Научная статья на тему 'Возрастная динамика параметров физического развития детей и подростков-сирот 8-18 лет'

Возрастная динамика параметров физического развития детей и подростков-сирот 8-18 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1090
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ-СИРОТЫ / ОБЫЧНЫЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павельев Игорь Геннадьевич

В статье представлены данные, характеризующие возрастную динамику показателей физического развития. Проанализированы основные компоненты физического развития детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях призрения и в обычных семьях. Также представлена сравнительная характеристика выявленных показателей. С целью объективизации полученных научных фактов о состоянии процесса физического развития детей и подростков-сирот и учащихся, воспитывающихся в семейных условиях, анализировались данные обследования в возрастном диапазоне 8-18 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павельев Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age dynamics of the physical development of children and adolescent-orphans aged 8-18 years

The article presents data characterizing the age-related dynamics of the indexes of physical development. The author analyzed the main components of the physical development of children and adolescents living in care institutions and at home. It presents also the comparative characteristics of the identified indicators. To evaluate the scientific facts about the state of the process of physical development of the children-orphans and students living in family conditions the author analyzed the survey data in the age range from 8 to 18 years.

Текст научной работы на тему «Возрастная динамика параметров физического развития детей и подростков-сирот 8-18 лет»

Контактная информация: opletin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.09.2014.

УДК 613.95/.96

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ-СИРОТ 8-18 ЛЕТ

Игорь Геннадьевич Павельев, соискатель,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар (КГУФКСТ, Краснодар)

Аннотация

В статье представлены данные, характеризующие возрастную динамику показателей физического развития. Проанализированы основные компоненты физического развития детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях призрения и в обычных семьях. Также представлена сравнительная характеристика выявленных показателей. С целью объективизации полученных научных фактов о состоянии процесса физического развития детей и подростков-сирот и учащихся, воспитывающихся в семейных условиях, анализировались данные обследования в возрастном диапазоне 8-18 лет.

Ключевые слова: физическое развитие, дети и подростки-сироты, обычные школьники. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p105-109

AGE DYNAMICS OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENT-ORPHANS AGED 8-18 YEARS

Igor Gennadyevich Pavelyev, the competitor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Annotation

The article presents data characterizing the age-related dynamics of the indexes of physical development. The author analyzed the main components of the physical development of children and adolescents living in care institutions and at home. It presents also the comparative characteristics of the identified indicators. To evaluate the scientific facts about the state of the process of physical development of the children-orphans and students living in family conditions the author analyzed the survey data in the age range from 8 to 18 years.

Keywords: physical development, children and adolescent-orphans, ordinary students.

ВВЕДЕНИЕ

Основными характеристиками, отражающими физическое состояние человека, по мнению многих ученых, являются показатели физического развития [2, 5, 6]. Это обстоятельство привело к необходимости анализа в данной статье основных компонентов физического развития детей и подростков-сирот.

Процесс развития ребенка осуществляется на основе генетической программы, предопределяющей биологические изменения организма (морфологические свойства, функциональные и умственные возможности и социальные программы). Качество реализации генетического потенциала развития в первую очередь определяется уровнем и гармонией физического развития. Ведущими параметрами, дающими представления о состоянии физического развития человека, считаются длина и масса тела и некоторые расчетные показатели, сопоставляющие их [1].

МЕТОДИКА

Методом антропометрии по общепринятым методикам изучались тотальные размеры тела и их производные (индекс Кетле, индекс Рорера), характеризующие взаимо-

действие длины и массы тела.

Индекс Кетле определялся как соотношение мысы тела (в г) к длине тела (в см) и сопоставлялся с нормами которые находятся в пределах: 180 до 260 г/см в младшем, от 320 до 360 г/см. в среднем и от 325 до 400 г/см в старшем школьном возрасте.

m 3

Индекс Рорера (ИНр) определялся по формуле: ИНр = —-(кг/м ), где m - масса

И3

тела (кг); h - длина тела (м).

При значении ИНр от 10,7 до 13,7 кг/м3 диагностируется гармоническое отношение длины и массы тела.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Физическое развитие характеризуется процессом увеличения тотальных размеров тела при преобладании ассимиляции над диссимиляцией. В растущем организме происходит постоянное изменение формы, причем скорость роста отличается широкими пределами индивидуальных различий, что приводит к значительным различиям во внешнем виде, физическом развитии.

Аналогичная ситуация наблюдается и по показателям массы тела, которая скачкообразно увеличивается от 27,7±3,53 в 8 лет до 54,6±8,52 кг в 18 лет. Определение состояния процессов роста и развития производится на основе сравнения с таблицами норм. При этом разработка объективных научно обоснованных методов индивидуальной оценки соматометрических признаков признается многими учеными одной из актуальных задач в области учения о физическом развитии человека.

В основу качественной характеристики критических периодов индивидуального развития был положен процентный анализ материалов исследования по известной методике [7].

Уровень матурации определялся сопоставлением процентного показателя с дефинитивным (конечным) уровнем развития (за дефинитивный уровень развития принимался максимальный уровень, достигнутый за период наблюдения).

Рассмотрим проявление сенситивных периодов и уровень матурации длины тела у воспитанников учреждений призрения. В соответствии с методическими рекомендациями Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ длина тела должна составлять 123,0-134,8 см в восьмилетнем возрасте. Данный показатель у под-ростков-сирот составляет 118,3-132,7 см.

При сопоставлении данных длины тела подростков-сирот с другими группами некоторая неоднозначность интерпретации полученных результатов установлена только в 8-летнем возрасте (таблица 1). Дети сироты существенно отстают от сверстников (Р<0,01).

Таблица 1

Динамика параметров длины тела подростков и юношей, не подвергавшихся

Возраст Дети-сироты Обычные школьники г Р

(М1±01) п (М2±о2) п

8 125,5±7,23 34 129,9±5,41 38 2,89 <0,01

9 126,5±7,08 38 134,6±6,12 36 3,27 <0,001

10 127,8±6,30 46 140,3±5,68 37 2,51 <0,001

11 131,5±6,82 41 143,4±5,75 42 8,55 <0,001

12 136,9±5,43 62 150,0±6,49 44 10,93 <0,001

13 144,0±7,87 57 156,6±8,03 46 8,05 <0,001

14 152,0±6,31 43 162,6±7,34 38 6,93 <0,001

15 150,6±8,90 36 166,7±7,96 33 7,93 <0,001

16 163,5±5,72 33 174,0±5,58 35 7,65 <0,001

17 162,5±7,60 36 177,1±6,37 32 8,59 <0,001

18 165,5±9,11 31 178,9±7,26 23 6,01 <0,001

Депривационные воздействия уже к девяти годам приводят к более низкому развитию длины тела детей-сирот (Р<0,001) относительно сверстников и в дальнейшем эта разница не только не устраняется, а даже усугубляется (во всех обследованных группах, на всех последующих возрастных этапах длина тела сирот достоверно ниже при Р<0,001). Таким образом, появляются основания для утверждения об отрицательном влиянии депривации на развитие длины тела [3, 5].

Аналогичные научные факты получены при сравнительном анализе параметров массы тела (таблица 2). В восьмилетнем возрасте масса тела детей-сирот совпадает с аналогичным показателем сверстников, воспитывающихся в семейных условиях, (Р>0,05). Уже к девяти годам дети из семей опережают по параметрам массы тела детей-сирот. К десяти годам дети-сироты устойчиво отстают от детей из семей (Р<0,001) и эта разница в массе тела больше не устраняется в течение всего изучаемого периода онтогенеза. Отставание сирот к 17 годам от сверстников составляет 3 года (в 14 лет у семейных детей - 51,1±7,34, у сирот в 18 лет - 52,1±6,97; Р>0,05). Таким образом, характер воздействия депривации на оба компонента физического развития совпадают. Депривация формирует примерно трехлетнее отставание в развитии от сверстников в течение 10 лет.

Таблица 2

Динамика массы тела подростков и юношей, не подвергавшихся воздействию

социальной депривации, и воспитанников учреждений призрения

Возраст Дети-сироты Обычные школьники 1 Р

(М1±о0 п (М2±о2) п

8 27,7±3,53 34 27,8±4,72 38 0,11 >0,05

9 27,8±4,78 38 30,6±4,16 36 3,19 <0,01

10 27,3±5,40 46 33,7±5,26 37 3,83 <0,001

11 29,1±3,56 41 36,4±6,64 42 6,67 <0,001

12 31,1±3,34 62 41,2±7,40 44 9,72 <0,001

13 35,8± 5,51 57 45,8±8,26 46 7,92 <0,001

14 40,0±5,19 43 51,1±7,34 38 8,93 <0,001

15 43,4±4,94 36 56,3±8,48 33 9,21 <0,001

16 51,3±6,15 33 62,2±7,68 35 7,52 <0,001

17 52,1±6,97 36 66,7±8,74 32 8,96 <0,001

18 54,6±8,52 31 68,3±9,27 23 5,28 <0,001

Данные, отражающие изменения сенситивных периодов развития длины и массы тела в сопоставлении показателей детей-сирот и их сверстников, воспитывающихся в семейных условиях, представленные в таблицах 1 и 2, позволяют констатировать скачкообразное развитие, определяющее появление сенситивных периодов, что является доказанной биологической закономерностью становления организма человека в онтогенезе.

У детей-сирот наблюдается уменьшение временного периода развития длины тела до 4 лет (с 11 до 14 лет). У детей, воспитывающихся в семейных условиях, сенситивный период развития длины тела составляет 6 лет - с 8 до 10, с 11 до 14 и 15-16 лет. При этом развитие длины тела у детей-сирот происходит более интенсивно и сжато по времени, допускаются резкие перепады интенсивности развития. Так, в 13-14 лет наблюдается период высокой, а в 14-15 - период субкритической чувствительности.

Аналогичный характер носит проявление сенситивных периодов по массе тела. Развитие массы тела у детей из семьи протекает постепенно, плавно, без явных срывов и подъемов. Сенситивный период малой чувствительности установлен с 11 до 16 лет. У сирот сенситивный период начинается на год позже, но проявляется на уровне средней чувствительности в 12-14 лет, затем в 14-15 лет приросты снижаются, но сенситивный период (малой чувствительности) продолжается, переходя в бурное развитие в 15-16 лет, с последующим резким переходом в субкритический период.

В ходе экспериментов изучались изменения параметров длины и массы тела, а также индекса Кетле и массо-ростового индекса Рорера. Динамика длины тела характеризуется тенденцией циклического положительного изменения от 125,5±7,23 (8 лет) до

165,3±9,11 см (18 лет) (таблица 3). Таким образом, общая биологическая закономерность позитивного развития длины тела в онтогенезе под влиянием депривации не нарушается.

Таблица 3

Возрастная динамика показателей физического развития детей и подростков-сирот _______________________________________(М±д)________________________________________

Возраст Индекс Кетле (г/см) Массо-ростовой индекс Рорера (ИНр) (кг/м3)

8 220,7±19,82 7,4±0,71

9 219,5±20,91 7,3±0,60

10 215,0±25,10 7,1±0,82

11 221,3±16,94 7,3±0,73

12 227,2±19,33 7,6±0,85

13 248,6±28,90 8,3±1,02

14 263,2±25,25 8,8±0,91

15 288,2±20,21 9,6±0,84

16 313,8±27,74 10,5±0,81

17 320,6±30,91 10,7±1,10

18 330,3±39,93 11,0±1,22

В период младшего школьного возраста дети-сироты попадают в группу с крайне низким вариантом нормы. Влияние социальной депривации приводит к тому, что в 10 лет дети перестают входить в норму для возраста и приходят опять-таки в крайнюю группу нормы только к 12 годам. Таким образом, между 8 и 12 годами отставание в развитии индекса Кетле составляет 3 года. Ситуация и вывод повторяется для подростков в 15летнем возрасте. Возрастная норма в старшем школьном возрасте достигается лишь к 18 годам. Ни в одной возрастной группе средний показатель индекса Кетле не проявился хотя бы на среднем уровне.

Рассмотрим количество подростков-сирот, попадающих в различные группы. Предварительно заметим, что заполнение всех групп нормы является подтверждением разнообразия морфологического развития людей. И эта закономерность в младшем школьном возрасте сохраняется. И даже распределение на подгруппы происходит примерно одинаково, хотя подгруппа со средним вариантом нормы наполнена больше (39,6%). В дальнейшем отчетливо наблюдается дрейф наиболее заполняемой группы в сторону группы «ниже нормы».

Так, в среднем школьном возрасте количество подростков, имеющих нижний вариант нормы, резко возрастает до 56,8%. При этом никто из числа обследованных не попал в группу с высоким вариантом нормы, хотя таковых в младшей возрастной группе было 28,7%. Вместе с тем, если в группе младшего школьного возраста не было детей, имевших индекс Кетле ниже нормы, то в среднем школьном возрасте он составил 7,9%. Продолжающееся воздействие депривации в старшей возрастной группе обеспечивает заполнение группы ниже нормы в 62,5% респондентов.

Следует подчеркнуть, что вариант выше нормы, т. е. вариант с избыточной массой не установлен ни у одного из наблюдаемых учащихся. Полученные данные позволяют заключить, что депривация и нахождение в учреждениях призрения приводит к задержке физического развития и становления оптимальной формы телосложения за счет непропорциональности снижения массы тела по сравнению с длиной тела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно констатировать, что воздействие депривации приводит к уменьшению длительности сенситивных периодов и к увеличению интенсивности развития, что не может обеспечить плавного, равномерного развития изучаемых признаков. Вместе с тем, депривационные влияния не могут, на наш взгляд, существенно повлиять на генетическую программу возрастного развития, вследствие чего резких изменений проявления сенситивных периодов развития не наблюдается. Отклонения от временного периода позитивных изменений по результатам наших данных не превышает одного го-

да.

По нашему мнению, прикладной интерес представляют следующие факты. Наличие сенситивных периодов связано с тем, что организм обеспечивает максимальное развитие того показателя, который находится в состоянии ускоренного роста. Исходя из принципа оптимальной организации процессов роста и развития, организм не имеет возможности одновременно развивать несколько признаков. Поэтому сенситивные периоды развития разных признаков на этапах онтогенеза не совпадают. Депривация же синхронизирует развитие показателей и, вероятно, поэтому, не позволяет достигнуть организму максимальной реализации генетически заложенных потенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Додонова, Л.М. Методы соматотипирования в возрастной и конституциональной антропологии / Л.М. Додонова. - Новосибирск : Новосибирское книжн. изд-во, 2006. - 160 с.

2. Коваленко, Н.В. Непрерывное физическое воспитание и его роль в развитии школьников и сохранении их здоровья : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Коваленко Н.В. -Кемерово, 2002. - 21 с.

3. Родоманова, С.С. Исследование гендерных отношений в спорте (на примере спорта высших достижений) / С.С. Родоманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 9 (31). - C. 81-84.

4. Семантика и взаимосвязь понятий «физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая подготовка» / К. Д. Чермит, М.М. Эбзеев, Н.Х. Хакунов, Д.Е. Бахов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - C. 93-99.

5. Стрелецкая, Е.П. Адаптивная оздоровительно-образовательная среда в системе дополнительного образования : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.04 / Стрелецкая Е.П. -Майкоп, 2005. - 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Чермит, К.Д. Симметрия, гармония, адаптация / К. Д. Чермит, Е.К. Аганянц. - Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 304 с.

7. Чермит, К. Д. Физиология развития девочек в период полового созревания / К.Д. Чермит, К.Ю. Мамгетов. - Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 2007. - 144 с.

REFERENCES

1. Dodonova, L.M. (2006), Methods somatotropine in age and constitutional anthropology, Novosibirsk book, Novosibirsk.

2. Kovalenko, N.V. (2002), Continuous physical education and its role in the development of students and maintaining their health, dissertation, Kemerovo.

3. Rodomanova, S.S. (2007), “Study of gender relations in sport (for example sport)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 31, No. 9, pp. 81-84.

4. Stambulova, N.B. (1997), “Assessment of the motor activity of adolescents formalized method of self-reports”, Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 27-31.

5. Chermit, C.D., Ebzeev, M.M., Chekunov, N.H. and Bachov C.U. (2007), “Semantics and the relationship between the concepts of "physical culture of personality", "professionally-applied physical culture of personality", "professionally-applied physical training"”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 93-99.

6. Streletskaya, H.E. (3005), Adaptive recreational and educational environment in the system of additional education, dissertation, Maykop.

7. Chermit, C.D. and Aganyan, E.K. (2006), Symmetry, harmony, adaptation, publishing house SCNC HS Rostov-on-Don.

8. Chermit, C.D. and Mametov, K.W. (2007), Physiology development of girls in puberty, publishing house SCNC HS Rostov-on-Don.

Контактная информация: povidlov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.09.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.