Научная статья на тему 'Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза'

Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENT SELF-GOVERNMENT / FORMATION OF A CIVIL POSITION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошина Татьяна Александровна

Показано, что система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Теоретический анализ литературы позволил нам определить деятельность куратора по формированию гражданской позиции студентов как целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс по организации социально-значимой деятельности студентов и развитию самоуправления, необходимых для самореализации личности в обществе. В ходе экспериментальной работы была разработана и реализована педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза, которая включает: цели, задачи, содержание деятельности кураторов и студентов на каждом этапе формирования гражданской позиции, методы, формы, средства, критерии и показатели сформированности гражданской позиции. Реализация данной педагогической модели способствует вовлечению студентов в социально значимую работу, активному их участию в разнообразных направлениях деятельности по интересам, позволяет студентам развивать организаторские способности, приобретать опыт участия в самоуправлении, проявлять гражданскую позицию. Опираясь на разработанные нами критерии и показатели, мы замеряли уровень сформированности гражданской позиции студентов вуза на основе их самоанализа и экспертных оценок. Экспертами выступили отдельные студенты группы, преподаватели, кураторы. Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что целенаправленная деятельность кураторов способствует активизации внеаудиторной деятельности студентов, развитию студенческого самоуправления группы как реальной формы студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирошина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of curator activity for formation of student civil position at higher educational institution

The article shows that the education system should prepare people who can live in civil society and constitutional state and also create them. Literature theoretical analysis allowed us to determine the activities of the curator for the formation of student civic position as a focused and consciously carried out pedagogical process for the organization of socially significant activities of students and the development of self-government, necessary for self-realization of a person in society. In the course of the experimental work, a pedagogical model of the curator’s activity on the formation of the civic position of students was developed and implemented. It includes a number of components such as goals, objectives, content of the activities of curators and students at each stage of the formation of a civil position, methods, forms, means, criteria and indicators of the formation of a civil position. The implementation of this pedagogical model promotes the involvement of students in socially significant work, their active participation in various areas of interest, allows students to develop organizational skills, gain experience in participating in self- government and show a civil position. On the basis of developed the criteria and indicators we measured the level of formation of the civic position of students based on their introspection and expert assessments. The experts were individual group students, lecturers and curators. The study allowed us to conclude that the focused activities of the curators contribute to the activation of extracurricular activities of students, the development of student self-government of the group as a real form of student democracy with the corresponding rights, opportunities and responsibilities.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза»

УДК 378.14

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.4.11

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Т.А. Мирошина1

Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия

Российская Федерация, 650056, г. Кемерово, ул. Марковцева, 5

E-mail: [email protected]

Аннотация

Показано, что система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Теоретический анализ литературы позволил нам определить деятельность куратора по формированию гражданской позиции студентов как целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс по организации социально-значимой деятельности студентов и развитию самоуправления, необходимых для самореализации личности в обществе. В ходе экспериментальной работы была разработана и реализована педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза, которая включает: цели, задачи, содержание деятельности кураторов и студентов на каждом этапе формирования гражданской позиции, методы, формы, средства, критерии и показатели сформи-рованности гражданской позиции. Реализация данной педагогической модели способствует вовлечению студентов в социально значимую работу, активному их участию в разнообразных направлениях деятельности по интересам, позволяет студентам развивать организаторские способности, приобретать опыт участия в самоуправлении, проявлять гражданскую позицию. Опираясь на разработанные нами критерии и показатели, мы замеряли уровень сформированности гражданской позиции студентов вуза на основе их самоанализа и экспертных оценок. Экспертами выступили отдельные студенты группы, преподаватели, кураторы. Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что целенаправленная деятельность кураторов способствует активизации внеаудиторной деятельности студентов, развитию студенческого самоуправления группы как реальной формы студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, формирование гражданской позиции, внеаудиторная деятельность.

Введение

Современному обществу требуются специалисты, выпускники вузов с активной гражданской позицией. Однако существуют сложности организации об-

1 Мирошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарно-правовые дисциплины»

щественно значимой жизни и деятельности студентов вузов - того, что является основой формирования гражданской позиции, гражданского поведения. Проблеме формирования гражданской позиции студентов посвящены многие работы, а такие авторы, как Г.А. Волгунова, Н.О. Николаева, Д.А. Крымова, Е.Л. Райхлина, Г.А. Федотова, С.З. Мирветалиева, представили результаты анализа понятия «гражданская позиция» [1, 2, 3, 4]. Мы определяем гражданскую позицию как «совокупность мировоззренческих взглядов, убеждений и отношений человека к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям, которые проявляются в гражданском поведении и поступках и реализуются в социально значимой деятельности» [5, 33].

В нашем исследовании мы рассматриваем внеаудиторную деятельность, которая представляет собой «специально организованную и целенаправленную деятельность, включающую разнообразные формы и виды работы образовательного и воспитательного характера, в которые студенты включаются после аудиторных занятий» [5, 123]. Эта работа осуществляется в вузе кураторами, общественными организациями, студенческим самоуправлением.

Наша задача заключалась в разработке и реализации педагогической модели деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза, включающей цели, задачи, содержание деятельности кураторов и студентов на каждом этапе формирования гражданской позиции, формы, методы, средства, критерии и показатели сформированности гражданской позиции; координации деятельности кураторов по организации самоуправления в студенческих группах.

В целом студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

Однако не все студенты умеют пользоваться своими правами. Особенно это характерно для первокурсников. Их участие в самоуправлении не может быть полностью самостоятельным, этому их надо целенаправленно и последовательно учить. Для решения данной задачи нами была спланирована деятельность с кураторами, которая включала целенаправленную работу по оказанию помощи студентам группы в формировании коллектива и организации самоуправления.

Цель деятельности кураторов по формированию гражданской позиции студентов заключалась в том, чтобы организовать воспитательную работу среди студентов на основе самоуправления в коллективе; помочь им в приобретении глубоких и прочных знаний, необходимых специалисту с высшим образованием; создать педагогические условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого студента академической группы, его са-

мореализации и самоутверждения; способствовать адаптации студентов к вузовским условиям, формированию их положительного отношения к будущей профессиональной деятельности, ответственного отношения к обучению в вузе, развитию личностных качеств.

1. Обзор литературы

В последние годы появилось много публикаций, которые посвящены функциональным обязанностям кураторов, направлениям и формам их работы [6, 7, 8, 9, 10, 11]. Ряд авторов делятся опытом организации кураторской деятельности в вузе [12, 13, 14, 15, 16, 17, 18]. ЕЯ. Бельская и О.Н. Игна [19] рассматривают роль и цели института кураторства в современном высшем профессиональном образовании, а Е.А. Богачева [20] излагает подходы к проблеме профессионального имиджа современного куратора студенческой группы. Таким образом, нет работ, которые освещают деятельность кураторов по формированию гражданской позиции студентов вуза.

Изучение современной вузовской практики воспитания студентов позволяет говорить о недостаточной воспитательной работе вузов по формированию гражданской позиции студентов, что во многом связано с отсутствием разработанной системы организации гражданского воспитания студентов.

2. Материалы и методы

Мы избрали методику, состоящую из взаимодополняющих компонентов: опросов и бесед со студентами; опросов и бесед с кураторами студенческих групп; опросов и бесед с преподавателями вуза. В опросе приняли участие 400 студентов, 70 преподавателей, 20 кураторов Кузбасской ГСХА. Для изучения их мнений нами была разработана анкета на основе анализа и синтеза психолого-педагогической литературы и публикаций периодической печати, изучения педагогического опыта.

3. Результаты исследования

Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза в графическом виде представлена в табл. 1.

В современных условиях особо остро стоит проблема создания в каждом вузе, в каждой студенческой группе сплоченного самоуправляемого коллектива, организации системы его деятельности. Успехи вузовского самоуправления во многом определяются уровнем развития самоуправленческой деятельности в учебных группах, где она проявляется наиболее ярко: это организация быта и досуга студентов, их участие в руководстве учебно-научными и общественными процессами, распределение стипендий и многое другое.

Таблица 1

Педагогическая модель деятельности куратора по формированию гражданской позиции студентов вуза

Компоненты Кураторы Студенты

Цели:

- социальные Способствовать адаптации студентов к вузовским условиям Адаптироваться к вузовской среде

- образовательные Помочь студентам в приобретении знаний, необходимых специалисту с высшим образованием, познакомить с правами и обязанностями, деятельностью вуза Получить знания, узнать свои права и обязанности, специфику учебной деятельности в вузе

- воспитательные Организовать воспитание студентов на основе самоуправления в коллективе, создать педагогические условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого студента академической группы, способствовать формированию положительного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности, ответственного отношения к обучению в вузе, их активной гражданской позиции, личностных качеств Сформировать активную гражданскую позицию, ответственное отношение к обучению в вузе, работе по избранной профессии

Задачи: Адаптировать студентов к вузовскому обучению. Способствовать усвоению ими профессиональных знаний и умений в процессе обучения в вузе и других знаний, необходимых для гражданской жизни. Способствовать формированию гражданственности студентов как инте-гративного качества личности. Способствовать развитию студенческого самоуправления и потребности студентов в самореализации Адаптироваться к вузовским условиям. Получить политические, исторические, экономические, юридические, экологические, психологические и другие знания, необходимые для гражданской жизни. Формировать гражданские убеждения, активную гражданскую позицию. Самореализовываться

Содержание деятельности по этапам

- адаптационный Создать условия для адаптации студентов к вузовским условиям, условиям областного центра (для иногородних студентов), к общению и совместной деятельности. Ознакомить студентов с нормами, правилами поведения, их правами и обязанностями, историей вуза, его деятельностью и традициями, работой студенческих организаций вуза, библиотеки. Помочь в организации самостоятельной работы студентов. Оказать помощи в создании коллектива, выборе актива группы. Оказать помощь студентам в планировании групповой деятельности. Адаптироваться к вузовской среде, условиям большого города, общению и коллективной деятельности. Познакомиться с нормами, правилами поведения, правами и обязанностями студента, историей вуза, его деятельностью и традициями, работой студенческих организаций вуза, библиотеки. Осознать нормы, правила, требования, сформировать отношение к ним, выработать устойчивую привычку поведения, которая становится нормой.

Компоненты

Кураторы

Студенты

Содержание деятельности по этапам

- адаптационный

Вовлечь студентов в работу научно-исследовательских кружков, спортивных секций, общественных организаций, художественную самодеятельность и т. д. исходя из его интересов. Содействовать решению социально-бытовых проблем студентов

Овладеть фундаментальными знаниями по предметам. Организовать режим дня и самостоятельной работы. Установить межличностные отношения, достичь самоутверждения в коллективе. Определить круг своих интересов_

- организационный

Создать условия для самореализации студентов. Оказать помощь студентам в организации самоуправления, проведении общественной работы. Развить коллектив группы, стимулировать активность каждого члена группы. Вовлечь студентов в создание норм и правил студенческой жизни, жизни группы. Помочь студентам в организации встреч, круглых столов с психологом, работниками культуры и искусств, медицинскими работниками, представителями профессии и т. д. Помочь студентам в подготовке и проведении праздников, конференций, олимпиад, соревнований. Включить студентов в добровольческую деятельность, реальную социальную практику своего района, города, региона

Проводить самоанализ, заниматься самовоспитанием, самообразованием, самореализацией. Овладеть общепрофессиональными знаниями, умениями, навыками. Участвовать в жизни вуза, органах студенческого самоуправления, городских и областных мероприятиях, акциях, волонтерской и добровольческой деятельности. Инициировать, организовывать и проводить групповые дела, праздники, соревнования. Участвовать в акциях, проектах, оформлении музея вуза_

- деятельносгныи

Оказывать помощь студентам группы в налаживании взаимодействия с общественностью

Разрабатывать и реализовы-вать социально значимые проекты. Активно участвовать в жизни вуза, города

Методы:

- диагностики

Организация изучения уровня сформированное™ гражданственности студентов посредством анкетирования, тестирования, наблюдения, опроса_

Самонаблюдение, самооценка

- формирования качеств личности

Беседы, объяснения, убеждение словом и положительным примером_

Самооценка, самоописание, самонаблюдение

- организации деятельности

Упражнение, педагогическое требование, поручение, приучение, соревнование, поощрение, наказание, работа с документами (законами, уставом, приказами и т. д.), с различной информацией

Упражнения, самоприучение, выполнение педагогических требований, участие в конференциях, семинарах, праздниках и т. д., работа с документами (уставом, приказами, инструкциями и т. д.), с информацией, получаемой из газет, радио, телевидения и др._

Компоненты Кураторы Студенты

Методы:

- контроля и самоконтроля Наблюдение, опрос, анализ практической деятельности, тестирование с целью выявления уровня успешности формирования гражданственности студентов Самооценка, самоконтроль, самопознание

Формы:

- индивидуальные Беседы, консультации Самостоятельная работа, деятельность в общественных организациях, клубах по интересам и т. д.

- микрогрупповые Инструктажи, проекты Заседания актива и органов самоуправления, проекты

- групповые Собрания, кружки, субботники, семинары, круглые столы, заседания секций, встречи, конференции, экскурсии, олимпиады, акции Собрания, кружки, субботники, семинары, круглые столы, заседания секций, встречи, конференции, экскурсии, олимпиады, акции

- массовые Праздники, соревнования, вечера Праздники, соревнования, вечера

Средства: Изучение передового педагогического опыта, технические средства, средства медиаобразования, произведения изобразительного и музыкального искусства, памятники природы и культуры, народнохозяйственные комплексы, памятники боевой и трудовой славы, спортивная база Учебная и трудовая деятельность, общественная работа, технические средства, средства медиаобразования, памятники природы и культуры, музеи, народнохозяйственные комплексы, памятники боевой и трудовой славы, спортивная база

Критерии:

Деятельностный Умение комментировать, анализировать и интерпретировать общественно-политические события; стремление осуществлять социальную деятельность; проявление активности в общественной жизни вуза, города, региона, страны; инициативность в организации различных общественных дел; стремление к участию в деятельности самоуправления, политических событиях, гражданских акциях

Эмоциональный Положительное отношение к выполнению гражданского долга; проявление нетерпимости к безнравственным действиям и поступкам; удовлетворенность от участия в социально значимой деятельности; положительное отношение к будущей профессиональной деятельности

Волевой Проявление волевых усилий при выборе гражданского поведения в соответствии с нравственными нормами; способность подчинять личные интересы коллективным; соблюдение правил и норм поведения, существующих в обществе; стремление к самовоспитанию; способность мобилизовать собственные силы; требовательность к себе и другим

Становление студенческого самоуправления в группе потребовало от кураторов решения следующих задач:

- ознакомить студентов со структурой самоуправления в вузе, основными направлениями работы и опытом вузовского самоуправления;

- помочь сформировать органы студенческого самоуправления в группе, обозначить их основные функции, другими словами, создать актив;

- помочь в планировании и организации групповых дел, а также анализе итогов их проведения, при этом не подметать студенческое самоуправление, а пробуждать инициативу самих студентов;

- добиться участия каждого студента в общественной работе посредством включения в различные виды деятельности с учетом его интересов и предпочтений;

- помочь в установлении и укреплении связей студенческого самоуправления группы с общевузовскими органами самоуправления и управленческими структурами вуза;

- создать систему стимулирования деятельности студентов, участвующих в самоуправлении, способствовать созданию атмосферы благожелательности.

Основными направлениями деятельности куратора по созданию студенческого самоуправления в группе были:

- привлечение активных студентов к решению повседневных вопросов быта, досуговой занятости, оздоровления и др.;

- расширение влияния актива путем приобщения студентов к самостоятельной деятельности по интересам;

- создание системы обучения актива самоуправления и его постоянное расширение;

- занятость студентов в организации и проведении отдельных конкретных дел: участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях, конкурсах художественной самодеятельности;

- организация силами студенческого коллектива охраны правопорядка в корпусах, на территории вуза, в общежитиях и т. д.;

- развитие интереса студентов к самостоятельной коллективной деятельности на благо группы, факультета, вуза;

- формирование общественного мнения студентов по проблеме дальнейшего развития студенческого самоуправления, определение новых видов самостоятельной деятельности, проявления социальной активности;

- развитие активности студентов, создание возможностей для самореализации каждого студента;

- привлечение студентов к трудовой деятельности на благо вуза, города;

- установление и расширение связей органов студенческого самоуправления с другими группами, вузами города;

- опора на общественное мнение студентов в решении различных проблем жизнедеятельности студенческого коллектива;

- руководство студенческой группой, координация и контроль деятельности первичного студенческого коллектива по всем направлениям работы в соответствии с принятым планом.

В начале экспериментальной работы деятельность была направлена на оказание помощи студентам группы по созданию авторитетного и работоспособного актива. С этой целью кураторами проводились в студенческой группе ознакомительно-разъяснительные мероприятия и организовывались сами процедуры выборов в актив. Кураторы готовили встречи групп с заместителями декана по учебной и воспитательной работе, где студентам рассказывали о структуре управления в вузе, знакомили с должностными инструкциями старосты, профорга и с требованиями, предъявляемыми к ним.

С целью создания студенческого актива кураторами был разработан алгоритм выбора актива группы. Студентам предлагалось действовать следующим образом:

- выявить активистов, готовых к выполнению должностных обязанностей старосты группы, профорга, культорга, физорга, редактора, умеющих выстраивать взаимоотношения с окружающими и имеющих предшествующий опыт ведения общественной работы;

- выявить способности студентов к выполнению того или иного вида общественной работы;

- учитывать индивидуальные особенности, такие как энергичность, решительность, инициативность в организаторской деятельности.

Студенты, выбранные в актив (староста группы, профорг, организаторы коллективных творческих дел - культорг, физорг, редактор) от каждой группы, входили в студенческие советы факультетов. Студенты, проживающие в общежитии, участвовали в создании органов самоуправления общежития.

Для повышения творческой активности и инициативы студентов, развития их личностных качеств кураторы предлагали проводить выборы в группе в следующие сектора:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сектор организации досуга - разработка различных мероприятий как культурно-массового, так и социально-бытового порядка;

- художественно-технический сектор - художественное оформление проектов группы, музыкальное сопровождение групповых мероприятий;

- сектор взаимопомощи - решение проблем социально-бытовой жизни студентов группы. Для наиболее быстрого реагирования в этот сектор вошли студенты, проживающие в общежитии.

Выборы в данные сектора позволили активизировать деятельность студентов. При этом успешное развитие самоуправления в группе во многом определялось содержанием и характером педагогической помощи студенческому коллективу со стороны кураторов. Они обучали студентов умению осуществлять коллективное руководство и координировать совместные действия, в частности совместно планировать и организовывать групповые дела, выбирать действенные формы отчетности и контроля, анализировать итоги проведения общегрупповых дел и отдельных мероприятий. В процессе взаи-

модействия с кураторами студенты учились правильно выбирать время и ответственных за проведение мероприятий, сообща искать пути к устранению недостатков в работе, объединять товарищей для совместного дела, координировать действия и устанавливать деловые контакты между организаторами и исполнителями, т. е. обучались основам организаторского мастерства. Кураторы находились в постоянном общении с группой, активом, проводили индивидуальные беседы, давали советы, совместно анализировали жизнь группы, делали практические замечания, предостерегали от возможных ошибок, одобряли ценные предложения студентов, проводили массовые инструктажи, передавали личный организаторский опыт и прочее. Также проводилась индивидуальная работа с членами актива.

Кураторы в ходе экспериментальной работы придавали первостепенное значение развитию навыков самоуправления студентов с первых дней их пребывания в вузе. В период «недели первокурсника» происходило коллективное планирование работы на предстоящий учебный год, когда кураторы акцентировали внимание на определении основного объема работы, помогали студентам увязать ведущие направления деятельности коллектива с комплексным перспективным планом внеучебной воспитательной работы вуза, планами работы студенческой и профсоюзной организаций. При этом первокурсники самостоятельно определяли сферы интересов и образ будущей жизни во внеаудиторное время в совместном обсуждении.

Наше исследование позволило говорить о студентах с различным уровнем сформированности гражданской позиции. Студентов вуза с низким уровнем сформированности гражданской позиции характеризовало редкое участие в общественной жизни вуза, города, региона, страны; отсутствие готовности и способности к саморегуляции гражданского поведения (группа В: на начало эксперимента входило 56 % студентов, на конец 36 %). Средний уровень сформированности гражданской позиции студентов вуза проявлялся в частичной удовлетворенности от участия в социально значимой деятельности; ситуативном выполнении требований коллектива; периодической саморегуляции гражданского поведения (группа Б: на начало эксперимента 29 % студентов, на конец 46 %, состав группы увеличился на 15 %.). Для студентов с высоким уровнем сформированности гражданской позиции было характерно проявление активности в общественной жизни вуза, города, региона, страны; проявление нетерпимости к безнравственным действиям и поступкам; соблюдение правил и норм поведения, существующих в обществе; осуществление самовоспитания (группа А: входило 15%, после проведенного эксперимента в данную группу вошло 18 %).

Инертность гражданской позиции студентов на начало эксперимента, на наш взгляд, объяснялась их недостаточным опытом участия в организации общественной жизнедеятельности и недостаточным развитием организаци-

онных форм общественных объединений, что значительно ограничивало возможность привлечения студенчества к проблемам города, области, региона, страны. Это позволяет говорить о том, что студенты не получали опыта гражданского поведения и гражданско-правового общения.

Судить о сформированности гражданской позиции студентов позволяет их участие в различных видах и формах социально значимой деятельности, а также отношение студентов к реалиям вузовской и общественной жизни. В табл. 2 представлены результаты опроса студентов вуза об их участии в общественно значимой жизни вуза, города.

Из обобщенных данных видно, что в процессе эксперимента произошли количественные изменения.

Таблица 2

Результаты опроса студентов об их участии в общественно значимой жизни вуза, города по годам (п = 400), %

№ п/п Вид деятельности Период

2013/14 2014/15 2015/16 2016/17

1 Органы студенческого самоуправления (студклуб, студсовет) 10 14 17 18

2 Студенческое научное общество 2 2 3 4

3 Студенческие отряды 3 7 16 21

4 Политклуб - 2 3 3

5 Спортивные секции 7 9 12 13

6 Волонтерское движение (шефская работа с ветеранами труда и войн, детьми-сиротами, участие в акциях милосердия) 1 3 5 7

7 Кружки и клубы по интересам 7 13 15 15

ВСЕГО 30 50 71 81

8 Секции, кружки и клубы по интересам вне вуза 3 5 8 8

ИТОГО 33 55 79 89

Значительно увеличился состав студентов - членов студенческих отрядов (с 3 до 21 %) и представителей студенческого самоуправления (с 10 до 18 %). Общий количественный прирост студентов, участвующих в общественно-значимой жизни вуза, города, составил 56 %.

Результаты эксперимента показали, что институт кураторов провел значительную работу по созданию организационных и педагогических условий для трудовой деятельности студентов, организации досуга, спортивных и творческих мероприятий, вовлечения студентов в различные виды социально значимой деятельности, в результате которых произошли качественные изменения в их взглядах. Обеспечение профессионального роста студентов на каждом этапе предполагало расширение их возможностей, формирование самостоятельности, инициативности, ответственности, что организационно вы-

ражалось в их постепенном дистанцировании от кураторов, имеющих своей целью переход от внешнего педагогического контроля к внутреннему самоконтролю студентов.

Обсуждение и заключение

Реализация данной педагогической модели способствует вовлечению студентов в социально значимую работу, активному их участию в разнообразных направлениях деятельности по интересам, позволяет студентам развивать организаторские способности, приобретать опыт участия в самоуправлении, проявлять гражданскую позицию.

Экспериментальная работа доказала, что деятельность кураторов способствует развитию студенческого самоуправления группы и формированию гражданской позиции студентов посредством включения их в деятельность различных вузовских подструктур: студенческого совета, студенческого клуба, аспи-рантско-студенческого научного общества, студенческой службы безопасности, пресс-центра и привлечения к организации и проведению групповых, факультетских, вузовских, городских, региональных мероприятий.

Результативность деятельности куратора по формированию гражданственности студентов вуза будет зависеть от следующих факторов:

- организация деятельности куратора по развитию студенческого самоуправления в группе;

- организации взаимодействия с преподавателями и другими субъектами процесса формирования гражданственности студентов вуза;

- использование результатов исследования в деятельности кураторов по формированию гражданственности студентов вуза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Крымова Д.А. Влияние гражданской позиции на мотивацию к деятельности // Психология обучения. - 2016. - № 1. - С. 50-56.

2. Волгунова Г.А., Николаева И.О. Развитие социальных компетенций как условие формирования гражданской позиции студентов // Молодой ученый. - 2015. - № 13.-С. 610-613.

3. Райхлина Е.Л. Педагогические условия интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов как средства формирования их гражданской позиции // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2009.-№ 6.-С. 173-177.

4. Федотова Г.А., Мирветалиева С.З. Становление гражданской позиции студентов технического вуза как социально-педагогическая проблема // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11. - С. 58-60.

5. Мирошина Т.А. Формирование гражданской позиции студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мирошина Татьяна Александровна. - Кемерово, 2009.-255 с.

6. Бейлина П.С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // БГЖ. - 2015. - № 2 (11). - С. 33-36.

7. Бородина Е.С. Качество исполнения функций куратора в вузе // Вестник ЮУр-ГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - № 3. - С. 89-95.

8. Буянова Г.В. Обязанности куратора академической группы в нормативных документах вузов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.

9. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 1 (18). - С. 70-72.

10. Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И. Воспитательный функционал кураторской деятельности в организациях высшего образования // Вестник БелЮИ МВД России. - 2015.-№ 2. - С. 14-18.

11. Матвеева И.А. Роль куратора студенческой группы в обеспечении качества организации образовательного процесса в вузе // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 5 (9). - С. 22-24.

12. ЭзрохЮ.С. Кураторство в высшей школе: что делать? // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2016. - № 2. - С. 94-115.

13. Любин A.B. Деятельность куратора учебной группы в медицинском вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 4(255).-С. 176-183.

14. Венцелъ В.Д., Янчий С.В., Каргаполова Е.О. Из опыта работы куратора по адаптации студентов в техническом вузе // АНИ: педагогика и психология. — 2018. — № 1 (22). - С. 239-242.

15. Свердев Р.Г. Роль куратора в воспитательной системе военного вуза войск национальной гвардии // Наука и школа. - 2017. - № 4. - С. 130-134.

16. Середа A.B., Титова Г.Ю. Кураторская деятельность как средство развития профессиональной компетентности студентов педвуза // Ped.Rev. - 2016. - № 2 (12).-С. 84-91.

17. Тимошенко А.И., Тазетдинова E.H. Роль куратора в формировании гражданской идентичности обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 2 (26). - С. 122-125.

18. Поршнева Е.Г., Родионов В.А. Роль куратора на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://human.snauka.ru/

19. Вельская Е.Я., Игна О.П. Роль института кураторства в современном высшем профессиональном образовании // Вестник ТГТТУ. - 2017. - № 12 (189). - С. 13-16.

20. Богачева Е.А. Современный имидж куратора студенческой группы // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2018.-№3,-С. 339-343.

Поступила в редакцию 04.10.2019 В окончательном варианте 21.11.2019

UDC 378.14

PEDAGOGICAL MODEL OF CURATOR ACTIVITY FOR FORMATION OF STUDENT CIVIL POSITION AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

T.A. Miroshina1

Kuzbass State Agricultural Academy

5, Markovtseva St., Kemerovo, 650056, Russian Federation

E-mail: intermit42@mail. ru

Annotation

The article shows that the education system should prepare people who can live in civil society and constitutional state and also create them. Literature theoretical analysis allowed us to determine the activities of the curator for the formation of student civic position as a focused and consciously carried out pedagogical process for the organization of socially significant activities of students and the development of self-government, necessary for self-realization of a person in society. In the course of the experimental work, a pedagogical model of the curator's activity on the formation of the civic position of students was developed and implemented. It includes a number of components such as goals, objectives, content of the activities of curators and students at each stage of the formation of a civil position, methods, forms, means, criteria and indicators of the formation of a civil position. The implementation of this pedagogical model promotes the involvement of students in socially significant work, their active participation in various areas of interest, allows students to develop organizational skills, gain experience in participating in self-government and show a civil position. On the basis of developed the criteria and indicators we measured the level offormation of the civic position of students based on their introspection and expert assessments. The experts were individual group students, lecturers and curators. The study allowed us to conclude that the focused activities of the curators contribute to the activation of extracurricular activities of students, the development of student self-government of the group as a real form of student democracy with the corresponding rights, opportunities and responsibilities.

Keywords: student self-government, formation of a civil position, extracurricular activities.

REFERENCES

1. Kry'mova D.A. Vliyaniye grazhdanskoy pozitsii na motivatsiyu k deyatel'nosti [Influence of civil position on the motivation for activity]. Psikhologiya obucheniya. 2016. № l.Pp. 50-56.

2. Volgunova G.A., Nikolaeva N.O. Razvitiye sotsial'nykh kompetentsiy kak usloviye formirovaniya grazhdanskoy pozitsii studentov [Development of social competencies

1 Tatiana A. Miroshina, Cand. Ped.Sci., Associate Professor of Humanities and Law Department.

as a condition for the formation of the civil position of students]. Molodoy uchenyy. 2015. № 13. Pp. 610-613.

3. Rajxlina E.L. Pedagogicheskiye usloviya integratsii uchebnoy i vneuchebnoy deyatel'nosti studentov kak sredstva formirovaniya ikh grazhdanskoy pozitsii [Pedagogical conditions for the integration of educational and extracurricular activities of students as a means of forming their civil position]. Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2009, № 6. Pp. 173-177.

4. Fedotova G.A., Mirvetalieva S.Z. Stanovleniye grazhdanskoy pozitsii studentov tekhnicheskogo vuza kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema [Formation of the civil position of students of a technical university as a socio-pedagogical problem]. Vyssheye obrazovaniye segodnya, 2009, № 11. Pp. 58-60.

5. Miroshina T.A. Formirovanie grazhdanskoj pozicii studentov vuza: diss. ... kand. ped. nauk [Formation of the civil position of higher educational institution students: thesis ... cand. of ped. sci.]. Kemerovo, 2009. 255 p.

6. Bejlina N.S. Kurator studencheskoy gruppy kak sub'yekt vospitatel'noy deyatel'nosti vuza [Curator of the student group as a subject of educational activities of the university], BGZh, 2015, № 2 (11). Pp. 33-36.

7. Borodina E.S. Kachestvo ispolneniya funktsiy kuratora v vuze [The quality of the functions of a curator at a university]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Peda-gogicheskie nauki, 2014, № 3. Pp. 89-95.

8. Buyanova G.V. Obyazannosti kuratora akademicheskoy gruppy v normativnykh doku-mentakh vuzov [Duties of the curator of the academic group in the normative documents of universities]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, № 6.

9. Dmitrieva E.Yu., Poluyanova L.A. Osobennosti deyatel'nosti kuratora akademicheskoy gruppy pedagogicheskogo vuza v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya [Features of the curator of the academic group of a pedagogical university in the context of modernization of education], AN1: pedagogika i psixologiya, 2017, № 1 (18). Pp.70-72.

10. Isaev I.F., Eroshenkova E.I. Vospitatel'nyy fonktsional kuratorskoy deyatel'nosti v organizatsiyakh vysshego obrazovaniya [Educational function of curatorial activity in higher education organizations]. VestnikBelYuIMVD Rossii, 2015, № 2. Pp. 14-18.

11. Matveeva I.A. Rol' kuratora studencheskoy gruppy v obespechenii kachestva organi-zatsii obrazovatel'nogo protsessa v vuze [The role of the curator of the student group in ensuring the quality of the organization of the educational process at the university]. Sankt-Peterburgskij obrazovateFnyj vestnik, 2017, № 5 (9). Pp. 22-24.

12. E'zrox Yu.S. Kuratorstvo v vysshey shkole: chto delat'? [Supervision in higher education: what to do?]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie, 2016, № 2. Pp. 94-115.

13. Lyubin A. V. Deyatel'nost' kuratora uchebnoy gruppy v meditsinskom vuze [Activities of the curator of the study group at the medical university]. Nauchno-texnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politexnicheskogo universiteta. Gumanitarny'e i obshhestvenny'e nauki, 2016, № 4 (255). Pp. 176-183.

14. Ventsel' V.D., YAnchiy S.V, Kargapolova E.O. Iz opyta raboty kuratora po adaptatsii studentov v tekhnicheskom vuze [From the experience of the curator in the adaptation

of students at a technical university]. ANI: pedagogika i psixologiya, 2018, № 1 (22). Pp.239-242.

15. Sverdev R.G. Rol' kuratora v vospitatel'noy sisteme voyennogo vuza voysk natsion-al'noy gvardii [The role of the curator in the educational system of the military university of the national guard troops]. Nauka i shkola, 2017, № 4. Pp. 130-134.

16. Sereda A.V., Titova G.Yu. Kuratorskaya dcyatcl nost kak sredstvo razvitiya professional'noj kompetentnosti studentov pedvuza [Curatorial activity as a means of developing professional competence of pedagogical university students]. Ped.Rev., 2016, №2(12). Pp. 84-91.

17. Timoshenko A.I., Tazetdinova E.N. RoF kuratora v formirovanii grazhdanskoj iden-tichnosti obuchayushhixsya [The role of the curator in the formation of civic identity of students]. ProfessionaVnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2017, № 2 (26). Pp.122-125.

18. Porshneva E.G., Rodionov V.A. RoF kuratora na voennoj kafedre grazhdanskogo vuza [The role of curator at the military department of a civil higher educational institution], Gumanitarny'e nauchny'e issledovaniya, 2015, № 7. Ch. 1. http ://human. snauka.ru/

19. BeVskaya E.Ya., Igna O.N. RoF instituta kuratorstva v sovremennom vy sshcm professional'nom obrazovanii [The role of the institution of curatorship in modern higher professional education], VestnikTGPU, 2017, № 12 (189). Pp. 13-16.

20. Bogacheva E.A. Sovrcmcnny j imidzh kuratora studencheskoj gruppy [The modern image of the curator of the student group], Izvestiya Saratovskogo universiteta. Nov. ser. Ser. Filosofiya. Psixologiya. Pedagogika, 2018, № 3. Pp. 339-343.

Original article submitted 04.10.2019 Revision submitted 21.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.