Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К НАГРУЗКАМ ПРИ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К НАГРУЗКАМ ПРИ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.С. Байбакова, И.П. Белякова, В.Е. Карасик, Л.А. Симонова, Г.В. Фетисов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research specific to the changes in body functioning under the effect of various loads of cyclic character was carried out. The results thus obtained made it possible to analyze sex- and age-specific characteristics of body functional capacities of schoolchildren aged 6-15 (yearly characteristics). It was pointed out that by 13-14 years the schoolchildren, primarily girls, lost some of their adaptation capacity to physical load. The problem could be solved due to additional physical training activities aimed at the development of endurance, the trait being of primary importance for health promotion in schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К НАГРУЗКАМ ПРИ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371.73

Л. С. Байбакова, И. П. Белякова, В. Е. Карасик, Л. А. Симонова,

Г. В. Фетисов

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИИ К НАГРУЗКАМ ПРИ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ школьников

ВНИИ гигиены детей к подростков Минздрава СССР, Москва

При физическом воспитании школьников используется большой арсенал физических упражнений циклического (бег, лыжные гонки и пр.), ациклического (прыжки, метания, подтягивания и др.) и игрового характера. Наибольшее значение имеет нормирование нагрузок циклического характера (отражающих выносливость), так как они по сравнению с ациклическими нагрузками оказывают наибольшее воздействие на вегетативные функции, обусловливающие в значительной мере состояние здоровья.

В связи с этим целью настоящей работы явилось гигиеническое нормирование физических нагрузок, применяемых при физическом воспитании и характеризующих состояние общей выносливости.

Известно, что выносливость является одним из важнейших качеств, способствующих повышению не только общей физической подготовленности и работоспособности детей и подростков, но и функциональных резервов детского организма.

В связи с этим в работе были поставлены следующие задачи: определить погодовые изменения максимальной продолжительности циклических нагрузок разной мощности у школьников обоего пола в возрасте 6—15 лет; изучить влияние данных нагрузок на функциональное состояние организма школьников; выявить возрастно-половые особенности физической работоспособности и ее энергообеспечения у школьников.

Для решения указанных задач у школьников изучали показатели газообмена, ферментативную активность лейкоцитов крови, физическую работоспособность при беге с разными скоростями в естественных условиях, эргометрические, пульсо- и тонометрические показатели. Использовали два вида бега на тредбане и в естественных условиях на стадионе.

По данным литературы [1] и собственных исследований, различия в продолжительности бега на тредбане и в естественных условиях несущественны. В нашей работе исследования на тредбане проведены только у младших школьников в возрасте 6—9 лет. При беге на тредбане до отказа контроль за состоянием испытуемых осуществляли непрерывно во время бега и в восстановительном периоде (на протяжении 10 мин после бега). При беге в естественных условиях контроль за детьми 10—15 лет проводили только в восстановительном периоде.

Бег выполнялся детьми «до отказа» со скоростью 40, 50 и 60 % от максимальной, что позволяло оценить функциональные возможности при длительных нагрузках, развивающих выносливость.

Данный диапазон скоростей был выбран потому, что уровень порога анаэробного обмена лежит в зоне 47 % от максимальной скорости бега, а скорость, составляющая 56 % от максимума, характеризует «критическую» скорость, т. е. наименьшую скорость, при которой достигается максимальное потребление кислорода (МПК) [4]. Оба этих состояния приняты за точки отсчета оптимальных режимов циклической деятельности [2, 3, 7, 8].

Энергетическое обеспечение у школьников 10—15 лет определяли до выполнения физической работы и в восстановительном периоде сразу после бега со скоростью, составлявшей 50 и 60 % от максимальной (3 и 3,5 м/с), ©тбор проб воздуха производили в резиновые мешки на 1, 2, 3, 5 и 10-й минутах периода восстановления.

О степени напряжения систем дыхания и кровообращения во время бега судили по уровню энергетических показателей на 1-й минуте восстановительного периода.

Исследование активности миелопероксидазы (МП) в нейтрофилах крови [5] проводили в состоянии покоя, сразу после окончания бега и на 10-й минуте отдыха.

Всего обследовано 520 школьников обоего пола в возрасте 6—15 лет (20 возрастно-половых групп примерно по 30 человек в каждой), из них 163 при беге на тредбане, 357 в естественных условиях.

С целью изучения функциональных возможностей школьников младшего возраста (6—9 лет) нами была проведена специальная серия исследований на тредбане при беге со скоростью 2, 2,5, 3 и 4 м/с, что составляло соответственно 40, 50, 60 и 80 % от максимальной.

Исследования показали, что продолжительность бега на тредбане возрастала с увеличением возраста детей, причем различия между 7- и 8-летними школьниками были значительно больше, чем между 8- и 9-летними. При беге со скоростью 2 м/с кратность различий между 6- и 7-летними мальчиками составляла 1,5, а между девочками того же возраста— 1,2.

Половые различия в продолжительности бега со скоростью 2,5 и 3 м/с у 6-летних детей прак-

тически отсутствовали, а при скорости 2 м/с девочки опережали мальчиков в 1,3 раза. У 7-, 8-и 9-летних девочек продолжительность бега со скоростью 2 м/с была меньше таковой у мальчиков соответственно в 1,7, 1,9 и 1,5 раза, а при скорости 3 м/с — в 1,2, 1,4 и 1,1 раза. При беге + со скоростью 4 м/с кратность различий между 8- и 9-летними девочками и мальчиками составляла 1,4 и 1,1.

Таким образом, продолжительность бега у девочек в большинстве возрастных групп была меньше, чем у мальчиков, в 1,1 —1,9 раза. При увеличении скорости бега половые различия внутри каждой возрастно-половой группы уменьшались.

Характеристика применявшихся беговых нагрузок на тредбане показывает, что по величине потребления кислорода (ПК) в процентах от МПК, а также по изменению частоты сердечных сокращений (ЧСС) беговые нагрузки со скоростью 2 м/с для 6- и 7-летних детей и 2,5 м/с для $ 8- и 9-летних школьников являются большими. При этом исследованные показатели практически одинаковы у -школьников сравниваемых групп: ПК составляет 60—70 % от МПК, ЧСС равно 165—175 в минуту.

Беговые нагрузки со скоростью 2,5 м/с для 6—7-летних и 3 м/с для 8—9-летних детей также являются высокими. При этом ПК. составляет 80—90 % от МПК, ЧСС — 176—190 в минуту.

Величина пробегаемой дистанции при скорости 3 м/с у мальчиков постоянно увеличивается с возрастом: с 1290 м в 8 лет до 7000 м в 15 лет. Более тяжелой нагрузкой является бег со скоростью 3,5 м/с. Наибольший прирост выносливости в беге до отказа с указанными скоростями бега отмечается у мальчиков в возрасте 9 и 13—14 лет.

4 Величина пробегаемой дистанции у девочек изменяется в зависимости от возраста. Так, при скорости 3 м/с увеличение пробегаемой дистанции отмечается только до 14 лет, а в 15 лет она снижается. При скорости 3,5 м/с уменьшение этого показателя начинается с 14 лет. Наибольший прирост выносливости в беге до отказа у девочек отмечается в возрасте 9—11 лет.

При скорости бега 3 м/с девочки в возрасте 8 лет пробегают расстояние на 50 % меньше, чем мальчики, в 9—12 лет — на 70%, в 13 лет уже меньше в 1,75 раза, в 14 лет — 3 раза, в 15 лет — 4 раза. При скорости бега 3,5 м/с эта разница несколько меньше: в 9—12 лет в среднем на 44%. в 13 лет на 76%, в 14—15 лет в 3 раза. Таким образом, с возрастом различия в выносливости мальчиков и девочек значительно увеличиваются.

Результаты исследований показали, что при # беге на длинные дистанции со скоростью 3 м/с у мальчиков в возрасте 10—15 лет отмечается повышение активности МП, причем эти изменения не восстанавливаются к 10-й минуте отдыха.

У девочек 10—12 лет также наблюдается повышение активности МП, однако ее нормализация наступает быстрее у девочек 10—11 лет по сравнению со школьницами в возрасте 12 лет. У девочек 13 лет повышение ферментативной активности зафиксировано в 66% случаев, у 14—15-летних — лишь в 30 % случаев.

При беге со скоростью 3,5 м/с у мальчиков в возрасте 10 лет повышение активности МП отмечается в 100% случаев, в 11 —13 лет — в 70%; в 14—15 лет лишь у одного испытуемого обнаружено снижение активности фермента.

У девочек 10—12 лет в большинстве случаев наблюдалось повышение активности МП, у школьниц 13—15 лет имело место снижение ее активности, сохранявшееся к 10-й минуте восстановительного периода, что свидетельствует о чрезмерном напряжении миелоидной системы.

Для оценки энергетического обеспечения, организма при беге разной интенсивности мы провели сравнительную характеристику уровня ПК в зависимости от уровня МПК [9]. По классификации М. Я. Набатниковой [6] уровень ПК у 12—13-летних обследованных нами' школьниц при беге со скоростью 3 м/с равнялся максимальному, т. е. указанная нагрузка для них была функционально высокой. В других возрастных группах девочек уровень ПК был высоким. У мальчиков при аналогичной скорости бега уровень ПК в возрасте от 10 до 12 лет характеризовался как большой, в 13 лет — как высокий. При скорости бега 3,5 м/с уровень ПК У мальчиков всех возрастных групп был высоким (в 12 лет — большим). Таким образом, для развития выносливости можно использовать бег со скоростью 3,5 м/с для мальчиков и 3 м/с для девочек.

При беге со скоростью 3 м/с у мальчиков 10— 13 лет при нарастании объема физической работы кислородная стоимость ее была примерно одинаковой, т. е. отмечалось' возрастное повышение экономичности. При скорости бега 3,5 м/с у мальчиков 11 и 12 лет зарегистрировано снижение показателя кислородной стоимости соответственно на 30 и 34,7 %, что также указывает на рост экономичности энергообеспечения и стабилизацию этого показателя в возрасте 13:—15 лет. Однако дальнейшее нарастание интенсивности бега до 4 м/с приводит к резкому увеличению кислородной стоимости единицы бега — на 67,1 и 30,4 % в 14 и 15 лет соответственно.

Следовательно, при скорости бега 3,5 м/с во всех возрастных группах мальчиков отмечалась адекватная реакция на нагрузку, кроме 14-летних мальчиков, у которых увеличение стоимости единицы бега возросло на 12%. При беге более высокой интенсивности (4 м/с) проявился менее экономичный тип кислородного обеспечения работы. Половые различия в уровне кислородной стоимости с возрастом увеличиваются: у девочек она выше от 46,5..% до 2,3 раза при интенсивно-

сти 3 м/с и от 39 % до 3,4 раза при беге 3,5 м/с с максимальной разницей в 12 и 13 лет.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что у детей, занимающихся физической культурой только по школьным программам, продолжительность бега «до отказа» и его скорость увеличиваются в возрасте от 6 до 15 лет у мальчиков и от 6 до 13 лет у девочек, после чего они снижаются. Адаптация организма школьников обоего пола к выполнению длительных циклических нагрузок повышается лишь в возрасте до 12—13 лет, а далее наступает ее ослабление. Так, по функциональным возможностям системы энергообеспечения с учетом кислородной стоимости единицы работы при беге с одной и той же скоростью 15-летние мальчики значительно уступают 12-летним. У девочек при беге с одной и той же скоростью (3 м/с) наблюдается резкое (на 30%) увеличение энергозатрат в 12-летнем возрасте по сравнению с энергозатратами у 11-летних школьниц.

Данные различия нарастают с увеличением возраста: 15-летние девочки выполняют физическую работу с еще большими затратами, чем 12-летние, при примерно одинаковой продолжительности бега.

Мы полагаем, что установленное снижение адаптации к физическим нагрузкам на выносливость у школьников (и особенно у девочек) в возрасте 13—14 лет требует более широкого использования в физическом воспитании детей и подростков упражнений, направленных на развитие выносливости.

Л и т е р а т у'р а

1. Балашова Н. Н. Классификация тренировочных нагрузок у юных спортсменов и их структура на этапе углубленной тренировки: циклические виды спорта: Автореф. дне.... канд. мед. наук. — М., 1984.

2. Волков Н. И. // Выносливость у юных спортсменов.—

М„ 1969.— С. 21—67. L

3. Волков Н. И.. Ширковец Е. .4.//Биоэнергетика. — Л., 4 1973. —С. 18—30.

4. Голощапов Б. Р. Развитие выносливости мальчиков 9— 11 лет в процессе совершенствования их физической подготовленности во внеурочное время: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1979.

5. Лилли Р. Патологическая техника и практическая гистохимия: Пер. с англ. — М., 1969.

6. Набагникова М. #. Основы управления подготовкой юных спортсменов. — М., 1982.

7. Прокудин Б. Ф., Голощапов Б. Р., Бакланов JI. Н. ^ и др. // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. — М., 1977. — С. 34—

38.

8. Травин Ю. Г. II Физкультура в школе.— 1976. — № 9.—

С. 7—8. ' J

9. Фрейдберг И. М. // Научная конф. по вопросам возрастной морфологии и физиологии, 1-я: Материалы. — М., с 1952, — С. 123—126. ■

Поступила 16.02.88

Summary. The research specific to the changes in body functioning under the effect of various loads of cyclic character was carried out. The results thus obtained made it possible to analyze sex- and age-specific characteristics of body functional capacities of schoolchildren aged 6-15 (yearly characterictics). It was pointed out that by 13-14 years the schoolchildren, primarily girls, lost some of their adaptation capacity to physical load. The problem could be solved due to additional physical training activities aimed at the development of endurance, the trait being of primary importance for health promotion in schoolchildren.

УДК 371.711.8

В. Я. Еремеев, Л. В. Работникова

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ РЕЖИМОМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ

Пермский педагогический институт

Впервые в данном регионе в динамике проведено исследование физического развития одних и тех же школьников на протяжении 4 лет с интервалом 6 мес. В качестве испытуемых были взяты учащиеся 4-го класса школы № 11 Перми в возрасте 10 лет и спортсмены-пловцы ДЮСШ того же возраста по 30 мальчиков и 30 девочек, всего 120 человек. Все дети принадлежали к основной медицинской группе, были среднего уровня физического развития согласно местным стандартам [2]. С октября 1982 г. по октябрь 1986 г., когда испытуемым исполнилось 14 лет, проведено 9 серий измерений показателей роста, массы, окружности и экскурсии грудной клетки (ЭГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и мышечной силы (МС) кистей по унифицированной методике А. Б. Ставицкой и Д. И. Арон [6]. По соотно-

шению между массой тела, окружностью груди и длиной тела (с учетом функциональных показателей) устанавливали пропорциональность (гармоничность) развития. Степень полового созревания определяли по выраженности половых признаков и наступлению менархе у девочек.

В результате выявлено, что рост мальчиков-неспортсменов 10 лет равнялся 137,9± 1,98 см, а пловцов—141,3±1,12 см (р<0,001). За 4 года рост неспортсменов увеличился на 22,3 см и в 14 лет составил 160,2±1,1 см. У пловцов рост также увеличился на 22,6 см, но поскольку в 10 лет они были на 3,4 см выше, то в 14 лет их рост стал равным 163,9± 1,29 см. У школьников, не занимающихся спортом, наибольшая прибавка в росте наблюдалась с 10 до 11 лет (6,7 см) и с 13 до 14 лет (6,1 см). У спортсменов увели-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.