Научная статья на тему 'Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности подростков-сирот 11-13 лет в процессе занятий дзюдо'

Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности подростков-сирот 11-13 лет в процессе занятий дзюдо Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
173
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВ-СИРОТ / ЗАНЯТИЯ ДЗЮДО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ахметов Султан Меджидович, Павельев Игорь Геннадьевич

В данной статье представлены результаты экспериментальной работы по обоснованию содержания и технологических особенностей использования средств дзюдо в контексте увеличения мотивации к физкультурно-спортивной деятельности подростков 11-13 лет, воспитывающихся в домах призрения. Посредством специально разработанного опросного листа установлено распределение участников эксперимента на группы в зависимости от отношения к физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ахметов Султан Меджидович, Павельев Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of sports activities Motivation among the adolescents-orphans aged 11-13 years in the process of judo preparation

This article presents the results of the experimental work on the basis of the content and process features of the use of judo in the context of increasing the motivation toward the sports activities among the adolescents aged 11-13 years living in establishments for the maintenance of orphans. Through the specially designed questionnaire the distribution of the participants by groups depending on the attitude to the physical culture has been found out.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности подростков-сирот 11-13 лет в процессе занятий дзюдо»

Педагогические науки

УДК 796.853.23

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ 11-13 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ

ДЗЮДО

Султан Меджидович Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Игорь Геннадьевич Павельев, соискатель,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар (КГУФКСТ, Краснодар)

Аннотация

В данной статье представлены результаты экспериментальной работы по обоснованию содержания и технологических особенностей использования средств дзюдо в контексте увеличения мотивации к физкультурно-спортивной деятельности подростков 11-13 лет, воспитывающихся в домах призрения. Посредством специально разработанного опросного листа установлено распределение участников эксперимента на группы в зависимости от отношения к физической культуре.

Ключевые слова: уровень физического развития, физическая культура подростков-сирот, занятия дзюдо.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p7-11

TRAINING OF SPORTS ACTIVITIES MOTIVATION AMONG THE

ADOLESCENTS-ORPHANS AGED 11-13 YEARS IN THE PROCESS OF JUDO

PREPARATION

Sultan Medzhidovich Akhmetov, the doctor of pedagogical sciences, professor, rector,

Igor Gennadyevich Pavelyev, the competitor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Annotation

This article presents the results of the experimental work on the basis of the content and process features of the use of judo in the context of increasing the motivation toward the sports activities among the adolescents aged 11-13 years living in establishments for the maintenance of orphans. Through the specially designed questionnaire the distribution of the participants by groups depending on the attitude to the physical culture has been found out.

Keywords: level of physical development, physical education of adolescent-orphans, judo classes.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура личности характеризуется определенным уровнем физического развития и физической подготовленности (как результат присвоения физической культуры обшества), высоким уровнем образованности, осознанием способов саморазвития и деятельности в области физической культуры. В качестве критериев личностной физической культуры также выступают дополнительные показатели, определяюшие оценку [2, 4]:

- свойств личности обеспечивающих деятельность в области физической культуры;

- мотивов и потребностей личности в области физической культуры, спорта и физического воспитания;

- эмоционально-волевого и нравственного принятия ценностей в процессе деятельности в области физической культуры и спорта;

- удовлетворенности занятиями физическими упражнениями и участием в физическом самовоспитании и спортивной деятельности;

- владения средствами и методами, навыками и умениями собственного самосовершенствования;

- системности усвоения знаний, навыков и умений, необходимых для понимания, использования и присвоения ценностей физической культуры и их применения в процессе жизнедеятельности;

- достигаемого уровня физического развития и физической подготовленности.

МЕТОДИКА

Изучение мотивационно-ценностного блока в структуре личностной физической культуры (отношения, потребности, идеалы, мотивы, интересы) определялось с помощью анкет и опросников среди подростков-сирот, занимающихся дзюдо в течение двух лет. Возраст испытуемых на завершающем этапе эксперимента был 13 лет. За показатели контрольной группы были приняты те, которые выявлены в ходе предварительных исследований для детей-сирот соответствующего возраста. Отношение к занятиям спортом определялось на основе специального опросного листа «Мое отношение к спорту» (таблица 1).

Таблица 1

Опросный лист «Мое отношение к спорту»________________________

№ Суждение Оценка

1 Я считаю себя спортсменом 1 2 3 4 5 6 7

2 У меня есть много целей, относящихся к спорту 1 2 3 4 5 6 7

3 Большинство моих друзей являются спортсменами 1 2 3 4 5 6 7

4 Спорт - одна из главных частей моей жизни 1 2 3 4 5 6 7

5 Я чаще думаю о спорте, чем о чем-нибудь другом 1 2 3 4 5 6 7

6 Мне нужно заниматься спортом, чтобы иметь положительное мнение о самом себе 1 2 3 4 5 6 7

7 Другие люди воспринимают меня главным образом как спортсмена 1 2 3 4 5 6 7

8 Когда у меня что-то не получается в спорте, я чувствую, что мое мнение о себе ухудшается 1 2 3 4 5 6 7

9 Спорт - единственная важная вещь в моей жизни 1 2 3 4 5 6 7

10 Я буду очень огорчен, если вдруг получу травму и не смогу продолжать свою спортивную карьеру 1 2 3 4 5 6 7

11 Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе: Возраст

12 Спортивная квалификация (разряд)

Шкала оценки: 1 - совершенно не согласен; 2 - согласен; 3 - скорее согласен; 4 - затрудняюсь ответить; 5 -скорее не согласен; 6 - не согласен; 7 - совершенно не согласен.

Испытуемые оценивали свое согласие или несогласие с приведенными выше суждениями, отражающими отношение к спорту, путем выделения соответствующего номера ответа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного исследования 64,4% (25 чел.) подростков-сирот стали считать себя настоящими спортсменами, 22% согласны с тем, что они сами и их считают спортсменами. Три подростка (8,3%) скорее согласны с тем, что они являются спортсменами. И лишь один ребенок (2,8%) заявил, что он совершенно не согласен с тем, что его считают спортсменом. Интересно, что это мнение не подкрепляется ответами на другие вопросы, что позволяет считать такой демарш отсутствием в опроснике, возможности выражения других позиций.

По данным ответов у всех занимающихся появилось множество целей, относящихся к спорту. Совершенно согласны с таким утверждением 77,8% (28чел.), 16,7% (6 чел.) согласны и 5,6% (2 чел.) - скорее согласны. Таким образом, применение дзюдо в

качестве средства физического воспитания приводит к формированию доминирующего вида деятельности, с которым сироты начинают связывать свое будущее, представляя ее себе как позитивное состояние.

Несколько неожиданны, на первый взгляд, полученные результаты на утверждения, характеризующие структуру и значимость отношений субъектов спортивной деятельности. Только 8,3% респондентов согласны с тем, что большинство друзей являются спортсменами, 41% (16 чел.) скорее согласны, а более половины респондентов (50,7%), скорее не согласны с этим.

Соотносимые с изложенным выше распределением получены и по оценке утверждения «спорт - единственно важная вещь в моей жизни». Подобная позиция связана с тем, что почти одновременно появившиеся в ходе проведения эксперимента «спортивные семьи» потребовали от юных спортсменов нового отношения к окружающим. Поэтому данную позицию следует воспринимать как позитивную, обеспечивающуюся при занятиях дзюдо.

Поэтому большинство (66,7%, 24 чел.) респондентов не согласны с утверждением «Другие люди воспринимают меня главным образом как спортсмена». Фактически же, исходя из других источников, данное явление отражает желание подростков, а не факт. Взрослые и часть сверстников все же склонны воспринимать их как спортсменов. Вероятно, что мнение отражает появление для занимающихся дзюдо подростков еще одного основного вида деятельности [3, 5].

Изложенный факт подтверждается ответами на вопрос о месте, которое занимает спорт в жизни 97,2% респондентов (35 чел.) ответили, что спорт является одним из главных частей моей жизни. При этом один человек с этим мнением скорее согласен. То есть, все занимавшиеся в экспериментальной группе подростки считают, что занятия спортом придали смысл их жизни в учреждении призрения. С результатами опроса по вышеизложенному вопросу в полной мере соотносится ответ на утверждение «Мне нужно заниматься спортом, чтобы иметь положительное мнение о самом себе». И здесь абсолютно согласны с утверждением 35 чел. и один - скорее с этим согласен.

При этом вероятно, что сам факт занятости спортом является основанием для позитивного самомнения, ибо утверждение «Когда у меня что-то не получается в спорте, я чувствую, что мое мнение о себе ухудшается» (поддерживается на уровне согласия 16,7% (6 чел.), скорее с этим не согласны ЗЗ,4% (12 чел.) и не согласны с этим 48,9% (18 чел.)).

Позитивное отношение к спорту, как к основному виду деятельности, определяется и при обсуждении утверждения «Я буду огорчен, если вдруг получу травму и не смогу продолжать свою спортивную карьеру». С этим тезисом согласны все 100% опрошенных. Доминирующим мотивом занятий дзюдо, по результатам опроса по методике Н.Б. Стам-буловой [2], оказался мотив самозащиты и защиты своих товарищей (1 место). То есть, подавляющее большинство (66,7%, 24 чел.) применили для оценки этого мотива высший балл. Второе рейтинговое место занял достаточно неопределенный мотив «Спорт поможет мне в будущем». Третье рейтинговое место, неожиданно для исследователей, занял мотив «Мне хотелось с помощью спорта обратить на себя внимание». Четвертое и пятое рейтинговые места поделили мотивы «У меня были спортивные и жизненные цели, которые мне хотелось достичь» и «Хотелось через спорт получить профессию». Следует подчеркнуть, что в первую рейтинговую пятерку мотивов не попал ни один, непосредственно относящийся к спорту, как к средству физического воспитания и организации досуга. Вероятно, это естественно, так как через занятия спортом подростки невольно пытаются разрешить основные проблемы, возникающие в результате социальной депривации [1, 6].

Интересным последствием социальной депривации, на наш взгляд, является то, что ни один респондент не выбрал мотив «У меня был спортивный кумир, которому я подражал». Жизненные ценности, оцененные по методике Н.Б. Стамбуловой [2] позво-

лили выделить в качестве ведущих следующий «Спорт помог достигнуть»:

1) уверенность в своих силах;

2) больших целей в жизни;

3) качества жизни, необходимые для жизни;

4) положение в обществе.

Как в случае с мотивационно-ценностными компонентами личностной физической культуры, позиции связанные с самоценностью спорта ушли на второй план, уступая ведущие позиции обеспечению уровня жизни через ее ценности.

На начальном этапе эксперимента его участники в большинстве своем (51,8%) относились к занятиям физическими упражнениями устойчиво положительно и в совокупности с 14,8% детей, относящихся к физической культуре ситуационно-положительно, обеспечивали устойчивый интерес данной возрастной группы к применению средств физического воспитания (таблица 2).

Таблица 2

Распределение подростков-сирот, участников эксперимента на группы

в зависимости от отношения к физической культуре

Этап эксперимента п Группы, по отношению к физической культуре (%)

Устойчиво- положительное Ситуационно- положительное Равнодушное Отрицательное

Начальный 54 51,8 14,8 16,7 16,7

Завершающий 36 44,5 50,0 5,5 0,0

Вместе с тем, 16,7% респондентов равнодушно относятся к физическим упражнениям и 16,7% - вообще отрицательно. Из числа прекративших тренировочные занятия в ходе эксперимента - 7 человек из последней группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате занятий дзюдо количество подростков, положительно относящихся к физической культуре, увеличилось до 94,5%. При этом группа с ситуационноположительным отношением наполняется в большей степени, чем устойчивоположительная, подчеркивая тем самым сознательное отношение к выбору средств физического воспитания. Вместе с тем, несмотря на позитивные изменения отношения к системе занятий физическими упражнениями, сохраняются подгруппы детей с безразличным отношением к ней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Родоманова, С.С. Исследование гендерных отношений в спорте (на примере спорта высших достижений) / С.С. Родоманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 9 (31). - С. 81-84.

2. Стамбулова, Н.Б. Оценка двигательной активности подростков методом

формализованного самоотчета / Н.Б. Стамбулова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 2. - С. 27-31.

3. Семантика и взаимосвязь понятий «физическая культура личности»,

«профессионально-прикладная физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая подготовка» / К. Д. Чермит, М.М. Эбзеев, Н.Х. Хакунов, Д.Е. Бахов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 93-99.

4. Стрелецкая, Е.П. Адаптивная оздоровительно-образовательная среда в системе

дополнительного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Стрелецкая Е.П. -Майкоп, 2005. - 48 с.

5. Чермит, К.Д. Симметрия, гармония, адаптация / К.Д. Чермит, Е.К. Аганянц. - Ростов-

на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ УФУ, 2006. - 304 с.

6. Чермит, К.Д. Физиология развития девочек в период полового созревания / К.Д. Чермит, К.Ю. Мамгетов. - Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ УФУ, 2007. - 144 с.

REFERENCES

1. Rodomanova, S.S. (2007), “Study of gender relations in sport (for example sport)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 31, No. 9, pp. 81-84.

2. Stambulova, N.B. (1997), “Assessment of the motor activity of adolescent’s formalized method of self-reports”, Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 27-31.

3. Chermit, C.D., Ebzeev, M.M., Chekunov, N.H. and Bachov C.U. (2007), “Semantics and the relationship between the concepts of "physical culture of personality", "professionally-applied physical culture of personality", "professionally-applied physical training"”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 93-99.

4. Streletskaya, H.E. (3005), Adaptive recreational and educational environment in the system of additional education, dissertation, Maykop.

5. Chermit, C.D. and Aganyan, E.K. (2006), Symmetry, harmony, adaptation, publishing house “SCNC HS SFU”, Rostov-on-Don.

6. Chermit, C.D. and Mametov, K.W. (2007), Physiology development of girls in puberty, publishing house “SCNC HS SFU”, Rostov-on-Don.

Контактная информация: povidlov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.09.2014.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ПВО С ПРИМЕНЕНИЕМ НОРМИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ

НАГРУЗКИ

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Александр Владимирович Борисов, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры; Сергей Александрович Скрипачев, соискатель, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского (Ярославский филиал)

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели физической подготовки курсантов вузов ПВО с использованием нормирования тренировочной нагрузки. Эта модель ориентирована на улучшение показателей работоспособности, физической подготовленности, функционального состояния организма, а также высокую эффективность учебной и военно-профессиональной деятельности курсантов вузов ПВО. Данная модель состоит из целевого, содержательного, организационно-практического, оценочно-критериального компонентов. Все компоненты взаимосвязаны между собой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: педагогическая модель; курсанты; нормирование тренировочной нагрузки; занятия по физической подготовке.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p11-14

PEDAGOGICAL MODEL OF THE PHYSICAL TRAINING OF THE CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF AIR DEFENSE WITH APPLICATION OF

THE TRAINING LOAD RATIONING

Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State Polytechnical University; Alexander Vladimirovich Borisov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, chief of chair; Sergey Aleksandrovich Skripachev, the competitor, The Mozhaisky Military Space Academy (Yaroslavl branch)

Annotation

The article presents the results of the author’s researches on justification of the pedagogical model of physical training for the cadets of the higher education institutions of air defense with application of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.