Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК, РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК, РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
696
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIAR FEATURES OF PHYSICAL AND SEXUAL DEVELOPMENT OF GIRLS REGULARLY GOING IN FOR SPORT

Examinations of 300 sport-girls aged 11 to 17 years, 95 of them having had moderat physical loads and 205— high ones, showed that the regular going in for sport aids the harmonic physical development of adolescent girls. Moderate physical loads at puberty age had no noticeable effect on the sexual development process, high ones retarded it. Disturbances of menstrual functions occurred more often among girls going in for sport than among those that did not go: opsomenorrhea or secondary amenorrhea were noted in 16.7 per cent of cases with moderate physical loads and in 24.8 per cent of cases with high loads.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК, РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ»

the incidence order of a number of age and sex signs, it was found to depend on the data classification means and the presence of children with obesity; an attempt was made to find the genesis of this phenomenon. The fact of right-side asymmetry should be taken into account in scientific substantiation of the problems conected with evaluation of the physical development in pediatrics and childhood hygiene.

УДК в 13.71/.72-053.2-07:[в 12.661 +572.51

С. А. Левенец

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК, РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Харьковский научно-исследовательский институт охраны здоровья детей и подростков им. Н. К. Крупской ,

Занятия физкультурой и спортом оказывают положительное влияние на состояние здоровья человека, способствуют совершенствованию его физических качеств. Имеющиеся в современной литературе сведения о характере воздействия спортивных нагрузок на развивающуюся женскую половую систему немногочисленны и противоречивы (Р. В. Силла; С. А. Манилова; БесШак и соавт,).

В настоящей работе представлены материалы о характере физического и полового развития 300 девочек в возрасте от 11 до 17 лет, регулярно занимающихся спортом. Все девочки в зависимости от спортивных нагрузок были разделены на 2 группы. Первую составили 95 учениц общеобразовательных школ, занимающихся в школьных спортивных секциях (тренировки 4—8 ч в неделю, умеренные нагрузки), вторую — 205 учениц специализированных школ спортивного профиля (тренировки 10—20 ч в неделю, большие нагрузки). Распределение девочек по группам и возрасту представлено в табл. 1.

В обследованных группах проанализированы показатели роста, массы тела, сагиттального (СД) и трансверзального (ТД) диаметров грудной клетки, наружные размеры таза, а также годовые приросты размеров грудной клетки и таза. Характер физического развития оценивали с использованием линейных диаграмм, разработанных А. А. Сычевым и соавт. Физическое развитие относили к гармоничному в тех случаях, если масса тела находилась в пределах М±\а относительно среднего возрастного росто-массового показателя, а также когда превышение массы до + 2а было обусловлено не избыточным жироотложением, а развитием мышечной массы. Степень полового созревания определяли по методике, предложенной Л. Г. Тумилович и соавт., с вычислением балла полового развития. Статистическую обработку материала проводили на ЭВМ БЭСМ-4.

Результаты исследования сравнивали с данными, полученными сотрудниками отделения гинекологии детей и подростков Харьковского научно-исследовательского института охраны здоровья детей и подростков им. Н. К. Крупской, в 1976 г. при осмотрах школьников того же возраста

Таблица 1

Возраст обследованных девочек по группам

Возраст, годы

Группа обследованных И 12 13 14 16 16 17 Всего

Умеренные нагрузки Большие нагрузки 29 14 26 28 30' 21 37 20 30 12 25 28 95 205

7 общеобразовательных школ Харькова (Л. Т. Волкова, В. Г. Васильева, С- А. Левенец, В. П. Ромаева, Л. И. Слинько).

Проведенное исследование показало, что умеренные регулярные спортивные нагрузки улучшают показатели физического развития девочек. Негармоничное физическое развитие у спортсменок этой группы встречается в */2 раза реже, чем у девочек, не занимающихся спортом. Характер физического развития девочек, имеющих большие тренировочные нагрузки, зависит от вида спортивной специализации. Среди спортсменок, занимающихся легкой атлетикой, ухудшенное физическое развитие выявлено лишь в 9,1% наблюдений, у лыжниц и пловчих — в 12,4%, у юных гимнасток частота его достоверно не отличалась от показателей, характерных для учащихся общеобразовательных школ (31,7 и 36,4% соответственно). Среди спортсменок девочек с плохим физическим развитием не было.

Размеры грудной клетки и таза у девочек-спортсменок, имеющих умеренные физические нагрузки, во всех возрастных группах статистически не отличались от тех же параметров в контрольной группе. Исключение представляли 15-летние спортсменки, у которых ТД и наружный прямой размер таза были меньше, чем у девочек, не занимающихся спортом (Р = 0,02). Эти различия обусловлены особенностями темпов годовых приростов изучаемых величин: если в контрольной группе отмечался выраженный пик годовых приростов поперечных размеров тела (между 14 и 15 годами), у спортсменок зарегистрированы минимальный прирост наружного прямого размера таза и незначительное увеличение ТД.

Сагиттальные трансверзальные размеры тела у учениц специализированных спортивных школ, как и гармоничность физического развития, имеют свои особенности, которые зависят от вида спортивной специализации. У лыжниц и легкоатлеток во всех возрастных группах СД был таким же, как и в контрольной группе. ТД в 15 лет у них был достоверно выше, чем у девушек-неспортсменок (Р < 0,001). К 16 годам у легкоатлеток эти различия сглаживались, а у лыжниц показатели оставались более высокими, чем в контроле (Р < 0,05). Размеры грудной клетки у юных гимнасток во всех возрастных группах были меньше, чем у учащихся общеобразовательных школ (Р С 0,001).

На развитие таза усиленные спортивные тренировки также оказывают заметное влияние. У девочек, занимающихся легкой атлетикой, только в 13 и 17 лет не выявлено статистически значимых различий наружных размеров таза по сравнению с контрольной группой. В 12, 14, 15 и 16 лет все размеры таза у них больше, чем у девочек, не занимающихся спортом. У лыжниц и пловчих размеры таза в среднем не отличались от контрольных данных. У гимнасток до 14 лет все наружные размеры таза отставали от таковых в контроле (Я < 0,001). В 14 лет достоверно ниже оставался только межтро-хантериальный размер. С 15 лет снова обнаруживалось отставание всех наружных размеров таза независимо от показателя роста девушки-гимнастки.

Таким образом, регулярные спортивные тренировки большой интенсивности у юных гимнасток приводят к уменьшению размеров грудной клетки и таза, а у легкоатлеток и лыжниц наблюдается достоверное увеличение некоторых из этих величин.

Немаловажное значение при анализе показателей физического развития девушек придается оценке пропорциональности телосложения. Нами обнаружена положительная корреляционная связь между размерами грудной клетки и некоторыми наружными размерами таза, усиливающаяся в 15— 17 лет (табл. 2).

Как видно из табл. 2, наиболее слабая корреляционная связь отмечается между межакромиальным размером грудной клетки и <1. ^осЬаг^. у девочек, занимающихся легкой атлетикой. Это обусловлено, вероятно, тем, что у них при разной спортивной специализации происходит неравномерное распределение нагрузок на определенные мышечные группы: у мета-тельниц значительно развиты мышцы плечевого пояса, а у специализирую-

Таблица 2

Коэффициент корреляции (г) между размерами грудной клетки и таза у девочек-спортсменок в 15—17 лет

Размеры грудной клетки и таза Коэффициент корреляции (г)

умеренные нагрузки большие легкая атлетика нагрузки гимнастика, плавание

ТД — d. cristarum 0,66 0,56 0,58

СД—Con. externa 0,70 0,68 0,65

Межакромиальный

размер — d. trocha- 0,61

nt. 0,59 0,12

щихся в беге и прыжках — мышцы брюшного пресса и нижних конечностей.

Как известно, у большинства девочек первые признаки полового созревания появляются в 10—11 лет. Среди обследованных девочек-спортсменок ту или иную стадии развития вторичных половых признаков в 11 лет имели 33,3% девочек. Большие спортивные нагрузки тормозили развитие вторичных половых признаков особенно заметно до 13 лет. У гимнасток достоверно низкими они оставались до 16 лет. Важным является вопрос о темпах полового созревания, замедление или ускорение которых может привести к нарушению полового развития. О темпах полового созревания мы судили по годовым приростам балла полового развития (БПР) и балла развития вторичных половых признаков (БВПП). Темпы годовых приростов БПР и БВПП у девочек, имеющих умеренные физические нагрузки, и у учащихся специализированных спортивных школ, занимающихся легкой атлетикой, не отличались от таковых у девочек-неспортсменок, имеющих средний рост. Темпы годовых приростов у лыжниц, пловчих и гимнасток при больших тренировочных нагрузках имели ту же закономерность, что и у учащихся общеобразовательных школ с низкими показателями роста. В норме наиболее быстрые темпы развития вторичных половых признаков, наблюдались между 12 и 13 годами, у гимнасток и лыжниц отмечался второй подъем приростов БПР и БВПП между 14 и 15 годами.

Нарушение последовательности появления вторичных половых признаков у спортсменок отмечено в 6% всех наблюдений. Дефинитивных стадий развития вторичные половые признаки достигли к 15—16 годам у 73,9% девочек, занимающихся в школьных спортивных секциях, и лишь у 50,3% учащихся школ спортивного профиля, в то время как у девочек, не занимающихся спортом, этот показатель был равен 88,5%.

Одним из главных признаков, определяющих уровень полового созревания, является наличие менструаций и их характер. Из 300 обследованных девочек менструирующих было 182. Средний возраст менархе у девочек, имеющих умеренные физические нагрузки, составил 12 лет 3 мес ± 1,5 мес и не зависел от возраста, с которого начались регулярные занятия спортом. Ученицы специализированных спортивных школ, занимающиеся легкой атлетикой и лыжным спортом, начинали менструировать на 3—5 мес позже, однако различия эти были статистически недостоверны. У гимнасток первые менструации запаздывали по сравнению с остальными девочками в среднем на у2 года, появляясь в 14 лет 2 мес ± 1 мес, что обусловлено, вероятно, тормозящим влиянием больших спортивных нагрузок на процесс полового созревания в условиях ранней спортивной специализации.

Нарушения менструальной функции у девочек-спортсменок наблюдаются чаще, чем у незанимающихся спортом, у которых эта патология регистрировалась в 7,5% случаев. У девочек, занимающихся в школьных спортивных секциях, расстройства менструальной функции выявлены в 16,7%, а у учащихся специализированных школ спортивного профиля — в 24,8% случаев. Наиболее часто нарушения менструальной функции отмечались у лыжниц-гонщиц и у гимнасток и проявлялись обычно в виде опсоменореи и вторичной аменореи, реже наблюдались гиперполименорея и ювенильные маточные кровотечения. Установлено, что в большинстве случаев расстрой-

ства менструальной функции возникали у девушек, начавших регулярные спортивные тренировки с препубертатного возраста или в первый год после менархе, а также у девушек, применяющих интенсивные тренировочные нагрузки в дни менструального кровотечения.

Задержка полового развития у девочек-, имеющих умеренные физические нагрузки, выявлялась примерно с такой же частотой, что и у неспортсменок (в 8,2% случаев). При больших тренировочных нагрузках эта патология регистрировалась значительно чаще (в 24,1%), наиболее часто у гимнасток (42,1%). Важно отметитЬ, что если обычно задержка полового развития сочетается с ухудшенным или плохим физическим развитием, то у половины девочек-спортсменок с задержкой полового развития физическое развитие было гармоничным.

Выводы

1. Регулярные занятия спортом способствуют гармоничному развитию девочек-подростков. В то же время, относительно ранняя специализация в некоторых видах легкой атлетики приводит к нарушению пропорциональности телосложения девушек.

2. Умеренные физические нагрузки в пубертатном возрасте существенно не влияют на процесс полового созревания, большие спортивные нагрузки оказывают на него тормозящее влияние, особенно заметно до 13 лет.

3. Нарушения менструальной функции у девочек-спортсменок отмечаются чаще, чем у незанимающихся спортом, проявляясь обычно в виде

опсоменореи или вторичной аменореи. *

ЛИТЕРАТУРА. Манилова С. А. Влияние занятий спортивной гимнастикой и плаванием на половое созревание девочек. Автореф. дис. канд. М., 1977. -Мельникова М. М. — Вопр. охр. мат., 1975, №11, с. 72—76. — Сияла Р. В. — Вестн. АМН СССР, 1972, №4. с. 81—88. — С ы ч е в А. А., Яровой Г. С., Королева 3. Г. и др. — Линейные диаграммы для оценки физического развития школьников, проживающих в городах Украины. Харьков, 1977. — Тумилович Л. Г., Сальникова Г. П., Дзюба Г. И.— Акуш. и гин., 1975, № 3, с. 54—56. — S е d I i a k; М., Н о г а к С., Р 1 е с к о -vi J. — Csl. Gynek., 1966, v. 31, p. 759—762.

Поступила 4/V 1978 r.

PECULIAR FEATURES OF PHYSICAL AND SEXUAL DEVELOPMENT OF GIRLS REGULARLY GOING IN FOR SPORT

S. A. Levenets

Examinations of 300 sport-girls aged 11 to 17 years, 95 of them having had moderat physical loads and 205— high ones, showed that the regular going in for sport aids the harmonic physical development of adolescent girls. Moderate physical loads at puberty age had no noticeable effect on the sexual development process, high ones retarded it. Disturbances of menstrual functions occurred more often among girls going in for sport than among those that did not go: opsomenorrhea or secondary amenorrhea were noted in 16.7 per cent of cases with moderate physical loads and ¡п^24.8 per cent of cases with high loads.

I

УДК 371.7:727.1

M. А. Еремненко

УЧЕТ В ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЯХ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ ХАРАКТЕРА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Ростовский инженерно-строительный институт

Внедрение новых методов и средств обучения обусловило необходимость использования кабинетной системы, предусматривающей организацию учебных кабинетов и лабораторий по всем предметам для учащихся 5—10-х классов. Обучение по традиционной классно-урочной системе учащихся 1—8-х классов проводилось в закрепленных классных помещениях и лишь учащих-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.