Научная статья на тему 'ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ, 1993 ‒ 2000 ГГ.'

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ, 1993 ‒ 2000 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Сирия / торгово-экономическое сотрудничество / товарооборот / экспортно-импортные отношения. / Russia / Syria / trade and economic cooperation / trade turnover / export-import relations.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хижняк Анастасия Владимировна

В статье рассматриваются качественные изменения в торгово-экономическом взаимодействии России и Сирии после распада Советского Союза, анализируются основные причины охлаждения отношений в первые годы существования российского государства. Детальным образом освещается фундамент возобновления сотрудничества в виде создания нормативно-правовой базы, проводится краткий анализ структуры российско-сирийского товарооборота. Автор приходит к выводу о наличии в целом позитивной динамики в развитии сотрудничества Москвы и Дамаска в последнее десятилетие ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESUMPTION OF COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE SYRIAN ARAB REPUBLIC IN THE TRADE AND ECONOMIC SPHERE, 1993 – 2000

The article examines the qualitative changes in the trade and economic interaction between Russia and Syria after the collapse of the Soviet Union, analyzes the main reasons for the cooling of relations in the early years of the existence of the Russian state. The foundation of the resumption of cooperation in the form of the creation of a regulatory and legal framework is highlighted in detail, and a brief analysis of the structure of Russian-Syrian trade turnover. The author comes to the conclusion that there is generally positive dynamics in the development of cooperation between Moscow and Damascus in the last decade of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ, 1993 ‒ 2000 ГГ.»

«Научные исследования и инновации» УДК 94:339 [(470+571):(569.1)]

Хижняк Анастасия Владимировна Khizhnyak Anastasiya Vladimirovna

Аспирант graduate student

Луганский государственный педагогический университет

Lugansk State Pedagogical University

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ, 1993 - 2000 ГГ.

RESUMPTION OF COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE SYRIAN ARAB REPUBLIC IN THE TRADE AND ECONOMIC SPHERE, 1993 - 2000

Аннотация: В статье рассматриваются качественные изменения в торгово-экономическом взаимодействии России и Сирии после распада Советского Союза, анализируются основные причины охлаждения отношений в первые годы существования российского государства. Детальным образом освещается фундамент возобновления сотрудничества в виде создания нормативно-правовой базы, проводится краткий анализ структуры российско-сирийского товарооборота. Автор приходит к выводу о наличии в целом позитивной динамики в развитии сотрудничества Москвы и Дамаска в последнее десятилетие ХХ века.

Abstract: The article examines the qualitative changes in the trade and economic interaction between Russia and Syria after the collapse of the Soviet Union, analyzes the main reasons for the cooling of relations in the early years of the existence of the Russian state. The foundation of the resumption of cooperation in the form of the creation of a regulatory and legal framework is highlighted in detail, and a brief analysis of the structure of Russian-Syrian trade turnover. The author comes to the conclusion that there is generally positive dynamics in the development of cooperation between Moscow and Damascus in the last decade of the twentieth century.

Ключевые слова: Россия, Сирия, торгово-экономическое сотрудничество, товарооборот, экспортно-импортные отношения.

VIII Международная научно-практическая конференция

Keywords: Russia, Syria, trade and economic cooperation, trade turnover, exportimport relations.

С распадом Советского Союза в 1991 г. Российская Федерация как его правопреемница столкнулась с необходимостью поиска своего места в обновленной системе международного порядка, включая выработку новой внешнеполитической стратегии по отношению к традиционной стране-союзнику в регионе Ближнего Востока -Сирийской Арабской Республике (САР). Данное государство на протяжении длительного периода имело большое значение для Москвы благодаря выгодному геополитическому положению, позволявшему оказывать существенное влияние на ситуацию в ближневосточном регионе. К тому же, немаловажную роль для торгово-экономических отношений Москвы и Дамаска играли большие запасы энергоресурсов, которыми обладает Сирия.

В первые постсоветские годы российско-сирийское сотрудничество претерпело серьезные изменения, так как объемы товарооборота в гражданском и военно-техническом секторах значительно сократились (так, еще в 1991 г. объем экспорта и импорта составлял более 1 млрд. долл., а через 2 года, в 1993 г. - уже всего 87,8 млн. долл.) [1]. Подобная тенденция была обусловлена рядом причин.

Во-первых, изначально руководство молодого российского государства отдало предпочтение внешнеполитическому курсу, ориентированному на налаживание и развитие тесных отношений с Западом. При этом в качестве приоритетных для экспорта российских товаров рассматривались рынки Евросоюза и США, что в условиях жесткой конкуренции со стороны западных корпораций привело к невостребованности большинства российских промышленных товаров и превращению углеводородов в основу российского экспорта на этом направлении.

«Научные исследования и инновации» Во-вторых, серьезным препятствием на пути возобновления

взаимовыгодного сотрудничества Москвы и Дамаска в торгово-

экономической сфере можно назвать проявлявшееся в равной степени

нежелание сирийского правительства выплачивать советский долг

России и отказ от ратификации ежегодных торговых договоров с ней.

Отметим, что при этом Сирия продолжала погашение своей

задолженности перед Международным валютным фондом и

некоторыми восточноевропейскими кредиторами.

Несмотря на существенное ухудшение двустороннего российско-

арабского экономического сотрудничества и замораживание

множества совместных проектов и программ в сфере торговли и

инвестиций, в данный период был заключен ряд важных

межправительственных соглашений. Так, благодаря Соглашению о

торговом, экономическом и техническом сотрудничестве от 15 апреля

1993 г. были зафиксированы приоритетные сферы взаимодействия

Москвы и Дамаска: энергетика, ирригация и освоение земель,

металлургия, железные дороги, добыча нефти и газа, нефтехимическая

промышленность, использование ядерной энергии в мирных целях, а

также обеспечение безопасности ее применения и пр. [2].

Важным дополнением к указанному выше Соглашению стало

принятие в 1994 г. Протокола о развитии торгово-экономического и

технического сотрудничества, в соответствии с которым была создана

постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-

экономическому и научно-техническому сотрудничеству,

действующая и по сегодняшний день, и призванная регулировать

двусторонние отношения в экономической сфере, а также решать

возникающие проблемы в ходе развития соответствующих аспектов

межгосударственного диалога [2].

Сразу же после упомянутого оформления основ нормативно-

правовой базы стороны приступили к практической реализации

VIII Международная научно-практическая конференция изложенных в ней положений. В период с 1993 по 1997 гг. России и

Сирии удалось наметить контуры товарооборота между странами. Так,

Москва экспортировала в Дамаск машины и оборудование,

автотехнику, сырьевые материалы и различные инструменты,

применяющиеся на промышленном производстве. В свою очередь,

Сирия поставляла в Россию продукты текстильной промышленности,

фрукты, кондитерские изделия, косметические средства и т.д. [3, с. 36].

Однако успешный задел в развитии торгово-экономических связей РФ и САР несколько омрачался все еще неурегулированной проблемой выплаты сирийского долга, имевшей к тому же, тенденцию к обострению. В ходе неоднократных встреч представителей политической элиты России и Сирии, последние заявили о возможности рассмотрения выплаты долга. Россия предлагала вариант списания около 60% долга при условии выплаты сирийской стороной остальной части наличными. Исходя из позиции сирийской стороны, можно утверждать, что подобная инициатива имела перспективой лишь некоторую отсрочку разрешения проблемы, но не само разрешение, а это, в свою очередь, продолжало препятствовать полномасштабному восстановлению двустороннего торгового взаимодействия на протяжении остатка XX в.

Начиная с 1995 г., российское руководство во главе с министром иностранных дел России Е.М. Примаковым, стремясь восстановить былые позиции на Ближнем Востоке, предпринимает ряд активных политико-дипломатических действий, направленных на урегулирование арабо-израильского конфликта в статусе коспонсора мирного процесса в регионе. Одновременно Москва начала все более ощутимо поддерживать сирийское государство в политической сфере, что не замедлило положительно сказаться на торгово-экономическом сотрудничестве и выразилось в увеличении количества заключенных контрактов с российскими компаниями под эгидой правительства САР.

«Научные исследования и инновации» Например, уже в 1996 г. такие российские компании как

«Энергомашэкспорт», «Сельхозпромэкспорт», «Гидропроект»,

«Зарубежэнергострой», «Тяжпромэкспорт», «Гидроспецстрой» и др.

приняли участие в 19-ти международных тендерах на реализацию

объектов энергетики, нефти и газа, ирригации, транспорта и т.д. [3, с.

39].

В 1997 г. проводилась активная работа над обеспечением выполнения заключенных договоров и контрактов. В частности, компания «Энергомашэкспорт» выполнила обязательства по сооружению линий электропередач протяженностью 925 километров, а «Тяжпромэкспорт» реализовал строительство нефтепровода Хомс-Алеппо протяженностью 180 километров. Кроме того, «Тяжпромэкспорт» в указанный период начал строительство двух нефтехранилищ с насосными станциями в г. Хомсе. В это же время, «Гидроспецстрой» и «Сельхозпромэкспорт» выполняли поставку запасных частей для установки по ремонту нефтяных скважин, а также сварочных электродов для продолжения строительства гидроэлектростанции «Тишрин» [3, с. 39]. Итоговая прибыль от реализации перечисленных сделок составила более 400 млн. долл. Как мы видим, в 1997 г. ввиду незначительной политической «оттепели» в российско-сирийских отношениях, торгово-экономическое сотрудничество сосредотачивалось преимущественно в стратегически важных отраслях производства: нефтяной и энергетической.

В этом же году Москва инициировала возобновление переговоров о возможностях выплаты сирийской стороной задолженности по кредитам (на указанный период сумма долга составляла примерно 11 млрд. долл.). К подобному действию российские финансовые круги подталкивало осознание возможных масштабов политических и экономических потерь из-за неурегулированных проблем в отношениях с традиционным

VIII Международная научно-практическая конференция союзником на Ближнем Востоке. Российские представители на

двусторонних встречах в Дамаске неоднократно заявляли, что данный

вопрос должен быть решен путем диалога, не затрагивающего

ключевые позиции сторон.

Однако, несмотря на возобновление торгово-экономического взаимодействия между странами, на то время компромисса в этом вопросе достичь не удалось. Сирия уже фактически адаптировалась к нейтральным отношениям с Москвой и не испытывала острой необходимости в скорейшем урегулировании проблемы долгов. Российская же сторона осознавала тот факт, что дальнейшее откладывание решения острого вопроса усложняет выход на обоюдовыгодные условия и объемы торгово-экономического сотрудничества. Так или иначе, но сближение Москвы и Дамаска в экономической сфере постепенно продолжалось [4, с. 42].

В 1998 г. продолжилась совместная работа над расширением нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения государств. Прежде всего, была начата разработка проекта Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества, в которой были указаны наиболее приоритетные отрасли двустороннего взаимодействия: «...энергетика, ирригация и освоение земель, железные дороги, добыча нефти и газа и нефтехимическая промышленность» [1]. В этом же году состоялось первое заседание Постоянной российско-сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству в Дамаске. Ключевыми аспектами работы комиссии стало обсуждение вопросов торговли, инвестиций и рационального использования природных ресурсов в обеспечении нужд в отрасли нефтедобычи и энергетики [5].

Еще одним подтверждением возобновления активности сотрудничества России и Сирии в торговой сфере можно назвать

«Научные исследования и инновации» Дамасскую ярмарку 1998 г., в которой приняли участие представители

более чем полусотни стран. Участие 36-ти российских компаний в

ярмарке содействовало подписанию новых контрактов на экспорт из

России различных запчастей для подвижного состава железных дорог,

медицинского оборудования и осветительных промышленных

приборов на сумму в 5 млн. долл.

Внутренний кризис российской экономики в августе 1998 г. существенным образом ослабил ее, негативно сказавшись и на динамике товарооборота с Дамаском. Несмотря на это, общая направленность стратегии Москвы на расширение и укрепление позиций России в ближневосточном регионе осталась прежней, а реализация заключенных контрактов продолжилась. Так, было продолжено сооружение и подготовка к эксплуатации 24-х объектов сирийской нефтяной промышленности, реализация транспортных и ирригационных проектов. В частности, в указанный период были введены в эксплуатацию 35 нефтяных скважин на нефтяном месторождении «Румелан» [3, с. 40].

Такого рода позитивные тенденции в двусторонних экономических отношениях нашли свое отражение и в политике. 6 июля 1999 г. после 12-летнего перерыва Москву посетил президент Х. Асад, прибывший во главе представительной сирийской делегации [4, с. 43]. Данный визит играл немаловажную роль в закреплении всех наработок российского руководства в течение прошедшего десятилетия по возвращению РФ роли «старшего» партнера САР в торгово-экономической сфере. Дело в том, что подписанное в 1993 г. Соглашение не содержало каких-либо конкретных проработанных документов, регламентирующих российско-сирийское сотрудничество в торгово-экономической сфере. Визит же Х. Асада существенно активизировал работу над пакетом необходимых документов, который в итоге и принял вид утвержденной уже в 2000 г. Долгосрочной

VIII Международная научно-практическая конференция программы развития торговли, экономического, промышленного и

научно-технического сотрудничества. Как представляется, принятие

этого документа в значительной степени наглядно раскрыло перед

обеими сторонами весь масштаб перспектив двустороннего

сотрудничества, которые начали реализовываться на практике уже в

XXI в.

Таким образом, благодаря длительной кропотливой работе российской и сирийской дипломатии и деловых кругов в первое постсоветское десятилетие удалось возобновить замороженные вследствие распада СССР торговые отношения Москвы и Дамаска. Основными направлениями российско-сирийского экономического взаимодействия, вызывавшими неослабевавший обоюдный интерес, по-прежнему оставались топливно-энергетический комплекс, сотрудничество в области транспорта, гражданского строительства и ирригации. Несмотря на устойчивый рост товарооборота между странами, дальнейшему развитию взаимовыгодных отношений препятствовал неразрешенный вопрос о реструктуризации сирийского долга. Вместе с тем, основы нормативно-правовой базы сотрудничества РФ и САР, заложенные в 1993-2000 гг., создали реальные предпосылки для успешного разрешения даже этой острой проблемы.

Библиографический список:

1. Хлопков А.В. Российско-сирийское сотрудничество и перспективы развития атомной энергетики в Сирии [Электронный ресурс] // Вопросы безопасности. - 2001. - Режим доступа: http://www.pircenter.org/articles/1444-rossijskosirijskoe-sotrudnichestvo-i-perspektivy-razvitiya-atomnoj-energetiki-v-sirii (дата обращения 21.05.2021).

«Научные исследования и инновации»

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и

Правительством Сирийской Арабской Республики о торговом, экономическом и техническом сотрудничестве [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт. Режим доступа:

: https ://www. mid. ru/foreign_policy/mtermtional_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-55/57309?_st (дата обращения 21.05.2021).

3. Деловая Сирия. Экономика и связи с Россией 1999 - 2001 гг. / под ред. Г. Вачнадзе. // Ежегодник «Деловая Сирия». Т.1. 2002. 39 с.

4. Ахмедов В.М. Российско-сирийские отношения: итоги и проблемы // Россия на Ближнем Востоке: цели, задачи, возможности. Сборник статей. М., 2001. С. 28-49.

5. Справка о торгово-экономических связях Российской Федерации с Сирийской Арабской Республикой [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. -Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/resources/resources/4650180040ccb6a097a1b 790e96aee3b/siria_tes.doc (дата обращения 22.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.