Научная статья на тему 'ВОЗРАСТАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА СТУДЕНТОВ – МЕДИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ВОЗРАСТАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА СТУДЕНТОВ – МЕДИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная работа / куратор / кураторство / дистанционное обучение / мероприятие / преподаватель / студент / educational work / tutor / tutorship / distance education / event / teacher / student

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Верещагина Татьяна Дмитриевна

В статье рассматривается ведущая роль учебно-воспитательной деятельности куратора как одной из эффективных форм взаимодействия преподавателей и студентов-медиков в процессе очного и дистанционного обучения. Актуальной задачей исследования является совершенствование института кураторства через спортивно-оздоровительные и учебно-методические мероприятия, профессиональную ориентацию и развитие волонтерского движения. Раскрыта воспитательная работа куратора на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, обозначена необходимость исследовать влияние наставничества на социализацию личности в вузе и динамику обучения студентов-медиков на клинических базах. Представлены результаты реализации разработанных пилотных проектов по воспитательной работе кафедрой факультетской терапии ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Верещагина Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCREASING IMPORTANCE OF THE INSTITUTE OF CURATORSHIP OF MEDICAL STUDENTS IN MODERN CONDITIONS

The article considers the leading role of the curator's educational activity as one of the effective forms of interaction between teachers and medical students in the process of full-time and distance learning. An urgent task of the research is the revival of the institute of curatorship through sports and health and educational activities, professional orientation and the development of the volunteer movement. The educational work of the curator is revealed on the basis of system-activity and personality-oriented approaches, the necessity of studying the influence of mentoring on the socialization of personality at the university and the dynamics of teaching medical students at clinical bases is indicated. The results of the developed pilot projects on educational work by the Department of Faculty Therapy of the V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА СТУДЕНТОВ – МЕДИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 378.184

doi 10.24411/2221-0458-2023-01-07-21

ВОЗРАСТАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА КУРАТОРСТВА СТУДЕНТОВ - МЕДИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Верещагина Т.Д.

Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Россия

THE INCREASING IMPORTANCE OF THE INSTITUTE OF CURATORSHIP OF MEDICAL STUDENTS IN MODERN CONDITIONS

T.D. Vereshchagina

V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russia

В статье рассматривается ведущая роль учебно-воспитательной деятельности куратора как одной из эффективных форм взаимодействия преподавателей и студентов-медиков в процессе очного и дистанционного обучения. Актуальной задачей исследования является совершенствование института кураторства через спортивно-оздоровительные и учебно-методические мероприятия, профессиональную ориентацию и развитие волонтерского движения. Раскрыта воспитательная работа куратора на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов, обозначена необходимость исследовать влияние наставничества на социализацию личности в вузе и динамику обучения студентов-медиков на клинических базах. Представлены результаты реализации разработанных пилотных проектов по воспитательной работе кафедрой факультетской терапии ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России.

Ключевые слова: воспитательная работа; куратор; кураторство; дистанционное обучение; мероприятие; преподаватель; студент

The article considers the leading role of the curator's educational activity as one of the effective forms of interaction between teachers and medical students in the process of full-time and distance learning. An urgent task of the research is the revival of the institute of curatorship through sports and health and educational activities, professional orientation and the development of the volunteer movement. The educational work of the curator is revealed on the basis of system-activity and personality-oriented approaches, the necessity of studying the

influence of mentoring on the socialization of personality at the university and the dynamics of teaching medical students at clinical bases is indicated. The results of the developed pilot projects on educational work by the Department of Faculty Therapy of the V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University.

Keywords: educational work; tutor; tutorship; distance education; event; teacher; student

Введение

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника с целью признания особого статуса представителей профессии и совершенствования института кураторства. Соответствующий указ 27 июня 2022 года подписал Президент России Владимир Путин. Этот правительственный указ неслучаен и соответствует веяниям времени, так как в период пандемии COVID-19 создались сложные условия преподавания на дистанционном обучении, которые исключали очное общение преподавателя персонально с каждым студентом, затрудняя возможность идентифицировать способности обучающегося, его приоритеты, мотивации и личностные особенности. Но это одновременно стало мощным триггерным фактором возрождения и развития института наставничества и кураторства. Непосредственно в период пандемии коронавируса кафедрой факультетской терапии ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России были разработаны четыре больших пилотных проекта по

воспитательной и кураторской работе -«Скандинавская ходьба как метод построения команды в студенческой среде», «День группы», «Енисейская Сибирь. Экскурс по культурным, историческим и природным

достопримечательностям Красноярского края», «Пропаганда волонтерского движения в студенческой среде».

Цель статьи - описать методики кураторства, используемые при очном и дистанционном обучении с целью разработки рекомендаций для коллег-педагогов высшей школы.

Задачей проекта является совершенствование института кураторства через спортивно-оздоровительные и учебно-методические мероприятия, профессиональную ориентацию и развитие волонтерского движения.

Методы

Методология исследования основана на использовании системно-деятельностного и личностно-

ориентированного подходов к обучению.

Куратор (лат.) — попечитель. Курация в медицинском понимании - это

лечебный процесс, поэтому, где как не в медицинском ВУЗе возрождать традиции кураторства, которые уходят корнями в Российское образование прошлого века.

Еще в 1903 году Император Всероссийский Николай II утвердил Инструкцию для кураторов Томского технологического института, в которой определил основное назначение куратора.

Воспитание в период обучения в современном вузе является важным этапом социализации личности, профессионального самоопределения, выработки собственной жизненной позиции. Соответственно, от

преподавателей высших учебных заведений требуется качественно новое осмысление вопросов воспитания студентов, создания новых форм их реализации, адаптированных в том числе, и к дистанционному обучению. Сегодня преподаватель вуза во внеучебной деятельности это и куратор студенческой группы, и координатор деятельности студенческих общественных объединений, и разработчик совместно со студентами инновационных проектов, программ, и наставник студентов в их индивидуальном профессиональном и личностном самоопределении, и художественный руководитель студенческих объединений и студий, и

организатор значимых вузовских событий.

Институт кураторов-наставников является одной из форм учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива как незаменимая и эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов [4]. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учебе и возникающих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания и традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение, прививать любовь к своей специальности, профессии, университету [5, 6]. У педагога-куратора много обязанностей, большая ответственность и многогранная деятельность - организационная, контролирующая, учебно-методическая и воспитательная. Данная статья посвящена в большей степени именно воспитательной работе куратора.

Литературный обзор

Основные направления внеучебной работы куратора включают:

- профессиональное кураторство -в процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала важнейшую роль играет не только профессиональная подготовка, но и профессиональное воспитание студентов. Профессиональная компетент-

ность рассматривается как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности. В данном контексте личный пример куратора как практикующего врача, уважаемого коллегами специалиста играет ведущую роль. В ходе занятий со студентами это направление кураторства реализуется практически каждым преподавателем нашего ВУЗа.

- гражданско-правовое кураторство - формирование правосознания студента - сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в студенческой среде и в обществе в целом, особенно в современной сложной международной ситуации. Чтобы эффективно управлять процессом формирования правосознания

студенческой молодежи, система гражданско-правового воспитания

студентов должна охватывать весь период их обучения.

Целью гражданско-правового

воспитания и кураторства является формирование и развитие у студентов

таких качеств, как политическая культура, социальная активность, коллективизм, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, к старшим, любовь к семье. Когда мы реализуем проекты, связанные с общением и помощью пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями здоровья и просто нуждающимся, мы, безусловно, выполняем важную социальную функцию, как кураторы.

- физическое воспитание и утверждение здорового образа жизни -здоровый образ жизни (ЗОЖ), личная ответственность за собственное здоровье формируется в процессе обучения в медицинском ВУЗе.

Целью воспитания культуры здорового образа жизни является формирование психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приёме психоактивных веществ. Проведение мастер-классов по скандинавской ходьбе (СХ) среди студентов способствует развитию стрессустойчивости и здорового образа жизни (ЗОЖ). Участие самого куратора в различных соревнованиях Университета, города и края значительно повышает его авторитет и ценность мнения.

- морально-этическое (нравственное) воспитание - нравственное воспитание в целом — это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. В медицинском ВУЗе этика и деонтология врача преподаются с первого курса, формирование норм поведения с пациентами и коллегами, в медицинском учреждении и в быту идет целенаправленно к созданию определенного психотипа врача, в котором по определению А.П. Чехова " Человек должен стремиться к гармонии в своём облике — внутреннем и внешнем. В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Куратор личным примером, дискуссиями и лекциями стремится формировать этот облик. С этой целью написана лекция «Любовный треугольник: врач - болезнь - больной», которую автор читает как заключительную на 6 курсе. В ней обсуждаются этические, правовые и деонтологические проблемы нашей профессии, врачебный сленг, сложности общения с терминальными больными, поддержание собственного авторитета в коллективе и у пациентов и другие вопросы.

- интеллектуально-духовное воспитание - интеллектуальное воспитание

представляет собой систематическое и целенаправленное продуктивное

воздействие куратора на воспитуемого, а также их взаимодействие, которое является основополагающим фактором развития и формирования интеллекта студента и его мировоззрения.

Под духовностью студента понимается наличие у него совокупности тех ценностей, на которые он ориентируется, его внутренняя свобода, способность делать нравственный выбор, принимать решения со знанием дела и ответственностью за возможные последствия. В этом направлении кафедрой факультетской терапии была проведена конференция «Пропаганда ЗОЖ в постулатах различных конфессий», на которой присутствовали представители различных религиозных конфессий города. Безусловно, основной задачей ее было даже не формирование ЗОЖ, а развитие толерантности -духовной, религиозной и человеческой. Наш университет носит имя профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого - святителя Луки, и этот факт уже сам по себе накладывает огромную ответственность на каждого сотрудника и студента за свои действия и поступки.

- экологическое воспитание -призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для

достижения этих целей нужна интеграция всех знаний о природных и общественных законах

функционирования окружающей среды. Целью экологического воспитания является обеспечение экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта. Периодически, проводя мастер-классы по скандинавской ходьбе в роще студенческого городка, мы берем пакеты и параллельно убираем мусор на тропинках, искренне надеясь, что человек, который подбирает мусор за другими, сам никогда не намусорит. В рамках проекта «Енисейская Сибирь. Экскурс по культурным, историческим и природным достопримечательностям Красноярского края» проходят экскурсии по пещере на Караульной горе и в различныж экопарках нашего региона.

- художественно-эстетическое воспитание - художественно-эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Целью художественно-эстетического воспитания является приобщение студентов к ценностям культуры и искусства, развития студенческого творчества, создание условий для саморазвития студентов и их

реализация в различных видах творческой деятельности. Реализуя проекты «День группы» и «Енисейская Сибирь. Экскурс по культурным, историческим и природным

достопримечательностям Красноярского края», посещая музеи и выставочные залы со студентами, наши кураторы выполняют именно эту задачу.

- национально-патриотическое воспитание - патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Приуроченная к 9 мая кафедральная конференция посвящена российским врачам-гуманистам, участникам ВОВ, а также детскому врачу, писателю Янушу Корчаку, который погиб вместе со своими воспитанниками детского дома в газовой камере, отказавшись от возможности остаться в живых. Его подвиг и подвиги других врачей в разное время способствует формированию глубокого понимания сущности нашей профессии, в основе которой лежит спасение жизни.

Результаты и обсуждение

Традиция неформального внеаудиторного общения со студентами с обсуждением их личных проблем, взаимоотношений в группе,

профессиональной ориентации по специальности и другим вопросам, конечно, существовала на нашей кафедре с момента ее образования. Преподаватели «старой школы» уделяли этим вопросам большое значение и передавали свой опыт нам, в то время молодым педагогам. В этой связи хочется отметить куратора 418 группы (семидесятые годы) доцента кафедры факультетской терапии Чупахину Веру Александровну, которая знала о нас все -семья, интересы, проблемы, которые помогала решать. Именно ее почти материнская забота о нас, студентах, сподвигла автора на совершенствование воспитательной работы и написание этой статьи.

Безусловно, кураторство - это волонтерство, акт доброй воли преподавателя, его личная инициатива. В большинстве ВУЗов часы на кураторство не выделяются именно по этой причине. Прежде всего, необходимо непременное желание потенциального куратора заниматься воспитательной работой, общаться со студентами, разделять их интересы, не бояться их проблем, быть готовым помочь и словом, и делом.

Есть мнение, «как это не печально, но большинство «номинативных» кураторов - преподаватели старше 60 лет. Да, они опытны, но их интересы зачастую лежат вне круга интересов подопечных, а физическое состояние не дает сил на полное включение в воспитательный процесс» [6], однако опыт нашей кафедры показывает, что кураторство, напротив, стимулирует данную группу к преподавательскому долгожительству, позволяет освоить новые методы и подходы к воспитанию студентов высшей школы. С молодыми же кураторами другая проблема: они часто оказываются в плену интеллектуальной индустрии. С одной стороны, поисковый характер

кураторства является для них непреложным - они читают книги, прилично знают английский, следят за новинками, словом, они «в тренде» происходящего. Но, с другой стороны, у многих из них недостаточно авторских позиций, личной страсти,

профессионального опыта, который формирует внутренний стержень сильной личности, что отличает кураторов более старшего поколения.

Далее будут представлены более подробно проекты воспитательной работы кураторов - наставников, которые ведутся у нас на кафедре. Думается, наш опыт будет полезен коллегам-педагогам

не только Высшей школы, но и других образовательных организаций.

Проект «День группы» не является новинкой для кафедры. Проведение таких мероприятий инициировано

самими студентами много лет назад, но не было оформлено как кураторская деятельность, а являлось неотъемлемой частью работы преподавателей.

Рисунок 1 - Один из первых «Дней группы» в отделении 1 кардиологии 2014 г.

С инициативой проведения «Дня группы» впервые в 2001 году на базе КГБУЗ КМКБ №20 студенты одной многонациональной группы организовали обед национальных блюд, на который были приглашены врачи одного из отделений. Каждый «кулинар» рассказывал о традициях здорового питания его республики или региона. В ходе мероприятия обучающиеся узнали друг друга с неизвестной стороны, это поспособствовало развитию национального самоуважения и толерантности,

раскрыло ранее неизвестные грани личности однокурсников.

С 2014 года в качестве «Дня группы» практикуется внеурочное посещение с группой музея В. И. Сурикова, где не только проводится осмотр различных экспозиций, но и после в конференц-зале музея обсуждается увиденное. Многие студенты оказываются знатоками живописи или пишут сами. Так, на одной из экскурсий студент, которого в группе считали замкнутым и посредственным, просто ошеломил всех своей

художественной эрудицией, что, впоследствии значительно повысило его авторитет в группе и его личную мотивацию к учебному процессу.

Другой формой данного

мероприятия стало регулярное посещение КРЦ «Сибирь», где проводятся тематические медицинские выставки.

Рисунок 2 - «День группы» в музее им. В.И. Сурикова (г. Красноярск, 2021 г.)

В условиях дистанционного обучения во время пандемии основой для мероприятия «День группы» стал разработанный нами проект «Скандинавская ходьба как метод построения команды в студенческой среде». Начиная с 2019 года проводятся дополнительные занятия для студентов 4 и 6 курсов во внеучебное время на добровольной основе по применению метода «скандинавская ходьба» в реабилитации кардиологических больных, что соответствует модулю «Неотложная

кардиология» на 6 курсе, «Кардиология» на 4 курсе, по которым автор проводит занятия.

Такая форма занятия на открытой площадке (стадион КрасГМУ, лыжная база КрасГМУ, остров "Татышев", остров Отдыха, Енисейская набережная) не только разнообразит учебный процесс, но и способствует формированию команды (Team building) в студенческой среде, повышению авторитета

преподавателя, умению общаться в неформальной обстановке и т.д.

Рисунок 3 - «День группы» (набережная р. Енисей, 2022 г.)

Спортивно-познавательное мероприятие «День группы» проходит с определением исходного уровня здоровья у студентов с помощью функциональных проб, используемых в спортивной медицине, расчетом пульсового резерва, освоением методики «скандинавская ходьба» (СХ), применением ее для профилактики и реабилитации различных заболеваний, что, безусловно, связано с освоением кардиологии в целом. Автор является дипломированным

инструктором по СХ, прошла обучение на базе кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, многократно проводила мастер-классы для

профессорско-преподавательского

состава (ППС) и пациентов различных клиник и с успехом использует данный инновационный резерв в воспитательной работе.

Доцентами нашей кафедры факультетской терапии Аксютиной Н.В. и Большаковой Т.Ю. разработан и осуществляется проект «Енисейская Сибирь. Экскурс по культурным, историческим и природным

достопримечательностям Красноярского края». Проект включает экскурсии по достопримечательностям Красноярска, например, посещение пещер на Караульной горе, парохода «Святитель Николай», музеев Г.В. Юдина, В.И. Сурикова и др.

Рисунок 4 - Доцент Аксютина Н.В. с группой на корабле «Святитель Николай» осень 2022 г.

С 2020 года в период пандемии автором статьи и волонтерами КрасГМУ начат новый проект по воспитательной работе «Пропаганда волонтерства в студенческой среде» с элементами кураторства над группами волонтеров университета и обучающихся МАОУ Лицей 7 г. Красноярска. В рамках проекта нами проведено три конференции по истории волонтерского движения, актам доброй воли, усыновлению, меценатству и другим проявлениям альтруизма, добра и взаимопомощи.

В настоящее время наставничество над этой группой школьников активно продолжается, в январе 2023 г. проведена ознакомительная экскурсия в КГБУЗ КМКБ № 20 им. И.С. Берзона, интерактивный мастер-класс по работе на тренажерах и симуляторах, волонтеры распределены на работу в отделения больницы. Такая форма кураторства прежде всего направлена на профессиональную ориентацию и повышения общеобразовательного

уровня курируемых.

Рисунок 5 - Волонтеры МАОУ Лицей № 7 выступают на конференции в КрасГМУ со своими проектами, декабрь 2022 г.

Этапы подготовки мероприятия по воспитательной работе:

1. Генерация идеи.

2. Оформление ее как формы -мероприятие, конференция, олимпиада, викторина, конкурс, посещение выставки или музея.

3. Создание оргкомитета мероприятия из числа студентов группы.

5. Подготовка нормативных документов - заявка на проведение мероприятия, составление и утверждение программы с выходом распоряжения Управления по воспитательной работе и молодежной политике.

6. Подготовка места проведения, согласование с руководителем места проведения.

7. Проведение мероприятия.

8. Отчет о проведении мероприятия в деканат или Управление по

воспитательной работе и молодежной политике.

Заключение

Воспитательная работа является неотъемлемой частью преподавательской деятельности. Огромное значение имеет личный пример педагога, его профессиональная эрудиция и общий культурный уровень. Именно в современных условиях должна возрастать роль кураторства в различных проявлениях для сохранения традиций воспитательной работы в вузовской педагогике.

Таким образом, благодаря совершенствованию института кураторства, могут быть решены задачи социальной адаптации студентов в ВУЗе, повышения уровня коммуникативности и толерантности как среди обучающихся, так и на уровне «студент -

преподаватель», что, в свою очередь, позволит повысить мотивацию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

студентов к учебному процессу, будет способствовать лучшему освоению Библиографический список

1. Гайдукова С. С. Формирование социально-организационной компетентности будущих педагогов во внеаудиторной воспитательной работе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 . Москва. 2012. - 22 с. - Текст : непосредственный.

2. Гришаев О. В. Записная книжка куратора студенческой группы : методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора. // О.В. Гришаев. - Текст : непосредственный: Воронеж. -2009. - 134 с.

3. Зелеева В. П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ksu.ru/infres/nikolaev (дата обращения: 25.03.2023).

4. Мартынова М. Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства // Текст : непосредственный: Университетское управление. - 2004. - № 5. - С. 104 -106.

5. Методический календарь куратора : методическое пособие / сост. В. В.

образовательной программы и успехам в дальнейшей профессиональной деятельности.

Кугунуров, А. П. Платонова, Т. Д. Дьячковская, Н. М. Мельникова // Текст : непосредственный: Учебно-организационное управление ЯГУ имени М. К. Аммосова. - Якутск. -2009. - 68 с.

6. Рогалева Г. И. Кураторство — профессиональная функция вузовского преподавателя // Текст : электронный: Молодой ученый. - 2016.

- № 20 (124). - С. 723-726. — URL: https://moluch.ru/ archive/124/34165/ (дата обращения: 08.02.2023).

7. Никитина В. В., Куцая А. Ю., Салун С. Н. О проблеме кураторства в современном вузе // Текст : непосредственный: Современные проблемы науки и образования. 2019. -№ 2. - С. 76-78.

8. Шнайдер, Ю. Ю. Кураторство как исследование, практика и художественная деятельность // Текст : непосредственный: Вестник культуры и искусств. - 2022. - № 2 (70). - С. 81-88.

9. Свердев Р. Г. Опыт организации воспитательной деятельности куратора подразделения // Текст : непосредственный : Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 7.

- С. 219 223.

10. Андриенко О. А., Безенкова Т. А., Олейник Е. В. Воспитательная деятельность куратора в период адаптации студентов-первокурсников вуза // Текст : непосредственный: Перспективы науки и образования. -2019. - № 2 (38). - С. 95 -107.

References

1. Andrienko O. A. Vospitatel'naya deyatel'nost' kuratora v period adaptatsii studentov-pervokursnikov vuza [Educational activities of the curator during the period of adaptation of first-year students of the university] Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019. no 2 (38), Pp. 95, 107 (In Russian)

2. Gaidukova S. S (2012). Formirovanie sotsial'no-organizatsionnoi kompetentnosti budushchikh pedagogov vo vneauditornoi vospitatel'noi rabote vuza [Formation of social and organizational competence of future teachers in extracurricular educational work of the university]: avtoref.dis, Cand. philol. sci. diss. Abstr. Krasnodar, 22 p. (In Russian)

3. Grishaev O. V. Zapisnaya knizhka kuratora studencheskoi gruppy: metodicheskie rekomendatsii po organizatsii vospitatel'noi deyatel'nosti kuratora [Notebook of the curator of the student group]/ Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskii tsentr Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, 134 p. (in Russian)

4. Martynova M. D. Upravlenie protsessom professional'nogo i kul'turnogo stanovleniya studentov cherez institut kuratorstva [Managing the process of professional and cultural development of students through the institution of curatorship]// Universitetskoe upravlenie, 2004, No 5, Pp. 104-106. (In Russian)

5. Metodicheskii kalendar' kuratora: Metodicheskoe posobie / V. V. Kugunurov, A. P. Platonova, T. D. D'yachkovskaya, N. M. Mel'nikova // Uchebno-organizatsionnoe upravlenie Yakutsk State University named after M. K. Ammosova. — Yakutsk: Izd-vo Yakutskogo un-ta, 2009, 68 p. (In Russian)

6. Nikitina V. V. O probleme kuratorstva v sovremennom vuze [On the problem of curatorship in a modern university] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2019, No 2, Pp. 76-78. (In Russian)

7. Rogaleva G. I. Kuratorstvo — professional'naya funktsiya vuzovskogo prepodavatelya [Curatorship is a professional function of a university teacher]// Molodoi uchenyi, 2016, No 20 (124), Pp. 723-726. [online]: Available at: https://moluch.ru/archive/124/34165/ (accessed: 08.02.2023). (In Russian)

8. Shnaider Yu. Yu. Kuratorstvo kak issledovanie, praktika i khudozhestvennaya deyatel'nost' // Vestnik kul'tury i iskusstv, 2022, No 2 (70), Pp. 81- 88. (In Russian)

9. Sverdev R.G. Opyt organizatsii vospitatel'noi deyatel'nosti kuratora podrazdeleniya [Experience in organizing the educational activities of the curator of the unit]// Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - 2019, No 7, Pp. 219 - 223. (In Russian)

10. Zeleeva, V. P. Sovershenstvovanie raboty kuratorov studencheskikh grupp na diagnosticheskoi osnove/ V. P. Zeleeva // [online]. Available at:

http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002 (In Russian)

Татьяна Дмитриевна Верещагина, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии, Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Россия, e-mail: [email protected]

Tatiana Dmitrievna Vereshchagina, Candidate of Medicine, Associate Professor at the Department of Faculty Therapy, Krasnoyarsk State Medical University named after V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.