Научная статья на тему 'Вегетативные нарушения как критерий дезадаптивных состояний студентов вуза'

Вегетативные нарушения как критерий дезадаптивных состояний студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
752
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИИ / ADAPTATION / ВЕГЕТАТИВНЫЕ ДИСФУНКЦИИ / AUTONOMIC DYSFUNCTIONS / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / MALADJUSTMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС / INFORMATIONAL STRESS / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / PSYCHOSOMATIC DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Финогенко Елена Ивановна

Раскрывается содержание понятий «адаптация», «учебный стресс», «дезадаптация», «синдром вегето-сосудистой дистонии», «нарушения вегетативной регуляции». Приведены результаты исследования дезадаптивных состояний студентов вуза и их проявлений: психофизиологических, эмоционально-волевых, мотивационных, социально-психологических. Установлено, что дезадаптивные состояния студентов сопровождаются вегетативными дисфункциями, проявляющимися астенией, нарушениями сна, головными болями, функциональными нарушениями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта. Выявленные дисфункции имеют психогенную природу и обусловлены стрессогенными факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTONOMIC DYSFUNCTIONS AS A CRITERION OF UNIVERSITY STUDENTS’ MALADAPTIVE STATES

The article reveals the content of the concepts of "adaptation", "academic stress", "maladjustment", "syndrome of vegetative-vascular dystonia" and "autonomic imbalance." It provides the results of studying maladaptive states of university students and their psychological and physiological, emotional and volitional, motivational, social and psychological manifestations. Maladaptive states of students are found to be accompanied by autonomic dysfunctions that are manifested in asthenia syndrome, sleep disturbances, headaches, functional disorders of cardiovascular and respiratory systems and gastrointestinal tract. Identified dysfunctions are of psychogenic nature and determined by stressogenic factors.

Текст научной работы на тему «Вегетативные нарушения как критерий дезадаптивных состояний студентов вуза»

14. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007. 864 с.

15. Aligica D. Julian Simon and the «Limits to growth» neo-malthusianism [Электронный ресурс] // Electronic Journal of Sustainable Development. URL: www.ejsd.org/public/ jour-nal_article/ (17.01.2015).

16. Eldredge N., Gould S.J. Punctuated equilibrium: the tempo and mode of evolution reconsidered // Palaeobiology. Vol. 3. № 2. Р. 115-151.

17. Christensen B. L. Social values and the limits to growth. 1975. 23 p.

18. Kahn H. Social limits to growth: «creeping stagnation» vs. «natural and inevitable» (HPS paper). Washington: Hudson

Institute, 1980. 24 p.

19. Kahn H., Wiener A. J. The Year 2000: A Framework for Speculation on the Next Thirty-Three Years. L.: MacMillan Publishing Company, 1967. 432 p.

20. Kahn H. World economic development: 1979 and beyond Boulder Colo.: Westview Press, 1979. 519 p.

21. Simon J. Hoodwinking the Nation. New Brunswick, NJ: Transaction, 1999. 140 p.

22. Hirsch F. Social Limits to Growth. N.Y.: iUniverse, 1999. 224 p.

23. McCutcheon R. Limits to growth (Science in a social context). SISCON, 1974. 30 p.

УДК 159.9

ВЕГЕТАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ КАК КРИТЕРИЙ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

л

© Е.И. Финогенко1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Раскрывается содержание понятий «адаптация», «учебный стресс», «дезадаптация», «синдром вегето-сосудистой дистонии», «нарушения вегетативной регуляции». Приведены результаты исследования дезадаптив-ных состояний студентов вуза и их проявлений: психофизиологических, эмоционально-волевых, мотивационных, социально-психологических. Установлено, что дезадаптивные состояния студентов сопровождаются вегетативными дисфункциями, проявляющимися астенией, нарушениями сна, головными болями, функциональными нарушениями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта. Выявленные дисфункции имеют психогенную природу и обусловлены стрессогенными факторами.

Ключевые слова: адаптации; вегетативные дисфункции; дезадаптация; информационный стресс; психосоматические расстройства.

AUTONOMIC DYSFUNCTIONS AS A CRITERION OF UNIVERSITY STUDENTS' MALADAPTIVE STATES E.I. Finogenko

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article reveals the content of the concepts of "adaptation", "academic stress", "maladjustment", "syndrome of vegetative-vascular dystonia" and "autonomic imbalance." It provides the results of studying maladaptive states of university students and their psychological and physiological, emotional and volitional, motivational, social and psychological manifestations. Maladaptive states of students are found to be accompanied by autonomic dysfunctions that are manifested in asthenia syndrome, sleep disturbances, headaches, functional disorders of cardiovascular and respiratory systems and gastrointestinal tract. Identified dysfunctions are of psychogenic nature and determined by stressogenic factors. Keywords: adaptation; autonomic dysfunctions; maladjustment; informational stress; psychosomatic disorders.

Исследования последних лет показали, что политические и экономические преобразования в России сопровождаются ухудшением состояния здоровья населения, в том числе учащейся молодежи [1].

Известно, что адаптация к неблагоприятным факторам сопровождается перестройками многих функциональных систем, мобилизацией биологических, психологических и социальных механизмов [7, 9].

Стереотипные изменения, которые развиваются в организме после сильных воздействий, описываются как «стресс-реакция». Изучение стресса медиками, физиологами, психологами показало, что эта реакция протекает стадийно, характеризуется определенным

комплексом изменений в нейроэндокринной системе и оказывает влияние на уровень неспецифической резистентности организма [4].

Р.М. Баевским (1979) предложена следующая классификация функциональных состояний организма.

1. Состояние удовлетворительной адаптации к условиям окружающей среды: сохраняются достаточные функциональные возможности организма, гомео-стаз поддерживается при минимальном напряжении регуляторных систем.

2. Состояние напряжения адаптационных механизмов: функциональные возможности организма не

1Финогенко Елена Ивановна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89501265717, e-mail: [email protected]

Finogenko Elena, Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Psychology, tel.: 89501265717, e-mail: [email protected]

снижены, гомеостаз поддерживается благодаря определенному напряжению регуляторных систем.

3. Состояние неудовлетворительной адаптации к условиям окружающей среды: функциональные возможности организма снижены, гомеостаз сохранен благодаря значительному напряжению регуляторных систем либо благодаря включению компенсаторных механизмов.

4. Срыв (полом) механизмов адаптации: резкое снижение функциональных возможностей организма, гомеостаз нарушен. Последнее состояние рассматривается как дезадаптация.

По мнению Ю.А. Александровского (2007), состояние психической дезадаптации может завершиться нормализацией нарушенных функций, отреагировани-ем психоэмоционального стресса через поведение, творческую активность, занятия спортом и т.д., но возможен и другой путь течения, когда стресс вытесняется в бессознательное и при определенной предрасположенности приводит к формированию психосоматических заболеваний [3].

Во взаимоотношениях телесного и психического находит отражение закон «психосоматического балансирования». При этом соотношение физиологической и психической адаптации может рассматриваться как перераспределение ресурсов с одного уровня на другой, вследствие чего успешная психическая адаптация осуществляется за счет физиологической дезадаптации, и наоборот. При этом в случае телесного отреа-гирования на психоэмоциональный стресс организм избавляет сознание от осознания психологического конфликта (Соколова Е.Т., Николаева В.Н.,1995).

К психосоматическим принято относить соматические заболевания, в этиопатогенезе которых существенную роль играют неблагоприятные психологические факторы. При этом, по мнению А.М. Вейна, формула перехода психических нарушений в соматические имеет трехчленный характер: психические нарушения (преимущественно в эмоциональной сфере) -изменения в вегетативной и эндокринной системах -соматические расстройства [6].

Франц Александер считается основателем современной психосоматики. В 40-е-60-е гг. в его работах была показана та роль, которую играют в развитии психосоматических заболеваний не однократные переживания психотравмирующей ситуации, а затяжные, повторяющиеся негативные эмоции. При этом к развитию специфических телесных расстройств приводят как негативные эмоции сами по себе, так и особенно процесс их подавления.

Александером была обнаружена определенная психосоматическая специфичность тех или иных эмоций: вызываемые ими телесные нарушения проявляются именно в тех системах организма, к которым данные эмоции имеют «сродство». Так, например, подавляемое чувство гнева приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, чувство зависимости - к язвенной болезни желудка, а вытесняемые сексуальные желания - к бронхиальной астме. При этом психосоматические пациенты обнаруживают склонность к привычному повторению определенных нега-

тивных эмоций в конфликтных ситуациях.

Подобные эмоциональные шаблоны связаны с «конфликтными констелляциями» в структуре личности, отражающими, по мнению Ф. Александера, конфликты из раннего (превербального) периода жизни пациента. Впоследствии, в зрелом возрасте в сходных жизненных ситуациях эти ранние конфликты актуализируются.

Для каждого пациента существуют определенные специфические внутрипсихические конфликты и соответствующий им набор внешних конфликтных ситуаций - «жизненных констелляций», вызывающих привычные негативные эмоции, и как следствие последних - психосоматические нарушения. Отсюда описанная модель психосоматики получила название «теории специфических для болезни психодинамических конфликтов» [2].

Таким образом, специфичность психосоматических нарушений связана и с психологической специфичностью, то есть с индивидуальным стереотипом эмоционального реагирования человека, и с психофизиологической специфичностью - избирательностью влияния подавляемых эмоций на ту или иную систему организма. Что же касается механизма повреждающего воздействия вытесняемых эмоций, того ущерба, который они наносят здоровью человека, то эти негативные аспекты связаны с «вегетативным сопровождением» эмоций.

По мнению Ф. Александера, эмоционально-опосредованное одностороннее повышение симпатического тонуса (симпатикотония) лежит в основе гипертонической болезни, заболеваний эндокринных органов (сахарный диабет, повышенная функция щитовидной железы) и заболеваний суставов. Эту точку зрения на болезни суставов разделял также и В. Райх, который связывал с симпатикотонией еще и заболевания кишечника. Повышение же парасимпатического тонуса, по Александеру, является причиной таких болезней, как язвенная болезнь желудка и бронхиальная астма. Подобные расстройства, вызванные хроническим вегетативным сопровождением длительно сохраняющихся негативных эмоций, не находящих разрядки, были им названы «вегетативным неврозом» [2].

Таким образом, любое психосоматическое расстройство имеет вегетативные проявления. Вегетативная нервная система опосредует влияние эмоций на деятельность различных органов и систем. Как пишет А.М. Вейн, вегетативные корреляты обнаруживаются при любых эмоциональных реакциях. Аффекты тоски, страха или тревоги вызывают соматические последствия через нейро-вегетативно-эндокринную систему.

При этом торможение внешнего выражения отрицательных эмоций (психомоторного или словесного) может иметь патогенное значение: активизируется вегетативная нервная система, вследствие чего нарушается функционирование внутренних органов. При длительном воздействии отрицательных эмоций происходит усиление какого-либо вегетативного пути, что проявляется в гипертензивном состоянии сосудов или спастическом состоянии кишечника [8].

А.М. Вейном в 1981 году было предложено понятие «психовегетативный синдром», который может быть потенциалом, ранней фазой психосоматического расстройства. Истощение функциональных резервов нервной системы проявляется в различных психовегетативных симптомах (слабость, потеря аппетита, нарушения сна, быстрая утомляемость и раздражительность) [6].

По мнению В.И. Окладникова (2001), нарушения вегетативной регуляции могут затрагивать сердечнососудистую, респираторную, гастроинтестинальную, терморегуляционную системы и проявляться в таких симптомах, как онемение конечностей, повышенная потливость, ощущения сердцебиения, затруднения при дыхании, а также головные боли, кардиалгии и др. [8].

Учебная деятельность студентов вуза сопровождается стрессогенными факторами: высоким эмоциональным напряжением, необходимостью одновременного изучения многих дисциплин в сравнительно короткий срок, большого количества зачетов и экзаменов в период сессии. Комплекс факторов, воздействующих негативно на студентов, особенно в предсесси-онный и сессионный периоды, описывают понятием «информационный стресс». В результате воздействия стрессогенных факторов возникает и усиливается тревога, которую можно рассматривать как механизм реализации психического стресса [3, 10].

Нарушения соматического и психического здоровья студентов проявляются, прежде всего, в формировании психосоматических расстройств: вегето-сосудистой дистонии, артериальной гипертензии, функциональных нарушений сердечно-сосудистой деятельности, функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта [9].

Как следствие, существует высокая вероятность снижения адаптационных ресурсов студентов.

В связи с этим, было проведено исследование дезадаптивных состояний студентов, сопровождающихся вегетативными нарушениями. В нем участвовали студенты ИрГТУ (61 человек, возраст от 19 до 22 лет). В качестве методического инструментария использовались: опросник для оценки проявлений дезадаптации О.Н. Родиной и опросник А.М. Вейна, включающий перечень наиболее типичных проявлений синдрома вегетососудистой дистонии (ВСД). В зависимости от степени выраженности симптомов ВСД мы произвели шкалирование полученных результатов по баллам с выделением слабой, средней и высокой степеней ВСД (см. табл.).

Проведенное исследование показало наличие признаков вегетососудистой дистонии у 68% студентов. Из них высокая степень выраженности симптомов ВСД выявлена у 18%, средняя степень - у 52% и слабая - у 27% обследуемых. Среди признаков вегетативных изменений преобладают жалобы на дисфункциональные нарушения сердечно-сосудистой системы (ССС): ощущения сердцебиения, кардиалгии - 88%; высокая утомляемость характерна для 86%, нарушение сна - 82% обследованных. Каждый третий студент (33%) испытывает приступообразные головные боли,

нарушение функций желудочно-кишечного тракта 35%. «Респираторный синдром» проявляется в одышке, поверхностном дыхании с ограничением вдоха - у 25% опрошенных.

Считается более правомерным рассматривать ВСД в рамках не столько самостоятельной формы, сколько синдрома, а факторы, вызывающие это заболевание, группировать следующим образом: конституциональная природа, эндокринные перестройки организма, первичное поражение висцеральных органов, первичные заболевания эндокринных желез, органическое поражение головного мозга, неврозы.

Синдром вегето-сосудистой дистонии включает в себя проявление всех форм нарушений вегетативной регуляции, является психосоматическим синдромом (Исаев Д.Н., 1996). В соответствии с классификацией факторов, вызывающих формирование ВСД (А.М. Вейн, 1998), мы предполагаем, что наиболее вероятными для обследуемого нами контингента являются следующие типы ВСД.

1. ВСД конституционального характера, которая проявляется нестойкостью вегетативных параметров: быстрая смена окраски кожи, потливость, колебания ЧСС и АД, боль и дискинезии в желудочно-кишечном тракте, склонность к субфебрилитету, тошнота, плохая переносимость физического и умственного напряжения, метеотропность. Нередко эти расстройства носят семейственно-наследственный характер.

2. ВСД психофизиологической природы, которая возникает у здоровых людей на фоне острого или хронического стресса. Избыточная неадекватная выраженность эмоционально-вегетативно-эндокринных реакций, приводящих к нарушению адаптационных возможностей человека, составляет психовегетативный синдром.

3. ВСД при гормональных перестройках. В пубертатном и юношеском возрасте имеются две предпосылки к появлению ВСД: возникновение новых эн-докринно-вегетативных взаимоотношений и быстрая прибавка роста, при которой создается разрыв между новыми физиологическими параметрами и возможностями сосудистого обеспечения. Типичными проявлениями этого служат вегетативные нарушения на фоне мягких или выраженных эндокринных расстройств, колебания АД, ортостатические синдромы с предобморочными и обморочными состояниями, эмоциональная неустойчивость, нарушения терморегуляции.

Результаты исследования проявлений дезадаптации свидетельствуют о наличии их у большей части студентов, при этом выраженный уровень имеют 17% обследованных (группа 1), умеренный - 41% (группа 2). Низкий уровень дезадаптации диагностируется у 42% испытуемых. По мнению М.А. Дмитриевой, отсутствие признаков дезадаптации свидетельствует об адаптированности испытуемых.

Методика М.А. Дмитриевой позволяет определить проявления дезадаптации в эмоционально-волевой, когнитивной, мотивационной, поведенческой, а также в психофизиологической сферах, отражающих состояние здоровья испытуемых.

В группе испытуемых с низким уровнем дезадап-

тации нарушения в эмоционально-волевой, когнитивной, мотивационной, поведенческой сферах выражены незначительно.

«Ухудшение самочувствия» преобладает у испытуемых с выраженной дезадаптацией (группа 1). «Ухудшение самочувствия» - признак дезадаптации, выявляемый по методике М.А. Дмитриевой, представлен 4 симптомами: эмоциональные сдвиги (особенности эмоционального реагирования, настроение); особенности отдельных психических процессов (внимание, память); снижение общей активности; ощущение усталости. Наблюдаются эмоциональные нарушения в виде подавленного настроения, раздражительности; снижение общей активности; ощущение усталости; а также особенности отдельных психических процессов в виде снижения концентрации внимания, ухудшения процессов памяти.

У испытуемых с умеренной дезадаптацией (группа 2) «ухудшение самочувствия» имеет схожую картину с группой 1, но выражено в меньшей степени.

«Нарушение цикла сон-бодрствование», проявляющееся в трудностях засыпания, частых ночных пробуждениях, чувстве вялости и усталости при пробуждении примерно в равной степени выражены у обследуемых обеих групп. Необходимо отметить, что нарушение сна является важным прогностическим признаком различных нервно-психических расстройств пограничного уровня, свидетельствует о развивающемся переутомлении студентов.

Шкала «особенности социального взаимодействия» выявляет особенности отношений с близкими людьми, знакомыми, коллегами, общительность, развитие коммуникативных качеств. Неэффективное социальное взаимодействие в большей степени проявляется среди испытуемых первой группы. Во второй группе оно выражено значительно меньше. Нарушение социально-психологической адаптации студентов находит отражение в раздражительности, агрессивности, неумении устанавливать доброжелательные отношения, конструктивно разрешать возникающие конфликты.

«Снижение мотивации к деятельности», отражающее отношение студентов к учебной деятельности, наблюдается в основном в группе испытуемых с выраженным уровнем дезадаптации и несколько меньше - в группе с умеренным уровнем. Этот показатель характеризует мотивационно-волевые ресурсы адаптации студентов, их увлеченность учебой, интерес к будущей профессиональной деятельности.

Недостаточность мотивационно-волевых ресурсов в 1-й группе испытуемых, возможно, связана со сни-

жением функциональных резервов, развивающимся хроническим утомлением, подверженностью информационному стрессу, ухудшением состояния здоровья студентов.

Определение взаимосвязи уровня дезадаптации со степенью выраженности признаков ВСД дало следующие результаты (таблица).

Распределение студентов в зависимости от степени ВСД и уровня дезадаптации (в %)

Степень Уровень дезадаптации

ВСД выраженный умеренный низкий

высокая 25 - -

средняя 37,5 50 24

слабая 25 38 28

отсутствует 12,5 12 48

Для обследуемых с выраженной степенью дезадаптации характерны высокая (25%) и средняя (37,5%) степени ВСД; у 25% - слабая степень, и лишь у 12,5% отсутствуют ее признаки. Студенты с умеренной дезадаптацией показали преобладание средней степени ВСД (50%), отсутствие ее симптомов выявлено у 12%, слабая степень - у 38%.

Что касается обследуемых с высокими адаптивными возможностями (низкий уровень дезадаптации), у 48% из них не выявлены признаки ВСД, а среди остальных преобладают слабая (28%) и средняя (24%) степени ВСД. Нарушение вегетативной регуляции является симптомом различных психосоматических расстройств, развивающихся под воздействием стрессогенных факторов, свидетельствует о снижении физиологических ресурсов студентов вуза.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что дезадаптивные состояния студентов сопровождаются вегетативными дисфункциями, проявляющимися астенией, нарушениями сна, головными болями, функциональными нарушениями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта. Несомненно, выявленные дисфункции имеют психогенную природу, обусловлены стрессогенными факторами и являются основой формирования психосоматических расстройств.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости организации здоровьесберегающей работы в вузе, включающей психопрофилактику учебного стресса, а также повышение компетентности преподавателей и студентов в вопросах охраны здоровья.

Статья поступила 10.03.2015 г.

Библиографический список

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Ученье о здоровье и проблемы адаптации. М.: Медицина, 2000. 203 с.

2. Александер Ф.М. Психосоматическая медицина. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 352 с.

3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 720 с.

4. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 265 с.

5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.

6. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика / под. ред. А.М. Вейна. М.: Мед. информ. агентство, 1998. 752 с.

7. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. 352 с.

8. Окладников В.И. Типология и адаптационные состояния

личности. Иркутск: Изд-во ИГМУ, 2001. 340 с. 9. Финогенко Е.И., Дзятковская Е.Н. Индивидуально-типологические и психолого-физиологические аспекты исследования дизадаптивных состояний студентов: моногра-

фия. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2010. 128 с. 10. Финогенко Е.И. Эмоциональные и вегетативные компоненты психического здоровья студентов вуза // Вестник ИрГТУ. 2013. № 8. С. 116-119.

УДК 338.242.211,347.73

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ

© Г.И. Хохлова, В.М. Пахольченко

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Анализируется понятийный аппарат, используемый в международной и российской практике для характеристики процессов отмывания денег, выявляются основные негативные последствия для формирования инвестиционных ресурсов, предлагаются меры по повышению эффективности механизмов противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, в целях повышения инвестиционного потенциала России. Ключевые слова: отмывание денег; инвестиционные ресурсы; механизм противодействия легализации незаконно полученных доходов; риск-ориентированный надзор.

COUNTERACTION TO ILLEGALLY OBTAINED INCOME LEGALIZATION AS A FACTOR OF COUNTRY INVESTMENT POTENTIAL IMPROVEMENT G.I. Khokhlova, V.M. Pakholchenko

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article analyzes the concepts used in the international and Russian practice to characterize money-laundering processes. It identifies major negative consequences for investment resources formation, proposes measures enhancing the effectiveness of the mechanisms to counteract illegally obtained income legalization in order to increase the investment potential of Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: money laundering; investment resources; mechanism to counteract illegally obtained income legalization; risk-based supervision.

Мировая практика показывает необходимость повышения эффективности мер противодействия процессам «отмывания» доходов, полученных незаконным путем. В частности, по оценкам экспертов, суммарный объем доходов от различного рода преступлений составляет от 2 до 5% мирового валового продукта, или в сумме до 1,5 трлн долл. США ежегодно [9].

В результате распространения этих негативных явлений возникают препятствия для реализации конкурентных возможностей экономических субъектов, ущемляются права и интересы инвесторов, создаются условия для недобросовестного поведения отдельных участников рынка, что значительно снижает инвестиционную привлекательность страны. Рост доходов преступных организаций, развитие новых видов преступной деятельности и проникновение в органы государственной власти и управления создают серьезную угрозу безопасности государства.

В современных экономических условиях в России существуют проблемы с формированием инвестиционных ресурсов, а за счет переориентации некоторой части экономики на обеспечение интересов криминальных структур и вывоз капитала за рубеж утрачи-

вается возможность стабилизации экономики и покупательной способности рубля, а также увеличивается зависимость от кредитных средств международных финансовых организаций и иностранных государств. По оценкам экспертов, за 2014 г. инвестиции в основной капитал уменьшились на 2,5% по сравнению с 2013 г. и составили около 13,5 трлн руб. В 2013 г. объем инвестиций снизились на 0,2% по сравнению с 2012 г. [6]. При этом чистый вывоз капитала банками и предприятиями из России в 2014 г. составил 151,5 млрд долл, что в 2,5 раза больше, чем в 2013 г. [7].

В этой связи возникает необходимость выявления сущности основных категорий и механизма противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, с целью определения путей повышения его эффективности в России.

Термин «отмывание денег» получил распространение в юридической практике США и был закреплен в международных актах в конце 20 века. Например, в Страсбургской конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (1990 г.) понятие «отмывание доходов от преступлений» применялось как передача или приобретение имущества, которое являлось

1Хохлова Галина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, тел.: 89500669207, е -mail: [email protected] Khokhlova Galina, Candidate of Economics, Associate Professor, tel.: 89500669207, e-mail: [email protected] 2Пахольченко Валентина Михайловна, доцент, тел.: 89500709516, е-mail: [email protected] Pakholchenko Valentina, Associate Professor, tel.: 89500709516, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.