Серия «Политология. Религиоведение»
И З В Е С Т И Я
2021. Т. 35. С. 77-84
Иркутского государственного университета
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru
УДК 327.7
Б01 https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.35.77
Возрастание роли России во взаимоотношениях с ЮНЕСКО на современном этапе
А. Т. Белекова
МИД России, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Исследуется ряд основополагающих концептов ЮНЕСКО по сохранению ее миссии содействия укреплению мира и безопасности в качестве надежной гуманитарной опоры глобальной архитектуры, общепризнанного форума в сфере сохранения духовного и культурного наследия и продвижению нравственных ценностей. Перед лицом общих проблем и вызовов XXI в., в сложных условиях пандемии СОУГО-19 миссия ЮНЕСКО в деле укрепления активной солидарности международного сообщества актуальна как никогда. Пандемия ярко продемонстрировала важность научно-исследовательской деятельности и сотрудничества. В статье предпринята попытка выявить наиболее важные и актуальные цели и задачи стратегии взаимодействия данной организации с Российской Федерацией, с тем чтобы в рамках своего мандата ЮНЕСКО более эффективно использовала свой уникальный потенциал.
Ключевые слова: ЮНЕСКО, ООН, образование, наука, культура, коммуникации, сотрудничество, укрепление мира и безопасности, уникальность мандата.
Для цитирования: Белекова А. Т. Возрастание роли России во взаимоотношениях с ЮНЕСКО на современном этапе // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2021. Т. 35. С. 77-84. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.35.77
Введение. Актуальность избранной автором темы обусловлена тем, что новые вызовы времени ставят необходимость изучения накопленного опыта с целью его использования в условиях возрастающих задач современности, усиления значимости критического осмысления теории и практики системного подхода, динамики объекта исследования в период глобальных преобразований, потребности в развернутом системном исследовании с точки зрения определения путей достижения оптимального функционирования структур ЮНЕСКО, переосмысления исторического опыта и тщательного анализа реалий сегодняшнего дня.
Краеугольные аспекты современности. Среди основных векторов современной проблематики, на которые нацелены действия ЮНЕСКО, -новые вызовы международному миру и безопасности; этические аспекты научно-технического прогресса и информационной безопасности; осмысление и определение конкретных путей решения проблем, связанных с последствиями глобализации [6]. Это становится особенно очевидным перед лицом новых вызовов, с которыми в последний период все чаще сталкивается человечество, как и продемонстрировала глобальная пандемия коронави-
русной инфекции С0УГО-19, ставшая причиной серьезных социально-экономических последствий общемирового масштаба.
ЮНЕСКО, оставаясь единственной универсальной межправительственной структурой системы ООН, обладающей уникальным опытом принятия и реализации коллективных решений в сферах своей компетенции, представляет собой один из альтернативных путей сохранения стабильности международных отношений. В свете глобальных задач XXI в. ЮНЕСКО призвана сыграть ведущую координирующую и консолидирующую роль в укреплении концепции мира, сотрудничества и межцивилизационного диалога как возможной альтернативы силовому сценарию однополюсного развития мирового сообщества. Преодолев ряд острых кризисов, ЮНЕСКО обрела универсальный характер и смогла вернуться к своей изначальной миссии - служить интересам интеллектуальной и нравственной солидарности человечества [1].
Динамичное, а порой критически напряженное и даже взрывоопасное время актуализирует повестку дня, постоянно ставит новые проблемы и задачи. Занимаясь в рамках своего мандата поисками путей раннего предупреждения конфликтов, ЮНЕСКО вышла на концепцию «культуры мира» -новой культуры межнационального и межкультурного общения, которая предполагает не просто отсутствие вооруженных конфликтов, а новый тип человеческого общежития, основанный на взаимной терпимости, ненасилии, уважении многообразия культур, традиций и религий, соблюдении прав человека [4; 5]. Справедлива в этой связи мысль, что «мир нуждается в ЮНЕСКО там, где никто другой не может ее заменить»1.
Проблемы в концентрическом виде. В сложившейся глобальной ситуации неимоверно возрастает и роль России во взаимоотношениях с ЮНЕСКО как одного из ее опорных государств. И в этом отношении полагаю принципиальной оценку, данную на встрече в Кремле с Генеральным директором ЮНЕСКО Одре Азуле при обсуждении перспектив сотрудничества России и ЮНЕСКО, где Президент России В. В. Путин подчеркнул поступательность развития отношений между Россией и ЮНЕСКО. В России исходят из того, особо отметил он, что «ЮНЕСКО была, есть, остается ключевой международной межправительственной организацией, работающей в области гуманитарных связей»2.
Выражая благодарность за основополагающую роль, которую играла Россия в деятельности ЮНЕСКО с момента учреждения этой организации и продолжает играть сегодня, О. Азуле акцентировала свое внимание на ключевом аспекте, а именно, что «ЮНЕСКО представляет собой конструктивную и полезную площадку для взаимодействия для тех государств, которые способны осуществлять диалог свободно, и в то же время в целях достиже-
1 Выступление главы российской делегации, Постоянного представителя России при ЮНЕСКО на 205-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО 11.10.2018. URL: http://www. unesco. ru/ru/?module= news&action=view&id=948 (дата обращения: 12.05.2020).
2 Встреча с Генеральным директором ЮНЕСКО Одре Азуле, Москва, Кремль, 6 марта 2019 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59980 (дата обращения: 05.05.2020).
ния наших задач по образованию, науке, коммуникации, культуре»3. Как видим, основополагающая задача - достижение цивилизационного мира и гармонии между народами. В том числе и через модернизацию самой ЮНЕСКО, запуск ее новых гуманитарных механизмов.
В России ЮНЕСКО является, пожалуй, самой «узнаваемой» и востребованной структурой семьи ООН. За минувшие годы взаимодействия России с ЮНЕСКО накоплен богатейший опыт в сфере всемирного наследия, воспитания подрастающих поколений, реализации гуманитарных программ. Однако сегодня перед государствами встают новые задачи, и это требует иного уровня взаимоотношений в рамках ООН (и ЮНЕСКО, в частности) [3]. Особенно в сфере совершенствования партнерских связей, систематизации знаний, обмена научной информацией, развитии цифровых технологий.
Безусловно, определение основных сфер компетенции должно найти выражение в конкретных видах деятельности, в которых ЮНЕСКО должна приобрести, сохранить или усилить высокое мастерство в ключевых областях как в ближайшей, так и долгосрочной перспективе, наряду с определением тех видов деятельности, которые в силу объективных причин следует приостановить. Это, соответственно, требует обозначения областей совместной компетенции (де-факто и де-юре) с другими организациями, где ЮНЕСКО может проводить свою работу только совместно с другими участниками и где она должна заявить о своих отличительных особенностях.
Мировой кризис 2020. Эпидемия коронавирусной инфекции, охватившая мир в 2020 г., стала серьезным испытанием для международных отношений, значительно повлияла на деятельность международных организаций. Как справедливо отметил министр иностранных дел Российской Федерации, председатель Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО С. В. Лавров, «в геополитическом разрезе эта ситуация проверяет на прочность способность государств и их объединений к коллективным действиям в кризисных условиях»4.
ЮНЕСКО оперативно отреагировала на проблемы, связанные с распространением коронавирусной инфекции. Высокоавторитетная международная организация, обладающая уникальным мандатом в рамках своей компетенции, призвала правительства укреплять научное сотрудничество и включать «открытую науку» в свои исследовательские программы с целью предотвращения и смягчения последствий глобальных кризисов. 30 марта 2020 г. ЮНЕСКО организовала беспрецедентное онлайн-совещание представителей министерств науки всего мира, где Россия приняла самое активное участие. Цель совещания, в работе которого были задействованы представители 122 стран, состояла в обсуждении важной роли международного научного сотрудничества и увеличения инвестиций в области наук в контексте пандемии С0УГО-19.
3 Встреча с Генеральным директором ЮНЕСКО ...
4 Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам заседания Совета министров иностранных дел государств-участников Содружества Независимых Государств в формате видеоконференции, Москва, 12 мая 2020 года. URL: https://www.mid.ru/vistupleniya_ministra/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/ 4120428
Российские ученые изначально заявляли о том, что необходимы коллективные совместные действия. Россия со своей стороны предприняла огромные усилия в создании вакцины. Как известно, первая регистрация вакцины от коронавируса была проведена именно Россией. Казалось бы, беда общая: стоит задача объединить усилия. Во всяком случае, не препятствовать друг другу, не коммерциализировать проблему, не использовать сложившуюся ситуацию в узкокорыстных политических целях. Как никогда человечество нуждается в объединении научных усилий для выработки действенных концепций в этом направлении. ООН (и ЮНЕСКО со своей стороны) нацеливают на общецивилизационные действия в выработке более эффективных средств по преодолению пандемии С0УГО-19.
Серьезная работа развернута ЮНЕСКО в сфере образования. ЮНЕСКО оказывает непосредственную поддержку странам в работе по минимизации негативных последствий закрытия учебных заведений для образовательного процесса и по созданию условий для непрерывного обучения, особенно в отношении наиболее уязвимых слоев населения. Ведь, по данным Статистического института ЮНЕСКО, более 100 стран осуществили закрытие школ в масштабах всей страны, что затронуло более 80 % учащихся во всем мире. ЮНЕСКО инициировала Глобальную коалицию по вопросам образования для поддержки стран в расширении масштабов применения передовой практики дистанционного обучения и обеспечении охвата детей и молодежи, подверженных наибольшему риску. Как отмечает Гендиректор ЮНЕСКО О. Азуле, «никогда раньше мы не сталкивались с нарушениями в образовательном процессе в таких масштабах. Партнерские отношения - это единственный способ продвижения вперед»5. Коалиция является призывом к скоординированным и инновационным действиям для поиска решений, ориентированных на инклюзивность и равенство, которые будут поддерживать учащихся и учителей не только в настоящее время, но и в течение процесса восстановления. ЮНЕСКО оказывает поддержку правительствам стран-участниц по внедрению решений для обучения подрастающего поколения в сложившихся условиях, работает с министерствами образования заинтересованных стран для обеспечения непрерывного обучения детей и молодежи по альтернативным каналам.
Новое значение приобретает в современных условиях созданный в 1997 г. в Москве Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО). Сегодня здесь ведется системная научная деятельность по анализу ситуации и отработке новых подходов к борьбе с эпидемией коронавирусной инфекции. В целом в современных условиях усиливается роль ЮНЕСКО в применении инновационных информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в содействии достижению целей устойчивого развития с помощью передовых практик. ИИТО становится «инкубатором» современных молодых научных сил, равно как и усиливается научно-методологическая опора самой России на данный институт ЮНЕСКО.
5 Нарушения образовательного процесса в связи с пандемией коронавируса COVID-19 и меры реагирования. URL: https://ru.unesco.org/covid19/educationresponse (дата обращения: 23.09.2020).
Сложившуюся ситуацию в сфере культуры ЮНЕСКО называет «чрезвычайной». Сфера культуры и искусства оказалась одной из самых уязвимых, понесла огромные экономические потери. Под серьезным ударом в период пандемии повсеместно оказались учреждения культуры. Так, согласно исследованиям, проведенным ЮНЕСКО и Международным советом музеев (1С0М), пандемия С0УГО-19 особенно затронула музеи, при этом почти 13 % музеев по всему миру могут больше никогда не открыть свои двери в связи с уменьшением посетителей и доходов6. Музеи играют важную роль в устойчивости общества. Ввиду того что половина человечества не имеет доступа к цифровым технологиям, очевидно, что онлайновый контент и доступ к нему смогли предоставить далеко не все музейные сообщества. Руководствуясь идеей о важности оказания помощи уязвимой и изолированной аудитории, ЮНЕСКО провела серию дискуссий, посвященных музеям, на которых обсуждались стратегии поддержки музеев и специалистов, проблемы обмена опытом, социальной защиты музейного персонала, оцифровки и инвентаризации коллекций, разработки онлайн-контента и другие вопросы, требующие мобилизации ресурсов7.
Более 80 % объектов культурного наследия ЮНЕСКО закрыты для посещения из-за пандемии С0УГО-19. По всему миру не в полном объеме работают театры, музеи и кинотеатры; ежедневные экономические потери исчисляются миллионами; сотни тысяч людей остались без работы8. Вместе с тем именно период социального дистанцирования наглядным образом подтвердил, насколько искусство жизнестойко, насколько оно необходимо обществу и насколько оно сближает всех нас. Важно также отметить стабилизирующие качества художественного творчества, которые оказали и продолжают оказывать колоссальное влияние на эмоциональное и психологическое состояние человечества.
Весьма своевременным представляется выдвинутая в апреле 2020 г. инициатива деятелей российской культуры и их обращение к культурному сообществу, касающееся необходимости сохранения общечеловеческого культурного пространства. Творческая группа известных российских музыкантов, кинематографистов, писателей и руководителей крупнейших музеев предложила провести виртуальный международный марафон в поддержку устоев мирового сообщества и основополагающих ценностей культуры. В связи с важностью и острой актуальностью данного проекта его реализация при участии ЮНЕСКО, безусловно, внесет весомый вклад в сохранение и
„9
развитие культуры в условиях сегодняшних непростых реалий .
Культура и искусство, действительно, играют важнейшую роль в обеспечении психологической стабильности общества, которая в будущем будет
6 ЮНЕСКО и ИКОМ обеспокоены ситуацией в сфере культуры. URL:https://en.unesco.org/news/covid-19-unesco-and-icom-concerned-about-situation-faced-worlds-museums (дата обращения: 07.07.2020).
7 ЮНЕСКО о чрезвычайной ситуации в сфере культуры. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/04/1376152 (дата обращения: 19.08.2020).
8 Там же.
9 Спасем жизнь и культуру вместе. URL: https://rg.ru/2020/04/10/deiateli-rossijskoj-kultury-obratilis-k-mirovomu-kulturnomu-soobshchestvu.html (дата обращения: 05.05.2020).
лишь усиливаться. Высокая востребованность гуманитарной составляющей мирового сообщества, как представляется, будет только укрепляться. Именно в этом контексте нельзя переоценить миссию ЮНЕСКО.
Итоги, суждения, выводы. Автором ранее было отмечено [2], что в целях безусловного сохранения уникальности своего общецивилизационного мандата и в свете качественно возрастающих задач современности, полагаем, ЮНЕСКО следует предпринять глубокую системную адаптацию к геополитическим вызовам XXI в. Нарастающая глобальная турбулентность и непредсказуемый характер процессов требуют от российской дипломатии адекватного ответа и выработки новых стратегических рамок действий. Необходимо твердо отстаивать международный характер учреждения, его деполитизиро-ванность. Важно сохранять признанный авторитет и компетенцию ЮНЕСКО в плане многостороннего сотрудничества в областях ее компетенции.
Роль России в становлении и развитии организации невозможно переоценить. Есть все основания полагать, что в ближайшее время авторитет России в ЮНЕСКО будет укрепляться. Значение миссии ЮНЕСКО в современном мире существенно возрастает. Как представляется, качественные изменения и повышение роли ЮНЕСКО будет зависеть от ее способности сконцентрироваться на следующих направлениях: сохранение основ международного порядка, безусловное сохранение общего универсального каркаса международной жизнедеятельности; поиск продуктивного коллективного подхода к решению животрепещущих задач, основанного на позитивном опыте заинтересованных государств, стремящихся к объединению усилий; решение назревших практических вопросов и внесение новой энергии в многостороннюю дипломатию по наиболее острым гуманитарным проблемам современности.
Ключевая инновационная задача ЮНЕСКО - инициативное участие в формировании гармоничного цифрового пространства; стимулирование дистанционных, электронных технологий; на этой платформе - динамичное содействие подключению человечества к новым формам организации труда, занятости, духовно-культурного и социального взаимодействия.
Вне сомнения, ЮНЕСКО должна в полной мере учитывать в своей деятельности то обстоятельство, что «настоящую демократию и гражданское общество нельзя импортировать», «сильное, свободное, самостоятельное гражданское общество по определению национально ориентировано и суверенно. Это явление культуры, традиции именно конкретной страны, а не продукт абстрактного транснационального разума, за которым спрятаны чужие интересы»10.
ЮНЕСКО, концептуально углубляя роль гуманистической миссии человечества, безусловно, должна нацелить свои усилия на осмысление возникшего «разрыва высочайшего технологического и социально-экономического уровня» с утратой, «размыванием нравственных ценностей, потерей ориентиров и ощущения смысла существования»11.
10 Заседание дискуссионного клуба «Валдай», 22 октября 2020 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/64261 (дата обращения: 23.10.2020).
11 Там же.
Список литературы
1. Белекова А. Т. Проблемы и перспективы деятельности ЮНЕСКО : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04 / МГИМО(У) МИД России. М., 2008. 157 с.
2. Белекова А. Т. Возрастание роли ЮНЕСКО как партнера в Евразийском сотрудничестве // Проблемы современной экономики. 2020. № 2 (74). С. 222-225.
3. Лавров С. В. Гуманитарные горизонты ЮНЕСКО // Международная жизнь. https://interaffairs.ru/news/show/28118 (дата обращения: 02.12.2020).
4. Лебедева О. В. Концептуальные основы культурной политики России на современном этапе: основные цели и задачи // Международная жизнь. 2020. № 9. С. 34-44.
5. Скачков А. С. Культурная политика ЮНЕСКО в эпоху глобализации. М., 2015.
162 с.
6. Duedahl P. A History of UNESCO: Global Actions and Impacts. Palgrave Macmil-lan. 2016. 338 p.
Growing Importance of Russia in Relations with UNESCO at Present Time
A. T. Belekova
Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article focuses on certain fundamental UNESCO concepts of maintaining its mission in strengthening peace and security as a credible humanitarian support for global architecture, a universally recognized forum in the sphere of safeguarding spiritual and cultural heritage and promoting moral values. In the face of common threats and challenges of the XXI century, in the precarious conditions of the COVID 19 pandemic, the UNESCO mission of strengthening the active solidarity of the international community is as relevant as ever. The pandemic has clearly demonstrated the importance of research activities and collaboration. The article seeks to identify the most important challenges and goals of the cooperation strategy between this organization and the Russian Federation in order to provide UNESCO with an opportunity to use its unique capacity within the framework of its mandate.
Keywords: UNESCO, UN, education, science, culture, communication, cooperation, strengthening peace and security, unique mandate.
For citation: Belekova A.T. Growing Importance of Russia in Relations with UNESCO at Present Time. The
Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2021, vol. 35, pp. 77-84. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.35.77 (in Russian)
References
1. Belekova A.T. Problemy i perspektivy dejatelnosti UNESCO [Problems and vision for UNESCO]. Cand. sci. diss. MGIMO University, Moscow, 2008, 157 p. (in Russian)
2. Belekova A.T. Vozrastanie roli UNESCO kak partnera v Evrazijskom sotrudnich-estve [Growing role of UNESCO as a partner in Eurasian cooperation]. Problems of modern economics Journal, 2020, no. 2 (74), pp. 222-225. (in Russian)
3. Lavrov S.V. Gumanitarnye gorizonty JuNESKO [UNESCO humanitarian horizons]. Interaffairs Journal. Available at: https://interaffairs.ru/news/show/28118 (date of access: 02.12.2020). (in Russian)
4. Lebedeva O.V. Konceptualnye osnovy kulturnoj politiki Rossii na sovremennom jetape: osnovnye celi i zadachi [Conceptual basis of the Russian cultural policies at present time: main objects and tasks]. Interaffairs Journal, 2020, vol. 9, pp. 34-44. (in Russian)
5. Skachkov A.S. Kulturnajapolitika UNESCO v jepohu globalizacii [UNESCO cultural policies]. Moscow, 2015, 162 p. (in Russian)
6. Duedahl P. A History of UNESCO: Global Actions and Impacts. Palgrave Macmillan, 2016, 338 p.
Белекова Айсур Тимановна
кандидат политических наук, советник МИД России
Российская Федерация, 119200, г. Москва, Смоленская-Сенная пл., 32/34 e-mail: a_belekova@mail.ru
Belekova Aysur Timanovna
Candidate of Sciences (Political Science), Counsellor
Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
32/34, Smolenskaya-Sennaya sq., Moscow, 119200, Russian Federation e-mail: a_belekova@mail.ru
Дата поступления: 30.11.2020 Received: November, 30, 2020