Научная статья на тему 'Возрастная динамика развития координационных способностей младших школьников в процессе занятия хореографией'

Возрастная динамика развития координационных способностей младших школьников в процессе занятия хореографией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1009
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
Динамика развития / координационные способности / младший школьный возраст / хореография / Dynamics of development / coordination abilities / younger school age / choreography.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зубков Алексей Сергеевич, Иванова Лидия Юрьевна

Статья посвящена изучению проблемы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Методы и организация исследования: анализ и обобщение научнометодической литературы и передовой педагогической практики; педагогическое тестирование; методы математической статистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зубков Алексей Сергеевич, Иванова Лидия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE COURSE OF EMPLOYMENT CHOREOGRAPHER

The paper studies the problems of development of coordination abilities at children of primary school age. Methods and organization: analysis and synthesis of scientific and methodical literature and good teaching practice; teacher testing; methods of mathematical statistics

Текст научной работы на тему «Возрастная динамика развития координационных способностей младших школьников в процессе занятия хореографией»

УДК 7.092

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ

ХОРЕОГРАФИЕЙ

Зубков Алексей Сергеевич студент ФГБО ВПО «(Югорский государственный университет»

г. Ханты-Мансийск

Иванова Лидия Юрьевна Научный руководитель: к.п.н., доцент каф. ТМФВ

Гуманитарного института

AGE DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE COURSE OF EMPLOYMENT

CHOREOGRAPHER

Zubkov Aleksey Sergeevich Student of FGBO VPO «Ugra State University»

City of Khanty-Mansiysk

Ivanova Lidiya Uryevna Scientific leader: Ph.D., associate professor of kaf. TMFV of the

Humanitarian institute

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы и передовой педагогической практики; педагогическое тестирование; методы математической статистики.

Summary. The paper studies the problems of development of coordination abilities at children of primary school age. Methods and organization: analysis and synthesis of scientific and methodical literature and good teaching practice; teacher testing; methods of mathematical statistics.

Ключевые слова. Динамика развития, координационные способности, младший школьный возраст, хореография.

Keywords. Dynamics of development, coordination abilities, younger school age, choreography.

Одним из перспективных направлений совершенствования системы физического воспитания младших школьников является поиск и научное обоснование эффективных средств и методов развития двигательных

качеств, физических и координационных способностей детей. А. Шевчук и Е. Мартыненко говорят о том, что хореографические навыки и умения по своей структуре и методике изучения идентичны двигательным, а усвоение танцевального движения осуществляется быстро и навык достигает высокого уровня сформированности и пластичности.

Большинство ученых, практиков, авторов современных программ по физической культуре для общеобразовательных школ признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения [1,3,5].

Л. В. Волков, В. И. Лях, И. Козетов, Л. В. Ковальчук рассматривают проблемы развития координационных способностей младших школьников и отмечают, что в этом возрасте закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых невозможно сформировать в старшем возрасте [1,4,5]. Ряд авторов [1,5,6] отмечают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития большинства двигательных способностей.

Опираясь на мнение Л. Волкова [1, с.74] сенситивным периодом развития координационных способностей является возрастной период у девочек с 7 до 10 лет, у мальчиков с 7 до 12-13 лет. Т. Круцевич [8, с.267] отмечает, что координационные способности у девочек имеют высокие темпы биологического развития от 8 до 9 и от 10 до 11 лет, а у мальчиков 8 -9 и 11 - 12 лет. По данным В. Ляха [4, с.36] , в возрастном периоде от 7-8 до 11 - 12 лет выявлены высокие темпы развития координационных способностей.

Таким образом, отмечаем, что мнение многих авторов в основном совпадает, все виды проявления координационных способностей наиболее активно развиваются в младшем школьном возрасте.

Данное исследование имеет своей целью наблюдение за возрастной динамикой развития координационных способностей младших школьников в процессе занятий физической культурой. Анализируя и обобщая научно-методическую литературу, опыт учителей физической культуры, выбрано направление на педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта.

В процессе прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе студентами ЮГУ определена база исследования. Таковой выбрана МОУ СОШ № 3 г. Ханты-Мансийска.

Для комплексной оценки развития координационных способностей младших школьников применены разные методики измерения:

^ сохранение равновесия, измеряемое по методике Бондаревского с зрительным анализатором и без него;

^ точность движений - по показателям теста набрасывание колец на штатив с расстояния 1,5 м; 2,5 м; 3,5 м.;

^ управление временными параметрами движений - по показателям бега на месте в течение 10с., 30с, 60с.;

^ управление пространственными параметрами движений - по показателям ходьбы по прямой 7 м. без зрительного анализатора;

V ловкость - по показателям челночного бега 3х10м.;

V ощущение ритма - по показателям игрового задания «Азбука Морзе»;

V координированность движений - по показателям теста 3 кувырка вперед с выходом в основную стойку, руки в сторону.

В исследовании приняли участие 125 учеников начальных классов из

них:

V 25 семилетних (10 мальчиков и 15 девочек);

V 25 восьмилетних (12 мальчиков и 13 девочек);

V 25 девятилетних (18 мальчиков и 7 девочек),

V 25 десятилетних - (14 мальчиков и 11 девочек).

В результате полученных данных имеем возможность говорить о том,

что:

V показатели челночного бега 3х10м констатируют постепенное улучшение показателей у мальчиков на 6,3% в возрасте от 6 до 9 лет. У девочек наблюдаем постепенное улучшение показателей на 4,2% в возрасте от 6 до

8 лет. Высокие темпы прироста ловкости у мальчиков отмечаем от 6 до 7 лет, а у девочек от 7 до 8 лет.

V Высокие темпы прироста показателей способности к временным параметрам движений по результатам бега на месте в течение 10 секунд выявлены у девочек на 28,4% в возрасте - от 6 до 7 лет; у мальчиков на 33,2% в возрасте от 8 до 9 лет. Результаты бега на месте в течение 30 с говорят о повышении показателей на 20% как у мальчиков, так и у девочек в 9-летнем возрасте.

V Высокие темпы прироста показателей способности к точным движениям с расстояния 1,5 м зафиксированы у мальчиков на 45,2%, у девочек в возрасте от 6 до 7 лет на 48%. Высокие темпы прироста с расстояния 2,5м фиксируем в возрасте от 7 до 8 лет у мальчиков на 25,3%, а у девочек на 46,6%.

V В темпах биологического развития показателей способности к пространственной ориентации, по результатам теста ходьбы по прямой 7 м без зрительного ориентира, есть постепенное улучшение показателей от 6 до

9 лет у девочек, и у мальчиков. В возрасте от 7 до 8 лет прирост у мальчиков значительно выше, чем у девочек. Высокие темпы прироста данной способности у мальчиков на 28,8 %, а у девочек в возрасте от 8 до 9 лет на 18,6% .

V Динамика показателей способности к удержанию равновесия с закрытыми глазами дает следующий результат: у девочек происходит постепенное улучшение показателей от 6 до 9 лет, а у мальчиков - от 6 до 8 лет. К 9 годам у мальчиков наблюдается снижение показателей. Высокие темпы прироста способности к сохранению равновесия с открытыми глазами наблюдается как у мальчиков (23,3%), так и у девочек (24,7%) в возрасте от 7 до 8 лет, а с закрытыми глазами - у мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет 23,6%, а у девочек от 8 до 9 лет 13,9%. Результаты собственных исследований показателей способности к удержанию равновесия с открытыми глазами говорят о постепенном развитии данной способности у мальчиков от 6 до 9

лет. Зато у девочек в отличие от мальчиков наблюдаем ухудшение показателей в 7-милетнем возрасте и постепенное улучшение в 8 и 9 лет.

^ Высокие темпы развития способности к ритму по результатам игрового задания «Азбука Морзе» выявлены у мальчиков от 6 до 7 лет на 16,9% больше, а у девочек от 6 до 7 лет наблюдается снижение показателей и постепенное улучшение происходит с 7 до 9 лет.

^ При изучении возрастной динамики развития способности к координированности движений по результатам теста «3 кувырка вперед с выходом в основную стойку, руки в сторону» получены высокие показатели: у мальчиков в возрасте 8 лет на 20,8% больше прежних, а у девочек от 7 до 8 лет на 13,8% больше прежних.

Учитывая динамику возрастного развития координационных способностей младших школьников, определена необходимость в занятиях хореографией для детей от 6 до 9лет, потому что в этот период происходит активное развитие координационных способностей. Назрела необходимость в разработке новой методики формирования этих способностей средствами хореографии с учетом половых и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Урок физической культуры в общеобразовательной школе является основанием для формирования координационных способностей у детей. В подготовительной части урока в качестве разминки, учитель творчески подберет комплекс упражнений, направленный на развитие физических качеств детей, включит элементы хореографии (от др.-греч. хор£1а — танец, хоровод и Ypйфш — пишу) способствующие развитию пластики и гибкости, чувства музыки, выработке правильной осанки.

Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие ловкости могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность. На занятиях можно выделить три этапа в воспитании ловкости.

Первый этап: совершенствование пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения. Главное - точность движений.

Второй этап: пространственная точность и координация движений, которые могут осуществляться в сжатые отрезки времени.

Третий этап: упражнения второго этапа, связанные с неожиданно изменяющимися условиями.

Разучивание танцев: «Жаркая Африка», «Веселое племя», «Танец обезьянок», «Танец Папуасов», «Танец дикарей» также способствуют развитию ловкости, проявляющейся в способности точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в измененных условиях.

Разогрев, разминка, изучение ритмических рисунков в стиле Афро-джаз, ритмичные хлопки в Афро-стиле, характерные движения афро - джаза для

детей, танцевальные комбинации и постановки в Афро-стиле, упражнения на развитие чувства ритма, координации, слуха, снятие эмоциональной нагрузки через детскую импровизацию, требующую от маленького танцора абсолютной самоотдачи, раскрепощенности.

В качестве вывода по изучению проблемы развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить, что координационные способности обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной информации и имеют выраженные возрастные особенности.

Динамика и темпы прироста основных компонентов координационных способностей девочек и мальчиков младшего школьного возраста дают возможность говорить о наличии благоприятных периодов развития данных способностей средствами хореографии.

СП

^ Список литературы

£1

1. Волков, Л. В. Спортивная подготовка младших школьников. 2010. - 388

с.

2. Карпеев А. Г. Направления и принципы изучения двигательной координации основных видов движений // Теория и практика физической культуры. 1995. № 9. С.5-7.

3. Козетов, И. И. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет // Наука в олимпийском спорте. 2000. №1. С. 53-59.

4. Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. 2000. № 4. С.6-13.

5. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие.- М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290с.

6. Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов средн. спец. учеб. заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 248с.

7. Назем Асми Возрастные особенности развития координации движений у детей на уроках физической культуры в младших классах // Резервные возможности совершенствования функциональной подготовленности при больших тренировочных загрузках (Часть 2): мат. рабочего совещания по обобщенной теме научно-исследовательских работ (Гос. ком. России по ФК и спорту, УГУФВС). Москва, 1998. С. 55-60.

8. Теория и методика физического воспитания: учебник для высших учебных заведений физического воспитания и спорта/ под. ред. Т. Ю. Круцевич. - К. : Олимпийская литература, 2003, Т. 1. - 423с.

Ca

Q

References

w

1. Volkov L. V. Sport Training of younger schoolboys. 2010. - 388 p.

2. Karpeev A.G. Directions and principles of studying motor coordination main types of movements // Theory and Practice of Physical Culture1995. № 9. P. 5-7.

3. Kozetov I.I. Patterns of development and improvement of motor coordination in children 7-9 years // Science in Olympic sports .2000. №1. P. 53-59.

4. Lyah V.I. Coordination abilities of pupils // Physical education in school. 2000. № 4. P.6-13.

5. Lyah V.I. Coordination abilities : diagnosis and razvitie.- M .: TBT Division 2006. - 290p.

6. Mayveev A.P. Methods of physical education in elementary school: manual for students sredn. spets. ucheb. zavedeny . - M .: Publishing VLADOS PRESS 2003. - 248p.

7. Nazem Asmi Age features of motor coordination in children at physical training lessons in junior // Backup possibilities for improving functional fitness training at high loads ( Part 2 ) : Math . a workshop on the topic of generalized research works (Gos.kom . Russia's FC and Sport UGUFVS). Moscow, 1998. P. 55-60.

8. The theory and technique of physical training : the student for higher education physical education and sport / under . ed . T.U Krutsevich. - K. : Olympic Literature, 2003, T. 1. - 423p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.