ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАПРАВЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА
Лавров Ю. Н.
Тульский государственный педагогический университетим.
Л.Н.Толстого, г. Тула, Россия
PHYSICAL EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLBOY WITH THE DIRECTION OF DEVELOPMENT THEIR COORDINATION ABILITIES IN THE INDUSTRIAL CITY
Lavrov Yu. N.
Tula state pedagogical Universitythem. L. N. Tolstoy,
Tula, Russia
Аннотация. Результаты эксперимента показали достаточную эффективность реализации программы по физическому воспитанию с целенаправленным развитием координационных способностей у младших школьников.
Summary. The article presents the results of the pedagogical experiment on the introduction of the program of physical training first-formers of comprehensive schools on the basis of purposeful development of children's motive coordinating abilities.
Ключевые слова. Условия жизнедеятельности, координационные способности, младшие школьники, экспериментальная программа.
Key words. Conditions of vital activities, coordinating abilities, junior schoolchildren, experimental program
Младший школьный возраст - это во многом определяющий период в физическом и психическом развитии детей. С поступлением в школу у ребенка меняется вид ведущей деятельности с игровой на учебную (Эльконин Д.Б.). Объём организованной двигательной активности первоклассников, по сравнению с дошкольниками, сокращается практически в два раза (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.).
Однако естественная потребность детей в движениях не становится меньше. Данный период жизни человека характеризуется психологами как «кризис семи лет», суть которого состоит в изменении связей ребенка с окружающей действительностью и его отношения к ней. Задача педагогов - сделать так, чтобы ребенок преодолел этот кризис с наименьшими потерями для своего здоровья и развития. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с климатическими,
геофизическими, биохимическими и социальными факторами среды. Обитание и деятельность человеческих популяций в течение многих столетий в сравнительно одинаковых условиях определили не только их особыйсоматотип, но и особенности функционирования организма на биохимическом и психофизиологическом уровнях. Это обусловлено механизмами приспособления населения различных географических регионов к имеющимся условиям существования.
Результатом адаптации стали генетически устойчивые наборы признаков, определяющих адекватность функционирования организма конкретному набору факторов внешней среды (Н.А. Агаджанян, А.А. Желтиков, А.Е. Северин, 2000). При неблагоприятных условиях существования численность популяции уменьшается вплоть до полного исчезновения. В настоящее время имеются значительные континентальные, государственные и региональные различия в структуре заболеваемости, рождаемости, смертности, а также других показателях здоровья, физического развития и демографии населения.
Установлено, что различия в этих показателях могут наблюдаться даже у населения разных районов крупных городов и зон областей. Например, проведённые исследования на территории Тульской области выявили достоверные различия морфофункциональных и психофизиологических показателей населения трёхразличных зон данного региона (Н.А. Агаджанян, А.А. Желтиков, А.Е. Северин, 2000). Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни большинства населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей детского организма.
Исследования, проведённые во многих городских и сельских школах, показали, что только меньше половины учащихся начальных классов можно отнести к практически здоровым. У большинства отмечаются функциональные нарушения и различные отклонения в состоянии здоровья (Ю.В. Высочин, В.И. Шапошникова, 1999). Лишь около 10 % молодёжи можно считать здоровой, около 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием (В.А. Фетисов, 2003).
Тула относится к регионам экологического бедствия. Состояние здоровья подрастающего поколения в городе характеризуется следующими данными. Более половины новорождённых имеют отклонения в состоянии здоровья, все чаще отмечаются задержки в физическом и психическом развитии детей, хронические заболевания регистрируются у 15-20 % дошкольников, более 60 % детей младшего
школьного возраста и более 80% подросткового возраста (С.И. Гусев, 1998).
В современных условиях исключительно важной становится роль начальной школы в обучении и воспитании детей. Особое место в педагогическом процессе занимает правильно организованное физическое воспитание младших школьников. Это обусловлено целым рядом причин. По существу дисциплина «физическая культура» является единственным предметом школьного расписания, направленным на укрепление здоровья школьников и повышение уровня их физического развития и подготовленности.
Физическое воспитание является не только эффективным средством воздействия на морфофункциональные показатели организма, но и на личностные качества человека. В настоящее время социально-экономические условия в стране таковы, что для большинства младших школьников основной, а иногда и единственной формой занятий физическими упражнениями, является школьный урок физической культуры. Это накладывает особую ответственность на педагогов, проектирующих и реализующих учебный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях.
Реализации учебного процесса обычно предшествует построение его модели, в которой отражены его цели, содержание, формы организации и результаты. Наиболее адекватной моделью в данном случае является учебная программа (Ю.Д. Железняк, 1987). При проектировании, организации и реализации этого процесса в целях его оптимизации должно быть обязательно учтено как можно большее число условий жизнедеятельности занимающихся.
Уровень развития координационных способностей (КС) существенно влияет на эффективность проявления всех остальных двигательных качеств. Из физических качеств ловкость наиболее тесно связана с деятельностью ЦНС.
Основной путь ее развития - расширение школы движений, т.е., по существу, учебная деятельность в сфере физического воспитания. Исходя из концепции единства чувственной и логической ступеней познания (И.П.Павлов), основной акцент в своей программе мы сделали на развитие КС младших школьников.
Это было сделано ещё и потому что, во-первых, этот период наиболее благоприятен для развития данного двигательного качества, который желательно максимально использовать в этом возрасте.
Во-вторых, дети данного возраста ещё не владеют элементарной техникой движений, необходимой для полноценного развития других двигательныхкачеств (точнее, кондиционных способностей), поэтому учебный материал предлагается в виде освоения разнообразных двигательных умений и навыков, в том числе и сложнокоординационных.
В-третьих, именно КС из всех физических качеств наиболее тесно связаны с деятельностью ЦНС, в частности, с корой больших полушарий головного мозга. Ещё в свое время Н.А. Бернштейн заметил, что ловкость из всех остальных двигательных качеств стоит ближе к нервной системе, и именно она определяет отношение нервной системы к навыкам. От неё зависит, насколько быстро, у человека может сформироваться тот или иной двигательный навык, и насколько он высокого совершенства сумеет достигнуть. Доктор Ф. Лагранж отмечал, что «ловкость зависит больше от мозга, чем от членов...».
Известный педагог и психолог П.П. Блонский писал: «.воспитание ловкости перекрещивается с воспитанием ума: ловкий ребёнок обыкновенно умный ребенок, хотя не всегда бывает наоборот.» (П.П. Блонский.Избр. пед. произведения. М., 1961, с. 559). Уровень развития КС тесно связан со степенью общей физической подготовленности. Выявлено также, что школьная успеваемость выше у учащихся с более высоким уровнем физической подготовленности (А.Г. Комков, Л.И. Лубышева, 2003). Л.Д. Назаренко (2001) определила, что развитие двигательно-координационных качеств является существенным фактором оздоровления детей и подростков. Так в своей монографии «Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков» она связывает развитие двигательно - координационных качеств с накоплением резервов здоровья детей и подростков.
Суть авторского подхода состоит в том, что сохранять и накапливать резервы здоровья надо не физическими упражнениями вообще, а строго определёнными по содержанию и структуре, оказывающими специфическое влияние на формирование центрального аппарата управления движениями: кору полушарий головного мозга, подкорковые ядра, двигательные центры стволовой части мозга.
Раскрывая генезис (происхождение) представлений о физиологических механизмах координации как особой форме управления движениями, в которой на первое место выходит согласование движений (от межмышечных взаимодействий до согласования двигательных актов с вегетативными функциями), в последнем случае усматривает целительное воздействие двигательно-координационных качеств. Помимо прямого воздействия на согласование функций в аппарате движения, система управления (ЦНС, спинной и головной мозг) по мнению Л.Д. Назаренко оказывает опосредованное влияние на висцеральные функции, обеспечивая эффекты оздоровления.
Анализ программ по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений показывает, что развитие КС у детей осуществляется в основном за счет обучения их основным движениям
(разновидности ходьбы, бега, лазаний, перелезаний и метаний), базирующихся на естественных автоматизмах человека.
В условиях школы учащимся приходится не только овладевать новыми двигательными действиями при жестком лимите времени, но и выполнять их в изменяющихся условиях, что требует значительных проявлений ловкости. Высокий уровень развития координационных способностей расширяет двигательные возможности детей не только в процессе аудиторных занятий, но и во время самостоятельной двигательной деятельности.
Результаты воздействия биосоциальной среды на детей конкретного региона могут быть достаточно информативно отражены в модельных показателях их здоровья, психического и физического развития, физической подготовленности. Включённые в региональную программу физического воспитания школьников, они выполняют функции конкретных целей при решении образовательных (обучение двигательным действиям), оздоровительных (развитие физических качеств) и воспитательных задач, а также являются основой педагогического контроля за физическим развитием и подготовленностью детей. Нами была предпринята попытка создать региональную программу физического воспитания первоклассников г. Тулы на основе приоритетного развития у них координационных способностей.
Экспериментальная программа состоит из 4-х частей:
1. Цель, задачи и формы организации занятий по физическому воспитанию учащихся 1-го класса общеобразовательной школы.
2. Организационно-методические указания.
3. Содержание учебного материала.
4. Ориентировочный уровень (модель) психофизической подготовленности учащихся 1 -го класса (для г. Тулы).
Программа основана на достижениях педагогики, возрастной психологии и физиологии, теории и практики физического воспитания за последние годы. Разработана она на базе программы «Физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей» (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, 1993) для школьников основной медицинской группы.
При составлении данной программы учитывалось содержание уже существующих программ, объективность и доступность учебного материала для школьников младших классов. Учебный материал данной программы подбирался с учётом особенностей развития младших школьников, их подвижности, эмоциональности, относительной быстроты восстановительных процессов (после допустимых нагрузок) и
в то же время незаконченности формирования их органов и систем организма, недостаточности развития процессов торможения.
Суть программы - оптимальное развитие двигательных способностей учеников 1-х классов на основе комплексного овладения ими разнообразными двигательными действиями (в том числе и сложнокоординационными) с учетом условий проживания.
В ходе исследований подтверждены следующие особенности в физическом воспитании первоклассников. В этом возрасте уже проявляются половые различия в развитии двигательных способностей. Мальчики имеют некоторое преимущество при выполнении физических упражнений, где значителен вклад скоростных, скоростно-силовых, и, в отдельных случаях, силовых способностей; девочки - в упражнениях на гибкость. Развитие кондиционных и координационных способностей первоклассников носит индивидуальный характер. Координационные способности являются основой для последующего более успешного развития кондиционных способностей. Координационные способности первоклассников развиваются неравномерно.
Наиболее высокие темпы прироста показателей наблюдаются в упражнениях на проявление абсолютных и относительных координационных способностей в циклических локомоциях у мальчиков, способности к согласованию движений, в баллистических движениях с установкой на точность ведущей рукой, в динамическом равновесии у мальчиков и девочек, в способности к точности дифференцирования пространственных параметров движений у девочек. Наиболее низкие темпы прироста показателей наблюдаются в упражнениях на проявление абсолютных и относительных координационных способностей в циклических локомоциях у девочек, в баллистических движениях с установкой на точность не ведущей рукой, в способности к статическому равновесию на правой (левой) ноге, в способности к точности дифференцирования силовых параметров движений у мальчиков и девочек, в способности к точности дифференцирования временных параметров движений у мальчиков.
Результаты формирующего эксперимента показали достаточную эффективность разработанной программы для школьников первых классов, т.к. по его окончании у участников экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, были зафиксированы достоверно более высокие результаты в следующих контрольных упражнениях: у мальчиков - в беге на 15 м с высокого старта, в челночном беге 3х5 м, в метании в цель правой рукой, в точности пространственного анализаведущей руки, у девочек - в статическом равновесии на левой ноге, воспроизведении временного отрезка 5 секунд.
Отрицательного влияния реализации экспериментальной программы на процесс развития других двигательных качеств у участников опытной группы не обнаружено. За период эксперимента
достоверные положительные сдвиги в показателях психических процессов были отмечены у участников обеих групп. Достоверного преимущества по исследуемым показателям у участников экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, зафиксировано не было.
Отмечен явный (достоверный) половой диморфизм у первоклассников в проявлении некоторых координационных способностей: способности к согласованию движений, ориентированию в пространстве, баллистических движениях с установкой на точность, в точности пространственного анализа, в статическом равновесии на левой ноге, в абсолютных циклических локомоциях.
Л
:х Список литературы:
1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. — Москва: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
2. Курляев, В. В. Сравнительный анализ уровней физической подготовленности городских и сельских школьников Липецкой области / В. В. Курляев, Т. И. Головина, А. В. Вишняков, В. А. Кашкаров // Культура физическая и здоровья. - Воронеж, 2009. - № 5(24). - С. 39-43.
3. Лубышева, Л. И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 63-65.
4. Мишин, Б. И. Настольная книга учителя физкультуры: справ. -метод. пособие / Б. И. Мишин. - Москва: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2003. - 526 с.
5. Собянин, Ф. И. Особенности физической подготовленности сельских школьников / Ф. И. Собянин, Т. А. Миронова, М. Г. Быченкова, Н .П. Фазенда // Культура физическая и здоровья. - Воронеж, 2009. - № 3(22). - 35-38.