Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ РЕЖИМОМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ РЕЖИМОМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The longitudinal survey of schoolchildren’s physical development was undertaken for 4 years with the 6-month interval. The schoolchildren of the 4th-7th grades were examined compared to swimmers of the same age (30 boys and 30 girls, 120 children all together). As a result non uniform increase of growth and weigth indicators, those of breast circumference and excursion, vital capacity and hand strength was established. The indicators’ increase depended on age, sex, regime of motor activity and time of the year. Because of girls’ earlier puberty by the age of 12 they went ahead of boys by anthropometric indicators but by the age of 14 boys were again ahead of girls by all the indicators of their physical development. The highest growth of all morphologic indicators in sportsmen and others was established during the period from April till October, i. e., in spring and in summer. Regular swimming lessons promoted not only better physical but also harmonious development of adolescents. At the same time relatively early specialization in swimming hindered girls’ puberty, especially at the age of 13. Thus it was necessary to set standards for physical load and to assess body functional capacity taking account not only of actual but also biological age.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ РЕЖИМОМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

сти 3 м/с и от 39 % до 3,4 раза при беге 3,5 м/с с максимальной разницей в 12 и 13 лет.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что у детей, занимающихся физической культурой только по школьным программам, продолжительность бега «до отказа» и его скорость увеличиваются в возрасте от 6 до 15 лет у мальчиков и от 6 до 13 лет у девочек, после чего они снижаются. Адаптация организма школьников обоего пола к выполнению длительных циклических нагрузок повышается лишь в возрасте до 12—13 лет, а далее наступает ее ослабление. Так, по функциональным возможностям системы энергообеспечения с учетом кислородной стоимости единицы работы при беге с одной и той же скоростью 15-летние мальчики значительно уступают 12-летним. У девочек при беге с одной и той же скоростью (3 м/с) наблюдается резкое (на 30%) увеличение энергозатрат в 12-летнем возрасте по сравнению с энергозатратами у 11-летних школьниц.

Данные различия нарастают с увеличением возраста: 15-летние девочки выполняют физическую работу с еще большими затратами, чем 12-летние, при примерно одинаковой продолжительности бега.

Мы полагаем, что установленное снижение адаптации к физическим нагрузкам на выносливость у школьников (и особенно у девочек) в возрасте 13—14 лет требует более широкого использования в физическом воспитании детей и подростков упражнений, направленных на развитие выносливости.

Л и т е р а т у'р а

1. Балашова Н. Н. Классификация тренировочных нагрузок у юных спортсменов и их структура на этапе углубленной тренировки: циклические виды спорта: Автореф. дне.... канд. мед. наук. — М., 1984.

2. Волков Н. И. // Выносливость у юных спортсменов.—

М„ 1969.— С. 21—67. L

3. Волков Н. И.. Ширковец Е. .4.//Биоэнергетика. — Л., 4 1973. —С. 18—30.

4. Голощапов Б. Р. Развитие выносливости мальчиков 9— 11 лет в процессе совершенствования их физической подготовленности во внеурочное время: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1979.

5. Лилли Р. Патологическая техника и практическая гистохимия: Пер. с англ. — М., 1969.

6. Набагникова М. #. Основы управления подготовкой юных спортсменов. — М., 1982.

7. Прокудин Б. Ф., Голощапов Б. Р., Бакланов JI. Н. ^ и др. // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. — М., 1977. — С. 34—

38.

8. Травин Ю. Г. II Физкультура в школе.— 1976. — № 9.—

С. 7—8. ' J

9. Фрейдберг И. М. // Научная конф. по вопросам возрастной морфологии и физиологии, 1-я: Материалы. — М., с 1952, — С. 123—126. ■

Поступила 16.02.88

Summary. The research specific to the changes in body functioning under the effect of various loads of cyclic character was carried out. The results thus obtained made it possible to analyze sex- and age-specific characteristics of body functional capacities of schoolchildren aged 6-15 (yearly characterictics). It was pointed out that by 13-14 years the schoolchildren, primarily girls, lost some of their adaptation capacity to physical load. The problem could be solved due to additional physical training activities aimed at the development of endurance, the trait being of primary importance for health promotion in schoolchildren.

УДК 371.711.8

В. Я. Еремеев, Л. В. Работникова

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ РЕЖИМОМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ

Пермский педагогический институт

Впервые в данном регионе в динамике проведено исследование физического развития одних и тех же школьников на протяжении 4 лет с интервалом 6 мес. В качестве испытуемых были взяты учащиеся 4-го класса школы № 11 Перми в возрасте 10 лет и спортсмены-пловцы ДЮСШ того же возраста по 30 мальчиков и 30 девочек, всего 120 человек. Все дети принадлежали к основной медицинской группе, были среднего уровня физического развития согласно местным стандартам [2]. С октября 1982 г. по октябрь 1986 г., когда испытуемым исполнилось 14 лет, проведено 9 серий измерений показателей роста, массы, окружности и экскурсии грудной клетки (ЭГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и мышечной силы (МС) кистей по унифицированной методике А. Б. Ставицкой и Д. И. Арон [6]. По соотно-

шению между массой тела, окружностью груди и длиной тела (с учетом функциональных показателей) устанавливали пропорциональность (гармоничность) развития. Степень полового созревания определяли по выраженности половых признаков и наступлению менархе у девочек.

В результате выявлено, что рост мальчиков-неспортсменов 10 лет равнялся 137,9± 1,98 см, а пловцов—141,3±1,12 см (р<0,001). За 4 года рост неспортсменов увеличился на 22,3 см и в 14 лет составил 160,2±1,1 см. У пловцов рост также увеличился на 22,6 см, но поскольку в 10 лет они были на 3,4 см выше, то в 14 лет их рост стал равным 163,9± 1,29 см. У школьников, не занимающихся спортом, наибольшая прибавка в росте наблюдалась с 10 до 11 лет (6,7 см) и с 13 до 14 лет (6,1 см). У спортсменов увели-

чение роста по годам было более равномерным (6—6,4 см в год). Причем те и другие давали большую прибавку в росте с апреля по октябрь, т. е. в весенне-летний период года. За 4 сезонных периода суммарная разница составила

12.7 см против 9,6 см у несиортсменов и 13,6 см против 9 см у пловцов.

Девочки 10 лет неспортсменки имели рост 137,8± 1,77 см, спортсменки—139,8± 1,73 см (р>0,05). Абсолютное увеличение длины тела у не занимающихся спортом к 14 годам составило 21,1 см, а у пловчих — 22,7 см. Поэтому в 14 лет мы зафиксировали достоверную разницу в росте неспортсменок и пловчих — соответственно 158,9+0,83 и 162,5± 1,18 см (/><0,05). Наибольший прирост (6,9—8,2 см) у тех и других происходил от 10 до 12 лет. В последующие два года наблюдалось заметное снижение абсолютного прироста длины тела (2,7—5,4 см). В связи с этим к 12 годам девочки обогнали мальчиков по абсолютным показателям роста у не занимающихся спортом на 3,6 см, у спортсменов на 0,9 см. Это преимущество, хотя и менее выраженное, сохранилось и в 13 лет. К 14 годам мальчики снова обогнали девочек у неспортсменов на 1,3 см, у спортсменов на 1,4 см. Анализ показателей прироста по сезонам года показал, что девочки как и мальчики, больше прибавляют в росте в весенне-летний период, чем в осенне-зимний. За 4 года эта разница составила в среднем 11 см против 10,1 см у неспортсменов и

11.8 см против 10,9 см у спортсменок. Поскольку для исследования отбирали учащихся со средним физическим развитием, то у испытуемых не отмечалось значительных различий в росте: у мальчиков от 136 до 142 см, и у девочек от 132 до 141 см, т. е. рост был в пределах М±1а.

Изучение возрастной динамики массы тела у школьников показало, что у 10-летних мальчиков, не занимающихся спортом, она составляла в среднем 32,1 ±0,74 кг, а у спортсменов — 34,3± ±0,65 кг. В последующие годы происходило скачкообразное увеличение массы, более выраженное в весенне-летний период. За 4 года суммарная величина прироста с апреля по октябрь составила от 10 до 11 кг против 5,5—6,3 кг с октября по апрель. К 14 годам масса тела у неспортсменов увеличилась на 16,5 кг и составила 48,6±0,92 кг, а у пловцов — на 17 кг и достигла 51,3±1,08 кг (/><0,01). При этом наибольшее увеличение массы у неспортсменов приходилось на период от 10 до 11 лет (5,4 кг) и от 13 до 14 лет (5,7 кг). У пловцов наблюдалось более равномерное увеличение массы с возрастом и наибольшая цифра прироста (6,3 кг) отмечена в возрасте от 13 до 14 лет.

Масса тела у девочек, незанимающихся спортом, в 10 лет равнялась в среднем 32,3±0,68 кг, а у спортсменок — 33,5±0,6 кг (р>0,05). За 4 года масса тела у неспортсменок увеличилась на 15,3 кг и в 14 лет равнялась 47,6±1 кг и у

спортсменок — на 17,2 кг и составила 50,7± ±0,9 кг. Наибольший абсолютный прирост массы тела у неспортсменок приходится на период с 11 до 12 лет (5 кг), а у пловчих — с 11 до 12 лет (6 кг) и с 13 до 14 лет (5,1 кг). С учетом сезона года девочки, подобно мальчикам, больше увеличивали массу в весенне-летний период, чем в осенне-зимний. Следует отметить, что исходная масса как мальчиков, так и девочек была в пределах М±1 о и достаточно высоко коррелировала с ростом (г от 0,55 до 0,6).

Окружность грудной клетки (ОГК) с 10 до 14 лет у мальчиков-неспортсменов увеличилась с 65±0,68 до 80±1,04 см и у пловцов —с 68±0,47 до 83±0,86 см. При этом наибольший прирост абсолютных величин ОГК наблюдался с 10 до

11 лет (4,8—7,5 см), в остальные годы цифры прироста составляли от 2 до 4,5 см. Учитывая сезонное изменение ОГК, мы отметили увеличение ее с апреля по октябрь суммарно за 4 года от 8 до 9 см, а с октября по апрель — от 6 до 6,5 см. У девочек, не занимающихся спортом, ОГК за 4 года увеличилась на 17,2 см (с 63± ±0,59 до 80,2±0,55 см) и у пловчих — на 19 см (с 66±0,59 до 85±0,65 см). По годам наибольшее увеличение отмечено с 10 до 12 лет (от 5 до 8 см) и с 12,5 до 14 лет (от 1 до 4,5 см). За 4 весенне-летних сезона увеличение ОГК у неспортсменок составило 9,2 см, у спортсменок — 10,3 см, а за 4 осенне-зимних сезона — соответственно 8 и 8,7 см. Можно отметить также, что до

12 лет ОГК была больше у мальчиков — спортсменов и неспортсменов. С 12,5 лет в связи с более ранним половым созреванием и интенсивным развитием молочных желез величины ОГК вплоть до 14 лет были большими у девочек.

ЭГК у мальчиков-неспортсменов 10 лет равнялась 6±0,13 см, у пловцов — 7±0,04 см (р< <0,001). Затем до 12 лет наблюдалось заметное увеличение ЭГК до 6,9±0,13 см у не занимающихся спортом и до 7,7±0,2 см у пловцов. С 12 до 14 лет ЭГК у неспортсменов уменьшилась до 6,5±0,12 см и у пловцов — до 7,5±0,14 см. В итоге за 4 года отмечено увеличение ЭГК у тех и других всего на 0,5 см.

Исходные цифры ЭГК у девочек-неспортсменок 6±0,09 см, спортсменок 6,5±0,08 см. К 12 годам отмечено увеличение ЭГК у неспортсменок до 6,9±0,27 см, у пловчих до 7,8±0,15 см. Затем, так же как и у мальчиков, к 14 годам ЭГК у не занимающихся спортом уменьшилась до 6± ±0,18 см и у спортсменок — до 7,5±0,14 см. Таким образом, к 14 годам ЭГК у неспортсменок стала такой же, как в 10 лет, а у спортсменок увеличилась на 1 см.

ЖЕЛ у мальчиков-неспортсменов 10 лет равнялась 1960±31,8 мл, спортсменов — 2360± ±54,3 мл (/><0,001). К. 14 годам она увеличилась у неспортсменов до 3260±67,7 мл, у пловцов до 3880±80,1 мл. Наибольшее увеличение ЖЕЛ у неспортсменов наблюдалось с 10 до 11

лет (390 мл) и с 13 до 14 лет (445 мл). По средним показателям ЖЕЛ пловцов во все годы была на 350—450 мл больше (р<0,001), чем у 'неспортсменов. Как и другие показатели, ЖЕЛ больше увеличивалась в весенне-летний период: суммарно за 4 года 720—760 мл против 540— 590 мл за 4 осенне-зимних периода.

У девочек-неспортсменок ЖЕЛ в 10 лет равнялась 1720±36,3 мл и у спортсменок — 2120± ±45,6 мл (р<0,001). За 4 года произошло увеличение этого показателя у неспортсменок на 1060 мл, у спортсменок на 1380. В 14 лет ЖЕЛ у неспортсменок составляла 2780±80,1 мл и у спортсменок— 3500±64,5 мл (р<0,001). При этом с апреля по октябрь увеличение также было большим, чем с октября по апрель. Анализ динамики ЖЕЛ по годам показал, что у неспортсменок наибольшее увеличение абсолютных показателей ЖЕЛ произошло с 10 до 12 лет, а у пловчих — с 10 до 13 лет.

МС правой кисти у мальчиков-неспортсменов 10 лет равнялась 16,8±0,45 кг, а у пловцов — 19±0,48 кг (р<0,001). За 4 года у не занимающихся спортом она увеличилась на 14,2 кг и в 14 лет составляла 31 ±0,32 кг. У спортсменов увеличение МС равнялось 15,2 кг, и в 14 лет она достигла 34,2±0,92 кг. Анализ прироста по годам показал, что МС правой кисти как у неспортсменов, так и у пловцов больше увеличивалась с 10 до 13 лет — от 3,5 до 5 кг в год, а с 13 до 14 лет увеличение составило 1,5—2,7 кг.

МС левой кисти у неспортсменов 10 лет составляла 14,9±0,36 кг, а у спортсменов—17± ±0,56 кг (р<0,002). За 4 года произошло увеличение этого показателя у неспортсменов на 15,1 кг и в 14 лет он стал равным 30±1,04 кг. У пловцов отмечено увеличение МС левой кисти на 15,7 кг, и в 14 лет она достигла 32,7± ±0,8 кг. По годам наибольшее увеличение МС левой кисти было также с 10 до 13 лет — от 3,8 до 4,7 кг, а с 13 до 14 лет от 1,6 до 2,7 кг. По сезонам года большее увеличение МС кистей обеих рук наблюдалось также в весенне-летний период.

Учитывая то, что дети одного календарного • возраста могут существенно отличаться друг от друга по уровню морфологической зрелости организма [1, 4, 5], мы определяли также степень полового созревания наших испытуемых. По уровню развития и степени выраженности вторичных половых признаков (развитию волос на лобке—Р, в подмышечной впадине — Ах, развитию грудных желез — Ма) нами были выделены следующие 4 стадии полового созревания: 1 — отсутствие вторичных половых признаков, II — слабое развитие (у мальчиков Ахо,1Рь у девочек Ма1Ах0,1Р1), III — среднее развитие (Ах^Рг и Ма2Ах1,2Р2), IV — сильное развитие (Ах2,зРз,4 и Ма3Ах2,зРз). При этом учитывалось, что у девочек наиболее объективный показатель полового созревания — возраст менархе (Ме), у мальчи-

ков — возраст появления первых волос на лобке (Р.) [1,3].

По нашим данным, у мальчиков слабое развитие вторичных половых признаков отмечено в

II лет (2 человека). В 12 лет уже у 8 человек из 60 (13,4 %) наблюдались II и III стадии. Заметное развитие вторичных половых признаков у мальчиков начинается в 13 лет. В этом возрасте 27 человек (45) имели II и III стадии и 2 (3,3%)—IV. В 14 лет уже у 80% мальчиков констатировано выраженное развитие вторичных половых признаков, среди них у 25 была И, у 46,6 % — III и у 8,4 % — IV стадия полового созревания. При этом мы не обнаружили существенной разницы в половом созревании между спортсменами и неспортсменами.

Половое созревание девочек, по нашим данным, начиналось на 1,5—2 года раньше, чем у мальчиков. Уже в 10 лет 6 из них имели выра- ^ женные вторичные половые признаки. В 11 лет таких девочек стало 28 (46,7 %). В 12 лет толь- -ко у 7 девочек отсутствовали вторичные половые ■ признаки; II стадию развития имели 32 девочки,

III — 19 и IV —2. Таким образом, у 88,3% 12-летних девочек установлены достаточно выраженные вторичные половые признаки и у 5 из них наблюдалось менархе. В 13 лет все обследованные девочки имели вторичные половые признаки. Их слабое развитие отмечено у 9 девочек, среднее — у 38 и сильное — у 13. У 36 (60 % обследованных) наблюдалось менархе. В 14 лет у большинства девочек (95 %) было среднее и сильное и только у 5 % — слабое развитие вторичных половых признаков. Среди них 55 девочек имели менархе. Этот главный признак, определяющий уровень полового созревания девочек, 4 мы обнаружили впервые у двух неспортсменок

в возрасте 11 лет со средним уровнем развития. В 12 лет из 5 девочек, имеющих менархе, толь-ко одна была спортсменкой; в 13 лет спортсменок было 8 из 36 девочек и в 14 лет — 26 из 55. -Следовательно, большие физические нагрузки тормозят половое созревание девочек, особенно в возрасте до 13 лет.

После определения уровня биологического развития каждого учащегося оценивалось его мор-фофункциональное состояние. С этой целью использованы шкалы регрессии (по длине тела), а также возрастные стандарты ЖЕЛ и МС кистей.

Гармоничным считалось такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствовали должным при данном росте или отличались от них не более чем на одну сигму (Ai±la). Превышение массы тела более чем на одну сигму за счет развития мускулатуры также позволяло считать развитие гармоничным. При гармоничном развитии функциональные показатели соответствовали возрастным нор- * мам или превышали их.

Анализ особенностей морфофункционального статуса 10-летних школьников со средним уров-

— и —

нем физического развития по местным стандартам показал, что среди пловцов гармонично развитыми оказались 93 % мальчиков и 91,3 % девочек. В группе неспортсменов гармонично развитых мальчиков было 78,2 % и девочек—80 %. До 12 лет процент гармоничности у этих подростков почти не менялся. К 13 годам в группе спортсменов гармоничность заметно снизилась в основном за счет значительного увеличения размеров грудной клетки. У мальчиков она составила 86,6%, у девочек — 84,3%. В группе неспортсменов гармонично развитых стало больше: среди мальчиков 80,2%, среди девочек 84,7%. У не занимающихся спортом дисгармоничность была обусловлена в основном избыточной массой тела, особенно у девочек, и только 2,6 % испытуемых имели дефицит массы. К 14 годам гармоничность пловцов осталась почти на том же уровне, у неспортсменов произошло снижение ее в группе девочек до 81,7 %.

Выводы. 1. Исследование физического развития школьников от 10 до 14 лет показало, что увеличение антропометрических и физиометри-ческих показателей происходит неравномерно и зависит от возраста, пола, режима двигательной активности и времени года.

2. Наибольший прирост всех исследуемых показателей физического развития отмечен с апреля по октябрь, т. е. в весенне-летний период, когда школьники занимаются физическими упражнениями преимущественно на свежем воздухе и получают больше свежих овощей и фруктов, богатых витаминами.

3. В связи с более ранним половым созреванием девочки к 12 годам обгоняют мальчиков по показателям роста, массы, окружности и экскурсии грудной клетки. Однако к 13,5 годам эти показатели у мальчиков приближаются к таковым у девочек, а в 14 лет мальчики обгоняют девочек по всем антропометрическим и физиометриче-ским данным.

4. Регулярные занятия плаванием способствуют гармоничному развитию подростков. В то же

время относительно ранняя специализация в плавании тормозит половое созревание девочек, особенно в возрасте до 13 лет.

5. В связи с половыми и возрастными особенностями физического развития школьников, учителя физкультуры и тренеры по отдельным видам спорта должны индивидуально нормировать физические нагрузки и оценивать функциональные возможности организма с учетом не только паспортного, но и биологического возраста.

Литература

1. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей,—М.. 1976.

2. Калиберный В. В.. Чижевский Г. Б., Чернышева Э. С. и др. Оценочные таблицы физического развития школьников города Перми. — Первь, 1982.

3. Левенец С. А. // Гиг. и сан. — 1979. — № 1. — С. 25— 28.

4. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. — М„ 1968.

5. Сердюковская Г. Н. // Гиг. и сан.— 1981, —№ 12.— С. 50—53.

6. Ставицкая А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. — М., 1959.

Поступила 28.01.88

Summary. The longitudinal survey of schoolchildren's physical development was undertaken for 4 years with the 6-month interval. The schoolchildren of the 4th-7th grades were examined compared to swimmers of the same age (30 boys and 30 girls, 120 children all together). As a result nonuniform increase of growth and weight indicators, those of breast circumference and excursion, vital capacity and hand strength was established. The indicators' increase depended on age, sex, regime of motor activity and time of the year. Because of girls' earlier puberty by the age of 12 they went ahead of boys by anthropometric indicators but by the age of 14 boys were again ahead of girls by all the indicators of their physical development. The highest growth of all morphologic indicators in sportsmen and others was established during the period from April till October, i. е., in spring and in summer. Regular swimming lessons promoted not only better physical but also harmonious development of adolescents. At the same time relatively early specialization in swimming hindered girls' puberty, especially at the age of 13. Thus it was necessary to set standards for physical load and to assess body functional capacity taking account not only of actual but also biological age.

УДК 613.6:331.361

А. Д. Храмцова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ «КВАНТОВ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОЧНИКОВ

Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования, Ленинград

В решениях XXVII съезда КПСС предусмотрено дальнейшее развитие средних профтехучилищ как важнейшего источника пополнения народного хозяйства кадрами высококвалифицированных рабочих [6].

Среди многих проблем, которые определяют

успешное решение поставленных задач по подготовке рабочих кадров для строительства, проблемы повышения качества производственного обучения занимает особое место.

Механизация строительных работ, в том числе и отделочных, вызвала изменения в содержании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.