Научная статья на тему 'Особенности соматометрических и функциональных показателей детей младшего школьного возраста с разным двигательным режимом, проживающих в г. Ташкенте'

Особенности соматометрических и функциональных показателей детей младшего школьного возраста с разным двигательным режимом, проживающих в г. Ташкенте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности соматометрических и функциональных показателей детей младшего школьного возраста с разным двигательным режимом, проживающих в г. Ташкенте»

© Алимарданова МА., 2009

М.А. Алимарданова

ОСОБЕННОСТИ СОМАТОМЕТРИЧЕСКИХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ РЕЖИМОМ, ПРОЖИВАЮЩИХ В г. ТАШКЕНТЕ

НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний МЗ РУз, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Результаты исследований отечественных авторов свидетельствуют о наблюдающейся акселерации физического развития (ФР) и снижении физиометри-ческих показателей у современных детей, подростков и молодежи, по сравнению с аналогичными показателями сверстников 70-х годов прошлого века [1-3]. Основной причиной при этом авторы называли малоподвижный образ жизни обследованного контингента. В то же время развитию физической культуры и спорта в Республике Узбекистан уделяется большое внимание и на эти цели расходуются большие средства. В последнее время на территории Узбекистана функционируют более 148 стадионов, 4,7 тыс спортивных залов, 128 плавательных бассейнов, 1842 стрелковых тира, более 21 тыс различных игровых площадок и полей [4]. Известно, что создание оптимального двигательного режима, способствующего укреплению здоровья и физическому совершенствованию подрастающего поколения, является важной гигиенической задачей. Актуальность этой задачи возрастает в современных условиях республики, когда гипокинезия становится привычным образом жизни не только во взрослом, но в подростковом и детском возрастах. Так, по данным отечественных ученых, выявлено, что среди юношей-курсантов военных училищ и военнослужащих 18-27-летнего возраста 40,3% занимались каким-либо видом спорта [1]. Сравнительный анализ результатов обследования учащихся разных типов учебных заведений показал, что подростки старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента ведут относительно наиболее активный образ жизни, т.е. 15% из них занимались спортом; среди учащихся академических лицеев посещали занятия в спортивных секциях 6,3%, а профессионально-технических колледжей - 4% [5]. Тогда как по данным Л.А. Пономаревой и соавт. [6], регулярно занимаются физкультурой и спортом 20-25% выпускников школ.

Целью настоящей работы являлось проведение сравнительной оценки соматометрических и физио-метрических показателей учащихся в зависимости от уровня их двигательной активности (ДА).

Обследованию подлежали учащиеся 1-4-х классов (от 7 до 10 лет) узбекской национальности общеобразовательных школ г. Ташкента. Для получения точной информации о количественном составе детей, занимающихся спортом, проведен анкетный опрос 902 детей. Для проведения сравнительной оценки изученных показателей учащихся с разным уровнем двигательного режима были отобраны 786 детей, т.к. из всего контингента опрошенных исключены дети, занимающиеся в подготовительной и специальной медицинской группах по физическому воспитанию, посещающие одновременно занятия по двум видам спорта, занятия по играм в шашки и шахматы, а также дети, занимающиеся менее 1 ч в неделю или нерекомендуемыми видами спорта по возрастно-половому критерию. Дети обоего пола группировались с интервалом в один год. Насыщенность возрастно-половых групп колебалась от 94 до 100 человек. Использовали метод сравнительной оценки двигательных режимов, различных по организации. I режим, предусмотренный «Программой по физическому воспитанию для учащихся 1-4-х классов общеобразовательных школ Республики Узбекистан» [7] и характерный для учащихся 1-й (контрольной) группы (600 детей, из них 290 мальчиков и 310 девочек). По II режиму воспитывались дети 2-й (экспериментальной) группы (186 детей, из них 105 мальчиков и 81 девочка), дополнительно занимающиеся спортом 2-3 раза в неделю по 1-1,5 ч. Для изучения и оценки уровня соматометрических показателей ФР и функционального состояния дыхательной и мышечно-двигательной систем у учащихся изучены следующие показатели: масса (МТ) и длина тела (ДТ); окружность грудной клетки (ОГК) в покое, при максимальном вдохе и выдохе;

Контактная информация:

Алимарданова Мукаддас Абдуллаевна - аспирант НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Республики Узбекистан

Адрес: 100056 г. Ташкент, Мирзо-Улугбекский район, ул, Олтинтепа, 325 Тел.: (371) 266-69-54

Статья поступила 29.09.09, принята к печати 30.09.10.

жизненная емкость легких (ЖЕЛ); частота дыхания (ЧД); задержка дыхания на вдохе (ЗД); мышечная сила (МС) правой (МС1) и левой (МС2) кистей рук; мышечная выносливость (МВ) правой руки (МВ1), плечевого пояса (МВ2) и спины (МВ3). Проведены расчеты: экскурсии грудной клетки (ЭГК) по разности величин ОГК на вдохе и выдохе; должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ) с помощью эмпирических формул, предназначенных для детей от 4 до 17 лет: отдельно для мальчиков (4,53 • длина тела (м) - 3,99) и девочек (3,75 • длина тела (м) - 3,155).

Определено, что из всего контингента опрошенных только 258 детей (28,6%) занимались каким-либо видом спорта, из них 48 учащихся (18,6%) регулярно занимались в спортивных секциях без учета состояния здоровья (5,8%), возраста и пола (12,8%); 3% учащихся занимались лишь 1 раз в неделю по 1 ч; около 3% детей занимались одновременно двумя видами спорта и более 3% -шашками и шахматами.

Анализ результатов исследования 786 учащихся показал, что ДТ у мальчиков 1-й группы в 7 лет равнялась 123,2±0,62 см, в 8 лет - 126,3±0,67 см, в 9 лет - 131,6±0,75 см и в 10 лет - 136,6±0,73 см, а у занимающихся спортом - соответственно 122,9±1,42; 127,2±1,11; 131,3±0,82 и 137,2±1,01 см. Не отмечено достоверной разницы между показателями ДТ мальчиков разных возрастных групп, занимающихся и не занимающихся спортом. За 3 года ДТ у мальчиков 1-й группы увеличилась на 13,4 см, а у мальчиков 2-й группы - на 14,3 см. У мальчиков, не занимающихся спортом, наибольшая прибавка ДТ наблюдалась в возрастной период с 8 до 9 лет (5,3 см), у спортсменов наибольшее увеличение ДТ отмечено на год позже, т.е. в 9-10 лет (5,9 см). Девочки 1-й группы в 7, 8, 9 и 10 лет имели ДТ соответственно 121,4±0,58; 125,3±0,61; 128,4±0,64 и 135,7±0,75 см, тогда как 2-й группы - соответственно 121±1,14; 125±1,53; 128,1±1,13 и 136,8±1,35 см. У девочек 1-й группы ДТ в 7-9 лет несколько выше, чем у сверстниц 2-й группы (р>0,05). Абсолютное увеличение ДТ от 7 до 10 лет у девочек 1-й группы составило 14,3 см, у девочек 2-й группы - 15,8 см. Наибольший прирост ДТ у девочек 1-й и 2-й групп происходил в возрастной период 9-10 лет (соответственно 7,3 и 8,7 см).

Изучение возрастной динамики МТ у школьников показало, что у 7-летних мальчиков, не занимающихся спортом, она составляла в среднем 23,9±0,4 кг, у 8-летних - 25,5±0,43 кг, у 9-летних - 29,3±0,62 кг и у 10-летних - 31,3±0,57 кг, а у спортсменов -соответственно 23,3±0,89; 25,8±0,67; 28,4±0,75 и 32,1±0,75 кг. Максимальное увеличение МТ, как и ДТ, происходило у мальчиков 1-й группы в 8-9 лет и у мальчиков 2-й группы - в 9-10 лет. За 3 года суммарная величина прироста МТ в 1-й группе составила 7,4 против 8,8 кг во 2-й группе, т.е. МТ у мальчиков, не занимающихся спортом, увеличивалась на 2,5 кг в год, а у спортсменов - на 2,9 кг в год. МТ девочек, не занимающихся спортом, в 7 лет равнялась в среднем 22,2±0,32 кг, в 8 лет - 24,8±0,48 кг, в 9 лет -26,7±0,51 кг, а у спортсменок - соответственно 22,4±0,72; 24,3±1,21 и 26,6±0,79 кг. За 3 года МТ дево-

чек 1-й группы увеличилась на 7,9 кг и в 10 лет составляла 30,1±0,56 кг; у девочек 2-й группы - увеличение за 3 года было на 1 кг больше и в 10 лет составляло 31,3±0,99 кг. Наибольший абсолютный прирост МТ у девочек двух групп, различающихся по уровню ДА, приходился на период с 9 до 10 лет: у не спортсменок -3,4 кг, у спортсменок - 4,7 кг.

ОГК в состоянии покоя с 7 лет до 10 лет у мальчиков 1-й группы увеличилась с 60,9±0,37 до 66,3±0,51 см (прирост за 3 года - 5,4 см) и у сверстников 2-й группы - с 60,2±0,44 до 67,5±0,54 см (прирост за 3 года - 7,3 см). При этом наибольший прирост абсолютных величин ОГК, также как по ДТ и МТ, у мальчиков 1-й группы наблюдался в 8-9 лет (2,6 см), у мальчиков 2-й группы - в 9-10 лет (3,4 см), в остальные годы цифры прироста составляли 1,1-1,4 см. У девочек 1-й группы ОГК за 3 года увеличилась на 6,4 см (с 58,7±0,28 до 65,1±0,48 см) и у сверстниц 2-й группы - на 6,2 см (с 59,9±1,02 до 66,1±0,81 см). По годам наибольшее увеличение ОГК у девочек обеих групп отмечено с 9 до 10 лет (3,2 и 3,4 см соответственно в 1-й и 2-й группах). Прирост ОГК за обследованный возрастной период у мальчиков экспериментальной группы составил в среднем 2,4 см, а у их сверстников, не занимавшихся спортом, - 1,8 см в год. За возрастной период с 7 до 10 лет увеличение ОГК у девочек разных по уровню физической активности групп равен 2,1 см в год.

Анализ данных функциональных параметров дыхательной системы показал, что ЖЕЛ у мальчиков контрольной группы в 7 лет равнялась 1424,7±23,7 мл, у сверстников, занимающихся спортом, - 1478,9±52,7 мл. К 10 годам ЖЕЛ увеличилась в 1-й группе мальчиков до 1728,8±35,9 мл или на 21,3%, во 2-й - до 1858,8± 44,1 мл или на 25,7%. Наибольшее увеличение ЖЕЛ в контрольной группе мальчиков отмечено в 8-9 лет (135,9 мл), а в экспериментальной - в 9-10 лет (186,9 мл). У девочек контрольной группы ЖЕЛ в 7 лет равнялась 1334,6±21,2 мл, а у спортсменок -1372,2±41,1 мл. За 3 года произошло увеличение этого показателя у девочек 1-й группы на 314,7 мл (23,6%), у сверстниц 2-й группы - на 367,8 мл (26,8%) и в 10 лет ЖЕЛ составляла 1649,3±28,1 и 1740±28,3 мл соответственно у девочек 1-й и 2-й групп. Максимальный прирост ЖЕЛ у девочек наблюдался в 9-10 лет и в 1-й группе составил 201,2 мл, а во 2-й группе - 174,8 мл. Дети обоих полов, занимающиеся спортом, превосходили по значениям ЖЕЛ своих сверстников 1-й группы, но достоверно значимые различия отмечены только у 10-летних школьников (р<0,05). Средние величины показателя ЖЕЛ во всех возрастных группах мальчиков были выше, чем у девочек, но на достоверно значимую величину в основном среди детей, не занимающихся спортом (р<0,05-0,001).

Проведенные расчеты ДЖЕЛ обследованных детей в зависимости от их ДТ показали, что средние значения у мальчиков 1-й группы колебались от 1592,5±28,1 мл в 7 лет до 2197,6±33,1 мл в 10 лет, у сверстников 2-й группы - соответственно от 1575,9±64,2 до 2224,1± 45,6 мл. У девочек, воспитывающихся по I режи-

му, средние величины ДЖЕЛ в 7 и 10 лет составили 1398,1±21,9 и 1934,8±28,0 мл, тогда как у сверстниц 2-й груп-пы - 1382,5±42,9 и 1974,3±50,6 мл соответственно. Сравнение результатов средних значений ЖЕЛ и ДЖЕЛ показали, что среди детей, воспитывающихся по I режиму, величины параметров ЖЕЛ во всех возрас-тно-половых группах статистически значительно ниже (р<0,001). Тогда как во 2-й группе учащихся достоверно низкие показатели ЖЕЛ по сравнению с должными величинами отмечены среди мальчиков в 8, 9 и 10 лет, а среди девочек - только в 10 лет. Так, показатели ЖЕЛ у мальчиков 1-й группы оказались ниже ДЖЕЛ в среднем на 313,4 мл (16,2%), у сверстников 2-й группы - на 281,1 мл (14,5%), тогда как у девочек, не занимающихся и занимающихся спортом, различие между средними величинами ЖЕЛ и ДЖЕЛ составляло соответственно 177,9 мл (10,5%) и 108,1 мл (6,1%).

Выявлено увеличение показателей времени ЗД с возрастом. За период наблюдения у мальчиков 1-й группы ЗД увеличилась с 27,8±1,48 до 32,8±2,01 с или на 18%, а у девочек - с 25,2±1,3 до 33,1±1,93 с или на 31,4%. У мальчиков 2-й группы время ЗД увеличивалось с 28,6±4,04 до 32,9±2,75 с (15%), у девочек -с 26,5±2,19 до 33,7±3,92 с (27,2%). Анализируя показатели пробы с ЗД учащихся, отмечено, что среди детей, занимающихся только по общешкольной программе, показатели данной пробы несколько ниже по сравнению с учащимися 2-й группы. Согласно данным литературы, это может свидетельствовать о более низких возможностях детей с низкой ДА к переносимости тканевой гипоксии при возбуждении симпатического отдела вегетативной нервной системы по отношению к парасимпатическому отделу [8]. За обследованный возрастной период достоверных половых различий по показателю ЗД не выявлено. Полученные нами данные согласуются с результатами исследований других авторов, изучавших функцию внешнего дыхания детей младшего школьного возраста [9].

Анализ результатов исследования показал, что средняя величина ЧД в группе детей 7-10 лет была в среднем 20-23 в минуту. Полученные результаты подтверждают наблюдения о значительной амплитуде этой величины: от 16 до 30 в минуту. Определено, что у девочек в 7-8 лет ЧД была выше, чем у лиц мужского пола (р<0,05-0,01). У детей, занимающихся спортом, во всех возрастных группах ЧД была ниже, чем у их сверстников 1-й группы; при этом достоверные различия отмечены только в 8 лет (р<0,05-0,01). Возрастные изменения ЧД носили волнообразный характер, но показатели уменьшались только у девочек. Возрастная динамика ЧД у детей контрольной группы в большей степени, чем в экспериментальной характеризовалась неустойчивостью. Незрелость респираторной системы подтверждается тем, что низкие показатели ЖЕЛ у детей, не занимающихся спортом, компенсируются увеличением у них ЧД.

Значения ЭГК у мальчиков 1-й группы в 7 лет равнялись 3,98±0,1 см, у спортсменов - 4±0,19 см. С 7 лет до 10 лет ЭГК у мальчиков 1-й группы уве-

личилась на 0,19 см или 4,8%, а у спортсменов -на 1,38 см или 34,5%. Исходные значения ЭГК у девочек контрольной группы равны 3,55±0,12 см, у спортсменок - 4,31±0,13 см. К 10 годам отмечено увеличение ЭГК у девочек, не занимающихся спортом, до 4,36±0,13 см, тогда как у спортсменок -до 5,28±0,26 см. Общий прирост ЭГК за 3 года составил в

1-й группе девочек 0,81 см или 22,8%, а во 2-й группе -0,97 см или 22,5%. Обращает на себя внимание тот факт, что ЭГК была больше в группе детей с повышенной ДА, чем у остальных школьников (р<0,05-0,001).

МС правой кисти у мальчиков 1-й группы в 7 лет равнялась 6,5±0,23 кг, а у спортсменов - 7,2±0,51 кг (р>0,05). За 3 года у детей контрольной группы МС1 увеличилась на 5,8 кг (89,2%) и в 10 лет составляла 12,3±0,39 кг. У спортсменов МС1 равнялась 7,1 кг (98,6%) и в 10 лет она достигала 14,3±0,49 кг. МС2 у не спортсменов 7 лет составляла 5,7±0,22 кг, а у спортсменов - 6,1±0,39 кг и в 10 лет МС2 достигла соответственно 11±0,35 и 12±0,42 кг, т.е. за 3 года у мальчиков

2-й группы отмечено увеличение МС2 на 5,9 кг или 96,7%, а у сверстников 1-й группы на - 5,3 кг или 93%. С возрастом у девочек МС кистей также увеличивалась. Так, в возрасте от 7 до 10 лет у девочек 1-й группы МС1 возрастала на 4,8 кг (с 6,3±0,21 до 11,1±0,36 кг) или на 76,2%, а у сверстниц 2-й группы - на 6,5 кг (с 7,2±0,51 до 13,7±0,46 кг) или на 90,3%. МС2 у девочек 1-й и 2-й групп за 3-летний период также изменилась: увеличение составило соответственно 4,5 и 5,3 кг или 80,4 и 98,2%.

Исследования показали, что возрастная динамика развития МС зависит от ДА. Так, МС рук у мальчиков и девочек с повышенной ДА была выше, чем у школьников

1-й группы. Достоверных различий в МС кистей, как правой, так и левой рук, между сравниваемыми группами детей не выявлено только в 7-летнем возрасте. Что касается показателей МС2 девочек, то различий между 1-й и

2-й группами не было выявлено и в 9-10 лет. Результаты исследований показали, что более значительный прирост МС кистей у детей, занимающихся спортом, отмечался в возрасте 7-8 лет. Мальчики почти всех возрастных групп превосходили по МС девочек соответствующего возраста на 1,2-11,5%, но достоверно значимые отличия отмечены среди учащихся только в 10 лет. Таким образом, анализ возрастного развития МС рук выявил неравномерность развития показателей в различные возрастные периоды; МС правой и левой кистей рук у детей, занимающихся спортом, существенно отличалась от МС детей, не посещающих спортивные занятия. В связи с этим становится понятными отмеченные нами различия в исходных показателях двигательной функции у детей, занимающихся только по обычной школьной программе и в спортивных секциях. Параметры МС рук у последних значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии занятий спортом на функцию двигательного аппарата.

Выявлено, что, начиная с 7-летнего возраста, у детей с различным уровнем ДА отмечаются выраженные различия в развитии МВ. Так, у мальчиков 1-й

группы уровень МВ1 от 7 лет к 10 годам повышался на 168,6% (с 19,4±1,21 до 52,1±1,86 с), МВ2 - на 88,9% (с 11,7±0,58 до 22,1±1,42 с) и МВ3 - на 57,8% (с 11,6±1,03 до 18,3±0,76 с). У мальчиков экспериментальной группы за 3 года уровень МВ рук и плечевого пояса повышалась несколько в меньшей степени, чем у сверстников, не занимающихся спортом (р>0,05), а МВ3 увеличилась в 2,7 раза: МВ1 - с 29,8±3,21 до 69,1± 3,56 с (на 131,9%); МВ2 - с 14,7±2,20 до 24,6±2,34 с (на 67,4%) и МВ3 - с 9,3±1,22 до 24,9±1,13 с (на 167,7%). У девочек, не занимающихся спортом, уровень МВ рассматриваемых групп мышц на протяжении от 7 до 10 лет повышался следующим образом: МВ1 - на 167,1% (с 17,6±0,72 до 47±1,93 с); МВ2 -на 88,1% (с 10,9±0,55 до 20,5±1,59 с) и МВ3 - на 75,2% (с 10,5±0,56 до 18,4±0,43 с). В то время как у девочек-спортсменок наблюдаемое увеличение МВ рук, плечевого пояса и спины было значительно меньше, чем у их сверстниц 1-й группы: МВ1 - на 124,2% (с 27,3±1,4 до 61,2± 1,69 с), МВ2 - на 36,4% (с 17,6±2,01 до 24±2,57 с) и МВ3 -на 57,9% (с 12,6±1,29 до 19,9±0,59 с). Отмеченный нами меньший прирост МВ за 3 года у детей, занимающихся спортом по сравнению с учащимися контрольной группы можно объяснить достоверно низкими исходными величинами последних.

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве возрастных групп мальчики имели на 11-22% выше значения МВ рук, плечевого пояса и спины по сравнению с девочками. Выявленные половые различия носили достоверный характер среди детей 1-й группы только в 9 лет (р<0,05-0,001), тогда как среди учащихся экспериментальной группы достоверно значимые различия определены по МВ1 - в 8, 9 и 10 лет, по МВ3- в 9 и 10 лет. Приведенные данные свидетельствуют об одинаковой периодизации развития МВ среди мальчиков и девочек, не занимающихся спортом, которая приводит к сближению показателей силовой выносливости у детей разного пола. Анализ возрастного развития МВ среди детей экспериментальной группы выявил неравномерность развития этого показателя в различных по половой принадлежности группах.

Корреляционный анализ связей между показателями ФР и показателями, характеризующими функциональные возможности дыхательной системы, детей, не занимающихся спортом, выявил значимые величины коэффициентов корреляции между ДТ и ЖЕЛ (0,14-0,61), МТ и ЖЕЛ (0,17-0,53), ОГК и ЖЕЛ (0,140,47). Среди детей экспериментальной группы взаимосвязь между этими показателями была выражена в несколько большей степени: ДТ и ЖЕЛ (0,31-0,67); МТ иЖЕЛ (0,26-0,72) и ОГК и ЖЕЛ (0,28-0,55). Это свидетельствует о более гармоничном развитии детей, занимающихся спортом. Во всех возрастных группах у детей-спортсменов дополнительно была выявлена взаимосвязь между ДТ и ЗД (0,25-0,47), между ЖЕЛ и ЭГК (0,26-0,53). Из представленных данных корреляционных зависимостей следует, что увеличение ЭГК и ЖЕЛ у детей от 7 до 10 лет, занимающихся спортом, связано не только с более выраженной интенсификацией росто-

вых процессов, но и с лучшим функциональным развитием органов дыхания.

Выявлен достаточно высокий уровень корреляционных связей МТ с показателями МС рук (в 1-й группе -от 0,17 до 0,49; во 2-й группе - от 0,20 до 0,56). Анализ полученных результатов показал, что между показателями ОГК и МС рук (0,17-0,40 и 0,24-0,47 соответственно в 1-й и 2-й группах) также существует взаимосвязь. Следует отметить, что теснота корреляционной связи неоднозначна у детей в зависимости от возраста, пола и уровня ДА. Теснота связи соматометрических показателей (МТ, ОГК) с показателями МС увеличивалась с возрастом.

Дополнительно проведен сравнительный анализ средних значений и величин прироста функциональных показателей ташкентских учащихся-спортсменов с данными детей 1-го и 2-го классов, обучающихся в школах с традиционной организацией ДА г. Москвы [10]. Анализ результатов исследований показал, что у 7- и 8-летних ташкентских детей ЖЕЛ была достоверно ниже, чем у российских сверстников: в 7 лет

- 1427±34,4 против 1670±38 мл (р<0,001) и в 8 лет

- 1464,7±39,1 против 2216±62 мл (р<0,001). За 2 года наблюдения прирост ЖЕЛ у первоклассников Москвы составил 32,7%, а у ташкентских школьников - всего 12,8%. Увеличение МС кистей рук у московских детей с традиционной организацией ДА за 2 года обучения в школе составило 20,3%, тогда как у сверстников г. Ташкента - почти в 4 раза меньше (5,4%). Приведенные данные свидетельствуют о значительно низком уровне развития мышечной системы детей г. Ташкента по сравнению с московскими учащимися.

Таким образом, медицинские работники, воспитатели детских дошкольных учреждений, преподаватели учебных заведений, тренеры спортивных секций и родители должны руководствоваться положением о вовлечении максимального количества детского населения в систематические занятия спортом, но с обязательным учетом состояния здоровья, возраста и пола ребенка.

Сравнительный анализ средних значений и погодо-вых изменений соматометрических параметров ФР показал, что у детей, занимающихся спортом, величины ДТ, МТ и ОГК достоверно не отличались, а темпы годовых приростов этих показателей выше, чем у их сверстников, занимающихся физической культурой только по общеобразовательной школьной программе. Определено, что отклонения величин ЖЕЛ от ДЖЕЛ не выходят за рамки допустимых (±15-20%), но среди детей, не занимающихся спортом, они несколько выше, чем среди сверстников, воспитывающихся по II режиму.

Возрастная динамика показателя ЧД у детей 1-й группы в большей степени, чем во 2-й группе характеризуется неустойчивостью. Незрелость респираторной системы подтверждается тем, что более низкие показатели ЖЕЛ у детей, не занимающихся спортом, компенсируются увеличением у них ЧД.

Практически при одинаковых исходных величинах ОГК увеличение ЭГК за 3 года у мальчиков 2-й группы было в 7,3 раза, а у девочек - в 1,2 раза больше, чем у

их сверстников контрольной группы. Увеличение ЭГК у детей от 7 до 10 лет, занимающихся спортом, связано не только с более выраженной интенсификацией ростовых процессов, но и с большей глубиной дыхания.

Относительно низкий общий прирост за обследованный возрастной период показателей МС плечевого пояса (36,4-88,9%) и спины (57,8-167,7%) по сравнению с величинами выносливости рук (124,2-168,6%)

свидетельствует, что при проведении занятий физкультуры и спорта необходимо уделять особое внимание развитию у детей мышц плечевого пояса и спины.

Наблюдаемое значительное различие в показателях ташкентских и московских школьников свидетельствует о зависимости функциональных возможностей детей от места жительства, этнической принадлежности и уровня организации физической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Искандарова Г.Т. Закономерности и особенности мор-фофункционального развития, физических способностей юношей призывного возраста. Ташкент, 2007.

2. Камилова Р.Т. Комплексная оценка состояния здоровья детей школьного возраста в зависимости от социально-гигиенических и климато-географических условий Узбекистана: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. Ташкент, 2001.

3. Ниязова Г.Т. Гигиенические аспекты формирования нарушений в росте и развитии детей школьного возраста Каракалпакстана: Автореф. дисс. . канд. мед. наук. Ташкент, 2008.

4. Тухлиев Н., Кременцова А. Республика Узбекистан: Энциклопедический справочник. Ташкент: Узбекистан мил-лий энциклопедияси, 2001.

5. Кувандикова Д.Э. Влияние гигиенических факторов на состояние здоровья подростков, обучающихся в учебных

заведениях разного типа: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Ташкент, 2004.

6. Пономарева ЛА. и др. Формирование основ здорового образа жизни у школьников. Гиг. и сан. 2002; 1: 44-45.

7. Усманходжаев Т.С., Арзуманов С.Г., Гиясов Г.Ш. и др. Программа по физическому воспитанию для учащихся 1-4-х классов общеобразовательных школ Республики Узбекистан: Метод. рекомендации. Ташкент, 1999.

8. Васильков АА. Функциональное развитие воспитанников домов детства. Гиг. и сан. 2000; 3: 54-56.

9. Бурханов А.И., Хорошева ТА. Состояние здоровья учащихся младших классов лицея искусств. Гиг. и сан. 1999; 3: 42-45.

10. Храмцов П.И., Баканов И.М. Гигиеническая оценка организации двигательной активности учащихся начальных классов школ полного дня. Гиг. и сан. 2009; 2: 66-70.

© Коллектив авторов, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.