Научная статья на тему 'Основные направления деятельности юнеско на современном этапе'

Основные направления деятельности юнеско на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6250
723
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белекова Айсур Тимановна

Сообщаются сведения об основных целях и задачах ЮНЕСКО ведущего международного интеллектуального форума. Предпринята попытка изучить проблемы реформирования ЮНЕСКО в условиях современных глобальных процессов, а также обозначить роль Организации в осмыслении долгосрочных глобальных ответов на многие вызовы XXI столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends of UNESCO activities at present time

The article contains the information concerning basic purposes and goals of UNESCO leading international intellectual forum. The author has made an attempt to examine the UNESCO reform problems in the context of modern global processes and to highlight the Organization's role in comprehending longstanding global response to many threats of the XXI century. In the end some conclusions are presented concerning the mission and main trends of UNESCO activities at present time.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности юнеско на современном этапе»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 305 Декабрь 2007

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 327.7

А. Т. Белекова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕСКО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Сообщаются сведения об основных целях и задачах ЮНЕСКО - ведущего международного интеллектуального форума. Предпринята попытка изучить проблемы реформирования ЮНЕСКО в условиях современных глобальных процессов, а также обозначить роль Организации в осмыслении долгосрочных глобальных ответов на многие вызовы XXI столетия.

ЮНЕСКО - специализированное учреждение ООН -крупнейший в мире межправительственный форум по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере. Устав Организации был подписан 16 ноября 1945 г. в Лондоне и вступил в силу 4 ноября 1946 г., которое считается датой образования ЮНЕСКО. В соответствии с Уставом ЮНЕСКО задачей Организации является содействие укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола, языка и религий [1. С. 8].

Основной принцип деятельности ЮНЕСКО - развивать и способствовать росту количества средств коммуникации между людьми и использовать эти средства для достижения взаимопонимания и более верных и совершенных знаний о жизни друг друга. При этом крайне необходимо, чтобы все люди были хорошо осведомлены о задачах и идеалах ЮНЕСКО с тем, чтобы быть способными их поддержать. Ведь именно они являются ключевыми действующими лицами ЮНЕСКО [2. С. 25].

Существование ЮНЕСКО имеет реальные исторические предпосылки. Ее основатели были одержимы идеей перевернуть историю после Второй мировой войны, из-за которой «невежество» и «предубеждение» подготовили почву не только для крайней степени насилия, но и для мощнейшего удара по человеческому достоинству, вызванного «доктриной неравенства людей и рас». Перед лицом ужаса, спровоцированного «отречением от демократических принципов достоинства, равенства и взаимного уважения между людьми», создание ЮНЕСКО явилось гарантией мира, «основанного на интеллектуальной и моральной солидарности человечества».

Эти обстоятельства представляются крайне важными, поскольку каждая тема, как бы ни была интересна сама по себе, призвана демонстрировать эту сводную задачу ЮНЕСКО. За любым результатом, достигнутым в любой из выделенных сфер компетенции, остается ключевой совокупный результат, к которому надо стремиться. Все частные результаты приобретают значимость в соответствии с тем вкладом, который они вносят в решение этой центральной задачи.

Во всех своих мероприятиях и проектах ЮНЕСКО выполняет ряд функций, отражающих ее роль ведущего учреждения в области образования, науки, культуры и коммуникации.

1. Лаборатория идей. Необходимо, прежде всего, понять причины и последствия преобразований в современном мире и уяснить, какие позиции занимают в нем образование, наука, культура и коммуникация. ЮНЕСКО принадлежит решающая роль в прогнозировании и выявлении важнейших проблем в областях ее компетенции и в выработке необходимых стратегии и мер политики на основе отстаиваемых Организацией этических принципов. Лишь при этом условии появляется возможность влиять на процесс изменений и контролировать его, и лишь тогда деятельность ЮНЕСКО обретает смысл.

2. Центр обмена информацией. ЮНЕСКО собирает, передает, распространяет и налаживает совместное использование имеющейся информации, знаний и передового опыта в областях своей компетенции, ведет поиск новаторских решений и проверяет их в рамках пилотных проектов. Важная задача ЮНЕСКО - развитие знаний и их распространение в целях всеобщего использования. Организация активно поддерживает, координирует и иногда возглавляет работу региональных и всемирных сетей, помогающих проводить научные исследования, обмениваться их результатами и готовить кадры. Решающую роль играют крупные конференции ЮНЕСКО, в ходе которых эксперты ищут общие подходы к сложным вопросам, стоящим перед Организацией, а государства-члены мобилизуют свои усилия на достижение совместных целей.

3. Содействие созданию потенциала в государствах-членах. ЮНЕСКО налаживает международное сотрудничество в интересах государств-членов при помощи создания кадрового и институционального потенциала во всех областях своей компетенции, по просьбе государств-членов ЮНЕСКО оказывает техническую помощь. Например, при ее содействии проводились реформы в системе образования на Маврикии, разработка закона о свободе печати в Казахстане и обучение сотрудников правоохранительных сил Сальвадора основам «гражданского» правосознания. Такого рода консультативная функция и, в меньшей степени, функция непосредственного исполнения характерны в целом для мероприятий по разработке политики, национальных стратегий, проектов в ходе изучения их технико-экономической осуществимости, в усилиях по мобилизации источников финансирования и, наконец, при оценке результатов.

4. Стимулирование международного сотрудничества. В качестве специализированного и многодисцип-

линарного учреждения ЮНЕСКО стимулирует сотрудничество в областях своей компетенции. В связи с этим она стремится сделать так, чтобы цели, принципы и приоритеты, которые она отстаивает, находили отражение в других много- и двусторонних программах и проекты осуществлялись, особенно на региональном и национальном уровнях, на основе эффективных мер и испытанных методов. Разумеется, знания можно распространять, используя личные контакты специалистов либо обучение. Но ЮНЕСКО стремится перевести эту работу на постоянную и систематическую основу и для этого выполняет дополнительную функцию центра по сбору и распространению специализированной информации в областях своей компетенции, используя как печатные, так и, все чаще, электронные средства. ЮНЕСКО выпускает периодические публикации, ежегодно издает и участвует в издании сотен книг и подготавливает всемирные доклады по образованию, науке, культуре и коммуникации.

Кроме традиционных для ЮНЕСКО тем (образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация), ниже приведен список особых тем, отличающихся либо междисциплинарным подходом, либо нынешними приоритетами Организации или связанных с важнейшими актуальными событиями («Женщина и гендерное равенство»; «Молодежь»; «Культура мира»; «Диалог между цивилизациями» и т.д.).

Актуальность мандата ЮНЕСКО заставляет говорить о ее реформировании. Это относится ко всей системе ООН. Организация, как и вся система ООН, сегодня фактически поставлена перед выбором - быть на высоте требований времени или занять почетное, но малопривлекательное место среди исторических реликтов уходящей эпохи.

В этой связи хотелось бы обозначить три круга проблем, которые стоят перед ЮНЕСКО сегодня.

Первый касается новых вызовов международному миру и безопасности. Ясно, что Организация не может брать на себя несвойственные ей политические задачи. Но она в состоянии помочь вовремя идентифицировать глубинные источники конфликтов, например такие, как дискриминация меньшинств на почве языка, образования и культуры.

Сегодня, по-видимому, уже недостаточно говорить только о миротворческом вкладе ЮНЕСКО в профилактику и минимизацию последствий региональных, этнических и конфессиональных конфликтов. Речь должна идти об оказании посильной поддержки в рамках компетенции Организации всем тем, кто реально сталкивается с международным терроризмом и активно противостоит ему в разных районах мира.

Второй круг проблем касается этических аспектов научно-технического прогресса и информационной безопасности. Общепризнан факт, что интересы человека все чаще приходится защищать от плодов цивилизации, созданной его же руками.

Наконец, в-третьих, есть необходимость не только осмыслить, но и определить конкретные пути решения проблем, связанных с последствиями глобализации.

Необходимо понимать, что финансовые ресурсы Организации отнюдь не безграничны. Поэтому желательно подумать об оптимизации тех программ, над

которыми мы работаем. Все ли из них сохраняют свою актуальность? Что еще следовало бы сделать в плане совершенствования планирования? Быть может, стоит наметить ряд перспективных и, главное, реально достижимых стратегических целей.

Важное значение имеет также тесное взаимодействие ЮНЕСКО с другими учреждениями системы ООН, неправительственными организациями и частными фондами. Надежная опора - инициатива самих государств и гражданского общества.

Действительно, сегодня перед ЮНЕСКО стоит амбициозная задача: сохранить свою роль и привлекательность для мирового сообщества, сталкивающегося в новом столетии со все более сложными вызовами и задачами [3. С. 169].

С момента своего создания ЮНЕСКО пыталась объединить свои области компетенции таким образом, чтобы возникло общее понимание человечности и человечества - культурно многоликого, но единого благодаря общему признанию универсальных принципов справедливости, прав человека и человеческого достоинства. Как справедливо отмечает Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура, вся история ЮНЕСКО свидетельствует о приверженности Организации этому видению. Пожалуй, суть всех реформ К. Мацууры состоит в сокращении числа программ путем определения главных приоритетов и концентрации ресурсов, создании новой системы управления, ориентированной на достижение конкретных результатов, с использованием новейших компьютерных технологий, обеспечивающих большую прозрачность и более строгую подотчетность, формирование новой кадровой политики, направленной на обеспечение правильной расстановки сотрудников согласно их способностям и квалификации, и реорганизации и рационализации сети полевых отделений для содействия эффективному осуществлению национальных стратегий в области образования, науки, культуры и коммуникации [4. С. 325].

Целью этих реформ, как в самой Организации, так и в государствах-членах, является создание условий для устойчивого развития всего человечества. Это поможет определить направления будущей деятельности Организации - от защиты прав человека до охраны общего наследия человечества, от распространения качественного образования для всех до поощрения устойчивого развития при уважении человеческой личности и бережном отношении к биосфере.

Миссия ЮНЕСКО

Значение миссии ЮНЕСКО в современном мире существенно возрастает, поскольку именно в сферах международного сотрудничества, затрагивающего интеллектуальный и духовный мир человека, лежат долгосрочные, стратегические ответы на многие вызовы XXI столетия. В свое время бывший Генеральный секретарь ООН Х. Перес де Куэльяр назвал ЮНЕСКО «мыслящей головой» ООН [5]. Это касается ее роли в осмыслении таких глобальных проблем, как противодействие международному терроризму, преодоление углубляющегося разрыва между развитыми и развивающимися странами, сохранение экологического равновесия и биологического разнообразия планеты, науч-

ные исследования Мирового океана, этические аспекты научно-технического прогресса и развития информации и коммуникации, проблемы народонаселения, урбанизации, ликвидации неграмотности, сохранения природного и культурного наследия человечества.

Заметное место в ЮНЕСКО применительно к сферам ее компетенции сегодня занимает проблематика образования в области прав человека. Обширное поле для отстаивания в международном плане интересов национальных и языковых меньшинств, включая наших соотечественников в ближнем зарубежье, открывается в связи с недавним принятием глобальных стратегий по правам человека и по борьбе с ксенофобией и расизмом.

Значителен, хотя еще не вполне востребован, потенциал ЮНЕСКО в вопросах обеспечения мира и международной стабильности. Это становится особенно очевидным перед лицом новых вызовов, с которыми в последнее время все чаще сталкивается человечество: акты международного терроризма, природные и техногенные катастрофы. Занимаясь в рамках своего мандата поисками путей раннего предупреждения конфликтов, ЮНЕСКО вышла на концепцию «культуры мира» -новой культуры межнационального и межкультурно-го общения, — которая предполагает не просто отсутствие вооруженных конфликтов, а новый тип человеческого общежития, основанный на взаимной терпимости, ненасилии, уважении многообразия культур, традиций и религий, соблюдении прав человека. Концепция получила поддержку Генеральной Ассамблеи ООН.

За последние годы в ЮНЕСКО сформировались философия и стиль международного сотрудничества, которые в высокой степени отвечают концептуальным установкам российской внешней политики. Сегодняшнюю ЮНЕСКО можно рассматривать как модель миропорядка, составными элементами которого являются равноправие государств, уважение многообразия культур, предпочтение решать проблемы хотя и нелегким, но в конечном итоге оправдывающим себя путем диалога. В условиях бурно развивающихся процессов глобализации международной жизни ЮНЕСКО воплощает в себе прообраз «единого в многообразии», взаимосвязанного и взаимозависимого мира [6. С. 12].

Отход от идеологического противостояния открыл новые, беспрецедентные возможности для развития международного интеллектуального сотрудничества. Прекращение блоковой конфронтации раскрепостило деятельность ЮНЕСКО. Преодолев острый кризис, связанный с выходом США и Англии, Организация вновь обрела универсальный характер и смогла вернуться к своей изначальной миссии служить интересам «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества».

В настоящее время, имея 193 государства-члена (включая вернувшиеся Великобританию и США) и 6 ассоциированных членов, ЮНЕСКО выросла в одну из крупнейших межправительственных организаций, объединяющую мировую интеллектуальную элиту. Международные сети сотрудничества включают сотни научных центров, университетов, школ, библиотек, музеев, творческих объединений по всему миру.

По прошествии шестидесяти лет с момента принятия Устав ЮНЕСКО по-прежнему сохраняет свою непреходящую актуальность с точки зрения тех основных обязательств, которые необходимо выполнять посредством международного сотрудничества и растущего роста авторитета Организации в областях ее компетенции - образования, естественных, социальных и гуманитарных наук, культуры, коммуникации и информации. Действительно, поставленные перед ЮНЕСКО при ее создании цели остаются неизменными даже несмотря на то, что условия, в которых выполняется ее уставная миссия и, следовательно, приоритеты действий, постоянно изменяются.

Некоторые тенденции, которые только намечались в момент создания Организации, стали более заметными, тогда как влияние других значительно ослабло. Сегодня невозможно переоценить роль ЮНЕСКО в осмыслении таких глобальных проблем, как противодействие международному терроризму, преодоление углубляющего разрыва между развитыми и развивающимися странами, сохранение экологического равновесия и биологического разнообразия планеты, научные исследования Мирового океана, этические аспекты научно-технического прогресса и развития информации и коммуникации, проблемы народонаселения, урбанизации, ликвидации неграмотности, сохранения природного и культурного наследия человечества.

Как отмечается в Среднесрочной стратегии Организации на 2008-2013 гг., первостепенной для Организации остается сформулированная в преамбуле ее Устава приоритетная задача укоренения идеи защиты мира в сознании людей. ЮНЕСКО должна неизменно стремиться к созданию культуры мира, а также развитию и углублению взаимопонимания, примирения и диалога [7. С. 7-8].

ЮНЕСКО последовательно действует в интересах укрепления мира, устойчивого развития и прав человека, которые играют основополагающую роль и неотделимы друг от друга. Осуществляя свою миссию, ЮНЕСКО выполняет в интересах международного сообщества пять своих функций: лаборатории идей, включая прогнозирование; нормотворческого учреждения; центра обмена информацией; организации, способствующей созданию потенциала в государствах-членах в областях компетенции ЮНЕСКО; катализатора международного сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Устав ЮНЕСКО // Основные документы Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж:

ЮНЕСКО, 2006.

2. Международные нормативные акты ЮНЕСКО: Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации / Сост. И.Д. Никулин. М.:

Логос, 1993.

3. Ройтер В. ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность / Ройтер В., Хюфнер К. М.: Рудомино, 2002.

4. KoichiroMatsuura. UNESCO: Factor of hope. UNESCO Press, 2005.

5. Бывшие Генеральные секретари ООН. Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) (1982-1991 годы). Режим доступа: http://www.un.org

6. ЮНЕСКО и Россия / Сост. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. М., 2005.

7. Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО 2008-2013 гг. Париж, 3-23 ноября 2007 г. Режим доступа: http://www.unesco.org Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, культурология» 30 ноября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.