Научная статья на тему 'Субъекты общения в информационном пространстве: к вопросу о видовом разнообразии'

Субъекты общения в информационном пространстве: к вопросу о видовом разнообразии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
277
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ОБЩЕНИЕ / КВАЗИСУБЪЕКТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ / СУБЪЕКТ ПЕРВОГО РОДА / СУБЪЕКТ ВТОРОГО РОДА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / SUBJECT / COMMUNICATION / QUASISUBJECT / INFORMATION SPACE / COMPUTERIZED COMMUNICATION / SUBJECT OF THE FIRST KIND / SUBJECT OF THE SECOND KIND / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / HUMAN THINKING / COGNITIVE PSYCHOLOGY / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Паскаль Валерия Вячеславовна, Макарова Оксана Васильевна, Сысоев Вячеслав Владимирович

В статье рассматривается вопрос о видовом разнообразии субъекта общения в информационном пространстве современного общества. Данная проблема является актуальной в связи с тем, что современные формы социализации личности, а, следовательно, и развития общества в своей основе имеют не только формы непосредственного общения. Сегодня все чаще личность формируется не в пространстве реального общения, а в информационном пространстве, создаваемого компьютеризированными формами взаимодействия. Причем мы имеем дело не с простыми видами опосредованного общения, которые использовались в традиционном обществе, а с новыми видами информационного взаимодействия. В таком взаимодействии присутствуют не только реальные социальные субъекты, но и квазисубъекты, способные выполнять их роль, замещая, а порой и вытесняя из сферы общения реального субъекта. Изучение возможных негативных последствий общения в информационном пространстве невозможно проводить без четких научных определений новых видов субъектности. В данной работе авторы рассматривают два основных вида субъекта: первого и второго рода. Более глубокий анализ специфики субъектов второго рода, способных выполнять роль субъектов первого рода, требует обращения к исследованиям современной психологии, что и станет основой для дальнейших исследований проблем общения в информационном пространстве современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Паскаль Валерия Вячеславовна, Макарова Оксана Васильевна, Сысоев Вячеслав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF COMMUNICATION IN INFORMATION SPACE: THE QUESTION OF DIVERSITY

The article deals with the issue of species diversity of the subject of communication in the information space of modern society. This problem is relevant due to the fact that modern forms of socialization of the individual, and, consequently, the development of society are based not only on the form of direct communication. Today, more and more often a person is formed not in the space of real communication, but in the information space created by computerized forms of interaction. And we are not dealing with simple types of indirect communication, which were used in traditional society, but with new types of information interaction. In such interaction there are not only real social subjects, but also quasi-subjects capable of performing their role, replacing, and sometimes displacing from the sphere of communication of the real subject. The study of possible negative consequences of communication in the information space can not be carried out without clear scientific definitions of new types of subjectivity. In this paper, the authors consider two main types of subject: first and second kind. A deeper analysis of the specifics of the second kind of subjects, capable of performing the role of the first kind of subjects, requires an appeal to the research of modern psychology, which will be the basis for further research of communication problems in the information space of modern society.

Текст научной работы на тему «Субъекты общения в информационном пространстве: к вопросу о видовом разнообразии»

психологические науки

Грязнова Елена Владимировна, Паскаль Валерия Вячеславовна, Макарова Оксана Васильевна и другие СУБЪЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ...

УДК 159.9

СУБЪЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: К ВОПРОСУ О ВИДОВОМ РАЗНООБРАЗИИ

© 2018

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедры «Философии и теологии» Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: egik37@yandex.ru) Паскаль Валерия Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, магистрант

Нижегородского педагогического университета им. К. Минина Макарова Оксана Васильевна, учитель русского языка и литературы, магистрант

Нижегородского педагогического университета им. К. Минина Сысоев Вячеслав Владимирович, учитель технологии, магистрант Нижегородского педагогического университета им. К. Минина Общеобразовательное учреждение «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов»

(603136, Россия, Нижний Новгород, бульвар 60-летия Октября, дом 5, e-mail: magistrant18@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о видовом разнообразии субъекта общения в информационном пространстве современного общества. Данная проблема является актуальной в связи с тем, что современные формы социализации личности, а, следовательно, и развития общества в своей основе имеют не только формы непосредственного общения. Сегодня все чаще личность формируется не в пространстве реального общения, а в информационном пространстве, создаваемого компьютеризированными формами взаимодействия. Причем мы имеем дело не с простыми видами опосредованного общения, которые использовались в традиционном обществе, а с новыми видами информационного взаимодействия. В таком взаимодействии присутствуют не только реальные социальные субъекты, но и квазисубъекты, способные выполнять их роль, замещая, а порой и вытесняя из сферы общения реального субъекта. Изучение возможных негативных последствий общения в информационном пространстве невозможно проводить без четких научных определений новых видов субъектности. В данной работе авторы рассматривают два основных вида субъекта: первого и второго рода. Более глубокий анализ специфики субъектов второго рода, способных выполнять роль субъектов первого рода, требует обращения к исследованиям современной психологии, что и станет основой для дальнейших исследований проблем общения в информационном пространстве современного общества.

Ключевые слова: субъект, общение, квазисубъект, информационное пространство, компьютеризированное общение, субъект первого рода, субъект второго рода, искусственный интеллект, человеческое мышление, когнитивная психология, информационное общество.

SUBJECTS OF COMMUNICATION IN INFORMATION SPACE: THE QUESTION OF DIVERSITY

© 2018

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of philosophy and theology», Nizhny Novgorod pedagogical University

(603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1, e-mail: egik37@yandex.ru) Pascal Valeriya Vyacheslavovna, teacher of Russian language and literature, undergraduate Nizhny Novgorod pedagogical University Makarova Oksana Vasilevna, teacher of Russian language and literature, undergraduate Nizhny Novgorod pedagogical University Sysoev Vyacheslav Vladimirovich, teacher of technology, undergraduate Nizhny Novgorod pedagogical University General educational institution "School № 187 with in-depth study of certain subjects" (603136, Russia, Nizhny Novgorod, Boulevard of the 60th anniversary of October, house 5,

e-mail: magistrant18@yandex.ru)

Abstract. The article deals with the issue of species diversity of the subject of communication in the information space of modern society. This problem is relevant due to the fact that modern forms of socialization of the individual, and, consequently, the development of society are based not only on the form of direct communication. Today, more and more often a person is formed not in the space of real communication, but in the information space created by computerized forms of interaction. And we are not dealing with simple types of indirect communication, which were used in traditional society, but with new types of information interaction. In such interaction there are not only real social subjects, but also quasi-subjects capable of performing their role, replacing, and sometimes displacing from the sphere of communication of the real subject. The study of possible negative consequences of communication in the information space can not be carried out without clear scientific definitions of new types of subjectivity. In this paper, the authors consider two main types of subject: first and second kind. A deeper analysis of the specifics of the second kind of subjects, capable of performing the role of the first kind of subjects, requires an appeal to the research of modern psychology, which will be the basis for further research of communication problems in the information space of modern society.

Keywords: subject, communication, quasi-subject, information space, computerized communication, subject of the first kind, subject of the second kind, artificial intelligence, human thinking, cognitive psychology, information society.

Современный мир стоит на пороге XXI века. Ведущими экономистами, философами и социологами он определяется как век информационного общества, где важнейшая роль отводится общению в информационных сетях.

В отечественной научной литературе эта тема часто становится предметом исследования. Однако, многие авторы, анализируя роль компьютера или информационной системы в общении, подчеркивают их информа-

ционную, социогенную, техногенную и т.п. функции, опуская проблему возможной субъективности технической системы в таком общении. Как правило, компьютер представляется как один из видов средства общения, как объект, лишённый активности и т.д. [1-6].

Подобный выбор аспекта исследования новых форм информационного взаимодействия объясняется, вероятно, тем, что оно не рассматривается как процесс, где субъект выступает не как самоцель, а как один из его

Gryaznova Elena Vladimirovna, Pascal Valeriya Vyacheslavovna, Makarova Oksana Vasilevna and others SUBJECTS OF COMMUNICATION IN INFORMATION SPACE ...

psychological science

элементов, наряду с объектом общения, средствами, условием и т.п.

Роль нового вида общения в развитии информационного общества заключается в том, что оно, выступая в качестве универсального средства массовой информации и коммуникации, выполняет функции, как интегратора, так и дезинтегратора общественных отношений. В своих работах мы неоднократно рассматривали проблемы информационной социализации личности, являющейся основой не только развития современного человека, но и общества в целом [7-11].

При определении понятия общения в информационном пространстве, мы исходим из общего, ставшего достаточно устойчивым определением общения как вида деятельности, сформулированного в отечественной философии и психологи. [12-14].

При этом мы используем достаточно конкретное определение самого вида общения в информационном пространстве, которое обозначаем как компьютеризированное. В частности, мы определяем компьютеризированное общение как целесообразное взаимодействие людей, посредством компьютера, осуществляемое при помощи информационного, операционного и мотива-ционного механизмов для реализации различных родов деятельности. Оно представляет собой системный процесс, имеющий определенную структуру.

Понятие структуры относится к философской категории, т.к. она характеризует то общее, что присуще любому предмету, процессу или явлению (материальному или духовному). Прежде всего, это совокупность устойчивых связей между определенными элементами, обеспечивающих единство и целостность предметов и явлений.

Компьютеризированное общение, будучи видом общения, вообще приобретает и свою самостоятельность, существуя во всех сферах (видах, типах, родах) человеческой деятельности. Однако, оно как особый род деятельности, не обойдется без универсального механизма процесса общения, где его элементами выступают: субъект, объект, средства, условия, среда, система, процесс, результат [9]. Причем, структура представляемого компьютеризированного общения функционирует таким образом, что каждый её элемент вступает во взаимодействия с каждым. Так, например, если взять субъект общения, то он взаимодействует с объектом, средствами, условиями, процессом, результатом, системой, средой и так каждый с каждым.

Прежде чем определять субъект информационного взаимодействия, реализуемого на основе современных информационных технологий, следует определиться с самим понятием субъекта общения. Анализ литературы по данному вопросу показал, что субъект общения - это личность, группы людей или общности, обладающие способностями и потребностями к общению. Субъектом общения может выступать любая социальная общность [12-14]. Наиболее глубокий анализ видового разнообразия субъекта общения мы находим в работах М.С. Каган, ставшие фундаментальными трудами в отечественной философии. В частности, он выделяет следующие модальности субъекта: 1) отдельный человек; 2) группа людей; 3) определённый социум; 4) общество, взятое в целом или человечество [15].

Сразу же отметим, что существующие различия между субъектом и объектом далеко не абсолютны. То есть, например, человек может выступать не только в качестве субъекта общения, но и в качестве объекта. Как констатирует М.С. Каган, - «... эти превращения возможны потому, что субъект и объект - не обозначение того, что само по себе всегда и везде является либо объектом, либо субъектом, но категории функциональные, диспозиционные, обозначающие роли различных предметов в тех или иных ситуациях деятельности» [15, с.99]. Поэтому анализируя роль компьютера в общении, мы вправе говорить о нем не только как об объекте

общения, средстве, но и как о субъекте в определенных ситуациях. Но не стоит забывать и о том, что активность как характеристика субъекта присуща и объекту, когда в качестве такового выступает человек или социум.

Возникает вопрос: «Может ли компьютер выступать в качестве субъекта общения?» Однозначный ответ получить невозможно. Если всякий субъект характеризуется такими качествами как - творящий и созидающий, т.е. активно действующий и, если такими качествами можно наделить компьютер, то, вероятно, мы обязаны зачислить его в разряд субъектов общения. Но, если за подобными машинами признать неспособность к активным действиям, то тогда, конечно же, к субъектам общения их отнести вряд ли будет возможно.

Рассматривая компьютер как субъект общения, следует иметь в виду, что: а) можно рассматривать не компьютер, а его роль в общении и б) можно считать компьютер равноправным членом человеческого общества, обладающего всеми признаками человека, как субъекта общения.

Для того чтобы развести эти два понятия, разделим субъекты на две группы: субъект первого рода и субъект второго рода. К субъектам первого рода будем относить человека и различные социумы, а так же все искусственные формы разума, за которыми можно признать активное начало. Таким образом, мы как бы вводим ещё один модус субъекта - разум иного происхождения, нежели разум человека. Но сразу же сделаем оговорку: утверждение о том, что машина якобы способна стать равноправным членом человеческого общества или, что возможно существование иного разума, не является на сегодняшний момент научно доказанным фактом, как не является и научно опровергнутым. Поэтому мы только оставляем сегодня место для машин или других образований, которые в будущем возможно и будут созданы, а пока это место остается не занятым.

Можно перечислить бесконечное количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов, в которых доказывается правомерность различных точек зрения по поводу машинного интеллекта [16-22].

Изучая эти и другие многочисленные работы по данной проблематике, мы убедились в том, что в них часто рассматривались не проблемы соотношения мышления человека и возможностей компьютера, а делались попытки ответить на вопрос «Могут ли машины думать?» Причем, само понятие «машина» не уточнялось, и смысл его становился некоторой абстракцией. Мышление же, в свою очередь, наоборот трактовалось в терминах машинной, формальной логики. При таком искусственном сближении двух разнородных понятий получаемые ответы на вопросы о мыслительных способностях машины также оказывались неоднозначными.

Ознакомившись с анализом материала, который приведен в работах по вопросу об искусственном интеллекте, мы убеждаемся в том, что причина невозможности создания машин - субъектов общения заключается в том, что субъект общения должен быть наделен творческим началом, что машине не присуще изначально.

Итак, мы имеем дело не с искусственным интеллектом в полном смысле этого слова, а с моделью человеческого разума. Обобщенное и краткое определение модели удачно сформулировано В.А. Штоффом: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [23, с.33].

Исходя из приведённого определения, все модели в зависимости от способа воспроизводства, т.е. от тех средств, при помощи которых строится модель, можно разделить на два больших класса: материальные и идеальные. Кибернетические модели можно отнести как к первому, так и ко второму классу, если под идеальными моделями понимать не только условные образы,

психологические науки

Грязнова Елена Владимировна, Паскаль Валерия Вячеславовна, Макарова Оксана Васильевна и другие

СУБЪЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ...

создаваемые психикой человека, но и образы, в качестве которых выступают чувственно-созерцаемые элементы, например, схемы, а также знаковые системы, например, математические формулы.

Кибернетическая модель, какой бы она не была структурной, функциональной, структурно-функциональной, субстратной или эволюционной, так или иначе нацелена на отображение качественных (нематериальных) или количественных (метрических) структур разных уровней организации оригинала.

Любая компьютерная программа - это кибернетическая модель определенных человеческих функций. Для того чтобы убедиться в этом, мы и приводили выше результаты исследований ученых, которые убедительно показывают, что все кибернетические программы создаются с целью либо изучения, либо усиления интеллектуальных способностей человека и основаны, опять же, на изученных свойствах естественного интеллекта.

Остановимся на том, что все компьютерные программы можно считать субъектами второго рода. М.С. Каган выделяет различные формы существования субъекта. Среди них мы находим «квазисубъект», «... то есть такая форма идеального, такой продукт воображения, который является моделью субъекта» [15, с.110]. В данном случае автор предлагает в качестве таковых рассматривать, например, «. создание психикой личности образа ее "второго Я"; ... воссоздаваемый памятью образ иного субъекта; "...художественный образ"» [15, с.110]. Что касается художественного образа, то М.С. Каган определяет его как «. результат сознательной творческой деятельности воображения писателя, актера, живописца, композитора, целью которой является объективация данной модели субъекта для организации с его помощью общения с другими людьми, в воображении которых эти художественные квазисубъекты должны быть воссозданы и "поселиться" там навсегда - так, как живут в нашем сознании образы Гамлета, Дон-Кихота, Наташи Ростовой» [15, с.114].

Нам предстоит определить видовое разнообразие субъектов второго рода, т.е. виды моделей разного уровня организации оригинала. Если следовать логике рассуждения, предложенной М.С. Каганом, то квазисубъектами, а в нашей интерпретации - субъектами второго рода можно назвать компьютерную программу в целом или считать таковыми, например, персонажей виртуальной реальности. Все будет зависеть от того, с чем в данный момент работает пользователь.

Действительно, если вы становитесь участником той или иной виртуальной программы, то вы уже видите себя как бы со стороны; появляется модель вас самого. И эта модель лишена многих ваших субъективных качеств. Программа как фильтр пропускает только то, что заложено программистом. Кроме того, в виртуальном мире есть персонажи компьютерных программ и другие пользователи (аватары), от имени которых действуют так же модели. В роли субъекта компьютеризированного общения могут выступать и другие виды программного обеспечения, т.к. они предусматривают ведение диалога между человеком и машиной.

Итак, в системе компьютеризированного общения мы будем иметь:

1. Субъекты первого рода - это все кто способен обладать активностью, сознанием, целеполаганием, уникальностью, избирательностью и т.д. а) человек; б) социумы различных уровней; в) разум иного происхождения, способный к творческой активности;

2. Субъекты второго рода - все разновидности идеальных и материальных моделей, способные исполнять роль субъекта в определенных ситуациях:

- продукт воображения: второе «Я» субъекта, художественный образ, образ, человека, вызываемый памятью;

- программист, создавший программу, но реально не присутствующий при ее использовании;

- любой программный продукт, воспринимаемый как единое целое;

- модель, действующая от имени субъекта в виртуальной реальности;

- виртуальный образ, созданный программистом.

Таким образом, можно определить субъект первого рода как производителя субъектов второго рода. Субъекты второго рода в свою очередь можно разделить на материальные и идеальные. Идеальные субъекты второго рода могут быть разделены на: а) условные образы, например, созданные воображением человека; б) наглядные образы - макеты, схемы; и в) знаковые системы, к которым относятся кибернетические программы.

Видовое разнообразие субъектов общения в информационном пространстве достаточно велико. Мы определили только два признака деления субъекта на виды

- активность и порожденность. Однако для полноценного анализа специфики взаимодействия видов субъект-ности таких признаков явно недостаточно. Необходимо обратиться к фундаментальным исследованиям психологических наук, дающих возможность раскрыть различные аспекты человека как субъекта взаимодействия и возможностей моделирования этих качеств на основе искусственного интеллекта. Этот аспект и станет предметом нашего дальнейшего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Интернет-коммуникация как новая речевая формация [Текст] : коллективная монография / [Т. Н. Колокольцева и др. ; науч. ред.: Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова]. - Москва : Флинта : Наука, 2012. - 322 с.

2. Кузнецова, Е. В. Методика обучения специалистов в области информационных технологий компьютерно-опосредованному общению на иностранном языке : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 /Кузнецова Екатерина Вячеславовна; [Место защиты: Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова]. -Нижний Новгород, 2012. - 25 с.

3. Леонтьев, В. П. Знакомства и общение в Интернете /Виталий Леонтьев. - Москва : ОЛМА медиа групп, 2008 (Самара : Самарский Дом печати). - 255 с.

4. Гришина, А. В. Структура субъектности подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости /А. В. Гришина, Е. В. Волкова // Вестник Мининского университета. — 2018. - Том6.

- №1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-14; https://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/763/654

5. Егорова, П. А. Мониторинговый анализ эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии /П. А. Егорова, Т. Г. Мухина, С. Н. Сорокоумова, Д. Д. Мухина// Вестник Мининского университета. — 2018. — Том6.

- №3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-12; https://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/873

6. Леонтьев, В. П. Новейший самоучитель. Общение в Интернете [Текст] /Виталий Леонтьев. - Москва: Олма Медиа Групп, 2014. - 255 с.

7. Грязнова, Е.В. Виртуально-информационная реальность в системе «Человек — Универсум» /Е.В. Грязнова. - Н. Новгород: ННГУ, 2006. - 255 с.

8. Грязнова, Е.В. Информационная реальность и социум / Е. В. Грязнова. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2010. — 256 с.

9. Грязнова, Е.В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс? / Е. В. Грязнова//Философия и культура. -2012. - № 7 (55). - С. 123-129.

10. Грязнова, Е.В. Идентификация человека в информационной реальности/ Е. В. Грязнова//Психология и психотехника. - 2013. - № 4 (55). - С. 371-379.

11. Грязнова, Е.В. Информационная социализация личности/Е. В. Грязнова//Социология власти. - 2010. - № 1. - С. 18-25.

12. Чернова, Г. Р. Психология общения [Текст] : общеметодологические аспекты, коммуникативные компетентность, трудности общения, публичное выступление, практикум / Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 235 с.

13. Гримак, Л. П. Общение с собой [Текст] : начала психологии активности /Л. П. Гримак. - Изд. 4-е. - Москва : Либроком, 2012. — 331 с.

14. Юшкова-Борисова, Ю. Живое общение [Текст] / Ю. Юшкова-Борисова. - Москва : Библио-Глобус, 2015. -187 с.

15. Каган, М. С. Мир общения : Пробл. межсубъект. отношений / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1988. - 315 с.

16. Баррат, Д. Последнее изобретение человечества [Текст] : искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens : [0+] / Джеймс Баррат ; [пер. с англ. Наталья Лисова]. - Москва : АНФ, 2015. - 303 с.

17. Что мы думаем о машинах, которые думают [Текст] : ведущие мировые ученые об искусственном интеллекте : перевод с английского / под редакцией Джона Брокмана ; [переводчик Максим Исаков].

- Москва : Альпина нон-фикшн, 2017. - 548 с.

18. Морхат, П. М. Искусственный интеллект [Текст] : правовой взгляд / П. М. Морхат ; Институт государственно-конфессиональных отношений и права. - Москва : Ин-т государственно-конфессио-

Gryaznova Elena Vladimirovna, Pascal Valeriya Vyacheslavovna, Makarova Oksana Vasilevna and others

SUBJECTS OF COMMUNICATION IN INFORMATION SPACE ...

psychological science

нальных отношений и права, 2017. - 257 с.

19. Рассел, С. Искусственный интеллект [Текст] : современный подход / Стюарт Рассел, Питер Норвиг ; [пер. с англ. и ред. К. А. Птицына]. - 2-е изд. - Москва [и др.] : Вильямс, 2015. - 1407 с.

20. Бостром, Н. Искусственный интеллект [Текст]: этапы, угрозы, стратегии /Ник Бостром ; пер. с англ. Сергея Филина. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 490 с.

21. Елисеев, А. С. Искусственный интеллект [Текст] : что это: условное название или реальное намерение создать? /А. С. Елисеев. -Москва : Дашков и К°, 2018. - 33 с.

22. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Искусственный интеллект и интеллектуальная компетентность // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 1 (2). С. 34-36.

23. Добровольская, Т. В. Мир: естественнонаучные, гуманитарные и вненаучные модели : [монография] / Т. В. Добровольская; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Омский гос. пед. ун-т. - Омск : [Изд-во ОмГПУ], 2007. - 168 с.

Статья поступила в редакцию 26.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.