Научная статья на тему 'Возрастной кризис: к вопросу об определении'

Возрастной кризис: к вопросу об определении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2109
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / AGE CRISIS / PEDAGOGY / PSYCHOLOGY / INFORMATION CULTUROLOGY / INFORMATION SOCIETY / SUBJECTIVE REALITY / OBJECTIVE REALITY / DIALECTICAL METHOD / PERSONALITY / SOCIO-CULTURAL INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мухина Татьяна Владимировна, Левашова Анастасия Михайловна

В современном обществе кризисов вопрос о возрастном кризисе становится актуальным по следующим причинам. Во-первых, такие цивилизационные кризисы как экологический, экономический, демографический и др. стали для современного человека затяжными и труднопреодолимыми. Во-вторых, кризисная обстановка в информационном обществе провоцирует кризисы личности, обладающие иной природой, ранее мало изученной. В-третьих, изучение столь сложного явления, как возрастной кризис, только в рамках психологических наук малоэффективно. Сегодня необходим системный, комплексный подход в его изучении на основе научных знаний педагогики, культурологии, социологии, философии, информационной культурологии и др. В рамках современной психологии ведутся достаточно активные исследования специфики возрастного кризиса. Однако сложившиеся классические концепции уже не всегда оказываются достаточными в применении их к условиям современного общества. Они требуют переосмысления и адаптации к условиям информационного социокультурного пространства современного социума. Для построения новых моделей преодоления возрастных кризисов необходимо изучить и проанализировать основные подходы в его определении, сложившиеся на сегодняшний день. Это поможет их эффективно адаптировать и встроить в современные концепции возрастной педагогики и психологии. Особое внимание стоит уделить изучению философских подходов к разработке категориального аппарата, описывающего возрастной кризис как систему. Именно философская методология дает возможность изучения природы и сущности возрастного кризиса как феномена, его специфики, что, в свою очередь, позволит приблизиться к более глубокому его пониманию и определению. Авторы провели данное исследование состояния изученности понятия «возрастного кризиса» с тем, чтобы в дальнейшем продолжить разработку информационной концепции возрастного кризиса, учитывающей достижения современных наук: педагогики, психологии, социологии, информационной культурологии, философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мухина Татьяна Владимировна, Левашова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AGE CRISIS: THE QUESTION OF DEFINITION

In modern society of crises the question of age crisis becomes relevant for the following reasons. First, civilizational crisis such as ecological, economic, demographic, etc. became for modern man a protracted and formidable. Secondly, the crisis situation in the information society provokes crises of the individual, having a different nature, previously little studied. Third, the study of such a complex phenomenon as the age crisis is ineffective only within the framework of psychological Sciences. Today we need a systematic, integrated approach to its study on the basis of scientific knowledge of pedagogy, cultural studies, sociology, philosophy, information cultural studies, etc. Within the framework of modern psychology, quite active studies of the specifics of the age crisis are conducted. However, the existing classical concepts are not always sufficient in their application to the conditions of modern society. They require rethinking and adaptation to the conditions of information socio-cultural space of modern society. In order to build new models for overcoming age-related crises, it is necessary to study and analyze the main approaches in its definition that have developed to date. This will help them to effectively adapt and integrate into modern concepts of age pedagogy and psychology.

Текст научной работы на тему «Возрастной кризис: к вопросу об определении»

УДК 159.9

ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС: К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ Грязнова Елена Владимировна, д.фил.н.,

заведующий кафедры «Философии и теологии»

(e-mail: egik37@yandex.ru) Мухина Татьяна Владимировна, магистрант (e-mail: magistrant18@yandex.ru) Нижегородский педагогический университет им. К. Минина г.Нижний Новгород, Россия, Левашова Анастасия Михайловна, педагог (e-mail: magistrant18@yandex.ru) ГБУ "Областной центр социальной помощи семье и детям "Журавушка",

г.Нижний Новгород, Россия

В современном обществе кризисов вопрос о возрастном кризисе становится актуальным по следующим причинам. Во-первых, такие цивилиза-ционные кризисы как экологический, экономический, демографический и др. стали для современного человека затяжными и труднопреодолимыми. Во-вторых, кризисная обстановка в информационном обществе провоцирует кризисы личности, обладающие иной природой, ранее мало изученной. В-третьих, изучение столь сложного явления, как возрастной кризис, только в рамках психологических наук малоэффективно. Сегодня необходим системный, комплексный подход в его изучении на основе научных знаний педагогики, культурологии, социологии, философии, информационной культурологии и др.

В рамках современной психологии ведутся достаточно активные исследования специфики возрастного кризиса. Однако сложившиеся классические концепции уже не всегда оказываются достаточными в применении их к условиям современного общества. Они требуют переосмысления и адаптации к условиям информационного социокультурного пространства современного социума.

Для построения новых моделей преодоления возрастных кризисов необходимо изучить и проанализировать основные подходы в его определении, сложившиеся на сегодняшний день. Это поможет их эффективно адаптировать и встроить в современные концепции возрастной педагогики и психологии.

Особое внимание стоит уделить изучению философских подходов к разработке категориального аппарата, описывающего возрастной кризис как систему. Именно философская методология дает возможность изучения природы и сущности возрастного кризиса как феномена, его специфики, что, в свою очередь, позволит приблизиться к более глубокому его пониманию и определению.

Авторы провели данное исследование состояния изученности понятия «возрастного кризиса» с тем, чтобы в дальнейшем продолжить разра-

ботку информационной концепции возрастного кризиса, учитывающей достижения современных наук: педагогики, психологии, социологии, информационной культурологии, философии.

Ключевые слова: возрастной кризис, педагогика, психология, информационная культурология, информационное общество, субъективная реальность, объективная реальность, диалектический метод, личность, социокультурное информационное пространство.

Основные подходы к определению понятия «возрастной кризис» в современной науке

Проведение анализа научной литературы по вопросу определения понятия «возрастной кризис» показало, что общепринятого, единого определения до сих пор нет. Это понятие многозначно. В основном, оно рассматривается как состояние, как система, как изменение личности [1-5].

Изучая эти и многие другие источники, в которых разрабатывается понятие «возрастной кризис», мы определили, что в основном в научном знании сложилось три различных подхода в данном вопросе.

В рамках первого подхода в качестве детерминации развития кризиса рассматривается смена ведущей деятельности и изменение социальной ситуации развития личности. Этот подход разрабатывался в отечественной психологической науке: Л. И. Божович [6], Л. С. Выготский [7], Д. Б. Эль-конин [8], П.П. Блонский [9] и др.

Так, П. П. Блонский в своих работах акцентировал внимание именно на резкости происходящих перемен, подчеркивая высокое влияние внешних, объективных условий на возникновение кризиса [9]. В свою очередь Л. С. Выготский прежде всего отмечал, что переходный период - это возраст, характеризующийся отмиранием старого, когда ребенок теряет многое из приобретенного прежде, тем самым не обозначая возрастные рамки данного процесса [7]. Иными словами, речь идет не о конкретном возрасте, а о социально-психологическом состоянии личности.

Такой подход к определению возрастного кризиса можно назвать объективным, т.к. в его основе лежит концепция объективных условий как основы возникновения кризиса в жизни человека. С данной позицией сложно согласиться полностью. Дело в том, что разные люди, попадая в одинаковые условия, реагируют на них по- разному.

Второй подход в определении возрастного кризиса основывается на внутреннем стремлении личности к развитию. Его методология описана в классических работах зарубежных исследователей XX века, таких как Ш. Бюлер, [10], Э. Эриксон [11] и др.

В этом подходе, в отличие от первого, основной акцент сделан на субъективных качествах человека. Не секрет, что субъективная реальность очень подвижна и неустойчива и диалектически взаимосвязана с объективной реальностью.

Современные исследования феномена возрастного кризиса, которые продолжаются до сих пор, основаны на отходе от двух крайних позиций в поиске определения его сущности [12-17]. Так, например, для современных последователей учений Л. С. Выготского характерна трактовка понятия «возрастной кризис» с некоторыми поправками [18, с. 24]. Здесь можно видеть попытку автора учесть тот факт, что кризисные состояния человека возникают на основе субъективных переживаний объективных обстоятельств.

Аналогичная позиция выражена и в работах других наших современников. Например, И. Г. Малкина-Пых, определяет кризис развития, как: «... столкновение двух реальностей.» [17]. И в этом случае автор подчеркивает, что причиной возрастного кризиса оказывается противоречие между действительностью и ранее накопленным опытом, несоответствие между реальностью психического состояния и существующей системой отношений.

И в этом случае исследователи пытаются учесть данные нюансы. Однако при этом появляются противоположные концепции, каждая из которых справедлива по-своему. Так, например, возрастные кризисы относят к нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия [1].

Если в первом случае возрастной кризис - это норма и причина развития личности, то во втором случае возрастной кризис считается отклонением от нормы, т.е. девиацией индивидуального развития [14].

Постановка проблемы

Таким образом, можно видеть, что актуальность определения понятия «возрастной кризис» достаточно велика. Противоречия, существующие в его понимании, являются источником проблем, связанных с разработкой механизмов его предупреждения и преодоления. Необходимо выйти на новый уровень осмысления данного феномена в условиях информационного общества.

Обсуждение и заключение

В условиях современного информационного общества все указанные концепции должны переосмысляться с учетом особенностей, как самого общества, так и человека. В своих работах мы не раз подчеркивали о необходимости возврата к диалектической методологии в исследованиях человека [19,20]. Дело в том, что современный человек - это человек информационный. Одностороннее его изучение только как существа с высокоорганизованной психикой приводит к искаженным представлениям о его сущности. Диалектика вооружает исследователя системной методологией мышления. Она позволяет понять, что человек не биологическое или социальное существо, не психика или тело и т.д., а включает в себя как минимум: абиотический уровень «И!», биотический, «И!» психический, «И!» технический, «И!» социальный. Везде «И!», а не «ИЛИ». Взаимодействуют

все эти составляющие на основе трех диалектически связанных процессах взаимодействия: энергетических, вещественных и информационных.

Изучив основные проблемы в определении понятия возрастного кризиса в современной науке, мы увидели, что в основном ученые расходятся во мнениях по поводу определения факта наступления и процесса протекания таких кризисов. Исследователи, опираясь на труды классиков прошлого столетия, не всегда учитывают особенности традиционного и информационного общества в своих исследованиях. Информационное общество формирует иную систему ценностей, иную картину мира. Мы еще не до конца поняли и осмыслили грядущие трансформации самого человека. Меняется система коммуникации человека, система аксиологической, праксиологической и информационной культуры. Внутренний мир нашего современника динамичен, многодетерминирован, адаптивен. Кризисы у столь подвижной психики могут происходить вне конкретного возраста и ситуации. Появляются новые причины его возникновения. Особенно актуальным становиться вопрос о влиянии информационного социокультурного пространства на развитие кризиса личности.

Возникает необходимость разработки информационной концепции возрастного кризиса, учитывающей достижения современной науки Информационная культурология [21].

Особенно это важно для педагогики. При разработке моделей преодоления возрастных кризисов необходимы именно психолого-педагогические исследования на основе философского и информационного подхода. Только в этом случае возможно выстраивание педагогического процесса с учетом особенностей новых информационных отношений в обществе.

Список литературы

1. Авдиянц М. К., Винер И. Ю., Иванов Ф. Е. Психологические особенности возрастных кризисов / М. К. Авдиянц, И. Ю. Винер, Ф. Е. Иванов // В сборнике: Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2017. - С. 422438.

2. Астахова С. А., Антоненко И. В. Концепции возрастных кризисов в отечественной психологии / С. А. Астахова, И. В. Антоненко // В сборнике: Психология в современном мире / сборник статей Международной научно-практической конференции. Под ред. О. В. Кащеева, И. В. Антоненко, И. Н. Карицкого. - 2017. - С. 14-17.

3. Бетина Е. М. Самореализация личности в пожилом возрасте через преодоление возрастного кризиса : автореф. диссерт. ... кандидата психологических наук : 19.00.13. -Тамбов, 2007. - 23 с.

4. Бенко Е. В. Субъективное благополучие человека, переживающего нормативный кризис развития личности : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Челябинск, 2017. - 23 с.

5. Никольская С. С. Современное состояние проблемы кризисов в психологии / С. С. Никольская // Царскосельское чтение. - 2011. - Том III.- С.320-324.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

7. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. - М. : Юрайт, 2019. - 281 с.

8. Эльконин Д. Б. Психология развития человека / Д. Б. Эльконин. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.

9. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. -М.: «Юрайт», 2016. - 164 с.

10. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Leipzig, 1933.

341 р.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон. - М.: Флинта, 2006. -

342 с.

12. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 2006. - №4. - С. 23-28.

13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 348 с.

14. Елизаров А. Н. Кризис в психологии как система / А. Н. Елизаров // Сборники конференций НИЦ «Социосфера»/ 2014. - № 8. -С. 15-16.

15. Ильина В. В. Проблематика личностного кризиса в психологической науке / В.

B. Ильина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. -

C. 521-525.

16. Каргин М. И., Васягина Е. А. Особенности возрастных кризисов в подростковом возрасте / М. И. Каргин, Е. А. Васягина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2015. - № 1. - С. 136-141.

17. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости / И. Г Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 416 с.

18. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 2006. - №4. - С. 23-28.

19. Грязнова Е.В. Предмет философии науки //NB: Философские исследования. 2013. № 6. С. 514-529.

20. Грязнова Е.В. Методы познания и категории философии науки/ZNB: Педагогика и просвещение. 2014. № 3. С. 49-68.

21. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: фило-софско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of Philosophy and theologies (e-mail: egik37@yandex.ru) Mukhina Tatyana Vladimirovna, master's student (e-mail: magistrant18@yandex.ru) Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University Levashova Anastasia Mikhailovna, teacher

(Russia, Nizhny Novgorod, GBU "Regional center for social assistance to families and children "Zhuravushka", e-mail: magistrant18@yandex.ru) THE AGE CRISIS: THE QUESTION OF DEFINITION

Abstract. In modern society of crises the question of age crisis becomes relevant for the following reasons. First, civilizational crisis such as ecological, economic, demographic, etc. -became for modern man a protracted and formidable. Secondly, the crisis situation in the information society provokes crises of the individual, having a different nature, previously little studied. Third, the study of such a complex phenomenon as the age crisis is ineffective only within the framework of psychological Sciences. Today we need a systematic, integrated approach to its study on the basis of scientific knowledge of pedagogy, cultural studies, sociology, philosophy, information cultural studies, etc.

Within the framework of modern psychology, quite active studies of the specifics of the age crisis are conducted. However, the existing classical concepts are not always sufficient in

their application to the conditions of modern society. They require rethinking and adaptation to the conditions of information socio-cultural space of modern society. In order to build new models for overcoming age-related crises, it is necessary to study and analyze the main approaches in its definition that have developed to date. This will help them to effectively adapt and integrate into modern concepts of age pedagogy and psychology. Keywords: age crisis, pedagogy, psychology, information Culturology, information society, subjective reality, objective reality, dialectical method, personality, socio-cultural information space.

УДК 1 (091)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Гурылева Ирина Александровна, к.фил.н., доцент (e-mail: northstar@mail.ru) Мальцева Светлана Михайловна, к.фил.н.к, доцент (e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Поздышева Юлия Владимировна, студент (e-mail: pozdyseva@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, Нижний Новгород, Россия

В данной статье рассматривается вопрос о возникновении русской философии, охарактеризованы основные этапы ее развития. На основании их анализа выявлены характерные черты философии в России (антропоцентризм, целостность, религиозность, литературоцентризм), сопровождающие всю историю ее развития. Анализируются тенденции развития современной русской философии, унаследованные из прошлого и вновь сформировавшиеся. Авторы приходят к выводу, что русская философия отличается особым стилем философствования, при помощи которого осмысляются общефилософские и наиболее актуальные социально-философские проблемы.

Ключевые слова: русская философия, антропоцентризм, религиозность, литературоцентризм, целостность, Россия, мыслители, бытие, культура.

Вопрос изучения русской философии очень важен и значим для нашей страны. Ведь именно проследив тенденции развития русской философской мысли, основные этапы её становления, мы можем узнать какие вопросы были наиболее актуальны для выдающихся умов России в определённый период её развития; к чему стремились и что считали важным учёные мужи нашей родины. Мы можем лучше узнать наше прошлое и, увидев закономерности развития в этой области, предположить, что ждёт философию России в будущем.

Перспективы изучения и развития философской традиции нашей страны как нельзя лучше отразил в своей книге М.А. Маслин. Он говорил, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.