А.Т. Белекова
Миссия ЮНЕСКО в современном мире
ЮНЕСКО (далее Организация) - специализированное учреждение ООН - крупнейший в мире межправительственный форум по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере. Устав Организации был подписан 16 ноября 1945 г. в Лондоне и вступил в силу 4 ноября 1946 г., что считается датой образования ЮНЕСКО. В соответствии с Уставом ЮНЕСКО задачей Организации является содействие укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола, языка и религий [1, с. 8].
Основной принцип деятельности ЮНЕСКО - способствовать росту количества средств коммуникации между людьми, развивать и использовать эти средства для достижения взаимопонимания и более верных и совершенных знаний о жизни друг друга. При этом все люди должны быть хорошо осведомлены о задачах и идеалах ЮНЕСКО с тем, чтобы поддержать их. Ведь именно они являются ключевыми действующими лицами ЮНЕСКО [2, с. 25].
Существование ЮНЕСКО имеет реальные исторические предпосылки. Ее основатели были одержимы идеей перевернуть историю после Второй мировой войны, из-за которой «невежество» и «предубеждение» подготовили почву не только для крайней степени насилия, но и мощнейшего удара по человеческому достоинству, вызванного «доктриной неравенства людей и рас». Перед лицом ужаса, спровоцированного «отречением от демократических принципов достоинства, равенства и взаимного уважения между людьми», создание ЮНЕСКО явилось гарантией мира, «основанного на интеллектуальной и моральной солидарности человечества».
Эти обстоятельства представляются крайне важными, поскольку каждая тема, как бы ни была она интересна сама по себе, призвана демонстрировать эту задачу ЮНЕСКО. За любым результатом, достигнутым в любой из выделенных сфер компетенции, остается ключевой совокупный результат, к которому надо стремиться. Все частные результаты приобретают значимость в соответствии с тем вкладом, который они вносят в решение этой центральной задачи.
Во всех своих мероприятиях и проектах ЮНЕСКО выполняет ряд функций, отражающих ее роль ведущего учреждения в области образования, науки, культуры и коммуникации.
1. Лаборатория идей
Необходимо прежде всего понять причины и последствия преобразований в современном мире и уяснить, какие позиции занимают в нем образование, наука, культура и коммуникация. ЮНЕСКО принадлежит решающая роль в прогнозировании и выявлении важнейших проблем в областях ее компетенции и выработке необходимой стратегии и мер политики на основе отстаиваемых Организацией этических принципов. Лишь при этом условии появляется возможность влиять на процесс изменений и контролировать его, и лишь тогда деятельность ЮНЕСКО обретает смысл.
2. Центр обмена информацией
ЮНЕСКО собирает, передает, распространяет и налаживает совместное использование имеющейся информации, знаний и передового опыта в своих областях компетенции, ведет поиск новаторских решений и проверяет их в рамках пилотных проектов. Важная задача ЮНЕСКО - развитие знаний и их распространение в целях всеобщего использования. Организация активно поддерживает, координирует и иногда возглавляет работу региональных и всемирных сетей, помогающих проводить научные исследования, обмениваться их результатами и готовить кадры. Решающую роль играют крупные конференции ЮНЕСКО, в ходе которых эксперты ищут общие подходы к сложным вопросам, стоящим перед Организацией, а государства-члены мобилизуют свои усилия на достижение совместных целей.
3. Содействие созданию потенциала в государствах-членах
ЮНЕСКО налаживает международное сотрудничество в интересах государств-членов при помощи создания кадрового и институционального потенциала во всех областях своей компетенции. По просьбе государств-членов ЮНЕСКО оказывает им техническую помощь. Например, при ее содействии проводились реформы в системе образования на Маврикии, разрабатывался закон о свободе печати в Казахстане, осуществлялось обучение сотрудников правоохранительных сил Сальвадора основам «гражданского» правосознания. Такого рода консультативная функция и функция непосредственного исполнения (в меньшей степени) характерны в целом для мероприятий по разработке политики, национальных стратегий, проектов в ходе изучения их технико-экономической осуществимости, в усилиях по мобилизации источников финансирования и, наконец, при оценке результатов.
политология
4. Стимулирование международного сотрудничества
В качестве специализированного и многодисциплинарного учреждения ЮНЕСКО стимулирует сотрудничество в областях своей компетенции. В связи с этим она стремится обеспечить ситуацию, чтобы цели, принципы и приоритеты, которые она отстаивает, находили отражение в других много-и двусторонних программах, проекты осуществлялись на региональном и национальном уровнях, на основе новаторских методов, эффективных мер и испытанных методов. Разумеется, знания можно распространять, используя либо личные контакты специалистов, либо обучение. Но ЮНЕСКО стремится перевести эту работу на постоянную и систематическую основу и для этого выполняет дополнительную функцию центра по сбору и распространению специализированной информации в своих областях компетенции, используя как печатные, так и все чаще электронные средства. ЮНЕСКО осуществляет периодические публикации, ежегодно издает и участвует в издании сотен книг и подготавливает всемирные доклады по образованию, науке, культуре и коммуникации.
Кроме традиционных для ЮНЕСКО тем (образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация), приведем список проблем, характеризующихся либо междисциплинарным подходом, либо нынешними приоритетами Организации, либо связанных с важнейшими актуальными событиями (женщина и гендерное равенство; молодежь; Африка; наименее развитые страны; культура мира; диалог между цивилизациями и т.д.).
Актуальность мандата ЮНЕСКО заставляет говорить о ее реформировании. Это относится ко всей системе ООН. Организация, как и вся система ООН, сегодня фактически поставлена перед выбором - быть на высоте требований времени или занять почетное, но малопривлекательное место среди исторических реликтов уходящей эпохи.
В этой связи хотелось бы обозначить три круга проблем, которые стоят перед ЮНЕСКО сегодня.
Первый круг касается новых вызовов международному миру и безопасности. Ясно, что Организация не может брать на себя не свойственные ей политические задачи. Но она в состоянии помочь вовремя идентифицировать глубинные источники конфликтов, такие, например, как дискриминация меньшинств на почве языка, образования и культуры.
Сегодня, по-видимому, уже недостаточно говорить только о миротворческом вкладе ЮНЕСКО в профилактику и минимизацию последствий региональных, этнических и конфессиональных конфликтов. Речь должна идти об оказании посильной поддержки в рамках компетенции Организации всем тем, кто реально сталкивается с международным терроризмом и активно противостоит ему в разных районах мира.
Второй круг проблем относится к этическим аспектам научно-технического прогресса и информационной безопасности. Общепризнанный факт, что интересы человека все чаще приходится защищать от плодов цивилизации, созданной его же руками.
Третий круг: возникла необходимость не только осмыслить, но и определить конкретные пути решения проблем, связанных с последствиями глобализации.
Необходимо понимать, что финансовые ресурсы Организации отнюдь не безграничны, поэтому желательно подумать об оптимизации тех программ, над которыми работают сотрудники ЮНЕСКО. Все ли из них сохраняют свою актуальность? Что еще следовало бы сделать в плане совершенствования планирования? Быть может, стоит наметить ряд перспективных и, главное, реально достижимых стратегических целей?
Важное значение имеет также тесное взаимодействие ЮНЕСКО с другими учреждениями системы ООН, неправительственными организациями и частными фондами. Надежная опора - инициатива самих государств и гражданского общества.
Действительно, сегодня перед ЮНЕСКО стоит амбициозная задача: сохранить свою роль и привлекательность для мирового сообщества, сталкивающегося в новом столетии со все более сложными вызовами и задачами [3, с. 169].
С момента своего создания ЮНЕСКО пыталась объединить свои области компетенции таким образом, чтобы возникло общее понимание человечности и человечества - культурно многоликого, но единого благодаря общему признанию универсальных принципов справедливости, прав человека и человеческого достоинства. Как справедливо отмечает Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура, вся история ЮНЕСКО свидетельствует о приверженности Организации этому видению. Суть всех реформ К. Мацууры состоит в сокращении числа программ путем определения главных приоритетов и концентрации ресурсов, создании новой системы управления, ориентированной на достижение конкретных результатов с использованием новейших компьютерных технологий, обеспечивающих большую прозрачность и более строгую подотчетность, формирование новой кадровой политики, направленной на правильную расстановку сотрудников согласно их способностям и квалификации, реорганизации и рационализации сети полевых отделений для содействия эффективному осуществлению национальных стратегий в области образования, науки, культуры и коммуникации [4, с. 325].
Целью этих реформ как в самой Организации, так и в государствах-членах является создание условий для устойчивого развития всего человечества. Это поможет определить направления будущей деятельности Организации - от защиты прав человека до охраны
общего наследия человечества, от распространения качественного образования для всех до поощрения устойчивого развития при уважении человеческой личности и бережном отношении к биосфере.
Значение миссии ЮНЕСКО в современном мире существенно возрастает, поскольку именно в сферах международного сотрудничества, затрагивающего интеллектуальный и духовный мир человека, лежат долгосрочные, стратегические ответы на многие вызовы XXI столетия. В свое время бывший Генеральный секретарь ООН Х.Перес де Куэльяр назвал ЮНЕСКО «мыслящей головой» ООН [5]. Это касается ее роли в осмыслении таких глобальных проблем, как противодействие международному терроризму, преодоление углубляющегося разрыва между развитыми и развивающимися странами, сохранение экологического равновесия и биологического разнообразия планеты, научные исследования Мирового океана, этические аспекты научно-технического прогресса и развития информации и коммуникации, проблемы народонаселения, урбанизации, ликвидации неграмотности, сохранения природного и культурного наследия человечества.
Заметное место в ЮНЕСКО применительно к сферам ее компетенции сегодня занимает проблематика образования в области прав человека. Обширное поле для отстаивания в международном плане интересов национальных и языковых меньшинств, включая наших соотечественников в ближнем зарубежье, открывается в связи с недавним принятием глобальных стратегий по правам человека и борьбе с ксенофобией и расизмом.
Значителен, хотя еще не вполне востребован потенциал ЮНЕСКО в вопросах обеспечения мира и международной стабильности. Это становится особенно очевидным перед лицом новых вызовов, с которыми в последнее время все чаще сталкивается человечество: акты международного терроризма, природные и техногенные катастрофы. Занимаясь в рамках своего мандата поисками путей раннего предупреждения конфликтов, ЮНЕСКО вышла на концепцию «культуры мира» - новой культуры межнационального и межкультурного общения, которая предполагает не просто отсутствие вооруженных конфликтов, а новый тип человеческого общежития, основанный на взаимной терпимости, ненасилии, уважении многообразия культур, традиций и религий, соблюдении прав человека. Концепция получила поддержку Генеральной Ассамблеи ООН.
За последние годы в ЮНЕСКО сформировались философия и стиль международного сотрудничества, которые в высокой степени отвечают концептуальным установкам российской внешней политики. Сегодня можно рассматривать ЮНЕСКО как модель миропорядка, составными элементами которого являются равноправие государств, уважение многообразия
культур, предпочтение решать проблемы хотя и нелегким, но в конечном итоге оправдывающим себя путем диалога. В условиях бурно развивающихся процессов глобализации международной жизни ЮНЕСКО воплощает в себе прообраз «единого в многообразии», взаимосвязанного и взаимозависимого мира [6, с. 12].
Отход от идеологического противостояния открыл новые, беспрецедентные возможности для развития международного интеллектуального сотрудничества. Прекращение блоковой конфронтации раскрепостило деятельность ЮНЕСКО. Преодолев острый кризис, связанный с выходом США и Англии, Организация вновь обрела универсальный характер и смогла вернуться к своей изначальной миссии - служить интересам «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» [6, с. 8].
В настоящее время, имея 193 государства-члена (включая вернувшихся Великобританию и США) и 6 ассоциированных членов, ЮНЕСКО выросла в одну из крупнейших межправительственных организаций, объединяющую мировую интеллектуальную элиту. Сотканные ЮНЕСКО международные сети сотрудничества включают сотни научных центров, университетов, школ, библиотек, музеев, творческих объединений по всему миру.
По прошествии шестидесяти лет с момента принятия Устав ЮНЕСКО по-прежнему сохраняет свою непреходящую актуальность с точки зрения тех основных обязательств, которые необходимо выполнять посредством международного сотрудничества и растущего роста авторитета Организации в областях ее компетенции - образования, естественных, социальных и гуманитарных наук, культуры, коммуникации и информации. Действительно, поставленные перед ЮНЕСКО при ее создании цели остаются неизменными, даже несмотря на то, что условия, в которых выполняется ее уставная миссия,
и, следовательно, приоритеты действий, постоянно изменяются. Одни тенденции, которые только намечались в момент создания Организации, стали более заметными, тогда как влияние других значительно ослабло. Сегодня невозможно переоценить роль ЮНЕСКО в осмыслении таких глобальных проблем, как противодействие международному терроризму, преодоление углубляющего разрыва между развитыми и развивающимися странами, сохранение экологического равновесия и биологического разнообразия планеты, научные исследования Мирового океана, этические аспекты научно-технического прогресса и развития информации и коммуникации, проблемы народонаселения, урбанизации, ликвидации неграмотности, сохранения природного и культурного наследия человечества.
Как отмечается в Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2008-2013 гг., первостепенной для Органи-
политология
зации остается сформулированная в преамбуле ее Устава приоритетная задача укоренения идеи защиты мира в сознании людей. ЮНЕСКО должна неизменно стремиться к созданию культуры мира, а также развитию и углублению взаимопонимания, примирения и диалога [7, с. 7-8].
Выполняя свой мандат, ЮНЕСКО последовательно действует в интересах укрепления мира, устойчивого развития и прав человека, которые играют
основополагающую роль и неотделимы друг от друга. Осуществляя свою миссию, ЮНЕСКО выполняет в интересах международного сообщества пять своих функций: лаборатории идей, включая прогнозирование; нормотворческого учреждения; центра обмена информацией; организации, способствующей созданию потенциала государств-членов в областях компетенции ЮНЕСКО; катализатора международного сотрудничества.
Библиографический список
1. Устав ЮНЕСКО II Основные документы Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. - Париж, 2006.
2. Международные нормативные акты ЮНЕСКО: Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации I сост. И.Д. Никулин. - М., 1993.
3. Ройтер, В. ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность I В. Ройтер, К. Хюфнер. - М., 2002.
4. Matsuura, K. UNESCO: Factor of Hope I K. Matsuura. UNESCO Press, 2005.
5. Бывшие Генеральные секретари ООН. Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) (1982-1991 гг.) [Электронный ресурс] // http://www.un.org
6. ЮНЕСКО и Россия / сост. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. - М., 2005.
7. Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО. 2008-2013 гг. Париж, 3-23 ноября 2007 г. [Электронный ресурс] // http://www.unesco.org