюдаются у лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, что может способствовать возникновению у них состояний дезадаптации и обусловливает необходимость проведения мероприятий по социальной и медицинской реабилитации.
Список литературы
1. Евдокимов В. И. Качество жизни и профессиональная успешность летного состава / В. И. Евдокимов ; под ред. И. Б. Ушакова, В. М. Усова. — М. : МАКЧАК, 2001.
— 104 с.
2. Евдокимов В. И. Вопросы качества жизни летного состава Украины / В. И. Евдокимов. — Кировоград : ГЛАУ, 2002. — 111 с.
3. Мельник С. Г. Повышение работоспособности летчика путем управления его психофизиологическим состоянием / С. Г. Мельник, А. В. Шакула // Военно-медицинский журнал. — 1984. — № 11. — С. 41—44.
4. Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика / В. А. Пономаренко. — М. : Воениздат, 1992.
— 224 с.
5. Пономаренко В. А. Новые концепции охраны и восстановления здоровья здорового человека в трудовой деятельности / В. А. Пономаренко, А. Н. Разумов. — М., 1997. — 149 с.
6. Ступаков Г. П. Авиационная антропоэкология (проблемы медицины авиационного труда) / Г. П. Ступаков, И. Б. Ушаков. — М. ; Воронеж : Истоки, 1999. — 480 с.
7. Экология, здоровье, качество жизни (Очерки системного синтеза) / Н. А. Агаджанян [и др.]. — М. ; Астрахань : Астрахан. гос. мед. акад., 1996. — 250 с.
8. Palmore E. Health and social factors related to life satisfaction / E. Palmore, C. Luikart // J. of health and social behavior. — 1972. — N 13. — Р. 68—80.
EVALUATION OF HEALTH AS INDEX OF QUALITY OF LIFE OF AIR CREW
V. I. Evdokimov, *M. N. Simchuk
State Scientific-Research Institute of Military Medicine
Ministry of Defense, Moscow
*Air Force Military Sanatorium Ministry of Defense,
Saint-Petersburg
The indices of quality of life, health state and evaluation of health of the air crew of the Air Force of Russia and Ukraine and pilots of the Ukrainian State Flying Academy (USFA) were the subject of the study. On the total, 172 persons have been examined. Quality of life was determined with the help of a worked out questionnaire. The questionnaires’ analysis has shown a low living standard of 60—65 % of the examined persons. The lowest indices if the living standard were registered in pilots of the USFA that had deviations in health state. The correlation analysis of the study’s data has shown that evaluation of health was a significant index of adaptation and quality of life of the air crew.
Key words: quality of life, evaluation of health, pilots.